«Конституции зарубежных стран»

Урок обществознания или факультативное занятие по праву для 9 классов.Учитель истории, обществознания и права – Ветрова Светлана Владимировна,МОУ «Средняя образовательная школа № 20 им. Героя Советского Союза Л.Н.Гуртьева», г. ОрелТема занятия: «Конституции зарубежных стран»После занятия учащиеся смогут:составить общую характеристику конституций США, Великобритании, Франции и Германии;сравнить зарубежные конституции с конституцией России, выделить особенности, общие черты и отличия;повторить такие термины, как конституция, монархия, республика, демократия, президент, федерация, парламент, бундестаг, бундесрат, канцлер;работать с текстом, анализировать, делать выводы, сравнения, применять уже знакомые и новые понятия;понять значение конституции, как документа, являющегося основным законом многих государств.Форма занятия – игра-детектив «Выпуск Академии ФСБ».I этап. Мотивация.Продемонстрируйте Конституцию РФ. Задайте вопросы:Как называется документ, который имеет в нашей стране статус основного закона?Какие знания о государстве можно получить из этого документа?В каком году последняя Конституция РФ была принята?^ Слова учителя. Конституция РФ является молодым документом, она принята 12 декабря 1993 г. Именно конституция помогает нам построить демократическое общество. При ее разработке учитывались международные стандарты, и они легли в основу многих глав нашей конституции. Эти международные стандарты были выработаны на основе конституций многих зарубежных стран. Миру известны конституции, которым уже ни один век, и которые уже сами по себе являются символами демократии.На сегодняшнем занятии мы познакомимся с конституциями таких государств как США, Великобритания, Франция, Германия, сможем определить особенности каждой из конституций и сравнить их с Конституцией РФ. Для этого вы будете выступать сегодня в роли «выпускников Академии ФСБ», которые в качестве выпускного задания получают секретные задания и пробуют себя в роли «агентов».^ II этап. «Секретное задание».Разделите «агентов» на 4 группы. Каждая группа «отправляется» в определенную страну: США, Великобританию, Германию, Францию. Цель – собрать сведения о конституции и, вернувшись, предоставить материал, в котором будут ответы на следующие вопросы:основы конституционного строя данного государстваисточники конституцииособенности конституцииглавный конституционный принципсистема разделения властейДля выполнения этого задания можно использовать методические пособия – «Мы народ…Российская Конституция» Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» М.- 1998 г., «Мы народ…Гражданин и Конституция» Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» М.- 1997 г.^ III этап. «Отчет».По результатам работы «агентов» в группах, необходимо составить сравнительную таблицу, в которой будет заполнена графа, касающаяся Конституции РФ, остальные должны быть заполнены на основе информации, которую предоставили «агенты». Важно, чтобы информация была записана на доске, чтобы затем в процессе урока удобно было ее использовать.После выполнения задания заполненный отчет должен выглядеть примерно следующим образом (выделенным является текст, который представлен в качестве образца): Название государства Основы конституционного строя Источникиконституции Особенности конституции Главный конституционный принцип Система разделения властей, в соответствии с конституцией Россия ^ Демократическое федеративное правовое, светское, социальное государство с республиканской формой правления. Конституция 1978 г.; международные документы ООН. ^ Писаная конституция, устанавливающая основы нового для государства политического режима. Соблюдениеосновных принципов и ценностей демократии Законодательная власть – ФС (ГД и СФ);^ Исполнительная власть – президент и правительство;Судебная власть –Конституционный Суд, Верховный Суд, высший Арбитражный Суд. США Президентская республика, относительно централизованная федерация, страна с демократическим государственным режимом. Декларация независимости 1776 г.;Билль о правах 1791 г. Самая перваяи до сих пор действующая конституция; очень краткий документ (Преамбула, 7 статей и 27 поправок) Соблюдение общечеловеческих ценностей (демократии, равенства, справедливости и т.д.) Законодательная власть принадлежит Конгрессу (персонифицирует США),Исполнительная власть – президент, министры не образуют правительства – это только совещательный орган;Судебная власть – Верховный суд, судебные системы штатов. Великобритания Парламентскаямонархия, сложное унитарное гос-во с автономными единицами и особым положением некоторых регионов; гос-во с демократическим режимом и двухпартийной системой. Статуты, принимаемые обеими палатами и подписанные монархом (Хабеас корпус 1679г., Билль о правах 1679г. и др.);Конституционные обычаи;Судебные прецеденты. Относится к разряду неписанных конституций «Граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами» Законодательная власть – монарх и парламент (палата лордов и палата общин);Исполнительная власть – реально принадлежит правительству, номинально – монарху;Судебная власть – Высокий суд, Суд короны, суды графств, магистраты. Франция Смешанная республика, сложное унитарное государство с демократическим режимом. Декларация прав человека и гражданина 1789г., Преамбула конституции 1946г., Конституция 1958г. Относится к писаным конституциям;Отсутствуют положения о социально-экономической структуре общества, политической системе посвящена только одна статья о партиях, нет раздела о правовом статусе личности. «Правление народа, по воле народа и для народа»;девиз «Свобода, равенство и братство» Законодательная власть – двухпалатный парламент (Национальное собрание и Сенат);Исполнительная власть –президент и правительство;судебная власть – общественные суды, общие суды, специальные суды, административные суды. Германия Демократическое, правовое, социальное государство, федеративная республика. Создана послеВторой мировой войны Официально называется Основным законом, была разработана под контролем Великобритании, США, Франции. Соблюдение общечеловеческих ценностей (демократии, равенства, справедливости и т.д.) Законодательная власть – бундестаг и бундесрат;Исполнительная власть –президент и правительство, возглавляемое канцлером (большие полномочия «канцлерская республика»);Судебная власть – Федеральная судебная палата, конституционные суды земель и пять ветвей правосудия. Проанализируйте предоставленную информацию, для этого обсудите следующие вопросы:Какие важные особенности каждого государства выделены в конституциях?Какие общие черты можно определить во всех конституциях?Какие общечеловеческие ценности отражены во всех конституциях?IV этап. «Ошибки предыдущих агентов».Это этап предоставляет возможность закрепить полученные знания.^ 1 вариант. «Рассказ». Можно использовать видеоматериалы (это дает ощущение реальности происходящего на экране), можно поработать с текстом. Цель – найти ошибки «агентов», которые «провалили» задание.Рассказ № 1 «Комплимент». «80-е… Лондон, я был послан с секретным заданием, суть которого даже сейчас по прошествии стольких лет я не вправе разглашать. Могу лишь сказать, что я работал в здании парламента. Все шло хорошо, если бы не несколько оплошностей, которые я совершил. Когда началось первое после выборов заседание парламента, я увидел, что все депутаты отправились искать бочки с порохом. Я еле удержался, чтобы не вмешаться и не вызвать полицию. Когда я увидел, что спикера нижней палаты насильственно водворяют на его место, то посчитал, что это уж прямое нарушение прав человека и решил обратиться к парламентским уполномоченным, которые следят за соблюдением прав граждан в Великобритании. После этого я впервые почувствовал настороженное к себе отношение, но, прошло какое-то время и все успокоилось. В соответствии с заданием я получил аудиенцию у королевы. Во время беседы я сделал королеве комплимент. Я сказал ей, что восхищен тем, какой неограниченной властью она обладает, и что ни палата лордов, ни палата общин не могут влиять на принятие законов так, как, она, что я в восторге от того, как она с этим справляется. Через несколько дней я понял, что за мной следят и мне грозит разоблачение. Да, из игры мне пришлось выйти, но я показал «английским ищейкам», на что способен настоящий профессионал, им пришлось хорошо за мной побегать. Не добившись успеха, они оставили попытки найти меня. Спасибо лондонскому туману, он меня спас. Недаром сами англичане шутят: « Климат-то у нас не плохой, вот если бы погода была получше».^ Курсивом выделены ошибки «агентов», они связаны с не знанием обычаев и конституционных принципов, действующих в Великобритании.Рассказ № 2 «Секретарша».«Мне довелось работать в одной из западноевропейских стран, это было мое первое задание, я выполняла функции секретаря-референта в одном из правительственных учреждений. Мне было поручено подготовить отчет о том, какова исполнительная система в разных странах (Великобритании, Франции, ФРГ). Вследствие моей неопытности, мною были допущены целый ряд ошибок. Отчет мой был таков:Полупрезидентская, полупарламентская республика, президент имеет небольшое количество полномочий. Основные вопросы решает правительство, которое называется Национальным Собранием. (Франция)Эту страну называют «канцлерской республикой», так как во главе этой страны находится канцлер. Президента там нет, вся полнота власти принадлежит канцлеру. (Германия)^ Исполнительная и законодательная власть принадлежит монарху, правительство, а, в частности, премьер-министр, решает некоторые вопросы, имеет привилегии, но реальной властью не обладают. (Великобритания)Мне повезло, посчитали, что я просто не достаточно опытна, я его сделала заново, и мои истинные цели раскрыты не были».^ Курсивом выделены ошибки «агента», которые связаны с тем, что запутана система разделения властей.2 вариант. Операция «Спасение»Расскажите историю о группе «Альфа», которая была «отправлена» с секретным заданием, но справились неудачно и теперь им грозит суд, как над обычными гражданами этих стран. Для того чтобы спасти провалившихся «агентов», необходимо определить страну по наименованию суда, в котором рассматривается дело:дело первого рассматривается Федеральной судебной палатой (Германия);дело второго рассматривается Общим судом (Франция);дело третьего рассматривается Высоким судом (Великобритания);дело четвертого рассматривается Верховным Судом штатов (США).3 вариант. «Шифровка»В каждом из заданий «зашифровано» какое-либо понятие, которое узнали или повторили в результате этого занятия, нужно, найти ключ, расшифровать понятия и дать им определения.^ Шифровка № 1. «Художник» Ключ: согласные буквы разных цветов. Зашифрованные понятия: конституция, монархия, республика.Шифровка № 2. «Математик» Ключ: каждая согласная буква имеет номер. Зашифрованные понятия: президент, федерация, бундестаг.Шифровка № 3. «Икебана» Ключ: используются названия цветков, предложенных букетов. Зашифрованные понятия: канцлер, парламент, бундесрат.V этап. «Подведение итогов». По результатам работы можно выдать «Диплом об окончании Академии ФСБ» и удостоверения «агент ФСБ».На дом: Предложите написать сочинение по теме «Конституция – основной закон и основа демократии».