Вранних трудах по управлению,  как правило,   подчеркивается  важность гармоничного функционирования организации

ВВЕДЕНИЕ  В ранних трудах по управлению,  как правило,   подчеркивается  важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу,  то организация будет  действовать  как хорошо смазанный механизм. Конфликты,  возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления.  Но в настоящее время теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта – условие не только невозможное, но и нежелательное.  Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово «конфликт» – латинского корня и в буквальном  переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Итак, что же такое конфликт? По одному из определений конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами,  которые  могут  быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона пытается доказать свою точку зрения как претендующую на истину и не принимает доводов, оценок и решений противоположной стороны. Следует отметить, что очень часто конфликты ассоциируются с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Поэтому очень часто считают, что конфликт – явление всегда нежелательное,   что  его необходимо избегать,  если есть возможность,  и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но современная точка зрения заключается в том,  что даже  в  организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны.  ^ 1. Сущность конфликтаКонфликт не всегда имеет положительный характер.  В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но все же во многих случаях конфликт помогает  выявить  разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию,  помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.  Это делает  процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные  потребности в уважении и власти.  Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов,  поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации.  Роль конфликта,  в основном,  зависит от того,  насколько эффективно им управляют.  Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип,  возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Конфликт, прежде всего, представляет собой предельный случай обострения противоречий и,  следовательно,  является одним из факторов развития коллектива. Любой конфликт представляет собой не просто противоречие,  возникшее между определенными социальными субъектами, а такое противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено.  Конфликт – это ошибка антагонистических противоречий,  получившая открытую форму. Отношения между членами коллектива очень различны, их интересы многообразны.  В связи с этим причины противоречий имеют  очень  широкий диапазон.  Некоторые противоречия рождаются в самом коллективе,  другие  могут отражать существующие в обществе более глубокие противоречия.   Однако любое противоречие приобретает характер конфликта  лишь  при  условии, что он втягивает в психологическую сферу,  влияет на мотивацию поведения людей. Степень вовлеченности людей в конфликт,  его острота отнюдь не обязательно отражают глубину объективных противоречий.  Некоторые конфликты вообще не имеют внешних причин и порождаются факторами сугубо психологического характера.  При этом трудовой конфликт – это есть столкновение участников хозяйственных отношений как подсистема более  широкой системы социальных конфликтов,  затрагивает в основном сферу распределения управленческих функций и доходов,  хотя и система  и  подсистема проявляют конфликтность чаще всего в форме борьбы  институционально оформленных и неоформленных групп интересов. Одна из особенностей трудового конфликта заключается в том, что такая конфликтность  так  или  иначе  окрашена  психологической  эмоциональностью, этической заданностью борьбы, в которой участники стремятся к удовлетворению «чувства справедливости». Как правило, трудовой конфликт существует как в непосредственной сфере производства, так и в сферах обмена,  распределения, потребления.  Такие конфликты нацелены на изменение  сложившихся  схем разделения труда, властных структур, принципов распределения и потребления производимых продуктов и услуг. ^ 2. Типы конфликтаКонфликты в  трудовых  коллективах  классифицируются  по  различным признакам: – по природе возникновения конфликты бывают деловые и эмоциональные.  Деловые  конфликты имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.  Эмоциональные конфликты имеют сугубо личностную природу.  Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости; – по направленности взаимодействия различают конфликты вертикальные и  горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга; – по влиянию на развитие трудового коллектива – деструктивные и конструктивные.  Конструктивные конфликты полезны и находят выражение  в  спорах  и дискуссиях, а деструктивные конфликты, наоборот, тормозят развитие трудового коллектива; – по количеству участников различают конфликты внутриличностные,  межличностные,, между отдельными личностями и группой,межгрупповые, а также межорганизационные .конфликты. Это, соответственно,  конфликты в интересах одной личности,  конфликты между отдельными личностями, конфликты между различными производственными группами. ^ Внутриличностный конфликт  может принимать различные формы,  и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта,  когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того,   каким должен быть результат его работы или,  например,  когда  производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой,  малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.^ Межличностный конфликт – самый распространенный тип конфликта.  В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего,  это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу,  время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт также может проявляться и  как  столкновения личностей. Люди с различными чертами характера,  взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.  ^ Конфликт между личностью и группой возникает в том случае, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Так как организации состоят из множества формальных и  неформальных  групп, то неизбежен межгрупповой конфликт. Даже в самых лучших организациях между такими группами  могут  возникнуть конфликты.  Яркий  пример межгруппового конфликта – конфликт между профсоюзом  и  администрацией.   – по степени организационной оформленности – стихийные и институционализированные. Стихийные конфликты возникают сами по себе,  без соответствующей подготовительной деятельности со стороны отдельных субъектов или групп субъектов, в то время как институционализированные конфликты тщательно и заблаговременно подготавливаются. Субъекты будущего конфликта разрабатывают стратегию действий, оценивают свои возможности достижения цели. Происходит формирование групп, сторонников. ^ 3. Структура трудовых конфликтов  Для возникновения конфликта необходимо наличие следующих  компонентов: конфликтной ситуации и инцидента. Основой конфликта является конфликтная ситуация,  элементами  которой являются участники и объект конфликта,  вызвавший эту ситуацию. Противостоящие участники конфликта называются оппонентами.  Конфликт возникает в том случае, когда существуют действия, со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом конфликта.  Такие действия являются инцидентом.    Объект спора является объектом конфликта в случае его  неделимости. Неделимость может быть как физическим свойством объекта,  так и  следствием желания или интересов одного из оппонентов. Конфликтная ситуация может существовать задолго до того,  как произошло столкновение оппонентов.  Она может передаваться новым  оппонентам, хотя причины конфликта давно забыты.  Конфликтные ситуации возникают либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания.^ 4. Последствия конфликта  Последствия конфликта могут быть функциональные и дисфункциональные. Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно  из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон,  и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы.  Это,  в свою очередь,  сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в  осуществлении решений- враждебность,  несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству,  а не к антагонизму  в будущих ситуациях, возможно также чреватых конфликтом. Что же касается дисфункциональных последствий, то они могут возникнуть в том случае, если конфликтом не управляли или управляли неэффективно. Дисфункциональные последствия – это условия, мешающие достижению целей, среди которых: – неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;   – меньшая степень сотрудничества в будущем; – сильная преданность своей группе и больше непродуктивной  конкуренции с другими группами в организации; – представление о другой стороне как о “враге”; представление о своих   целях как о положительных,  а о целях другой стороны как об отрицательных:   – сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;   – увеличение враждебности  между  конфликтующими  сторонами  по  мере  уменьшения взаимодействия и общения;   – смещение акцента: придание “победе” в конфликте большего  значения,   чем решению реальной проблемы.^ 5. Управление конфликтной ситуациейСуществует несколько эффективных  способов  управления  конфликтной ситуацией.  Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.  Не следует считать причиной конфликтов простое различие  характеров, хотя, конечно,  и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации,  но в общем случае это всего лишь один из факторов.Структурные методы управления конфликтной ситуацией следующие: 1. ^ Разъяснение требований к работе — разъяснение того, какие резуль­таты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную ин­формацию, система полномочий ответственности, а также четко опре­делены политика, процедуры и правила. Руководитель разъясняет все эти вопросы для подчиненных, чтобы они хорошо поняли, чего ждут от них в каждой ситуации. 2. ^ Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых рас­пространенных механизмов — цепь команд. Если два или более под­чиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта мож­но избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчи­ненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.^ 3. Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществле­ние целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — на­править усилия всех участников на достижение общей цели.^ 4. Структура системы вознаграждений. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, по­могают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, пре­мией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, что­бы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведе­ние отдельных лиц или групп.Межличностные методы При разрешении таких конфликтов обычно руководствуются следующими стилями: • разрешение конфликта силой; • уход от конфликта; • разрешение конфликта посредством сотрудничества; • разрешение конфликта путем компромисса; • вхождение в положение другой стороны.^ Разрешение конфликта силой. Этот стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конф­ликта, но при этом не учитывается позиция другой стороны. Для при­менения этого стиля необходимо иметь власть или физические пре­имущества. Преобладает принцип «интерес к себе», «выигрыш (наш) — проигрыш (другой стороны)».^ Уход от конфликта. Данный стиль обычно связан с отсутствием же­лания участвовать в его разрешении или с отсутствием настойчивости. Главное – быть в стороне, соблюдать нейтралитет. Такая позиция сви­детельствует либо о решении дать конфликту развиваться, либо о неприятии напряженности и беспорядка. В ряде случаев этот стиль результативен, однако менеджеру по персоналу игнорировать конфликт все-таки не следует, чтобы не вызвать большего недовольства. В этом случае проигрывают обе стороны. «Низкий интерес к себе и к другим», «проигрыш — проигрыш».^ Разрешение конфликта посредством сотрудничества. Такой стиль обычно связан с высокой степенью личной вовлеченности в конфликт или особым желанием объединить все усилия с другими для разреше­ния межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каж­дая сторона. «Высокий интерес и к себе и к другим», «выигрыш – вы­игрыш». Сторонники этого стиля: • рассматривают конфликт как нормальное явление, помогаю­щее и ведущее к более творческому решению возникающих проблем (но только если конфликтом управлять); • проявляют доверие и откровенность в отношении к другим; • считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении; • считают, что никто не должен пострадать на этапе разрешения конфликта.^ Разрешение конфликта путем компромисса. Подобный стиль пред­полагает учет интересов обеих сторон и реализуется через переговоры, в ходе которых каждая сторона идет на определенные уступки. При этом отсутствует как взаимная удовлетворенность, так и неудовлетво­ренность. «Невыигрыш – невыигрыш».^ Вхождение в положение другой стороны. Такой стиль обычно озна­чает желание кооперироваться с другими, но при этом не вносить в эту кооперацию своего сильного интереса. Подобная тактика помога­ет в стремлении реализовать желания других. Выразители такого под­хода окружающими воспринимаются, как правило, положительно, но в то же время иногда — и как слабые натуры, поддающиеся чужому влиянию. «Невыигрыш – выигрыш».ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конфликты неизбежны в условиях нашей современной  жизни, поэтому чтобы избегать их,  или по крайней мере правильно вести себя  в  условиях конфликтных ситуаций, необходимо уметь уйти от разрешения возникшего противоречия, найти компромисс,  когда конфликтующие стороны приходят к среднему решению или самому, если это возможно, разрешить сложившийся конфликт. В заключение скажем, что для успешного разрешения делового конфликта  необходимо  не  только установить природу, объект и участников конфликта, но и выяснить динамику его развития. Она состоит в том, что любой деловой конфликт,  оппоненты которого постоянны,   имеет  тенденцию  переходить  в  эмоциональный конфликт. Затянувшийся деловой конфликт может привести к тому, что произойдет потеря объекта конфликта и сам объект  потеряет  значимость для оппонентов,  и также сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу.  Попытка руководителей потянуть процесс  протекания конфликта приводит лишь к обострению делового конфликта,  стабилизации напряженных отношений меду участниками конфликта  и  образованию эмоционального конфликта. Необходимо также отметить, что все конфликты без исключения негативно влияют  на  нервнопсихологическое состояние людей. Человек,  переживающий нервное напряжение постоянно находится в напряжении.  Его организм в это время очень  ослаблен,  что может привести к различным заболеваниям.  Это может быть как агрессивность, характеризующаяся гневом, злобностью и грубостью, так и депрессия,  при которой человек охвачен чувством печали,  бессилия,  а иногда и отчаяния. Депрессия характерна для людей с  ослабленной  нервной системой. Однако многие люди способны быть равнодушными к  происходящим  конфликтным ситуациям.  Напряженные  отношения  в  коллективе  с  другими субъектами не могут вывести их из нормального психологического состояния.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск, 1984. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М., 2005. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992. Управление трудовым коллективом. / Под ред. Зайцева Г. П. – Свердловск, 1989.