Развитие ловкости

МинистерствоОбразования и Науки Российской федерации
Департаментобразования, культуры и молодежной политики Белгородской области
Государственноеобразовательное учреждение среднего профессионального образования
«Белгородскийпедагогический Колледж»
Отделениефизической культуры
Предметно цикловаякомиссия спортивно педагогических дисциплин
Выпускнаяквалификационная работа
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнил студент 43фк гр.
Суворов Андрей
По специальности 05072052-физическая культура
Квалификация-учитель физической культуры.
Научный руководитель
Преподаватель БПК
Носков А.В.

Введение
В современных условиях значительно увеличился объемдеятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях,которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности кконцентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамическойточности движения, их рациональности. Все эти качества или способностисвязывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностейоптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями,быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать своюдеятельность в зависимости от условий — все это характеризует ловкость.
Один из наиболее крупных ученых в области физическоговоспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств,и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своимидвижениями».
Согласно Н.А. Бернштейну, ловкость — «чрезвычайноуниверсальное, разностороннее». Об этом физическом качестве можно многоесказать: это и функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ееосуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализацииловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкостьпроявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочихдвижениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике,спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательноесвойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человекус самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях,ловкость не какое — то неизменяемое прирожденное свойство, она поддаетсяупражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня.Как писал Н.А. Бернштей, «она -концентрат жизненного опыта по части движений идействий» [ ]. Недаром ловкость повышается с годами и удерживается у человекадольше всех других его психофизических качеств. Двигательная ловкость это своерода двигательная находчивость.
Ловкость и лежащая в ее основе координация движений внаибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. В последующем вразвитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнениядля ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст являетсянаиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, нои вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит отпластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп,амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.
Мы полагаем, что выбранная нами тема исследования:«Развитие ловкости у младших школьников на уроках физической культуры» оченьактуальна.
Проблема исследования: каковы эффективные средстваразвития ловкости у младших школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития ловкости у детеймладшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: экспериментальный комплексупражнений, направленный на развитие ловкости у учащихся начальных классов науроках физической культуры.
Цель исследования: разработать экспериментальный комплексупражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физическойкультуры, обосновать его эффективность.
Гипотеза исследования: процесс развития ловкости у младшихшкольников будет проходить наиболее эффективно, если:
они постоянно приобретают двигательные умения;
предусмотрено последовательное усложнение основныхдвижений;
включать элементы новизны; ,
применять различные методы, средства и приемы,способствующие точному соизмерению и регулированию пространственных, временныхи динамических параметров движений.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературныхисточников.
Разработка экспериментальной методики тренировкинаправленной на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.
Выявление эффективности применяемой методики на практикепосредством сравнения результатов тестирования в контрольной иэкспериментальной группах.
Обосновать достоверность полученных результатов при помощиматематико-статистических методов обработки.

1. Научно-педагогические основы развития ловкости умладших школьников на уроках физической культуры
1.1 Ловкость как один из видов двигательных способностей
Слово «Ловкость» — есть производная от слова «лов» — ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя,птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было начеловека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по -прежнемуопределяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности,гибкости ( по Н.А. Бернштейну). [ х ]
По В.И. Далю, «Ловкость» — это значит « складный вдвижениях». [; ]. Именно «складывать» движений определяет ловкого прыгуна,бегуна именно умение многие движения рук, ног, туловища «складывать» в общеедвижение всего тела, дающие высший результат. Умение управлять своим телом иесть ловкость.
Ловкостью называется способность быстро овладевать новымидвижениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихсяусловиях правильно, быстро и находчиво.
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошеевыполнение детьми движений, включенных в подвижные игры с меняющимися условиямиили осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с убеганием препятствийи др.).
Многочисленные исследования последних десятилетийпоказали, что различные виды координационных проявлений человека в физическойкультуре, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны.Поэтому вместо существующего термина ловкость оказавшегося многозначным,нечетным и «житейским», ввели понятия координационные способности; сталиговорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированногоподхода к их развитию.
В системе управления движениями одним из основных понятий,на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организацияуправляемости двигательного аппарата» (Н.А.Бернштейн, 1957г.) Организация,программирование и управление любым двигательным действием происходят на разныхэтапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие(ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые ипрограммирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся подконтролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений(двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней(последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действиемустойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньевучаствующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат,пространственную точность, стабильность и т.д.
При осуществлении гимнастических, метательных движений,спортивно-игровых двигательных действий (ДД) исполнители отличаются разнымикоординационными возможностями, как в количественном, так и в качественномотношении. Поэтому в самом общем виде под КС понимают возможности человека,определяющие его готовность к оптимальному управлению ДД.
Определение качества ловкости нужно не открыть в кавычках,а построить. Во — первых правильное построенное определение такого понятия, какпонятие ловкости должно « вязаться с общепринятым его пониманием утвердившемсяв языке», во — вторых оно должно давать возможность точно и без колебанийопознать ловкость и отличить ее от всего того что не есть ловкость. Ловкостьсостоит в том, чтобы, «суметь двигательное выйти из любого положения, найтись (при любых обстоятельствах)»
Везде обнаруживается ловкость не заключается в самих посебе движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такогодвижения, который при известных условиях не могло бы предъявить очень высокиетребования к двигательной ловкости. А эти условия состоят всегда в том, что становитсятруднее разрешимы стоящая перед движениями двигательная задача или возникает совсемновая задача, необычная, неожиданная требовательная двигательной находчивости.
Для того что бы провести подразделений видов ловкости,установим прежде всего основное и самое характерное свойство ловких движений втом, что касается их физиологического построения. Каждое движение или действие,которое мы признаем выполненным ловко, построено непременно не менее чем надвух уровнях. При этом ведущий уровень этого ловко выполненного движенияобнаруживает яркие качества переключается, находчивости, маневренности, аподслаивающие эти движения в фоновый уровень — столь же яркие качестваслаженности, послушности и точности работы.
Итак, реальные ощутительные проявления ловкости начинаютсяу человека с уровня пространства. Опираясь на только что указанные общиесвойства общих двигательных актов, мы можем выделить два вида ловкости. Первыйиз них относится к движениям ведущимся на уровне пространства и подкрепленнымфонами из другого уровня. Этот вид мы называем телесной «ловкостью»
Второй вид ловкости проявляется в действиях со столь жеобязательными фонами из обоих подуровней пространства. Этот вид мы обозначаемназваниями «ручная или предметная ловкость».
Таким образом, группа проявления « ручной или предметнойловкости оказывается» очень сложной по своему составу. С одной стороны этипроявления будут различаться между собой по тому, какие из фоновых уровней ипод уровней обеспечивают им обязательный для ловкости подкрепляющие фоны. Сдругой стороны, мы столкнемся с таким действиями обладают переполненнымитесными ловкостью движений — звеньями; иногда же само действие в целом будетпроявлять все признаки « ручной, предметной ловкости».
Можно подразделить действия по тому признаку какому уровнюпринадлежат самые существенные ведущие движения — звенья этих цепочек действий.К первой вводной группе мы отнесем действия, вообще бедные
какими бы то ни было высшими автоматизмами. Сюда относятсядействия « разведочного порядка»: действия рассматривания предметов, ихощупывания, сравнивание, выбирания и т. д. К этой же группе можно причислитьпростейшие предметные действия, доступные уже 3-4 летнему ребенку: поставитьпредмет, налить или насыпать что нибудь в сосуд, и т. д. Во вторую группувключаются действия ведущие движения — звенья построены в корковом подуровнемдальнодействующих рецепторов точности и меткости.
Третья группа объединяет действия, ведущие звенья которыхв наибольшей степени зависят от нижнего подуровня пространства. Главноекачество, присущие движением в этой группе плавное, чуткая точность, (спортивно- игровая область): действие в залезании по веревке, столбу, веревочнойлестнице и т.п. Затем локомоции на сложных приспособлениях, как езда навелосипеде или гребле, балансирование предметов и др.
Четвертая группа содержит действия, в которых фоны изуровня мышечно-составных увязок явственно преобладают над пространственнымифонами. Из спортивных действий очень характерны примеры: дзюу -до, французскаяборьба.
В пятой группе объединяются те виды действий, которыетребуют участия, как уровня пространства, так и уровня мышечно-суставныхувязок. В области физкультурно-спортивной следует назвать бокс, фехтование,стрельба из лука, игра на биллеарде, метание сложных металлическихприспособлений и т.д.
При определении КС используют критерии. Критерии — этоосновные признаки, на основании которых оценивается КС. Иначе говоря, этоизмерители оценки уровня координационных возможностей и отдельных элементов, ихсоставляющих. При определении критериев КС нужно отталкиваться от современныхпозиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физическихупражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая системууправления движениями, где ведущую роль играют критерии оптимальности и целенаправленности.
В соответствии с этими главными критериями оценки КСсчитают следующие 4 основных признака: правильность, быстрота, рациональность инаходчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.
Рассмотрим признаки, отражающие КС, подробнее.
Правильность выполнения движений имеет две стороны:качественную адекватность, которая заключается в приведении движений кнамеченной цели, и количественную точность движений. Во всех случаях речь идето целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательнойзадачи. Эта точность может носить «Финальный характер», относясь к конечномумоменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости.
В другой группе случаев целевая точность принимает«процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению,дозированию.
Следуют различать точность воспроизведениядифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовыхпараметров движений: точность реакции на движущийся объект: целевую точностьили меткость.
Быстрота как критерии (признак) оценки КС выступает в видескорости выполнения сложных в координационном отношении ДЦ в условиях дефицитавремени, скорости овладения новыми ДД, быстроты достижения заданного уровняточности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.д.
Рациональность ДД имеет так же качественную иколичественную стороны. Качественная сторона рациональности-целесообразностидвижений, количественная — их экономичность. Экономичность ДД двигательнойдеятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Можнонапример, отличать высокой экономичностью в беге на средние и длинныедистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических илиспортивно-игровых ДД.
Экономичность количественно характеризует соотношениерезультата деятельности и затраты на его достижение. Показатели экономичностизависят на его достижения. Показатели экономичности зависят не только отэффективности техники ДД, но и от функциональных возможностей спортсмена.
Находчивость складывается из устойчивости (стабильности) кнепредвиденным обстоятельствам, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющимна двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали и из инициативности(активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантоврешение двигательной задачи.
Стабильность — обобщенная количественная характеристикавыполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонения.Итак, данные критерии оценки КС — общие понятия, которые корректируются приопределении соответствующих специальных и специфических КС.
В процессе управления и регуляции, сложных вкоординационном плане ДД школьник (спортсмен) может координировать своюдвигательную деятельность по одному критерии. Например, если отвлечься отдругих критериях то сочетание движений и положение рук, ног, туловища) являетсяпочти всегда правильность выполнения этих движений; Ведущим признаком оценкиКС, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность,будет меткость попадания и т.п.
Однако названные качественные и количественные критерии КСизолированно друг от друга встречаются крайне редко. Более распространены такназываемые комплексные критерии. В этом случае школьник (спортсмен)координирует свою двигательную деятельность по нескольким критериям: скорости иэкономичности; точности, своевременности и скорости (при выполнении передач идругих технических спортивно-игровых приемов); точности, быстроте и находчивости(в спортивных играх). В качестве таких комплексных критериев оценки КСвыступают показатели результативности
выполнения целостных целенаправленных ДЦ или совокупностиэтих действий, где есть спрос к КС человека.
Отсюда видно, что все критерии оценки КС является сложнымии многозначными. Они специфично проявляются в реальных видах двигательнойдеятельности и в разных сочетаниях друг с другом. Все это надо учитывать привыборе и разработке соответствующих методов для оценки КС, а также при анализеконкретных показателей, полученных в результате исследований.
Существуют следующие виды КС: специальные, специфические иобщие.
Специальные КС относятся к однородным и психофизическиммеханизмам группам целостных целенаправленных ДД систематизированным повозрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС:
Во всевозможные циклических (ходьба, лазанье, бег,плаванье и др.) и ациклические ДД (прыжки);
В движениях манипулирования в пространстве отдельнымичастями тела (прикосновение, укола, обвода контура, движения указания и т.д.)
В движениях перемещения вещей в пространстве (подъемтяжести)
В баллистических ДЦ с установкой на дальность и силуметания;
В движениях прицеливания
К наиболее важным специфическим КС относятся способностивоспроизведения, отмеривания и оцени пространственных, временных и силовыхпараметров движений: к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированиюв пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности.
Как отмечает В.И. Лях, под общими КС следует понимать«потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие егоготовность к оптимальному управлению и регулированию различными попроисхождению и смыслу двигательными действиями».
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития детеймладшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7до 11 лет (I-IV классы).
Педагогическая эффективность воспитания и обучениянаходится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываетсяанатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, длякоторых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иныхфакторов, а так же периоды повышенной чувствительности и понижениесопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка особенно необходимо прифизическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательнымдействиям на уроках физической культуры, для разработки методов формированиядвигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержанияфизкультурно-оздоровительной работы в школе.
В младшем школьном возрасте происходят значительныеизменения в организме детей и их нужно учитывать в процессе физическоговоспитания. Интенсивно развивается нервная система. Удваивается спинной мозг. Вголовном мозге происходит значительный скачек в развитии височно-теменно-затылочнойи лобной областей.
Происходит развитие условных рефлексов. К 6-7 годам улучшается.
В младшем школьном возрасте по мере прогрессивногосозревания коры нервных процессов. Развитие процессов коркового торможениясоздает условие для быстрого формирования условных связей.
В процессе развития ребенка происходят изменениявзаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Этообуславливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте,а следовательно и специфику проявления типологических особенностей.
В младшем школьном возрасте идет интенсивное созреваниесенсорных систем. Помимо корковых отделов переработку поступающей информации вовлекаютсяи другие корковые зоны — ассоциативные отделы, участвующие в опознаниестимулов, их классификации, выработке эталонов. Эти структуры созревают втечение длительного времени, вплоть до подросткового возраста и во время его.Постоянность их созревания определяет специфику процесса воспитания в школьномвозрасте.
В зрительном анализаторе в возрасте 6-8 лет зрачки широкиевследствие преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцырадужной оболочки. В 8-10 лет зрачок вновь становится узким и очень живореагирует на свет. Повышается острота зрения от 0,86% в 5-6 лет до 0,98% в 9-10лет.
Повышаются пороги слышимости речи. У детей 6-9 лет порогслышимости 17-24 д БА для высокочастотных слов и 19-24 для низкочастотных.
У детей в этом возрасте надо развивать слух с помощьюслушания музыки, а обучением игре на музыкальных инструментах, пением. Во времяпрогулок приучать детей слушать природные звуки. Но слишком сильные звукивредны для слуха детей.
В это время идет развитие вестибулярного анализатора,который отвечает за координацию движений. Поэтому при развитии ловкости нужно,прежде всего, развивать возможности вестибулярного анализатора.
Для обеспечения полноценной умственной и физическойдеятельности хорошая работоспособность. Умственная и физическая физическойработоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное времяработы дети 6-8 лет могут выполнить 38 -53 % объема заданий, выполняемые 15-17летними учащимися. При этом качество работы у первых на 45-64% ниже, чем увторых, [л/ ]
Темп роста скорости и точности умственной работы по мереувеличения возраста возрастает неравномерно, подобно изменению другихколичественных признаков, отражающих рост и развитие организма.
Скорость и продуктивность работы первые три года обучениянарастает одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлениидетей в школу.
Физическая работоспособность повышается за счетсистематических занятий физической культурой.
Работоспособность изменяется в течение рабочего дня. Впервой половине учебных занятий у большинства учащихся младших классовработоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживаяподъем после первого урока. К концу третьего урока работоспособностьуменьшается и еще больше к концу четвертого урока.
Для поддержания высокой работоспособности в течениеучебного дня необходимо делать переход от умственной работы к физической.
Опорно-двигательный аппарат в младшем школьном возрастетак же претерпевает изменения. Наблюдается усиление роста позвоночного столба,продолжается окостенение его костей, появляется шейный и грудной изгиб. В этомвозрасте позвоночник обладает большой подвижностью и гибкостью за счетнезначительного окостенения. Именно в это время нужно развивать ловкость игибкость.
К шести годам устанавливаются свойственные взрослому относительныевеличины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклонребер.
На форму грудной клетки большое влияние оказываетфизические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она можетстать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке может произойтидеформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных кровеносныхсосудов и лёгких.
К семи годам становятся ясно видимыми кости запястья,происходит сращивание костей тазового пояса, наблюдается рост костей черепа.
К восьми годам идет накопление мышечной массы. Онасоставляет примерно 27% от массы тела. Рост мышечных волокон продолжается всвязи с увеличением сухожилий и за счет структурных преобразований самоговолокна. Увеличивается сила отдельных групп мышц.
Но все же младшие школьники обладают низкими показателямисилы. Силовые и особенно статические упражнения вызывает у них быстроеутомление. Дети этого возраста более приспособленные к кратковременнымкорыстно-силовым упражнениям. Отсюда видно, что при таких показателях наиболеецелесообразно развивать в этом возрасте координационные способности. К тому, жев этом возрасте проявляется способность к точному воспроизведению движений позаданной программе. Детям доступны такие двигательные акты, как бег, прыганье,катание на коньках, плаванье, гимнастические упражнения.
Согласно исследованиям Л.П.Матвеева, координационныеспособности (ловкость) детей могут развиваться следующим образом:Координационные способности Возраст 7-8 8-9 9-10 10-11 Простые координации Сложные координации Равновесие Точность движений
Итак, младший школьный возраст особенно благоприятен дляразвития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитиеловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленноприменять именно в этом возрасте, который является ключевым длякоординационно-двигательного совершенствования.
1.3 Методика воспитания координационных способностей(ловкости)
Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости)
Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразныеметодические приемы:
1.Применение необычных исходных положений.
2.Изменение скорости или темпа движений, введения разныхритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.
3.Смена способов выполнения упражнений:
метание сверху, снизу, сбоку;
прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.
Использование предметов различной формы и массы и т.д.
Выполнение согласованных действий
Для развития КС в физическом воспитании и спорте используютследующие методы.
Стандартно-повторного упражнения;
Вариативного упражнения;
Игровой;
Соревновательной.
При разучивании новых достаточно сложных двигательныхдействий применяют стандартно-повторный метод, т.к. овладеть такими движениямиможно только после большого количества повторений их в относительно стандартныхусловиях.
По мнению многих исследователей [« ], главным методомразвития КС является метод вариативного (переменного) упражнения.
Его подразделяют на два варианта:
Метод строго регламентированного;
Не строго регламентированного упражнения.
К методам строго-регламентированного упражнения, можноотнести (условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):
1)Приемы строго заданного варьирования отдельныххарактеристик или всей формы привычного двигательного действия;
2)Приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычныхсочетаниях:
а)«зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ногив прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукойи т.д.;
б)усложнение привычного действия;
в)комбинирование двигательных действий.
3) Приемы введения внешних условий, строго регламентирующихнаправлений и пределы варьирования:
а)Использование сигнальных раздражителей, требующих срочнойперемены действий;
б)Усложнение движений с помощью заданий;
в)Совершенствование техники двигательных действий после дозированнойфизической нагрузки
г)Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающихзрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.
Методы не строго регламентированного варьированияпредполагают такие приемы:
а)Игровое варьирование, связанное с использованием игровогои соревновательного методов;
б)Варьирование, связанное с использованием необычных условийестественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения идр.
При применении методов вариативного (переменного) упражнениянеобходимо учитывать следующие правила:
использовать небольшое количество (8-12) повторенийразнообразных физических упражнений;
многократное их повторение, изменяя отдельныехарактеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления этихдействий.
Методы строго регламентированного варьирования должны заниматьбольше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.
Для развития ловкости у детей этого возраста оченьэффективны игровой и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительнымизаданиями и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченноевремя, либо в определенных условиях, либо определенными двигательнымидействиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в уроки физкультуры разныеподвижные игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физическихкачеств.
Необходимо учитывать особенности регулирования нагрузок иотдыха в упражнениях, специально ориентированных на улучшение развитияловкости: их число и частоту повторений в рамках каждого отдельного занятияцелесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешногопреодоления координационных трудностей. [* ]
Выполнение упражнений, направленных на создание новых илипреобразование уже сложившихся форм координации движений, лучше всего проводитьв начале основной части занятия.
В количественном процессе воспитания способностей, откоторых зависит точность движений, лишь условно выделить отдельные стороны.Л.П. Матвеев выделяет особенности проявления «чувства пространства» вдвигательной деятельности. Он подчеркивает, что «восприятие пространства» иоценка пространственных параметров движений тесно связаны с активным включением«мышечного чувства», отсюда понятно, что совершенствование «чувствапространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве ссовершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметрыдвижений. Автор отмечает ведущую роль в совершенствование «чувствапространства» и повышении степени пространственной точности движений:
— четкую постановку и реализацию системы заданий споследовательно возрастающими требованиями к точности дифференцировок(различий) при оценке пространственных условий действий и к точности управления
движениями в пределах заданных пространственныхпараметров.
Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствиис заданными пространственными параметрами, надо:
-чтобы движения были точными:
а)по времени;
б)по величине прилагаемых усилий
Профессор В.И.Лях в своих работах выделяет основнойметодический подход на совершенствование этой способности:
системное выполнение заданий, содержащих последовательновозрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.
Автор предлагает наиболее типичные упражнения наориентирование в
-ходьба, бег, ведение мяча (рукой, ногой) по линии иразметкам;
-прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные наразличном расстоянии друг от друга;
бег с преодолением препятствий и т.д.,
почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячамии участками).
Одним из слагаемых комплексного процесса воспитанияловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела,балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных жизненнымиразличными ситуациями (статистические упражнения- стойки в спортивнойгимнастике; динамические — бег, прыжки и др.).
В физическом воспитании существует несколько методическихприемов для совершенствования статистического и динамического равновесия:
для поздно статического равновесия:
удлинение времени сохранения позы;
исключение зрительного анализатора;
уменьшение площади опоры;
-введение неустойчивой опоры;
-введение сопутствующих движений, б) для динамическогоравновесия:
-упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, расположениеи др.)
-упражнения для тренировки вестибулярного аппарата(качели). Основной путь совершенствования способности сохранять равновесие,выполнения последовательно усложняющихся заданий.
Обучение упражнениям в равновесии необходимо начинать спринятия правильного положения (плечи развернуты, голова прямо). Припередвижении по снаряду следует контролировать взглядом ближайшие 1-1,5мповерхности бревна.
Нужно обучать учащихся элементами самостраховки, научитьправильным, элементам игры и соревнования (кто больше удержит равновесие вположении «ласточка», чъя команда до команда добьется более устойчивого соскокат.д.) — все это повышает качество движений.
Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять:[у ]
а)движения не только в начале, но и в конце урока, послезначительной нагрузки;
б)упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексахутренней зарядки и домашних заданиях;
в)правильно освоенные движения на «результат».
Способность быстро перестраивать двигательную деятельностьу детей младшего возраста является очень важной. Способность к перестроению это«умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий илипереключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям».
В теории и методике физического воспитания это способностьрассматривается как одна из двух основных способностей, характеризующихловкость и сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных КС человека.
Ребенок быстрее и эффективнее перестраивает двигательныедействия в одних условиях, способен так же эффективно перестраивать их вдругих, подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с этимследует различать специфические проявления в данной способности.
Для формирования этой способности наиболее пригодныупражнения, требующие быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапноменяющуюся обстановку. Это аналитические и синтетические координационныеупражнения подвижных и спортивных игр.
При выполнении определенных двигательных действий, вчастности, сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемыхвпервые, непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно неучаствуют в данных движениях. Излишние мышечное напряжение и недостаточноерасслабление приводит к тому, что обозначается
Предупреждение и устранение излишней мышечнойнапряженности это не эпизоды, одна из стержневой линии в обучении двигательнымдействиям и воспитании основных физических качеств.
Непременным условием предупреждения и преодоления мышечнойнапряженности является формирование адекватной установки на расслабление,которая предусматривала бы как необходимую степень расслабления мышц всостоянии покоя, так и по возможности свободное, раскрепощенное выполнениедвигательных действий. Для выработки такой установки нужны систематическиеподкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления.Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблениюмышц на первых этапах физического воспитания играет овладения системойспециально направленных упражнений, получивших название «упражнения врасслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другимиупражнениями и использование методических приемов, способствующих исключениюизлишней напряженности при выполнении двигательных действий (по Л.П.Матвееву).Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:
1-включает упражнения, требующие быстрейшего перехода мышцот напряженного к расслабленному состоянию;
2-упражнения, в которых напряжение одних мышц сочетается срасслаблением других (например, напрячь мышцы правой ноги и расслабить левой,напрячь мышцы правой руки и левой ноги и т.п.);
3-упражнения, в которых требуется поддерживать движения поинерции расслабленной части тела за счет движений других частей;
4-упражнения, в процессе выполнения которых рекомендуется самостоятельноопределять моменты отдыха для расслабления мышц, участвующих в работе.
Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить,чтобы напряжение мышц сочеталось со вздохом и задержкой дыхания, расслабление-сактивным выдохом.
В.И.Лях рекомендует уменьшить координационную напряженностьс
-заострять внимание учащихся на необходимости выполнятьдвижения легко.
применять специальные дыхательные упражнения:
сознательно контролировать технику движений;
переключать внимание с контроля за ходом и качествомдвижений на внешнюю обстановку.
Для преодоления скоростной напряженности, котораяпроявляется в недостаточно быстром расслаблении мышц после их быстрогосокращения, можно рассматривать как частный случай координационнойнапряженности, рекомендуется упражнения с быстрым чередованием напряжения ирасслабления (прыжки, метания, ловля, броски набивных мячей и т.п.)
Для снятия тонической напряженности, которой характеренповышенный тонус мышц, проявляющийся не только во время работы, но и в условияхотносительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде свободныхдвижений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.) Кроме них целесообразныупражнения на растягивание, выполняемые в промежутках между силовыми искоростными нагрузками. Эффективными средствами являются плавание, купание втеплой воде, сауна, массаж…
Развитие и совершенствование ловкости может осуществлятьсяпосредствам различных организационно-методических форм любой части урока.
В подготовительной и заключительной части целесообразнопроведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений,проводящих к и развивающих ловкость. В этих частях урока основным способоморганизации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведенииобщеразвивающих КС без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.
Для решения главных задач совершенствование ловкостишкольников должна быть основная часть урока. Рекомендуется проводитькоординационные упражнения ближе к началу или середине основной части урока,пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.
Специально-подготовительные(подводящие)координационные упражнения,требующие от учащихся КС с одновременным проявлением скоростных выполняют сразупосле подготовительной части (после комплекса общеразвивающих упражнений, впроцессе или после изучения нового материала, перед закреплением ранееизученного). Ряд координационных упражнений можно проводить в середине, вовторой половине или в конце основной части (соответственно упражнения,направленные на одновременное развитие ловкости и скоростно-силовыхспособностей, КС и выносливости). Упражнения, с помощью которых происходитодновременное развитие КС и гибкости, можно включать в любое время основной идаже заключительной части урока, где традиционно представлены задания надыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную частьможно войти и ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени,дифференцирования мышечных усилий.
В основной части урока, где фронтальный способ организациисохраняет свое значение, необходимо шире применять поточный, групповой ииндивидуальный способы.
Поточный способ организации занятий при развитии ловкостипозволяет наблюдать за индивидуальным выполнением достаточно основныхкоординационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способхором при выполнении циклических и ациклических локомоций, акробатическихупражнений, заданий с длинной скакалкой, на равновесие, проведение эстафет.Работу можно организовать в 2-3 потока.
Групповая форма занятий (деление класса на несколькогрупп) предлагает выполнение определенных координационных упражнений каждойгруппой. Закончив упражнение, группы по часовой или против часовой стрелки,переходят на следующие место занятий. По сигналу учащиеся начинают очередноезадание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Координационныеупражнения должны быть разнообразными.
Суть индивидуального подхода состоит в обучениидвигательным действиям на основе глубокого знания особенностей и возможностейучащихся учитывать уровень развития психофизиологических функций школьника.Такие задания могут быть направлены на улучшение слабо развитых общих чувствдвижений (пространства, времени, степени проявляемых мышечных усилий) и т. д.
Организация занятий на уроке физической культуры,направленная на развитие ловкости, включает и контрольные упражнения (тесты).Они проводятся для того, чтобы установить уровень развития КС детей, темпыизменения этих способностей.
Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры иэстафеты, спортивные игры. В каждый урок физической культуры целесообразновключать следующие упражнения для развития ловкости:
общеразвивающие упражнения на согласованность движений;бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперед, боком, с изменением
направления. Метание мяча из различных исходных положений,после прыжков, поворотов; метание в цель в ускоренном темпе; метание в цель попеременно обеими руками; прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки споворотом и др.;
отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег попроходам лабиринта, преодоление препятствий до 3 м.), требующие проявление ловкости;
упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения,прыжки с поворотами на 90°, 180°, 360°;
броски мяча в цель, в корзину с места в движении, впрыжке, после поворотов, кувырки вперед, ведение баскетбольного мячапопеременно левой и правой руками с обводкой препятствий, жонглирование мячом идр.
преодоление неровностей; повороты на месте и в движении.
Младший школьный возраст особенно благоприятен дляразвития ловкости. Естественный рост показателей КС с 7 до 10 лет составляет удевочек 28,6-92,3% (в среднем 62,3%), у мальчиков 22,5-80,0% (в среднем 56,2%)(по В.И.Лях).
Педагогические воздействия, направленные на развитиеловкости, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применятьименно в этом возрасте, который является ключевым длякоординационно-двигательного совершенствования. Развитие ловкости требуетстрогого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданныхперерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и ихтонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях. Общая установка призанятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:
а)заниматься необходимо в хорошем психофизическомсостоянии;
б)нагрузки не должны вызывать значительного утомления, т.к.при утомлении снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии КСсовершенствуются плохо;
в)в структуре отдельного занятия упражнение на развитиеловкости желательно планировать в начале основной части;
г)интервалы между повторениями отдельных упражненийдолжны;
д)воспитание различных видов КС должно происходить втесной связи с развитием других двигательных способностей.

Заключение
На основе анализа научно — методической литературы, можносделать выводы:
1Ловкость — самое многообразное качество наиболеераспространенными и общепринятыми в нашей стране измерителями ловкости считаются:координационная сложность усвоенного двигательного задания; точность выполненияпространственных, временных, силовых, ритмических характеристик данногодвижения и время, необходимое для усвоения нового движения и изменения двигательнойдеятельности в соответствии с изменившейся обстановкой (т. е. время сложнойдвигательной реакции)
Значение развития ловкости в теоретической разработкепроблемы отражена в научных исследованиях Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского,В.И. Ляха и др.
2Средства и методы развития ловкости сводится ксистематическому разучиванию новых движений и применению упражнений,вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игрыи др.)
Упражнения на ловкость лучше включать в первую третьучебного занятия короткими, не более чем 15 — минутными сериями.
Из разнообразных методических приемов, повышающихпроявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:
применение необычных исходных положений (бег из положениястоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменениескорости или темпа движения;
смена способов выполнения упражнений: метание сверху,снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
использование в упражнениях предметов различных форм,массы, объема; выполнение согласованных действий школьниками участниками(вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки); систематическии целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условия игры.

Выводы
На основе анализа научно — методической литературы, можносделать выводы:
1Ловкость — самое многообразное качество наиболеераспространенными и общепринятыми в нашей стране измерителями ловкости считаются:координационная сложность усвоенного двигательного задания; точность выполненияпространственных, временных, силовых, ритмических характеристик данногодвижения и время, необходимое для усвоения нового движения и изменения двигательнойдеятельности в соответствии с изменившейся обстановкой (т. е. время сложнойдвигательной реакции)
Значение развития ловкости в теоретической разработкепроблемы отражена в научных исследованиях Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского,В.И. Ляха и др.
2Средства и методы развития ловкости сводится ксистематическому разучиванию новых движений и применению упражнений,вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игрыи др.)
Упражнения на ловкость лучше включать в первую третьтренировочного занятия короткими, не более чем 15 — минутными сериями.
Из разнообразных методических приемов, повышающихпроявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:
применение необычных исходных положений (бег из положениястоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменениескорости или темпа движения; смена способов выполнения упражнений: метаниесверху, снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
использование в упражнениях предметов различных форм,массы, объема; выполнение согласованных действий школьниками участниками(вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки);систематически и целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условияигры.
Методы исследования
Для решения поставленных задач будут использованыследующие методы.
Анализ научно-методической литературы.
Педагогическое наблюдение.
Педагогический эксперимент.
Контрольное тестирование.

Приложение
Математико-статистические методы обработки
1. Анализ научно-методической литературы
На всех этапах работы проводился теоретический анализнаучно-методической литературы. Он заключался в изучении отечественной,зарубежной научно-методической и специальной литературы по теме дипломногоисследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы.На основе анализа формулировалась актуальность актуальность и цельисследования, проводилась постановка задач, подбор методов педагогическогоэксперимента. Кроме специальной литературы по футболу нами использовалосьлитература по анатомии, физиологии, психологии, которая позволяла наиболеекорректно организовать учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе.
Контрольное тестирование проводилось в начале, в серединеи по окончании педагогического эксперимента. Его результаты заносились в спец–карточку протокол.
Определения уровня развития ловкости
Многообразие видов двигательных координационныхспособностей не позволяет оценивать уровень их развития по одномуунифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используютразличные показатели, наиболее важными из которых являются:
1) время, затрачиваемое на освоение нового движения иликакой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательнойдеятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умениевыбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачисчитается хорошим показателем координационных возможностей;
3) координационная сложность выполняемых двигательныхзаданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестоврекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движенийруками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся вдвигательном опыте человека;
4) точность выполнения двигательных действий по основнымхарактеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
6) стабильность выполнения сложного в координационномотношении двигательного задания (по конечному результату и стабильностиотдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателямцелевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе,различных предметов в мишень и т.п.
Некоторые контрольные упражнения для определения уровнякоординационных способностей:
Для определения уровня развития координационныхспособностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующиеконтрольные упражнения:
1) бег «змейкой»
2) челночный бег 3 х10 м ;
3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта ;
4) метание мяча в цель с различного расстояния и изразличных исходных положений.
Перечисленные выше тесты по определению ловкости икоординационных способностей, по нашему мнению позволяют наиболее достоверноопределить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста
Педагогическое наблюдение
Проводилось до начала педагогического эксперимента и впроцессе его проведения. Объектом наблюдения которое проводилось до экспериментаявляется содержание учебных занятий т.е. характер используемых упражнений иособенностей методики их применения. В ходе эксперимента объектом наблюдениябыла методика применения специальных упражнений, и подвижных игр направленных.наразвитие ловкости у детей младшего школьного возраста.
3.Педагогический эксперимент
Организация и проведение эксперимента
В процессе первого этапа (сентябрь- 2009- декабрь 2010)состоялось практическое знакомство с проблемой развития ловкости. Проводилсяанализ отечественной и зарубежной литературы по развитию ловкости икоординационных способностей детей младшего школьного возраста: определялисьисходные позиции и направление исследования. Обосновывался методологическийаппарат исследования, выбирались методы контроля и разрабатывался ходпроведения педагогического эксперимента.
Второй этап педагогического эксперимента будет проводитьсяна базе школы, в классах начальной школы.
В эксперименте примут участие мальчики и девочки 9-10 лет.Методом по парного отбора будет отобрано две группы: экспериментальная (10человек) и контрольная (10 человек). Уровень физической и подготовленностигрупп был с некоторой отличительностью в сторону экспериментальной группы.Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по триакадемических часа. На комплекс специальных упражнений отводилось по 15 минутвремени на каждом уроке физкультуры. В начале педагогического эксперимента ………будет проведено предварительное тестирование, которое включает в себя 4контрольных норматива.
1) бег «змейкой»
2) челночный бег 3 х10 м ;
3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта ;
4) метание мяча в цель с различного расстояния и изразличных исходных положений.
1.Тест «снайпер» для определения точностиметания. (Лях В.И. 1987 г.)
2. Тест ” челночный бег” на координационныеспособности проявляемые в циклических локомоциях (Яблоновский И.М. 1930 г.).
3. Тест «пройти по линии» на динамическоеравновесие. (Mekota K. 1984 г.)
Тестирование будет проводиться в соревновательной формемежду уч-ся группы.
Основным отличим методик занятий экспериментальной группыот контрольной являются комплексы упражнений и подвижных игр направленных наразвитие ловкости младших школьников все остальные методики будут одинаковы вобеих группах.
Учебный процесс будет осуществляться по программе утвержденнойминистерством образования.
Занятия в контрольной группе будут проводиться всоответствии с программными требованиями и при этом применяться стандартныеупражнения.
Занятия в экспериментальной группе будут проводиться всоответствии с программными требованиями, с применением комплексов упражнений иподвижных игр направленных на совершенствование координационных способностей детей9-10 лет.
Внимание экспериментатора направляется на целенаправленноеповышение эффективности обучения и воспитания.
На третьем этапе — (апрель-май) результаты педагогическогоэксперимента получение в ходе контрольного тестирования обрабатываются спомощью статистических методов и оформляться в виде дипломной работы.
В течении 1 месяца в период 28.02.2010по 1.03.2010 количествопроведенных учебных занятий 15. Занятия проводятся по 3 раза в неделю (понедельник,среда, пятница) по 1 академическому часу. Общее время в период экспериментасоставило 15 календарных часов, что составляет 675 минут.
На каждом учебном занятии на выполнения комплекса упражненийи подвижных игр направленных на развитие ловкости будет затрачиваться 25 минут.Общее время затраченное на комплекс упражнений по развитию ловкости составят375 минут.
4. Проведение контрольного тестирования
После двух недель тренировочных занятий будет проводитьсяпромежуточное тестирование (15.02.2010). В отрезок между предварительным ипромежуточным тестированием было проведено по 8 занятий, что составило 340минут. Из них на комплекс по развитию ловкости способностей выделено 185 минут.
В конце педагогического эксперимента 1.03.10 проводилосьитоговое контрольное тестирование, в отрезок между промежуточным и контрольнымтестированием проведено 340 минут тренировочного времени. На выполнение экспериментальногокомплекса специальных упражнений за тратится в среднем 170 минут.
Весь тренировочный объем выполненной работы составит около675 минут, из них 360 минут отводиться на экспериментальный комплекс упражненийи подвижных игр направленных на развитие ловкости
5. Математико-статистические методы обработки полученных экспериментальныхданных
Результаты эксперимента проведенного нами подвергалисьстатистическому исследованию. С целью выявления темпов прироста результатов вконтрольной и экспериментальной группе. Нами вычислялось среднее арифметическоезначения полученных измерений по формуле
/>
С целью выявления разброса данных относительно среднего значениявычислялось среднее квадратичное отклонение.
/>
Вычисления проводились с использованиям пакетакомпьютерной математики MathCAD.
3. Методики совершенствования координационной подготовленности(ловкости)детей9-11лет предположительно применяемых в экспериментальной группе.
При развитии ловкости необходимо руководствоватьсяследующими методическими рекомендациями:
1) разнообразить занятия, систематически вводить в нихновые физические упражнения, различные формы их сочетания.
2) варьировать нагрузку на организм по первым признакамухудшения точности движений;
3) регулировать применяемые усилия и условия,сопутствующие занятиям;
4) определять достаточность отдыха между повторениямиотдельных заданий по показателям восстановления пульса.
Комплекс упражнений направленных на развитие ловкости.
1)Переход с бега на месте с переходом на бег по прямой.
2) Бег по прямой, по сигналу развернуться и бежать вобратном направлении.
3. Бег спиной вперед с об беганием стоек.
4). Из и.п. сед спиной вперед по сигналу стартовоеускорение.
5) То же из положения в упоре лежа.
6) Повороты на 360 градусов.
7) Ускорение после кувырка.
8) Ведение волейбольного мяча, 1-2 руками
9) Передачи мяча из рук в руки по кругу.
10)Перешагивание через гимнастические скамейки.
11) Подлазание под легко атлетический барьер.
12) Перешагивание через гимнастическую скамью с споследующим подлазанием под легко атлетический барьер.
13.Броски теннисного мяча в стену с различных расстояний.
14.Броски мяча друг другу.
Комплекс подвижных игр направленных на развитие ловкости.
БЕЛКИ НА ДЕРЕВЕ.
Все играющие — белки. Они должны находиться все время надеревьях. Между деревьями бегают собаки, которые должны осалить белок, бегающихпо земле между деревьями. Белки могут иметь цель — добраться до края леса илидо дерева с призом. Осаленые белки становяться собаками.
/>ЗАМКНИ КРУГ.
Играющие стоят в кругу. За их спинами бегает водящий. Онляпает кого-либо из стоящих в кругу и стремиться обежать круг и занять томесто, где стоял «ляпнутый», который тоже начинает бежать вокругкруга, но в другую сторону на свое место. Кто прибегает последним — становитьсяводящим.
/>ЗАМКНИ КРУГ.
Двое играющих — охотники. Каждому дается по 7 фасолинок.Охотники ловят других игроков и раздают пойманным фасолинки. Выигрывает тот,кто быстрее раздает фасолинки, а те, у кого их окажеться больше, становятьсяохотниками.
/>МЕШОК ГАММИ.
Игроки стоят в кругу, у ведущего в руках веревка спривязанным мешком, в котором лежит мяч или насыпан песок. Ведущий раскручиваетверевку с мешком, не поднимая его очень высоко, а играющие перепрыгивают черезмешок. Если мешок ударяет кого-либо, то он становиться ведущим.
/>КАПКАНЫ.
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки иподняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстояниидруг от друга. Все остальные играющие берутся за руки и должны пройти черезкапканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребятаопускают руки. Те играющие, кто попался, тоже образуют какпканы.
/>ЛЕВ ПОТЕРЯЛСЯ.
Играющие стоят в кругу с закрытыми глазами. Руководительобходит их со стороны спины и дотрагивается до каждого рукой. Одному оннезаметно прикрепляет скотчем табличку с надписью «Лев». После этогодается команда «Лев потерялся!». Игроки начинают смотреть, кто из нихлев. После того как кто-то замечает это, он должен не давая понять льву о том,что он лев скрыться в одном из убежищ. После того как лев догадывается, кто онтакой, он издает львиный рев и все, кто не успел спрятаться в убежище,считаются проигравшими.
/>МЫШИ В СТОЛОВОЙ.
Представьте себе, что в соседней комнате находиться спящийкот, которого мыши не должны разбудить. Все сидят и слушают, один игрок — «мышь» находиться за занавеской и должен поставить несколько тарелокдруг на друга. Если он будет услышан, то «мышь» считаеться пойманной.
/>НЕ РАЗЛЕЙ.
Для игры понадобиться столько стаканов, сколько игроков вкоманде. Команды выстраиваются в ряд с завязанными глазами. У первых игроков — сосудыодинаковых размеров, полные воды. Количество игроков в командах равное. Посигналу игроки начинают переливать воду друг другу. Выигрывает та команда, укоторой воды останется больше. Финиш можно сделать передачей кружки последнегоигрока обратно через всех игроков первому между ногами.
/>ПО ДОСКЕ.
Толстая доска ставиться на ребро и укрепляется колышками,вбитыми в землю. С разных сторон от начала доски лежит некоторое количествонебольших предметов, например, 7 камней и 7 монет. Играющий должен, не сходя сдоски, поменять местами монеты и камешки.
/>ПСИБИХУЗА.
Две команды, равные по силам, выстраиваются друг напротивдруга. Между ними проводится черта. Задача каждой команды, используя различныеуловки, попытаться ухватить какого-либо игрока из другой команды и перетащитьна свою сторону, но переходить черту нельзя. Как только игрок попадает в другуюкоманду, он начинает честно играть на ее стороне.
/>СТРОИТЕЛЬСТВО В СЛЕПУЮ.
На столе лежит десяток кубиков или столько же спичеччныхкоробков. Играющий должен одной рукой с завязанными глазами соорудить столбик соснованием в 1 кубик. Построивший получает столько очков, сколько у него было встолбике кубиков до того как он развалился.
/>СБОР В ТУМАНЕ.
Игра проходит на ограниченной территории леса. Одинпатруль играет, другой — страхует. Первый патруль завязывает глаза, истрахующие разводят их в разные места по периметру леса. После сигнала играющиедолжны найти друг друга по голосу, а страхующие смотрят за безопасностьюпередвижения. После роли меняются. Выигрывает патруль, собравшийся быстрее.
/>ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ.
На расстоянии 1-2 м чертятся 2 параллельные линии. От них отмечается еще 2 параллельные через 5м каждая. Первые линии — это линиистарта, вторые — домики. Команды стоят, наступив ногой на старт. Ведущий четкопроизносит название одной из команд. Та команда должна убегать в свой дом, адругая догонять. Кого догнали — тот выходит из игры.
/>ВОЛКИ ВО РВУ.
На площадке чертится коридор «ров» шириной до1м. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рвурасполагаются водящие — волки. Все остальные играющие — зайцы. Если до зайцадотронулись, то он выбывает из игры или становиться волком. Волки могут ляпатьтолько стоя во рву. Ров должен быть такой ширины, чтобы зайцы перепрыгивали.