Несовершенная конкуренция 7

Содержание

Введение
В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован — это и не совершенно конкурентный рынок и не чисто монополистический рынок, это рынок несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.

В курсе экономике (экономической теории) выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой, рыночных структур (моделей):

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Все три последние модели рынка представляют собой модели несовершенной конкуренции.

Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии (в США до 6% от ВНП). Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики.

Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии.

Анализу совершенной и несовершенной конкуренции посвящено достаточно большое количество работ. А. Смит предложил прообраз понятия совершенная конкуренция, который он называл свободная конкуренция, а в качестве прообраза несовершенной конкуренции рассматривалась монополия.

Дж. Робинсон вновь возвращается к статическому анализу совершенной и несовершенной конкуренции и приводит обоснование зависимости между монопольной ценой, предельными издержками и ценовой эластичностью спроса.

До сих пор мало исследованным остается ряд проблем, среди которых немаловажное значение имеет проблема несовершенной конкуренции в условиях глобализации.

Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы, чему и посвящена курсовая работа.

Целью данной работы является рассмотрение несовершенной конкуренции.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) изучена конкуренция: необходимость, сущность, формы и виды;

2) рассмотрена несовершенная конкуренция и ее влияние на рыночную структуру;

3) рассмотрены виды несовершенной конкуренции;

4) исследована конкуренция в России: основанные проблемы и противоречия;

5) выявлены проблемы антимонопольной политики России на современном этапе.

Курсовая работа базируется на теории и методологии, изложенной в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам несовершенной конкуренции.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной Антимонопольной Службы, журналы и учебники по экономике.
1. Несовершенная конкуренция: экономическая сущность и содержание
Конкуренция — неотъемлемая часть рыночной экономики. Рынок обеспечивает:

1) наилучшую координацию планов производителей и потребителей;

2) наиболее рентабельное использование ресурсов;

3) распределение доходов от производства в соответствии с достигнутыми результатами. [19, с.99]

Это возможно лишь тогда, когда производители конкурируют между собой. Практика свидетельствует, что рынок и конкуренция — главный механизм развития современной экономики.

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается универсальным определением. Конкуренция, соперничество, соревнования между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе максимальной прибыли.

А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс использовали термины «свободная» и «монополистическая» конкуренция. Позднее, в XX в. эти термины также были широко вовлечены в научный оборот.

Теория конкуренции и представления о ее роли в регулировании рыночных цен и рыночных отношений зародились несколько сот лет тому назад в рамках классической политической экономии. Адам Смит впервые высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.

В дальнейшем представление о конкуренции значительно расширилось и углубилось, в результате чего выделились разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, по признаку уровня концентрации на рынке соперничающих между собой продавцов однородного товара. Произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». При этом характерно, что А.Смит, Д. Рикардо и другие первые исследователи конкуренции имели в виду в большей мере совершенную конкуренцию, тогда как несовершенная конкуренция стала объектом последующих исследований, в итоге возникло представление о многих разновидностях конкуренции.

Функции конкуренции:

1. Стимулирующая.

2. Создание механизма отбора наиболее эффективных решений.

3. Расслоение или дифференциация товаров производителей.

В целом ее можно характеризовать как двигатель общественного прогресса.

В России конкурентная среда наиболее активно формируется в крупных городах и особо затрагивает следующие сферы деятельности:

— сборка и продажа персональных компьютеров;

— розничная торговля;

— общественное питание;

— платные медицинские услуги;

— транспортные услуги;

— издательская деятельность и прочее. [2, с. 74]

Анализ проблем формирования конкурентной среды в российской экономике позволяет выделить три основные составляющие конкуренции:

— между отечественными компаниями на отечественном рынке;

— между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;

— между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.

В результате резкого открытия российского рынка для иностранных фирм большинство российских предприятий ключевых отраслей (прежде всего, машиностроение) оказались неконкурентоспособными на внутреннем рынке. В этих условиях на первый план выдвигается задача выживания лучших компаний, представляющих отечественную промышленность в условиях открытой конкуренции с иностранными фирмами, при этом развитие конкуренции отечественных фирм друг с другом как будто отодвигается на задний план, либо вообще теряет свою актуальность.

Опыт индустриальных стран подтверждает, что развитие конкуренции между отечественными компаниями на внутреннем рынке — это лучший способ выращивания достойных, конкурентоспособных компаний для внешних рынков. [4, с. 117]

Все виды и формы конкуренции экономическая теория сводит к двум кардинальным направлениям: к совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;

абсолютная прозрачность рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

невозможность любого отдельно взятого субъекта оказывать влияние на решения других;

полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства, т. е. свобода вхождения в отрасль новых фирм и выхода из нее;

абсолютная однородность реализуемых товаров и услуг;

отсутствие субъективного контроля над ценами со стороны производителя.

Из характеристики совершенной конкуренции вытекают некоторые необходимые для дальнейшего анализа предположения:

так как цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, лишь изменяя объём продаж;

линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса.

В зависимости от сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырёх типичных ситуациях.

 1)

/>

Рис. 1. Первая ситуация
Цена (Р1) установилась на таком уровне, что возмещает только минимальные переменные издержки (min AVC). Такая фирма называется предельной, т. е. она находится на пределе целесообразности продолжения производства, так как несет убытки. Использование правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1 убытки можно минимизировать.

Минимальный убыток равен средним постоянным издержкам (заштрихованный прямоугольник). Такой фирме безразлично, производить Q1 единиц продукции или прекратить производство. Убытки в том и в другом случае равны. В краткосрочном периоде фирма, скорее всего, примет решение производить, надеясь на изменение рыночной ситуации. [5, с. 201]
2)

/>

Рис. 2. Вторая ситуация
Цена установилась на таком уровне, что фирма не возмещает даже минимальных средних переменных издержек производства (Р2
3)

/>

Рис. 3. Третья ситуация
Цена установилась на таком уровне, что фирма возмещает минимальные средние издержки (Рз = min AC). При такой цене фирма работает на принципе самоокупаемости, её экономическая прибыль равна нулю при объёме производства Q3. Если фирма решит производить любой другой объём продукции, она понесёт убытки.

Такая фирма называется допредельной с нулевой прибылью.

4)

/>

Рис. 4. Четвёртая ситуация
Цена установилась на таком уровне, что превышает минимальное значение средних издержек (Р4 > min AC). Фирма получает чистую прибыль (заштрихованный прямоугольник), максимум которой достигается при объёме Q4. Это допредельная фирма с чистой прибылью.

Применение правила Р = МС при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек, есть кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.

Итак, в каждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производит такое количество продукции, которое максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Сама же цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупного предложения. При их равенстве устанавливается единая равновесная цена, которая в краткосрочном периоде имеет тенденцию к сохранению.

Современный рынок — это рынок несовершенной конкуренции. [9, с. 219]

Конкуренция называется несовершенной, если нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Признаки совершенной конкуренции:

на рынке действует множество мелких фирм;

производится только однородная продукция;

нет никаких затруднений для входа и выхода с рынка;

имеет место равный доступ ко всем видам информации;

ни одна фирма не в состоянии оказать существенное влияние на рыночную цену;

кривая спроса совершенного конкурента горизонтальна.

Сущность понятия «несовершенная конкуренция» наиболее точно отражает слово «несовершенство», однако в российской литературе и в западных источниках широко используется термин «монополия» (от греч. monos — один, единственный и poleo — продаю). При использовании термина «монополистическая конкуренция» имеет место известная доля условности, ибо суть явления нельзя выводить из этимологии данного слова.

Несовершенная конкуренция, характеризуемая Робинсон в ее работе, напоминает монополию. Спрос становится менее подвижным. Условия для свободной конкуренции отсутствуют. Цены воздействуют на спрос, служат средством регулирования сбыта. [13, с. 77]

Дж. Робинсон анализирует новые формы конкуренции: лидерство в ценах, «издержки плюс», соглашения поставщиков и производителей, государственные ограничения цен и продаж. «Ценовая дискриминация» осуществляется путем раздела товарного рынка на сегменты с разным уровнем цен для различных категорий потребителей. Используя множественность цен, фирмы-монополисты могут увеличивать объем выпуска, наращивать доходы. Цены становятся источником монопольной прибыли.

Фирма, занимающая монопольное положение на рынке, используя неэластичность спроса, может снизить выпуск. При этом фирма имеет возможность повысить цену и увеличить общую выручку.

Степень несовершенства конкуренции (или монополизма) может быть различной.

Первая ступень к монополизму после совершенной конкуренции — монополистическая конкуренция, когда на рынке действуют много фирм, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти — дифференциацией качества продукта или услуг. Тайный сговор между фирмами практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск. Основой монополизма в этом случае выступает дифференциация продукта (различия в его качествах, в уровне полезности), которая позволяет более полно учитывать вкусы потребителя при сбыте. Эта дифференциация может быть основана и на различиях в качестве услуг, предоставляемых потребителям, что имеет особое значение в сфере туризма, бытовом обслуживании и т. д.

Следующая ступень на пути к несовершенной конкуренции — олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю), ситуация, при которой на рынке господствует несколько крупных фирм. В этом случае кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, и в отрасли уже нет свободной конкуренции.

Любое действие одной фирмы вызывает ответную реакцию других, поэтому в отрасли уже нет и монополистической конкуренции. Однако отрасль нельзя считать и полностью монополизированной, ибо в ней действуют две или несколько конкурирующих фирм.

В современной экономической теории олигополии подразделяются на два вида:

а) олигополии первого вида, когда несколько крупных фирм производят почти идентичные товары;

б) олигополии второго вида, когда несколько крупных фирм производят дифференцированные по качеству товары.

В условиях олигополистического монополизма может возникнуть и ожесточенное соперничество, но реально возможны и соглашения. Основными формами соглашений являются картели, члены которых открыто договариваются по отдельным вопросам (цены, объемы продаж, рынки сбыта и т. д.), и концерны — объединения предприятий различных, но взаимосвязанных отраслей. [10, с. 103]

Высшей ступенью несовершенства является чистая монополия, когда целая отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В данном случае этимология слова (от греч. monos — один, polio — продаю) и сущность понятия совпадают. В масштабах страны такая ситуация крайне редка, но в масштабах небольшого города или области такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т. д.

Высшей формой несовершенства является и монопсония (от греч. monos — один, psonio — покупаю), когда на рынке имеется лишь один покупатель.

Таким образом, подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1. значительная доля рынка у отдельных производителей;

2. наличие барьеров проникновения в отрасль;

3. неоднородность продуктов;

4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
2. Виды несовершенной конкуренции
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей (табл. 1). [8, с. 139]

Таблица 1

Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции

Характерная черта

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Число фирм

Одна

Несколько

Много

Тип продукта

Уникальный, близких заменителей нет

Стандартизированный

Дифференцированный

Контроль над ценами

Полный

Ограниченный взаимозависимостью

Небольшой

Условия вступления в отрасль

Блокировано

Трудно

Сравнительно легко

Типичные

отрасли

Местные предприятия коммунального хозяйства

Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча

Розничная торговля, швейная, обувная промышленность

 

Рассмотрим особенности конкурентного поведения фирм, функционирующих в условиях той или иной рыночной структуры.

1. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле.

На рынке такого типа имеется множество продавцов, предлагающих однотипную, недифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. А множественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства. [18, с. 159]

Кроме основных типов рыночных структур существуют и другие:

— наличие единственного покупателя на рынке называется монопсонией (государство – единственный покупатель на рынке вооружений, крупное предприятие в маленьком городке – монопсонист на рынке труда и т.п.);

— фирма, продающая товар разным категориям покупателей по разным ценам, является монополией, использующей ценовую дискриминацию. Существуют два типа ценовой дискриминации: изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага и дискриминация среди покупателей (дифференциация цен по группам потребителей, по территориям, по времени и т.п.).

— рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

2. Чистая монополия (от греч. моно – один, полео – продавец) – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. [12]

Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Как отмечает М. Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда… предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложении невелика. Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое, но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.

Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего» над ценой. Эта власть может возникать:

— при отсутствии близких заменителей;

— когда имеются существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

— при наличии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак;

— в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др. [11, с. 249-254]

Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке и в результате заключения тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровне цен, а также в результате создания искусственного дефицита и т.п.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или объемом производства на монополизированном рынке.

Монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая продавцом с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

Монопольно низкая цена: цена, устанавливаемая покупателем в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца; цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. [16, с. 92]

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

— монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная монополия). В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, и производство постепенно концентрируется на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;

— технологические особенности производств, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.) порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;

— государственная (легальная) монополия – исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;

— временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом.

Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;

— случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется намеренно.

3. Олигополия.

Отличительная особенность олигополистического рынка – это небольшое число продавцов. Олигополия (от греч. олиго – немногие и полео – продавец) – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролируется 4 фирмами), рынок жевательной резинки, (95% продаж контролируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.

В зависимости от числа продавцов различают «жесткую» олигополию (3–4 фирмы на рынке) и «аморфную» олигополию: 6–8 продавцов, которые контролируют 80–90% рынка.

По типу продукции различают чистую олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию, производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили). [18, с. 154]

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война – циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.

Таким образом, несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:

— чистая монополия;

— олигополия;

— монополистическая конкуренция.

Чистая монополия — это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец или на рынке имеется один покупатель (монопсония).

Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену.
3. Регулирование рынков несовершенной конкуренции в России

/>/>/>Законодательные

органы

Президент РФ,

Правительство России

Судебные органы

Установление правил хозяйствования и наделение полномочиями

Обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти

Судебный контроль, защита прав и законных интересов предпринимателей

/>/>/>/>

/>

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН \ФАС \

Территориальные управлен.

/>Реализация функций и полномочий ФАС России

/>

Участники хозяйственного процесса

/>

Эффективность рыночной экономики

Рис. 5. Система государственного антимонопольного регулирования Российской Федерации

Антимонопольное законодательство состоит из конституционных норм о конкуренции (например, ст.8,34,74 Конституции Российской Федерации) и законодательных актов, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства.(законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера). [1]

Антимонопольное законодательство включает в себя перечисленные выше нормы Конституции Российской Федерации и законодательные акты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации и постановления (распоряжения) Правительства России, содержащие правила антимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольной политики, о поддержке малого предпринимательства и другие).

Антимонопольное законодательство охватывает не только перечисленные виды норм и актов, но и все гражданское законодательство, так как конкуренция обеспечивается такими юридическими принципами и категориями, как равенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.

Практическое значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». [1] Этот закон объединил два ранее действовавших закона — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

Закон о защите конкуренции (антимонопольный закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:

1. Охраны и поощрения конкуренции;

2. Осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;

3. Регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;

4. Защиты прав и интересов потребителей;

5. Содействия малому предпринимательству.

/>/>/>Закон о защите конкуренции

Цели закона, принципы антимонопольного регулирования.

Сфера применения закона

Судебный контроль

Федеральный антимонопольный орган (ФАС РФ)

Объекты воздействия

Функции

Полномочия

Средства воздействия

Информационное обеспечение

Рис. 6. Механизм реализации закона о защите конкуренции
Развитие и поддержка конкуренции стали сегодня одним из ключевых направлений экономической политики. Однако, известно, что в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Естественной монополией признаётся такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Рассмотрим развитие монополизма на российском рынке.

В число крупнейших монопольных объединений, действующих на российском рынке включают компании, которые удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:

— имеют объем продаж более 10 млрд долл.;

— занимают доминирующее положение в одной из значимых отраслей российской экономики.

По данным статистики, этому требованию в России отвечают 28 объединений, том числе 22 компании как лидеры по объему выпуска и 6 – как отраслевые лидеры. [7, с. 13-17]

Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными.

Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.

С начала нынешнего десятилетия вплоть до первой половины 2008 года при активной поддержке государства капитализация была основным критерием деятельности компаний. При этом государство приветствовало обращение бизнеса к иностранным источникам финансирования, подчеркнул главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Яков Паппэ. По его мнению, рост курса акций компаний, по всей вероятности, воспринимался как объективный показатель успеха, а иностранное финансирование было дешевым и никак не угрожало финансовой стабильности. Покупка иностранных активов расценивалась как демонстрация возрождающейся экономической мощи России.

Поэтому серьезных проблем в отношениях государства с большей частью крупнейших компаний не возникало. Поддерживались даже такие сделки, в результате которых иностранные стратегические партнеры получали 50%-ную долю в ведущих российских компаниях (широко известные примеры – ТНК и Ilim Pulp).

Анализируя ситуацию в отношениях государства с большинством крупных компаний с 2003 г. до первой половины 2008 г., необходимо, в частности, отметил, что в этот период, несмотря на беспроблемность деловых связей власти и крупного бизнеса, в России была проведена национализация целого ряда предприятий. Причем каждый акт национализации имел собственные специфические причины, далеко не всегда экономические. «Тем не менее в целом данный процесс соответствовал представлениям власти о «командных высотах» и «стратегических позициях» в экономике», – подчеркнул Я. Паппэ. [3, с. 3]

Среди национализированных компаний – ЮКОС, основные активы которого приобрела «Роснефть», и «Сибнефть» (ныне «Газпромнефть»), выкупленная Газпромом по рыночной цене у частного владельца.

Во второй половине 2008г. возникла новая ситуация. Финансовый кризис лишил крупные компании зарубежного инвестирования и остро поставил вопрос о возврате кредитов. В результате государство получило право влиять на крупнейшие компании и стало владельцем блокирующего пакета акций «Норильского никеля», 44% акций «Вымпелкома».

И этот процесс, по мнению ученого, будет продолжаться.

По-иному складываются отношения государства с крупнейшими компаниями – монополистами в сфере отраслей инфраструктуры. Все объединения данного типа полностью или преимущественно находятся в собственности государства и под его доминирующим влиянием. В обозримый период, то есть до середины 2010г., такая ситуация должна сохраниться.

Возможные трансформации будут связаны с организационным (но не корпоративным) разделением монопольных и конкурентных составляющих, условиями допуска независимых производителей к инфраструктуре, правилами регулирования тарифов.

По мнению Я.Паппэ, радикальные изменения, такие, как приватизация «Связьинвеста» и коренная реформа железнодорожного транспорта по модели нефтяной промышленности, в указанный период маловероятны.

Продолжая этот анализ, ведущий научный сотрудник Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Ирина Колесник поделилась результатами исследования проблем эволюции крупнейших российских компаний, проведенного сотрудниками Центра. В качестве объекта анализа были взяты следующие типы крупнейших компаний: естественные монополии (Газпром и РЖД), государственные монополии (Росспиртпром) и корпорации, которые отвечают требованиям закона «О некоммерческих организациях», а также авиастроительная и судостроительная корпорации. Эти холдинги выпадают из общего ряда некоммерческих объединений, но их появление в 2007г. оказалось в русле событий того времени. [20]

В ходе правового, экономического и политического анализа создания и принципов деятельности государственных корпораций были выявлены следующие результаты.

Во-первых, правовое поле для деятельности государственных корпораций, созданных федеральными законами, неоправданно широко. Более тщательно описаны механизмы регулирования ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», созданных указами Президента Российской Федерации. ОАО «Российские железные дороги» учреждено постановлением Правительства Российской Федерации, деятельность этого акционерного общества в значительной степени ограничена федеральными законами и правительственными решениями.

Во-вторых, значительный объем имущества и денежные средства передаются в собственность государственным корпорациям безвозмездно.

Исключение составляет Росатом. В случае ликвидации этой компании ее имущество должно быть возвращено в государственную собственность. ОАО «Российские железные дороги», будучи коммерческой организацией, чья основная цель – извлечение прибыли, вообще не может распоряжаться значительной частью своего имущества, что серьезно сужает ее деятельность.

В-третьих, отсутствуют эффективные механизмы контроля за деятельностью государственных корпораций. По мнению исследователя, годового отчета и ежеквартального доклада в правительстве, которые они представляют, недостаточно для действенного контроля за их работой. В то же время ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Газпром», как того требует Федеральный закон «Об акционерных обществах», максимально открыты по финансовой информации. [7, с. 13-17]

В-четвертых, на государственные корпорации не распространяется бюджетное законодательство, законодательство о государственных закупках и ряд других нормативных актов.

Падение мировых цен на сырье и промышленный спад больно ударили по российским монополиям, которые считались основой экономики. Добыча газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились с начала года более чем на 19%, а выработка электроэнергии сократилась почти на 6%.

Главной опасностью кризиса монополий многие экономисты называют резкое сокращение инвестиций, которое не позволит России быстро преодолеть спад экономики.

Потребление электроэнергии в России за пять месяцев 2009 года упало на 5,86%.

Самое значительное снижение потребления электроэнергии произошло в промышленно развитых регионах. Так, в объединенной системе Урала за четыре месяца падение потребления составило 8%, в системе Средней Волги — 10,8%.

Падение производства в электроэнергетике можно считать относительно небольшим на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах. В январе-мае Россия снизила добычу газа на 19,3%. А падение погрузки на Российских железных дорогах достигло за четыре месяца 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Более чем на 10% упали и пассажирские перевозки, Российские железные дороги сократили движение пассажирских поездов.

Падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестпрограммы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса.

Чем дальше откладываются стратегические инвестпроекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса.

Между тем сокращение инвестиций для некоторых монополий оказалось почти двукратным: РЖД сократило свою инвестиционную программу с 442 до 252 миллиардов рублей. Мосэнерго сократило инвестпрограмму в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий превысит в этом году 30%.

Не многим лучше обстоят дела и в «Газпроме».

Газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди всех отраслей российского ТЭК.

Наибольший удар был нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» — экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2%. Одна только Украина снизила импорт газа на 40%. [17, с. 37]

На первый план для «Газпрома» сегодня выходит угроза инвестиционного дефицита.

Суммарный объем необходимых инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет превышает полтриллиона долларов. За этими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010-2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа.

Финансовый кризис больно ударил по деятельности многих крупнейших российских монополистов, в частности были свернуты многих крупные инвестиционные программы.
Заключение
Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи.

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и сниже­ние затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики.

Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

Несовершенная конкуренция – это соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополий. Она возникла в первой половине двадцатого века как антипод совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:

— чистая монополия;

— олигополия;

— монополистическая конкуренция.

Чистая монополия — это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец или на рынке имеется один покупатель (монопсония).

Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену.

Для современного этапа развития рынка характерен синтез конкуренции и монополии.

Несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию мало­го предпринимательства, регулированию деятельности естествен­ных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективнос­ти его исполнения.
Список использованных источников

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование, 2008.- 400с.

Гудков, А. ФАС борется с неевтественностью. Закон «О естественных монополиях» хотят расширить для всех монополистов // Коммерстантъ.- 2009.- № 3.- С. 3

Зобова Л. Л. Мировая экономика: учебное пособие / Л. Л. Зобова; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 260 с.

Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 416 с.

Конкуренция в России // Конкуренция и рынок, 2008. — № 3 – 46с.

Крупнейшие российские компании: новая ситуация // Проблемы теории и практики управления.- 2009.- №1.- с. 13-17.

Курс экономической теории: учебник — 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. — Киров: «АСА», 2009. — 848 с.

Липсиц, И.В. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 3-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 656с.

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 576 с.

Нуреев, Р.М. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство / Р.М. Нуреев // Курс микроэкономики: учебник. – 2-е изд., изм. – М., 2002. – Гл. 8. – С. 249-278.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 2005. – 401с.

Салихов Б. В., Экономическая теория / Б. В. Салихов.- М.: Дашков и К0, 2007.- 724с.

Станковская, И., Стрелец, И. Экономическая теория: Учеб. / И. Станковская, И. Стрелец.– 3-е изд, — 2007 – 448с.

Супроненко Д.Л. Субмодели совершенной и несовершенной конкуренции в глобальной экономике. / Д.Л. Супроненко. — Челябинск, 2006. — 195 с.

Цветков В.А. Проблемы развития российской экономики. / ЭКО. — 2008 — № 4, — С. 30-50.

Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.

Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика; Учебно-практическое пособие, 3-е издание, испр. и доп. – М.: ГНОМ и Д. 2001 – 304с.

fas.gov.ru — Сайт Федеральной Антимонопольной Службы