1. Финансовыйконтроль и его формы
Финансовыйконтроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости отсубъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый(аудиторский).
Государственныйконтроль осуществляется органами государственной власти и управления(Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов иМинистерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любогообъекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель –обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовыхресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимаетдоминирующее положение среди других видов финансового контроля. В основуорганизации государственного контроля положены следующие принципы:
– независимости(органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладатьорганизационной, функциональной, материальной и иного характера независимостьюот юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);
– гласности,т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, идоступности информации о результатах контрольной деятельности для каждогогражданина;
– законности(деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе ихдействия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должнысоответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускатьпроизвола в отношении контролируемых);
– объективности(выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверокдолжны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как токорысть, политический заказ и т.п.);
– ответственности,а именно:
а)ответственности контролеров;
б)ответственности контролируемых;
в) ответственноститретьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающиеисключительными полномочиями).
Ответственностьконтролеров означает, что каждый субъект государственного финансового контроля(орган контроля, его работник) должен нести ответственность (экономическую,административную и дисциплинарную) за выполнение каждой контрольной функции. Впротивном случае он не будет осуществлять контроль в должной мере.
Ответственностьконтролируемых означает, что виновники выявленных ошибок и злоупотреблений вуправлении финансами должны нести ответственность, определяемую степеньютяжести допущенных ими ошибок.
Ответственностьтретьих лиц (включая органы государственной власти, обладающие правом принятиярешений согласно представлениям или предписаниям органов государственногофинансового контроля) означает, что они должны нести ответственность заненадлежащее исполнение своих обязанностей (например, непредставлениеинформации о результатах проверки) перед органами государственного финансовогоконтроля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.
Ведомственныйконтроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевыхминистерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др.Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственныхпредприятий, учреждений.
Внутрихозяйственныйконтроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий,организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственнаядеятельность самого предприятия (объединения), а также его структурныхподразделений (цехов, отделов и др.).
Общественныйконтроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц(ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и другихобщественных организациях. Его объектом чаще всего являетсяфинансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназванных организаций(сбор членских взносов, их целевое использование).
Независимый(аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами:аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом являетсяфинансово-хозяйственная деятельность (включая проведение консультаций повопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемыхпредприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскимиструктурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенноевознаграждение.
По формам и взависимости от времени проведения финансовый контроль делится напредварительный, текущий и последующий.
Предварительныйконтроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлениюдоходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма финансовогоконтроля обычно применяется вышестоящими органами хозяйственного управления иучреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых(кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.
Текущийконтроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций,связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальныхценностей. Его цель – предупредить возможные злоупотребления и укрепитьфинансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного ибухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Большая рольотводится бухгалтерским службам предприятий, организаций и учреждений, которыепроверяют правильность и законность документов, на основании которыхоформляются и совершаются финансовые операции.
Последующийконтроль производят после совершения финансово-хозяйственных операций, т.е. заистекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов,полноту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осуществляетсяэтот контроль на основе анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизийнепосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Цельпоследующего контроля – выявить и не допускать в дальнейшем нарушенияфинансовой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяйствующихсубъектов, организаций и учреждений.
По методампроведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки,обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
Наблюдениепредполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объектаконтроля.
Проверкапроизводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности наоснове отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявитьнарушения финансовой дисциплины.
Обследованиеохватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. Приобследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др.Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положенияобъекта контроля, реорганизации производства и т.п.
Надзорпроизводится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или инойвид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальныйбанк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческихбанков. Несоблюдение последних правил и нормативов, приводящее к рискубанкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Экономическийанализ, как метод финансового контроля, основывается на детальном изучениипериодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяетпроконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходованиясредств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежныхсредств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и другихопераций.
Ревизияпредусматривает глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельностипредприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законностьи достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильностьведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельностиюридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основанием для ревизиислужит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. Внем указываются тема ревизии и срок проведения.
В процессеподготовительной работы определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, принеобходимости разрабатывается программа ее проведения, которую утверждает лицо,назначившее проверку. По результатам ревизии, выявившей нарушениязаконодательства, регулирующего экономические отношения, составляется акт. Еслиревизия не обнаружила таких нарушений, то ее результаты оформляются справкой.При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств(иного имущества), обнаружении необоснованных списаний денежных средств итоварно-материальных ценностей об этом немедленно информируется лицо,назначившее ревизию, а материалы ревизии передаются правоохранительным органам.Ревизии классифицируются по ряду признаков.
По полнотеохвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии подразделяются на полные,частичные, тематические и комплексные. Полной ревизии подвергают все стороныфинансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сторон или участковфинансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), учреждений,организаций. Тематическая ревизия проводится по конкретным вопросамфинансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений), учреждений,министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля,что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к ихустранению. Комплексная ревизия охватывает всю деятельность предприятия,учреждения, организации, в том числе ее производственную ифинансово-хозяйственную составляющие. Она осуществляется обычно бригадой, вкоторую кроме бухгалтера-ревизора входят специалисты, компетентные в вопросахпроизводственной и финансово-хозяйственной деятельности. Такоепредставительство помогает выявить резервы улучшения производственной ифинансовой деятельности субъекта контроля, способствует повышению эффективностипроизводства.
По характеруматериала, на основе которого проводятся ревизии, последние подразделяются надокументальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверкуподлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверкуналичия денежных средств и материальных ценностей в натуре.
В зависимостиот степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные,выборочные и комбинированные ревизии. Сплошная ревизия предполагает проверку наопределенных участках деятельности всех без исключения финансовых ихозяйственных операций за ревизуемый период. Это наиболее эффективный видревизий, однако, из-за большой трудоемкости его используют только в случаяхсерьезных нарушений и злоупотреблений на предприятии, в учреждении илиорганизации. Выборочная ревизия предусматривает проверку финансово-хозяйственныхопераций и соответствующих документов не за весь ревизуемый период, а только заего отрезок, заранее намеченный ревизорами (например, за один месяц в кварталеили за один квартал в году), т.е. за определенный промежуток времени внутриревизуемого периода. Но в случае обнаружения серьезных недостатков бригадапроверяющих может перейти к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия сочетаетвыборочное и сплошное исследование финансово-хозяйственных операций. Одниучастки деятельности предприятия (учреждения, организации) проверяютсявыборочно, а другие (кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами) –сплошным методом. Если выборочная проверка вскроет злоупотребления, хищения идругие серьезные нарушения финансовой или расчетной дисциплины, то по данномукругу финансово-хозяйственных операций рекомендуется организовать сплошнуюпроверку документов.
По временипроведения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проходятпо заранее составленному в вышестоящих органах, министерствах и ведомствахплану. Один и тот же субъект предпринимательской деятельности не долженподвергаться плановой ревизии более одного раза в год. Внеплановые ревизиипроводятся при обстоятельствах, которые заранее нельзя было предусмотреть вплане.
2. Этапыбюджетного процесса
Бюджетныйпроцесс – это деятельность государственных органов по составлению,рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетныйпроцесс включает следующие этапы:
– составлениепроекта бюджета;
– рассмотрениеи утверждение проекта бюджета законодательными органами;
– исполнениебюджета;
– составлениеи утверждение отчета об исполнении
бюджета.
В республикеБеларусь бюджет разрабатывается и утверждается на один финансовый год.Финансовый (бюджетный) год – это период, в течение которого реализуетсяцентрализованный план государства. Его начало может не совпадать с началомкалендарного года и зависеть от политических преобразований или национальныхособенностей. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливаетсяс 1 января по 31 декабря календарного года, а счетный период включаетфинансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющийодин месяц. В течение льготного периода завершаются операции по обязательствам,принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.
В некоторыхстранах финансовый год не совпадает с календарным: в Бельгии, Нидерландах,Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным, в Великобритании,Канаде, Японии начинается 1 апреля, в Италии, Норвегии, Швеции – 1 июля, в США– 1 октября.
Источникамиинформации для составления проектов бюджетов являются прогнозсоциально-экономического развития Республики Беларусь, основные направлениябюджетно-финансовой политики, государственные и региональные программы,отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенныйпериод текущего года, прогнозные оценки доходов. Непосредственное составлениепроектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовымиорганами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами) всроки, установленные для Министерства финансов – Правительством РеспубликиБеларусь, для местных финансовых органов – Министерством финансов.
Составлениебюджета осуществляется в следующей последовательности:
Министерствоэкономики, Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусьежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году,разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики иосновные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Онипредставляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а послеодобрения Правительством – на рассмотрение Президента Республики Беларусь.Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляютМинистерству финансов, местным исполнительным и распорядительным органамстатистическую информацию, необходимую для разработки прогнозовсоциально-экономического развития и проектов бюджетов.
Министерствофинансов и местные финансовые органы соответственно определяют прогнозныепоказатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этомрасходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
Местныеисполнительные и распорядительные органы представляют в Министерство финансовконсолидированные бюджеты на очередной финансовый год и отчеты об исполнениибюджетов за предыдущий финансовый год. Министерство финансов составляет отчетоб исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовыйгод и представляет его Правительству Республики Беларусь.
Министерствофинансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей игорода Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Проектыреспубликанского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а такжеместных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения посбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение ПравительстваРеспублики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.
Рассмотренныеи одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского иконсолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый годпредставляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
ПрезидентРеспублики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередномуфинансовому году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона обюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год с рядом приложений.
Проект законао бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год рассматриваетсяПарламентом Республики Беларусь. Закон о бюджете Республики Беларусь наочередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждениисоответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1января очередного финансового года. Республиканский бюджет утверждается закономРеспублики Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов.
Утверждениеместных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящихбюджетов. В случае неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов доначала финансового года Правительство Республики Беларусь и местныеисполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяцадо утверждения соответствующих бюджетов в порядке, установленном настоящимЗаконом, расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнованийчетвертого квартала предыдущего финансового года в пределах поступающих доходов.
В течениефинансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могутвноситься изменения законом Республики Беларусь, актами Президента РеспубликиБеларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советовдепутатов. В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и местныефинансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные назначения и встатьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовыхассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации иведомственной классификации расходов бюджета.
Увеличениеили уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производитсяПарламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом РеспубликиБеларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами депутатов.
Исполнениебюджета включает получение утвержденных доходов, осуществление бюджетногофинансирования и контроль за расходованием бюджетных средств. Существуют двеосновные системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская ибанковская. При казначейской системе функция кассового исполнения доходов ирасходов бюджета возложена на специально сформированную государственную системууправления бюджетными ресурсами – государственное казначейство, котороепринимает доходы и выделяет бюджетные средства. При банковской системе кассовоеисполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральнымэмиссионным банком. В Республике Беларусь осуществляется переход от банковскойк казначейской системе исполнения бюджета.
Бюджетныйпроцесс заканчивается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета.
3. Понятиефинансовой системы
В научной иучебно-методической литературе нет единой точки зрения на определение понятия«финансовая система» и ее структуру. Приведем небольшой обзор основных точекзрения, которые часто встречаются в публикациях на данную тему. Коллективавторов во главе с Г.К. Мультаном рассматривает финансовую системугосударства, как совокупность форм и методов финансовых отношений, а авторыучебного пособия «Финансы и кредит» под редакцией М.И. Плотницкого – как«совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся, прежде всего,формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования» с оговоркой,что «в рыночной экономике финансовая система представляет совокупность рынков идругих институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обменаактивами и рисками».
В пособии«Теория финансов» под редакцией Н.Е. Заяц и М.К. Фисенко финансоваясистема определяется как «совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер извеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений,организующих образование, распределение и использование централизованных идецентрализованных фондов денежных средств».
Российскиеисследователи трактуют это понятие следующим образом. По мнению Л.А. Дробозиной,финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, впроцессе которых образуются и используются фонды денежных средств», Г.Б. Поляка– «совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разнымиметодами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующихсубъектов, домохозяйств и государства», а В.В. Ананишнов считает, что«финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборотв рамках определенной страны включающих в себя: государственную финансовуюподсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и ихрасходование; банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения,обеспечивающие расчеты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлеченияденежных средств на вторичных рынках ценных бумаг».
В учебнике«Финансы» под редакцией В.В. Ковалева финансовая система рассматривается«как форма организации денежных отношений между всеми субъектамивоспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупногообщественного продукта». Традиционный взгляд на структуру финансовой системыпредставлен на рисунке 1.1.
/>
Он исходит изтого, что основой финансовой системы являются децентрализованные финансы,поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовыхресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое местопринадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь формируется прибыль,являющаяся главным источником производственного и социального развитияобщества. Финансовые посредники – это организации, специализирующиеся наорганизации взаимодействия физических и юридических лиц, имеющих временносвободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.Финансы домохозяйств играют значительную роль в формировании централизованныхфинансов посредством налоговых платежей. Финансы некоммерческих организацийимеют свою специфику, связанную с нормированием доходов, порядком ихиспользования, владением имуществом т. п.
Централизованныефинансы являются главным звеном финансовой системы страны, так как позволяютгосударству оказывать регулирующее воздействие на экономику. Они представленыбюджетной системой, а также государственным кредитом. Бюджетная система – этосовокупность бюджетов всех уровней. К государственным внебюджетным фондамотносятся фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета. Внастоящее время в Республике Беларусь только один фонд имеет статусвнебюджетного – это Фонд социальной защиты населения Министерства труда исоциальной защиты. В соответствии с Законом о бюджете, его средства включены всостав бюджета. Государственный кредит представляет собой систему денежныхотношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностраннымигосударствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, поповоду получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, ониспользуется для покрытия дефицита государственного бюджета.
Существуют идругие подходы к определению понятия «финансовая система». Американскийэкономист Дж. Ван Хорн предлагает рассматривать финансовую систему каксовокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам,гражданам, а также правительствам, его коллеги З. Боди и Р. Мертонпридерживаются мнения, что «финансовая система – это совокупность рынков идругих институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обменаактивами и рисками».
Финансово-кредитныйэнциклопедический словарь под редакцией А.Г. Грязновой дает следующееопределение: «Финансовая система – совокупность взаимосвязанных ивзаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих вфинансовой деятельности и способствующих ее осуществлению». В данном учебномпособии мы будем рассматривать финансовую систему именно в этом аспекте.
Такимобразом, структуру финансовой системы страны можно представить как совокупностьфинансовых рынков, финансовых институтов и финансовых инструментов.
4. Развитиенауки о финансах
Наука офинансах базируется на экономической теории. Наука о финансах – это учение оспецифических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежныхотношений и существованием государства.
Финансыприсутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумяпринципами: наличием государства и развитием товарно-денежных отношений.Несмотря на общность содержания в каждой из формаций, финансы имеют своиотличия: по социальной сущности, роли в общественном производстве, формамфинансовых отношений и т.д.
Многиеэкономисты неверно считают, что исторически первые финансовые отношениявозникли с появлением государства, а точнее, с формированием материальной базыгосударства и создавались за счет принудительных натуральных сборов.
В эпохурабовладения и феодализма денежные налоги не получили решающего значения вдоходах государства, что было обусловлено натуральным характером общественноговоспроизводства. Главными видами доходов государства являлись личное имуществогосударей, дани и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы иразличные трудовые повинности. Соответственно расходы государства также былинатуральными. Стоимостные отношения в виде денежных налогов занимали в этихформациях подчиненное место при формировании доходов и осуществлениигосударственных расходов.
Поэтому эпохапреимущественного изъятия общественного продукта в натуральной форме не можетслужить основанием для включения в сферу финансов всей совокупности натуральныхотношений, посредством которых формировались доходы государства (в этот периодв обществе не было товарно-денежных отношений, государство не выполнялоэкономических распределительных функций, т.е. не существовало разграничениямежду ресурсами государства и ресурсами его главы).
Историческивозникновение финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением ирасширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширениемфункций государства. Финансы в эпоху свободной конкуренции по сравнению спредыдущими эпохами приобретают качественно новые закономерности (усиливаетсянеобходимость осуществления государством экономической функции, связанной сперераспределением ресурсов и направлением их на обеспечение наиболееэффективной структуры общественного производства и развитием непроизводственнойинфраструктуры).
Доходы ирасходы государства отделяются от казны государя. Процессы формирования ииспользования общегосударственного денежного фонда берутся правительством подстрогий контроль. Финансы становятся выразителями денежных отношений, арешающим источником доходов государства начинают выступать налоги, займы и т.д.
Эпохагосударственно-монополистического капитализма характеризуется все большимобобществлением капиталистического производства, ускоренным ростомпроизводительных сил. Централизованное регулирование государством процессавоспроизводства объективно предполагает значительное расширение сферыперераспределительных отношений, главным образом, через государственный бюджет.Это дает возможность осуществлять крупное централизованное финансированиеразличных мероприятий. Государство начинает активно использовать финансовыерычаги для национализации частных предприятий посредством выплаты денежнойкомпенсации бывшим владельцам, путем создания специальныхгосударственно-частных предприятий, превращением государства в одного изкрупнейших инвесторов, финансированием научно-исследовательских работ,внешнеэкономической экспансией и т.д. Налоги начинают использоваться как одиниз инструментов воздействия на цикличный характер производства, снижениявоздействия кризисных явлений.
Государственно-монополистическийкапитализм характеризуется развитием всех звеньев финансов (какгосударственного бюджета, так и финансов предприятий, страхования, кредита ит.д.). Финансы становятся основным косвенным рычагом воздействия государства наобщественное производство.
В развитыхстранах мира заметное развитие получили расходы государства в прогрессивныеотрасли экономики. Возрастают государственные капитальные вложения в угольную,газовую, нефтяную отрасли, в железнодорожный транспорт, на поддержку сельскомухозяйству, создана космическая и атомная промышленность. Увеличилсягосударственный сектор экономики, повысились затраты на финансирование науки,стимулируются экспорт продукции и рост ее конкурентоспособности на мировомрынке.
В расходахгосударственного бюджета многих стран расходы по регулированиювоспроизводственного процесса достигают 20%. Резко повысились затраты на охрануокружающей среды, на решение проблем по увеличению занятости населения исокращению безработицы. Производится выдача предпринимателям, расширяющимпроизводство, кредитов и субсидий для капиталовложений.
Экономическаясистема, сформированная после Октябрьской революции (1917 г.), принципиальноне изменила характера финансовых отношений, присущих предыдущимобщественно-экономическим формациям. Ее особенность состояла в усилениицентрализации финансовых ресурсов в руках государства, жесткой регламентациихозяйствующих субъектов в использовании финансовых ресурсов, изменении формфинансовых отношений с государством по платежам в бюджет (плата за фонды,трудовые ресурсы, землю и т.д.). Значительным было бюджетное финансированиехозяйствующих субъектов (что приводило к иждивенчеству).
С переходомгосударств СНГ к рыночным отношениям меняется система финансовых отношений:отношения хозяйствующих субъектов с государством производятся посредствомналогов, расширена сфера деятельности предпринимательских структур, резкоснижено государственное финансирование по ряду направлений, расширены правахозяйствующих субъектов в распоряжении финансовыми ресурсами, происходитпроцесс разгосударствления и приватизации предприятий государственной формысобственности и развития на ее основе рыночных структур, создана сетькоммерческих банков и управления кредитными ресурсами через установлениерыночных курсов процентных ставок и т.д.
Итак, финансы– исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитиемтоварно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов являетсятоварное производство опосредованное денежными отношениями. Финансовойклеточкой и началом финансовых отношений является создание прибавочногопродукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственныйпроцесс может обеспечиваться только в результате первичного распределенияприбавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной частисредств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов всостоянии обеспечиваться без участия государства, т.е. прибавочный продукт а негосударство (как ошибочно считают некоторые исследователи этой проблемы),является основой и началом возникновения финансов.
Такимобразом, историческими условиями возникновения финансов являются, во-первых,товарное производство, во-вторых, опосредование товарного производстваденежными отношениями, в-третьих, наличие процесса первичного распределениясозданного совокупного общественного продукта и его составной части-прибыли.Именно прибавочный проектом финансовых отношений.
Объективныйхарактер финансовых отношений с государством носит уже вторичныйперераспределительный характер, связанный с выполнением государством своихфункций. Именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственногопроцесса созданного общественного продукта, так и объектом формированияцентрализованного фонда денежных ресурсов государства. Можно выделить периодвозникновения вообще финансовых отношений и момент возникновенийгосударственных финансов. Период возникновения вообще финансовых отношенийсвязан с возникновением товарно-денежных отношений и развитием процессапервичного распределения стоимости совокупного общественного продукта (возмещаястоимость израсходованных средств производства (с), выплачивая работникамзаработную плату (и) и получая прибавочный продукт (т)).
Прибавочныйпродукт является изначально объектом финансовых отношений без участиягосударства.
Итак, финансывозникли как финансы сферы материального производства, они являются прототипомсегодняшних финансов предприятий как исходного звена финансовой системы. Никтоуже не отрицает существования финансов предприятий, без которых не можетсуществовать ни одно звено финансовой системы. К сожалению, существует ещеошибочная точка зрения о возникновении финансов вместе с возникновениемгосударства.
Возникновениегосударственных финансов является новым историческим этапом в развитиифинансов, его следует рассматривать как перераспределительный процесс ужесозданного в материальном производстве прибавочного продукта, без которогоневозможны никакие иные перераспределительные процессы.
Если основавозникновения финансов – сфера материального производства и его вновь созданнаячасть – прибавочный продукт являются исходной базой воспроизводственногопроцесса и последующего создания централизованного фонда денежных средствгосударства, то для государственных финансов и соответствующих им отношенийраспределения можно выделить такую финансовую категорию, как налог.
Такимобразом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу тафункции финансов как исходного звена финансовой системы; налог определяетсущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственногобюджета. Налоги, являясь перераспределительной категорией, являются средством иисточником образования централизованного фонда финансовых ресурсов.
Историческийхарактер финансовых отношений находится в строгой последовательности тасоподчиненности элементов развития общества. Развитие финансовых отношенийпроисходит вместе с развитием общества от простых отношений к более сложным.Исходным в этом диалектическом взаимодействии является товарное производство.Но в натуральном хозяйстве ни одна из его стадий движения не являетсяфинансовой, поскольку обмен не опосредован денежными отношениями. Свозникновением денег производство и движение совокупного общественного продуктаопосредуются денежными отношениями. В результате появляется та ниточка в формеприбавочного продукта, которая дает начало развитию финансовых отношений.Именно прибавочный продукт является основой как воспроизводственного процесса,так и создания централизованного фонда денежных средств государства.
С появлениемгосударства появились такие финансовые категории, как налоги. По мере развитиягосударства и товарно-денежного хозяйства сформировались группы более сложныхкатегорий – государственные доходы и расходы, а на их основе – категориигосударственного бюджета, страхования, государственного кредита. Финансовыеотношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения,созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производнымии зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
Списокиспользованных источников
1. Артеменко В.Г. Финансовыйанализ / В.Г. Артеменко, Н.В. Беллендир. – М.: Финансы и статистика,2000. – 255 с.
2. Боди З., Мертон Р.Финансы.: пер. с англ.: Учеб. пос. – М.: Издательский дом Вильямс, 2000. – 592 с.
3. Финансово-кредитныйэнциклопедический словарь/ Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. –М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.
4. Финансы и кредит: Учеб.пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др.; Подред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.
5. Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян,Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте РеспубликиБеларусь, 2008. – 251 с.
6. Финансы предприятий:Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под ред. Л.Г. Колпиной.– 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.
7. Финансы предприятий:Учебное пособие / Н.Е. Заяц и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской.– 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 528 с.
8. Финансы: Учебник длявузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.– М.: Изд-во Перспектива; Изд-во Юрайт, 2000. – 520 с.
9. Финансы: учебник / С.А. Белозеров,С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2005. – 512 с.