КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Управление государственным долгом РФ»
Введение
В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспектыуправления государственным долгом, так и анализ, и управление государственнымдолгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимостигосударства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все временаимела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государствавозможна лишь при определенной экономической его независимости.
Государственный долг и его рост сильно влияют на функционированиеэкономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации иопасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее времягосударственный долг занимает особое место среди болевых проблем современнойбюджетной политики России.
Государственный долг является одним из макроэкономическихпараметров, объектом и инструментом экономической политики государства.Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательноевоздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости отнаправления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развитияэкономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспеченииправительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста.Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени набудущие поколения.
Управление государственным долгом – это разработка и реализациястратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования,достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживанияи других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.
На современном этапе во всех странах размеры государственногодолга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетовгосударств, ростом военных расходов.
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования –процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условияхкризиса.
1. Теоретическиеаспекты государственного долга
1.1 Сущность и значение государственного долга и государственныхгарантий
Всоответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являютсядолговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностраннымигосударствами, международными организациями и иными субъектами международногоправа». [1]
Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения идоговора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ,договора поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц вгосдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) иреструктуризации долговых обязательств.
Во временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные(до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.
Причины появления государственного долга: внешние и внутренниезаимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентовпо ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятыхгосударством к исполнению.
Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономическогороста, поскольку развивающаяся экономика требует дополнительных вложений.Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производстваобусловливает необходимость покрытия затрат государства монетарными методами.
Теория государственного долга неразрывно связана с теориейгосударственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которыеявляются основополагающими при рассмотрении государственного долга. [18]
Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственногобюджета над его доходами. Большинство правительств как развитых, так иразвивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет сдефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о еговоздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способахего финансирования.
Важнейшей задачей экономической политики государств является поископтимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Вконтексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:
· анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведениябюджетного дефицита;
· анализ причин возникновения государственного долга, его виды,структура и т.п.;
· методы управления государственным долгом;
· анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственногодефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации иоптимизации в контексте макроэкономического развития;
· анализ последствий бюджетной и долговой политики государства накратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
· определение объемов государственного дефицита и государственногодолга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.
Одним изсущественных факторов наличия (возрастания) государственного долга являетсябюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, являетсяопределяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания ипогашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственныйдолг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данныхпоказателей (первый показатель является фактором для второго, а второйодновременно – для первого). [11]
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так иположительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономическихспадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именногосударственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупногоспроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того,государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов встрану, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенностив случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет странеосуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, ифинансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями.В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние намакроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается вналичии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являютсянепомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетногодефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так исоциальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическимиявлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитови ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансированиеэкономических пропорций.
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:
· сокращение общественного производства;
· эмиссия необеспеченных денег;
· чрезмерные затраты на социальные программы;
· чрезмерные объемы накопленных государственных долгов снеблагоприятными условиями обслуживания.
Прогнозированиедефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться вотдельности, в отрыве от прогнозирования макроэкономического развития страны вцелом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь,общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит отформирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), атакже объемов и характеристик государственного долга. [7]
С позициикредитных отношений, государственный долг – это величина задолженностигосударства всем своим кредиторам. Государственный долг являетсяхарактеристикой результативности всех совершенных государственных кредитныхопераций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражаютсостояние экономики и финансов страны, эффективность функционированиягосударственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуациичаще используют относительные величины, в частности, отношение государственногодолга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемыегосударством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такаяполитика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативныхпоследствий спадов. [16]
Согласно статье 115 БК РФ, государственнойгарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, всилу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерацииили муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечатьза исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательстваперед третьими лицами полностью или частично.
Письменная форма государственной гарантии является обязательной.Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет еенедействительность (ничтожность).
В государственной гарантии должны быть указаны: сведения огаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект РоссийскойФедерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанногогаранта; определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, покоторым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются на конкурсной основе.Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственностьдополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьимлицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств погарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет правопотребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственнойгарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданскимзаконодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам,составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могутпредусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственныхгарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставлениекредитов.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий РоссийскойФедерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включаетсяв состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как виддолгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации,выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованиюили юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных размеров оплатытруда.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий РоссийскойФедерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в составгосударственного внешнего долга Российской Федерации как вид долговогообязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственныегарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн.долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации дляобеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке,предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программыгосударственных внешних заимствований Российской Федерации.
При исполнении получателем государственной гарантии РоссийскойФедерации своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую суммусокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации,что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов РоссийскойФедерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченныйПравительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполненияполучателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченныхгосударственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществлениягосударством платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого учета Государственной Думепредставляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателямуказанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченныхуказанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданнымгарантиям.
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляютсяПравительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерациилибо иной уполномоченный орган представляет Правительство Российской Федерациина всех переговорах о предоставлении государственных гарантий РоссийскойФедерации и заключает соответствующие соглашения от имени ПравительстваРоссийской Федерации.
В случае предоставления государственной гарантии РоссийскойФедерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченныйПравительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаныпровести проверку финансового состояния получателя государственной гарантииРоссийской Федерации. [1]
ВЫВОД: Причины появления государственного долга: внешние ивнутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализацияпроцентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств,принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывносвязана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетныхпонятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственногодолга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поископтимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так иположительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженностьпозволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанныйнациональный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваютсявнутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствованияоказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается вналичии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являютсянепомерными для развития конкретной экономики. Дляотражения реальной экономической ситуации чаще используют относительныевеличины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.Существуют различные экономические методы, применяемые государством длябалансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
1.2 Системауправления государственным долгом
Система управления государственным долгом – это взаимосвязьбюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленныхна эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственногодолга. [10]
Система управления государственным долгом Российской Федерациипредставляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
· разработка программы заимствований Российской Федерации наследующий год;
· процедура принятия основных параметров управления государственнымдолгом Российской Федерации на очередной год;
· исполнение принятой программы управления государственным долгом втечение планового года.
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целейуправления государственным долгом:
· своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицитабюджета;
· проверка эффективности и целевого использования привлекаемыхденежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
· осуществление контроля за соблюдением предельного значения иструктуры государственного долга;
· контроль за ходом исполнения долговых обязательств ПравительстваРоссийской Федерации прошлых лет;
· контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетомнеобходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
· экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за егоисполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объемагосударственного долга;
· экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актоворганов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание ипогашение государственного долга.
Ключевойцелью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного рискаи минимизацией стоимости обслуживания долгов. [6]
Управление внешним долгом является одним из элементовмакроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективноеиспользование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста,позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положениестраны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговыхобязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечиваютдополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того,повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другойстороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным факторомне только экономического, но и политического значения. [9]
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфереуправления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночныммеханизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизацияресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использованиеналоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований иорганизации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь дварежима функционирования:
· управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
· кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета,спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.
Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевыхсоставляющих государственных заимствований: накопление госдолга, системаплатежей, тенденции новых заимствований. [5]
Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизациидолговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;
в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальнойставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализациейпроцесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению ксреднесрочным и долгосрочным обязательствам.
Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовоеобразование, особый финансовый механизм, требующий использования системыметодов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационныеинструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственноговнутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов(предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ,сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы,снижение стоимости обслуживания госдолга.
Основным методом управления госдолгом является оптимизациягосударственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «методрегулирования», представляя собой практически программу по оптимизациизаимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутреннимизаймами. [12]
Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и егообслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущихдолгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сбореналогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализацияполитики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мерпо трансформации политики роста долга в ограничительную политику,стабилизирующую рост долга.
Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственногодолга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких»и «дорогих» долгов на «длинные» и
«дешевые».
Вывод: Система управления государственным долгом РоссийскойФедерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;процедура принятия основных параметров управления государственным долгомРоссийской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управлениягосударственным долгом в течение планового года.
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфереуправления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночныммеханизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизацияресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использованиеналоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований иорганизации обслуживания долга. Система управления государственным долгомдолжна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режимевоспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегосядефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новыхзаимствований.
Государственный долг представляет собой сложноеэкономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующийиспользования системы методов для его регулирования. [17]
2.Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализвнешнего долга России за 2007–2009 гг.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – этообязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательствсубъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РоссийскойФедерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевыхиностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долга Российской Федерациивключаются:
· номинальная сумма долга по государственным ценным бумагамРоссийской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
· объем основного долга по кредитам, которые получены РоссийскойФедерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в томчисле по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным подгосударственные гарантии Российской Федерации;
· объем обязательств по государственным гарантиям РоссийскойФедерации, выраженным в иностранной валюте.
В 2007 году политика в области государственного долгаРоссийской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сферегосударственных заимствований и управления государственным долгом РоссийскойФедерации на 2007–2009 годы, одобренными Правительством Российской Федерации20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга впроцентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП)размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешнихзаимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг,использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительнойстерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. [8]
Основные показатели внешнего долга за период 2007–2009 гг.приведены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг. на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. на 1.01.2009 г. млрд. долл. США
структура
% млрд. долл. США
структура
% млрд. долл. США
структура
% Гос. внешний долг, всего 79,2 100 46,7 100 43,3 100 Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц 11,5 12,6 11,0 23,6 10,3 23,8 Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 64,05 80 32,8 70,2 29,5 68,1 Госгарантии в иностранной валюте 4,2 7,4 2,9 6,2 3,5 8,1
Из таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственныйвнешний долг сокращается. Верхний пределгосударственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларовСША (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше утвержденногоФедеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США,или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларовСША) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд.долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматриваетсястатьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро,что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на2007 год» показателя на 1 января 2008 года. [2]
В законопроекте расходы федерального бюджета на обслуживаниевнешнего долга в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на2008 год – 81,4 млрд.рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей.
Процентные платежи по кредитам МФО в 2007 году определены всумме 11, 5 млрд. рублей (435,3 млн. долларов США), на 2008 год – 11 млрд.рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2007года, на 2009 год – 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4%меньше, чем за 2007 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2008 годом.
В 2007 году на выплату процентов по государственным ценнымбумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте,предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80%платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2008 годсоставляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживаниювнешнего долга. За 2009 год – 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежейпо обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается запериод 2007–2009 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей пообслуживанию внешнего долга. [20]
Вывод: внешний долг – этообязательства, возникающие в иностранной валюте.Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований иуправления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годынаправлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшениеабсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственноговнешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними,развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментовдолговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишнейденежной массы в целях снижения инфляции.
2.2 Анализвнутреннего долга России за 2007–2009 годы
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФвнутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации,а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте врамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем внутреннего государственного долга включаются:
· номинальная сумма долга по государственным ценным бумагамРоссийской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте РоссийскойФедерации;
· объем основного долга по кредитам, которые получены РоссийскойФедерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РоссийскойФедерацией;
· объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным ввалюте Российской Федерации.
Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ,содержит новые положения, предусматривающие списание с государственноговнутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашениюкредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательствомРФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается втри года.
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока непредъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершитопределенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия,то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается сгосударственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, какгосударственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списываетсяс государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии. [15]
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определенпорядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации,государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговыхобязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федеральногобюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации производится Банком России и его учреждениями, если иное непредусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операцийпо размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению ивыплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовыминститутом функций генерального агента Правительства Российской Федерации поразмещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплатедоходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений,заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченнымПравительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственныхценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента пообслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. [12]
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации вгосударственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексеуказанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ).Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина Россииот 23 августа 2006 г. №107н утвержден порядок ведения Государственнойдолговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов РоссийскойФедерации, который разработан с целью определения процедуры веденияГосударственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета,своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств иустанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку веденияи хранения Долговой книги. [4]
Правительство Российской Федерации вправе определять объемывыпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихсядолговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию вобъеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственноговнутреннего долга Российской Федерации. [23]
В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долгаувеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, кконцу 2009 года. [20]
Государственный внутренний долг превысит государственный внешнийдолг, удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного2007 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2007 годав сфере государственного долга станет превышение объема государственноговнутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом всоответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 годыдостижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на2009 год. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственногодолга возрастет с 44,7% на начало 2007 года до 52,5% на конец2007 года, что обусловлено досрочным погашением внешнего долга странам –членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширениемвнутренних и сокращением внешних заимствований. [23]
Основные показатели внутреннего долга за период 2007–2009 гг.приведены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика и структура внутреннего долга РФ за 2007–2009 гг. на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. на 1.01.2009 г. млрд. руб. структура % млрд. руб. структура % млрд. руб. структура %
Гос. внутр. долг
всего: 1148,7 100 1363,3 100 1824,7 100 Гос. цен. бумаги РФ 1032,1 94,5 1244,7 91,3 1681,3 92,1 Государственные гарантии 111,9 9,7 113,6 8,3 137,8 7,6 Прочая задолженность 4,7 0,5 5,0 0,4 5,6 0,3
Из таблицывидно, что в период 2007–2009 гг. государственный внутренний долгувеличивается.
Верхнийпредел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на1 января 2008 года установлен в законопроекте в размере 1 363,26млрд. рублей, или 4,37% ВВП, что на 214,6 млрд. рублей, или на 18,6%, вышеутвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год»показателя на 1 января 2007 года – 1 148,7 млрд. рублей, или 4,2%ВВП. На 2009 год – 1824,5 млрд. рублей, что на 33,8% больше по сравнению спредыдущим годом. [2]
Объемвнутреннего долга, выраженный в ценных бумагах,на 1 января 2007 года составит 1 032,1 млрд. рублейили 94,5% объема внутреннего долга и увеличится за 2007 год на 212,6 млрд.рублей, или на 20,59%, и достигнет на начало 2008 года 1 244,7 млрд.рублей. [3]
Увеличениеобъемов государственного внутреннего долга при сохранении профицитафедерального бюджета обусловлено содержащимся в Основных направлениях долговойполитики положением о целесообразности сохранения присутствия государства нанациональном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержанияспособности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях прилюбой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансированиягосударственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансированиерасходов, поддержания пенсионной системы. В 2009 году объем государственныхценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с2008 годом. [20]
Средства федерального бюджета на погашение основной суммывнутреннего долга и на его обслуживание планируются в объеме 209,25 млрд.рублей, в том числе 132,35 млрд. рублей на погашение основного долга повнутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственноговнутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы составили44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в2007 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долгана 2008 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственномудолгу, на 2009 год – 134,2 млрд. рублей. [23]
Вывод: Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валютеРоссийской Федерации. В среднесрочной перспективеза счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. Основныминаправлениями долговой политики на 2007–2009 годы стало достижениепревышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год.
2.3 Управления государственным долгом
Существует большое количество методов решения проблемыгосударственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так ифинансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связываютрешение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового балансастраны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблемупутем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменениявременной структуры платежей.
Основные финансово-технические методы управления государственнымдолгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению,отсрочку погашения и аннулирование займов. [14]
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Вцелях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чащевсего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено иповышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное сих сроками.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе сконсолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один,когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций порегрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенныхоблигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займовпроводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новыхзаймов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке нетолько отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, врезультате которой государство полностью отказывается от обязательств повыпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться подвум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. егобанкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые поопределенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущихвластей.
Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяетсярефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называютразмещение новых государственных займов для погашения задолженности по ужевыпущенным.
Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования.Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходитзаимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственныйкредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнегодолга России внимание концентрируется главным образом на технических средствахрешения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательствв имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционныеметоды – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте,переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторскойзадолженности.
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетногокодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременнымосуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) вобъемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условийобслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мереэтот термин является синонимом консолидации займа.
Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга,то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.
В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственныхзаимствований. Особенно важным является установление предельных объемовгосударственного долга России и предельных объемов государственныхзаимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106)установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствованийРоссийской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживаниюи погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходимадостоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полнойинвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий ипоручительств правительства РФ.
ВЫВОД: Эффективное применение методов управления госдолгомприведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроковпогашения, что положительно сказывается на экономике страны.
Основным методом управления госдолгом стало постоянноерефинансирование задолжности, в частности, перед международными финансовымиорганизациями, а также реструктуризация задолжности кредиторам Парижского иЛондонского клубов. К таким методам относятся: консолидация, реструктуризация,рефинансирование, конверсия, секьюритизация, аннулирование.
3. Перспективы развития управления государственным долгом
3.1 Стратегия управления государственным долгом в условияхмирового финансового кризиса
Под управлением государственным долгом РоссийскойФедерации следует понимать стратегию управления государственнымизаимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасномуровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимостиего обслуживания и оптимального распределения во времени связанных с долгомплатежей.
Основной целью управления долгомявляется обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме повозможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственнымдолгом в условиях экономического кризиса являются:
· обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризисазадач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисковисполнения долговых обязательств Российской Федерации;
· снижение влияния платежей по погашению и обслуживаниюгосударственного долга Российской Федерации на финансирование иных статейрасходов федерального бюджета;
· недопущение единовременного отвлечения значительного объемасредств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долгаРоссийской Федерации.
Необходимо повышать эффективностьгосударственных заимствований, оптимизировать структуру долга с цельюминимизации стоимости заимствований, обеспечить точный и своевременный учетгосударственного долга.
Принципами политики управлениягосударственным долгом Российской Федерации являются:
· соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексомРоссийской Федерации;
· сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасномуровне;
· полнота и своевременность исполнения обязательств;
· минимизация стоимости обслуживания долга;
· эффективность использования заемных средств;
· прозрачность управления долгом.
Значимость, решаемых в рамках бюджетнойполитики задач в области заимствований и управления государственным долгом каксоставной части системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации,определяет необходимость рассмотрения вопросов нормативно-правового обеспечениядеятельности Российской Федерации.
Мировой финансовый кризис, повлекшийухудшение ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальномсекторе экономики и общее снижение макроэкономических показателей, привели ксокращению доходной части бюджета Российской Федерации.
Превышение расходных полномочий наддоходами требует необходимости привлечения заемных средств, доступность которыхв условиях кризиса резко снизилась. В более жестких условиях необходимооптимизировать расходы, сохраняя при этом социально значимые обязательства ифинансирование уже строящихся объектов, дефицит бюджета должен быть при этомумеренным, чтобы в условиях кризиса иметь возможность выйти на рынок и занятьсредства, необходимые для покрытия дефицита и погашения долговых обязательств.При формировании дефицита необходимо создавать запас прочности.
Содержание долговой политики включаетширокий комплекс мероприятий: разработку концепции долговой политики,определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; созданиеадекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью попланированию заимствований; организацию размещения займов; предоставлениегосударственных гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемыхресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.
Необходимым элементом долгового управленияявляется расчет долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации. [25]
С экономической точки зрения уровеньдолговой нагрузки является критерием соответствия объема обязательств и выплатпо ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственнымидоходами.
При определении объемов и сроков заимствований в условияхфинансового кризиса на рынке ценных бумаг необходимо:
· вести беспрерывный мониторинг рынка ценных бумаг;
· проводить размещение ценных бумаг Российской Федерации только приблагоприятной конъюнктуре на рынке;
· использовать практику заимствований на рынке ценных бумаг дляфинансирования дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательствтолько с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживаниегосударственного долга для бюджета области) доходностью;
· отдавать приоритет использованию среднесрочных заимствований нарынке ценных бумаг с целью снижения долговой нагрузки на бюджет РоссийскойФедерации;
· выпускать финансовые инструменты только с постоянной илификсированной ставкой купонного дохода или дисконта с целью снижения рисканепредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущиепериоды.
Основными задачами Российской Федерации по поддержанию надежности иликвидности ценных бумаг Российской Федерации в условиях финансового кризиса нарынке ценных бумаг определены следующие меры:
· своевременное погашение и обслуживание заимствований с целью недопущениянаступления технического дефолта по существующим обязательствам и безусловноеисполнение взятых на себя обязательств по ценным бумагам Российской Федерации;
· проведение работы с биржевыми площадками по процедуре листинга.
В целях снижения расходов на обслуживание государственных ценныхбумаг Российской Федерации предусматривается:
· выбор контрагентов и заключение договоров на рынке ценных бумагтолько через проведение открытых торгов, что позволит снизить выплатыобластного бюджета по агентским и прочим договорам;
· проведение процедуры листинга вновь размещаемых ценных бумаг.
В рамках складывающейся ситуации, вызванной мировымфинансовым кризисом, необходимо минимизировать риски и избегать дополнительныхрасходов федерального бюджета, связанных с возможностью наступления гарантийныхслучаев.
Для эффективной реализации долговой политики необходимосовершенствовать систему долгового управления, важными элементами которойявляются надлежащий учет и мониторинг государственного долга, внедрять прогрессивныетехнологии по управлению государственным долгом, позволяющие контролироватьсостояние долговой нагрузки и отслеживать ход выполнения расходных обязательствв режиме реального времени, гибко реагировать на изменяющиеся условияфинансовых рынков и использовать наиболее благоприятные источники и формызаимствований, планировать принятие новых долговых обязательств исходя изпринципа исполнения всех обязательств в полном объеме.
Совершенствование управлениягосударственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанныхнаправления деятельности:
1. Формирование бюджетной политики вчасти планирования объема и структуры государственного долга исходя изпостановленных целей перед федеральным бюджетом.
2. Осуществление заимствований с учетомплатежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операцийс государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры иминимизацию расходов на обслуживание.
3. Организация учета долговыхобязательств и операций с государственным долгом.
Управление структурой государственного долга в соответствиис данной стратегией следует осуществлять посредством систематического отбораформ заимствований, отвечающих потребности области в привлечении финансовыхресурсов и способствующих минимизации стоимости государственного долга призаданном уровне рисков.
Основой бюджетной политики в частиуправления государственным долгом, обеспечивающей необходимый уровеньэкономической безопасности, должен быть механизм защиты определенной частирасходов бюджета, необходимых для бесперебойного функционированияинфраструктуры и выполнения социальных программ от рисков, связанных спогашением долга.
В среднесрочном планировании необходимочетко контролировать объемы заимствований осуществляемых в нынешних и прогнозируемыхэкономических условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне.[24]
Мероприятия по внедрению формализованныхпроцедур управления государственным долгом Российской Федерации должныспособствовать достижению целей долговой политики.
Основными рисками исполненияфедерального бюджета, в том числе в части привлечения заемных средств, можноопределить:
· риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятногодля Российской Федерации изменения стоимости заимствований в зависимости отвремени и объема потребности в заемных ресурсах;
· риск ликвидности, связанный с отсутствием у федерального бюджетасредств для полного исполнения своих обязательств в срок;
· кредитный риск;
· риск недостаточного спроса на облигации в определенный моментвремени, который ведет к невозможности удовлетворения потребностей эмитента.
Источником риска процентной ставкиявляются изменения условий на рынке заимствований, которые в значительнойстепени находятся вне контроля исполнительного органа государственной властиРоссийской Федерации.
Исходя из этого, основным подходом кминимизации данного риска является отказ от использования заимствований,которым присущ высокий риск процентной ставки. Одним из вариантов этого подходаявляется осуществление заимствований с фиксированной ставкой и с возможностьюдосрочного погашения.
Источником риска ликвидности являютсяизменения макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов ирасходов федерального бюджета и, как следствие, объемов заимствований. Данныйриск поддается определенному контролю со стороны исполнительного органагосударственной власти Российской Федерации.
Одним из подходов к минимизации рискаликвидности является повышение точности бюджетных прогнозов. Другим подходомможет быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативныхили даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансовогосостояния Российской Федерации.
Кредитный риск в определенной мереподдается контролю органам исполнительной государственной власти РоссийскойФедерации. [19]
Вывод:Разработка данной стратегии обусловлена изменениями финансово – экономическойситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшенияэкономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировкипроводимой политики государственных внутренних заимствований РоссийскойФедерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определитьнаправления долговой стратегии.
Управление государственным долгомявляется частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации,поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике являетсяпотенциальным источником экономических и политических рисков. Данный факторпредопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросамиэкономической безопасности Российской Федерации.
Качественное и эффективное управлениедолгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств,оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга РоссийскойФедерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованиемчетких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.
РоссийскаяФедерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политикизаимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструментыдругими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках винтересах бюджета Российской Федерации.
Заключение
Проблема государственного долга является одной из основных проблемроссийской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпыэкономического роста страны в целом, так и на направления финансовой ибюджетной политики.
Причины появления государственного долга: внешние и внутренниезаимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентовпо ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятыхгосударством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана стеорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий,которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поископтимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так иположительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженностьпозволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанныйнациональный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутреннимипоступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказываютположительное влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается вналичии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являютсянепомерными для развития конкретной экономики. Дляотражения реальной экономической ситуации чаще используют относительныевеличины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.Существуют различные экономические методы, применяемые государством длябалансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Система управления государственным долгом Российской Федерациипредставляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработкапрограммы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедурапринятия основных параметров управления государственным долгом РоссийскойФедерации на очередной год; исполнение принятой программы управлениягосударственным долгом в течение планового года.
В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфереуправления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночныммеханизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизацияресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использованиеналоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований иорганизации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь дварежима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственногопроцесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета,спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.
Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовоеобразование, особый финансовый механизм, требующий использования системыметодов для его регулирования.
Внешнийдолг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственныхзаимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годынаправлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшениеабсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственноговнешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними,развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментовдолговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишнейденежной массы в целях снижения инфляции.
Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валютеРоссийской Федерации. В среднесрочной перспективеза счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. Основныминаправлениями долговой политики на 2007–2009 годы стало достижениепревышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год.
Разработка данной стратегии обусловленаизменениями финансово – экономической ситуации в стране. В условиях мировогофинансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствованийпоявилась потребность корректировки проводимой политики государственныхвнутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управлениягосдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.
Управление государственным долгомявляется частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации,поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике являетсяпотенциальным источником экономических и политических рисков. Данный факторпредопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросамиэкономической безопасности Российской Федерации.
Качественное и эффективное управлениедолгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств,оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга РоссийскойФедерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованиемчетких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.
РоссийскаяФедерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политикизаимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструментыдругими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках винтересах бюджета Российской Федерации.
Список использованнойлитературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ(с изменениями от 24 июля 2007 г.)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. №238– ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год
3. Федеральный закон от 24.07.2007 №198-ФЗ. (ред. от 08.11.2008) «Офедеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принятГД ФС РФ 06.07.2007). Утверждены основные характеристики федерального бюджетана 2008–2010 гг.
4. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ«О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). (В ред.Федерального конституционного закона от 31.12.97 №3-ФКЗ)
5. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгомв России // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №2. –С. 26–35.
6. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгомРоссийской Федерации // Финансы. – 2007. – №2. – С. 72–73.
7. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципыуправления. – М., 2007. – 304 с.
8. Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов,Е. Ковалишин // Вопросы экономики. – 2007. – №8. – С. 46–63
9. Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин //Экономист. – 2007. – №1. – С. 58–67.
10. Дробозина Л.А. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2008
11. Зайцев А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. //Финансы. – 2007., с. 4–10.
12. Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». – М.: Финансы истатистика, 2008 г.
13. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник. «Финансы»,Издательское объединение «ЮНИТИ», 2007.
14. Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.:«Финансы и статистика», 2008
15. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктораэкономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 287.
16. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации.– С. Пб.: Норма, 2008.
17. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальнойэкономики. – М.: Экономист, 2008
18. Экономика и бизнес. Под редакцией Камаева В.Д. – М., 2008.
19. Экономико-политическая ситуация в России. – М.: ИЭПП, 2009
20. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.minfin.ru
21. Официального сайта Счетной Палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru
22. Официальный сайт ЦБ РФ.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cbr.ru
23. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: www.government.ru
24. Программа социально-экономического развития Российской Федерациина среднесрочную перспективу (2007–2009 годы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.akdi.ru
25. Проект программы социально-экономического развития страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.eruditio.ru