–PAGE_BREAK–
Под инновацией подразумевается нововведение в области техники, технологии. организации груда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также егоприменение в самых разных областях и сферах деятельности [4].
Можно выделить несколько видов инноваций:
•продуктовые (технические) появляются при производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
•процессные (технологические) возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
•организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
•информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
С точки зрения результата инноваций можно выделить;
•базисные инновации — вновь внедренные изделия, крупные изобретения, которые становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и продукции;
•улучшающие инновации — процессы, техника и/или изделия, подвергавшиеся усовершенствованию (мелкие и средние изобретения);
•псевдоинновации (модернизации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники, технологи, продукции. Как правило, «старый» продукт изготавливают на основе продукции, уже выпускаемой предприятием, значительно усовершенствовав при этом методы производства. Данная категория включает продукцию, базирующуюся на заимствованном передовом опыте, когда внедряют новые или усовершенствованные методы производства, реализованные ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемые путем технологического обмена. Можно выделить три уровня масштаба (значимости) инновации:
•общенациональный уровень (революционная инновация, значимая для мирового рынка);
•технологические прорывы, изменяющие облик промышленности (значимы для страновых (отраслевых) рынков);
•инновации локального уровня — скромные по значению, но важные для выживания конкретной компании |5].
Вэкономической теории выделяют научно-технический, производственный, трудовой, экспортный, производственный, природно-ресурсный потенциалы 16). Обобщенно под потенциалом принято понимать способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом, как правило, подразумевают экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению в хозяйственный оборот новых технологий. К таким возможностям можно отнести совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности:
•интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
• материальные (опытно-приборная база; пилотные установки, исследовательское,экспериментальное и лабораторное оборудование);
•финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
•кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
•инфраструктурные {собственные подразделения НИР и ОКР. конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
•дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием) [7]. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими, так и управленческими факторами, в числе которых:
•сложившийся ранее уровень развития производства;
•состояние механизма и системы управления;
•тип и ориентация организационной структуры;
•тенденции экономической и инновационной политики;
•понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д.
Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:
· факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;
· факторы внутренней среды;
· факторы внешней среды (5).
Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей, определяющих развитие инновационного процесса как сложной обособленной системы. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.
Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, Организационно-технического уровня коммуникационной системы и г. д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной материальных и информационных ресурсов и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.
Отличительными признаками компаний, внедряющих инновационные проекты, являю юн:
•организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
•поиск этой группой разнообразных источников информации как внутри, так и вне фирмы;
•использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;
•поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;
•поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
•четкая стратегия управления нововведениями. Если первые пять признаков характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.
Уровень инновационного потенциала предприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающим фактором здесь выступают степень усвоения управленческого опыта и качество извлеченных из прошлого уроков. Специалисты выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта:
1)внешнего окружения (условия, конкуренты, потребители и т. п.);
2)собственных действий организации (менеджера) — инновационная стратегия,” процедуры и методы управления и т. д.;
3)процессов и методов выявления, определения и решения проблем, применяемых организацией (менеджером), например культура, знания, функциональная специализация;
4)организационного сознания, объединяющий первые три [Там же].
Многообразие управленческих ситуаций и сложность инновационногопроцесса порождают необходимость разработки детальной методики оценки инновационного и инвестиционного потенциала компании. В связи с этим в рамках данной статьи предлагается алгоритм проведения такой оценки.
Инновационный потенциал компании представляет собой накопленный потенциал инновационного развития предприятия к моменту практической реализации инновации.
Структура инновационного потенциала компании может быть рассмотрена, во-первых, с точки зрения процесса разработки продукта, во-вторых — с точки зрения структуры компании.
Инновационный потенциал сточки зрения процесса разработки продукта включает в себя:
•научный потенциал;
•рыночный потенциал;
•производственный потенциал;
•предпринимательский потенциал.
Оценка научного потенциала предприятия подразумевает анализ способности предприятия к проведению научных исследований и разработок, а также возможностей реализации на рынке уже накопленных компанией научных разработок.
Оценка научного потенциала проводится в целях:
•оценки эффективности и использования имеющегося научного опыта организации на определенную дату или за определенный период;
•определения способности организации к воспроизводству научного потенциала;
•выяснения путей превращения имеющихся возможностей в товар, продвижения его на рынок или выбора оптимального пути для передачи технологии. Научный потенциал проекта выражается в новизне
научно-технической сущности продукта (технологии) и в возможностиподтверждения авторских прав на него.
Составляющими научного потенциала предприятия являются:
•накопленные научные и опытно-конструкторские разработки;
• имеющиеся нематериальные активы; патентоспособность идеи;
• научные кадры и неотделимые от конкретных физических лиц ноу-хау и знания. Идея или технология предприятия (лаборатории, института) обладает коммерческим потенциалом в том
случае если она потенциально может стать продуктом на рынке. При этом под продуктом понимаются
все возможности и формы коммерческой реализации результатов:
• продукт, готовый к коммерциализации;
• продукция или прототип военной промышленности (так называемые двойные технологи);
• лабораторный прототип;
• оборудование, аппаратура, компьютерные системы проектирования;
•технологии;
•интеллектуальная собственность, которую можно защитить авторскими правами;
•доказательство выдвинутой концепции;
• знания, которыми обладают исследователи (ноу-хау). Причем чем шире принимаемые во внимание источники и пути внедрения технологии, тем выше вероятность успеха.
В процессе оценки выделяются и учитываются возможные, допустимые и наиболее предпочтительные результаты реализации технологий
Оценка производственного потенциала предприятия подразумевает анализ имеющихся возможностей (правил, методов и способов) материализации идеи (изготовления продукта) или оценку технической осуществимости доведения идеи до стадии готовностипродукта к использованию или продаже
Составляющими производственного потенциала предприятия являются;
•имеющееся оборудование.
•имеющиеся технологии;
« наличие технически грамотного персонала;
•налаженные связи или возможности организации производства го кооперации,
•поставщики комплектующих, а также возможности и затраты по привлечению/приобретению всего вышеперечисленного.
В принципе, компания может не иметь собственного оборудования и производственного персонала, практически все составляющие, которого могут быть получены по аутсорсингу. Критериями выступают качество, дисциплина поставок, уровень порождаемых такой формой производства затрат желание собственников обладать производственными активами (а следовательно, содержать их и управлять ими).
Наиболее распространенный метод оценки научного и производственного потенциала организации, принятый в мировой практике, — технологический аудит, т. е. анализ технологии, опыта, изделий и знаний, которые имеются на предприятии (в организации, исследовательском институте, лаборатории, университете) и потенциально могут быть коммерциализированы. Это начальный этап установления характеристик технологии, оборудования, накопленного опыта организации. Технологический аудит может быть внутренним, т е. осуществляться специалистами самой компании, или внешним, для проведения которой приглашаются специализированные организации на платной основе.
Методики, разработанные в организациях, специализирующихся на оценке технологий, чаще всего недоступны для общего пользования, а иногда даже имеют статус коммерческой тайны.
В России практика проведения внешнего технологического аудита отсутствует. Отбор возможностей чаще всего неформализован, имеет хаотичный, субъективный и случайный характер, основан на интуиции высшего менеджмента компании.
Подробная методика проведения технологического аудита компании является предметом самостоятельного исследования и выходит за рамки настоящей темы.
Анализ рыночного потенциала позволяет понять, есть ли у предприятия (проекта, продукта) реальный шанс на успех, соответствует ли продукт (проект) определенным потребностям рынка, оценить механизмы, которые транслируют новую технологическую возможность на рынок.
Знание рынка, на котором предприятие собирается внедрять свою идею, способность организовать рыночные взаимодействия и применить инструментарий маркетинга выступаюткрайне важными факторами на пути коммерциализации технологий.
Оценка рыночного потенциала складывается из:
•оценки ёмкости рынка, т. е. максимально возможного размера рынка для конкретного продукта/ технологии;
•оценки потребителей (в том числе наличия постоянных покупателей, клиентских отношений и т. п.);
•оценки конкурентов (в том числе наличия соглашений об отказе от конкуренции и т. п.); оценки деловой репутации фирмы;
•наличия товарных знаков, знаков обслуживания, брендов и т. п.
Коммерциализация технологии реализуема только в случае квалифицированных и согласованных действий разработчиков и управленцев. Высокое качество и конкурентоспособность изделий должны обеспечиваться всей системой предприятия — от проектирования и конструирования опытного образна до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий. Степень работоспособности всей системы оценивается при анализе предпринимательского потенциала
Оценка предпринимательского потенциала складывается из:
•анализа истории выполнения проектов;
•оценки управляемости бизнесом в целом;
•личностной оценки менеджмента предприятия/проекта, силы команды;
•оценки эффективности взаимодействия всех вышеперечисленных блоков;
•обслуживающих функций;
•оценки финансового потенциала (наличие начального капитала, возможность привлечения финансирования).
Оценка предпринимательского потенциала в данном понимании сложно формализуема и носит преимущественно качественный характер.
Успех предпринимательства вообще, а инновационного в особенности требует учета всей системы вышеперечисленных факторов. Пренебрежение этим условием служит основной причиной большинства неудач при создании новых предприятий и внедрении проектов. Более того, в случае утраты одного из этих компонентов обесценивается вся фирма.
Принятый порядок описания составляющих бизнес-потенциала предприятия не свидетельствует об их иерархии. Все составляющие тесно взаимосвязаны и равноправны по отношению друг к другу Источниками инновационных возможностей фирмы могут выступать:
• рынок, т. е. первичными являются потребности рынка и под них разрабатывается продукт и технология его изготовления подбираются оборудование, место, кадры и г. п.;
новые знания и технологии, т. е. первичными являются внутренние возможности предприятия, а значит, движение идет от возможностей предприятия к рынку.
При любом порядке оценки потенциала основное внимание уделяется достижению равновесного состояния между всеми вышеупомянутыми блоками.
С одной стороны, продукт «рождается» из взаимосвязи идеи и потребностей рынка. Идеальный, с точки зрения изобретателя, продукт (технология) может не получить при знания на рынке. Оптимальной ситуацией следует считать такую, при которой набор знаний и технологий предприятия позволяет разрабатывать идею, заранее основываясь на потребностях рынка.
С другой стороны, идея становится изделием, когда она может быть каким-то образом изготовлена.
Способ реализации идеи обусловливает уровень затрат на производство новой продукции, соотношение которых с уже предлагаемыми на рынке продуктами определяет степень их конкурентоспособности. Иными словами, новый продукт, предлагаемый на рынке, может оказаться дороже старого, а соотношение цены и новых свойств покажется потребителю неоправданным, а связи с чем новый продукт не будет; востребован рынком.
Для успешной коммерциализации технологии необходима организация взаимосвязей между всеми составляющими, обеспечение прямых и обратных связей, общее управлении процессом. продолжение
–PAGE_BREAK–