Архимандрит Васильева А. В.
Предание
В Архангельском соборе Московского Кремля до наших дней сохранилась чтимая икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится на своем историческом месте в иконостасе по левую сторону от царских врат. Она была исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Начавшееся в XIX веке почитание иконы было связано с деятельностью митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы.
О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо» существуют две версии. Согласно первой, бывшей весьма популярной среди кремлевских служителей и археологов, эта икона является «царьградской» святыней, привезенной Софьей Витовтовной, дочерью литовского князя и супругой Московского князя Василия Дмитриевича, из Смоленска, куда она была прислана из Царьграда патриархом «в благословение гражданам православного Смоленска, еще до покорения его языческим князем Витовтом» (Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880, с. 162-163). Эта легенда возникла на основе известной записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска многих древних икон, а также частей «страстей Стасовых», присланных из Царьграда. Версия о византийском происхождении древнего образа прочно вошла во все печатные издания XIX — начала XX в. о чудотворных иконах Божией Матери.
Второе предположение о возможном местопребывании первоначальной иконы до ее появления на Руси основывается на сведениях, почерпнутых из Клинцовского иконописного подлинника (XVIII в.). В нем содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной, супругой царя Иоанна III, из Литвы, и при этом отмечается «западный перевод» образа. Эта версия, главным образом, основывается на самой иконографии иконы из Архангельского собора, которая восходит к прототипу, «похожему на почитавшуюся в мужском монастыре… в предместье Вильны» Виленскую икону, по преданию явленную в 1341 г. На Виленской иконе Богоматерь была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держали царственный венец.
Во второй половине XIX — начале XX вв. празднование иконе совершалось дважды: 6/19 марта и в Неделю Всех святых. Кроме того, в Архангельском соборе ежедневно после литургии перед образом совершался молебен (по пятницам — с акафистом и водоосвящением). Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные. Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии. Это повеление исполнялось служанкой в течении шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.
Иконография
На иконе «Благодатное Небо» из Архангельского собора Божия Матерь представлена в полный рост, с Младенцем Христом на руках, сидящим справа. Руки Богоматери, поддерживающие Младенца, скрещены; правая рука с жестом благословения положена на левую руку, в которой Она держит белый плат. Младенец Христос изображен в повороте влево; правой простертой рукой Он благословляет, левой прижимает к груди закрытое Евангелие. Богоматерь и Младенец Христос окружены ярко-красной овальной мандолой-сиянием, заполненной исходящими от фигур желто-охристыми с белильными штрихами лучами, напоминающими языки пламени. Фон иконы облачный, сине-зеленый, заполненный клубящимися облаками. По сторонам от фигур, в верхней части, имеется надпись: «ЧТО ТЯ НАРЕЧЕМ О БЛАГОДАТНАЯ НЕБО ВОССИЯ ЕСИ СОЛНЦЕ ПРАВДЫ РАИ ЯКО ВЗРАСТИЛА ЕСИ ЦВЕТ НЕТЛЕНИЯ ДЕВУ ЯКО ПРЕБЫЛА ЕСИ НЕТЛЕНА ЧИСТУЮ МАТЕРЬ ЯКО ИМЕЛА ЕСИ НА РУКУ СЫНА ВСЕХ БОГА» (слова Богородична, читающегося на первом часу после утрени). Слева и справа от нимба Богоматери — традиционные обозначения Ее имени: МР и ΘУ. Буквы имени Христа написаны на нимбе Богоматери над Его головой: IХ. Внизу под ногами Богородицы сохранились следы графьи, очерчивающей изображение лунного серпа.
Икона «Благодатное Небо» восходит к изображениям, иллюстрирующим 1-ый и 5-ый стихи XII главы Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…». Иконографический прототип этих изображений возник в Германии в XV в. В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится витражное стекло из Среднего Рейна (1480-1490), где представлена Мадонна с Младенцем на полумесяце, на голове Ее корона; фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Подобные образы были широко известны в Западной Европе: они встречаются в гравюрах, скульптуре, в миниатюрах и на витражных стеклах. Различные варианты этого изображения получили большое распространение в польском искусстве. В Россию они пришли в XVII в. через Украину, Белоруссию и Литву.
Символическое значение образа «жены, облеченной в солнце» раскрывается уже в «Толковании на Апокалипсис» св. Андрея, архиепископа Кесарийского (V в.), который разумеет под ним Святую Церковь. Другие иносказательные образы данного отрывка из Апокалипсиса, согласно пояснению св. Андрея, означают: луна — «вера баней очищаемых и освобождаемых от тления», змей — «диавол».
В русской духовной культуре конца XV — начала XVI в. новая богородичная иконография «жены, облеченной в солнце» являлась аллегорией «Богородицы-Церкви, преследуемой драконом ересью» и убегающей туда, где воссияло православное Московское царство, сменившее Римское и Византийское (послания известного инока Филофея). (См. Щенникова Л.А. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Московского Кремля: Иконография и почитание образа” // Florilegium. К 60-летию Б.Н. Флори. — М., 2000, с. 446.
В конце XVII в., когда был написана икона из Архангельского собора, в «Слове на Покров» св. Димитрия Ростовского апокалипсический образ Жены соединился с образом молящейся за мир Богородицы в едином эсхатологическом значении: «в последняя лютая времена, егда умножившимся грехом нашим умножася беды на ны… тогда Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Мати Госполня, подает нам Покров Свой и защищение… Якоже оногда святыи Иоанн Богослов виде на небеси знамение велие: Жену. Облеченную в Солнце, сице святый Андрей в небеси подобней Влахернстей Церкве, узре Невесту неневестную…». Это последнее символическое значение образа «жены, облеченной в солнце» характерно для таких вариантов иконографии «Благодатное Небо», которыми являются многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов конца XVII — начала XVIII в.
Наиболее ранним изображением, восходящим к иконографическому типу «Благодатное Небо», является икона из местного ряда иконостаса южного придела в церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII в. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу представлены коленопреклоненные Георгий Хозовит и Андрей Критский — соименные святые строителя церкви Григория Никитникова и его сына Андрея. В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния.
Еще один вариант изображения, следующий, скорее, западным образцам, представлен на иконе, исполненной Василием Познанским для церкви Распятия Большого Кремлевского Дворца в 1682 г. В этом изображении Богоматерь стоит на полумесяце, а по внутреннему краю облачного сияния представлены парящие херувимы.
Самой близкой аналогией чтимому образу Архангельского собора является икона из Третьяковской галереи, исполненная в XVIII в. Она повторяет один из самых распространенных западных образцов с луной под ногами «Жены» и тремя летящими ангелами.
Списки с иконы
Наиболее чтимым списком иконы из Архангельского собора является образ, хранящийся в зимнем храме Воскресенского собора Романова-Борисоглебска (г. Тутаев Ярославской области). Эта икона-копия была заказана в 1900 г. руководителю реставрационной мастерской Я. Е. Епанечникову для ризницы церкви Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова селе Ваулове Романов-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Икона написана в академическом стиле (исполнена маслом на жести, вставлена в деревянную раму). Богоматерь с Младенцем изображены без корон и без сияния-мандорлы. Чин благословения и освящения образа был совершен в Петербурге, в доме графа В.П. Мордвинова на Знаменской улице (дом 9) священником церкви Иоанна Богослова (Леушинское подворье) Евгением Иерусалимским.
Тропарь, глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай, яко прозябла еси цвет нетления; / Деву, яко пребыла еси нетленна; / Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. // Того моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, // Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Молитва
Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того младенца Христа, но и носила Его при Своих персех, и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Егоже хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.
Молитва иная
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и молимся пред святою иконою Твоею и смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: помози нам немощным и грешным и сподоби нас Твоего Матернего заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, град сей, страну нашу и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления. О, Милостивая Мати, умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Господу Богоприятныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи прегрешений наших прощения, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.