–PAGE_BREAK–3) Система коллективного пользования (доступа) [multi-user(multiaccess) system] — вычислительная система, обеспечивающая одновременную рабому нескольких (определенного множества) пользователей.
4) Однопользовательская система [single-usersystem] — вычислительная система, обеспечивающая работу только одного пользователя.
5) Многопроцессорная (мультипроцессорная) система [multiprocessorsystem] — вычислительная система, имеющая два или более взаимосвязанных процессоров, использующих общую память и управляемых единой операционной системой или обслуживающих общий поток заданий.
6) Многотерминальная система [multiterminalsystem] — вычислительная система, состоящая из ЭВМ и некоторого множества подключенных к ней терминалов (оконечных устройств).
7) Децентрализованная система [decentralizedsystem] — многопроцессорная система или вычислительная сеть, в которой управление распределено по различным ее узлам.
8) Распределенная система, система с распределенными функциями [distributed(function) system]
— Автоматизированная система, в которой отдельные функции и операции реализуются ее распределенными в пространстве технологическими узлами или подсистемами, в том числе и автономными.
— Любая вычислительная система, позволяющая организовать взаимодейг,!
вне независимых, но связанных между собой машин (см. «Распределенная обработка данных»).
9) Автономная система [offline(isolated, stand-alone) system]
— Система, не входящая в состав какой-либо другой системы или не находя
щаяся под ее управлением.
— В вычислительной технике — подсистема, не находящаяся под
управлением центрального процессора.
10) Локальная (изолированная) система [stand-alonesystem]
— Автоматизированная (в том числе информационная) система предприятия или организации, работающая в автономном режиме .
— Вычислительная система, управляемая с одного терминала.
11) Адаптивная (адаптируемая) система [adaptivesystem] — автоматизированная система, которая может приспособляться (адаптироваться) к изменениям внешних и внутренних условий путем изменения своей структуры и/или значений параметров.
ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА [opensystem]
Вычислительная система, отвечающая стандартам OSI(OpenSystemsInterconnection).
Основные принципы построения открытых систем:
• переносимость [portability], позволяющая легко переносить данные и про
граммное обеспечение между различными платформами;
• взаимодействие [interoperability], обеспечивающее совместную работу ус
тройств разных производителей;
• масштабируемость [scalability], гарантирующая сохранение инвестиций в информацию и программное обеспечение при переходе на более мощную аппаратную платформу.
В основе открытых систем по этому признаку изначально лежала операционная система Unix, которая используется в большинстве открытых систем и в настоящее время.
Применительно к сетевым технологиям модель OSI предполагает обеспечение совместимости работающего оборудования и процессов по семи уровням: 1) физическому, 2) канальному, 3) сетевому, 4) транспортному, 5) сеансовому, 6) представительскому и 7) прикладному.
Вычислительная система, обеспечивающая свободный доступ пользователей к своим ресурсам.
Термины, логически связанные с открытыми системами:
OSI reference model (Open Systems Interconnection reference model) — модель взаимодействия открытых систем.
Закрытая система [closedsystem] — автоматизированная система, не отвечающая признакам открытых систем.
Гибкая система [flexibilitysystem] — система, которая может быть относительно легко и быстро перенастроена на новый состав решаемых задач.
Развивающаяся (расширяющаяся) система [evolutionarysystem] — автоматизированная система, ориентированная на введение в ее состав новых программных, технических, лингвистических, информационных и других средств для расширения ее возможностей (в том числе круга решаемых задач, видов услуг и т. п.).
Самообучающаяся система [self-learning(self-adapting) system] — автоматизированная система, обладающая способностью улучшать свое функционирование на основе накопления данных о предшествующей работе.
Самоорганизующаяся система [self-organizingsystem] — автоматизированная система, обладающая способностью расширять имеющуюся информацию и совершенствовать структуру на основе предъявляемых ей данных.
По другим признакам также различают следующие виды систем
Сложная (большая) система [complicatedsystem] — автоматизированная система, представляющая собой совокупность значительного числа взаимосвязанных и объединенных общими целями функционирования подсистем. Сложная система характеризуется наличием следующих отличительных признаков: широко развитая структура, многоцелевой характер, сложный алгоритм управления, высокий уровень автоматизации, большой состав персонала и/или пользователей, значительные периоды времени создания и жизни системы.
Замкнутая система [closed(self-contained) system] — автоматизированная система, не допускающая расширений, или система с обратной связью.
Защищенная система [protectedsystem]
— Автоматизированная система, которая в целях ограничения доступа к своим техническим, программным и/или информационным средствам требует ввода пароля.
— Система, снабженная средствами защиты данных от несанкционированного доступа, в том числе использования, разрушения и/или искажения.
Восстанавливаемая система [recoverysystem] — вычислительная система, допускающая возврат к нормальной работе после ее сбоя или отказа.
Система восстановления (данных) [purification(data) system] — комплекс программных средств, предназначенных для поддержания целостности данных. Используется в банках данных и других автоматизированных системах.
Прикладная система [applicationsystem] — вычислительная система, предназначенная для решения определенной задачи или класса задач или для предоставления пользователям определенных видов услуг.
Специализированная система [dedicatedsystem] — вычислительная система, предназначенная для решения узкого класса задач.
Типовая автоматизированная система [typicalautomatedsystem] — автоматизированная система, в которой используются типовые для данного или определенного класса систем технические, программные и другие средства.
Универсальная автоматизированная система [general-purposesystem] -автоматизированная система, обеспечивающая решение разнородных задач -вычислительных, информационных, управленческих, моделирования и т. п.
Система реального времени [real-timesystem] — автоматизированная система, работающая в режиме реального времени, который характеризуется тем, что скорость выполнения полного цикла внутрисистемных процессов и операций выше скорости процессов, протекающих во внешней среде, с которой система взаимодействует.
Система управления [controlsystem] — совокупность аппаратных (технических) и программных средств, предназначенных для поддержания или улучшения работы объекта управления.
Диалоговая (интерактивная, онлайновая) система [onlinesystem] — автоматизированная человеко-машинная система, работающая в режиме диалога, при котором она отвечает на каждую команду пользователя и обращается за информацией к нему по мере надобности.
Резервная система [backupsystem] — вычислительная система, которая принимает на себя управление в случае нарушения работы основной. Является частью системы с дублированием.
Система, сдаваемая «под ключ» [turnkeysystem] — вычислительная система, для работы с которой пользователю требуется только включить компьютер. При этом он получает доступ к прикладному программному обеспечению. Такие системы реализуются, в частности, на домашних ПЭВМ.
Человеко-машинная система, система «человек—машина» [man-machinesystem] — любая система, включающая человека (оператора) и техническое устройство, с которым он взаимодействует.
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА [expertsystem]
Автоматизированная система, реализующая признаки и средства искусственного интеллекта, содержащая базу знаний с набором правил решения определенного круга задач и программно-технические средства, позволяющие на основании вводимых в нее данных о текущем состоянии объекта управления или анализируемой ситуации поставить диагноз и сформулировать предложение или варианты альтернативных предложений (рекомендаций) для выбора решения пользователя системы.
Система, способная получать, накапливать, корректировать знания, предоставляемые преимущественно экспертами, из некоторой предметной области, выводить новые знания, решать на основе этих знаний практические задачи и объяснять их ход решения.
Экспертные системы нашли применение в самых разных областях человеческой деятельности: в управлении, экономике, проектировании сложных технических объектов, медицине (например, диагностика и лечение заболеваний), метеорологии, машиностроении, образовании, военном деле, робототехнике и др.
ПОДСИСТЕМА [subsystem]
1. В широком значении термина — часть любой системы, объединенная по родовидовому признаку, назначению, условиям жизнедеятельности, взаимодействия или функционирования (в частности, выполняющая одну или несколько ее основных или вспомогательных функций).
Подсистема по своим основным признакам может являться системой, входящей в состав другой — более сложной системы. Декомпозиция (расчленение) систем на подсистемы и методы их исследования рассматриваются в теории сложных систем управления.
2. Совокупность технических, программных, организационных, технологических и/или других средств, которые при взаимодействии реализуют определенную функцию, необходимую для реализации назначения системы в целом.
Функциональная подсистема [functionalsubsystem] — составная часть автоматизированной системы, реализующая одну или несколько взаимосвязанных функций. При создании или исследовании сложных систем практикуется их декомпозиция (расчленение) на функциональные подсистемы. ное целое — систему.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО, РАБОЧАЯ СТАНЦИЯ (АРМ) [workstation]
1. Индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу (на экран и печать) необходимых ему документов и данных. АРМ может быть реализован в виде автономной автоматизированной системы на ПЭВМ или являться терминалом автоматизированной системы.
2.Узел локальной вычислительной сети, пригодный для работы пользователя в диалоговом (интерактивном) режиме.
ТЕРМИНАЛ [terminal]
1. Устройство, предназначенное для взаимодействия пользователя или опера
тора с ЭВМ или автоматизированной системой, включающее в свой состав средства ввода (например, клавиатуру) и вывода (экран монитора, печатающее устройство и др.) данных.
2.В сетях ЭВМ — устройство, являющееся источником или получателем пересылаемых в сети данных.
3.В системах связи — оконечное устройство сети приема-передачи данных.
4. В кабельных системах — главный распределительный пункт зданий, соединенных магистральными каналами, промежуточный распределительный пункт (распределительный пункт так называемой вертикальной системы).
Терминалы классифицируются по назначению (терминал пользователя, редакторский терминал, игровой терминал), по принципу действия (интерактивный терминал, акустический терминал ), по способу использования (групповой терминал, индивидуальный терминал), по месту расположения (локальный терминал, напрямую подсоединенный к ЭВМ, и удаленный терминал — терминал, связанный с ЭВМ через каналы связи и модем) и т. д.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕРМИНАЛ [intelligent terminal]
1.Терминал, снабженный средствами собственной памяти и микропроцессором, обеспечивающими выполнение операций редактирования и преобразования данных независимо от ЭВМ или автоматизированной системы, к которой он подключен.
2.ПЭВМ, используемая в качестве терминала большой ЭВМ или автоматизированной системы.
Некоторые виды терминалов:
Терминал ввода-вывода [dumbterminal] — терминал, не обладающий собственной способностью обработки данных и работающий только как средство доступа к центральному процессору, например серверу.
Удаленный терминал [remoteterminal] — терминал, связанный с ЭВМ через модем и телефонную линию связи.
Игровой терминал [gameconsol] — микроЭВМ или приставка к телевизору, предназначенная только для компьютерных игр с использованием картриджей, вставляемых в терминал. Обычно стоимость таких терминалов невелика по отношению к ПЭВМ, а качество игр достаточно высокое. Недостатками являются узкий диапазон программного обеспечения и несовместимость одних типов терминалов с другими, в результате чего возможность обмена игровыми картриджами ограничена.
Телекоммуникационный терминал [telecommunicationscloset] — устройства в виде шкафа (шкафов), рам, стоек и т. п., используемые для размещения телекоммуникационного оборудования, кроссирующих, соединительных и распределительных панелей, магистральных кабельных каналов.
Устройство визуального отображения [VDU— VisualDisplayUnit] — терминал, состоящий из монитора и клавиатуры.
2.2 Функционально ориентированные автоматизированные
системы АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (АИС) [automatedinformation(data) system]
1.В прямом (узком) значении термина — комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для решения задач справочно-информационного обслуживания и/или информационного обеспечения пользователей.
2. В расширенном значении термина — комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, (первичной) обработки, хранения, поиска, (вторичной) обработки и выдачи данных в заданной форме (виде) для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.
В различных практических применениях часто вместо термина АИС и его эквивалентов употребляется термин «автоматизированная система» (АС).
АИС представляет собой последующую ступень в развитии информационно-поисковых систем, которые обеспечивают только одну функцию — поиск информации. 6 отличие от последних АИС характеризуется многофункциональностью (то есть способностью решать разнообразные задачи); независимостью процессов сбора (первичной) обработки, ввода данных и их обновления (актуализации) от процессов их использования прикладными программами; независимостью прикладных программ от физической организации баз данных; развитыми средствами лингвистического, организационно-технологического обеспечения и др.
В зависимости от характера поддерживаемых баз данных АИС (в прямом или узком значении термина) могут подразделяться на документографические, фактографические, полнотекстовые и т. п.
В зависимости от характера решаемых задач АИС (в широком значении термина) могут подразделяться на библиотечные (АБС), библиотечно-информационные (АБИС) или информационно-библиотечные (АИБС), справочные и информационно-справочные, научно-технической информации (АСНТИ) и т. п. Следует отметить, что широкий класс различных автоматизированных систем (управленческих, обучающих и др.) в сущности является разновидностью автоматизированных информационных систем, адаптированных для решения
Автоматизированная информационно-логическая система [automatedinformation-logicalsystem] — автоматизированная информационная система, обеспечивающая хранение и обработку информации, характеризующейся большим разнообразием и значительной неопределенностью применяемой терминологии. Последнее связано с недостаточным уровнем формализации предметной области.
Интеллектуальная информационная система [intelligentinformationsystem] — автоматизированная информационная система, снабженная интеллектуальным интерфейсом, позволяющим пользователю обращаться к данным на естественном или профессионально ориентированном языке.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) [DataBaseManagementSystem— DBMS]
Комплекс программных и лингвистических (языковых) средств, предназначенных для реализации функций создания, ведения и эксплуатации баз данных многими пользователями. Структура и организация СУБД определяются используемой моделью данных. СУБД является частью автоматизированной информационной системы. Общие сведения о наиболее распространенных средствах программного обеспечения СУБД см. [558, 574, 575].
Некоторые разновидности СУБД
Настольная СУБД [desktopDBMS] — СУБД, предназначенная для работы в автономном (локальном) режиме. Наиболее распространенное программное обеспечение настольных СУБД — dBase, Paradox, FoxPro, Access, MSDE(MicrosoftSystemsDataEngine).
продолжение
–PAGE_BREAK–