Некоторые рекомендации по изучению педагогической психологии

Некоторые рекомендациипо изучению педагогической психологии
К следующему семеструреферат на одну из тем, данных ниже. Требования: 10-15 страниц (не меньше),самостоятельное теоретическое исследование, которое заключается не впереписывании книжек, а в систематизации, изучении. Должны быть введение, план,список литературы. К цитатам своими словами в квадратных скобках номер к спискулитературы — что пересказывается. Если же это дословная цитата, то кавычки иавтора.
Помимо реферата долженбыть конспект лекций + свой конспект по всем темам, которые будут заданы. Тоесть, это самостоятельный конспект — темы, данные на лекции + темы, описанныесамостоятельно (не «успетые» даться на лекции).
Экзамен может проводитьсяв виде теста либо в устной форме по билетам.
 
Рекомендуемаялитература
 
Основной и базовыйучебник — Зимняя Ирина Александровна. Учебник по педагогической психологии. Внём освещено большинство вопросов, почти все. Издания с 2001 года и дажераньше.
Дополнительнаялитература.
Демидова. Педагогическаяпсихология. 2006.
Крутецкий. Основыпедагогической психологии.
Габай Т. В.Педагогическая психология.
Столяренко Л. Д.Педагогическая психология.
Хрестоматии попедагогической психологии под ред. Карандашев В. Н.
Хрестоматия по возрастнойи педагогической психологии под ред. Ильясова и Ляудиса

Темы
 
1. История становленияпедагогической психологии
2. Предмет, задачи и структурапедагогической психологии
3. Методы исследованияпедагогической психологии
4. Подходы к образованиюв педагогической психологии
5. Обучение и основные направлениясовременного обучения
6. Взаимосвязь обучения иучения
7. Взаимосвязь обучения иразвития
8. Концепция развивающегообучения льва Семёновича Выготского
9. Развивающее обучение(сравнение систем развивающего обучения Замкова и Давыдова)
10.Личностно-деятельностный подход в образовательном процессе
11. Субьектыобразовательного процесса и их взаимодействие
12. Возрастныехарактеристики субьектов учебной деятельности
13. Готовность ребёнка кшколе (школьная зрелость)
14. Понятие«обучаемость»
15. Учебная деятельность,её характеристики и структура
16. Мотивация учебнойдеятельности
17. Понятие«усвоение»
18. Формирование навыка
19. Функциональнаяасимметрия мозга и обучение
20. Педагогическаядеятельность, её характеристики и структура
21. Мотивацияпедагогической деятельности
22. Индивидуальный стильпедагогической деятельности
23. Психологическийанализ урока
24. Образовательныеотношения
25. Педагогическоеобщение
26. Педагогическиеспособности и личностные качества учителя
27. Барьерыпедагогической деятельности
28. Сохранениефизического и психологического здоровья педагога
29. Понятия «оценивание»,«отметка» и «оценка»
30. Подходы к воспитаниюв психологии
31. Роль наказания и поощренияв воспитательном процессе
32. Теория поэтапногоформирования умственных действий (Пётр Яковлевич Гальперин)
33. Обучение,центрированное на ученике (Карл Роджерс об образовании)
34. Гештальт-подход вобразовании
Все эти темы изучить кследующему разу и одну из них взять для реферата, кроме первых трёх. Первые тридля реферата не брать! По всем темам должно быть не менее пяти источников,кроме тех случаев, когда разбирается авторское что-то, читается монография(например, Выготский, Роджерс и пр.), в этих случаях достаточно одноймонографии, так как это первоисточник.
Вопросы, которые несможем понять или найти, приготовить к следующей лекции на мартовской сессии.
История становленияпедагогической психологии
Область психологии,лежащая на стыке двух наук — психологии и педагогики. Первые её источникирождались в области педагогики. А педагогика развивалась следующим образом. Вдревности были авторские школы, никто не заботился о какой-либо методики.Каждый обучал так, как считал нужным. В этом плане педагогика началаразвиваться как искусство, где нет какой-то технологии, а есть определённыевещи, связанные с тем, что личность автора-педагога считается главным. По сути,педагогика до сих пор в большой мере остаётся искусством, обучение очень сильнозависит от личности учителя, каждый учитель по-своему подходит к обучению,индивидуален.
Первая веха. Ян АмосКаменский в 1657 году издал книгу «Великая дидактика», где собрал иобобщил информацию об идеях, связанных с обучением. Это считается отправнойточкой, с которой и начала развиваться педагогика как наука. Так как это былапервая работа, позволяющая обмениваться знаниями в пед. психологии.
Вторая веха. 1876 год — Каптерев издаёт книгу «Педагогическая психология». Появляется термин«педагогическая психология», начинает развиваться отрасль.
Третья веха. Через 50 летЭдвард Торндайк выпустил книгу «Педагогическая психология».
Обычно в различнойучебной литературе выделяют три периода развития педагогической психологии.
1. Первый этап развития — общедидактический. Этап середины 17 века до конца 19 века. Основания длявыделения этого этапа: психологизация педагогики, то есть, осмыслениепедагогических понятий с точки зрения психологии. В педагогике были такиепонятия как обучение, развитие, творческая активность ученика, развитие и др.,которые начинают «переводиться» на психологический язык. В психологиитоже имеют место такие понятия. Представители: Каменский, Каптерев, Ж-Ж Руссо,Ушинский, Сталоце, Йоган Гербарт и др.
2. Оформлениепедагогической психологии в самостоятельную отрасль. На этом этапе, с конца 19века до начала 50 годов 20 века, появляются первые экспериментальныеисследования и первый инструментарий. В Европе активно начинает развиватьсяпсихология, и многие лаборатории функционируют на базе учебных заведений.Появляются первые тесты IQ, первые личностные тесты (Кеттелл). Приходит впедагогическую психологию язык математики. Некоторые представители Анри Бине,Пиаже, Эббингауз, Дюи, Мейман, Блонский, Выготский, Скиннер и др.
3. Третий этап. Развитиеи практическое приложение педагогической психологии. С конца 50 годов 20 векадо настоящего времени. Этот этап логически вытекает из предыдущего. Появилосьмного эмпирических данных, создаются новые теории, связанные с тем, какэффективнее обучать. Тории развивающего обучения, развития способностей,личности и др. Это совпадает с ещё одним важным моментом в нашей стране — послевоенный период, страна закончила бороться с безграмотностью, практическикаждый умеет читать и писать. До этого учили детей и взрослых вместе, а в этотпериод появляется необходимость учить детей как-то по-другому, иначе, чемтогда, когда дети и взрослые обучались совместно. Педагогическая психология — единственная отрасль психологии, которая в этот период активно развивается внашей стране, по сравнению с другими отраслями, которые, в большинстве своём,были запрещены. Кроме того, был «госзаказ» на образование детей.Представители этапа: Скиннер, Ланге(?), Махмутов, Гальперин, Давыдов, Эльконин,Талызина, Минчинская, Замков.
4. Можно выделитьчетвёртый этап. Сейчас нет как такового госзаказа, и если и делаетсяисследование, то только по собственной инициативе.
Предмет, задачи и структурапедагогической психологии
Педагогическая психологияявляется отдельной отраслью психологии, поэтому в психологии и педагогике естьряд совпадающих понятий, схожие названия, но толкуются они по-разному.Педагогическая психология имеет свой предмет и свой объект исследования. Объектомизучения, исследования является человек как субъект образовательного процесса. Предметисследования — факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опытачеловеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального иличностного развития человека (в частности, ребёнка) как субъекта учебнойдеятельности, организованной и управляемой педагогом в разных условияхобразовательного процесса.
Восемь задачпедагогической психологии.
1. Раскрытие механизмов изакономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное иличностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмови закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, егоструктурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования вразличных ситуациях.
3. Определение связимежду уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами,методами обучающего и воспитывающего воздействия.
4. Определениеособенностей организации и управления учебной деятельности и влияния этихпроцессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательнуюактивность.
5. Изучениепсихологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологическихи профессиональных качеств.
6. Определениемеханизмов, закономерностей, условий, критериев усвоенных знаний, формированиеоперационального состава деятельности на их основе в процессе решенияразнообразных задач.
7. Определениепсихологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения собразовательными стандартами.
8. Разработкапсихологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процессана всех уровнях образовательной системы.
Три раздела традиционноопределяют в педагогической психологии.
1. Психология обучения.Ею занимались много лет, много создано много теорий, подходов развивающегообучения, направлений. Много имён. Этот раздел самый большой.
2. Психология воспитания.Самый маленький раздел педагогической психологии. В большинстве учебниковвообще не освещён, в других же рассматривается как воспитание в процессеобучения. Например, Зимняя пишет о том, что ученик воспитывается, обучаясь,знания для него и являются воспитывающими ценностями, школа, кружки являютсявоспитывающими факторами. Если говорить о психологии воспитания, то нужноговорить о таком воспитании, которое поможет человеку в дальнейшемадаптироваться. Долгое время это подменялось идеологией, которая как раз неочень помогает адаптироваться. Учитель не только обучает, но и воспитываетлюдей для общества. Был госзаказ: воспитать идеалогически«правильных» детей, этот госзаказ и выполнялся учителями. Историявоспитания в рамках общественных институтов — не разработана. В советскойРоссии воспитанием занималось по большей части государство, сегодня же частопедагогам проще считать, что воспитывает семья, а они только учат. В советскойРоссии ребёнок — предмет государственный, с трёх месяцев обязан быть в яслях, вармии из его головы выбивают последнюю «дурь». Прерывались ценностиродительские, насаждались ценности государственные, идеологические. Ранняядепривация рождала депрессивный характер.
3. Психология учителя.Область, граничащая с психологией труда. Исследует профессионально важныекачества учителя, его личные качества, важные для учительской деятельности.Разработана чуть больше, чем психология воспитания, но тоже не много. Сейчаснет как такового профотбора учителей, хотя по идее должен был бы быть.
Образование должностроиться сообразно с культурой своей страны.
Методы исследованияпедагогической психологии
Это всё те же методы,которые используют в других разделах психологии. Но ряд методов используетсябольше или только в педагогической психологии.
Этапыпсихолого-педагогического исследования:
1. Подготовительный.Исследовательская работа начинается с постановки исследователем вопроса илиутверждения, предположения, гипотезы.
2. Исследователь ставитцели, задачи, планирует и занимается поиском информации на заданную тему впоиске конкретного ответа — а может, ответ уже кем-то найден.
3. Исследовательский этап(если готовый ответ не найден). Исследователь берёт методики и проводитисследование, делает эксперимент, собирает данные результатов.
4. Качественный иколичественный анализ полученных данных.
5. Интерпретация иобобщение. Исследователю нужно полученные цифры перевести на язык психологии иописать психологическим языком изучаемое явление.
6. Оформление ипубликация работы — на суд научной общественности (с пояснительной запиской ипр.).
Классификация методов исследований
Наиболее удачноклассифицировал Ананьев
1. Организационные методы
1.1 Сравнительный. Цель иорганизация связаны с тем, чтобы сравнить две группы людей по результатам(наиболее часто в дипломах). Сравнение может быть внешним (две группыизначально) и внутренним (делится группы после тестирования).
1.2 Лонгитюдный.Продолжительное исследования во времени. Как изменяются характеристики вовремени.
1.3 Комплексный. Исследованиехарактеристик в комплексе. Например, исследуется агрессивность в совокупности сдругими качествами, то есть, исследуется личность в комплексе. Когда нельзяисследовать личность в одном параметре, а нужно в комплексе.
2. Эмпирические методы.
2.1 Обсервационные.
2.1.1 Наблюдение. Чащевсего применяется в педагогической психологии
2.1.2 Самонаблюдение.
2.2 Экспериментальныеметоды
2.2.1 Лабораторный. Естьдостоинства — точность. И недостатки — обследуемый знает о том, что проводитсяэксперимент.
2.2.2 Полевой. Испытуемыйтакже знает о эксперименте.
2.2.3 Естественный.Испытуемый ведёт себя естественно, так как не знает о проводимом эксперименте.
2.2.4 Формирующий. Еслинужно оценить какое-либо психолого-педагогическое воздействие, организуетсяформирующий эксперимент. В одной группе дети учатся по экспериментальнойпрограмме, в другой — так же, как и учились до эксперимента (контрольнаягруппа).
2.3 Психодиагностическиеметоды.
2.3.1 Стандартизированныетесты. Различные опросники.
2.3.2 Прожективные (проективные)тесты — в них используется как основной материал проекция личности. (Люшера,пятен Роршеха и пр.)
2.3.3 Анкетирование.Может быть не только дополнительным, а и основным методом.
2.3.4 Социометрия.Взаимоотношения в группе. Этот метод достаточно часто используется висследованиях, связанных с обучением в группе.
2.3.5 Интервью. Устноеили записывающееся на аудио или видео. Составляется в виде списка вопросов.
2.3.6 Беседа.Исследователь предлагает порассуждать на какой-нибудь вопрос в рамках определённойтемы.
2.4 Праксиметрические(приёмы анализа процессов и продуктов деятельности).
2.4.1 Хронометрия.
2.4.2 Циклография.
2.4.3 Профессиограмма.
2.4.4 Оценка работы(например, психологическая оценка рисунка, сочинения).
2.5 Методы моделирования.
2.5.1 Математическоемоделирование (линейные процессы).
2.5.2 Кибернетическоемоделирование (нелинейные процессы).
2.6 Биографические.Анализ фактов. Анализ дат Анализ событий. Иногда это полная биография.
3. Методы обработкиданных.
3.1 Количественный анализ.
3.2 Качественный анализ.
4. Интерпретационныеметоды.
4.1 Генетический метод.Установление причинно-следственных связей — что от чего произошло.
4.2 Структурный мметод.Из чего состоит, как что с чем связано, какова структура.
Подходы к образованиюв педагогической психологии
Образование — этоспециально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе дляразвития человека. Основная цель образования, обучения — личностное развитиечеловека, а знания и навыки являются лишь средством. Эти системы включают всебя учебные заведения, учреждения повышения квалификации, специалистов. Всёэто объединено в единую образовательную систему.
Принцип образования. Всвоё время [нечётко] сказал, что образование должно осуществляться по принципукультуросообразности. Культура определяется как воспроизводящаяся при сменепоколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов иявлений в жизни общества. Через некоторое время Каптерев выдвинул идеюприродосообразного обучения. Но позжеж вернулись к культуросообразномуобразованию. Образование дословно означает создание целостного образа. Человекприобретает вначале образ, потом начинает его транслировать как носитель образакультуры своего народа.
Первая смысловая осьобразования — образование как система.
Вторая смысловая ось — образование как процесс.
Образование как результат- среднее, высшее и т. д.
1. Образование каксистема. Выделяется несколько хараетеристик.
1.1 принадлежность:светское, клерикальное, государственное или частное, муниципальное илифедеральное.
1.2 Уровневостьобразования. В основе лежат уровни, взаимосвязанные между собой: дошкольное,младшее, среднее и старшее школьное, высшее. И каждый из этих уровней имеетсвои подуровни: например, школы подразделяются на школы, гимназии, лицеи и т.п.
1.3 Преемственностьуровней — после детсада в школу, потом в вуз — … эффективность инаправленность.
1.4 Имеют качественная иколичественная характеристика своих подсистем.
1.5 Одновременноефункционирование и… всех подсистем.
2. Образование какпроцесс. Характеристики.
2.1 Протяжённость вовремени.
2.2 Есть исходное иконечное состояние и разница исходного и конечного состояния участниковпроцесса.
2.3 Технологичность.
3. Образование какрезультат.
3.1 Специфичныйрезультат. В каждой образовательной системе есть какой-то стандарт — чточеловек должен знать и уметь по получении образования. Человек получает диплом- документ, подтверждающий знания человека.
3.2 Более общийрезультат. Человек, пройдя определённую систему образования, имеет определённыйстатус. Понятие «образованность» предполагает отношение к человекукак к человеку образованному. Ожидаются определённые личностные качества.Подтверждается это уже не только дипломом, а только при деятельностиопределённого рода.
34. Гештальт-подход вобразовании.
Одно из направлений втерапии, психологии. Авторы основатели Фиц Перлз и П. Гудмен. Философская база- это феноменология, а отличие от позитивизма.
Основные идеи:рассматривается как организм, контактирующий с окружающей средой.
Кривая Фрица Перлза
I Преконтакт. Возникаетпотребность (например, голод). В случае с учеником, появляется потребность,желание что-то узнать, далее формируется цель и мотивация.
II Контактинг. Поискудовлетворения потребности, выбор (открываем холодильник, выбираем яблоко). Наэтом этапе происходит выбор средств. Ученик выбирает средство обучения (илиучитель, если это младший школьник) — например, сходить в библиотеку.
III Полный контакт.(съедение яблока). Информация из окружающей среды поступает в организм. Ученикнепосредственно познаёт
IV Постконтакт.Удовлетворение потребности (помимо удовлетворения голода приобретается ещё инекий опыт). Должни произойти оценивание полученных знаний, результатаконтакта.
Особенности прохожденияэтапов.
1. На прохождение этихэтапов необходимо время.
2. Все этапы следуют вопределённой последовательности.
3. Для каждого этапанеобходима энергия, для каждого своя.
4. Границы личностиоткрываются только на III этапе (н-р, грудного младенца можно накормить толькотогда, когда у него рот открыт).
5. Каждый цикл познаниязаканчивается приращением знаний, умений и навыков, и это необходимое условиедля дальнейшего познания.
Коричневым цветом награфике изображён описанный пример: ученику кто-то формулирует потребность, кто-товыбирает за него средство и ставит ему цель, даёт ему «пинка» дляработы, в результате прироста знаний не получается, а формируется паттернповедения зависимого исполнителя, которого надо пнуть, чтобы он сделал своюработу. На самом деле учитель должен был бы сопровождать и остальные фазы,кроме третьей. Должна быть обратная связь. Контрольная — это тоже обратнаясвязь. На первом этапе нужно смотивировать, на втором сподвигнуть его самоговыбрать средство, на третьем — поддерживать его волю, а на четвёртом — совместно оценить результат и обсудить его совместно. Учителей этим вещам впедагогических вузах не учат.