Введение
В рыночной экономикебизнес-план — это рабочий инструмент, используемый практически во всех сферахпредпринимательства. Он описывает процесс функционирования фирмы (предприятия,организации), показывает, каким образом спланировать деятельность, чтобы решитьтактические задачи и достичь в намеченные сроки основной стратегической цели — получить или повысить прибыльность работы. Бизнес-план может подсказать: путироста фирмы, завоевания новых позиции на рынке, где она функционирует,получения инвестиций и кредитных ресурсов; эффективные идеи составленияперспективных планов своем развития, разработки концепции производства новыхтоваров и услуг, выбора рациональных способов их реализации. Бизнес-план можетпредостеречь от неверных действий и даже «посоветовать» не заниматься даннымбизнесом в данное время на данном рынке.
Организацияпредпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показаламировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоковнаходится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновьсоздаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новойпродукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранениемили с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д.
Исключительная роль,которую играет бизнес-план как средство решения проблем практическойорганизации бизнеса, отражается не только в обязательности его присутствия вповседневной деятельности предпринимателей, но и в колоссальном количестветеоретических работ и методическик руководств по составлению бизнес-планов. Этиметодические руководства различаются между собой по построению материала,объему рассматриваемьпс вопросов, отраслевой специфике, ориентации на конечныерезультаты, акценту на тех или иных проблемах. Но есть и другие, цель которыхформирование грамотного бизнесмена, умеющего анализировать проблемы своегопредприятия или предпринимательского начинания, ставить задачи и прорабатыватьспособы ик эффективного решения.
1. Теоретическиеосновы бизнес-плана
1.1 Определениебизнес-плана
Бизнес-план (англ..- Business plan) представляетсобой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческойдеятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми онимогут столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно наосновании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежныесредства.
Вусловиях рыночной экономики бизнес-план — необходимый инструмент технического,экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включаявзаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями,посредниками, потребителями.
Разработчикамибизнес-плана являютсяфирмы, специапизирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторскиеколлективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговыефирмы и эксперты.
Насоставление бизнес-плана уходит обычно месяц. За это время специалистызнакомятся с документами, которые представила фирма, и делают расчеты
Бизнес-планможет разрабатываться для ориентации в мире бизнеса, но чаще всего для создания(улучшения) продукции или услуг, внедрения нового инвестиционного проекта,перестройки или реконструкции деятельности предприятия (фирмы) и т.д.
Посогласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться ирассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два илибольше). В этом случае дается сравнительная характеристика вариантов, ноокончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному из них,выбранному на основании анализа для реализации. Выбор окончательного вариантапринаддежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностяхпривлечения инвестиций заказчик вправе выбрать для реализациии вариант сменьшим размером первоначальных капитальных вложений или отдать предпочтениеварианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуатацию и т.п.
Бизнес-план- документ перспективный и составлять его рекомендуется на три — пять летвперед Западные инвесторы нередко опасаются иметь с нами дело. И не толькоиз-за отсутствия гарантий, как это принято считать, но и по причине непрофессионально,неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов иинвестиционных проектов.
1.2Цели и задачи бизнес-плана
бизнесзатрата оплата труд
Цельюбизнес-плана может бытьполyчение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующейорганизации (фирмы), или определение стратегических и тактических направлений иориентиров фирмы в мире бизнеса. При этом предусматривается постановкаследующих стратегических и тактических задач:
1)организациоино-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнегосостояния организации;
2)выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности организациис акцентированием внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах;
3)формирование инвестициоинно-проектных целей этой деятельности на планируемыйпериод.
Бизнес-планпри решении этих многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов:
•обоснованияэкономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций,проектов);
•расчета ожидаемьи финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемовпродаж, прибьии, доходов на вложенные средства; .
•определениянамечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии;
•подбораперсонала, способного реализовать данный план.
Процессбизнес-планирования — зтопоследовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментовбизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не толькоэкономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнесвложить определенную сумму собственных денег; во-вторых, аргументированоубедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимостиучастия в нем или, напротив, предостеречь вложения денег из-за слишком большогои неоправданного риска.
Ключевымимоментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана) являются:
•обоснование необходимости выпуска продукции (услуг);
•обоснование возможности выпуска продукции (услуг);
• выявлениепотенциальные потребителей;
• определениеконкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках;
• определениесвоего сегмента рынка;
• достижениепоказателей различных видов эффективности;
• обоснованиедостаточности капитала у инвестора бизнес-идеи ;
• выявлениевозможных источников финансирования:
Такимобразом, бизнес-план в общем виде предполагает. изложение системыдоказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта; определение степенижизнеспособности и будущей устойчивости фирмы; предвидение рисков предпринимательскойдеятельности; конкретизацию перспективы бизнеса в виде системы количественных икачественных показателей; развитие перспективного (стратегического) взгляда наорганизацию и её рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Назначениебизнес-плана состоит;как правило, в том, чтобы привлечь внимание инвесторов и убедить их вложитьденежные средства в проект. Поэтому в бизнес-плане важно правильно расставитьакценты:
· указать цельвашего бизнеса;
•еслибизнес уже существует, назвать цель его приобретения или расширения;
•описатьсобственный опыт, позволяющий вам успешно руководить предприятием;
Крометого, необходимо указать:
•сколькопотребуется вложить личных средств, личных средств других лиц, средств,полученных в виде ссуды;
· как долго высобираетесь пользоваться этими средствами;
•какименно эти средства будут содействовать процветанию предлагаемого бизнеса;
· за какой срок вынамерены погасить ссуду;
· откуда появятсяденьги на погашение ссуды;
· возможноеобеспечение ссуды и его рыночную стоимость;
· владеет ли(илираспоряжается ли) упомянутым обеспечением еще кто-либо, кроме вас.
Отназначения бизнес-плана следует отличать цели предприятия (бизнеса). Они менееутилитарны и менее определенны.
Существуютобщие цели предпринимательства, не зависящие от организационно-правовой формыпредприятия и видов деятельности, а именно:
· обеспечениеустойчивых доходов;
· ростпроизводства;
· расширение рынкасбыта и сфер влияния.
Выборцелей конкретного предприятия должен исходить, с одной стороны из его текущегосостояния, а с другой — из возможностей предприятия в данной экономическойситуации. Детапизация зависит от планового горизонта: цели, ориентированные надалекую перспективу, имеют достаточно общие формулировки; а на ближайший период- конкретные.
Влюбом случае цели должны быть количественно определенными, ограниченными вовремени, реалистичными и достижимыми.
Естьтри способа достичь конкретности в формулировке цели:
1)придать цели количественную определенность (например: увеличить прибыль с 10000 до 25 000 долл. США в месяц);
2)разбить основную цель на несколько конкретных задач, которые необходимо решитьдля ее достижения. (Например, увеличение размера прибыли предполагаетувеличение числа потребителей вашей продукции, улучшение ее потребительскихсвойств, снижение издержек производства и обращения.) Далее надо указатьнеобходимые затраты;
3)установить конкретные сроки достижения целей и решения задач.
Вбизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
•уточняютсяправовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов;
•проводится анализ исходных материалов — ситуационного плана, показателей техническогосостояния зданий, проектного предложения строительства или реконструкции,социальных условий и демографического состава населения и др.;
• рассматриваютсяразмеры потерь, связанных со сносом фондов, компенсационными выплатами,предоставлением жилищного фонда переселяемым жителям; а также с упущеннойвыгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческимиструктурами;
•формируется инвестиционная программа проектного предложения развития территории(или отдельных зданий) с анализом возможных альтернатив;
•определяются формы и условия реализации проектного предложения;
•прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемымина данной территории, получение ими прибыли а также финансовые поступления вбюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
•определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективностипроектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
•разрабатывается стратегия маркетинга;
•формируется план финансирования и организации функционирования объекта,
•определяютсяусловия, формы, сроки проектирования и строительства объекта;
•уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
•подготавливается резюме, где в концентрированном виде излагаются основныехарактеристики, параметры и показатели проектного предложения, егопреимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, ихструктура по источникам финансирования, размеры и сроки поступлений в городскойбюджет и во внебюджетные фонды.
1.3Структура и основные разделы бизнес-плана
Состав,структура и детализация бизиес-плана определяются функциональной спецификой иразмером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостьюконкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретногобизнеса, перспективами роста предприятия.
Взависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций,привлечения партнеров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или инойстепенью конкретизации.
Блок-схемыназначения и применения бизнес-плана за рубежом в нашей практике могутразличаться в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 1).
Таблица1. Состав разделов бизнес-плана и их целиНаименование раздела Состав раздела Цель 1 2 3
Резюме
Исходные данные и характеристика
Прогноз конъюнктуры рынка
Результаты и выводы бизнес-плана — предполагаемого проекта. Новизна производства. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов
Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории
Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере
Объективная оценка продукции, деятельности фирмы. Анализ объема продаж и затрат. Оценка риска, прибыли
Основание для анализа и расчетов
Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм
Стратегия маркетинга
Конкуренция
Товар (услуга)
Определение затрат
План производства
Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели
Потенциальные конкурент: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна ин продукции, политики цен конкурентов
Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса
Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции c определением по источникам финансирования
Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству).Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции
Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей
Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон
Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции
Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям
Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства
Организация работ и финансирования
Рынок сбыта
Определение доходов
Финансовый план
Формирование потока чистых средств
Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности
Страхование коммерческого риска
Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования.Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов
Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура
Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода c учетом дисконтирования и индекса инфляции
Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности
План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и.п.
Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и др.
Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков
Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений
Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры
Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п.
Финансовый анализ деятельности предприятии. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения
Баланс финансовых расходов и поступлений c учетом всех видов необходимых налогов
Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций
Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования
Рассмотримболее подробно содержание разделов и подразделов бизнес-плана.
1.Введение
а)наименование компании, адрес и телефон владельца;
б) скем связываться: имя и телефон владельца;
в) окомпании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка;
г)предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение (привилегированные и обычныеакции, облигации и т.д.);
д)намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная;
е)сводка целей использования займа.
2.Резюме
а)содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть проблемы,
б)предпочтительный объем — одна — четыре страницы.
3.Содержание
а)названия разделов;
б)нумерация страниц для облегчения поиска
4. Описаниеотрасли
а)перспективы и возможный рост отрасли: тенденции ее развития — прошлые, настоящие,будущие; новые направления развития; указание источников информации;
б)рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований ирыночных тенденций;
в)компании-конкуренты: доля рынка, сильные и слабые места, прибыльность,тенденции развития;
г)региональные, национальные и экономические тенденции: изменения в спросенаселения, соответствующие экономические показатели.
5.Описание делового риска
а)суть бизнеса: основные направления деятельности, статус бизнеса (местный, региональный,национальный, международный);
б)цель выхода на рынок: определение групп клиентов; нынешний характер бизнеса;средний доход, желаемое и возможное изменение его величины;
в)преимущества вашей бизнес-концепции по сравнению с конкурентами: ваша ниша нарынке, уникальность, оценка рыночного сегмента;
г)территориальное расположение бизнеса: местонахождение (удобно оно или нет дляклиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса: дома или отдельно;
д)материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании; возможностипредоставления временных или постоянных рабочих мест;
е)краткое резюме: круг вовлечённых в бизнес лиц (собственники, партнеры, работники).
6.Цели бизнеса
а) впервый год: особые цели (например, увеличение объема продаж, изменение уровняприбыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг ит.д.);
б) впоследующие периоды: возврат инвестиций, развитие сети, продажа бизнеса.
7.Маркетинговый план
а)стратегия продаж: форма оплаты кадрового состава, агентов, служащих (сдельная,повременная); цели продаж, инструменты продаж, поддержка продаж; ориентация наклиентов;
б)методы и техника продаж;
в)ценообразование: расходы, разница между собственностью и отпускной ценой,прибыль;
г)продвижение: реклама, промоушн, паблик рилейшнз, техника обретения известности,доверия, связей;
д)политика обслуживания: политика, которую примет бизнес в отношении выдачи исбора кредитов, ценообразования, типов клиентов;
е)гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий взависимости от характера вашего бизнеса и договора с клиентом;
ж)метод проверки: метод наведения справок о клиентах и о том, что они о васслышали.
8.Прогноз объема продаж
а)ссылки: один человек никогда не может знать все, поэтому укажите всех, кто помогалвам с прогнозами;
б)помесячный прогноз на грядущий год: объем продаж, в долларах;
в)годовой прогноз на ближайшие два или четыре года: объем продаж, в рублях (илидолларах).
9.План производства
а)краткое описание производственного процесса (не следует углубляться в терминологию);
6)потребности производства: строения, склады, возможности для расширения илиулучшения месторасположения;
в)оборудование: новое или бывшее в употреблении, арендованное или купленное, еговозможности;
г)комплектующие материалы;
д)необходимый инвентарь: сезонные потребности, стоимость,
методконтроля;
е)поставки: величина скидок, разнообразие выбора;
ж)требования к персоналу: полная, частичная занятость, уровень навыков, требуемыезнания;
з)стоимость оборудования, сырья и материалов: оценка и стоимость;
и)оценка капитала: требуются ли начальный капитал и постоянное eгo пополнение.
10. Осуществлениеопераций
а)планы покупок размеры скидок, виды ресурсов, качество, цена;
6)система инвентаризации, сезонные изменения, масштабы, способ контроля;
в)необходимые площади: размер офиса, склада, других помещений; необходимо лиулучшение, потребность и возможность расширения
г)потребность в кадрахи оборудовании: отбор персонала; офисное, производственноеи другое оборудование;
д)стратегия осуществления операций.
11.Структура компании
а)частное индивидуальное предприятие, партнерство, акционерное общество и т.д.;
б)распределение долей (акций): список пайщиков (акционеров); в) договоры и соглашения:список заключении договоров (контрактов); контракты, связанные с управлением;соглашения с акционерами и партнерами; контракты на обслуживание, аренду;
г)директора и чиновники: имена и адреса, роль в компании;
д)основа группы управления: краткое резюме о владельцах и ключевых служащих;
е)поддержка профессионалов: нанятые по договору профессионалы по специальнымвопросам, в том числе юрист, бухгалтер, банкир, страховой агент;
ж)организация работы порядок отчетности;
з)обязанности и ответственность ведущего персонала: краткое описание работы (ктоза что отвечает).
12.Программа развития и исследования
а)улучшение продукта или услуги: направления процессов улучшения продукции итехнологий, оптимизации стоимости и уменьшения риска;
б)мониторинг: организация системы анализа и контроля.
13.Оценка риска
а)реакция конкурентов: будет ли какая-либо реакция и в какой форме;
6)список возможных критических внешних факторов: определите аффект воздействиязабастовок, падения производства и продаж, новых технологий, изменения погодныхусловий, появления новых конкурентов, перебоев поставок, изменений в спросе,потерь от недогрузки и перегрузки мощностей, неблагоприятных тенденций вэкономике;
в)список вероятных критических внутренних факторов: не получен ожидаемый доход;клиент подал в суд; разнообразные трудности; спрос на услуги растет очень быстро;ушел ключевой служащий; заболел или умер партнер;
г)оперирование с риском: вероятный план оперирования с наиболее выраженным риском.
14.Общий обзор
а)состояние внешней среды;
б)согласование действий руководства и менеджмента с основными событиями, важнымидля начала и развития бизнеса.
15.План действий
а)действия по достижению целей этого года: помесячный или поквартальный обзорспециальных действий;
б)укажите даты принятия основных решений, создайте план-график продаж.
16.Финансовый прогноз
Еслибизнес уже какое-то время функционирует, необходимо представить баланс идекларации о доходах предпочтительно за последние три или четыре года. Баланс — это показатель состояния бизнеса: что есть и что должно быть на определеннуюдату:
а)баланс содержит три раздела: имущество, долги и долю собственника (вычитая долгииз имущества, вы определите общую стоимость вашей фирмы; баланс показывает, насколькоза минувшее время вырос ваш оборотный капитал; инвесторы или кредиторы обычнопроверяют баланс, чтобы выяснить, обладает ли компания имуществом, необходимымддя ответа по обязательствам);
6)прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков): доходы и расходы можно описатькак проектирование ситуации, которую вы ожидаете видеть в своем бизнесе в концепрогнозируемого периода; указание дохода — самое сложное, так как эта величиназависит от многих факторов, причем не только внутрифирменных, но и внешних(колебание спроса, давление конкуренции и т.д.);
в)прогноз денежном потока: денежный поток показывает, сколько денег находится вбизнесе и вне бизнеса;
г)выкладки по деньгам: продажи (ожидаемое количество продаж в месяц); приход(исходя из объема продаж можно сказать, сколько денег получено);
д)анализ рентабельности — основа для каждого бизнеса (знать, при каких объемахпродаж ваш бизнес будет рентабелен, важнее, чем анализировать то, что получитваша фирма, если выйдет на запланированные объемы продаж).
17.Финансирование и превращение в капитал
а)условия займа: сумма, сроки, дата выдачи;
б)цель займа: детальное описание составных элементов бизнеса, которые будутфинансировать;
в)доля собственника: ваша доля в бизнесе;
г)цель займа: для отдельного проекта или для компании в целом.
18.Оперирование займом
а) нановые цели или на продолжение деятельности, предлагаемое обеспечение;
б)максимальное количество необходимых денег: количество, сроки.
19.Существующее финансирование (если имеется)
а)невыполнение условия займа: величина долга, сроки выплаты, цель, обеспечение истатус;
б)текущее использование кредита: количество и обеспечение.
20.Ссылки
а)название текущего кредитного института: филиалы и типы счетов;
6)юрист: имя, адрес и телефон,
в)бухгалтер: имя, адрес и телефон.
21.Приложение
а)персональная стоимость: ценность личного имущества, инвестиции, деньги,банковские счета, закладные, другие обязательства;
6)намерения: потенциальные заказы или обязательства перед клиентами;
в)описание личных и бизнес-страховок;
г)поступления: на период 30, 60 и 90 дней;
д)обязательства: расписание выплат и общее количество долгов;
е)официальные соглашения: копии договоров;
ж)оценка: реальная рыночная стоимость имущества и оборудования;
з)указание компаний, оказывающих финансовую поддержку (в некоторых ситуациях этаинформация может потребоваться кредитору) ;
и)ссылки;
к)прогноз продаж и сегментирование рынка;
л)список инвесторов;
м)информация о статусе кредита;
н)дополнительные заметки о вас и о вашем бизнесе.
Следуетзаметить, что не существует жестко регламентированной формы и структурыбизнес-плана. Так, бизнес-план текущей деятельности фирмы (или создания новойфирмы) состоит их трех частей:
1)описание индекса (разделы маркетинга и производства);
2)финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций,товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности);
3)сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительныедокументы, копии контракта, лицензии и т.п.)
2. Практическая часть
Объектомданного бизнес- плана является производство синхронных электродвигателей,которые используются в химической промышленности, а именно в машинах попроизводству искусственных химических волокон.
2.1 Определениепотребности в производственных помещениях, их площади
Месячнаяарендная плата за производственный участок устанавливается администрациейрайона с отдельной оплатой коммунальных услуг и энергии и рассчитывается наоснове формулы:
Апл = Зmin · Кпр· Кразн · Кбл · Ктер · П,
где: Anл — арендная плата, руб.;
Зтin — минимальный уровень заработной платы в РФ, руб.;
Кпр — коэффициент приведения (Кпр =0,041);
Кразн — коэффициент размещения (этажность), для первогоэтажа равен 1,2;
Кбл — коэффициент благоустройства помещения, равен 1,4;
Ктер — коэффициент территориальности (от коммуникационности района),равен 1;
П — количествоарендуемой площади, кв. м.,
Дляосуществления производственного процесса необходимы производственные помещенияобщей площадью — 1500 кв. м.
Апл = 4330 * 0,041 * 1,2 * 1,4 *1 * 1500 = 506268руб.
2.2 Определение потребности в дополнительном оборудовании и материальныхресурсах
Для организации процесса производства потребуется дополнительныезатраты на покупку оборудования и других основных производственных фондов(табл. 1)
Таблица 1 Стоимостьосновных производственных фондов предприятия, тыс. руб.№ п.п Наименование Количество Цена за един., тыс руб. Всего, тыс руб Производитель Срок исполнения (дней) 1. Конвейер подвесной грузонесущий 1 1650 1650 ПО «Конвейер» 15 2. Склад автоматизированный 1 1025 1025 НПО «Технология» 15 3. Электропогрузчик 1 1560 1560 Калининградский вагоностроительный завод 25 4. Станок шлифовальный 1 2950 2950 Каунасское станкостроительное ПО 30 5. Станок плоскошлифовальный 1 1535 1535 Оршанский станкостроительный завод 20 6. Электроэрозионный станок с ЧПУ 1 2750 2750 КЗПС 40 7. Кран мостовой 1 2850 2850 Забайкальский завод ПТО 40 8. Электроэрозионный копировально-прошивочный станок 1 2005 2005 КЗПС 40 9. Токарно-револьверный прутковый автомат 1 2215 2215 Хабаровский станкостроительный завод 51 10. Многоцелевой универсальный инструментальный станок 1 2490 2490 Вильнюсский станкостроительный завод 35 11. Пресс запрессовочный 1 138,5 138,5 ПО «Гидронес» 20 12. Пресс гидравлический 1 830 830 ПО «Точприбор» 30 13. Установка для вырезной обработки металлов 1 2770 2770 «Шермель Технолия» Швейцария 60 14. Установка для прошивочной обработки металлов 1 2655 2655 «Шермель Технолия» Швейцария 60 15. Строительно-монтажные работы 14 2485 ПО «Монтаж» 60 16. Сварочный аппарат 3 50 150 ПО «Искра» 23 17. Автомобиль 1 2000 2000 КРАЗ Итого:
29993,5
Потребностьв используемом оборудовании определяется исходя из его производительности инужд технологического процесса (табл. 2).
Таблица2 Производительностьи мощность необходимого оборудования Наименование К-во Произвол. Годовой фонд Мощность ПВО, Единицы в эффект. Рабочего годовая, м. штук час. времени, час. Пр Фэф п х Пр х Фэф 1. Склад автоматизированный 1 700 1930 1351000 2. Конвейер подвесной-зонесущий, кг 1 700 1930 1351000 3. Электропогрузчик, кг 1 400 1930 772000 4. Станок шлифовальный, кв.м 1 28 1930 54040 5 Станок плоскошлифовальный, кв.м 1 50 1930 96500 6 Электроэрозионный станок с ЧПУ, кв.м 1 40,5 1930 78165 7 Кран мостовой, кг 1 1000 1930 1930000 8 Электроэрозионный копировально-прошивочный станок, ед 1 37 1930 71410 9 Токарно-револьверный прутковый автомат, ед 1 25 1930 48250 10 Многоцелевой универсальный инструментальный станок, ед 1 32 1930 61760 11 Пресс запрессовочный, ед 1 12 1930 23160 12 Пресс гидравлический, ед 1 10 1930 19300 13 Установка для вырезной обработки металлов, м 1 19 1930 36670 14 Сварочный аппарат, м 3 60 1930 347400 15 Установка для прошивочной обработки металлов, м 1 23 1930 44390
Таблица3 Производство продукции за два месяца№ пп. Наименование К-во, шт.
Цена за
единицу,
руб. Всего, тыс.руб Вес единицы изделия, кг. Всего Чистый вес, кг Необходимость сырья, кг В Ц ВхЦ Р ВхР ВхРх 1,4 1. Синхронный электродвигатель 517 87500 45237,5 23,1 11942,7 16719,78
Эффективныйфонд рабочего времени определяется по формуле:
/>
Фэф = Фном — Фрем,
где:Фэф — эффективныйфонд рабочего времени, машино-час;
Фном — номинальныйфонд рабочего времени, машино-час;
Фрем — время,отводимое на ремонт оборудования в год, машино-час.
Фрем= 5%*Фном/100% ,
Решение:
Фэф = 254 -13 = 241 дней
Фрем. = (5* 254) /100 = 13 дней Фном = 366-106-6 = 254 дня
На фирмеустановлена 5-ти дневная рабочая неделя в одну смену продолжительностью 8часов.
Мощностьпредприятия за 2 месяца (эффективный фонд времени равен 1930/12 * 2 = 322 часа)определяется по формуле:
М = пi* П pi* Ф эф
где: ni — количествоединиц i-той группыприменяемого оборудования, штук;
Пpi —производительность i-той единицыоборудования;
Фэф — эффективныйфонд рабочего времени за период, час.
Для выпуска i-ой партиипродукции потребуется для нужд производства сырья и материалов (табл.4).
Таблица4№ п.п Наименование Кол-во Цена Всего, тыс руб. Ц КхЦ 1. Лист нерж., кг 5170 1215 6282,6 2. Труба нерж., кг 3877,5 607,5 2355,6 3. Пруток нерж., кг 1292.5 6075 7851,9 4. Уголок нерж., кг 51.7 6075 314,1 5. Колесо с тормозом, шт 2068 1350 2791,8 6. Резинотех.изделия, шт 517 189 97,7 7. Насос гидроприво-да, шт 1034 2808 2903,5 Всего основных материалов: 22596,2 1. Масло техническое, литр 2585 148,5 383,9 Всего вспомогательных материалов: 383,9 Итого: 22980,1
2.3Определение потребности в кадрах и средствах на оплату труда
Численностьпроизводственного персонала определяется исходя из функциональнойцелесообразности и численности работников аналогичных производств.
Системаоплаты труда в соответствии с его творческим характером построена наиспользовании повременно-премиальной формы.
Премия поитогам работы не планируется.
Оплата труда руководителей и других категорий работниковпостроена на основе должностных окладов и зависит от величины фактическиотработанного времени и достижения конечных результатов деятельностипредприятия.
Таблица 5 Численность производственногоперсонала и уровень предполагаемой зарплаты на предприятии№ п.п. Специальность Число работников, чел. Тарифная ставка, руб./час Фонд рабочего времени, час Всего, руб. Тст Ф Тcm х Ф 1. Заготовительный цех 2 125 161 40250 2. Цех штамповки 4 139,5 161 89838 3. Механический цех 14 130 161 293020 4. Сварочный цех 6 124 161 119784 5. Сборочный цех 6 119 161 114954 6. Склад готовой продукции 2 127 161 40894 Итого: 698740 Таблица 6 Численность руководителей и других категорий работников и их предполагаемый уровень заработной платы № п.п. Занимаемая должность Численность, чел. Оклад, руб./час Фактически отработанное время, час. Всего, руб. О Ф ОхФ 1. Генеральный директор 1 190 160 30400 2. Коммерческий директор 1 176,5 160 28240 3. Главный бухгалтер 1 160 160 25600 4. Экономист 1 159,5 160 25520 5. Гл. инженер 1 180 160 28800 6. Водитель 1 127,5 160 20400 7. Уборщица 1 62.5 160 10000 8. Сторож (ночной) 1 65 160 10400 Итого: 179360
2.4 Расчеты экономических элементов затрат на производство продукции
Вода натехнологические цели и прием сточных вод:
Зв =N*Q*P,
где: Зв — затратына воду, руб.;
N – количество месяцев;
Q – объем потребления за 2 месяца, куб. м. (231 куб. м.);
Р – расценка на 1 куб. м. воды, 2,15 руб.
Решение:
Зв = 231 * 2,15 руб. = 496,65 руб.
Стоимость топлива на технологическиецели установлена в виде фиксированной месячной платы, составляющей 8940500 руб.за природный газ и охлаждающую жидкость.
Затраты на энергию для технологическихцелей:
Эст =Q * Т,
где: Эст- стоимость потребленной оборудованием электроэнергии;
Q — количествопотребленной оборудованием электроэнергии, 10852 квт-час;
Т- тарифная ставка за один квт-час электроэнергии для регулированиягрупп потребителей, 2 руб.
Затраты на отоплениепроизводственного помещения:
3om=N*Ц*Q,
где: Зот — стоимость затрат на отопление,руб.;
N — отапливаемый период, 2 месяца;
Ц —цена 1 Гкал тепловой энергии, 2555 руб.;
Q — количество потребленной тепловой энергии, 4,82 Гкал. Затраты на освещение составят:
Эосв — Qocв * Т,
где: Эосв — стоимость потребленной оборудованием электроэнергии;
Qocв — количество потребленной электроэнергии для освещения, 1824,46;
Т — тарифная ставка за один квт-час электроэнергии для регулированиягрупп потребителей, 2 руб.
Затраты на бензин для автомобиля:
Эб=Пд *Д*НР *Ц,
где: Пд = 200 км — средне-дневной пробег автомобиля;
Д— количество дней эксплуатации;
Нр — норма расхода бензина на 1 км пути, составляет 0,15 л;
Ц —цена 1 л бензина, 19,8 руб.
Решение:
Затраты на энергию длятехнологических целей:
Эст = 10852 * 2 = 21704 руб.
Затраты на отопление производственногопомещения:
Зот =2 * 2555 * 4,82 = 24630,2 руб. Затраты на освещение составят:
Эосв= 1824,46* 2 = 3648,92 руб. Затраты на бензин для автомобиля:
Эб = 200 км.*53 * 0,15 * 19,80 = 31482 руб.
Затраты на оплату труда попредприятию:
Ф = Фпр +Фрук,
где: Ф — фонд оплаты труда предприятия за 2 месяца, руб.;
Фпр — месячный фонд оплаты труда производственного персонала, руб.;
Фрук — месячный фонд оплаты труда руководителей и других категорийработников, руб.
Отчисления на социальные нужды 26%
Решение:
Затраты на оплату труда по предприятию :
Ф = 1397480+358720=1756200 руб.
Отчисления на социальные нужды составляют 26% от фонда оплаты труда: 1756200 *26% =702480 руб.
Ускоренная амортизация, разрешаемая для малых предприятий, определяетамортизационный период длиною в пять лет:
А = Фс*На/100
где: А — амортизационныеотчисления за год, руб.;
Фс — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
На — норма отчисления на полное обновление (восстановление или реновацию),%.
На = Фп*100%/(Фп*Та),
где: Фп — первоначальная стоимость основных фондов, руб.;
Та— амортизационный период, лет.
Решение:
А = 29993500* (20/100) = 5998700 руб.
На = ((29993500/(29993500* 5)) * 100% =20%
Амортизационные отчисления за 2 мес:
А(2мес.)=(5998700 руб/12)*2=999783 руб.
Страховые отчисления:
Остр=П*Сим*К/(100*N)
Остр— страховые отчисления за 2 месяца, руб.;
Сим— стоимость застрахованного имущества, руб.;
К— количество месяцев в периоде, 2 месяца
N — количествомесяцев, в течение которых выплачивается оговоренная сумма, 10 месяцев.
Решение:
Остр = (10 *29993500 * 2)/(100 * 10) = 599870 руб.
Процент, выплачиваемый за кредит:
П=К*Спр*m/(N*100)
где: П — процент, выплачиваемый за кредит в период, руб.;
К — величинакредита, 66560662 руб.;
Спр — процентнаяставка Центробанка, 13 %;
т — число периодов (2 месяца), за которые производятся искомые отчисления;
N — число периодов, за которые необходимовыплатить процент, 34месяца.
Решение:
П= (66560662 *28%*2)/(34*100)=1096293,3 руб.
Стоимость рекламы в газетах «Городок» составляет: 1000 руб. Расходы на рекламупо TV:
Р = 13*2* 180 +(5%*(13 * 2 * 180)/100) = 4682,34 руб.
К— количество словв рекламе — 13
Р — расценка за однослово, руб. — 2 руб.
N— общее количествозапусков рекламы — 180 тm-процент за срочность — 5 %
В себестоимость продукции включается также налог на пользователейавтомобильных дорог в размере 0,4 % от объема реализации (678562,5 руб.) и налог на владельцев транспортных средств (0,6% от минимальнойзаработной платы * количество л.с = 29,4 руб. * 300 = 8820 руб.).
Таблица7 Полная себестоимостьпартии продукции предприятия№ п.п. Наименование элементов затрат Всего, руб. 1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов): 22980597 А) сырье и основные материалы 22980100 Б) вода на технологические цели 497 2. Вспомогательные материалы 383872,5 3. Топливо на технологические цели 8940500 4. Энергия на технологические цели 21704 5. Коммунальные услуги: 28279 А) отопление помещений 24630 Б) освещение помещений 3649 6. Горючее для автомобиля 31482 Все материальные затраты 32386434 1. Заработная плата производственного персонала 1397480 2. Заработная плата руководителей и других категорий работников 358720 Всего затрат на оплату труда 1756200 Всего затрат на отчисления на социальные нужды 702480 Затраты на амортизацию основных фондов 1000000 1. Арендная плата 1012536 2. Страховые взносы 600000 3. Реклама 5682 4. Процент за кредит 1096300 5. Налог на пользователей автодорогами и владельцев автомобилей 687382,5 Всего прочих затрат 3401900 Итого полная себестоимость продукции 39247014
Удельный вес условно-переменных затрат в полнойсебестоимости продукции:
Упер = 35788334 / 39247014 * 100% = 91,2%
Стоимость постоянных и переменных затрат в составеполной себестоимости продукции определяется по статьям затрат на основе таблицы7.
2.5 Определение потребности в оборотных фондах
Оборотные средства фирмы определяются по формуле:
Фоб = Зтек +Зстр + Н + Поб,
где: Фоб — оборотные средства, руб.;
Зтек — текущий запас товарно-материальных ценностей, руб.;
Зстр — страховой запас товарно-материальных ценностей,руб.;
Н— незавершенное производство, руб.;
Поб— прочие оборотные средства, руб.
Зтек= Д * Т,
где: Д— среднедневной расход материалов, руб.;
Т— время между 2-мя поставками, дней.
Д = Рм / n,„
где: Рм — расход материалов на выпуск всей продукции, руб.;
п — число дней выпуска продукции.
Т = Г / Дн
где: Т — время между двумя поставками, дней;
Г = 1560 кг —грузоподъемность автомобиля;
Дн — среднедневной расход материалов в натуральномвыражении, 35,2 кг.
Величина страхового запаса:
Зстр = 0,5 * Зтек.
Величина незавершенного производства:
Н = Сср.дн. *Тц * Кгот,
где: Сср.дн. — среднедневная себестоимость выпуска продукции руб.;Тц — длительностьпроизводственного цикла (5 дней);
Кгот-коэффициент готовности
Сср.дн.=Спр/n
где: Спр— полная себестоимость выпуска продукции, руб.;
п — число дней выпуска продукции.
Кгот = (Уп + 0,5 Упер)/100
где: Уп — удельный вес условно-постоянных затрат в полнойсебестоимости продукции, %;
Упер— удельный вес условно-переменныхзатрат в полной себестоимости продукции, %.
Решение:
Фоб = 3055324+1527662+8096608,5 +2014186,4 = 14693780руб.
Зтек =Д*Т= 611065 * 5 = 3055324руб.
Д = 32386434 /53 = 611065руб.
Т = 1500 кг/315 кг. = 5 дня
Величина страхового запаса: Зстр = 0,5 * 3055324 = 1527662руб.
Удельный вес условно-постоянных затрат в полнойсебестоимости продукции, в процентах, составит:
Уп = 3458680/39247014 *100% = 8,8%
Величина незавершенного производства:
Н=Сср.дн.*Тц*Кгот = 740509,7 * 5* 0,544 = 2014186,4руб.
Сср.дн. = 39247014/53=740509,7 руб.
Кгот. = (8,8 + 0,5* 91,2) /100 = 0,544
Величина прочих оборотных средств составляет 25% отвсех остальных оборотных средств и равна 8096608,5 руб.
2.6Определение основных показателей предприятия по итогам работы
Определимваловую прибыль предприятия:
Пвал = Пр.пр.+ Двн.оп.,
где: Пвал — валовая прибыль предприятия, руб.;
Пр.пр.— прибыль (убыток) от реализации продукции, руб.;
Двн.оп. — доход от внереализационных операций, 100000 руб.
Пр.пр. =Рп—Спр,
где: Рп — стоимость реализованной продукции, руб.;
Спр — полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Рентабельностьпродукции равна:
Рпр =Пвал/Спр*100%
где: Рпр — рентабельность всего выпуска продукции, %;
Пвал — валовая прибыль от реализации продукции, руб.;
Спр — полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Рентабельностьпроизводства определим по формуле:
Ро =Пвал/(Фосн+Фоб)*100%
где:Пвал — валовая прибыль от реализациипродукции, руб.;
Фосн и Фоб — стоимость основных производственных фондов и нормируемыхоборотных средств соответственно, руб.
Решение:
Пвал = Пр.пр. +Двн.оп = 5990486+100000 =6190486 руб. Пр.пр. =45237500 — 39247014 = 5990486руб.
Рентабельностьпродукции равна:
Рпр = (6190486 / 39247014) * 100% =16%
Рентабельностьпроизводства:
Ро = ((6190486/(29993500 +14693780)) *100% =14%
Фондоотдачаопределяется по формуле:
Фо= Пр/Фосн = 45237500/29993500 = 1,51руб.
где:Фосн — стоимость основных производственныхфондов, руб. Фондоемкость составит:
Фе = 1/Фо =1/1,51 = 0,66 руб
Определимфондовооруженность:
Фр= Фосн/Rсп = 29993500 / 34 = 882162 руб.
где: Rсn —среднесписочная численность рабочих.
Напряженностьиспользования оборудования:
Кис.об.= Рпр/nоб= 45237500/16 = 2827343,8руб.
где: Рпр — стоимостьреализованной продукции, руб.;
nоб — количествоединиц оборудования.
Выработкана 1 работающего составит:
Пт= Рпр/Rр = 45237500 /42 = 1077083,3руб.
Rp— численность работающих, чел.
Затратына 1 руб. товарной продукции составит:
Зр= Спр/Р п=39247014/45237500 = 0,87
где: Спр — полнаясебестоимость производства продукции, руб.;
Рп — стоимостьреализованной продукции, руб.
Определимчистую прибыль:
Пчист =Пвал —Н
Пчист = 6190486 — (2166670,1+400000+6174+678562,5+17562+ 2570213,2)= 351304,2 руб.
где: Пчист — чистаяприбыль, подлежащая распределению, руб.; Пвал — валоваяприбыль, руб.;
Н— налоги,руб.
Расчетналогов производится в следующей последовательности:
1. Налог наприбыль
Нпр= Пвал*24/100=(6190486 * 24)/100 = 2166670,1руб.
2.НДС = НДС, полученный от покупателей — НДС, уплаченный поставщикам = 9047500–6477286,8 = 2570213,2руб.
НДС,полученный от покупателей = 45237500 * 18%= 9047500руб.
НДС, уплаченный поставщикам =32386434 * 18% =6477286,8 руб.
3. Налог на приобретение автотранспорта составляет 20%от стоимости автомобиля: 2000000*20%=400000руб,
4. Целевой сбор на нужды муниципальной милиции,благоустройства территории города, социальную защиту населения и уборкутерритории города:
Нцел.сб. = З*Зmin*n/100 = 3*4330*42/100 = 6174 руб.
где: 3 —ставка налога (3 %);
Зmin —минимальная зарплата в РФ, 4330 руб.;
п — численность работников.
5. Налог на содержание жилсоцфонда и социально-культурнойсферы составляет 1% от объема реализации: 45237500 * 1 % = 45237500руб.
Прибыль, подлежащая распределению составляет 351304,2 руб
Библиографическийсписок
1. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям” Экономика” и ” Менеджмент” / [ В.З. Черняк и др]; подред. В.З. Черняка.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 519 с.
2. Бизнес-планирование:Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 816 с.: ил.
3. Румянцева Е.Е.Самоучитель по разработке бизнес – проектов: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2005. -152 с.
4. Бизнес – планпредприятия. Теория и практика / Серия ” Учебники, учебные пособия”.– Ростов н/Д: ” Феникс”, 2003. – 384с.
5. Пивоваров К.В.Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,2005, — 164с.
6. Владимирова Л.П.Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 6-е изд.,пераб. и доп. – М.: Издательско- торговая корпорация ” Дашков и К0″,2006. – 400с.