Место и роль физической культуры и спорта в реабилитации инвалидов

РЕФЕРАТ ДИСЦИПЛИНА: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА: МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 1. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения 1.2.
Уровень развития физической культуры и спорта в России 3. России 2. МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 1. Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов 2. Причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в
России 3. Ы Введение Сегодня в мире важнейшими в системе мер социальной защиты инвалидов становятся ее активные формы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации
человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни. Привлечь лица с физическими ограничениями к занятиям спортом — значит во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц. В то же время в стране нет пока соответствующей государственной концепции по использованию вышеназванных
средств и, как следствие, нет необходимости нормативно-правовой базы, отсутствует государственный заказ на подготовку специалистов, проведение научных исследований, создание информационно-методического обеспечения в этой области. Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данного реферата. 1. О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни 1. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Из совокупности понятия "здоровый образ жизни", объединяющего все
сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т. д. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Забота о развитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального
и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах
и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив. 1.2. Уровень развития физической культуры и спорта в России Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере.
Это обусловлено многими обстоятельствами. Во-первых, десятилетиями сфера физкультуры и спорта финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль человеческого фактора в развитии общества. Во-вторых, с распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения, работавшая в условиях старой системы достаточно эффективно. Спортивные организации потеряли большую часть финансирования из госбюджета, внебюджетных источников
и практически все средства из профсоюзного бюджета, в результате чего произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах. Расчеты специалистов показывают, что на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта бюджетных средств выделяется в 22 раза меньше, чем на лечение и лекарственное обеспечение. В-третьих, с 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-
оздоровительных и спортивных сооружений, число которых уменьшилось на 20% и не превышает 198 тыс. Их единовременная пропускная способность составляет 5 млн. человек, или всего 17% от норматива обеспеченности. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. После распада СССР для некоторых видов спорта в России не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях. В десятки раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. Для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия. В-четвертых, многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными
учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для миллионов трудящихся. В физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 8-10% российских граждан, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Причем, если в этих странах оздоровительными спортивными программами охвачено примерно равное количество мужчин и женщин, то в России, по социологическим опросам, физкультурой и спортом занимаются 12% мужчин
и всего 5,1% женщин. По данным Госкомстата России, в 2000 г. доля расходов на оплату в учреждениях физической культуры и спорта в общей сумме семейного бюджета россиян составила 0,3%, или в 12 раз меньше доли расходов на табак и алкоголь (3,7%). В-пятых, за годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей образа жизни и общественного
престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, особенно телевидения. В-шестых, сведена до минимума научно-исследовательская деятельность. Продолжается отток квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов за рубеж, что, с одной стороны, обусловлено высоким уровнем их профессиональной подготовленности, востребованностью на мировом уровне, с другой – отсутствием условий для полноценной работы в России. На состояние физической культуры и спорта также влияют внутренние противоречия между старыми и нарождающимися организационными структурами и выполняемыми функциями; между целями школьного физического воспитания и существующей практикой проведения уроков физической культуры в школах; между успешными
выступлениями российских сборных студенческих спортивных команд и уровнем массовых студенческих соревнований и т. д. Безусловно, в последние годы вместе с положительными изменениями в экономике наблюдаются и некоторые обнадеживающие моменты в физкультурно-спортивном движении. Госкомспорт и его органы на местах, общероссийские и территориальные федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта в 2001 г. провели более 600 спортивных мероприятий, всероссийских чемпионатов и первенств,
990 учебно-тренировочных сборов сборных команд России по видам спорта, обеспечили участие российских спортсменов более чем в 130 международных соревнованиях. Только по олимпийским видам спорта в составы сборных команд страны вошли более 5 тыс. кандидатов из 77 субъектов Российской Федерации. Появились новые формы физкультурно-оздоровительной работы с рыночными механизмами развития. Началось приращение спортивных сооружений, в том числе физкультурно-спортивной
инфраструктуры дворового плана; увеличивается финансирование; принимаются территориальные законы и программы физического оздоровления населения. В этом смысле необходимо отметить опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Омской, Пермской, Челябинской областей, Республики Татарстан, Республики Карелия и др. В новых социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан меняют равнодушие на активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Такая заинтересованность, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения.
В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они слабо совместимы между собой. Тем важнее государственное вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений также является важной функцией государства. Отсутствие экономических предпосылок не может быть поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе в "пожарном
порядке" решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. Речь идет о коренном изменении социального статуса физической культуры и спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей и престиж Российского государства. Государство должно относиться к развитию физической культуры и спорта как к общегражданской деятельности, обеспечивающей и безопасность страны, и жизнеспособность ее населения.
Как носитель общественных интересов, государство должно сформировать общенациональную модель физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу – стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. Нужно законодательно закрепить эффективные экономические меры, утверждающие в обществе культ здорового тела, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни. На общероссийском уровне социальный эффект от такой политики может быть достигнут только при условии вовлечения в занятия физической культурой и спортом не менее 30% российских граждан. 1.3. Новые социальные требования к системе физической культуры и спорта на современном этапе развития России В условиях перехода России к рыночной экономике и демократическому обществу, с принятием Россией общемировых ценностей и идеалов, общенациональная модель физкультурно-спортивного движения как важная составляющая здорового образа жизни должна решать следующие задачи:  сохранение и
укрепление физического и психического здоровья людей;  формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи;  воспитание подрастающего поколения, способного противостоять таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.;  консолидация общества, укрепление единства и сплоченности нации;  развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих
полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;  доступность всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;  непрерывность и преемственность процесса физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека;  воспроизводство здорового населения;  обеспечение возможности человека в полном объеме осваивать образовательные программы на всех этапах обучения;  подготовка
к производственной деятельности и воинской службе;  обеспечение способности широких слоев населения адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;  проведение многообразных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;  создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России;  эффективная социальная и физическая реабилитация инвалидов;  обеспечение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и процессов полной интеграции России в мировое сообщество;  создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни. 2. Место и роль физической культуры и спорта в реабилитации инвалидов 2.1. Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные
и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни. Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.
Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма,
но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности. Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом
– основное достижение развитых стран. Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей – в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).
Основные направления в этой работе:  создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;  открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;  разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;  подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;  разработка и издание специализированных методик и программ;  подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм. Процессы демократизации любого общества вызывают повышенное внимание к наиболее уязвимым слоям населения. Многие развитые страны, процессы демократизации в которых насчитывают уже не один десяток лет, имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения.
Не случайно, что наши спортивные организации внимательно изучают этот опыт. Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. " Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам" считает профессор П.А. Виноградов. В резолюции ООН, принятой 9 декабря 1975 г. довольно обстоятельно изложены не только
права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в т.ч. мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение. 2.2. Причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в
России Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия " инвалид", " физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. 90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль. Каковы же причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в России? Среди основных причин следует назвать следующие:  отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;  недопонимание многими государственными, политическими
и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;  развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;  полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и, прежде всего возможность личного передвижения и в общественном транспорте, нерешенность проблем в градо- и дорожном
строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и др.;  отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;  низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;  излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях,
т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности. Не случайно Коллегия ГКФТ России 31 октября 1997 г. рассмотрела вопрос " О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов". В своем постановлении по этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения. Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. Первостепенным является, как уже отмечалось выше, отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, а недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах
как о ненужных обществу людях. Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и общественными организациями ГКФГ России. Наиболее полно эти вопросы нашли отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг разработанной по поручению
Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФТ России и других общественных организаций ( Царик А.В Неверкович С.Д Дмитриев В.С Селезнев Л.Н Чепик В.Д. и др.). 2.3. Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры В названной выше концепции среди основных целей и задач
Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях. И, все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: " создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления физической культуры и спорта инвалидов". Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:  вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;  физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;  обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов; 
подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;  создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов. Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения. Но анализ принятых во многих субъектах Российской Федерации Законов о спорте показывает, что этой работе региональные и местные органы власти уделяют пока явно недостаточное внимание, а статьи в принятых законах о спорте носят чисто формальный характер. Необходимо, чтобы в ближайшее время государственные спортивные организации на местах внесли в свои законодательные собрания конкретные дополнения в принятые законы. Особенно это касается создания физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов для инвалидов по месту жительства. Совершенно справедливо ставят авторы Концепции и разработку
Закона Российской Федерации об адаптивной физической культуре. В настоящее время отсутствует интеграция в работе общественных организаций разных категорий инвалидов. Заметно ощущается крен в сторону спортизации. Практически вся работа в клубах сводится к организации и проведению спортивных соревнований среди небольшой группы элитных спортсменов. Хотя при остроте социальных проблем более приоритетной и перспективной является задача развития физкультурно-
оздоровительной работы среди инвалидов. Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. Заключение В настоящее время 7 миллионов взрослого населения России зарегистрированы как инвалиды I, II, III групп, возраст половины которых – до 45 лет. (В.
П. Жиленкова, 1998). Если же учесть общее количество хронических больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных людей в результате травм или заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, то в стране будет насчитываться 20-25 миллионов человек, нуждающихся в срочных реабилитационных мероприятиях. Спорт инвалидов преследует несколько совершенно разных целей: 1. спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья; 2. как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие; 3. как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права; 4. коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования.
Для большинства инвалидов особенно важен второй и третий пункт. Олимпийские Игры по своей природе недоступны инвалидам с различными физическими и умственными нарушениями. Организация специальных соревнований спортсменов-инвалидов имеет огромное значение для тех, кому представляется возможность достичь спортивного Олимпа. К сожалению, в России службы реабилитации инвалидов как таковой до сих пор нет.
Проблемами людей с ограниченными возможностями занимаются различные ведомства и министерства, но деятельность их никем не координируется и между ними нет взаимодействия. Что же касается научно-методических разработок по физической, психической и социальной реабилитации инвалидов, в России они, несмотря на экономические трудности, успешно проводятся: достижения российских ученых и методистов-практиков находятся на мировом уровне.
Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. Список литературы 1. Башкирова М. М. Физическое активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. 1999. № 1-2. 2. Васильева Т. В жизни всегда есть место спорту. // Социальное обеспечение. 1997. № 7. 3. Вернер Д. Реабилитация инвалидов. М 1995. 4. Виноградов П. А Душанин А. П Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М 1996. 5. Годин Л. Спортсмены-инвалиды получают ордена. // Социальное обеспечение. 1999. № 4. 6. Григоренко В. Г Глоба А. П. и др. Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного
мозга: Методические рекомендации. – М.: Советский спорт, 1991. 7. Жиленкова В. П. Спорт инвалидов: становление и развитие // Спорт, туризм, здоровье. 1996. № 4-5. 8. Жиленкова В. П. Физическая культура и спорт инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата. Метод. реком. – Л 1988. 9. Жить инвалидом, но не быть им.
Сборник. / Ред составитель Л. Л. Коноплина. – Екатеринбург, 2000. 10. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А. Ф. Каптелина, И. П. Лебедевой. М 1995. 11. Реабилитация инвалидов с поражением органов опоры и движения средствами физической культуры и спорта. Метод. реком. – М 1989. 12.
Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов. // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. 13. Филатов В Добровольский В Сильвестрова М. Спорт – инвалидам // Социальное обеспечение № 2, 1973. 14. Шестопалов Е. В. Физические упражнения как часть процесса адаптации инвалида-спинальника после травмы. //
Теория и практика физической культуры. 1997. № 9. 15. Юшкина Т. "Я никогда не буду инвалидом" // Социальное обеспечение. 1999. № 3.