Практическая работа на тему:
«Социальная адаптация бывших осужденных»
Проблемная ситуация
В комплексе мерполитического, социально- экономического, нормативно-правового иорганизационно- воспитательного характера, которые призвано разрабатыватьгосударство в целях социально-нравственного оздоровления общества, все большуюзначимость приобретает необходимость масштабной и целенаправленной деятельностигосударственных органов и общественных организаций, связанных с жизнеустройствомбывших осужденных.
Это обуславливается тем,что от их правильного решения во многом зависит не только судьба той частинаселения, которая допустила ошибку, но и судьба тех людей, которые могут бытьвтянуты уже однажды отбывшими наказание в орбиту преступной деятельности.
Вероятность такогоразвития событий становится более возможной в том случае, если государство и вцелом общество не окажут им своевременно социальную помощь, не поддержатпопытку вырваться из порочного круга правонарушений, законопослушания.
В обоснованиевышеизложенного, целесообразно проанализировать состояние повторныхправонарушений уголовного характера, совершаемых однажды уже осужденными лицамии отбывшими срок наказания. Не может не вызывать тревоги тот факт, что в первыйгод пребывания на свободе освободившиеся из исправительно-трудовых учрежденийсовершают каждое третье преступление.
Социальная адаптация измест заключения – это многогранный процесс, охватывающий комплекс вопросов ихнравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе,освоения ими новых социальных ролей, восстановления полезных контактов,устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращениюданной категории граждан в русло честного, согласующегося с законом существования.
Деятельность органов социальнойзащиты, как в целом, так и в части работы с бывшими осужденными основывается надействующих нормативно-правовых положениях, которые нуждаются в основательнойпереработке и дальнейшем развитии в соответствии с общимисоциально-экономическими и правовыми процессами в обществе. Многие из них ужеустарели, утратили свое практическое назначение. В современных условиях нужныновые подходы к правовому урегулированию и организации деятельности службсоциальной защиты и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.Проблема исследования
Отсутствие государственных органов иобщественных организаций, занимающихся проблемами такой категории граждан,которые отбыли срок наказания в виде лишения свободы (в полной или частичнойизоляции от общества) и оказались в новых для них условиях жизнедеятельности, инехватка реальных мер для решения этих проблем.
Объект исследования
Осужденные г. Соликамска,отбывшие срок наказания в виде лишения свободы.Предмет исследования
Социальная адаптацияосужденных г. Соликамска, отбывших срок наказания в виде лишения свободы.
Цель исследования
Учитывая актуальность истепень изученности проблемы социальной адаптации лиц, отбывших срок наказанияв виде лишения свободы, основной целью исследования является выявление самогопроцесса социальной адаптации бывших осужденных и выработка практическихрекомендаций в адрес организаций, связанных с разрешением их проблем.Гипотезы исследования
Основная гипотеза:предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивах повторныхправонарушений позволяет сделать предположение, что основная причина этогозаключается в отсутствии государственно-общественной работы с бывшимиосужденными.
В соответствии с основнойгипотезой, основные блоки вопросов должны быть направлены на выявление того,какие трудности, возникающие у отбывших наказание, в трудовой сфере, в семейныхотношениях и в сфере социального общения влияют на успешность социальнойадаптации.
Основная гипотезанейтральна по отношению к другим факторам, способным влиять на состояниесоциальной адаптации бывших осужденных. В связи с этим необходим сформулироватьгипотезу-следствие: социально-демографические и социально криминальныехарактеристики также влияют на социальную адаптацию бывших осужденных.
Задачи исследования
Проверка сформулированныхгипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы:
1. Выявить трудноститрудового устройства и профессионального самоопределения осужденных, отбывшихсрок лишения свободы.
2. Проанализироватьвлияние социально-психологического климата коллектива на социальную адаптациюбывших осужденных.
3. Изучитьсоциально-экономическое положение освобожденных от отбывания наказания.
4. Описать проблемывзаимодействия в семье у бывших заключенных.
5. Охарактеризоватьсоциальную активность и социальную ориентированность освобожденных от отбываниянаказания.
6. Проанализироватьотражение проблем осужденных, отбывших срок лишения свободы, в средствахмассовой информации.
Для проверки гипотезыследствия нужно выявить влияние на социальную адаптацию освобожденных поотбыванию наказания:
1. социально-демографическиххарактеристик;
2. социально-криминальныххарактеристик.
Интерпретация основныхпонятий
Интерпретация основныхпонятий:
Адаптация (от лат. adaptio — приспособление) – это процессприспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Социальная адаптация –это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новойсоциальной среды.
Осужденный – это лицо,которое суд приговором признал виновным в совершении преступления с назначениемопределенной меры наказания. Бывший осужденный (Б.О.) — это лицо, котороеотбыло срок наказания в виде лишения свободы (в полной или частичной изоляцииот общества).
/>
Системный анализобъекта исследования.
Блок А (объективныефакторы):
а1 – экономическая исоциально-политическая ситуация в стране;
а2 – специфическиефакторы: прямые – отношения в семье, на работе (учебе); косвенные – влияниеокружающих, средств массовой информации и т.д.
Блок В (индивидуальныеособенности):
в1 – пол, возраст,семейное положение, уровень образования и т.д.;
в2 – личностныехарактеристики бывшего осужденного и т.д.
Блок С (отношения):
с1 – восприятиесоциальной адаптации и ее значимости (субъективный аспект);
с2 – результатысоциальной адаптации (объективный аспект).
Связки:
a — стимулы (внешние побуждения кдеятельности);
b — восприятие, усвоение общественныхролей и социальных функций;
g — мотивы деятельности (внутренниепобуждения).
Основные методы сбораинформации
Основным методом сбораинформации является анкетирование осужденных, которые уже отбыли свой срокнаказания, то есть сбор социальной информации об изучаемом объекте в ходеопосредованного социально-психологического общения социолога (интервьюера) иопрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, заданные социологом,вытекающие из цели и задач исследования.
Обоснование выборки
Социологическоеисследование будет проводиться на территории г. Соликамска. Временныерамки совпадают со временем проведения исследования. Единицей анализа выступаютбывшие осужденные, освободившиеся не позднее одного года со дня началаисследования.
Выборочная совокупностьпланируется 100 человек.
При определении методавыборки наиболее оптимальным, учитывая специфику объекта, считается метод«снежного кома». Учитывая то, что нам известны адреса только трех осужденных,отбывших срок наказания и освободившихся в течение текущего года, то поискдругих респондентов мы можем продолжить по их подсказке. Предположим, то каждыйиз этих трех опрошенных сообщил адреса еще трех своих знакомых, а те, в своюочередь, еще по два и т. д. Тогда на четвертой ступени отбора мы достигнемзапланированного объема выборочной совокупности. При этом отбор респондентов поэтапам будет происходить в следующей пропорции:
3 + 9 + 27 + 81 =120
Опросить мы можем надвадцать человек меньше, то есть 100.
Разработка методическогоинструментария опроса. Аргументация необходимости применения метода опроса
Опрос – это методсбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий,во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определеннойсовокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемуюпроблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию истатистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическуюинтерпретацию.
Метод опросапозволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей иполучать разнообразную информацию. Объяснить применение метода опроса в данномисследовании можно тем, что бывшие осужденные являются единственным источникоминформации как непосредственные участники событий.
Важно помнить, чтополученная с помощью респондентов информация отражает изучаемую реальность лишьв том виде, как она «преломилась» в их сознании, отсюда ее возможное искажение,связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальнойпрактики в сознании.
Анкета
ГОУ ВПО «СГПИ» приглашаетВас принять участие в массовом опросе общественного мнения, касающегося проблемсоциальной адаптации лиц, отбывших срок наказания в виде лишения свободы.
Отвечать навопросы анкеты не трудно. После большинства из них дается несколько возможныхответов. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все предлагаемыеварианты ответов, затем выберите из них тот или те, которые Вам подходят, иобведите кружком соответствующий номер. Если ни один из предлагаемых ответовВас не устраивает или после вопроса ответы не даются, напишите свой ответсамостоятельно.
Хотим подчеркнуть,что на вопросы анкеты нет правильных и неправильных ответов. Нам просто нужнознать ваше личное мнение. Анкета анонимная, в ней не будут указаны Ваши фамилияи имя. Вы можете быть уверены, что содержание Ваших ответов останется строгомежду нами. В анализе они будут использованы в общем виде, вместе с ответамидругих людей.
Заранее благодарим Вас за участие висследовании!
Соликамск, 2009 г.
1. В настоящеевремя Вы:
работаете
имеете работу, новременно не работаете
не работаете, ноищете работу переходите к вопросу 8
нигде не работаетепереходите к вопросу 8
учитесь в дневномучебном заведении переходите к вопросу 7
занимаетесьчем-нибудь другим (укажите)_____________________
2. Кем вы работаете (укажите Вашу профессию или должность)?_____
3. Соответствует ли Ваша нынешняя работа полученному Вамипрофессиональному образованию?
соответствуетполностью
соответствуетчастично
не соответствует
затрудняетответить
4. Хотели бы Выперейти на другую работу?
да, хотел (а) быперейти
нет, не имеютакого желанияпереходите к вопросу 6
не задумывался надэтимпереходите к вопросу 6
5. Если у Вас имеетсяжелание перейти на другую работу, то чем это вызвано? (укажите)_______________________________________________
6. Как Вы оцениваетесвои отношения: Вполне хорошие Сносные Плохие Трудно сказать А) С товарищами по работе (учебе) 1 2 3 4 Б) С непосредственным руководителем 1 2 3 4
7. А что, по Вашемумнению, характеризует отношения коллектива к Вам в целом?
полнаядоброжелательность и взаимопомощь
отношения восновном хорошие
отношения в основномбезразличные
пренебрежительныеотношения
чаще всегоотношения напряженные, недоброжелательные
не задумывался надэтим
8. Были ли у Васкакие-либо трудности при поступлении на работу (учебу)?
да
нет переходите квопросу 10
9. Еслиу Вас были трудности при поступлении на работу (учебу), то укажите какие?___________________________________________________
10. Обращалисьли Вы за помощью в какие-либо организации и службы социальной защиты бывшихосужденных? Если «да», то укажите в какие? ___________________________________________________________
11. Далеемы хотели бы задать Вам несколько вопросов о том, в какой степени Выудовлетворены различными сторонами своей жизни. Итак, в какой степени выудовлетворены: Удовлетворен полностью Удовлетворен частично Совсем не удовлетворен Затрудняюсь ответить А) Своей жизнью вцелом 1 2 3 4 Б) Жильем 1 2 3 4 В) Финансовой ситуацией 1 2 3 4
12. Сколькочеловек проживает в Вашей семье, включая Вас?
я живу один
двое
трое
четверо
пятеро и более
13. Еслив Вашей семье дети?
один
двое
трое и более
детей нет
14. Укажите,пожалуйста, если учитывая все виды дохода всех членов семьи – зарплату, пенсии,стипендии, пособие на детей, алименты и т.п. – каков среднемесячный доход наодного человека в Вашей семье за последнее полугоде?________________________________________руб. в месяц на чел.
15. Вашижилищные условия (дайте один ответ)?
отдельнаягосударственная или ведомственная квартира
коммунальнаяквартира
кооперативнаяквартира
квартира на правахличной собственности
частный дом иличасть дома, принадлежащие Вам или Вашей семье
общежитие
снимаю жилплощадь
другое (напишите)___________________________
16. КакВы оценили отношения в семье в целом?
атмосфера дружбы ивзаимопонимания
ровные отношениябез эмоциональной близости
эпизодическиеконфликты, холодность
эмоциональноотчужденные отношения
напряженно-конфликтныеотношения
затрудняюсьответить
17. Каковуровень образования у Ваших родителей? Высшее Среднее специальное Среднее общее Неполное среднее Затрудняюсь ответить А) отец 1 2 3 4 5 Б) мать 1 2 3 4 5
18. Былли кто либо из членов Вашей семьи ранее судим?
отец
мать
брат (сестра)
другиеродственники
никто не был судим
затрудняюсьответить
19. КакВы относитесь к людям, которые вовлечены в преступную деятельность?
не осуждаю
не обращаювнимания
выражаюнедовольство
думаю иначе(напишите как) __________________________________
20. Частоли вы общаетесь с теми, кто был ранее осужден?
очень часто
часто
периодически
редко
не общаюсь совсем
отказ от ответа
21. Былили в течение текущего полугодия какие-либо нарушения закона с Вашей стороны?
было одно
было несколько
не было
отказ от ответа
22. Скажите,пожалуйста, есть ли в Вашем окружении люди, злоупотребляющие: Да Нет Затрудняюсь ответить А) Алкоголем 1 2 3 Б) Наркотиками 1 2 3
23. Как Вы предпочитаете проводить своесвободное время (выберете не более трех ответов):
смотрю телевизор, слушаюрадио
читаю газеты, журналы
посещаю музеи, выставки,хожу в театр
общаюсь с друзьями изнакомыми
хожу в бар, ресторан, надискотеку
занимаюсь своим хобби
другое (напишите)______________________
24. Известны ли Вам какие-либо программына радио или телевидении, освещающие проблемы бывших осужденных? Если «да», тоукажите все, что Вам известны. __________________________________
А теперь нескольковопросов о Вас лично:
25. Ваш пол?
мужской
женский
26. Ваш возраст?
до 20 включительно
от 21 до 30 лет
от 31 до 40 лет
от 41 до 50 лет
от 51 до 60 лет
от 61 и старше
27. Ваше образование?
неполное среднее
полное среднее
среднее специальное
незаконченное высшее
высшее
кандидат наук
28. Ваше семейное положение?
женат (замужем)
холост (не замужем)
разведен(а)
вдовец (вдова)
живу в гражданском браке
29. Сколько судимостей у Вас было?
одна
две
три и более
отказ от ответа
30. По каким статьям Вы были осуждены(укажите статьи последней судимости)?________________________________________________________
31. Какой срок лишения свободы Вы отбылив исправительно-трудовых учреждениях (укажите срок последней судимости)?____________________
Благодарим Вас заучастие в исследовании
Паспортичка
Ваш пол. Ответили 100 чел. (100%)
мужской 100 чел. – 100%
женский 0 чел. – 0%
Наличие работы. Ответили 100 чел. (100%)
есть работа 60 чел. – 60%
нет работы 40 чел. – 40%
Соответствие работыполученному профессиональному образованию. Ответили 100 чел. (100%)
соответствует 10 чел. – 10%
не соответствует 90 чел.– 90%
Отношение к работе. Ответили 100 чел. (100%)
нравится 30 чел. – 30%
не нравится 70 чел. – 70%
Отношения с товарищамипо работе. Ответили100 чел. (100%)
вполне хорошие 20 чел. – 20%
сносные 30 чел. – 30%
плохие 50 чел. – 50%
затрудняюсь ответить 0чел. — 0%
Отношения снепосредственным руководителем по работе. Ответили 100 чел. (100%)
вполне хорошие 10 чел. – 10%
сносные 30 чел. – 30%
плохие 60 чел. – 60%
затрудняюсь ответить 0чел. — 0%
Наличие трудностей припоступлении на работу. Ответили 100 чел. (100%)
были 60 чел. – 60%
не были 40 чел. – 40%
Обращения за помощьюв какие-либо организации и службысоциальной защиты бывших осужденных.Ответили 100 чел. (100%)
были 10 чел. – 10%
не были 90 чел. – 90%
Удовлетворенность различнымисторонами своей жизни. Ответили 100 чел. (100%)
удовлетворен полностью 10чел. – 10%
удовлетворен частично 20чел. – 20%
совсем не удовлетворен 70чел. – 70%
затрудняюсь ответить 0чел. — 0%
Есть ли в Вашей семьедети. Ответили 100чел. (100%)
да 30 чел. – 30%
нет 70 чел. – 70%
Уровень образованияродителей. Ответили100 чел. (100%)
высшее 10 чел. – 10%
среднее специальное 40чел. – 40%
средне общее 40 чел. –40%
неполное среднее 10 чел.- 10%
Судимость членовсемьи. Ответили 100чел. (100%)
имеется 30 чел. – 30%
не имеется 70 чел. – 70%
Наличие нарушений законав течение текущего полугодия. Ответили 100 чел. (100%)
да 20 чел. – 20%
нет 80 чел. – 80%
Просмотр программ нателевидении, освещающих проблемы бывших осужденных. Ответили 100 чел. (100%)
да 60 чел. – 60%
нет 40 чел. – 40%
Итоги исследования
Среди 100 опрошенныхпредставлены осужденные г. Соликамска, отбывшие срок наказания в виде лишениясвободы.
В соответствии с основнойгипотезой, основные блоки вопросов были направлены на выявление того, какиетрудности, возникающие у отбывших наказание, в трудовой сфере, в семейныхотношениях и в сфере социального общения влияют на успешность социальнойадаптации.
По результатам опроса 60%бывших осужденных имеют работу, а 40% нет. Причем только 10% опрошенных имеют работу,соответствующую полученному профессиональному образованию.
Выбранная работа нравится30% опрошенным, 70% не удовлетворены своим выбором.
Отношения опрошенных стоварищами по работе складываются следующим не лучшим образом: плохие и сносныевзаимоотношения у 80%.
Отношения снепосредственным руководителем по работе также проблематичны. Только 10% бывшихосужденных находят общий язык с руководителями.
При поступлении на работу60% опрошенных имеют определенные затруднения, связанные также и с их прошлым.
Только 10% обращаются запомощьюв какие-либо организации и службы социальной защиты бывшихосужденных, поскольку они отсутствуют в необходимом для города количестве.
Удовлетворенность полностьюразличными сторонами своей жизни отметили лишь 10% бывших осужденных.
Также на низком уровне иобразование родителей. Только 10% имеют высшее образование. Также на достаточновысоком уровне и судимость членов семьи (30%).
На вопрос о просмотрепрограмм на телевидении, освещающих проблемы бывших осужденных 40% ответилиотрицательно.
Заключение
Целью нашего исследованиябыло выявление самого процесса социальной адаптации бывших осужденных ивыработка практических рекомендаций в адрес организаций, связанных сразрешением их проблем, а основной задачей было выявление трудностей трудовогоустройства и профессионального самоопределения осужденных, отбывших сроклишения свободы. По результатам полученных данных подтвердилась основнаягипотеза: предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивахповторных правонарушений позволяет сделать предположение, что основная причинаэтого заключается в отсутствии государственно-общественной работы с бывшимиосужденными.
Список литературы
1. Борцов Ю.С. Социология. Учебноепособие. — Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2002.
2. Волков В.Г. и др. Социология. Курслекций: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003.
3. Гречихин В.Г. Лекции по методике итехнике социологических исследований: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ,2001. – 232 с.
4. Как провести социологическоеисследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Владос, 2000. – 288с.
5. Лекции по методике конкретныхсоциологических исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М.: МГУ, 2002.
6. Методы сбора информации всоциологическом исследовании / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. В 2 т.М.: Наука, 2005.
8. Основы прикладной социологии / Подред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. В 2 т. М.: Центр социального прогнозирования имаркетинга, 2001.
9. Рабочая книга социолога / Под ред.Г.В. Осипова. М.: Наука, 2003.
10. Социология: Курс лекций / Подред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит,журн., 2002.
11. Социология: Учебник для вузов/Подред. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.