Понятие формы государственного устройства

–PAGE_BREAK–Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенитета их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Характеризуя федеративную форму государственного устройства, следует иметь в виду, что она может быть выражением и воплощением различных видов общественных отношений.
Так, например, США, Мексика, ФРГ,- это федеративные государства, образованные не по национальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения.
Индия, Российская Федерация представляет собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. И это понятно, ибо в основе этой фор-мы государственного устройства лежат межнациональные отношения.
Стало быть федерация может строиться по территориальному признаку либо по национальному. Попытка же их совмещения ведет к неразрешимым политическим противоречиям, собственно что и случилось с Российской Федерацией.
А противоречия в способе ее существования сводятся к следующему. Конституцией РФ провозглашается, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Субъекты федерации в лице национально-государственных образований представляют волю соответствующих народов,
А волю кого представляют обычные административнотерриториальные единицы? Очевидно, что только население определенного региона, а не народа в целом. Вот и получается, что в Совете Федерации представлены народы и одновременно составные части русского народа. В итоге нарушается принцип равноправия народов, ибо русский народ представлен в Совете Федераций 114 депутатами, а все другие народы только двумя. Вот к чему приводит эклектическое совмещение территориального и национального принципов построения федерации. Именно этому обязана своим провозглашением так называемая Уральская республика. В ее конституции предпринята попытка сконструировать некий новый «этнический феномен- «народ Уральской Республики». И если процесс «республиканизации распространится на  другие края и области то может появиться «рязанский», «воронежский», «омский», «новосибирский», и другие «народы». А правового препятствия к этому нет, ибо конституция РФ не исключает повышение статуса субъектов федерации. Вот и стремятся властные структуры   административно-территориальных единиц дотянуться до уровня республик, фазирующихся исключительно на национальном принципе.
В итоге возникает реальная угроза расчленения России на огромное число республик с гигантским штатом чиновников.
Появится у каждой из них свои кодексы и законы, как   это предусмотрено проектом конституции Уральской республики. Вот до какого абсурда доводит непонимание принципов построения федеративной формы государственного устройства.
4.3 Конфедерация
К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация-это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики.
Конфедерация-это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства — члены конфедерации -сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
-конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
— конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех
государств, которые находятся во временном союзе;
— государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США,, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
5. Формы государственного режима
Формы государственного режима- представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма- и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства- и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
5.1. Антидемократический режим
Антидемократические режимы- характеризуются следующими признаками:
–        Определяет характер государственной власти- это соотношение
государства и личности;
–        антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным наследием;
ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных   и др.);
личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких -либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
игнорируют интересы государственных образований, особенно
национальных меньшинств;
не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным феодализмом.
Тоталитарный режим предполагает господство одной идеологии и одной партии. Происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна превращается в гигантскую казарму с жестоким режимом и унифицированной формой поведения граждан.
Авторитарный режим несколько «мягче» фашистского и тоталитарного. Он представлен в лице диктатора или своеобразной хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства.
Для авторитарного режима не присуща социальная демография. Как правило, он не насаждает государственную идеологию и не закрепляет господство одной партии. Это исключает  возможность сращивания государственного и партийного аппарата.
Но авторитарный режим не допускает формирования и функционирования властных структур государства на демократической основе. Он прибегает к массовым внесудебным и административным репрессиям против оппозиционных сил.
Фашистский режим представляет наибольшую опасность для демократических сил, ибо он широко использует демагогию с целью введения в заблуждение масс. Благодаря прежде всего ей фашисты приходят к власти. Весьма показательным в этом отношении является итальянский фашизм. На первой конференции фашистов в марте 1919 года были выдвинуты такие демагогические требования как созыв Учредительного Собрания, принятие закона о 8 -ми часовом рабочем дне, установлении минимальной оплаты труда (прожиточный минимум); внедрение рабочего контроля над производством, передача рабочим объединениям морально и технически достойным, общественных функций, улучшение социального законодательства и т.д.
Даже политические противники фашизма, были введены в заблуждение подобными лозунгами-требованиями, поэтому неудивительно, что в 1921 г. рабочие, крестьяне, матросы торгового флота составляли более 40 процентов членов фашистской партии.
В основе фашистского государства лежит два краеугольных камня: Нация (непременно с большой буквы!») и согласование классовых интересов путем провозглашения отмены классовый борьбы.
Вот, например, как итальянские фашисты эксплуатировали категорию «Нация» в так называемой «конституции», принятой вторым съездом Союзов Борьбы в мае 1920 г. «Строй — было записано в ней — подчиняется моральным и материальным интересам Нации, рассматриваемой в ее реальности и исторической перспективе».
Принимая во внимание то влияние, которое оказывали коммунистические идеи на народные массы в 20-х годах, фашисты встроили в свою программу демагогический тезис, сформулированный следующим образом: «Фашизм является коммунизмом, возвращенным в лоно Нации. Это эволюционный коммунизм»
Говоря о фашистском ре жиме, важно также подчеркнуть, что при нем наблюдается бешенный рост расистской, националистической, шовинистической пропаганды и агитации.
5.2. Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.
Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
режим представляет свободу личности в    экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;
основным принципом действия деятельности демократического государства является плюрализм;
государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.
Что такое демократия? Большинство наших соотечественников и современников над этим, пожалуй, не задумывается, считая, что « и так все ясно». Однако многие не в состоянии, как показывают результаты многочисленных опросов, дать достаточно ясный и осмысленный ответ на этот вопрос. Суждения высказываются наивные, причудливые и удивительные. Так в газете «Аргументы и факты» (8.1998) приводятся следующие ответы: «говорить то, что думаешь» (31 %), свобода выбора (13,2%), равенство людей независимо от постов (8,7%), справедливые отношения между людьми (7%), «когда наверху слушают, что говорят внизу» (6,1%), власти народа (5%), и т.п.
Сходные данные привели «Московские новости» (4,1992): «когда люди объединяются и помогают друг другу», «возможность делать то, что тебе нравится» и т.п.
Чтобы выяснить, чем же является демократия сегодня, приходится начинать с времен, когда еще не существовало ни малейшего понятия не только о демократии, но и политике, хотя зачатки того и другого проявились вполне четко и явственно. На древнейшем этапе развития человечества прообразом власти народа стала власть
рода или родовая (непосредственная, военная) демократия. Политические и процессы эпохи архаики тяготеют к закрытости, предзаданности, для них типична политическая культура образца. Идеал этих политических систем -автократия (самодержавие) с господством единого и гомогенного (тоталитоидного) этоса. Они вырастают прямо из родовой демократии и достаточно органично трансформируются в деспотию. Автократия по существу и есть неразделенность непосредственной родовой демократии и деспотии.
Соединение родов на основе принципа синойкизма (сожития) и перерастания деспотий, а также союзов полисов в империи знаменует переход к следующей политической эпохе, которую обычно именуют промежуточной ( имеется в виду ее положение между архаикой и современностью). Здесь уже в условиях эллинского полиса возникает само понятие демократии. Это не означает, конечно, что вне античного полиса никакой демократии не было. Родовая демократия предыдущей эпохи трансформировалась в связи с общим характером политической организации новой эпохи. Свойственные ей политические системы и процессы характеризуются открытостью. Они тяготеют к выдвижению универсальных целей, нередко эсхатологических, толкающих их к экспансии, к расширению своей гегемонии. Правление рода распространяется на чужую, «варварскую» среду и начинает принимать черты политического режима, подкрепленного законом, равно обязательного для всех свободных граждан. От непосредственной демократии осуществляется переход к различным формам опосредованного правления.
На протяжении всей переходной эпохи происходит дифференциация, усложнение политических систем. От перезревших, разбухших деспотий осуществляется переход к протоимпериям, держащимся силой вооруженной руки. Начинает вырисовываться пространство горизонтальной империи, учинения политического режима из властного центра. Это пространство постепенно заполняется коммуникационными цепями, а затем и сетями. Возникает бюрократия, регулярный и упорядоченный сбор налогов, архивы, письменная кодификация законов и установлений, судопроизводство и т.п.
Ключевым моментом дифференциации различных  субсистем становится разделение сакрального и мирского порядков. На этой основе институционализируется религия, возникают храмовые и жреческие организации, наконец, мощные централизованные религиозные культы империй. Первоначально имперские культы эклектичны, затем они консолидируются. Империя укрепляется за счет дополнения своей горизонтальной составляющей еще и вертикальной опоры. Наконец возникают вертикально-горизонтальные империи или теократии. Однако это происходит уже в пост античный период, после того, как политическая культура промежуточной эпохи была существенно обогащена в т.н. «питомниках»- в эллинском полисе и в ветхозаветном Израиле.
Античная Эллада дала Европе, а тем самым и миру формализацию гражданских (полисных) отношений и субъекта этих отношений — гражданина (политеса). Обретение индивидуумом самостоятельных политических ролей происходит так или иначе, в более или менее отчетливых формах фактически повсеместно на протяжении промежуточной эпохи. Очевидным и закономерным этапом имперского развития, экспансии становится эмансипация политической личности- хотя бы через образование вольного пограничья, разбойничью или пиратскую вольницу. Не столько резко, но зато более основательно становление политической личности проявляется в рамках полиса. Отчасти это можно отметить уже на Древнем Востоке от Шумера до Финикии. Однако именно в Греции получили вполне последовательное и достаточно рациональное выражение взаимообратимых прав и обязанности гражданина, сформировалось и облеклось в юридическую форму понятие гражданства, углубленное и классически разработанное в римском праве.
Развитая политическая жизнь позволила эллинским мыслителям отчетливо определить ряд идеальных типов политического устройства. Отталкиваясь они при этом от факта изменчивости и устойчивости политической организации полиса. Платон в « Политее» намечает ступени деградации идеального полиса- тимократия (власть чести или цензовая демократия), олигархия, демократия, тирания.
    продолжение
–PAGE_BREAK–