–PAGE_BREAK–Со временем предъявлялись все более серьезные требования, возрастали потребности в функциональных возможностях средств мобильной связи и технологий передачи информации. Современные системы сотовой связи обеспечивают потребителей от базовых (речь, факсимильные сообщения, низкоскоростные данные) до высокоскоростных услуг мультимедиа. В целях удовлетворения потребностей общества осуществляется развитие существующих и создание новых технологий передачи данных. За время своего развития сменилось несколько поколений сотовой связи.
К сотовой связи первого поколения относят обычно аналоговые системы, которые еще несколько лет назад были популярны в российских регионах. Они, как правило, действуют в рамках национальных границ. С их появлением в начале 80-ых г.г. на Западе связывают начало широкого распространения мобильной связи. Несмотря на то, что существовавшие ранее передвижные радиостанции были негабаритные, тяжеловесные, а качество передаваемого звука оставляло желать лучшего, в Европе они среди бизнесменов уже тогда выступали в качестве символа делового успеха.
С появлением стандарта GSM (Global System for Mobile communications) развивается второе поколение (2G) сотовой связи. Это цифровые системы, охватывающие отдельные регионы земного шара. Первая сеть на основе этого стандарта была запущена в 1991 году в Финляндии. Преимущества GSM перед предыдущим стандартом заключаются в том, что GSM – это цифровой стандарт, позволяющий обеспечивать довольно высокое качество связи. Модели телефонов стали более компактные и уже помещались в кармане, гораздо дольше работали от батареи. Появились услуги общения с помощью SMS, услуги глобального роуминга. Уже в 1999 году GSM занял больше половины мобильного рынка. Скорость передачи данных в сетях 2G в среднем не превышает 50–70 Кбит/с, что можно сравнить со скоростью dial-up модема.
Возрастающий спрос в мире на услуги сотовой связи и динамичное развитие технологий радиопередачи, обеспечивающих надежную связь с высокими скоростями, привели к созданию систем третьего поколения. Сети третьего поколения (3G) – это универсальные цифровые системы, действующие в глобальном масштабе и предоставляющие потребителям широкий набор современных услуг. Они позволяют передавать данные с еще большей скоростью, чем сети 2G, до 384 Кбит/c. В этом и заключается основное технологическое отличие 3G от сетей второго поколения.
Важнейшим фактором успешного развития сетей связи 3G является экономическая эффективность их эксплуатации. Эксперты отмечают, что ресурсы технологии GSM, ориентированной на голосовую связь, при производстве, строительстве и эксплуатации используются только на 15-20%. Экономической основой распространения технологии и услуг 3G является тот факт, что при переходе от сетей 2G к 3G емкость сети используется в 8 раз более эффективно, а себестоимость передачи данных падает с нескольких долларов до нескольких центов за Мбайт.
Однако, несмотря на относительно высокие скорости передачи данных в 3G, они все равно разочаровывают абонентов.
В результате была разработана новая технология ускорения сетей HSDPA(High-SpeedDownlinkPacketAccess, высокоскоростное пакетное получение данных), поддерживающую скорость передачи данных до 14,4 Мбит/с. С появлением этой технологии стали говорить о сетях 3,5G.
Вендоры уже занимаются разработкой сетей следующего поколения — 4G. Как показывают лабораторные испытания, эти технологии позволяют передавать данные с еще большей скоростью, чем предыдущие поколения мобильной связи. В основе лежит идея, что радиосигнал с нескольких антенн на передатчике можно принимать несколькими антеннами на приемном устройстве.
Сейчас характерно повсеместное распространение систем второго поколения, системы первого поколения встретить можно редко, и динамично создаются и развиваются сети третьего и следующих поколений связи.
Для современного рынка сотовой связи характерен переход от предоставления голосовых услуг к информационным в соответствии с меняющимися потребностями общества.
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что приоритетными направлениями развития рынка телекоммуникационных услуг являются технологическая модернизация существующих и создание новых систем и сетей связи в условиях совершенствования нормативно-правовой базы предоставления услуг, расширение использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами РФ.
В мире все больший приоритет получают исследования и проекты, направленные на развитие сетей мобильной связи.
Для их разработки требуется постоянное осмысление тенденций развития мобильных телекоммуникаций и направлений совершенствования технологий их построения.
С одной стороны, информационные технологии оказывают существенное влияние на научно-технический прогресс, который, в свою очередь, позволяет осуществлять новейшие разработки в сфере телекоммуникаций. Интенсивное развитие и использование современных технологий, позволяющих быстро находить, получать, передавать, хранить и обрабатывать большие объемы информации, позволило оценить их преимущества.
Это обозначило приоритетные направления перспективных разработок новых технологий передачи и приема информации.
Внедрение сетей связи третьего поколения в России признано актуальным и наиболее перспективным направлением, что нашло свое отражение в Концепции развития в России систем сотовой связи на период до 2010 года, одобренной Минсвязи России. Своевременное развертывание этих сетей в России позволит ускоренно развиваться всей телекоммуникационной отрасли страны, в частности, в области развития рынка новейших информационных услуг (что предусматривается Программой Электронная Россия). Это позволит осуществлять высокоскоростной обмен информацией на всей территории страны.
Что касается дальнейшего развития сотовых операторов, то они уже рассматривают консолидирующие приобретения и строят планы по выходу на новые рынки. Объединение операторов в разных формах — основная тенденция рынка связи.
Перспективы развития российского рынка мобильной связи на фоне дальнейшего роста реальных доходов населения и укрепления рубля выглядят привлекательно. Запуск операторами «большой тройки» сети третьего поколения в коммерческое использование расширит спектр доступных услуг, что также должно положительно сказаться на динамике выручки сотовых компаний.
Развитие подвижной связи в России идет путем использования в основном европейских технологий путем замены аналоговых сетей цифровыми, модернизацией сетей на базе цифровых технологий, эволюции существующих цифровых сетей к предоставлению высокоскоростных услуг, развертывания сетей третьего поколения.
Являясь важнейшим фактором динамичного роста деловой жизни населения, привлечения иностранных инвестиций в страну и прочих аспектов жизни общества, темпы развития телекоммуникаций должны опережать темпы развития экономики в целом. По оценкам министра РФ по информационным технологиям и связи Л. Д. Реймана, «… для того чтобы обеспечить 1% экономического роста в современной России, необходимо достичь 3% роста в телекоммуникационной индустрии. В этом случае телекоммуникации не только будут способствовать развитию общества и укреплению безопасности страны, но и станут важнейшим источником стабильности экономического роста».[2]
2. Основы ценообразования на мировом рынке услуг связи
2.1 Специфика ценообразования в сфере услуг связи
Рынок персональной беспроводной связи (ПБС) в настоящее время является классическим олигополистическим рынком услуг. Это обстоятельство обусловлено несколькими причинами, наиболее важным из которых являются:
– лицензирование деятельности в области ПБС,
– сложность и дороговизна построения качественных сетей ПБС,
– необходимость широкого развития сетей связи (в том числе в удаленных районах) с целью обеспечения интересов народного хозяйства.
Ключевыми следствиями, вытекающими из данной структуры рынка, являются:
1) небольшое количество операторов, действующих на рынке,
2) повышение взаимной зависимости всех операторов ПБС, действующих на рынке в связи с единым доступом к абонентской базе и возможности ее перераспределения между операторами,
3) влияние каждого отдельно взятого оператора ПБС на весь рынок ПБС региона является в большинстве случаев значимым,
4) операторы имеют возможность предоставлять услуги конечным потребителям по ценам, существенно более высоким, чем «издержки + нормальная прибыль».
В связи с этим, в процессе установления тарифов на свои услуги операторы должны ориентироваться не только на собственные операционные показатели и бизнес-план, но и учитывать, как те или иные их ценовые действия отразятся на бизнесе других операторов региона.
Инструментом для этого может являться анализ нескольких элементов рынка персональной беспроводной связи:
1) целей деятельности (финансовых и операционных) операторов на рынке,
2) текущего распределения абонентских баз между операторами,
3) восприятия абонентами и потенциальными абонентами (посегментно) характеристик операторов,
4) планов операторов по изменению этих характеристик (и наличия соответствующих для реализации этих целей ресурсов),
5) приоритетов (или важности) различных характеристик для действующих и потенциальных абонентов.
На основании этого анализа оператор должен выбирать набор своих рыночных действий таким образом, чтобы измененные условия рынка не давали другим операторам возможность находить новый уровень цен на свои услуги (за счет снижения цен), который позволил бы им улучшить свои операционные и финансовые показатели. В противном случае, такое положение приведет к простому снижению цен на всем рынке, ведущему к снижению чистого денежного потока и рентабельности всех операторов рынка.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Стратегии ценообразования и этапы их формирования
Разработка ценовой политики и стратегии операторов 3G включает несколько этапов: определение стратегических целей тарифной политики и сбор исходной информации, стратегический анализ и формирование стратегии.
1. Определение стратегических целей тарифной политики и сбор исходной информации
Проведение сегментации рынка
Сохранение и повышение конкурентоспособности операторов
Проникновение на новые потребительские рынки связи
Оценка затрат
Уточнение финансово-экономических целей операторов
Определение потенциальных абонентов сетей 3G
Уточнение маркетинговой стратегии
Определение потенциальных конкурирующих операторов
2. Стратегический анализ
Инвестиционный анализ
Анализ сегментов рынка услуг связи
Анализ конкуренции на рынке услуг связи
Оценка влияния госрегулирования на рынке услуг связи
3. Формирование стратегии.
3.Характеристика и анализ методов ценообразования 3.1 Методика формирования тарифов на новые услуги связи
Основные этапы разработки ценовой политики на услуги 3G.
1. На первом этапе оператору 3G необходимо определить стратегические цели тарифной политики. Политика и стратегия ценообразования должны соответствовать основным маркетинговым целям оператора, принятым на ближайшее время и перспективу. Основной стратегической целью маркетинга операторов 3G является расширение существующего потребительского рынка для увеличения доходов и прибыли операторов. Для достижения этой цели требуется:
· проведение сегментации рынка телекоммуникационных услуг и определение целевого сегмента пользователей услуг 3G и его характеристики, в том числе по уровню платежеспособности;
· сохранение и повышение конкурентоспособности операторов за счет предложения абонентам дополнительных и новых видов услуг 3G;
· проникновение на новые потребительские рынки связи, в частности на рынок передачи данных.
Далее, для разработки ценовой стратегии осуществляется сбор исходных данных на основе проведения расчетных и аналитических работ.
Уточнение финансово-экономических целей олераторов 3G. Ценовая политика должна быть увязана с корпоративными целями. При этом, в соответствии с финансовым планом оператора, определяется уровень прибыльности, необходимый для покрытия затрат по оказанию услуг 3G.
Определение потенциальных абонентов сетей 3G и уточнение маркетинговой стратегии. Определение будущих пользователей услуг 3G связано с изучением потребностей сегодняшних пользователей услуг сетей подвижной связи (1G, 2G, 2.5G) и сети Интернет в новых услугах связи, а также планируемых на них расходов.
Выявление потенциальных конкурентов на рынке услуг 3G. На основе имеющейся информации об операторах-конкурентах, их деятельности в прошлом, планов развития и т. д. определяется основная цель оператора 3G в сфере ценообразования, анализируются преимущества и недостатки предоставляемых услуг конкурирующих операторов.
2. Вторым этапом разработки ценовой политики и стратегии является стратегический анализ, в ходе которого на основе собранной информации проводится несколько видов анализа.
Инвестиционный анализ. Этот анализ использует информацию о необходимых объемах инвестиций на создание сети, возможных вариантах цен на услуги 3G и соответствующих доходах для выбора того сегмента рынка, в котором оператор может привлечь абонентов более полным удовлетворением их требований и имеет устойчивые конкурентные преимущества. Инвестиционный анализ позволит определить оператору 3G наиболее предпочтительный и выгодный вариант стратегического развития и соответствующей тарифной политики.
Анализ сегментов рынка услуг связи. В ходе этого анализа определяется, как наиболее выгодно дифференцировать тарифы на услуги 3G, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности будущих пользователей к уровню цен на различные виды услуг 3G и по уровню затрат оператора 3G на удовлетворение требований к услугам связи.
Анализ конкуренции на рынке услуг связи. Целью этого анализа является оценка (прогнозирование) возможного отношения конкурентов к намечаемым мероприятиям по предоставлению услуг 3G, уровню их тарификации и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ. На этой основе пытаются определить влияние ответных мер конкурентов на уровень прибыльности и эффективность той ценовой стратегии, которую оператор предполагает осуществлять на рынке.
Оценка влияния государственного регулирования на рынке подвижной связи. Государственное регулирование в области тарифов на услуги подвижной связи не осуществляется. Но если оператор занимает доминирующее положение на рынке (более 65% рынка), то со стороны антимонопольного органа (МАП) должен осуществляться государственный контроль его деятельности и, прежде всего, в области тарифной политики. Это относится и к операторам подвижной связи.
3. На третьем этапе по результатам проведенного комплексного анализа разрабатывается стратегия ценообразования оператора. В течение ближайшего десятилетия одновременно с сетями 3G будут эксплуатироваться сети подвижной связи 1G, 2G, обеспечивая возврат вложенных в них инвестиций. Таким образом, ценовая стратегия при внедрении услуг 3G должна обеспечивать преемственность в используемых подходах к тарификации услуг 2G и 2.5G. Это позволит не отпугнуть абонентов нововведениями и закрепить то положительное в ценообразовании на услуги подвижной связи и сети Интернет, что было наработано за последнее время. Кроме этого, необходимо учитывать недостатки тарифных планов и стратегий действующих операторов.
Формирование тарифов на услуги 3G основывается на объективной оценке затрат на создание сетей 3G, использовании накопленного опыта по тарификации услуг 2G и 2.5G, учете методов и практики тарификации услуг передачи данных, изучении и использовании зарубежного опыта по предоставлению услуг 3G и особенностям их тарификации с учетом специфики российского рынка.Модели и принципы тарификации. Пакет услуг операторов 3G будет включать как традиционные услуги передачи речи, так и услуги сети Интернет и других сетей передачи данных. Соответственно, тарифы оператора сети 3G будут включать в себя тарифы провайдеров других услуг (контент- и сервис-провайдеров), чьи услуги могут быть Доступны и по сетям фиксированного доступа.
Ситуация с тарификацией услуг сети Интернет диктует ряд принципов будущей тарификации услуг 3G, где услуга мобильного Интернета будет одной из наиболее востребованных.
В сетях подвижной связи варианты оплаты новых услуг будут намного разнообразнее, чем варианты оплаты доступа в Интернет и голосовых услуг Услуги второго и третьего поколений подвижной связи можно тарифицировать в зависимости от: объема передаваемых данных; направления передачи данных (технология GPRS позволяет раздельно контролировать потоки данных от пользователя к сети и от сети к пользователю); типа и ценности контента; числа транзакций; своевременности передачи данных; качества обслуживания; типа терминала; местоположения пользователя; объема почтового ящика. Каждый вариант тарификации имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при разработке тарифов.
Фиксированная плата является наиболее простым и традиционным методом, однако возникает проблема неравномерности использования абонентами имеющейся пропускной способности сети оператора. Этот метод оплаты может дискриминировать интересы тех, кто не смог получить желаемый канал с необходимыми параметрами трафика.
продолжение
–PAGE_BREAK–