1. Затратные ипараметрические методы определения цен
В практикеценообразования используются различные методы определения соответствия междустоимостью и ценами. Среди этих методов следует назвать такие, как затратные,параметрические и нормативно-параметрические.
Затратные методыопределения цен.
При определении стоимоститовара главная задача — выявление количества общественно необходимого труда,воплощенного в товаре, т. е. учет затрат труда. Если цена отражает стоимостьтовара, ее уровень также зависит от количества затраченного труда напроизводство соответствующей вещи. Метод, в соответствии с которым в плановомпорядке определяются все общественно необходимые затраты на производство иреализацию товаров, называется затратным. Этот метод незаменим в том случае,если цена выполняет учетную функцию, функцию обеспечивающую строгоесоответствие стоимости и цены.
Метод затратпредусматривает учет только тех из них, которые являются общественнонеобходимыми. В этом вопросе утвердился взгляд, согласно которому общественнонеобходимые затраты труда — это средние затраты общественного труда,утвердившиеся на данный момент. Однако в условиях господства административно-бюрократическойсистемы управления экономикой, в силу того, что в средние затраты очень частовключаются и те, которые не соответствуют достигнутому уровню развитияпроизводительных сил, опыту отечественной и мировой практики, затратный методстал синонимом безхозяйственности. Бюрократически-административный подход копределению средних затрат характеризуется монополизмом и закрытостью вопределении общественно необходимых затрат, поскольку элементы состязательностив деле снижения затрат совершенно отсутствуют. Более того, при таком подходемало учитываются интересы потребителя. Интересы только одной стороны — производителя не могут служить примером разумного и компетентного подхода врешении проблемы соответствия и соотношения уровня стоимости и уровня центоваров и услуг.
Плановое ценообразование широко использует методзатрат. При этом методе цены определяются по формуле
Ц= С +П +НДС+ТС,
где Ц — цена изделия,
С — плановая себестоимость производства;
П — плановая прибыль;
НДС — налог на добавленную стоимость
ТС — торговая скидка.
Плановая прибыль в своейвеличине тоже зависит от определенных затрат на производство товара.
Этим методом чаще всегопользуются при установлении цен на принципиально новую продукцию. В данномслучае практика не обходится без затратного подхода в определении цены, так какновая продукция чаще всего несопоставима по нормативам затрат с ранеевыпускаемой продукцией.
Дополнением затратногометода является агрегатный метод, согласно которому цена определяетсясуммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара.
Ц’=Ц1 + Ц2 + ЦЗ +. .+Цn
где Ц — цена всего изделия;
Ц.1, Ц.2 и т. д.- цены конструктивных элементов.Данный подход в определении цены товара применяется при установлении цен напромышленные агрегаты, многие товары народного потребления, состоящие изэлементов, каждый из которых имеет свою стоимость и цену (мебельные гарнитуры,костюмы, продовольственные наборы, автомобили и т. п.).
Поскольку цена отражает общественно необходимыезатраты труда, а затраты труда в плановом хозяйстве формируются на основеутвержденных норм расходов живого и овеществленного труда (себестоимости),такая себестоимость называется нормативной, а метод ценообразования — нормативным. Достоинства и недостатки нормативного метода определения ценызависят от того, в какой степени норматив отражает объективные условияпроизводства, в какой мере этот норматив учитывает объективные требованиязакона стоимости с точки зрения соответствия устанавливаемого норматива сдостигнутым уровнем затрат труда (экономии затрат) на соответствующую продукциюили работу.
Разновидностью затратных методов определения ценявляются параметрические и нормативно-параметрические методы ценообразования.
Параметрические методыпозволяют более объективно определить величину цены в зависимости от изменениякачественных параметров продукции. Этот подход наибольшие результаты даст приопределении цен в зависимости от изменения качественных характеристиканалогичных товаров. Предположим: выпускается новый двигатель с повышенноймощностью; тогда данный параметр может быть выражен в денежной форме, еслисопоставить затраты труда на единицу мощности с ценой двигателя. Каждая единицамощности двигателя оценивается соответствующей величиной цены, а каждоеувеличение мощности ведет к росту цен. Если двигатель в 100 л. с. стоит 100руб., то единица мощности, как параметр машины, определяется в 1 руб. Приувеличении мощности двигателя до 150 л. с., исходя из оценки параметра мощностив 1 руб., весь двигатель будет иметь цену 150 руб. Но поскольку каждое изделиехарактеризуется множеством параметров, которые могут улучшать или ухудшатьобщую его ценность для изготовителя и потребителя, то и окончательная ценаизделия должна учитывать все многообразие этих параметров.
Для каждой параметрической группы свойственна свояконкретная форма связи цены или себестоимости с параметрами, которую необходимоустановить. Выявление этих взаимосвязей подчас требует больших вычислительныхработ. Однако при наличии ЭВМ можно рассчитать любую зависимость, определитьлюбой коэффициент взаимосвязи затрат и параметров, характеризующихпотребительную ценность изделия.
Нормативно-параметрический метод определения ценпризнается экономистами как наиболее совершенный. Он объединяет все достоинстванормативного и параметрического методов. Согласно этому методу цена на изделияустанавливается с помощью нормативов затрат и чистого дохода в органическойвзаимосвязи с оценкой технико-экономических параметров, отражающихпотребительную стоимость изделий. Преимущества метода очевидны, если в ихоснове будут лежать не волюнтаристские, а научные подходы, правильноопределяющие исходные нормативы затрат труда.
2. Себестоимостьили издержки производства — база цены.
Общественно необходимые затраты средствпроизводства и рабочей силы в процессе создания и реализации материальных благсоставляют себестоимость или издержки производства.
В условиях социализмаиздержки производства характеризуются своим социально-экономическимсодержанием. Как экономическая категория издержки производствасоциалистического общества выражают отношения членов социалистического обществав процессе совместного использования средств производства и расходования ихрабочей силы в процессе производства материальных благ, удовлетворяющихобщественные потребности. В этом главное отличие общественных издержекпроизводства при социализме от издержек производства при капитализме, где онивыступают в форме затрат капитала.
Живой и овеществленныйтруд социально не противостоят друг другу как чуждые социально-экономическиесилы, поскольку по самой природе они являются главными условиями существованияобщественного характера труда. Конечно, эти условия имеют не толькокачественную, но и количественную характеристику. При нарушении количественныхсоотношений овеществленного и живого труда форм их реализации в готовомпродукте не исключается возможность не только их социального единства, но иразличия, доходящего до противоположности и противоречия, когда возникаютусловия для отчуждения одной части по отношению к другой, живого труда поотношению к средствам производства в условиях трудового процесса.
При социализме издержки производства выступают вденежной форме и получают такое определение, как себестоимость.
Себестоимость-это выраженные в денежной формезатраты хозрасчетных социалистических предприятий на создание продукции.Себестоимость показывает, во что обходится объединению или предприятиювыпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукциюзатраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья,материалов, топлива и др.), расходы на оплату труда работников предприятия(объединения).
Различают четыре видасебестоимости промышленной продукции: цеховая себестоимость, общезаводская(общефабричная), полная, отраслевая себестоимость.
Цеховая себестоимостьвключает затраты данного цеха на производство продукции, общезаводскаясебестоимость — все затраты предприятия на производство продукции. Полнаясебестоимость отражает затраты предприятий не только на производство, но и нареализацию продукции, затраты на подготовку кадров и др. Отраслеваясебестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и оторганизации производства в целом по отрасли.
Структура себестоимости продукции хозрасчетныхсоциалистических предприятий отражает структуру затрат на производство как впромышленности в целом, так и в ее различных отраслях.
Структура затрат в целомпо промышленности характеризовалась следующими данными на 1985 г.: сырье иматериалы — 63,3%, вспомогательные материалы-4,4, топливо-4, энергия-2,8,амортизация-8,5, заработная плата и отчисления на социальное страхование-14,1,прочие затраты-2,9%. Данные о себестоимости показывают, что основную частьсебестоимости продукции составляют материальные затраты па производство промышленнойпродукции — 83%.
В начале 30х годов впромышленности СССР затраты на сырье, вспомогательные материалы и амортизациюсоставили 64%, что отражало низкий уровень технической оснащенностипроизводства в тот период. Себестоимость также является отражениемиспользования материальных, трудовых и природных ресурсов. Но главную рольсебестоимость играет в качестве исходной базы цены. Себестоимость в данномслучае выполняет роль обособившейся части стоимости товара от прибыли.
Все затраты, образующие себестоимость продукции,условно подразделяют на несколько групп в зависимости от признаковклассификации.
Прежде всего затраты рассматриваются в зависимостиот степени их целесообразности, объективной необходимости участия в образованиистоимости производимых вещей. Этот критерий разграничивает производительные инепроизводительные затраты. В производительные затраты включаются расходы,необходимые при формировании общественного продукта. Непроизводительные затраты- это потери, которые могут быть вызваны недостатками в технологиипроизводства, в организации и управлении производством и т. п. При формированиицен такие затраты не должны учитываться в себестоимости продукции.
В зависимости от того, на какой стадии движенияпродукта от производителя к потребителю вызываются эти затраты, все издержкиподразделяются на производственные и внепроизводственные.
По способу включения в себестоимость различныерасходы делятся на прямые и косвенные. К прямым затратам относятся все видырасходов на производство продукции, которые непосредственно участвуют вформировании соответствующей продукции. Косвенные расходы представляют собойзатраты, связанные с производством всего комплекса продуктов. К косвеннымотносятся в данном случае цеховые, общезаводские, внепроизводственные расходына содержание и эксплуатацию оборудования и др. Имеют место и другие подходы кклассификации затрат.
Особую роль при ценообразовании играетклассификация по видам расходов, на основе которых затраты группируются поэкономическим элементам и калькуляционным статьям.
В хозяйственной практике принято выделятьследующие элементы затрат на производство: сырье и основные материалы;вспомогательные материалы, топливо со стороны; энергия со стороны; амортизацияосновных фондов, заработная плата — основная и дополнительная; отчисления насоциальное страхование, прочие расходы. Данная группировка по экономическимэлементам характеризует общий уровень затрат по объединению, предприятию илицелой отрасли. Для определения себестоимости единицы продукции, что в последующемиспользуется в целях определения цены готового изделия, важное значение имеетгруппировка затрат по статьям калькуляции. На основании затрат по статьямкалькуляции можно определить как весь объем продукции, так и затраты на единицукаждого вида продукции.
Себестоимость единицы продукции по калькуляцииподразделяется на следующие группы:
— натуральные единицы калькулирования, которыевыражаются в штуках, метрах, тоннах и т. д.;
— условно-натуральные (тонна условного топлива,условная банка консервов, тоннокилометры);
— отдельные заказы, являющиеся единицейкалькулирования в основном на продукцию, изготовляемую по разовым заказам;
— эффективные единицы калькулирования дляисчисления себестоимости руд на металлургическую ценность, себестоимостьтоплива на теплотворную способность и т. д.
Для исчисления фактической себестоимости единицыпродукции общая сумма затрат делится на количество выпущенных изделий. В этомслучае рее расходы интегрируются, в результате чего фиксируется лишь общаясебестоимость, исключается возможность выявить, насколько и какие затратысоответствуют нормативам. Объективно существует потребность учитывать поотдельным изделиям не все затраты, а лишь отклонения от нормативов. Учет,который называется нормативным учетом, позволяет выявить любые отклонения отзаданного технологического требования, определять причины, виновников ивозможные потери в производстве вследствие имеющихся отклонений. Передовой опытдоказывает, что нормативный метод учета (контроль за соблюдением нормативной себестоимостипо калькуляционным затратам) позволяет эффективно контролироватьпроизводственный процесс, рационально использовать материальные и трудовыересурсы, систематически снижать себестоимость продукции.
Главная цель планирования себестоимости — выявлениеи использование имеющихся резервов производства, зная которые можно реальноснижать затраты на единицу продукции и увеличивать хозрасчетный доходпредприятия. Эта задача успешно решается, если при планировании себестоимостиисходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования,расхода сырья, материалов и т. д., с учетом достижений и передового опыта.
Плановая себестоимость определяется путемтехнико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализациювсей товарной продукции и каждого вида производимых изделий. В условияхускорения научно-технического прогресса особое значение приобретает снижениесебестоимости за счет сбережения материальных и трудовых ресурсов.
Ресурсосбережение становится решающим источникомудовлетворения прироста потребностей народного хозяйства в топливе, энергии,сырье.
Другой фактор снижения себестоимости — болееглубокое и эффективное использование имеющегося производственного потенциала,усиление режима экономии, повышение коэффициента сменности, сокращение потерь,отходов, простоев оборудования.
Итак, себестоимость — это денежное выражение лишьчасти стоимости продукта, включающей перенесенную стоимость средствпроизводства и часть необходимого труда работников. Себестоимость, как частьстоимости, призвана обеспечить самоокупаемость хозрасчетных предприятий вграницах простого воспроизводства. Как было указано, цена, будучи денежнымвыражением стоимости, включает в себя прибыль, налог с оборота и торговуюскидку. Прибыль и налог с оборота являются важнейшими составными частямичистого дохода, создаваемого в материальном производстве.
3. Экономическоесодержание оптовых цен в промышленности
В системе цен важноеместо принадлежит оптовым ценам на промышленную продукцию. С помощью ценфиксируются результаты деятельности предприятий и отраслей всего народногохозяйства в целом. Оптовая цена предприятия — это цена, по которой производятсярасчеты одного предприятия с другим хозрасчетным предприятием, объединением,снабженческо-сбытовыми организациями. Такие цены включают полную себестоимостьпродукции и прибыль по установленным нормативам.
Разновидностью оптовыхцен предприятия является расчетная цена. Расчетные цены на одинаковую продукциюдифференцированы по предприятиям внутри отрасли в связи с существованиемразличий в индивидуальных затратах на производство соответствующей продукции.Расчетные цены применяются в основном при реализации продукции предприятиямипроизводителями сбытовым организациям. Важнейшим хозрасчетным компонентомоптовой цены является прибыль. В социалистическом обществе прибыль выполняетдвоякую роль: с одной стороны, она служит источником накопления, с другой — эффективным средством для экономического стимулирования деятельностихозрасчетных звеньев.
Величина прибыли, как части стоимости товарапредприятия и элемента оптовой цены, лимитируется двумя факторами: 1) размеромплановой доли участия предприятий в распределении прибавочного продукта: 2)величиной чистого дохода общества, реализуемого в ценах произведенных товаров.
Другой частью чистого дохода является налог соборота и его разновидности НДС. Налог с оборота представляет собой категорию,отражающую экономические отношения между обществом и предприятием по поводураспределения той части чистого дохода, которая отражается в розничных ценахтоваров. Налог с оборота воплощает в себе народнохозяйственные затраты живого иовеществленного труда, часть рентного дохода, образуемого в сельском хозяйствеи других рентообразующих отраслях народного хозяйства, часть чистого дохода, созданногов одних отраслях, а реализуемого в других. Теоретически не вызывает сомнениятакого рода объяснение сущности налога с оборота. Однако практический подход копределению его величины в цене тех или других товаров не всегда экономическиобоснован. В условиях перевода предприятий на полный хозяйственный расчетпроблема определения обоснованного уровня налога с оборота в ценах товарастановится такой же актуальной задачей, как и сама проблема ценообразования.Проблема методологии определения налога с оборота остается экономически малоразработанной. Налог с оборота, в отличие от прибыли, поступает полностью враспоряжение государства. Структура и динамика роста чистого дохода (прибыль иналог с оборота) всегда отражают эффективность соответствующего производства,поскольку речь идет о создании прибавочного продукта, выраженного в денежнойформе. Чистый доход является главным источником расширенного воспроизводства. В1980 г. чистый доход в нашей стране исчислялся в сумме 232 млрд. руб… в 1985г- 295,5 млрд., в 1986 г. — 301 млрд. руб., в том числе прибыль соответственнопо указанным годам — 116 млрд. руб., 167 млрд., 190,9 млрд. руб., а налог соборота в 1980 г.-94,1 млрд. руб., в 1985 г.-97,7 млрд., в 1986 г. — 91,5 млрд.руб.
Чистый доход является важной финансовойкатегорией, которая, будучи разностью между ценами и себестоимостью,обособляется и решает специфические задачи социально-экономического развитияобщества.
Для правильного определения уровня цен большуюроль играет норматив чистого дохода, который отражается в ценах.
Нормативный уровень чистого дохода по народномухозяйству формируется исходя из объема вновь созданного продукта по стоимости итой части, которая соответствует величине прибавочного продукта, выраженного вденежной форме.
Определение народнохозяйственной рентабельностипредставляет сложную проблему в экономической науке. При существующем разнобоецен в самых различных отраслях народного хозяйства эта задача трудно разрешима.Теоретически, в упрощенной форме, конечно, объем произведенного чистого доходаможно определить на основе марксовых схем простого и расширенноговоспроизводства, когда условия реализации требуют определенных соответствийстоимостных вещественных элементов общественного воспроизводства.
При соблюдении соответствующих пропорций междудвумя подразделениями общественного воспроизводства можно выявить величинучистого дохода и определить уровень народнохозяйственной рентабельности наоснове соотношения чистого дохода и объема вещественных факторов производстваили себестоимости всей произведенной продукции.
Однако этот подход не гарантирует точностьопределения чистого дохода из за возможных несоответствий цен и очень большойсложности учета всех факторов производства в двух подразделениях общественногопроизводства.
Есть другой путь определения величины чистогодохода, создаваемого в обществе в течение определенного времени, в данномслучае — в течение года. Этот путь соответствует методологическим установкам,данным К. Марксом в отношении формирования общественных фондов потребления всоциалистическом обществе. Как известно, в «Критике Готскойпрограммы» К. Маркс указал на необходимость формирования таких фондов, какфонд расширения производства, резервный или страховой фонд, используемый вслучаях стихийных бедствий. Кроме этих фондов создаются фонды, покрывающиепотребности в издержках управления, содержания школ, учрежденийздравоохранения, фонды для нетрудоспособных и пр. В рамках государства, гдеосуществляется централизованное управление всеми экономическими процессами, всеэти затраты известны, их можно подсчитать. В данном случае, зная природу этихзатрат (большинство из которых покрываются исключительно за счет прибавочногопродукта, созданного в материальном производстве), несложно определитьобщенародную рентабельность. И в этом случае затратный метод определениявеличины чистого дохода остается главным, определяющим.
При пересмотре оптовых цен 1976 и 1982 гг.нормативный уровень рентабельности составил около 15% по отношению к стоимостиосновных производственных и нормируемых оборотных средств. Этот нормативныйуровень народнохозяйственной рентабельности был принят в качестве основы дляопределения
отраслевых нормативов рентабельности, на базекоторых исчислялись величины прибыли в различных отраслях производства.Список литературы
Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А.«Предпринимательство: маркетинг и цены» Учебное пособие. — М.: из-воРос. экон. акад., 1992 — 130с.
В.В. Герасименко. «Ценовая политикафирмы» — М. Финстантинформ 1995.
Котлер Ф. «Основы маркетинга» М.:Прогресс 1990.
Махконнель К.Р., Брю С.Л. «Экономика:принципы, проблема и политика. „Пер. с англ. 11-го издания. В 2 т. М.:Республика, 1992 — 399 с.
Пунин Е.И. “Маркетинг, менеджмент иценообразование на предприятиях.» М.: Международные отношения. 1993 — 112с.
Самуэльсон П. «Экономика», Пер. с англ.В 2-х т. Т II., М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ. 1992 — 416 с.
Чубаков Г.Н. «Стратегия ценообразования вмаркетинговой политики предприятия», М. Инерра — М.
Ценообразование. Под ред. проф. И.К. Салимжанова.Учебное пособие. Москва. Финстантинформ 1996.
Хлусов В.П. «Основы маркетинга». — М.,1997 г.
Андреева О.Д. «Маркетинг: технологиябизнеса». — М., 1997 г.
Герчикова И.Н. «Международное коммерческоедело». — М., 1996 г.
Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. «Основы маркетинга».- Санкт-Петербург,1997 г.