Министерствообразования и науки РФ
Гуманитарныйуниверситет
г.Екатеринбург
Факультет социальной психологии
Специальность «Социально-культурныйсервис и туризм»
Форма обучения заочная
Курс 2 (2006 г.н.)
Ф.И.О. студента Вяткина СветланаВладимировна
Дисциплина
Философия
Контрольнаяработа
Эрих Фроммо душе и жизненных ориентациях человека
Преподаватель: Батюта Е.А.
Дата сдачи:
Результат к\р
Дата возврата
Екатеринбург– 2007
Критическийанализ работы
Рассматривая проблемыпсихоанализа в послефрейдовской социальной мысли, нельзя не выделить еевершину. В социологическом плане ею выступает учение Э. Фромма. Его научноенаследие нельзя строго отнести к какой-то одной дисциплине. Однако можноопределить ведущую проблему всего его творчества — проблему человека. Оназанимает центральное место в работах Э. Фрома разных лет, но преимущественно впериод после Второй мировой войны. Причинами актуализации личностнойпроблематики были и осмысление им ценности жизни человека, и развитиекапитализма в новых условиях, заставившее по-другому взглянуть на проблемуотчуждения человека и влияния на него деструктивных сил, и, наконец, общийрезко возросший интерес к проблематике человека в мировой общественной мысли,появление и развитие радикального гуманизма. Фромм подчеркивал, что наибольшеезначение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел объединить всвоей теории. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательногов личности человека, то от Маркса – мысль о значении социальной формации дляразвития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализме, понимаяпод этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.
Фромм пришел к выводу,что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательныепотребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении ипотребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляетчеловека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами,стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, топотребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, ксвободе от давления и требований общества. Эти две потребности являютсяпричиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегдатщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своейжизни.
Индивидуализацияразвивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать,стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от свободы, характерное дляобщества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании получитьнадежную работу, но и в идентификации с политическим деятелем, который обещаетнадежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы,которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял и приход фашизма.Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипностьобраза жизни, мышления и мировоззрения.
Единственным чувством,которое, по мнению Фромма, помогает человеку примерить эти две противоположныепотребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. Встремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, отобязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всехи любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужнаэта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у неговозникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть идругая свобода, «свобода для», то есть свобода, необходимая нам дляосуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всехсвязей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтомуобретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот,принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкимилюдьми, и рождается в любви. Она дает одновременно и удовлетворение ипотребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их игармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фроммговорил о необходимости построить на Земле новое общество – «гуманистическийидеализм», основанный на любви людей друг к другу.
Фромм также говорил омеханизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремитьсяизбежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм,конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит «укорененность»жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотяразность их позиций и дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При конформизмечувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот,верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить тообщество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Такимобразом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннеенесоответствие, они, тем не менее, не решают глобальных проблем.
Зависимость характерачеловека от его образа жизни Фромм выразил в понятии социального характера.Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры. Фроммразличал следующие его типы: накопительский, воспринимающий, рыночный,эксплуататорский, некрофилический. Все они разновидности непродуктивногохарактера. Только создание нового общества в будущем приведет к продуктивномухарактеру. С наибольшей подробностью Фромм описал рыночный характер,соответствующий современному капиталистическому обществу: «живое существостановится товаром на «рынке личностей». Модель этой ориентации характеразадается рынком и его экономической функцией в современном обществе. Посколькуотличительная черта современного рынка – не место встречи, а механизмабстрактного и безличного спроса, поскольку рыночный тип характера означаетстремление людей рассматривать любую ценность, в том числе и ценность людей,как меновую. Для таких людей оценки и на индивидуально-личностном, и натоварном рынке одни и те же. «Цель рыночного характера – полнейшая адаптация,чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях. Личности срыночным характером… не имеют даже своего собственного Я, на которое они моглибы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом – «ятакой, какой я вам нужен». Преобладает рассудочное, манипулятивное мышление,эмоциональная жизнь атрофируется. Рыночный характер Фромм называет такжеотчужденным характером, потому что люди с таким характером отчуждены от своеготруда, от самих себя, от других людей и от природы. Рыночная ориентацияявляется современным продуктом. Упаковка, ярлык, фирменная марка стали важныкак для товаров, так и для людей с недавнего времени.
Порожденный обществом, вкотором господствует частная собственность, этот характер выражает такой способсуществования человека, который Фромм назвал обладанием. Ориентация наобладание проявляется в собственнических чувствах и установках, которыепронизывают жизнь человека во всех ее проявлениях – в обучении, в формахотношений между людьми, в том числе родителей и детей, мужа и жены, пациента иврача и т.д. С позиции психологии он обличает современное капиталистическоеобщество, в котором люди «стали винтиками бюрократической машины», их мыслями ичувствами, вкусами манипулируют «правительство, индустрия и находящиеся под ихконтролем средства массовой информации; экономический прогресс коснулся лишьограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациямивсе больше и больше увеличивается; технический прогресс создал опасность дляокружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых – или обе вместе –способны уничтожить всю цивилизация и, возможно, жизнь на земле».
Кроме этих основныхпроблем современного человека, Фромм выделяет и проблему внутреннейдвойственности и противоречивости человека. «Проблема человеческогосуществования совершенно уникальна по своей природе: вроде человек вышел изприроды – и все же пребывает в ней; он отчасти божество, отчасти животное, он ибесконечен, и ограничен. Необходимость вновь и вновь разрешать противоречиясвоего существования, находить в себе более высокие формы единства с природой,своими собратьями и самим собой – вот источник всех душевных сил, движущихчеловеком, источник всех его страстей, аффектов и стремлений».
Э. Фромм считает, чтоличность противоречива вследствие противоречивости воздействия на нее какобъективных природных процессов (жизнь и смерть), так и экономических иполитических. Отсюда – учение Фромма о бытии и обладании. Смысл его вследующем. Человечество в результате наступившего кризиса близко кэкономической и психологической катастрофе. Выход из кризисного положениясвязан только с изменением характера человека. Сейчас его ведущая установка –на обладание, будущее же – за установкой на бытие. Речь идет о переходе отпотребительского общества к здоровому обществу, основанному на господствегуманизма. Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, ане стремиться к стяжательству, к непомерным притязаниям. Нужны добровольныесвязи с миром и природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе,которые снова соединят его с миром, но уже не первичными связями, а каксвободного и независимого индивида. Это и есть стратегический план на спасениеи изменение человеческого общества.
Крайне важная категорияучения Э.Фромма о личности – любовь. Под ней он понимал и жизненную потребностькаждого человеческого существа, и великую, объединяющую людей силу. Однакосовременное западное общество не создает для ее (любви) развитиясоответствующих условий; наоборот, вместо объединяющей любви продуцируетсяразъединяющее зло.
Э. Фромм анализируетразличные виды любви, особо выделяя любовь между родителями и детьми. По такомукритерию, как объекты любви, ученый выделяет следующие ее виды: братскуюлюбовь, материнскую любовь, эротическую любовь, любовь к себе, любовь к Богу.
Фромм утверждает, чтолюбовь – редкое явление в современном обществе, а ее место занялимногочисленные формы псевдолюбви, которые в действительности являются формамиее разложения. Он считает, что люди ошибочно говорят о любви другим и внушаютэто чувство себе по той причине, что хотят спастись от одиночества, котороеиначе было бы невыносимым. Вступая в брак, человек вступает в «союз двоихпротив всего мира», и этот эгоизм принимается за любовь и близость. «Любовь — каквзаимное половое удовлетворение и любовь — как работа в составе команды иубежище от одиночества – вот две нормальные формы разложения любви всовременном западном обществе, патология любви, следующая социальнообусловленным образцам». Я полностью согласна с мнением философа и поддерживаюего, т.к. тоже считаю любовь редким чувством в современном мире, мире, вкотором главную роль играют деньги, власть, слава. Множество отношений строятсяна собственной выгоде – как материальной, так и моральной. Чувство одиночества,на мой взгляд, является одним из самых разрушительных. Оно толкает человека вруки более или менее подходящего спутника жизни, закрывает долгую иизнурительную «дорогу» в поисках своего идеала. Но все же, настоящая любовьсуществует. Я считаю, что это такая любовь, при которой человек без сожаленияможет отдать все что имеет, с радостью делится своими чувствами, может«свернуть горы», при этом, не прося в замен таких же поступков.
В других исследованияхученый подчеркивает, что в каждом человеке заложены две тенденции – любовь кжизни (биофилия) и любовь к смерти (некрофилия). Человек может стать биофиломили некрофилом. Если он утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинктсмерти. У Фромма понятие некрофилия строиться не на сексуальной основе, этопонятие значительно шире и богаче. Речь идет о стремлении к разрушению в самых различныхформах. Человек сам взращивает в себе комплексы некрофила, связанные сжестокостью, дистрофией чувств.
Работы Фромма заложилиосновы направления, одно время популярного в западной психологии и получившегоназвание «фрейдо-марксизм». Однако главное значение его работ в том, что они,оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые,возникшие уже во второй половине XXвека вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистическойпсихологией. Попытки на языке психоанализа показать противоречивость позициичеловека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имелибольшое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории,социологии, философии, педагогики.
Критическоеэссе
Главное внимание Фроммуделяет капиталистическому обществу и его противоречиям и личности прикапитализме. Развиваемая Фроммом концепция человека капиталистическогообщества, когда не только труд, но и личность превращается в товар, когдадостигло предела отчуждение человека: превратился в автомат, которымманипулируют, обличает капитализм как социальную систему. «Капиталистическоеобщество основано на принципе рынка как регулятора всех экономических, а сталобыть, и общественных отношений. Товарный рынок определяет условия обменатоваров». Фромм показал, что экономическая система капиталистического обществапотребовала от человека таких качеств, как эгоизм, себялюбие, алчность, которыеявляются продуктом этих социальных условий.
По мнению Фромма, женщиныдолжны быть освобождены от патриархального господства. В современной культурероль женщины претерпела огромные изменения. Фромм писал: «Господство мужчиныначалось лишь около шести тысяч лет назад, когда избыток сельскохозяйственнойпродукции позволил нанимать и эксплуатировать работников, создавать армии имогущественные города-государства. С тех пор в большинстве культур всего мираверх взяли «ассоциированные мужчины», подчинившие себе женщин. Эта победамужского пола в человеческом роде была обусловлена экономической властью мужчини созданной ими военной машиной». Война между полами нередко носит неприкрытыйхарактер, однако чаще всего это скрытая война. В далекие времена женщин воспринималихозяйкой по дому, матерью, любовницей. Все важные решения, в том числе управленческие,принимали только мужчины, в спортивных играх участвовали мужчины, в театрахиграли тоже мужчины и т.д. В современном мире наблюдается совершенно инаякартина. Теперь женщины работают не хуже мужчин, занимают ответственные,руководящие должности, участвуют в спортивных соревнованиях наравне смужчинами, занимаются научными исследованиями, водят автомобили и становятсянезависимыми, гордыми и самостоятельными. «Но борьба за освобождение женщинтолько что началась, и не стоит недооценивать сопротивления мужчин».
Фромм обвиняет общество в«болезни». Он считает, что проблему человеческого существования можно решитьправильно и неправильно. «Если человек достигает в своем развитии полнойзрелости в соответствии со свойствами и законами человеческой природы, то онобретает душевное здоровье. Неудача такого развития приводит к душевномузаболеванию». Отсюда следует, что мерилом психического здоровья являетсяудовлетворительное решение проблемы человеческого существования. Фромм называет«глубоко ущербными» людьми тех, кому не удается достичь свободы, спонтанности,подлинного самовыражения; это люди с чувством одиночества, бесполезности ипотребности в любви. Поскольку эта «ущербность» присуща многим, философ считаетобщество «больным». «В наши дни мы сталкиваемся с человеком, который действуети чувствует, как автомат, он никогда не испытывает переживаний; егоискусственная улыбка пришла на смену искреннему смеху, а ничего не значащаяболтовня заняла место словесного общения; он испытывает унылое чувство безнадежностивместо действительной боли». Действительно, человек проявляет почтибезграничную приспособляемость: он может есть почти все, жить практически влюбых климатических условиях и вряд ли существует психическое состояние,которого он не смог бы вынести.
Фромм считает, чтодушевное здоровье не идеал, который надо навязывать личности. Наоборот,стремление к нему, к счастью, гармонии, любви внутренне присуще каждомучеловеку, «если только он не родился духовным или моральным уродом». Для тогочтобы начала складываться тенденция к «выздоровлению», необходимо, для начала,осознать страдания, их источник и причины. А рост самосознания может статьэффективным, если изменятся ценности, нормы и «практика жизни, основанная наневротической структуре и постоянно ее воспроизводящая».
Списокиспользуемой литературы
1. Ждан А.Н. Историяпсихологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое обществоРоссии, 1999. с 342-348.
2. Зборовский Г.Е.История социологии: классический и современный этапы. – Екатеринбург:Гуманитарный университет, 2003. с 601-609.
3. Колесников А.С.,Корнеев М.Я. и др. История современной зарубежной философии. – СпБ.: Лань,1997. с 458-460.
4. Мотрошилова Н.В.,Руткевич А.М. История философии: Запад-Россия-Восток. – М.: Греко-латинский кабинет,1997. с 205-209.
5. Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СпБ.: Петрополис,1997. с 572-575.
6. Э. Фромм. Душа человека. – М.: Республика, 1992. с 206-209.
7. Э. Фромм. Здоровое общество. – М.: Прогресс, 1988. с 137-374.
8. Ярошевский М.Г.История психологии: от античности до середины XX века. – М.: Академия, 1996. с 286-289.