Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Владимирский государственный педагогический университет Кафедра Философии Дисциплина КСЕ Реферат на тему Биополитика и ее приложение к социальным технологиям Выполнен студентом 1 курса, гр. Ю-12 очной формы обучения юридического факультета
Церериным Александром Александровичем Научный руководитель Белоусов Павел Алексеевич Владимир 2005 Введение в статью В самом начале статьи А.В. Олескин указывает на то, что в последние десятилетия биология как наука вступает во все более тесное взаимодействие с науками о человеке и обществе. Здесь формируются естественно-гуманитарные науки, которые сравнивают человека с другими биологическими
объектами. Указывая, что специфика биполитики в сопоставлении с социобиологией заключается в преимущественном внимании к тем граням социального поведения существ, которые сопоставимы с политическим поведением индивидов и групп, Олескин упоминает, что сфера политики включает в себя и совокупность процессов управления и внутреннюю регуляцию функционирования социальной системы. Биополитика в современном ее понимании не претендует на сведение социального к биологическому, отвергает
социал дарвинизм и грубо-натуралистическое понимание человека, характерное, например, для книг Д.Морриса Голая обезьяна и Человеческий зоопарк. Эта наука исходит из многоуровневого понимания человека. В рамках этого, усматривается параллелизм биологической и культурной эволюции генно-культурная коэволюция. Речь здесь идет о выяснении эпигенетических правил, которые участвовали в создании человеческого разума. Основные направления биополитики Олексин базирует классификацию направлений биополитики на тех проблемах политической науки, в решение которых она может внести свой вклад и называет следующие основные задачи 1. выяснить эволюционно-биологические корни человеческого государства и общества особое внимание должно уделяться здесь аналогам политических структур, имеющимся у приматов 2. исследовать биологические основы и ограничения поведения индивидов и групп в политически важных ситуациях 3. изучить психофизиологические, биохимические и биофизические корреляты политического поведения 4. разработать на основе биополитических
исследований политические предсказания, экспертные оценки и некоторые рекомендации Интересно трактует, как пишет Олескин, биополитику А. Влавианос-Арванитис, рассматривая ее в качестве своеобразной теории биоса. Первые доклады по биополитике зазвучали на конгрессе Южной ассоциации политических наук США в 1967, в 1970 она признана
Международной ассоциацией политических наук как специальная область исследований, а с 1975 получила статус постоянной исследовательской области в программе конгрессов этой ассоциации. С 1985 функционирует Международная организация по биополитике BIO, созданная усилиями Влавианос-Арванитиса. Методологический и философский базис биополитики Прежде всего, Олескина волнует вопрос, в какой мере приложимы к человеку концепции, основанные на данных
о поведении млекопитающих или более удаленных от человека объектов И в какой мере распространимы данные наук о Homo sapiens на другие формы жизни Достижения этологии последних десятилетий существенно усложнили наши представления о поведении других существ. Животные и насекомые совсем не всегда следуют наследственно закрепленным образцам поведения у них есть жизненный опыт и знания, передаваемые в биосоциальной системе из поколения в поколение. Олескин отмечает, что вероятно у животных имеется и способность делать выбор между альтернативами, находить нетривиальные способы решения задач. Биополитика придает существенное значение культуре как специфически человеческому хранилищу информации, передаваемой из поколения в поколение. Но в культуре можно выделить и биологическую компоненту. Если подходить с философской точки зрения, как уточняет
Олескин, то биополитика фактически опирается на идею познания мира живых организмов через человека или на основе родства с ним данный методологический подход Олескин называет гуманистикой. Для инструментария соцобиологии и биополитики характерно и широкое использование теории эволюции на основе естественного отбора особое значение здесь концепция родственного альтруизма и взаимного альтруизма. Существую также недарвиновские альтернативные концепции, также имеющие место
в современной науке 1. нейтральная эволюция на основе мутаций, не подвластная естественному отбору 2. эволюции на базе кооперации живых организмов, устраняющая конкурентность между организмами 3. номогенетическая эволюция на базе действующих независимо от отбора законов на уровне всех царств живых существ Биополитика и социальная технология Сами социальные технологии, как рассматривает Олескин, понимаются им в качестве совокупности разработок по 1. улучшению отношений между людьми и их
группами в различных ситуациях 2. усовершенствованию самих человеческих социальных структур разного ранга Среди исторических предшественников биополитического подхода к моделированию социальных и более узко политических структур Олескин назвывает трактаты Аристотеля, где человек рассматривался как политическое животное. В последние годы вместе с исследованиями, осуществленными в рамках биополитики, появляются работы, авторы которых не относят себя к биополитикам, но исходят из возможности биологического моделирования структур человеческого общества. Но Биополитический подход к социальным технологиям имеет шансы на успех в том случае, если он, по мнению А.В. Олескина, дополняется подходами, учитывающими небиологические компоненты политического поведения человека. Биополитический подход к улучшению отношений между человеческими индивидами И в этологии, и в социологии взаимодействия индивидов традиционно подразделяются на агонистические
ведущие к конфликтам и дружественные. Но социобиология позволяет определить эволюционно значимые средства канализации, ритуализации и сублимации. Соц. технологии могли бы взять на вооружение факты ритуализации и канализации агрессии так можно смягчить жестокость политических конфликтов. В литературе последних лет предлагаются рецепты снижения агрессивности людей, исходя из общих этологических законов, таких как закон несовместимых мотивов поведения.
Этологическое понятие агонистическое поведение имеет более широкий смысл, чем агрессия сюда относится также избегание потенциального противника, ведущее к изоляции от него. Существующие классификации форм агонизма в целом и агрессии в частности сложны и отражают, что для агрессивного поведения важна не только сама агрессивность по Муррею, сколько один из инстинктов в их парламенте у животных по
Лоренцу и разрушительный инстинкт смерти по Фрейду. Агрессия без агрессивности наблюдается в ходе войн, мятежей и других конфликтов политически организованных групп, когда солдаты особенно наемники не испытывают никакой враждебности к противнику, а лишь исполняют свой долг или рассчитывают на финансовое вознаграждение. Отсюда Олескин и определяет, что важный ракурс в человеческом обществе связан с распознаванием своих и чужих, друзей и врагов. Данные же современной этологии свидетельствуют о весьма широкой распространенности межгрупповой дифференциации, изоляции, агрессии среди биологических объектов. Для биополитики важно понимание конкретных механизмов распознавания своих и чужих. К числу таких механизмов Олескин относит формирование стереотипов. В человеческом обществе усложненными и культурно нагруженными аналогами стереотипов являются предрассудки
например, национальные, расовые, половые. В биополитическом ракурсе эти предрассудки Олескиным понимаются в качестве конструкций, основанных на недостаточном эмпирическом материале шаблоны восприятия, интерпретации, оценки, действия. Аналогом двух вариантов территориального поведения основанного на агрессии и на избегании у животных служат 2 варианта национализма у людей воинственная позиция по отношению к иноземцам и мирная позиция, основанная на стремлении к изоляции.
Олескин склоняется к той точке зрения, в которой все благородные планы по искоренению предрассудков представляются наивными. Одной из эффективных социальных технологий представляется культивирование детских и юношеских межнациональных контактов с выработкой дружественных стереотипов. Автор считает, что также целесообразно поставить вопрос о создании буферных зон взаимного контакта между нациями. Помимо агрессии и других видов агонистического поведения весьма существенное значение
имеют и дружественные формы поведения, такие как кооперация и афилиация. Кооперация возникает даже в мире эгоистов подчеркивает ученый и способнапреодолеть агонистические отношения, при соблюдении следующих условий 1. партнеры предполагают взаимодействовать между собой длительное время и 2. при взаимной кооперации выигрыш каждого партнера больше, чем при взаимном отказе от кооперации. Но каждый может попробовать перехитрить другого, но для этого существует, по мнению Олескина, прообраз государства, контролирующий кооперацию. Однажды возникнув в коллективе, кооперация обычно улучшает его психологический климат. Социальные технологии должны учитывать тот факт сложного переплетения и взаимопроникновения дружественных и агонистических форм поведения у различных живых организмов. Биологический подход к усовершенствованию социальных структур
Олескин дает определение биосоциальной системы как объединение особей одного вида, построенное по кооперативному принципу например, колония бактерий, стая рыб, семья муравьев, группа обезьян и т.д На основе сравнительного анализа биосоциальных систем на различных уровнях эволюции Олескин разработал ряд рекомендаций, полезных для социальных технологий 1. Данные этологии говорят о наличии доминирующих и подчиненных видов индивидов в биосоциальных системах
на разных уровнях эволюции. Выдвигаются проекты по созданию социальных групп разного уровня со многими временными лидерами. 2. Наличие временных, локальных , ситуационных лидеров частный случай более общей ситуации переменных социальных ролей, но не доводящийся до абсурда, т.к. в обществе есть роли, требующие узкого профессионализма, и роли, выполнение которых, указывает ученый, можно совместить с иными ролями. 3. Функционирование социальной системы предполагает взаимное согласование поведения ее членов.
Здесь действуют 3 координирующих механизма – на базе иерархической структуры подчинение всех лидеру – за счет локальных контактов и взаимной стимуляции особей – на основе диффузных агентов химических соединений или физических полей. Тот или иной механизм координации преобладает в зависимоти от ситуации. В последние десятилетия, по утверждениям ученого, социологи и политологи обратили внимание на иерархические механизмы координации деятельности человеческих коллективов. Если социальная система имеет лидера, то он может функционировать в рамках разных моделей, которые обозначаются как авторитарная и демократическая. 4. Живые организмы в биосоциальной системе обмениваются информацией по многим каналам коммуникации контактной или дисконтактной бессловесное общение. 5. Биосоциальные системы, по мнению А.В. Олескина, характеризуются изменчивостью, мобильностью и реализацией разных регуляционных принципов.
Олескин целесообразно подчеркивает, что человеческие социальные системы имеют не только биополитическую, но и социокультурную компоненту. Общинные кооперативные социальные структуры с биополитических позиций Социальные технологии, учитывающие биополитические рекомендации, разрабатываются прежде всего на материале общин. Антропологи склоняются к убеждению, что первобытное общество состояло из малых 30-40 человек групп охотников, объединенных кооперацией, взаимной поддержкой, родственными и дружескими связями.
Общинные и подобные им соц. структуры разнятся, как полагает А.В. Олескин, по степени спаянности между собой их членов. Примерами устойчивых общинных структур могут служить также кибуцы, существующие в Израиле более полувека. Олескин полагает, что социальная технология, ориентирующаяся на многообразие общин, предполагает такие рекомендации 1. включать в свой состав коммерческое подразделение, которое
будет обеспечивать ее полную или частичную финансовую независимость 2. развернуть творческие подразделения, которые должны обеспечивать поддержку и развитие научных и культурных традиций 3. обеспечить психологический комфорт, предпосылки для афилиации, кооперации и невербальной коммуникации 4. необходимо создать особое подразделение, ответственное за внешние связи общины и другие ее контакты Подводя итог вышесказанному, ученый упоминает, что, если биполитика стремится найти пути и средства моделирования и оптимизации отношений между лицами и социальными группами, то она не может не сформировать определенные стратегии социальной технологии. Конспект статьи Олескина А.В. Биополитика и ее приложение к социальным технологиямВопросы философии. 1995. 7.