Современные
условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и
совершенствования методов планирования. Чем выше качество планов, тем более
весомым будет их вклад в развитие стабильного экономического положения не
только малого хозяйствующего субъекта, но и государства в частности. Чтобы
эффективно управлять обслуживающим хозяйством или любым его структурным звеном,
необходимо четко знать, какими должны быть воздействие и его последствия.
Грамотно
составленный экономический план позволит занимать не только стабильное, но даже
и лидирующее положение в экономике, на жестоком рынке конкуренции; будет
способствовать планомерному развитию в будущем.
Таким
образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема контрольной работы
весьма актуальна.
Целью
данной контрольной работы является изучение планирования работы обслуживающего
хозяйства.
Для
достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить
характеристику и особенности деятельности отраслей сферы обслуживающего
хозяйства;
рассмотреть
прогнозирование и планирование жилищно-коммунального хозяйства;
рассмотреть
планирование развития бытового обслуживания.
Поставленные
цель и задачи обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из
введения, 3 разделов и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были
получены в результате написания контрольной работы. Завершает контрольную
работу список использованных источников.
Для
написания контрольной работы были использованы методы научного исследования
такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод
опроса, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.
Для
полного раскрытия темы контрольной работы использовались учебные пособия по
авторов, изучающих данную тему (Борисевич В.И., Гарифуллина Ф.С.), а также
использовалась периодическая литература.
1.
Характеристика и особенности деятельности отраслей сферы обслуживания
Человечество
в своей жизни, кроме создания материальных ценностей, выполняет массу других
действий по удовлетворению потребностей в пище, одежде, повышению уровня
знаний, укреплению здоровья и т.д. Такие виды работ, когда их полезный эффект
заключается в обеспечении материальных и духовных нужд личности, принято
классифицировать и учитывать в качестве потребительских услуг. Большая часть из
них удовлетворяет первостепенные жизненные потребности населения и в конечном
итоге способствует воспроизводству рабочей силы.
Услуги
населению оказывают отрасли сферы обслуживания [11, с.364]:
народное
образование,
отрасли
культуры и средства массовой информации,
отрасли
здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения,
жилищно-коммунальное
хозяйство,
бытовое
обслуживание населения.
Кроме
того, в сферу обслуживания населения включаются некоторые виды деятельности,
относящиеся к сфере материального производства: торговля и общественное
питание, производственные виды бытовых услуг — ремонт бытовых машин, приборов,
ремонт и изготовление мебели, индивидуальный пошив одежды и обуви, химическая
чистка и крашение, междугородный пассажирский транспорт и связь.
В
зарубежных странах основная часть услуг компенсируется населением за счет
собственных средств. При переходе к рыночным отношениям в странах СНГ, в том
числе в Беларуси, сокращается доля бюджетных средств на эти цели и наряду с
бесплатными оказываются платные услуги населению коммерческими структурами.
Бюджетное
финансирование, как правило, предусматривается на получение начального
образования, оказание простейшей медицинской помощи и в некоторых других
случаях.
Специфика
услуг состоит и в том, что процесс их производства и потребления совпадает по
времени, в связи с чем их нельзя накапливать, они должны создаваться там, где
есть потребители [9, с.194].
Поэтому
система государственного регулирования, прогнозирования и планирования развития
отраслей, производящих потребительские услуги, — децентрализована, т.е.
осуществляется в основном областными, городскими и районными органами
управления, в максимальной мере приближена к потребителям и учитывает местные
условия.
Особенностью
сферы услуг является также и то, что она развивается, главным образом,
экстенсивным путем. Если в материальном производстве прирост продукции в
большей мере осуществляется за счет роста производительности труда, т.е.
интенсивных факторов, то в сфере обслуживания наращивание объема услуг
производится в основном за счет увеличения численности работающих.
В
отраслях, создающих платные услуги, повышение эффективности труда выражается,
прежде всего, в улучшении качества обслуживания населения и расширении перечня
предоставляемых услуг. Поэтому и в перспективе развитие сферы услуг будет
основываться также на привлечении в эти отрасли дополнительной рабочей силы.
Особенно это касается таких отраслей, как народное образование,
здравоохранение, социальное обеспечение [5, с.79].
Но
вместе с тем и в сфере обслуживания необходимо и возможно более широко
использовать интенсивный путь развития за счет ускорения научно-технического
прогресса и, в первую очередь, в тех отраслях, в которых процессы труда
поддаются механизации и автоматизации (например, жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание, в здравоохранении —
определенные процессы и т.д.).
Прогнозирование
и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения
производится с учетом особенностей отраслей данной сферы.
Подводя
промежуточный итог, необходимо повторить, что система государственного
регулирования, прогнозирования и планирования развития отраслей, производящих
потребительские услуги децентрализована, т.е. осуществляется в основном областными,
городскими и районными органами управления, в максимальной мере приближена к
потребителям и учитывает местные условия.
2.
Прогнозирование и планирование жилищно-коммунального хозяйства
Прогнозирование
и планирование жилищного хозяйства ведется но двум направлениям: строительство
жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.
Основная
сложность при определении объема строительства жилья состоит в установлении
размера финансовых ресурсов на указанные цели и их источников. Ими могут быть
[11, с.370]:
средства
государственного бюджета (обычно для удовлетворения потребностей социально
незащищенных групп населения — тяжелобольных, инвалидов и других лиц в
соответствии с действующим законодательством);
безвозмездное
субсидирование и льготное кредитование из государственных средств для
малообеспеченных слоев населения, молодых семей;
строительство
за счет собственных средств населения и получаемых обычных кредитов банков.
Кроме
того, со стороны государства может предусматриваться:
стимулирование
направления прибыли предприятий и доходов граждан на строительство или
приобретение жилья;
создание
условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную
сферу, формирование механизма ипотечного (залогового) кредитования;
выпуск
жилищных сертификатов, направление на жилищное строительство части средств от
приватизации;
поощрение
использования кооперируемых средств населения на строительство жилья.
В
настоящее время сокращается удельный вес бюджетных средств на строительство
жилья. Наиболее интенсивное развитие получают те формы жилищного строительства,
где финансирование осуществляется за счет личных средств населения с
использованием государственного кредита. Это различные формы индивидуального и
кооперативного жилищного строительства [11, с.371].
Кроме
того, жилье должно быть объектом собственности с правом владения, распоряжения,
наследования. Создание и функционирование рынка жилья способствует более
широкому привлечению средств для организации жилищного строительства и его
надлежащего содержания.
Развитие
жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности
населения и норм его обеспечения жилой площадью в рассматриваемом периоде в
расчете на одного жителя. Дополнительная потребность в жилой площади
определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с
учетом выбытия. Она служит основанием для прогнозирования ввода жилья и
капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м жилой площади, дифференцированной
по зонам, районам и городам. Все эти расчеты основаны на демографических
показателях (численность и структура семей, половозрастной их состав) и в
конечном итоге представляют собой показатели количества квартир и числа комнат
в них.
Существует
два вида душевой нормы жилой площади: социальная и санитарная. Социальная норма
определяется с учетом рациональных потребностей в жилье, обусловленных ростом
культурного уровня жизни народа. Санитарная норма обеспечивает нормальные
гигиенические условия жизни. Обе нормы устанавливаются государством и
используются в процессе прогнозных расчетов потребности в жилье [5, с.87].
Обеспеченность
жильем занимает определяющее место в решении социальных проблем. Жилищные
условия в значительной мере определяют структуру и приоритеты остальных
потребностей человека.
Расходы
на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов
прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок.
Увеличение
и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального
хозяйства.
К
коммунальному хозяйству относятся: водопровод и канализация; городской
транспорт; энергетическое хозяйство (электросети, сеть теплофикации и
газификации); прочие отрасли (озеленение, санитарная очистка и др.).
Основной
задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального хозяйства
является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными
услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных
пунктов. Повышение качества обслуживания предполагает улучшение
санитарно-гигиенических условий проживания [6, с.112].
При
разработке прогноза развития коммунального хозяйства используется большое число
разнообразных показателей, различающихся по видам услуг. Определяется объем потребления
(предоставления) различных ресурсов — воды, электроэнергии, тепла и т.д.
Производится расчет мощностей, предусматриваются резервные мощности на случай
пиковой нагрузки в течение суток, сезона или года. Планируется ввод новых,
реконструкция и расширение действующих мощностей водопровода, канализации,
теплофикации и газификации.
Основной
показатель деятельности коммунальных предприятий — объем продукции или услуг,
который определяется в денежном и натуральном выражении.
Главным
показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Кроме
того, учитывается среднее потребление воды на одного городского жителя,
обеспеченность водопроводом жилого фонда, протяженность водопроводной сети.
Потребность в воде определяется отдельно для промышленных предприятий (исходя
из норм расхода на единицу продукции и производственной программы) и для
населения (на основе его численности и душевых норм потребления).
Объем
услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка
сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях.
Количество сточных вод, пропускаемых через коллекторы и очистные сооружения,
для каждого потребителя принимается равным количеству потребляемой им воды,
независимо от источника подачи.
По
газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина
потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества
газифицированных квартир к их общему числу.
Для
оценки работы городского пассажирского транспорта применяются следующие
показатели: количество перевезенных пассажиров; общий пробег подвижного
состава; средняя наполняемость одного вагона (машины); протяженность трамвайных
путей и троллейбусных линий. Прогнозируется потребность в транспортных
средствах.
Жилищно-коммунальное
хозяйство относится к местному хозяйству. В связи с этим планирование его
производственно-эксплуатационной деятельности осуществляется в основном
местными органами управления.
Таким
образом, прогнозирование и планирование жилищного хозяйства ведется но двум
направлениям: строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося
жилого фонда. При разработке прогноза развития коммунального хозяйства
используется большое число разнообразных показателей, различающихся по видам
услуг. Основной задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального
хозяйства является повышение уровня и улучшение качества обслуживания
коммунальными услугами населения городов, поселков городского типа, сельских
населенных пунктов.
3.
Прогнозирование развития бытового обслуживания населения
План-прогноз
бытового обслуживания населения разрабатывается по территориальному принципу,
т.е. показатели по бытовому обслуживанию населения определяются Министерством
жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством экономики и
соответствующими органами областей, районов и других
административно-территориальных единиц.
Рассчитываются
следующие показатели по бытовому обслуживанию населения [11, с.373]:
объем
реализации бытовых услуг населению в стоимостном выражении, в том числе в
сельской местности;
объем
важнейших видов платных услуг населению;
выручка
за индивидуальный пошив из материалов заказчика, бытовой ремонт и другие
бытовые услуги для населения, учитываемые в составе розничного товарооборота;
внедрение
передовой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;
ввод
в действие основных фондов и производственных мощностей за счет собственных
средств и ассигнований из бюджета.
Обоснование
плана-прогноза бытового обслуживания населения начинается с определения
потребностей населения в услугах, которые зависят от следующих факторов:
численности населения с разделением его на городское и сельское, занятости
женщин в общественном производстве, уровня денежных доходов населения в целом и
по социальным группам, соотношения розничных цен на товары и услуги,
обеспеченности населения предметами культурно-бытового назначения длительного
пользования и др.
Возможности
удовлетворения населения в бытовых услугах определяются сетью предприятий
бытового обслуживания и их производственной мощностью.
Услуги
выполняют специализированные предприятия, комбинаты, приемные пункты,
подчиненные специализированным или комбинированным предприятиям бытового
обслуживания. В сельской местности бытовое обслуживание представлено системой
райбыткомбинатов, домов быта и комплексных приемных пунктов.
Характер
оказываемых услуг и вид предприятий существенно влияет на специфику расчета
производственных мощностей предприятий бытового обслуживания населения.
Производственная
мощность специализированных предприятий рассчитывается в натуральных
измерителях: химическая чистка, стирка белья — в тоннах; пошив и ремонт обуви —
в нарах обуви; в комбинатах, как правило, в денежных измерителях. Ее
устанавливают по производительности ведущего цеха на основе данных о составе и
количестве оборудования, фонда рабочего времени и коэффициента сменности работы
оборудования [8, с.96].
На
других предприятиях бытового обслуживания производственная мощность
определяется на основе количества рабочих мест с учетом сменности работы
оборудования, производственных площадей (определяемых на основе нормативов
производственной площади на одно рабочее место) и трудоемкости производства
одной приведенной ремонтной или изготавливаемой по индивидуальным заказам единицы,
рассчитанной по прогрессивным нормам. На предприятиях, оказывающих
непроизводственные услуги, своеобразным показателем мощности служит их
пропускная способность [11, с.374].
В
переходный период особенно активные позиции в развитии сектора бытовых услуг
занимает негосударственный сектор экономики, который, как правило, более
оперативно и полно реагирует на запросы потребителей.
Таким
образом, план-прогноз бытового обслуживания населения разрабатывается по
территориальному принципу. Обоснование плана-прогноза бытового обслуживания
населения начинается с определения потребностей населения в настоящее время в
определенных услугах.
Заключение
Система
государственного регулирования, прогнозирования и планирования развития
отраслей, производящих потребительские услуги децентрализована, т.е.
осуществляется в основном областными, городскими и районными органами
управления, в максимальной мере приближена к потребителям и учитывает местные
условия.
Прогнозирование
и планирование жилищного хозяйства ведется но двум направлениям: строительство
жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда.
При
разработке прогноза развития коммунального хозяйства используется большое число
разнообразных показателей, различающихся по видам услуг.
Основной
задачей прогнозирования деятельности предприятий коммунального хозяйства
является повышение уровня и улучшение качества обслуживания коммунальными
услугами населения городов, поселков городского типа, сельских населенных
пунктов.
План-прогноз
бытового обслуживания населения разрабатывается по территориальному принципу.
Обоснование плана-прогноза бытового обслуживания населения начинается с
определения потребностей населения в настоящее время в определенных услугах.
Список литературы
Афитов
Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие для студ. экономич. спец. вузов
/ Э.А. Афитов. – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 284с.
Белоусова
Е. Оперативное планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –
2002. – № 4. – С.40-45.
Бухалков
М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 391с.
Владимирова
Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. –М.:
Издательский Дом, 2000. – 308с.
Гарифуллина
Ф.С., Гуков Н.В. Организация и планирование деятельности предприятий бытового обслуживания.
– М., 1990. – 256с.
Егоров
Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 176с.
Ильин
А.И. Планирование на предприятии: Пособие для подготовки к экзаменам / А.И.
Ильин. – Мн.: Мисанта, 2003. – 188с.
Ильин
А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2.
Тактическое плинирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание»,
2000. – 416с.
Прогнозирование
и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для студентов экономических
специальностей вузов. / Под редакцией Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. –М.:
ЮНИТИ, 2000. – 318с.
Прогнозирование
и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. / Под ред. Л. Е. Басовский.
–М.: ИНФРА-М, 2002. – 259с.
Прогнозирование
и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н.
кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой.— Мн.: ИП
«Экоперспектива», 2000.—432с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/
Дата добавления: 04.06.2009