Министерство Образования Российской Федерации Тольяттинская Государственная Академия Сервиса Кафедра Экономика и внешнеэкономическая деятельность Курсовая работапо дисциплине Экономическая теория на тему Мировая торговля, её структура, виды, направления развития Выполнил студент 2 курса группы У-201 Матвеева К. А.
Проверил научный руководитель Дудко В. Н. Тольятти 2004 Содержание. Введение 3 Глава I. Сущность мировой торговли .1. Понятие мировой торговли 2. Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей 4 Глава II. Теоретические основы международной торговли . .1. Классическая теория международной торговли 2. Модель
Хекшера – Олина 3. Концепция Самуэльсона и Столпера. 4. Парадокс Леонтьева. 5. Теория Вернона и Киндельберга. .6. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера 7 Глава III. Структура и виды мировой торговли .1. Отраслевая структура мировой торговли .2. Виды мировой торговли .9 Глава IV. Современные тенденции в развитии мировой торговли 12
Глава V. Россия в мировой торговле .1. Место и роль России в мировой торговли 2. Основные торговые партнеры России .3. Россия и Всемирная Торговая Организация 18 Заключение. .20 Библиография. .21 Приложение. 22 Введение. Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Я выбрала данную тему для написания курсовой работы, потому что она очень актуальна. Мировая торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. И, исходя из того, как развивается мировая торговля, можно судить о состоянии экономике в целом. Целью данной работы является исследование мировой торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач раскрытие сущности мировой торговли, теоретических основ международной торговли, характеристика её видов и структуры, также в работе рассмотрены современные тенденции в развитии мировой торговли. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить.
По определению Дж. Сакса, экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы 11 Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия М. Экономика, 1994. Поэтому очень важно рассмотреть место и роль России в мировой торговле. В процессе написания курсовой работы использовались материалы периодической
печати, экономическая литература. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложения. Глава I. Сущность мировой торговли. Понятие мировой торговли. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация
и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10 роста мирового производства приходится 16 увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Под термином внешняя торговля понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза импорта и оплачиваемого вывоза экспорта товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие международная торговля употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона. Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей.
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами22 Баранова Е. П. Современная международная торговля Российский экономический журнал 1998, 6 между государственно-оформленными национальными хозяйствами. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.
Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда в виде общего, частного и единичного порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков. Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной
торговли как особой сферы товарного обращения – между национальными хозяйствами. С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии как экспорта, так и импорта.
Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли. Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений усиливается специализация, создается возможность
организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран особенно азиатских рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта – существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного организационно-технического совершенствования их деятельности,
повышения технического уровня и качества выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силу этого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт Германия в 50 – 60-х годах, Япония в 70 – 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х .
Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.
Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей. Глава II. Теоретические основы международной торговли. Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам.
За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Классическая теория международной торговли. Основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII – начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами
А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит в книге Исследование о природе и причинах богатства народов 1776 г. вывел теорию абсолютных преимуществ. В конце XVIII в. преобладала торговля сырьевыми товарами, на базе которой и была создана Смитом его теория. Главный вывод заключается в том, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке. Благодаря международному разделению труда цитрусовые всегда выгоднее выращивать в тропических странах,
а не в Англии. Заслугой Смита явилось то, что он через наличие естественных и приобретенных преимуществ объяснял межстрановые торговые потоки. Д. Рикардо в работе Начала политической экономии и налогового обложения 1817 г. сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации включающий в качестве частного случая модель Смита. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей. Он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Автор полностью абстрагируется от транспортных расходов и таможенных барьеров и ориентируется
на относительно более низкую цену сукна в Англии по сравнению с Португалией, что объясняет его экспорт и относительно более низкую цену вина в Португалии, что также объясняет экспорт последнего. В результате делается вывод, что свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире,
а также к росту потребления в каждой стране. Модель Хекшера – Олина. В конце XIX – начале XX вв. в результате структурных сдвигов в международной торговле роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин в 20-30 гг. XX в. создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
По мнению авторов, различные страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. В стране, где, к примеру, трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал – дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал – дешевым. Согласно теории Хекшера-Олина, товары, требующие для своего производства значительных максимальных затрат избыточных факторов производства и небольших минимальных затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Концепция Самуэльсона и Столпера. В середине XX в. 1948 г. американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера – Олина, представив, что в случае однородности факторов производства,
идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. Парадокс Леонтьева. В середине 50-х годов XX в. американский экономист русского происхождения
В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе, известной под названием парадокс Леонтъева . Используя теорему Хекшера – Олина, он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоемкие товары.
Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда квалифицированный и неквалифицированный и их дифференцированную оплату в различных странах, Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ. Теория Вернона и Киндельберга. Во второй половине 60-х годов XX в. распространение получила теория цикла жизни продукта , разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости. Теория конкурентных преимуществ
Майкла Портера. Рассмотренные выше теоретические объяснения международного обмена товарами показывают, что традиционные внешнеторговые теории недостаточны для объяснения современного международного обмена товарами. Тем не менее, они являются базовыми в теоретических исследованиях западных ученых и объясняют возникновение и направленность международной торговли товарами сравнительными преимуществами вследствие товарной дифференциации и различий в наборах факторов отдельных стран.
Страна экспортирует товары, при производстве которых она имеет сравнительные преимущества в издержках, и импортирует товары, при производстве которых у нее нет этих преимуществ. В основе дальнейшего развития теории сравнительных преимуществ и новых теорий интернационализации лежит включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной
мобильности последних и др. В последние два десятилетия макроэкономический подход к анализу в теориях международной торговли дополнился микроэкономическим, что проявляется в значительном интересе ученых к разработке различных моделей участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций. Большинство авторов при этом решающую роль отводит реализации технологических преимуществ отдельных корпораций на рынках, максимально восприимчивых к нововведениям. Объектами международной торговли в данном случае является как технология, воплощенная в наукоемких товарах, так и чистая в виде лицензий . Наиболее известной из них является теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому очень важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется
воздействием и взаимосвязью следующих четырех основных составляющих, называемых конкурентным ромбом факторных условий наличие в стране основных факторов производства условий внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба наличия смежных и поддерживающих отраслей кластеров стратегия фирмы, её структуры и места во внутриотраслевой конкуренции. Глава III. Структура и виды мировой торговли. Отраслевая структура мировой торговли. Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой
торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40 в экспорте промышленно развитых стран. Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого
приходится более 25 всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10-15 процентов. Еще в 1996 г. мировой объем продаж электронных устройств всех видов превысил достижение рубежа в 1 трлн. долларов. В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования лидеры здесь – промышленно развитые страны резко вырос и обмен соответствующими услугами научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги. В целом мировой экспорт услуг 80-х годов демонстрирует заметный рост, несколько затормозившийся в середине 90-х годов. Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами – транспортными, финансовыми, туристическими. В середине 90-х гг. он достиг 1230 млрд. долл. экспорт товаров соответственно 4875
млрд. долл. и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран. Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.
Важной тенденцией 90-х годов является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров – Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай. Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов.
Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки. Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса в атмосферу газов, и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа. Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция – это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным
сырьем. Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века до второй мировой войны и в последующие десятилетия, можно заметить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2 3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1 4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1 3 до 3 4. И, наконец, более 1 3 всей мировой торговли к концу 90-х годов – это торговля
машинами и оборудованием. Особое место в системе международной торговли с середины 90-х гг. занимает электронная торговля – торговля во всемирной сети Интернет. Интернет – коммерция, названная новой экономикой , развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к новой экономике , осознание ее роли в системе международных экономических связей.
Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами. Существенное распространение электронная торговля ЭТ получила в США. Это объясняется тем, что американские компании являются лидерами в области создания систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и программным обеспечением. Поскольку цены в электронных системах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер. Наиболее успешными организационными формами, действующими в ЭТ, являются специализированные розничные электронные магазины. Помимо собственно торговли, в системе Интернет все большее развитие получают разного рода услуги, в том числе информационные, рекламные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п.
Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ являются, во-первых, отсутствие гарантии качества со стороны государства ни одно правительство не может применить внутренние санкции к зарубежной компании, работающей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки товаров в разные страны мира достаточно высока. При этом затраты на перевозку в основном увеличиваются за счет импортных пошлин и других налогов.
Специалисты полагают, что проблемы ЭТ – это проблемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной. Виды мировой торговли.Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат.
Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм в Германии имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны. Распространены вертикальные объединения контрактного типа – когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких цепных компаниях создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм
ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма цепных компаний – добровольные цепи – контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников цепи . В добровольной цепи совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.
Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ более благоприятные условия воспроизводства по сравнению с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт. Важный параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных . Специализация идет по предметному товарному и функциональному
т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой признаку. Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию уголь, нефть, лес, зерно и т.д. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи. Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены.
Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности большом числе продавцов и покупателей является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1 уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5 цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости – 10 и более.11 Иващенко А.А. Товарная биржа М. Международные отношения, 1991. Товарные биржи. Существует несколько основных видов товарных бирж 1
Открытые – доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо. 2 Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками – брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет. 3 Закрытые – торгующие реальным товаром.
На них продавцы и покупатели не вправе входить в биржевое кольцо и тем самым непосредственно контактировать друг с другом. В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу. Фьючерсные биржи. Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность
торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли – фьючерсной. Срочные фьючерсные биржи – это биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем открытые
срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли. Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу,
и получить соответствующую прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюктуры. Основными признаками фьючерсной торговли являются – фиктивный характер сделок, то есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует реальные поставки составляют 1-2 всего товарооборота , так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах – преимущественно косвенная связь с рынком реального товара через хеджирование, а не через поставку товара – заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент – полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара,
места и сроков поставки – обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а между ними а чаще их брокерами и расчетной палатой – специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров. Во фьючерсных операциях сохранена полная свобода сторон
только в отношении цены и ограниченная в выборе срока поставки товара все же остальные условия строго регламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют рынком цен то есть меновых стоимостей , в отличие от рынков товаров совокупности и единства , например бирж реального товара, где покупатель и продавец могут согласовать между собой любые условия контракта. Именно как рынок цен биржа соответствует требованиям,
предъявляемым крупным производством на высшей ступени развития капитализма. Превращение биржи из рынка реального товара в своеобразный институт обслуживающий и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошло в результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевых товаров но при сохранении конкуренции , возникновения и эволюции форм финансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний. Фондовые биржи. Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в определенные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры маклеры , которые выполняют
заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы. Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением и спросом. Индекс котировки курсов акций – это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий.
Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже. Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая огромных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой
товар лицом , а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретиться с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром. Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. Ведущее место в Европе занимают ярмарки в Германии. Среди европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговых центров.
В послевоенное время она часто была единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в который производятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из них вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.
Мюнхенская ярмарка делает особый акцент на более полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте смены декорации на своей не столь большой территории.
Берлинская ярмарка весьма привлекательна для Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, балтийских и скандинавских стран, а также для России и стран бывшего СССР. Для этих регионов она стала международным торговым центром. Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. В таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника,
Берлинская ярмарка занимает ведущие позиции на континенте. Быстро растет ее значение и в таких отраслях ярмарок, как строительная, электротехническая, автомобильная, авиакосмическая, а также ярмарки санитарной техники, конторского оборудования, по водоснабжению и охране водоемов. В прошлом году оборот ярмарки превысил 200 миллионов марок и имеет устойчивую тенденцию к росту. Валютные рынки. Годовой оборот мировой торговли составляет почти 20 млрд. долларов, а ежедневный оборот валютных бирж – примерно 500 млрд. долларов. Это означает что 90 всех валютных сделок прямо не связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Все это происходит в течение суток. Под торговлей иностранной валютой понимают сделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по курсу, заранее установленному партнерами.
Важнейшим валютным курсом является курс доллара к немецкой марке. Банки, готовые заключить валютные сделки, называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать. Кроме банков и крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры. Маклеры являются всего лишь посредниками и требуют за свои услуги комиссию куртаж . Их фирмы – важное место для обмена всякого рода информацией.
Валютный рынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов между участниками торговли иностранной валютой. Обмен информацией производится через сеть спутниковой и мониторной связи, покрывающей весь земной шар. Мониторы установлены во всех банках, участвующих в мировой торговле иностранной валютой. Они имеются также у маклеров и других заинтересованных лиц и организаций. Множество банков в финансовых центрах мира вводят в память этой системы свои действующие курсы и условия
для купли и продажи валют и свои поставки. Каждый участвующий в ней, набрав соответствующий код другого участника, может узнать его данные. Помимо указанных, система передает и другие сведения, необходимые для определения динамики курсов, например, платежный баланс ведущих стран, мнение президентов девизных банков. Банки-участники данной системы в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязаны заключать сделку по той информации, которая отображается на экране. Но если другие банки видят, что другой участник не готов с ними торговать, то рано или поздно прерывают с ним связь. Глава IV. Современные тенденции в развитии мировой торговли. Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов
мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции. По данным Всемирной торговой организации ВТО , за период с 1950 по 2000 гг. объем мирового экспорта возрос в 20 раз, в то время как мировое производство увеличилось лишь в 7 раз. Мировой экспорт промышленных товаров за тот же период увеличился в 35 раз, а мировое производство промышленной продукции в 10 раз11 Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике
М. Владос, 2002. В послевоенный период динамика роста международной торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризовалась следующими данными 1954- 1963 гг среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7,1 , рост мировой экономики – 5,2 1964-1973 гг среднегодовой темп прироста международной торговли составил 8,7 , рост мировой экономики – 5,7 1974- 1990 гг среднегодовой темп прироста международной торговли составил 4,5 , рост мировой экономики
– 3,2 1991 – 1996 гг среднегодовой темп прироста международной торговли составил 5,6 , рост мировой экономики – 1,5 21 Инвестиции в России 2000, 2. 2 Бюллетень иностранной и коммерческой информации БИКИ М 1997, 95 В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации в 1993 г. объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9 . В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, который распространился на многие другие страны мира, объем мировой торговли товарами сократился на 3 , а в 1999 г. опять возрос на 7 . В 2000 г. прирост мировой торговли в стоимостном выражении составил 12,5 , что является самым высоким показателем с начала 70-х гг. Еще более высокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по динамике также превышал рост мировой экономики.
Динамизм международной торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены объективным процессом глобализации и ростом взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Дополнительный стимул мировая торговля получила благодаря деятельности Всемирной торговой организации по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению
и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров. По оценкам экспертов ВТО, за период с конца 40-х до конца 90-х гг. тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились в среднем на 90 . Увеличению международного товарообмена способствовала значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие, расширение масштабов торговли между ними. Однако следует подчеркнуть, что от либерализации мировой торговли выиграли, прежде всего, промышленно
развитые страны. Либерализация торговли оказала негативное воздействие на состояние окружающей среды в развивающихся и, особенно в наименее развитых странах. По данным Всемирного фонда дикой природы в World Wide Fund for Nature, WWF , в период с середины 1980-х гг. до конца 1990-х гг. либерализация мировой торговли способствовала потере до 30 природного потенциала планеты. Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся странах и, особенно в новых индустриальных странах. Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х гг. практически удвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15 общей стоимости мировой торговли.
Настоящей революцией в мировой торговле можно назвать стремительное распространение электронной коммерции через систему Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущей отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек1. Мировая торговля через Интернет началась в 1996 г. и к 2000 г. ее объем достиг 200 млрд. долл.
В последние годы увеличение электронной коммерции проходило преимущественно за счет стран Европы и Азии. Электронный бизнес включает в себя, кроме продажи товаров, маркетинг, финансовый анализ, поддержку пользователей сети, установление партнерских отношений. Важным фактором увеличения мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в новых индустриальных странах и развивающихся государствах с использованием компонентов
и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций. В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 2000 г. возрос почти в 3 раза и достиг 11,8 трлн. долл в том числе мировой экспорт товаров составил 5,8 трлн. долл а мировой импорт – 6 трлн. долл. Обычное расхождение между стоимостным объемом мирового экспорта и импорта товаров объясняется различием в методике исчисления цен стоимости экспорта товаров в ценах ФОБ – это условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна импорта товаров в ценах СИФ – это условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по транспортировке до порта страны импортера и страхованию . Следует подчеркнуть, что в стоимостном выражении уровень мировой торговли почти в 3 раза меньше стоимости
мирового ВВП. В 2000 г. стоимостной объем мирового ВВП превысил 30 трлн. долл а объем международной торговли товарами составил около 12 трлн. долл. В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.
Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран. Вместе с тем, по-прежнему большая часть мирового товарооборота приходится на промышленно-развитые страны. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые в начале нового тысячелетия приходится около трети мировых экспортно-
импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входили Франция, Великобритания, Италия, Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле. В частности, удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте товаров увеличился с 27 в 1992 г. до 35 в 2000 г. Несмотря на финансовый кризис в Азии, в ближайшие годы эта тенденция сохранится и удельный вес этой группы стран в мировом экспорте может возрасти. Из развивающихся стран наиболее динамично международная торговля развивается в новых индустриальных странах Азии. По совокупному объему внешней торговли около 1,8 трлн. долл. в 2000 г. Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд и Индонезия уступали лишь США. На эти страны приходилось более 10 общего объема мировой торговли.
Из азиатских новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг, который в 1999 г. занимал в этом списке 11-е место по экспорту и 9-е место по импорту. Гонконг значительно опережает все страны мира по удельному весу внешней торговли в ВВП и стоимости экспорта и импорта в расчете на душу населения. Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля
Китая. За период с 1979 г. по 1999 г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5 , что значительно превышало темпы роста мировой торговли. Стоимостной объем внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд. в 1979 г. до 361 млрд. долл. в 1999 г что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира11 подсчитано по International Trade, GATT – WTO Geneva, за соответветствующие годы. см.
Приложение . После официальной передачи Гонконга с 1 июля 1997 г. под юрисдикцию КНР объединенный Китай по суммарной стоимости экспортно-импортных операций в списке крупнейших торговых держав мира в начале третьего тысячелетия занимает примерно 4-е место после США, Германии и Японии. Глава V. Россия в мировой торговле. Место и роль России в мировой торговле. Удельный вес
СССР в мировой торговле достиг максимального уровня 3,4 в 1983 г а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8 в 1990 г. примерно 61 млрд. долларов . Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно в 1990 г. по данным Международного банка по реконструкции и развитию МБРР на его долю приходилось 15 мирового импорта зерна. С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития. Эта динамика представлена в таблице Таблица. Рост внешней торговли России в к предыдущему году Показатели 1993 г 1994 г 1995 г 1996 г Товарооборот 97,3 114,4 118,8 104,6
Экспорт 104,5 116,1 125,1 108,9 Импорт 89,1 105,1 112,5 97,3 Показатели, приведенные в таблице, свидетельствуют, что по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт – более чем в 1,6 раза, а импорт – примерно на 5 . Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на уровне 5 по той и другой позициям.
В 1994 г. эти показатели составили 22 к ВВП по экспорту и 17 по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза соответственно. Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным, либо вообще убыточным, Это обусловлено рядом факторов, в частности выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже,
чем на внешних рынках экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки. Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15 в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно . Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит. Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств.
К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств. Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия. Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней торговли,
следует, прежде всего, назвать повышательную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие товары российского экспорта, поначалу носившее понижательный характер, к середине 90-х годов приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8 по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию.
Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза. В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема импорта. Другим важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли, послужило то, что внешняя торговля, как отмечалось выше, стала источником реальных доходов, живых денег для участников внешнеэкономической деятельности. Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы особенно в их середине был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной челночной торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. По некоторым оценкам, в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл. При этом челночный экспорт составил чуть более 1 млрд. долл остальное пришлось на импорт.
Оборот челночной торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры официальной торговли. В середине 90-х годов челноки обеспечивали более 15 импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и, видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять челноки . В товарной структуре российского экспорта 90-х годов охраняется сырьевая направленность с преобладанием
в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90 . Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике 2-3, сфере обращения 1-1,5 года. Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит, ее следует поддерживать, одновременно
добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Между тем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ в том числе для выплаты внешнего долга за счет массированного экспорта сырья и энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо учитывать многие факторы. Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России – 19,5 против 14,5 , а у Новой Зеландии – 14 , У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше – от 7,5 до 6,5 .
Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте ВВП . В России эта доля пока достаточно высока – 21 , у Великобритании – 22 , Японии – 27 , ФРГ – 29 . В Норвегии и
Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15 , Канаде и Нидерландах – 18 , что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного рост вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий
и научных разработок. В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6 в общем объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7 . Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники. Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия.
Доля потребления импортного продовольствия по стоимости в общем объеме потребления продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50 , что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны. Падают закупки машинотехнической продукции, продукции инвестиционного назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления производственных фондов. Одна из главных проблем российской внешней торговли – необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет труднодостижимым. Федеральная программа поддержки, экспорта, разработанная Министерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирована главным образом на обрабатывающие отрасли
и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 70 в 2005 году. Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3 – 0,35 от национального дохода, что соответствует 0,7 – 1 млрд. долларов. Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового
контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать растрату ресурсов и утечку капитала за рубеж. Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих
так называемый таргетинг , т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались новые индустриальные страны , используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями. Основные торговые партнеры России. В настоящее время в экспортно-импортных операциях России доминируют промышленно развитые страны. В 1997 г. на их долю приходилось 67 российского экспорта и 70 импорта. Они являются основными потребителями топливно-энергетических и сырьевых товаров России и в то же время основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и другой готовой продукции. Торговый оборот России с промышленно развитыми странами в текущих ценах в 1992-1997 гг. возрос на 24,3 , увеличиваясь
в среднем на 4,5 в год. В результате превышения темпов роста экспорта над импортом положительное сальдо торгового баланса возросло в 1997 г. до 14,4 млрд. долл. против 3,5 млрд. в 1992 г. Основная часть этого товарооборота приходится на страны Западной Европы см. Приложение . Надежной основой такого сотрудничества являются достаточно развитая и стабильная договорно-правовая база, географическая близость и низкие затраты на транспортировку товаров,
развитая сеть трубопроводов для поставки российской нефти и газа. В торговле России со странами Западной Европы в 90-е гг. сальдо экспортно-импортных операций было положительным для России, что обеспечивало значительную часть средств, необходимых для обслуживания внешнего долга страны. Причем положительное сальдо баланса торговли товарами с европейскими странами за период с 1992 г. по 1997 г. возросло почти в 2 раза и достигло 12,3 млрд. долл.
Однако в торговле услугами с западноевропейскими странами Россия имеет дефицит торгового баланса. В структуре российского импорта, например, из Германии, Италии, Великобритании доминирует машинотехническая продукция. В частности, доля машин и оборудования, транспортных средств, электротехнических, химических и фармацевтических товаров в импорте из Германии в 90-е гг. составляла 62-64 , что во многом определяется инвестиционной активностью немецких фирм в России. Значительно возросли также закупки сельскохозяйственных и продовольственных товаров. В ближайшие годы Германия сохранит свои позиции одного из крупнейших партнеров России. Несмотря на последствия экономического кризиса, в начале следующего десятилетия можно ожидать увеличения как объема взаимной торговли, так и изменения структуры экспортно-импортных операций. На машинотехническую продукцию из Италии в 1997 г приходилось 52 стоимостного объема ввоза разрозненное
технологическое оборудование, металлорежущие станки, электротехническая продукция, изделия точной механики и оптики, легковые автомобили . Доля товаров народного потребления мебель, обувь, одежда составляет 20 , продовольственных товаров вино, макаронные изделия, мясные консервы, фруктовые консервы и соки – 10, химических и резинотехнических – 3,5, продукции черной металлургии – 3 Объем и динамика торговли в значительной степени определяются масштабами инвестиционного сотрудничества.
В случае успешной реализации хотя бы части совместных проектов можно ожидать, что товарооборот в 1999 г. достигнет 8 млрд. долл. экспорт – 4,3 млрд импорт – 3,7 млрд При этом в структуре экспорта и импорта особых изменений не ожидается. Рост поставок в Россию машин и оборудования из Великобритании во многом зависит от предоставления ею кредитов для финансирования инвестиционных проектов.
Среди неевропейских промышленно развитых стран крупным торговым партнером России являются США. В 90-е гг. объем взаимной торговли увеличился почти в 3 раза – с 3,7 млрд. долл. в 1992 г. до 8.5 млрд. долл. в 1997 г в том числе российский экспорт возрос с 0,8 до 4,5 млрд. долл. Положительное сальдо российско-американской торговли в 1997 г. составило 0,5 млрд. долл. В Россию ввозились из США в основном машинотехнические изделия, доля их составляла более 40 бульдозеры, дорожно-строительное оборудование, медицинские приборы и инструменты, насосы, а также оборудование для автомобильной, химической, текстильной, пищевой и других отраслей промышленности. Значительной товарной группой импорта являются мясо и пищевые субпродукты 15,6 , химические товары 9 . Динамика российско-американской торговли определяется масштабами инвестиционного сотрудничества. Американские фирмы лидируют среди иностранных инвесторов по объему капиталовложений в экономику
России. На начало в 1999 г. в Государственный реестр было внесено более 3 тыс. совместных российско-американских предприятий, или 18,8 общего количества зарегистрированных в России совместных и иностранных предприятий. Приоритетными отраслями вложений компаний США в России являются проекты в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах промышленности России, а также телекоммуникации. Еще одним из крупнейших торговых партнеров
России является Япония. Начиная с 1992 г. отмечается тенденция к росту положительного сальдо в торговле обеих стран, в 1997 г этот показатель достиг 2,8 млрд. долл. За последние годы усилилась монополизация торговли со стороны японских фирм. В частности, в конце 90-х гг. на долю 12 крупнейших японских компаний приходилось 67 всего оборота российско-японской торговли. В последние годы наметилась тенденция к определенному росту экспортно-импортных
операций со странами СНГ, удельный вес которых в общем объеме товарооборота России возрос с 18 в 1992 г. до 23 в 1997 г. Более 80 его приходится на три государства – Украину, Казахстан и Белоруссию. Крупнейшим торговым партнером России среди стран СНГ является Украина, объем торговли, с которой в 1997 г. составлял около 14 млрд. долл. и превышал объем российско-германской торговли. Современные масштабы, динамика, структура и географическое распределение внешней торговли России не соответствует реальному экономическому потенциалу страны. Формы и темпы интеграции в мировое хозяйство в следующем тысячелетии будет во многом зависеть от совершенствования торгово-экономических связей с этими странами, в том числе уровня инвестиционного, промышленного и технологического сотрудничества, обновления договорно-правовой базы.
Россия и Всемирная Торговая Организация. Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО. Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств,
какие уже взяли на себя страны-учредители. Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО . Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ. Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран.
Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей, Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая. По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл. Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. В-четвертых, членство в
ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий. С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами – членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно. В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения согласно
Решениям Токийского раунда ГАТТ на. 30 таможенных тарифов на металлургическую продукцию. В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру. В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ТАТТ ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран – членов этой организации.
Заключение. Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран в динамично развивающейся мировой экономике. Развитие и усложнение мировой торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Рассмотрев мировую торговлю в плане тенденций ее развития, можно сделать вывод, что с одной стороны наблюдается явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны – углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые. Следует обратить внимание на возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок.
Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли. На мой взгляд, в будущем этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров. В заключение хочется сказать о мировой торговле в нашей стране. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Россия испытывает проблемы, как в области экспорта, так и импорта. Но, несмотря на возникающие трудности, товарооборот
России с другими странами растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей. К сожалению, роль России в мировой торговле невелика, но для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.
Библиография. 1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения М 2000. 2. Агапова Т. А Серегина С. Ф. Макроэкономика М 1999. 3. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике М. Владос, 2002. 4. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе Экономика и жизнь 1993, 32. 5. Баранова Е. П.
Современная международная торговля Российский экономический журнал 1998, 6. 6. Буглай В. Б Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения М. Финансы и статистика, 1998. 7. Бурмистров В. Н Холопов К. В. Внешняя торговля РФ М. Юристъ, 2001. 8. Бюллетень иностранной и коммерческой информации БИКИ М 1997, 95. 9. Винокуров Е. Мировая торговля и международные инвестиции
Мировая торговля и международные отношения 2000, 10. 10. Загашвили В Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции Мировая экономика и международные отношения 2000, 8. 11. Иващенко А.А. Товарная биржа М. Международные отношения, 1991. 12. Инвестиции в России 2000, 2. 13. Курс экономики Учебник Под ред. Б. А. Райзберга М. Инфра-М, 1999. 14. Пузакова Е. П. Международные экономические отношения Ростов на Дону, 2000. 15. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения М 2000. 16. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия М. Экономика, 1994. 17. Фомичев В. И. Международная торговля
М. Инфра-М, 2001. 18. Экономическая теория учебник для вузов Под редакцией А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича СП-б. Питер, 2001. 19. Экономика Учебник Под ред. А. С. Булатова М. Юристъ, 2001. 20. www.WTO.ru Приложение. Рейтинг стран по стоимостному объему внешней торговли товарами 1997 г. млрд. долл.
Страны Оборот Экспорт Импорт Баланс 1 США 1588,1 688,9 899,2 – 210,3 2 Германия 953,2 511,7 441,5 70,2 3 Япония 759.5 421,1 338,4 82,7 4 Великобритания 587,7 280,1 307,6 – 27,5 5 Франция 554,6 287,8 266,8 21,0 6 Италия 447,5 238,9 208,6 30,3 7 Канада 415,4 214,4 201,0 13,4 8 Гонконг 396,7 188,1 208,6 -20,5 9 Нидерланды 370,6 193,5 177,1 16,4 10
Китай 325,1 182,7 142,4 40,3 11 Бельгия Люксембург 323,0 167,5 155,5 12,0 12 Южная Корея 281,2 136,6 144,6 – 8.0 13 Сингапур 257,4 125,0 132,4 – 7,4 14 Тайвань 240.1 121,9 118,2 3,7 15 Испания 227,5 104,8 122,7 – 17,9 16 Мексика 222,9 110,4 112,5 – 2,1 17 Малайзия 157,3 78,7 78,6 0,1 18 Швейцария 151,9 76,1 75,8 0,3 19 Швеция 147,6 82,4 65,2 17,2 20
Россия 137,9 85,0 52,9 32,1 21 Австралия 129,0 63,2 65,8 – 2,6 22 Таиланд 122,7 58,2 64,5 – 6,3 23 Австрия 120,1 56,9 63,2 6,3 24 Бразилия 118,8 53,0 65,8 – 12,8 25 Индонезия 95.1 53,4 41,7 11,7 Источник International Trade, GATT-WTO Geneva, 1998. Европейские страны – крупнейшие торговые партнёры России. в млрд. долл.
1992 г 1993 г 1994 г 1995 г 1996 г 1997 г ФРГ Оборот 13,0 10,2 11,4 12,7 11,9 13,1 Экспорт 6,0 5,1 5,4 6,2 6,7 6,5 Импорт 7,0 5,1 5,7 6,5 5,2 6,6 Италия Оборот 6,1 3,7 4,4 5,3 5,1 6,2 Экспорт 3,0 2,6 2,8 2,8 2,8 3,6 Импорт 3,1 1,1 1,6 2,3 2,3 2,6 Нидерланды Оборот 2,7 1,4 3,9 4,3 4,3 5,7 Экспорт 2,3 1.0 2,3 3,3 3,3 4,5 Импорт 0,4 0,4 1,6 1,0 1.0 1,2 Финляндия Оборот 2,9 2,1 3,5 4,3 4,3 4,7 Экспорт 1,6 1,4 1,9 2,6 2,6 2,6 Импорт 1,3 0,7 1,6 1,7 1,7 1,9 Великобрита ния Оборот 2,9 4,0 4,5 4,3 4,3 4,3 Экспорт 2,3 3,4 3,7 3,2 3,2 2,8 Импорт 0,6 0,6 0,8 1,1 1,1 1,5 Франция Оборот 3.3 2,5 2,2 2,6 2.6 3,2 Экспорт 2,0 1,6 1,2 1,5 1,5 1.6 Импорт 1,3 0,9 1,0 1,1 1,1 1,6 Швеция Оборот 1,4 1,1 1,1 1.1 1,6 1,9
Экспорт 0,7 0,8 0,8 0,6 1,0 1,0 Импорт 0,7 0,3 0,3 0,5 0,6 0,9 Бельгия Оборот 1,2 1,6 1,9 2,4 2,0 1,7 Экспорт 0,9 1,1 1,4 1.5 1,4 0,9 Импорт 0,3 0,5 0,5 0,9 0,6 0,8 Австрия Оборот 1,7 2,3 1,8 1,9 1,5 1,4 Экспорт 0,7 1.4 0,8 0,9 0,8 0,7 Импорт 1,0 0,9 1.0 1,0 0,7 0,7 Испания Оборот 1,0 0,6 0,5 0,6 0,8 1,1 Экспорт 0,5 0,4 0,2 0,3 0,4 0.6
Импорт 0,5 0,2 0,3 0,3 0,4 0.5