Охрана окружающей среды. Стандарты серии ИСО 14000

Содержание
 
Введение
1. Экологическое управление именеджмент
2. Экологическая стандартизация исертификация
3. Обзор стандартов серии ISO 14000
4. Принципы международных стандартовISO 14000 в российских условиях
5. Развитие экологического аудита зарубежом и в современной России
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
Актуальность нашей темызаключается в том, что организации по всему миру, и их участники, все большеосознают необходимость рационального природопользования, социальноответственного поведения, а также устойчивого роста и развития.
Соответственно, так какпредупреждающее управление экологическими вопросами сливается воедино с управлениемрисками в целом на предприятии, корпоративным управлением, оперативной ифинансовой практикой и управлением, международные стандарты приобретают особоезначение для организаций, работающих в направлении общих и сопоставимыхэкологических целей в сфере обеспечения устойчивости самой организации, еепродуктов и услуг.
Кроме того,правительственные и др. регулирующие органы все чаще нуждаются в стандартах ISOдля создания основы для обеспечения согласованности и последовательности нанациональном и международном уровнях.
Международные стандартыISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей,регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах,экологическими инструментами со следующими характеристиками:
— техническая надежность- стандарты ISO аккумулируют в себе знания широкой группы международныхспециалистов и заинтересованных сторон;
— удовлетворениепотребностей заинтересованных сторон — процесс разработки стандартов ISOстроиться на международном вкладе и консенсусе;
— содействие разработкеединых требований — процесс разработки стандартов ISO строиться на участии всехзаинтересованных национальных институтов со всех регионов мира;
— способствованиеповышению эффективности – одни и те же стандарты внедряются на разных рынках,секторах и / или сферах;
— способствованиезаконодательной согласованности – используемые стандарты удовлетворяют рыночными нормативным требованиям;
— повышение доверия состороны инвесторов — стандарты могут быть использованы для оценки соответствия,например, аудит, инспектирование или сертификация. Это повышает доверие кпродукции, услугам и системам, что демонстрируется подтверждением соответствиястандарту ISO и обеспечивает практическую поддержку нормативного регулирования.
Перед нами стоитследующая цель раскрыть в нашей работе как стандарты ИСО серии 14000 влияют наорганизационно – методические основы обеспечения охраны окружающей среды.
В соответствии с цельюнашей работы перед нами стоят следующие задачи:
— показать что есть такоеэкологический менеджмент;
— разобраться чтопредставляет собой экологическая стандартизация и сертификация;
— провести краткий обзорстандартов серии ИСО 14000;
— показать внедрениепринципов международных стандартов в российских условиях;
— раскрыть понятиеэкологического аудита.

1. Экологическоеуправление и менеджмент
Стратегия устойчивогоинновационного развития России предполагает формирование системы экологическогоменеджмента и аудита — EMAS (Eco Management and Audit System) на различныхуровнях управления: фирма – регион ‑ отрасль ‑ государство.
С позиций безопасности иустойчивого развития предпринимательской деятельности введение такого новшествадля РФ как система экологического менеджмента и аудита означает, чтоприоритетные инновационные стратегии должны быть связаны с экологизациейвнутрифирменного управления предприятием, а также с формированиемэкологического рынка и экологической предпринимательской деятельности в России.При этом осуществление предпринимательской деятельности на экологическом рынкетоваров и услуг означает реализацию комплексных инновационных решений вследующих взаимосвязанных областях:
‑ научно-техническая(рынок интеллектуальной продукции в области создания и использования наукоемкихи высокотехнологичных экологически безопасных, малоотходных и безотходных,ресурсосберегающих технологий, производств, а также новых экологическихтоваров);[1]
‑ финансовая(развитие экологических банков, фондов, привлечение инвестиций в экологическуюсферу и управление капиталом, оптимизация финансово-кредитного механизмаприродопользования);[2]
‑ учетная(бухгалтерский финансовый и управленческий экологический учет, отчетность поэкологическим показателям, осуществляемые на предприятиях различных формсобственности с использованием международных стандартов и принципов GAAP);[3]
‑ аудиторская(экологический аудит учета и бухгалтерской отчетности по платежам заприродопользование и загрязнения окружающей среды, а также показателейэкономической эффективности природоохранной деятельности; при экологическойэкспертизе и приватизации предприятий; при экологической паспортизации,сертификации и подготовке соглашений о разделе продукции; экоаудитнедропользования и т.д.);[4]
‑ страховая(экологическое страхование ответственности предприятий и собственников,владельцев, пользователей ‑ источников повышенной экологической опасностии имущественных интересов страхователей, возникающих в результате внезапного, непреднамеренного загрязнения окружающей природной среды иливследствие потенциальной экологической угрозы жизненно важным интересам граждани юридических лиц);[5]
‑ коммерческая(экологический маркетинг природных ресурсов и экологически чистой продукции — «зеленые» материалы для «зеленой» продукции;  маркировка, упаковка,хранение и транспортировка экологических товаров; экологическая сертификация,стандартизация и учет экологических требований в стандартах на выпускаемуюпродукцию; выбор рекламной стратегии и стимулирование сбыта на экологическиетовары);[6]
‑организационно-административная (совершенствование структуры предприятия иоптимизация организационно-экономических методов природопользования).
Исходя из анализа отечественныхи зарубежных публикаций вышеперечисленные инновационные направленияэкологической предпринимательской деятельности объединяет следующие основныепонятия (относительно недавно ставшие применяться в системе формированиярыночных отношений в РФ):
‑ экологическоеуправление (управление качеством окружающей среды) ‑ деятельностьгосударственных органов и экономических субъектов различных форм собственности,направленная на соблюдение обязательных требований природоохранногозаконодательства, разработку и реализацию соответствующих целей, проектов,программ;
‑ экологическийменеджмент (от англ. environmental management). Это специальная областьуправления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека наприродные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей средыдля удовлетворения экологических, экономических, культурных и другихпотребностей при условии экобезопасности и устойчивого развития общества;
‑ системауправления окружающей средой (от англ. environmental management system, EMS) ‑часть общей системы административного управления предприятия, которая включаетв себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы,процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения,реализации, анализа и поддержания экологической политики.
Использованиевышеперечисленных определений необходимо для обеспечения конкурентоспособностиотечественной продукции, особенно на внешнем рынке, что возможно только сучетом требований экологичности. Отсутствие твердой правовой базы,несовершенство законодательства сильно затрудняют деятельность отечественныхпредпринимателей, которые не имеют стимулов для выпуска экологически чистойпродукции, не нанося при этом вреда окружающей среде (ОС).[7]
В настоящее время вкачестве одного из инновационных решений, являющихся приоритетными для развитыхстран с рыночной экономикой, разработана система международных стандартов ИСО14000, затрагивающая проблему загрязнения ОС и рассматривающая экологическийменеджмент как основной инструмент обеспечения экологической безопасностипредприятия и снижения риска нанесения вреда окружающей природной среде.
Международные стандартысерии ISO 14000 устанавливают требования к системам экологического менеджментас тем, чтобы дать организациям (компаниям, предприятиям, производителям)инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействияна окружающую среду.[8]
Необходимо максимальноприближать отечественные экологические стандарты и требования к международнымстандартам. Они должны стать одной из основ для принятия хозяйственных решенийна всех уровнях.
2. Экологическаястандартизация и сертификация
Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил,требований, обязательных для исполнения.
Соответственноэкологическую стандартизацию определяют как установление в стандартах научнообоснованных норм и требований по охране окружающей среды, рациональномуприродопользованию и обеспечению экологической безопасности.
Генеральным стандартомдля природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартовв области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».
Государственные стандартыв области строительства утверждаются Госстроем России. Нормативные документы встроительстве имеют несколько уровней: федеральный — ГОСТ, ГОСТ Р и СНиПы, атакже Своды правил (СП), например СП 11-102-97 «инженерно изыскания длястроительства»; субъектов Российской Федерации — территориальные строительныенормы — ТСН; производственно-отраслевые нормативные документы — СТИ и СТИ.
С 1 января 1995 г.проводится обновление и совершенствование нормативов в соответствии со СНиП10-01-94, утвержденным Госстроем России. Кроме того, в настоящее время вправовой системе Российской Федерации закрепляются действующие международныестандарты в области охраны окружающей среды, в том числе экологическиестандарты (ИСО) Международной организации по стандартизации.
Международная конференцияпо устойчивому строительству (США, 1994) рекомендовала странам провестиразработку сети международных экологических стандартов в строительной сфере по:
— минимизации воздействиястроительства на окружающую среду;
— ограничению опасныхэкологических последствий;
— оптимизацииэнергетических и материальных ресурсов;
— планированию жизненногоцикла строительного объекта;
— минимизациистроительных отходов.
Например, в Швеции в 1998г. был разработан международный стандарт ISO/TC 58 «планирование жизненногоцикла сооружения».
На основе принятыхмеждународных стандартов ИСО серии 1400 Госстандарт издал стандарты ГОСТ Р ИСО14001-98 «Система управления окружающей средой. Требования и руководство поприменению» ГОСТ Р ИСО 14040-98 «Система управления окружающей средой. Общиеруководящие указания…» и др.
В настоящее время приэкспорте российской продукции заграницу и работе с иностранными инвесторамитребуется сертификат системы управления качеством на Основе международныхСтандартов ИСО Серии 9000.
Внедрение в нашей странемеждународных систем управления Окружающей Средой в Соответствии со стандартамиИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 дает возможность организациям разрабатыватьсобственную программу внедрения и реализации экологической политики, улучшаетотношения с контролирующим государственными органами и др.
Экологическаясертификации — процедура подтверждения соответствия, посредством которойнезависимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменнойформе соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям идокументам.
Правовые основыэкологической сертификации закреплены законом РФ «О сертификации предприятий иуслуг а также государственными и принятыми в качестве национальнымимеждународными стандартами.
С помощью сертификации встроительстве контролируют безопасность строительной продукции (работ, услуг)для человека и окружающей среды, защищают потребителя от некачественных,экологически «грязных» строительных материалов, предотвращают ввоз в странуэкологически опасной строительной продукции и технологий, способствуютвнедрению экологически чистой строительной продукции на всех стадиях еежизненного цикла и др. Документальным свидетельством подтверждения соответствияпродукции установленным требованиям служит экологический сертификат соответствия.
В настоящее время встроительной отрасли применяется два вида сертификации обязательная идобровольная. Например в г. Москве и области с 1998 г. введёна обязательнаясертификация стройматериалов. Руководство работами по обязательной сертификациив строительстве осуществляет управление стандартизации, техническогонормирования и сертификации Госстроя России.
В декабре 1997 г.Правительство РФ утвердило «Правила подтверждения пригодности новых материалов,изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве». Проверкепригодности подлежит вся продукция, от которой зависят безопасностьжизнедеятельности человека, состояние окружающей среды, а также надежность,долговечность и другие эксплуатационные качества зданий и сооружений.
Продукция, получившаясертификат соответствия, регистрируется Федеральным научно-техническим центромсертификации в строительстве (ФЦС). Срок действия сертификата — до 5 лет.
Не сертифицированные пороссийским правилам импортные строительные материалы не могут использоваться натерритории России. Это относится, в частности, к импортным отделочнымматериалам, фурнитуре, оконной продукции, утеплителям и др.
Пригодность этойпродукции должна быть подтверждена соответствующим техническим свидетельством.Контроль за применением в строительстве продукции, подлежащей обязательнойсертификации, осуществляется органами Государственногоархитектурно-строительного надзора.
3. Обзорстандартов серии ISO 14000
 
Принятые стандарты
ISO 14001 — признанная вмире основа для построения системы экологического менеджмента (СЭМ) –внедренная от Аргентины до Зимбабве. Внедрение этого стандарта помогаеторганизациям одновременно наилучшим образом управлять их воздействием наокружающую среду и демонстрировать рациональное природопользование.
Стандарт ISO 14001 былпринят в качестве национального стандарта более чем в половине стран из 160-тинациональных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всеммире. Хотя сертификация соответствия стандарту не является обязательным требованиемстандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатовбыло выдано в 148 странах.
Другие инструментыэкологического управления, разработанные ISO / ТК 207: ISO 14004, которыйдополняет ISO 14001 путем предоставления дополнительных руководств и полезныхразъяснений.
Экологические аудитыявляются важными инструментами для оценки того, насколько правильно внедрена и поддерживаетсяСЭМ. Стандарт по аудиту ISO 19011 одинаково полезен для проведения аудитовсистемы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Онрегламентирует принципы аудита, управление программами аудита, проведениеаудита и требования к компетентности аудиторов.
ISO 14031 предоставляетруководство для организации по оценке экологической результативности. Стандарттакже касается выбора подходящих показателей результативности, тем самымобеспечивая возможность оценки результативности на основе критериев,установленных руководством организации. Эта информация может быть использованав качестве основы для внутренней и внешней отчетности о результативностиэкологической деятельности.
Обмен информацией поэкологических аспектам продукции и услуг является важным способом использованиярыночных рычагов для улучшение состояния окружающей среды. Правдивая и точнаяинформация предоставляет основу для принятия потребителем обоснованного решенияо покупке.
Серия стандартов ISO14020 нацелена на целый ряд различных подходов к экологической маркировке изаявлениям, в том числе экомаркировку (знак одобрения), самодекларированиесоответствия экологическим требованиям, и количественно выраженнойэкологической информации о товарах и услугах.
ISO 14001 касается нетолько экологических аспектов процессов, происходящих в организации, но такжеее продуктов и услуг. Поэтому ISO / ТК 207 разработал дополнительные средствадля содействия в решении таких вопросов. Оценка жизненного цикла (LCA) являетсяинструментом для выявления и оценки экологических характеристик продукции иуслуг «от колыбели до могилы»: от определения входящего потока ресурсовдо конечного использования продукта или его отходов. Стандарт ISO 14040устанавливает руководящие принципы, правила проведения исследований жизненногоцикла, которые обеспечивают организацию с информацией о том, как сократитьобщее экологическое воздействие продукции и услуг.
ISO 14064, части 1, 2 и 3- стандарты по учету и контролю международных парниковых газов (ПГ), которыеустанавливают перечень четких требований к поддержке организаций и инициаторовпроектов сокращения выбросов ПГ.
ISO 14065 дополняет ISO14064 специальными требованиями к аккредитации или признанию органов, которыеосуществляют валидацию и верификацию расчетов ПГ, с использованием ISO 14064или других соответствующих стандартов или технических документов.
ISO 14063 — руководствопо экологическому обмену с примерами, помогает компаниям устанавливать важныесвязи с внешними заинтересованными сторонами.
Руководство ISO 64 служиториентиром для отражения экологических вопросов в стандартах на продукцию. Хотяв первую очередь этот документ ориентирован на разработчиков стандартов, онтакже полезен для разработчиков продукции и производителей.
4. Принципымеждународных стандартов ISO 14000 в российских условиях
Мировое сообщество,составной частью которого является России, накопило большой практический опыт вразличных областях науки и техники, обобщенный в международных стандартах.Сегодня на мировой рынок невозможно продвинуть товары без знания международныхстандартов и получения сертификатов соответствия по стандартам ISO серии 9000 вобласти управления качеством или экологических сертификатов по стандартам ISOсерии 14000 в области экологического управления.
Международная организацияпо стандартизации (International standard organization, ISO) была основана в1946 году 25-ю странами. Сейчас организация насчитывает более 100 членов. ISOявляется самой представительной среди международных организаций постандартизации. Ей предоставлен статус специализированного учреждения ООН.
Центральный секретариатISO, координирующий работы по международной стандартизации, размещается вЖеневе. Россия является постоянным членом руководящих органов ISO, а такжеактивным членом большинства из более, чем 200 Технических Комитетов поразработке международных стандартов.
Сотрудничество с ISO посозданию международных стандартов позволяет любой стране использовать внациональной практике научно-технический и производственный опыт экономическиразвитых стран, специалисты которых, как правило, являются авторамимеждународных стандартов.
Согласно требованиям ISOпреимущество имеют тексты международных стандартов на одном из официальныхязыков (английский, французский, немецкий). В частности, тексты национальныхстандартов принято публиковать параллельно с версией на одном из официальныхязыков.
В 1993 году ISO, учитываянеобходимость перехода к концепции устойчивого развития, а также руководствуясьрекомендациями Консультативной группы Президента ISO, приняла решение осоздании Технического комитета ISO ‑ «Экологическое управление» ISO/ТС207. Секретариат ISO/ТС 207 возглавляет Канада. Перечень  из некоторыхпринятых стандартов ISO/ТС 207 приведен в табл. 1.
Таким образоммеждународные стандарты ISO серии 14000 регламентируют основные принципы,критерии и цели экологического менеджмента и аудита; деятельность аудиторов;ответственность клиента (заказчика) и аудируемой организации; подготовку ипроведение аудита, квалификационные требования к аудиторам, а также общую схемупроцесса экологического аудита.
В Российской Федерацииприняты в качестве добровольных Государственные стандарты ISO 14001, ISO 14004,ISO 14010, ISO 14011, ISO 14012, являющиеся по сути русскими версиямимеждународных стандартов в области экологического менеджмента. ГоскомэкологииРоссии создала систему аттестации и аккредитации экологических аудиторов иконсультантов в соответствии с международными требованиями, в том числе ISOсерии 14000.
Неправительственный Фондим. В. И. Вернадского при поддержке Госкомэкологии России организовал рядвстреч и семинаров по вопросам внедрения стандартов ISO 14000 в РоссийскойФедерации. Ряд компаний России также предпринимает усилия по развитиюдобровольной экологической деятельности и использованию принципов международныхстандартов ISO 14000 в российских условиях.
Важную роль играетобеспечение доступности адекватных версий стандартов ISO 14000 (и прежде всего ‑российского эквивалента ISO 14001 ‑ ГОСТа Р ИСО 14001, соответствиетребованиям которого может быть предметом сертификации) на русском языке иразработка рекомендаций для Технического Комитета ТС 207 по дальнейшемуразвитию стандартов, в том числе, и с учетом российского опыта.
Таблица 1 Перечень некоторых международных стандартов серии ISO 14000 вобласти экологического управленияНомер международного стандарта ISO Наименование стандарта 14001 :1996 Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию. 14004: 1996 Системы экологического управления. Руководство по принципам организации и методам обеспечения функционирования. 14010: 1996 Руководство по экологическому аудиту. Основные принципы. 14011: 1996 Экологический аудит. Аудит систем экологического управления. 14012: 1996
Экологический аудит.
Квалификационные требования к экологам-аудиторам.
Кроме перечисленных вданной таблице стандартов, в системе ISO 14000 предусмотрены также стандарты,непосредственно ориентированные на инновационную экологически безопаснуюпродукцию, а именно: серия документов по принципам экологической маркировкитоваров (ISO 14020); серия документов по оценке экологического воздействияпродукции на всех стадиях ее жизненного цикла (ISO 14040); серия документов поучету экологических аспектов в стандартах на продукцию (ISO 14060).
Несмотря на добровольностьэтих стандартов, отдельные предприятия, включая транснациональные компании,стремятся получить сертификацию по стандартам ISO 14000, поскольку такаясертификация является одним из непременных условий маркетинга продукции намеждународных рынках. Для российских предприятий, работающих или планирующихсбыт продукции на внешних рынках, получение сертификации в системе ISO 14000может оказаться одним из принципиальных нововведений, обеспечивающих повышениеконкурентоспособности при продвижении товара на западные рынки.
Особое внимание в сфереэкологического предпринимательства уделяется значению инновационнойдеятельности предприятий в области управления отходами, выбросами и сбросами.Решение проблем охраны ОС возможно только на основе разработки и внедренияэкологических инновационных решений. Ни один вид инновационной деятельности неможет считаться эффективным без учета экологических факторов. В связи с этимвозникает целая проблема экологической эффективности новых технологическихрешений и всей инновационной деятельности, задачей которой является поискэкономически более эффективных методов и способов очистки, регенерации и утилизациипроизводственных выбросов.[9]
Основными задачамиинновационной деятельности по увеличению экологичности предприятия являются:
‑ предотвращениеобразования отходов;
‑ использованиеобразующихся отходов внутри производства;
‑ использованиеотходов в других производствах;
‑ использованиеэнергии отходов;
‑ санитарнаябезопасность отходов;
‑ снижениеэкологического риска на каждом этапе жизненного цикла товаров и материалов;
‑ принятиеконструкторских, технологических, организационных и других мер для увеличенияэкологичности производства.
Каждому предприятиюцелесообразно создавать, так называемые, банки отходов, структуру которыхсоставляют специальные  таблицы, в которых отражаются все отходыпроизводства предприятия, например:
Таблица 2 Структура банка отходов
Индекс места
Расположения производства
Вид
отходов
Кол-во
отходов, т/год
Плотность
отходов
Стоимость удаления
отходов,
тыс.$/ год
На хранении
к концу года На предприятии Вне предприятия 1 2 3 4 5 6 7
Использование отходов вкачестве вторичного сырья является перспективным направлением инновационнойдеятельности  изобретателей и предпринимателей в области экологическогоменеджмента и соответствует требованиям международных стандартов ИСО 14000 .

5. Развитиеэкологического аудита за рубежом и в современной России
Одним из приоритетныхстратегических направлений инновационного развития в области природоохраннойдеятельности является формирование и введение в предпринимательскую сферупроцедуры экологического аудита.
Развитие ираспространение процедуры экологического аудита за рубежом обусловлено, главнымобразом, ужесточением экологического законодательства, унификацией требований истандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи ссозданием единого экологического пространства. К примеру, в рамках ЕС действуетряд нормативов, невыполнение которых может явиться причиной значительныхфинансовых и других потерь для кредитных и страховых организаций.
Экологический аудит,изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы каксредство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен наснижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения.
С середины 80-х годовМеждународная торговая палата рассматривает экологический аудит в качествеметода внутреннего административного управления для усиления контроля запроизводственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельностикомпаний нормам экологического права.
С начала 90-х годовмногие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целяхпредупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связис деятельностью по загрязнению окружающей среды. Так, Всемирный банк иЕвропейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит дляоценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Одним из условийсоглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развитияо предоставлении второго угольного займа является проведение экологическогоаудита ряда закрытых шахт: подземная шахта «Промышленная» (Воркута-уголь) в РеспубликеКоми, подземная шахта «Донецкая» (Гуков-уголь), а также одного из разрезов наДальнем Востоке (разрез «Ретиховский», Приморск-уголь). Решение этих банков овыделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологическогоаудита и мероприятий в области охраны окружающей среды.
В ряде стран, начиная с90-х годов, приняты национальные стандарты в этой области. Если за рубежомСистема экологического менеджмента и экологического аудита (EMAS), начиная с1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в Россииинновационная деятельность по созданию национальных стандартов в данной областипо аналогии со стандартами ISO серии 14000 только начинается.[10]Проблема осложняется тем, что в России до настоящего времени отсутствует законоб аудиторской деятельности, а действуют только Временные правила аудиторскойдеятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерацииот 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РоссийскойФедерации».[11]
Существующееэкологическое законодательство России, включая Закон «Об охране окружающейприродной среды», не содержит определения «экологическое аудирование».
Отечественные специалистыпо-разному определяют это понятие. Одним из наиболее полных является следующее:экологическое аудирование — это предпринимательская деятельность поосуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных илиинициативных), проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценкеинформации о финансовом положении аудируемого предприятия, выполнении имтребований законодательства о деятельности в экологической сфере, реализации импланов природоохранной деятельности и обеспечения экобезопасности, и имеющихсвоим результатом мнение аудитора о правильности ведения учета и достоверностибухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнениеокружающей природной среды; соответствия нормативов природоохраннойдеятельности предприятия его экопаспорту (или декларации безопасностипромышленного объекта). При этом необходимо документирование аудиторскихпроверок на основе правил (стандартов аудиторской деятельности).[12]
Несмотря на неразвитостьзаконодательной регламентации, процедура экологического аудита в России находитсвое практическое применение. Например, аудиторская консалтинговая фирма«ADames & Moore Group Company» выполнила экологический аудит дляМосковского автомобильного завода им. Ленинского комсомола в связи сподготовкой совместного инвестиционного проекта с французской фирмой «РЕНО», атакже провела экологические проверки Оскольского электрометаллургическогокомбината в Белгородской области, Таганрогского металлургического завода вРостовской области, завода АО «Пермские моторы», Ярославского завода«Нефтеоргсинтез» (ЯНОС) и др.
Заметную активность нароссийском рынке экологических услуг проявляют аудиторские фирмы «АртурАндерсен» (особенно на химических предприятиях), «КПМГ», «Делойт энд Туш»,«Прайс Уотерхаус», «Эрнст энд Янг» и др.
Основные объемыаудиторских и консалтинговых услуг в России выполняются зарубежными фирмами, ихпредставительствами либо через совместные предприятия, имеющие соответствующиемеждународные лицензии. Теоретически данная деятельность в Российской Федерацииподлежит лицензированию и предполагает соответствующую процедуру аккредитацииэтих фирм. Но в условиях отсутствия необходимых правовых документов,регулирующих рынок экоаудита, эти фирмы фактически захватывают данный сектордеятельности, препятствуя при этом развитию российских фирм в этой области.[13]Все больший интерес в России вызывают инновационные методы и подходыевропейских стран в целях сокращения негативного влияния предприятий наокружающую среду, такие как Система экологического менеджмента и экологическогоаудита (EMAS).
Европа в последниедесятилетия развивается как единое целое, в том числе как единое экономическоеи экологическое пространство. Особенно благоприятно это сказывается на сфереохраны окружающей среды.
Двенадцать лет назад вЕвропейском Союзе сложилось мнение о том, что традиционное законодательство иполитика в сфере охраны окружающей среды, ориентированные на командные методы иусиление контроля по ужесточению стандартов и норм, должны быть заменены новымиполитическими и экономическими инструментами. Эти перемены совпали синициативой промышленных предприятий взять на себя большую ответственность, счем они обратились во властные структуры. Руководство ЕС приняло данноепредложение и 29 июня 1993 г. был опубликован Регламент Совета (ЕС) № 1836/93,допускающий добровольное участие промышленных предприятий в Системеэкологического управления и аудита Европейского Союза.
Причины и предпосылкивнедрения EMAS в странах Западной Европы с позиций отдельных компаний можносвести к следующему (по мере их важности):[14]
‑ улучшениемаркетинга, стабилизация или рост конкурентоспособности. Сокращение внутреннихзатрат, определение и использование потенциала экономии;
‑ возможностьсовместить охрану окружающей среды с экономической выгодой;
‑ соответствиеправовой базе и долгосрочная гарантия экологической безопасности;
‑ создание четкихорганизационных структур охраны окружающей среды, передача обязанностей;
‑ надежда напредоставление со стороны государства льготных экономических условий иэкономических стимулов предприятиям, участвующим в системе экологическогоуправления (СЭУ) и присоединившихся к процедуре экологического аудита (ЭА).
Содержание и цели EMASмогут быть сформулированы в следующем:
— внутренняя и внешняяоткрытость и доступность информации о влиянии предприятий на окружающую среду;
— постоянноесовершенствование экологической стороны деятельности предприятий;
— внедрение СЭУ, а такжесистематической, объективной, документированной и периодической оценки этихсистем и экологической стороны деятельности предприятия.
Таким образом, EMASрегулирует обязательное содержание и структуру СЭУ, объем и процедуры ЭА изадачи экспертов-аудиторов; она распространяется на государства-члены ЕС.Однако, аккредитация и надзор за инспекторами-экологами и регистрацияаудируемых объектов являются прерогативой каждого отдельного государства,участвующего в схеме, и поэтому могут значительно отличаться.
Участие в EMASдобровольное, но ограничено списком предприятий, содержащемся в директиве EMAS.Это в первую очередь предприятия по производству товаров и энергии,перерабатывающие предприятия.
В последние годыпоощряется расширение EMAS на непроизводственные сферы, например, торговлю иобщественные услуги. В схеме могут участвовать все 15 государств, членов ЕС, атакже Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, являющиеся членами Европейскойэкономической зоны.
Основные правилапроцедуры EMAS охватывают следующие этапы:[15]
1. Экологическая политикаявляется ключевым инструментом для информирования населения и прочихзаинтересованных сторон об экологических приоритетах руководства и персонала.Она должна отвечать двум основным требованиям: соответствие существующемуэкологическому законодательству и стремление к постоянному совершенствованию,т.е. политику следует регулярно пересматривать и дорабатывать.
2. Экологический обзор.Следует проводить комплексный анализ процессов и результатов на местах дляопределения экологического воздействия и прочих экологических аспектов. Этадеятельность должна охватывать такие сферы, как управление энергетикой исырьевыми потоками, минимизация отходов, оценка контроля шума и существующиеаварийные процедуры. Кроме того, необходим список всех законодательных актов ипроверка их соблюдения.
3. Экологическаяпрограмма. Программа должна находиться в соответствии с политикой и обзором.Она должна содержать специфические для данного объекта цели и описывать пути ихдостижения.
4. Система экологическогоуправления. Эта система формулирует процедуры работы и контроля, обеспечивающиеуспешную реализацию экологической политики и экологической программы. Онакасается организационной структуры и кадров (например, назначение менеджеров,отвечающих за экологию, изменение штатного расписания).
5. Цикл экологическогоаудита. Это процесс сравнения реальной экологической деятельности ссуществующей политикой, специфическими задачами и соответствующими правилами истандартами. Аудит дает необходимую информацию для проведения контроля зауправленческой практикой и совершенствования по конкретным направлениям.Частота проведения аудита зависит от природы и рисков деятельности объекта.Максимальный промежуток между аудитами — три года.
6. Экологическоезаявление. После первоначального обзора (обычно каждый последующий год) всякийучаствующий объект должен составлять краткое и четко изложенное общественноезаявление. Делается это для информирования населения и всех других заинтересованныхсторон о влиянии объекта на окружающую среду и о мерах по предотвращению егонегативного воздействия.
7. Введение в силу.Экологическое заявление должно проверяться независимыми аккредитованными экспертами-аудиторами в конце каждого цикла.
Следует отметить, чтосуществуют некоторые различия между EMAS и ISO серии 14001, представленные втаблице. Однако ведется работа по увеличению их совместимости, например, вплане включения в EMAS правил ISO 14001 по системе экологического управления, атакже адаптация EMAS для ISO 14001 в части, касающейся экологическойдеятельности.
К концу 1997 года 1046предприятий внедрили EMAS и представили экологическое заявление, утвержденноеэкспертом-аудитором. Наблюдается значительная разница между числом зарегистрированныхв разных государствах объектов, которые присоединились к Системе экологическогоменеджмента и экологического аудита. Например, Германия заметно лидирует впроцессе реализации EMAS. В список предприятий, зарегистрированных по схемеEMAS, входят такие международные компании как Audi, Mercedes Benz, Adam Opel,VW, Mitshubishi, Bayer, Hoechst, Akzo Nobel, Sandoz, Henkel, ELF Atochem, Dow,ABB, Siemens, 3M, Bosch, Sanyo, IBM, Mannesmann Rexroth, Shell, BP Oil, DegussaAG, а также многие из их поставщиков. Следует также учитывать, что в ближайшиегоды число предприятий, присоединившихся к EMAS, во всем мире будет неуклоннорасти, особенно в связи с переменами, касающимися изменения законодательнойбазы EMAS. Ее привлекательность может возрасти прежде всего из-заувеличивающейся совместимости с ISO 14001. Предприятию, зарегистрированному вEMAS, будет легче получить сертификат ISО 14001 и наоборот.
В свою очередь указанныйпроцесс приведет к необходимости более глубокого изучения российскимипредприятиями, желающими сохранить место на мировом и особенно европейскомрынке, таких систем как ISO 14001 и EMAS.
В настоящее время в рядероссийских регионов и городов рассматривается возможность созданиязаконодательной базы по СЭУ на региональном и муниципальном уровне.
Внедрение СЭУ российскимипредприятиями должно повысить их конкурентоспособность, помочь им избежатьвысоких издержек за загрязнение окружающей среды и возможных санкций. По опытузарубежных компаний можно сказать, что внедрение СЭУ приведет к общемуповышению эффективности и результативности экономических и экологическихпоказателей как отдельных предприятий, так и территорий в целом.
Однако, для того, чтобыСЭУ в России способствовал успех, необходим ряд предпосылок, связанных свыбором методов и средств стратегии инновационного развития в данной области.Одним из таких средств является составление и распространение информации о СЭУ(инициирование процесса диффузии данных инновационных решений). Однако самымважным и не требующим отлагательства шагом на этом пути является инновационнаядеятельность по разработке новых законодательных и нормативно-методическихактов о СЭУ, которые будут близки по своему содержанию к международной Системеэкологического менеджмента и экологического аудита, принятого в ЕС, и ISO серии14001.

Таблица 3
/>

Заключение
Широкое внедрение вРоссии комплексных систем экологического менеджмента потребует времени. Однакоих эффективное применение является существенным фактором для успеха любойдолгосрочной стратегии, направленной на достижение масштабных перемен,необходимых для перехода к устойчивому развитию – экономическому развитию, неразрушающему природные ресурсы, в которых будут нуждаться будущие поколенияжителей Земли.
Определения основныхтерминов взяты из соответствующих материалов стандартов международной серии ISO14000, иногда они отличаются от перевода этих же терминов, использованных вофициальном издании стандартов данной серии, принятых в качестве российских в1998 г. (серия ГОСТ Р ИСО 14000-98). Причина заключается в том, чтотерминология и основные понятия в этой области до конца не устоялись не тольков русском, но и в английском языке. Процесс работы над международнымистандартами серии ISO 14000 продолжается и в настоящее время. Так,Международной организацией по стандартизации (МСО) подготовлена новаяоригинальная редакция основных стандартов данной серии, касающихся системуправления, в которых, в частности, уточняется и терминология.
В данной работе былиизложены подходы к разработке и внедрению систем экологического менеджмента,который в настоящее время принят в национальных и международных стандартах вобласти экологического менеджмента, таких как Британский стандарт 7750 (BritishStandard 7750), Нормативный акт Европейского Союза о добровольной схемеэкологического менеджмента и аудита – ЭМАС (Тhe European Union Regulation on aVoluntary Community Eco Management and Audit Scheme – EMAS), стандартов серииISO принятой Международной организацией стандартизации, в частности стандартовпо системам экологического менеджмента ( ISO 14001 и 14004 ) и экологическомуаудиту ( ISO 19011 ).
В качестве выводов:
1. Зачем нужно внедрятьсистемы экологического менеджмента? (Принимая решение в пользу разработки ивнедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ сфинансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективностипроизводства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков,связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работыпредприятия, которое система позволит в корне изменить (аварии; санкциирегулирующих органов, затруднения в привлечении новых, в первую очередьзарубежных, инвесторов и клиентов, в получении банковского кредита, потерярынков и т.п.).)
2. Что такое системаэкологического менеджмента? (Предприятиям сегодня трудно добиться успеха, еслиони не управляют этими рисками и возможностями. Они делают это по двум основнымпричинам: либо, чтобы сэкономить деньги путем уменьшения затрат и сниженияриска ответственности, либо, чтобы дополнительно заработать, увеличив свою долюна рынке или выйдя на новые рынки.)
3. С чего начать. (Самойбольшой трудностью для предприятий, планирующих реализовать проект поразработке и внедрению СЭМ, обычно является необходимость изменения устоявшихсятрадиций предприятия и личных установок его руководителей и работников.)
4. Интеграция с системамиохраны труда, техники безопасности и управления качеством. (Организации,заинтересованные в разработке системы управления охраной окружающей среды,могут и не в первый раз сталкиваться со специализированными системамиуправления. Некоторые из них могли уже завершить процесс разработки и внедрениясистемы управления качеством, возможно, в соответствии с требованиями сериимеждународных стандартов ISO (ISO 9001, 9002 или 9003). Главной целью системыуправления качеством является улучшение качества продуктов и услуг и, темсамым, повышение удовлетворенности потребителей.)
 

Списокиспользуемой литературы
1. Бармакова Т.В. Экологическиеосновы инновационной деятельности. М., 1997.
2. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г.Инновационное предпринимательство. М., 1997.
3. Бунин В.Г. Модульные программы дляменеджера. Управление инновациями. М.,  2000.
4. Донченко В.К.Социально-экономические аспекты регулирования процесса экологической интеграцииРоссии в мировое сообщество. Автореферат докт. диссер. С.-Пб., 1995.
5. Экологический учет дляпредприятий. М., 1997.
6. Серов Г. П… Экологический аудит.М., 1999.
7. Экологический аудит. Сборникнормативных актов. /Сост. Сорокин. С.-Пб., 1997.
8. Моткин Г.А. Основы экологическогострахования. М., 1996.
9. Дунаевский Л.В. Экологическаясертификация. // Зеленый мир. 1997. №2.
10. Цхай А.А. Информационные системыв экологическом менеджменте. Ч1. – Экологический менеджмент. М., 1997
11. Пашков Е.В., Фомин Г.С., КрасныйД.В. Международные стандарты ИСО 1400. Основы экологическогоуправления.М.,1997.
12. «Инвестиции в России», № 5, 1998.
13. Указ Президента РФ “Обаудиторской  деятельности в РФ от 22. 12.93 г. № 2263.
14. Серов Г. П. Экологический аудит — М.: Экзамен, 1999.
15. «Экономика природопользования», №6, 1998