СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..………………………..2
Британскаяэнергетическая стратегия в контексте. Экономим изменения климата……………………………………………………………………………………………3
Заключение…………………………………………………………………………..19
Списокисточников……………………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
В работе рассмотрены подходы Великобритании к разработкеполитики в сфере изменения климата. Проанализированы долгосрочные тенденцииобеспечения британской экономики энергетическими ресурсами, а также рискимеждународной энергетической безопасности. Представлены некоторые аспектыдвустороннего энергетического сотрудничества между Великобританией и Россиейкак главным поставщиком энергоносителей к ЕС.
Охрана окружающей природной среды является одной изосновных составляющих экономической политики Великобритании. Правительствостраны считает, что для обеспечения жизнеспособного развития стабильныйэкономический рост и социальный прогресс должны происходить параллельно сосбалансированными мероприятиями, направленными на активную защиту окружающейприродной среды. Экономические инструменты, наряду с другими рычагамиэкономической политики, играют важную роль в достижении этой цели. Здесьдействует принцип: кто загрязняет больше — платит больше. Хотя в Великобританииво всех сферах экономической деятельности сделаны практические шаги внаправлении снижения объемов выбросов углекислого газа, по мнению британскогоправительства, изменение климата остается одной из наиболее опасных угрозустойчивому развитию страны в будущем. С 1970-х годов среднегодовая температуравоздуха в Центральной Англии увеличилась на 1°С, а 2006 г. оказался самымтеплым за последние 348 лет. По ориентировочным прогнозам британских экспертов,в период до 2080 г. средняя годовая температура воздуха в стране летом можетповыситься на 3-4°С, количество осадков — сократиться на 23%, а в зимнийпериод, наоборот, — повыситься на 16%; уровень моря вблизи Лондона можетподняться на 36 см.
БРИТАНСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОНТЕКСТЕ. ЭКОНОМИМИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Объясняя причины глобального потепления, британскиеэксперты последовательно придерживаются мнения о существовании непосредственнойсвязи между выбросами двуокиси углерода и увеличением температуры земнойповерхности. Великобритания, доля которой в глобальных объемах выбросов непревышает 2%, выступает влиятельным приверженцем Киотского протокола какпервого реального шага на пути реагирования на вредные выбросы парниковыхгазов.
В феврале 2003 г. Министерство торговли и промышленностиВеликобритании опубликовало Белую книгу энергетической стратегии британскогоправительства «Наше энергетическое будущее — в направлении экономики снизкой долей выбросов углекислого газа», которая содержит долгосрочноестратегическое видение проблем в энергетической сфере и предлагает пути ихрешения. Во исполнение требований Киотского протокола Соединенное Королевствообязалось уменьшить объемы выбросов двуокиси углерода на 60% в период до 2050г. (на сегодня эти обязательства страны были повышены до 80%).
До недавнего времени только две страны Евросоюза —Великобритания и Дания — полностью удовлетворяли внутреннее потреблениеэнергоресурсов за счет собственного производства (рис. 1). Однако вВеликобритании ситуация сейчас поменялась, и стране приходится решать проблемуизменения климата в новых и достаточно непривычных условиях — адаптации кусиливающейся энергетической импортозависимости.
/>
Характерно, что в конце XIX в. Великобритания занималапервое место в мире по объемам добычи каменного угля (разработки залежейкоторого были начаты еще в 1252 г.). За счет этого страна не только полностьюудовлетворяла свои внутренние промышленные потребности, но и поставлялаанглийское топливо в европейские страны, в первую очередь — Францию, СевернуюГерманию и Россию. XX в. для Британии стал знаковым. Открытие месторожденийприродного газа и нефти в Северном море (1965 г.) и их коммерческое освоение (1975г.) надолго обеспечили стране энергетическую независимость. Однако, посовременным оценкам британского министерства торговли и промышленности, запасынеосвоенных углеводородов на территории континентального шельфа Великобританиина сегодня составляют только от 16 млрд. до 25 млрд. баррелей нефтяногоэквивалента и будут практически полностью исчерпаны уже к 2028 г.5. Кроме того,до 2025 г. все (за исключением одной) действующие в Великобритании атомныеэлектростанции будут выведены из эксплуатации. Такая ситуация наблюдается и вугольной отрасли: на протяжении 1920-2004 гг. количество действующих шахтсократилось с 1000 до 8; собственная добыча угля снизилась в 2006 г. до 18,6млн. т при совокупном спросе в 68,2 млн. т. Переориентация страны на импортугля была обусловлена такими факторами: резким сокращением национальныхрезервов угля, доступных для добычи; низкой коммерческой привлекательностьюинвестиций в разработку новых залежей в связи с геологическими сложностями;ценовой конкуренцией со стороны альтернативных отраслей энергетики (атомной игазовой); несоответствием технологии сжигания угля на британских ТЭСэкологическим стандартам ЕС (директива 2001/80/ЭС).
Уже в 2005 г. объемы импорта нефти в страну впервыепревысили показатели внутренней добычи, а в 2006 г. такие же изменениякоснулись и газовой отрасли. Подобная ситуация ведет к тому, что к 2020 г. 80%потребностей Великобритании в энергоносителях будут удовлетворяться за счетимпорта. Следовательно, теоретически страна в будущем может практическиполностью оказаться в нефтяной зависимости от Норвегии, на которую сегодняприходится около половины общего объема импорта нефти (рис. 2). По прогнозам, в2020 г. Норвегия также будет обеспечивать около трети объемов поставок газа навнутренний британский рынок, которые планируется осуществлять главным образомчерез подводный газопровод «Лангелед», который введен в эксплуатациюв 2006 г. «Лангелед» — самый длинный (1200 км) в мире подводныйгазопровод, соединяющий восточное побережье Великобритании с западнымпобережьем Норвегии.
В структуре спроса на нефть в Великобритании 66%приходится на транспортный сектор (в первую очередь автомобильный), который напротяжении последних 20 лет выступает крупнейшим потребителем энергии встране12. Анализ структуры энергопотребления указывает на абсолютнуюзависимость страны от углеводородов в долгосрочной перспективе. По оценкамМинистерства торговли и промышленности Великобритании, в 2020 г. нефть и газбудут составлять 4/5 в структуре первичного энергетического спроса страны. Всвязи с этим все более актуальным становится вопрос диверсификацииэнергетических поставок.
/>
Британское правительство считает, что либерализациягазового рынка ЕС станет ключевым фактором обеспечения газовой безопасности.Альтернативой поставок газа через трубопровод (в том числе из Европы черезТурцию газопроводом Набукко) будут поставки сжиженного природного газа (СПГ)морем из таких стран, как Тринидад и Тобаго, Катар, Египет. За счет СПГбританское правительство надеется удовлетворять в 2020 г. около половиныгазовых потребностей страны Традиционно в долгосрочных контрактах цены на газфиксированны, однако зависимость их уровня от цены на нефть существует иусиливается в условиях глобального системного кризиса и дестабилизации мировойэкономики.
Великобритания не планирует устанавливать целевой уровеньцен на энергоносители. Главным для нее является функционирование прозрачного,ликвидного и конкурентоспособного рынка как механизма формирования стабильныхцен. Низкая цена на нефть будет угрожать дестабилизацией стран-производителей,которые в значительной мере зависят от производства нефти и газа. Это такжеможет привести к утрате конкурентоспособных позиций многими нефтянымиместорождениями стран ОПЕК и снизить заинтересованность частных инвестороввкладывать средства в новые месторождения (за пределами ОПЕК), что негативноотразится на безопасности и диверсификации предложения энергоносителей.Невысокая цена также снизит интерес к инвестициям в возобновляемые источникиэнергии.
Одновременно повышение цены на газ создаст значительныепроблемы для ведущих отраслей британской промышленности, в первую очередьхимической. Из-за закрытия АЭС и превращения Великобритании в нетто-импор-терагаза и нефти страна уже потеряла 30% энергогенерирующих мощностей. Поэтомурешение вопроса энергетической безопасности является насущной проблемой длябританского правительства.
На ближайшие 10 лет мировые резервы нефти и газа длямирового потребления более чем достаточны. Однако в 2020 г. около половиныспроса на нефть будут удовлетворять страны, в которых, по мнению старшегоконсультанта компании «Petroleum Economist» П. Хьюпера, существуютзначительные риски внутренней нестабильности. Выступая в Лондоне 5 апреля 2006г. на конференции «Тенденции в международной энергетической безопасности:значение для международных отношений, промышленности и мировых рынков»,организованной Вестминстерским энергетическим форумом (Westminster EnergyForum) совместно с Королевским объединенным институтом по вопросам исследованийв сфере обороны и безопасности (RUSI), П. Хьюпер отметил, что исламскийэкстремизм является основной угрозой для энергетической безопасности в мире. Поего информации, транспортно-энергетическая инфраструктура в таких странах, какЙемен, Индия, Алжир, Колумбия, Нигерия, Ирак, является объектом постоянныхтеррористических атак (например, в Ираке осуществляется от 80 до 100 подрывовнефтепроводов в год). Великобритания также считает недопустимой разработкуИраном собственной ядерной программы при существующем там политическом режиме.Официальный Лондон делает ставку на Турцию как на члена НАТО и гарантабезопасности транспортных коридоров и критикует политическую позицию Брюсселяотносительно недопущения ее членства в Евросоюзе.
При помощи современных методов геологической разведкидоказано, что львиная доля (62%) резервов нефти сконцентрирована в странахБлижнего Востока и Северной Африки. Таким образом, доля стран — членов ОПЕК вмировом производстве нефти увеличится с 40% в 2006 г. до 50% в 2030 г. Зарамками этой организации только Россия, страны Центральной Азии, ЛатинскойАмерики и Канада имеют шансы значительно увеличить добычу нефти в долгосрочнойперспективе. Несмотря на то, что для месторождений газа характерна болееширокая география, 56% подтвержденных газовых резервов сконцентрированы в трехстранах — России, Иране и Катаре.
В правительстве Т. Блэра энергетическая безопасность былаопределена как один из восьми стратегических приоритетов внешней политикиВеликобритании на следующее десятилетие. В новом лейбористском правительстве Г.Брауна эти обязательства приобрели исключительную важность. В октябре 2008 г.было создано Министерство по вопросам энергетики и изменения климата, ккомпетенции которого стали относиться вопросы энергетической политики (ранеевходили в сферу деятельности Министерства по вопросам бизнеса,предпринимательства и регулятивной реформы) и изменения климата (ранеезанималось Министерство окружающей среды, пищевой промышленности и сельскогохозяйства). По мнению британских специалистов, такая реорганизация будетсодействовать развитию многостороннего сотрудничества в сфере энергетики, впервую очередь с Ираном и Россией.
Россия играет ключевую роль в энергетическом балансеЕвропы. По данным Евростата, в 2008 г. она удовлетворяла 36,8% импортагаза,32,1% импорта нефти и 27,6% импорта угля стран ЕС-27. В структуребританского импорта энергоносителей доля России составляет 14,1 % в импортенефти и 47,6% (доля стран СНГ, в том числе и РФ) в импорте угля.
Импортная цена на газ на спотовом рынке СоединенногоКоролевства составляет более 600 дол. за 1000 м3, что делает его исключительнопривлекательным товаром для производителей энергоресурсов. С учетом того, чтона Россию приходится только 2% газа, потребляемого в Британии, вполне понятенинтерес россиян как лидеров на мировом газовом рынке к приобретению британскихрозничных активов. Следует отметить, что четыре из шести крупнейших британскихэнергораспределительных компаний, контролирующих 94% британского розничногорынка электроэнергии и 99% рынка газа, принадлежат инвесторам изконтинентальной Европы (табл.). Такая ситуация не вызывает возражений состороны британских регулирующих органов, которые полностью полагаются на мощьбританского судопроизводства в рамках правовой системы ЕС (четыре из шестикрупнейших юридических компаний мира -«Clifford Chance»,«Linklaters», «Freshfields Bruckhaus Deringer» и«Allen & Overy» — имеют британское происхождение).
Доля рынка и государственная принадлежность крупнейшихбританских энергораспределительных компаний (%)Энергораспределительная компания Материнская компания Доля на рынке газа Доля на рынке электроэнергии «British Gas» «Centrica» (Великобритания) 53 22 «Powergen» «E.ON» (Германия) 14 20 «Scottish and Southern Energy» «Scottish and Southern Energy» (Великобритания) 10 16 «nPower» «RWE» (Германия) 9 15 «Scottish Power» «Iberdrola» (Испания) 9 13 «EDF Energy» «EDF» (Франция) 4 8
Однако попытки России развивать двусторонние отношения вгазовой сфере, в частности, через покупки акций газораспределительной компании«Centrica», наталкиваются на последовательный отпор со стороныбританских официальных кругов, которые усматривают в этом угрозу оказаться взависимости от России как стратегического поставщика газовых ресурсов.Официальный Лондон не скрывает своего негативного отношения к строительствуСеверного трубопровода; обеспокоенность вызывают и вопросы ценообразования вРоссии, в первую очередь — низкие тарифы на внутреннем рынке и ценовая политикапо отношению к странам бывшего СССР. Это беспокойство аргументируют тем, чтонизкие цены станут препятствием для выхода на рынок иностранных инвесторов, а вРоссии, будто бы, не хватит собственных ресурсов для освоения новыхместорождений, что может негативно сказаться на глобальном предложенииэнергоносителей в будущем.
В мае 2006 г. «Financial Times» опубликоваластатью российского министра промышленности и энергетики В. Христенко, в которойон, вслед за министром иностранных дел С. Лавровым, отвечал на обвинениявице-президента США Д. Чейни в «энергетическом шантаже изапугивании». В. Христенко призвал Запад «признать достижения Россиив продвижении к рыночным принципам и демократии». Министр заявил, чтороссийское «сотрудничество в энергетической отрасли свободно от призраковсоветской эпохи» и что «в общих интересах… избавиться от устаревшихпредставлений и общими усилиями формировать новую концепцию энергетическойбезопасности».
Тем не менее потепления в британско-российских отношенияхпока что не ощущается. Во время войны в Грузии премьер-министр ВеликобританииГ. Браун совершенно однозначно охарактеризовал состояние сотрудничества сРоссией: «Ни одной стране нельзя давать возможность затягивать на шееЕвропы энергетическую „удавку“, и события этого августа показали,насколько важна для нас диверсификация источников энергетическихпоставок».
Более оптимистично относится к вопросу сотрудничества сРоссией Э. Бьюкенен, Глава Британского регулирующего органа в сфере энергетики.Выступая на конференции по вопросам обеспечения энергетических поставок 21 мая2007 г. в Лондоне в Королевском объединенном институте по вопросам исследованийв сфере обороны и безопасности, он, в частности, отметил, что в будущихотношениях между ЕС, Великобританией и Россией в энергетической сфере существуютразные варианты. С одной стороны, он не исключает, что Россия, воспользовавшисьсвоим положением главного поставщика энергоносителей в ЕС, может завладетьвнутренним британским рынком. С другой, по его мнению, создание энергетическойсети в Великобритании и других странах ЕС на основе использования современныхтехнологий может дать значительные преимущества в диалоге с Россией. При этомЭ. Бьюкенен обращает внимание на то, что Россия, сталкиваясь со сложными проблемамивыхода на британский рынок, может предпочесть сотрудничество с Китаем.
Такое положение дел, кажется, не очень волнует Россию.Пока британские чиновники настойчиво предупреждают о приближении экологическихкатастроф, призывая развивающиеся страны отказаться от энергоемких производстви перейти на торговлю «воздухом» в виде квот на выбросы углекислогогаза, российский капитал прокладывает «октановые» пути на британскомрозничном рынке. В 2006 г. «Газпром» все-таки вышел на него, купивнебольшую частную компанию «Pennine Natural Gas Limited» всеверо-западной Англии, а также 50% акций «Wingas Storage UK» (группыBASF, имеющей лицензию на разработку газового месторождения в графствеЛинкольншир на востоке Англии, с целью его превращения в подземное газовоехранилище). По оценкам британских аналитиков, доля «Газпрома» набританском розничном рынке в среднесрочной перспективе может вырасти до 10—15%.
Согласно расчетам Международного энергетическогоагентства, необходимый объем мировых инвестиций в развитие энергетическогосектора в период 2005—2030 гг. должен составить 20 трлн. дол… Стимулируяинвестиции в развитие национальной энергетики, британские чиновники делаютставку на динамичный рост количества малых и средних компаний, которыеинвестируют в энергетический сектор, а также в неосвоенные резервы в Северномморе, для разведки и добычи которых необходимы технологии бурения назначительных глубинах. Кроме того, закрытие АЭС требует больших инвестиций встроительство хранилищ для отработанного ядерного топлива. Однако убедитьбизнес вкладывать средства в технологии, на основе которых можномодернизировать британскую энергетическую инфраструктуру с целью сохраненияокружающей природной среды, непросто, поскольку их коммерческаяпривлекательность пока остается достаточно сомнительной. Вместе с темпромедление может обернуться катастрофой для дальнейшего развития страны,граждане которой привыкли к комфортной и богатой жизни.
После Второй мировой войны Великобритания постепеннопереориентировала свое производство из сферы промышленных товаров в сферууслуг. В 1970—2003 гг. доля обрабатывающей промышленности в отраслевойструктуре британского ВВП сократилась с 33 до 15,7%, а доля деловых ифинансовых услуг, включая доходы от недвижимости, увеличилась с 18 до 30,7%. Вцелом на сферу услуг сегодня приходится почти 80% ВВП страны. В современнойВеликобритании потребляют гораздо больше, чем производят. Она имеет второе поабсолютным показателям отрицательное сальдо в торговле товарами после США вмире, величина которого увеличилась в 10 раз за последние 10 лет. При этомбанковский долг домашних хозяйств самый большой в мире и составляет более 180%от дохода после уплаты налогов. Таким образом, даже если британцы и были быготовы умерить свои «потребительские аппетиты», отказ от долговойэкономики погрузил бы страну в экономический хаос.
Как свидетельствует приведенный анализ, традиционныеэнергетические источники Великобритании постепенно исчерпываются, а инвестициив новые технологии пока что не решают проблем обеспечения энергетическогобаланса. Состояние отношений Великобритании со странами, богатыми ресурсами,также не добавляет оптимизма. Приход к власти новой политической команды воглаве с бывшим министром финансов Г. Брауном, которая не имеет достаточногоопыта во внешней политике, может лишь ухудшить и без того сложные отношениястраны с внешним миром. Но, кажется, британцы, как всегда, нашли нестандартноерешение проблемы, видя выход из сложившейся ситуации в… «глобальномпотеплении».
Соединенное королевство с необычайной настойчивостьюпризывает мировую общественность к активным действиям по предотвращениюкатастрофических последствий изменения климата. Такая политика сталацентральным элементом энергетической стратегии британского правительства. Сцелью своевременного реагирования на изменение климата в Великобританииразработана мощная законодательная и регулятивная база, приняты стратегии ипрограммы, которые призваны стать путеводителем для других стран, проведенцелый ряд фундаментальных исследований по этой проблеме.
Одно из таких мегаисследований под названием«Экономика изменения климата» было проведено под руководством главыэкономической службы британского правительства, бывшего главного экономистаВсемирного банка Н. Стерна. Оно содержит не только апокалипсический сценарий мировогоразвития, согласно которому человечеству придется направлять до 20% ВВП напреодоление последствий изменения климата, если оно своевременно не начнетдобывать энергию из воздуха, но и привлекательные коммерческие перспективы отперехода на модель экономики с использованием энергии с низкой долей углерода.В нем просматривается гениальное, с точки зрения британцев, решение собственнойэнергетической проблемы: пока остальные страны будут заняты разработкой ивнедрением «зеленых» технологий, они будут потреблять остатки мировыхзапасов нефти и газа.
Британское правительство прилагает значительные усилия,чтобы как можно больше стран включились в разработку возобновляемых источниковэнергии. Причем собственно прогресс самой Великобритании в данном направлениивесьма умеренный: доля возобновляемых источников энергии в общей структуреэнергопотребления составляет только 1,5% против 9,2% в целом для стран ЕС-27.По прогнозам Министерства торговли и промышленности Великобритании, до 2020 г.доля возобновляемых источников энергии вырастет до 5% в общей структуреэнергопотребления страны.
Следует заметить, что «Бритиш Петролеум» —крупнейшая британская и европейская энергетическая компания — одна из первыхпредложила инновационные технологии для противодействия «глобальному потеплению».Взбудоражив такими сообщениями в прессе общественность, она, однако, продолжаласкупать активы добывающих компаний, трубопроводы и розничную сеть нефтегазовогосектора в разных уголках мира. Главным образом это происходило за счет сокращенияинвестиций именно в сектор исследований и разработок внутри страны (на это, вчастности, ссылаются в докладе британскому правительству под редакцией Р.Ламберта).
Заслуживает внимания и то, что 38% в структурепотребления энергоносителей в Англии приходится на транспортный сектор, вкотором львиная доля — на автомобили и самолеты. При этом Великобританияостается одним из самых привлекательных мест в Европе с точки зрениярасположения заводов ведущих автомобильных компаний мира, которых насчитываетсяболее 40, причем в последние годы интерес иностранных инвесторов к развитиюэтой отрасли в Соединенном Королевстве растет. Что касается авиации, то и этасфера активно развивается. Примером тому служит открытие в 2008 г. пятоготерминала аэропорта «Хитроу».
Призывая другие страны заняться производством«топлива из кукурузы», Великобритания совместно с США (которые так ине ратифицировали Киотский протокол) под лозунгами борьбы за демократию ведетактивные военные действия в разных уголках планеты с целью обеспечения доступак разведанным запасам нефти и газа. Создается впечатление, чтоангло-американская коалиция пытается не только завладеть оставшимися в миререзервами жидких энергоносителей, но и надеется убедить другие страны вкоммерческой привлекательности торговли выбросами, которая фактически началась1 января 2008 г. и сегодня рассматривается в Британии как один из наиболееперспективных и рентабельных рынков в мире.
В то же время существует некоторая несогласованностьбританских позиций относительно приоритетов энергетической стратегии. Так, помнению руководителя научных исследований Министерства окружающей среды, пищевойпромышленности и сельского хозяйства X. Делона, достижение содержания двуокисиуглерода уровня 450—550 ppmv (долей на миллион объема) может иметькатастрофические последствия для человечества (сегодня — 380 ppmv). Однако, помнению руководителя экономической службы Н. Стерна, указанный уровень являетсяминимальным для оправдания рыночного потенциала торговли выбросами.
Именно Великобритании (в период ее председательства в ЕСи «Большой Семерке» в 2005 г.) принадлежала инициатива делегироватьЕвропейской Комиссии полномочия по разработке Единой энергетической политикиЕС. Уже в марте 2007 г. европейскому сообществу была представлена новая европейскаяэнергетическая стратегия — амбициозный пакет реформ, направленных на снижениеобъемов выбросов углекислого газа в экономиках стран ЕС и переход киспользованию возобновляемых источников энергии. Стратегия призывала страныЕвросоюза к 2020 г. снизить объемы выбросов углекислого газа на 20% приодновременном снижении потребления энергии также на 20% за счет растущейэнергоэффективности и увеличении до 20% доли возобновляемых источников энергиив структуре энергопотребления ЕС.
Такие неожиданные планы Еврокомиссии по развитию общегоэнергетического рынка вызвали критику даже среди «отцов отрасли».Так, глава Международного энергетического агентства К. Мандил, выступая вЛондоне 14 марта 2007 г. на «Украинском энергетическом саммите»,организованном компанией «Adam Smith Conferences», назвал целистратегии «конфликтующими», а планы ЕС по увеличению доливозобновляемых источников энергии «нереально амбициозными».
Необходимо отметить, что энергетическая стратегия какприоритет выдвигает полную либерализацию энергетических рынков ЕС к 2010 г.,предполагая привлечь к этому также Турцию и Украину. Что касается Украины, то сюридической точки зрения такой шаг может означать полное открытие украинскойэнергораспределительной и газотранспортной инфраструктуры перед компаниями ЕС(в первую очередь, конечно же, британскими, которые уже давно присутствуют наукраинском рынке), с дальнейшим повышением цен на газ и электроэнергию дляконечных потребителей в Украине с целью сравнять их с европейскими.
Следует отметить, что основным мотивом«зеленых» действий является выполнение странами обязательств поснижению объемов выбросов углекислого газа в атмосферу, которые предусмотреныКиотским протоколом. По количеству стран, ратифицировавших этот документ, егоможно условно сравнить с ГАТТ/ВТО. При этом следует обратить внимание на то,что эффективность этой организации в течение последних лет снижаетсяпропорционально количеству антидемпинговых расследований и усилениюнационального протекционизма в условиях глобального системного кризиса. Неисключено, что именно Киотский протокол рассматривается Великобританией какновый инструмент влияния на богатые ресурсами развивающиеся страны. С учетомокончания срока действия Киотского протокола в 2012 г., Великобритания активнолоббирует принятие нового документа, который будет призван связать мировуюобщественность обязательствами по снижению выбросов углекислого газа ватмосферу на более длительную перспективу.
Отношение к имплементации Киотского протокола достаточнонеоднозначно в мире, о чем свидетельствуют как позиции отдельных государств,например США (которые не ратифицировали протокол), так и расхождения вовзглядах некоторых стран на целесообразность их присоединения.
В Министерстве иностранных дел Великобританиипридерживаются мнения, что Россия, несмотря на подписание Киотского протокола,пока что отделяется от консенсуса, достигнутого международной научнойобщественностью. По словам бывшего Министра иностранных дел Великобритании М.Бэкет, российские ученые склонны занижать глобальные риски изменения климата.Она высказала уверенность, что в будущем такие последствия станут ощутимы и внекоторых частях России, что, соответственно, изменит ее отношение к проблемамглобального потепления.
С целью соответствующего реагирования на изменениеклимата в Великобритании разработана мощная законодательная и регулятивнаябаза, утверждены соответствующие программы и стратегии. Следует отметитьвысокий уровень научного обоснования политики британского правительства в сфереизменения климата, что достигается путем активного привлечения к работеправительственных органов экспертов и специалистов мирового уровня.
Вместе с тем вопросы изменения климата являютсядостаточно сложной международной проблемой, которая не имеет однозначногонаучного и экономического базиса. В международных академических кругах пока недостигнут консенсус относительно того, что наихудший сценарий развития ситуациис изменением климата связан именно с выбросами углекислого газа, на чемнастаивает Великобритания. Если бы британцы действительно рассматривали вариантзатопления своих территорий, допуская прямую связь с объемами выбросов С02, тоих действия по сокращению выбросов были бы намного более жесткими. Другимисловами, если бы дела выглядели настолько серьезно, ограничения «однасемья — одна машина» были бы гораздо более действенными. На самом деле,Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по количествуавтомобилей на душу населения (32 млн. машин на 60 млн. чел.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодня Великобритания «с запасом» выполнилаобязательства в рамках Киотского протокола, но дальнейшее выполнение взятыхстраной обязательств будет усложняться существующими рисками структурногохарактера британской экономики (сверхвысокое энергопотребление, в частности втранспортном секторе, превращение в нетто-импортера энергоносителей,хронический дефицит торгового баланса, «деиндустриализация»,зависимость экономического роста от конъюнктуры международных финансовых рынковв связи с чрезмерной долей финансового сектора в ВВП). Поэтому активная позицияСоединенного Королевства по лоббированию вопросов изменения климата в рамках«Большой Восьмерки» и ЕС указывает на его особую заинтересованность вих продвижении, в том числе с целью решения существующих внутренних проблем засчет «третьих» стран.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Adapting to climate change. UK Climate Projections. London, Departmentfor Environment, Food and Rural Affairs, June 2009, p. 9—14.
2. «Energy. Transport and Environment Indicators». Eurostat.Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2008,p. 22.
3. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Подред. К. К. Арсеньева, О. О. Петрушевскаго. — СПб., «Типо-Литография И. А.Ефрона», 1892
4. The New Encyclopedia Britannica. Macropedia. Knowledge in Depth, 15*Edition. Chicago, «Encyclopedia Britannica, Inc», vol. 29,1994,1088p.
5. Meeting the Energy Challenge. «A White Paper on Energy», May2007. London, Department of Trade and Industry, 2007, p. 109.
6. Our energy future — creating a low carbon economy. «Energy WhitePaper». London, Department for Trade and Industry, 2003, p. 10
7. Hawkins N. Re-energizing Britain. Promoting investment in our energyfuture. London, Adam Smith Research Trust, Adam Smith Institute, 2009, p. 9,11.
8. Meeting the Energy Challenge, p. 112.
9. UK Energy Sector Indicators 2007: a Supplement to the Fourth AnnualReport on progress towards 2003 Energy White Paper goals. London, Department ofTrade and Industry, 2007, p. 11.
10. Кгоерр1 С. Oil Economy 2007. Brussels, Eurostat, European Commission,2008, 9 p.
11. Нuерег P. Fundamentals of Energy Infrastructure Security. RiskMitigation in the International Environment «PetroleumEconomist»,August2005.ww.erKrgybusinessreports.corn/ shop/item.asp?itemid=78.
12. Jimenez A. Statistical aspects of the natural gas economy in 2008.Eurostat, 16/2009, p. 1.
13. «Energy. Monthly Statistics» № 5, Eurostat, 2009, p. 24,25.
14. www.fathom-consulting.comwww.scottishpower.com, www.edfenetgy.com.
15. International Financial Markets in the UK, International FinancialServices London. London, May 2008, p. 20.
16. Кhrіstenkо V. Energy collaboration is free from Soviet ghosts.«Financial Times», May 7,2006.
17. BrownG. This is how we will stand up to Russia’s naked aggression.«The Observer», August 31, 2008.
18. World Energy Outlook 2006. International Energy Agency. Paris, 2006, p.41.
19. Великобритания: эпоха реформ. (Под ред. А. А. Громыко). — М., «ВесьМиф», 2007, с. 260.
20. Global Financial Stability Report. Responding to the Financial Crisisand Measuring Systemic Risk. IMF. Washington, April 2009, p. 6.
21. Кузнецов А. В. Энергетический баланс Великобритании: точканевозвращения. «Финансовые риски» № 3, 2007, с. 18.
22. Кузнецов А. В. Энергетические хлопоты англичан. «Международнаяжизнь» № 11, 2008, с. 142.
23. Energy, Transport and Environment Indicators. Eurostat. Luxembourg,Office for Official Publications of the European Communities, 2008, p. 58.
24. The Lambert Review of Business-University Collaboration. HM Treasury.Norwich, HM Treasury, December 2003, p. 19,142.
25. UK Energy Sector Indicators 2007: a supplement to the Fourth AnnualReport on progress towards 2003 «Energy White Paper goals». London,Department of Trade and Industry, 2007, p. 11.
26. UK automotive opportunities. UK Trade and Investment, www.ukinvest.gov.uk/
Automotive/en-GB-list.html?nav.