–PAGE_BREAK–
как всеобщий пространственный базис; как средство производства в сельском и лесном хозяйстве; как эталон естественной ненарушенной природы; как кладовая минерального сырья; как база размещения объектов отдыха и оздоровления.
Земля — уникальный ресурс: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспроизвести, предложение земли для использования практически неэластично.
Оценка земли, как составляющей национального богатства страны, представляет собой сопоставимый количественный и экономический расчет ее потребительских свойств и эколого-экономических эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.
Целевое назначение земельных участков определяется задачами выбора целесообразных направлений и способов землепользования для жизнеобеспечения населения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по целевому назначению на территории страны выделено семь категорий земель.
Оценка земли, как составляющей национального богатства страны (в дальнейшем — оценка земли), должна основываться на учете следующих обстоятельств и аспектов.
Ограниченность земли и невозможность ее воспроизводства способствуют возникновению двух видов монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь). Монополия собственности порождает абсолютную ренту, а монополия хозяйствования на земле — дифференциальную земельную ренту. Более правильно пользоваться термином «земельная рента».
Земельная рента — это вид дохода, регулярно получаемого от земли за счет разности между общественной стоимостью продукта и более низкой индивидуальной его стоимостью при производстве на разных по качеству и местоположению земельных участках.
К постоянным факторам, которые обусловливают регулярное воспроизводство земельной ренты, относятся качество почв и местоположение земельных участков, уровень интенсивности использования земель, новейшие технологии выращивания и новые сорта сельскохозяйственных растений, органическое строение капитала, монополия на собственность и использование земельного участка.
В аграрном производстве любые технические и технологические усовершенствования средств труда и интенсификация производства всегда проявляются опосредованно — только через функционирование земли. Размер земельной ренты в сельском хозяйстве равен сумме трех показателей: излишка стоимости сверх общественной цены производства продуктов, разницы между общественной и индивидуальной ценой производства и разницы между монопольной ценой и затратами на производство продукции на земельных участках особого качества и особых климатических условий.
Ценность городских земель заключается в их возможности обеспечивать дополнительный доход, который возникает благодаря удобному местоположению относительно рынков ресурсов и продаж, а также благодаря инфраструктурному обустройству территории. Количественные показатели земельной ренты за счет освоенности территории возникают благодаря сокращению затрат на создание транспортной и инженерной инфраструктуры. Размер земельной ренты в населенных пунктах практически формируют и определяют четыре фактора: спрос, ограниченность, полезность и ликвидность земельных участков.
В недропользовании, где земельный участок выступает как кладовая минерального сырья, оценка объектов недропользования обусловливается следующими составляющими: сырьевая или функциональная ценность природного ресурса как продукта переработки и потребления; инженерно-геологические условия залегания природного ресурса; экономико-географическое положение участка недр. Параметры экономико-географического положения земельного участка объекта недропользования характеризуются факторами межрегионального, регионального и местного значения (плотность населения, близость и классификация транспортной и инженерной инфраструктуры). Оценка земельного участка недропользования, как элемента национального богатства страны, может формироваться с учетом следующих видов земельной ренты: межрегиональная и региональная рента, определяемая различиями в уровнях социально-экономического развития и природными особенностями отдельных частей территории; отраслевая рента, определяемая особенностями формирования рентного дохода по различным видам полезных ископаемых и в различных сегментах рынка недвижимости; локальная рента, связанная с факторами местоположения земельного участка относительно системы расселения, промышленных узлов, особо охраняемых территорий; инфраструктурная рента, определяемая уровнем развития инженерно-транспортной инфраструктуры и интенсивностью ее использования.
Показатели ценности земельных участков не сельскохозяйственного назначения за пределами границ поселений, как пространственного базиса для объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения, определяются величиной ренты, которая создается за счет местоположения, обустройства и функционального использования соответствующего земельного участка.
Ценность земельных участков объектов отдыха, оздоровления и эталонов ненарушенной природы определяется суммарным экономическим, экологическим и социальным эффектами, получаемыми от их соответствующего использования.
Методологическую основу оценки земли, как составляющей национального богатства страны, определяют следующие положения: использование народнохозяйственных и хозрасчетных оценочных критериев и показателей в соответствии с особенностями функционирования земли в экономике страны; динамичность показателей оценок природных ресурсов, основанная на получении текущих и перспективных (потенциальных) их значений, связанных с оптимизацией использования; сопряженность экономических, экологических и социальных показателей оценок земельных ресурсов; общность построения оценочных шкал в единой системе для территории страны, с учетом ее полного охвата.
Едиными критериями оценки земельных участков для всех категорий их использования являются: местоположение, качество, дефицитность, ресурсные возможности использования.
Соизмеримыми оценочными показателями для земель различного целевого назначения служат земельная рента и цена земли, которая является денежным выражением ее рыночной стоимости, складывающейся в зависимости от доходности производства.
Земельная рента и цена земли характеризуют в совокупности народнохозяйственную ценность земли и выражают, соответственно, ее кадастровую оценку.
Установленные при кадастровой оценке показатели являются базовой величиной для определения ставок земельного налога и арендной платы за землю.
В общем виде рентная оценка земли выражается формулой:
Рзр = Эзр — С — m,
где: Рзр — земельная рента, руб/га;
Эзр — среднегодовая оценочная стоимость продукции и других эффектов землепользования, руб/га;
С — нормативные совокупные затраты труда и средств производства, необходимых для обеспечения оценочного объема продукции и приведенные в единую соразмерность с учетом фактора времени;
m — необходимый прибавочный продукт, руб/га.
Переход от текущей оценки земли к ее цене в общем виде обеспечивается расчетами на основе формулы:
Цзр = Рзр х Ек,
где: Цзр — цена земельных ресурсов, руб;
Ек — коэффициент перевода годового дохода в суммарный дисконтированный за расчетный период оценки земельного ресурса.
Оценка земли, как составляющей национального богатства страны, предполагает возможность ее применения для обоснования управленческих решений по целевому использованию земель на альтернативной основе, включая и рамки единого мирового хозяйства.
Этим обстоятельством определяется необходимость формирования единой природной и экономической основы расчета оценочных показателей в виде разомкнутой системы территориальных единиц объектов оценки земель на макроуровне, которые генерализуются в границах территорий государства в целом, федеральных округов, субъектов Российской Федерации.
Макроуровень природной составляющей оценки земли образует система зонально-провинциальных единиц районирования земельного фонда страныв пределах равнинных и горных территорий, отражающих главные пространственные различия в факторах биоклиматической продуктивности земель.
Макроуровень экономической составляющей оценки земли образует система региональных территориально-производственных комплексов общегосударственного значения, характеризуемых особой структурой земель по целевому назначению, уровням землеобеспеченности и общей ресурсообеспеченности, экологическим состоянием земельных ресурсов, межрегиональной транспортной составляющей ценности земли.
Дефицитность земель, как общий критерий их оценки, проявляется в показателях плотности населения, региональной землеобеспеченности в соответствии как с общими потребностями развития территориально-производственных комплексов, охраны природы и сохранения нормального экологического состояния территории, так и в соотношении нормативной землеемкости различных отраслей народного хозяйства с фактической и перспективной обеспеченностью регионов землями соответствующего целевого назначения.
Дефицитность земель определяется в показателях физической площади при их оценке как пространственного базиса, а при использовании земли как биологического ресурса, также в показателях соизмеримой по продуктивности площади в условных кадастровых гектарах.
В зависимости от целевого назначения площадь земель соизмеряется с численностью населения, трудовыми ресурсами, фактическими и перспективными объемами производства. При оценке земель их дефицитность, выраженная в показателях общей и отраслевой землеобеспеченности, увязывается с общим типом производственной специализации территории и уровнем интенсивности производства путем установления пороговых значений землеобеспеченности для различных региональных типов хозяйств. Дефицитность земель с уникальными качествами для производства особо ценных сельскохозяйственных культур или древесных насаждений с уникальными бальнеологическими свойствами может проявляться в показателях их повышенной экономической оценки по сравнению со всеми другими землями. Народнохозяйственная ценность этих земель базируется на монопольной земельной ренте, а также особой природоохранной, рекреационной и эстетической ценности, которая в современных социально-экономических условиях пока еще не может быть выражена в реальных показателях дополнительной прибыли рентного характера.
Общая ресурсообеспеченность характеризует земельные ресурсы с точки зрения экономических возможностей их использования на данной территории.
К ее основным показателям относятся: обеспеченность трудовыми ресурсами, транспортной сетью, фондообеспеченность, инженерная, социальная и экологическая обустроенность территории. Ресурсообеспеченность определяется применительно к современным и перспективным типам производственной специализации соответствующих регионов. Показатели ресурсообеспеченности увязываются с показателями местоположения и дефицитности земель в общую систему экономических факторов оценки земли.
Комплексный характер оценки земли проявляется в сопряженном учете всех преимуществ и эффектов(производственных, природоохранных, рекреационных), получаемых при использовании земель соответствующего целевого назначения, а также в комплексном территориальном подходе к оценке земельных ресурсов как сочетания различных угодий. При таком подходе земельные угодья, находящиеся на данной территории в минимуме, получают дополнительную оценку по стоимости их замещения другими угодьями в данном регионе или с учетом дополнительных затрат, связанных с использованием аналогичных угодий в других регионах.
Оценка земли должна учитывать динамику качественного состояния земель, их плодородие, степень загрязнения. Возрастание экономического эффекта землепользования может сопровождаться как повышением, так и снижением экологического эффекта. В связи с этим рост показателей оценки земли (без учета ее экологической составляющей) может сопровождаться при разных условиях, как повышением, так и снижением общей народнохозяйственной ценности земель.
Динамика качественного состояния земель выражается в показателях экологического эффекта (или ущерба) землепользования,которые характеризуются восстановительной стоимостью допущенных потерь или накопленного плодородия почв.
Сопоставимость показателей оценки земель различного целевого назначения определяется способами соизмерения результатов их использования между собой и результатов производства с затратами как в пространстве, так и во времени. Результаты производства проявляются в количестве и качестве производимой продукции, размерах получаемой прибыли, изменении условий местообитания человека, изменении качественного состояния земель.
Различные виды продукции приводятся при оценке земель в сопоставимый вид на основе рыночных цен (мирового и внутреннего рынка), замыкающих (предельно допустимых) затрат, энергетических коэффициентов, действующих закупочных и оптовых цен.
При соизмерении эффектов землепользования между отраслями материального производства, транспортного, торгового и иного обслуживания основным критерием соизмерения становится рентная часть фактической и нормативной прибыли, соответствующей современным и перспективным условиям производства.
При соизмерении природоохранных, рекреационных и других социально значимых функций земельных ресурсов, не связанных с получением конкретной продукции и прибыли, могут применяться показатели стоимости альтернативных социальных эффектов использования земель, а также показатели учета их влияния на повышение производительности труда или экспертные оценки значимости соответствующих факторов в производственных результатах землепользования.
Большие межотраслевые различия в периодах производства обуславливают необходимость приведения в сопоставимый вид разновременных данных по использованию земель.
В этих целях используются отраслевые коэффициенты, учитывающие условия использования земель. Общим условием использования земель является потенциальная неограниченность сроков их эксплуатации. Этим объясняется необходимость применения пониженных (по сравнению с нормативами эффективности капиталовложений) коэффициентов приведения.
Применение показателей этих коэффициентов на уровне 0,02-0,03 позволяет учесть тенденцию возрастания годовой народнохозяйственной оценки земель в долгосрочной перспективе.
Особенности оценки земель различного целевого назначения определяются спецификой их функционирования в народном хозяйстве, способами и уровнями воздействия на землю, формами и размерами народнохозяйственного эффекта использования земель. В зависимости от указанных факторов, целей и детальности выполняемых оценочных работ земли разных категорий могут объединяться в более крупные группы или, наоборот, дифференцироваться в пределах соответствующей категории. Наиболее общим основанием для качественного подразделения земель при их оценке является выделение в особые генерализованные группы: биологически продуктивных земель, используемых в сельском и лесном хозяйстве, земель интенсивного строительно-операционного воздействия, земель природоохранного, рекреационного и иного назначения с определяющей ролью мероприятий и затрат по сохранению их естественных свойств. Названные особенности функционирования земли, а также различия в способах и уровнях воздействия на землю определяют целесообразность обоснования согласованных критериев учета природных, экономических и социальных условий, лимитирующих факторов по названным укрупненным группам.
Лимитирующими факторами качества земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения на макроуровне являются тепло- и влагообеспеченность территории, общий характер рельефа и почвенного покрова, основные экономические факторы и условия хозяйственного использования земель, в частности, обеспеченность трудовыми ресурсами, развитость транспортной сети.
Оценка земель как пространственного операционного базиса в промышленном и другом строительстве предполагает учет комплекса следующих факторов: природные факторы (характер рельефа, грунтов и материнских пород, сейсмичность, лавинно-селевая опасность, просадочность грунтов, климатические и медико-географические условия, вечная мерзлота, заболоченность, водообеспеченность, условия водоснабжения и водоотведения); экономические факторы (мощности строительных баз, обеспеченность дорожно-транспортной и трубопроводной сетью, территориальные уровни и коэффициенты капиталоемкости и трудоемкости производства); социальные факторы (наличие свободных трудовых ресурсов, условия жизни населения, развитость инфраструктуры, состояние окружающей среды).
Показатели оценки земли, как составляющей национального богатства России, должны быть соразмерными соответствующим показателям территорий-аналогов зарубежных стран Европы и Северной Америки.
Информационной базой оценки земли, как элемента национального богатства страны, являются сведения государственных кадастров, прежде всего земельного, землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной и проектно-технической документации, материалы инвентаризации земель, данные государственной и мировой статистической отчетности, показатели государственной кадастровой оценки земли, материалы предыдущих оценок земельных ресурсов территории России.
1. Земли сельскохозяйственного назначения
Согласно статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» проведена государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения.
Первый этап работ по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных земель проведен на макроуровне (уровень территорий субъектов Российской Федерации).
Основные методические положения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения заключаются в следующем.
Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации проводится с целью определения средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий субъектов РФ и разработки базовых нормативов для проведения кадастровой оценки внутри субъекта РФ.
При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются следующие показатели в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий: оценочная продуктивность(валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц); оценочные затраты; цена производства валовой продукции; расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два вышеназванных показателя (оценочные продуктивность и затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки внутри субъекта РФ.
Кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации.
Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам (Ек = 0,03).
Для получения стоимости оценки земель сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, необходимо дисконтировать полученную с него земельную ренту.Речь идет о методе расчета оценочных показателей, сущностью которого является суммирование рент, получаемых от использования земли как средства производства в течение определенного периода времени (в данном случае 33 года).
Вторым слагаемым стоимости оценки земли являются затраты на ее освоение, обеспечивающие превращение земли в средство производства.
Таким образом, показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, складывается из двух основных частей:
а) дисконтированной земельной ренты;
б) затрат на освоение земли для сельскохозяйственного использования и выражается следующей формулой:
Оз с-х.н = (Рзр / Ек = 0,03) + С,
где: Оз с-х.н — показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, руб/га;
С — затраты на освоение земли для сельскохозяйственного использования, руб/га.
Данные оценки земли — категория историческая, ее количественные показатели изменяются. В каждый данный момент их параметры определяются уровнем развития производительных сил АПК.
При расчетах показателей оценки земли затраты на ее освоение принимаются равными средней стоимости освоения в пашню одного гектара по стране в целом.
Площади земель сельскохозяйственного назначения принимаются по данным земельного кадастра страны на 1 января соответствующего года.
Общая оценка земель сельскохозяйственного назначения, как элемента национального богатства страны, определяется как сумма соответствующих показателей по всем субъектам Российской Федерации.
2. Земли поселений
Согласно статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Мировая практика выработала различные подходы к оценке урбанизированных территорий. Наиболее достоверным подходом к оценке земель поселений, как элемента национального богатства страны, является многофакторная оценка инженерно-экономических и социально-экономических факторов ценности земли. Принципиальные основы данной методики сводятся к следующему.
Городские земли — пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточена основная часть национального богатства, созданного трудом человека.
Ценность городских территорий неодинакова. Она зависит от величины города, его народнохозяйственного профиля, уровня развития инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры, природных, экологических и других региональных факторов, а также от условий размещения конкретных участков в плане города. Величина оценки территорий поселений динамична, меняется во времени и, главным образом, растет.
Критериями комплексной экономической оценки территорий поселений являются:
инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке; оснащенность инженерными сооружениями и магистральными коммуникациями; природные условия, в том числе рекреационная ценность территории; экологическое состояние окружающей среды; уровень развития социо-культурного потенциала; расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.; другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.
Оценка территории производится по оценочным экономико-планировочным зонам, которые характеризуются относительной однородностью внутри структурных единиц и отличием друг от друга в соответствии с критериями ценности территории, по качеству среды с точки зрения условий проживания населения, функционирования объектов различного назначения, возможностей размещения нового строительства.
Комплексная социально-экономическая оценка территорий поселений включает примерно сорок компонентов, которые можно объединить в три категории показателей.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Первая категория показателей отражает общественно-необходимые затраты на освоение территорий под строительство.Сюда включаются:
балансовая стоимость существующих систем инженерно-транспортного благоустройства, сохраняющая практическую ценность на проектный период; затраты на расширенное воспроизводство и развитие систем инженерной инфраструктуры районного и общегородского значения, включая и затраты на природоохранные мероприятия; стоимость социальной инфраструктуры районного и общегородского значения.
Затраты на инженерно-транспортное благоустройство территорий включают стоимость головных сооружений, прокладки магистральных коммуникаций, сетей местного и районного значения с сооружениями на них. Также должны быть оценены системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, слаботочных устройств, газоснабжения, ливневой канализации, санитарной очистки, зеленых насаждений, улично-дорожной сети, путепроводов и других транспортных сооружений.
Оценке и учету подлежат и затраты, обеспечивающие природоохранные мероприятия и улучшение санитарно-гигиенического состояния окружающей среды.
Вторая категория показателей отражает экономические последствия от изменения характера использования территорий,в том числе:
при реконструкции сложившихся районов застройки оцениваются затраты по компенсации убыли неамортизированных основных фондов, сноса, переноса объектов и т.п.; при освоении новых территорий — затраты и потери, связанные с отводом под строительство природно-ценных земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Третья категория показателей отражает факторы ценности земель, вытекающие из удобств местоположения участков и других социальных аспектов.Здесь в стоимостном выражении оцениваются:
функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства; природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории; привлекательность (престижность) территорий; социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.
Все три категории показателей комплексной экономической оценки территорий в совокупности формируют на рентной основе социально-экономическую ценность земель поселений.
Дополнительно, как показывает практика, при оценке земель поселений необходимо учитывать следующие положения.
Первое положение заключается в том, что земли поселений отличаются от иных категорий земель наличием хорошо развитой системы улучшений всех видов инфраструктуры, созданной многолетними вложениями труда и капитала. Естественно, что эта система улучшений земель поселений подлежит постоянному воспроизводству. С другой стороны, просматривается обратная связь, согласно которой затраты на систему поддержания улучшений земель являются объективным ориентиром для обоснования нормативов земельных платежей, а в последующем и единого налога на недвижимость.
Второе положение определяется отсутствием пока еще в полной мере основных объектов земельных отношений в поселениях — земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Выход из этой ситуации заключается в том, что в качестве «промежуточного» объекта массовой оценки земель поселений лучше всего использовать кадастровый квартал. Это, в свою очередь, дает определенные основания для обеспечения необходимого статуса кадастровой информации и получения предварительных рентных характеристик земельных участков, входящих в соответствующий кадастровый квартал. Указанный подход с использованием кадастровых кварталов позволяет обеспечивать необходимую точность и достоверность результатов оценки земель поселений.
Третье положение заключается в том, что ценность земель поселений имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Это обусловлено рядом факторов: ограниченностью площади земель поселений как ресурса; невоспроизводимостью указанного ресурса; ростом дефицитности на свободные земельные участки; увеличением капитала, присоединенного к земле за счет развития строительства и инженерной инфраструктуры; уникальностью способности земель поселений возрастать в цене и без вложений нового капитала; жесткой географической привязкой земель поселений; невозможностью их регионального перераспределения.
Практика показывает, что на оценку земель поселений, как составляющих национального богатства страны, существенное влияние оказывают следующие факторы: положение в экономическом регионе Российской Федерации; положение в природно-климатической зоне; численность населения; статус городского поселения и связанный с ним социально-культурный потенциал; историческое наследие; курортные территории; туристические центры; важнейшие региональные зоны отдыха; морские порты; приграничные территории; свободные экономические и оффшорные зоны; добыча и переработка экспортного сырья и производство полупродуктов на его базе; наличие крупных аэропортов, железнодорожных узлов и речных портов; финансово-деловая деятельность; развитие науки и производств высоких технологий; депретивная структура производств, требующих реструктуризации; положение в зонах, требующих особо крупных инвестиций для восстановления окружающей среды, в том числе в зонах экологических бедствий.
Оценка земли поселений, как составляющих национального богатства страны, определяется по следующей формуле:
Озп = (Qo х Еп / Ек) х Кф х Км,
где: Озп — показатель оценки земли поселений, как составдяюгцей национального богатства страны, руб/м.кв.;
Qo — затраты на освоение и обустройство территории, руб/м.кв.;
Еп — норма прибыли, б %;
Ек — норма капитализации, 0,03;
Кф — коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка;
Км — коэффициент, характеризующий местоположение земельного участка в общегосударственной, региональной и местной системах расселения.
Затраты на обустройство территории поселений включают восстановительную стоимость инженерной подготовки территории, головных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, канализации, слаботочных устройств, газоснабжения, дождевой канализации, стоимость санитарной очистки, зеленых насаждений общего пользования, улично-дорожной сети, местного транспорта по состоянию на начало года проведения оценки. Указанные затраты определяются по каждому конкретному населенному пункту по данным государственной статистической отчетности соответствующих городских служб.
Общая оценка земель конкретного населенного пункта устанавливается путем суммирования оценок экономико-планировочных зон данного поселения, которые выделяются с учетом следующих факторов: неоднородность функционально-планировочных качеств территории, доступность центра населенного пункта, мест концентрации трудовой деятельности, центров общественного обслуживания, мест массового отдыха, уровня инженерного обеспечения и благоустройства территории, экологического качества территории, уровня развития сферы обслуживания населения, привлекательности среды, разнообразия мест приложения труда, наличия историко-культурных и природных памятников.
Числовые значения коэффициентов перечисленных факторов определяются на основе положений СНиП 2.07.01-89, нормативной и справочной литературы по градостроительству и строительству, исследований, выполненных в свое время ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства, материалов генпланов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, других научных и проектных источников, методических рекомендации по дифференциации ставок земельного налога на территории малых городов и поселков городского типа, утвержденных 24 мая 1999 г. Госкомземом России.
Информационной базой оценки земель поселений являются сведения государственных кадастров (земельного, градостроительного), градостроительной, землеустроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности, научных исследований.
3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений.
Объектами оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений, как элемента национального богатства страны, являются земельные участки, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимами.
В основу оценки указанных земель, в зависимости от их функционального использования, положена создаваемая ими земельная рента.
Оценка земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений, как составляющих национального богатства страны, определяется по следующей формуле:
Озпп = Рпп х Ек х Кф х Км,
где: Озпп — показатель оценки земель, руб/га;
Рпп — земельная рента, которая создается за счет обустройства земельного участка, руб/га;
Ек — срок капитализации земельной ренты, на уровне 33 лет;
Кф — коэффициент, учитывающий функциональное использование земельного участка;
Км — коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка.
Информационной базой оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений являются сведения государственных кадастров (земельного, лесного, водного), землеустроительной, лесоустроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности, научных исследований.
Народнохозяйственные задачи, для решения которых необходимы показатели оценки земли как составляющей национального богатства страны, в общем виде сводятся к следующему: отражение участия земли в системе балансов народного хозяйства; выбор направлений, способов, очередности вовлечения земельных ресурсов в производственный оборот и обоснование связанных с этим вариантов капитальных вложений; выявление размеров ущерба при изъятии земель из хозяйственного оборота, а также при изменении направлений их использования; создание побудительных экономических стимулов для рационального использования земель, их охраны, воспроизводства плодородия; обеспечение равных экономических условий хозяйствования и объективной оценки результатов деятельности землепользователей; введение в экономический механизм страны обоснованных земельных платежей; определение места страны в ресурсном потенциале мирового сообщества.
При определении и оценке места России в общепланетарном потенциале земельных ресурсов общая сумма показателей оценки земли, как элемента национального богатства страны, расчетно должна быть увеличена на порядок за счет того, что на территории России находится 15 % всех практически не затронутых деятельностью человека земель планеты, здесь сосредоточено 46 % мировой площади внетропических лесов и что северная тайга России производит ежегодно планетарного кислорода в объеме примерно 12,9 млрд. тонн.
Указанное действие позволит экономически отразить глобальную роль пространства (земли) России как своего рода биосферного резервата земного шара, так как на практике цена жизненного пространства растет гораздо быстрее цены добываемого сырья. Минеральное сырье человечество может заменить другими источниками энергии, в то время как ненарушенную территорию (землю) заменить нечем, и именно это обстоятельство определяет принципиальную особенность оценки земли как элемента национального богатства страны.
II
. Рациональное использование материальных ресурсов – это качественная характеристика их потребления на разумном уровне, который можно было бы признать общественно необходимым, а рационализация потребления материальных ресурсов – это непрерывный процесс совершенствования их использования, связанный с развитием производства.
Так как потребление составляет процесс удовлетворения потребности в них производства, следует при планировании экономии материальных ресурсов соотносить их фактическое потребление с удовлетворением потребностей потребительского сегмента.
В наиболее общем виде экономия материальных ресурсов – это повышение уровня их полезного использования, выражающееся в снижении удельного расхода материалов на единицу потребительского свойства (эффекта) выпускаемой продукции при повышении или сохранении качества и технического уровня продукции.
При этом необходимо отметить, в соотношении терминов «рациональное потребление» и «экономия» первый из них следует считать более широким понятием. Экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.
Новые условия хозяйствования требуют кардинального изменения действовавшей ранее системы государственного регулирования расхода материальных ресурсов, к основным отрицательным характеристикам которой позволительно отнести:
а) Громоздкая система норм, нормативов и других показателей расхода, ограничивавшая самостоятельность предприятий в маневрировании ресурсами;
б) Наличие экономической и психологической заинтересованности предприятий в завышении норм и нормативов расхода материальных ресурсов;
в) Низкий уровень надежности организации материально – технического снабжения.
На данном же этапе деятельности хозяйствующих субъектов, в условиях конкурентной борьбы и достаточно высокого уровня самостоятельности в принятии стратегических решений, имеет место необходимость детального изучения достижений научного прогресса, как в техническом, так и в методическом аспектах, в качестве резерва снижения себестоимости выпускаемой продукции (в результате рационального использования материальных ресурсов и их отходов), и, как следствие, максимизации прибыли. Значимость данных мероприятий обусловливается фактом наибольшей доли материальных затрат в структуре себестоимости продукции промышленных предприятий России.
Материальные ресурсы – комплекс разнообразных вещественных элементов, которыми располагает государство (регион, предприятие) для социально – экономического развития.
Отмеченный выше комплекс состоит из следующих элементов:
а)Материалов, непосредственно добываемых из окружающей природы (сырье)
б) Материалы, уже подвергшиеся предварительной обработке.
Классификация материальных ресурсов по форме существования:
1. Наличные ресурсы (запасы готовой продукции и резервы);
2. Потенциальные ресурсы (т.е. которые могут быть получены за счет производства, импорта и повторного использования).
Материальные ресурсы выступают в виде разнообразных элементов производства, используемых в основном в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергия, полуфабрикаты, запасные части, спецодежда, инструмент).
III
. «Независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей» (Питер Дракер).
Интеллектуальный капитал всегда опосредован людьми. Поэтому управление им всегда связано с управлением людьми или через людей. Условно такое управление можно разделить на управление развитием человеческогокапиталаи на управление знаниями.
Интеллектуальный и в первую очередь человеческийкапитал выступает в качестве определяющей составной части производственного капитала экономики постмодерна. Развитие капитализма этого периода связано с созданием добавленной стоимости, базирующейся на знании и инновациях, носителем которых выступает человек с его развитыми способностями, определяемыми высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Поэтому государственное регулирование наиболее развитых стран сосредоточено на расширенном воспроизводстве интеллектуальной составляющей общественного богатства.
IV. Национальное имущество — это совокупность накопленных материальных благ, созданных в ходе трудовой деятельности людей. Сюда относят материальные, нематериальные, финансовые, нефинансовые активы регионов, отраслей, секторов экономики, а также юридических и физических лиц. В отдельную группу выделяют потребительские товары длительного пользования, прямые иностранные инвестиции и золотой запас. В состав национального имущества включается и личное имущество граждан.
В методологии системы национальных счетов (СНС) в основе расчета национального богатства используется понятие «экономические активы».
Экономические активы — это находящиеся в собственности объекты, владельцы и пользователи которых могут извлекать экономические выгоды. Все экономические активы, включаемые в состав НБ, по рекомендации статистической комиссии ООН подразделяются на две основные группы: нефинансовые и финансовые активы.
В свою очередь, в группе нефинансовых активов выделяют произведенные и непроизведенные активы, материальные и нематериальные активы.
Произведенные активы включают основные фонды, оборотные фонды, ценности (дорогостоящие товары, стоимость которых не уменьшается по отношению к общему уровню цен).
Среди непроизведенных активов выделяют материальные (природные ресурсы) и нематериальные (патенты, авторские права и пр.).
Финансовые активы представляют собой средства осуществления финансовых расчетов между институциональными единицами, связанными финансовыми обязательствами и финансовыми требованиями. Сюда включают:
-монетарное золото (резерв покупательной способности);
— специальные права заимствования (СПЗ) (международные резервные и платежные средства, которые используются для безналичных международных расчетов как форма мировых денег);
— наличные деньги (валюта) (банкноты и монеты, которые используются для проведения расчетов и находятся в обращении);
— депозиты (денежные средства, размещенные в банках на хранение);
— ценные бумаги (долговые обязательства, куда относятся векселя, облигации, депозитные сертификаты, приватизационные чеки, лотерейные билеты и пр., кроме акций);
— акции и другие виды акционерного капитала (свидетельства о внесении определенной доли в уставный капитал, дающие право на получение дивидендов);
— ссуды;
— страховые технические резервы (формируются страховыми организациями в ходе проведения страховых операций как обязательные накопительные суммы, выполняющие функцию финансовых гарантий);
— дебиторская и кредиторская задолженности (торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.).
Классификация финансовых активов определена Общероссийским классификатором финансовых активов (ОКФА) в 1998 г.
а). Важнейшей частью национального имущества являются основные фонды, на долю которых приходится более 90%.
К основным фондам относится вся совокупность произведенных активов или материально-вещественных ценностей (средств труда), которые многократно (не менее года) в неизменной натурально-вещественной форме участвуют в процессах производства товаров и услуг, перенося постепенно (по мере износа) свою стоимость на продукт или услугу труда.
Порядок отнесения объектов к основным фондам определяется нормативными актами. В настоящее время состав основных фондов определяется Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), который был введен в 1996 г. Согласно ОКОФ, в отечественной статистике принята типовая классификация основных фондов. В их составе выделяют материальные фонды (производственные и жилые здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды) и стоимостные (капитальные затраты на геологоразведочные, мелиоративные, ирригационные работы, затраты на программное обеспечение и базы данных ЭВМ, затраты по обеспечению сферы экономических операций).
При изучении состава основных фондов используются и группировки по ряду важнейших признаков:
— отраслевому;
— по видам экономической деятельности;
— по формам собственности;
— региональному (территориальному);
— по принадлежности (собственные и арендованные основные средства).
В учете основных фондов различают оценку основных фондов по первоначальной и по восстановительной стоимости.
Полная первоначальная стоимость — это стоимость основных фондов (объекта) в фактических ценах на момент ввода их в эксплуатацию. В этой оценке основные фонды поступают на баланс предприятия, и она является базовой для расчета амортизационных отчислений. В зависимости от источника поступления основных фондов под первоначальной стоимостью понимается либо сумма фактических затрат, либо договорная оценка стоимости, либо рыночная стоимость на момент принятия объекта к учету, если он получен безвозмездно.
Остаточная первоначальная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом износа) — это полная первоначальная стоимость объекта за вычетом суммы износа, что позволяет иметь представление о фактической стоимости, не перенесенной на произведенный продукт. Поскольку одинаковые объекты были введены в эксплуатацию в разное время, где действовал разный уровень цен, то они имеют и разную стоимостную оценку. С целью правильного определения объема основных фондов и правильной уплаты налога с каждым новым изменением цен необходимо проводить переоценку основных фондов.
Полная восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных фондов в новом виде (приобретение, транспортировка, установка аналогичных новых объектов на момент переоценки).
Остаточная восстановительная стоимость — это полная восстановительная стоимость основных фондов без суммы износа.
Основные фонды по мере их эксплуатации подвергаются физическому и моральному износу, который в денежном выражении в статистике называют амортизацией. От износа амортизация отличается тем, что она представляет собой процесс переноса стоимости основных фондов на издержки производства, между тем износ как экономическая категория отражает лишь процесс старения действующих основных фондов. Тем не менее, именно на основании износа рассчитывается амортизация.
По мере необходимости замены основных фондов накапливаются денежные средства (амортизационный фонд), достаточные для обеспечения реновации (полного восстановления) выбывших основных фондов. Для этих целей служат амортизационные отчисления (включенные в себестоимость продукции части стоимости действующих основных фондов).
Амортизационные отчисления могут обеспечить и частичное восстановление основных фондов в ходе капитального ремонта и модернизации. продолжение
–PAGE_BREAK–