План Введение 1.Психоанализ Фрейда как основа. Ключевые понятия. ь 2. Неофрейдизм. Понятие. Краткая история возникновения и развития. 3. Изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей Фрейда. 3.1. Юнг 2. Адлер 3. Фромм 4. Хорни Выводы Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Почему психоанализ на протяжении уже более ста лет оказывается
мишенью нападок и предметом восхищения Возможно это объясняется тем, что посвященные ему работы многих выдающихся психологов, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр
Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии. Не удивительно, что его учение увлекло многих молодых специалистов того времени, открывших для себя эту теорию и ставших в последствии учениками Фрейда. Однако, со временем многие из них, углубляясь в процесс изучения исследуемых явлений и развивая свои собственные изыскания в этой области, отпали от основной линии фрейдовского учения, занялись развитием
новых психоаналитических концепций, которые принято объединять общим понятием неофрейдизм. Таким образом возникло новое направление в психологии, представители которого, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации. Таким образом целью данной работы является рассмотрение и изучение такого понятия как неофрейдизм. Предусматривается проследить историю его возникновения и развития в работах таких известных последователей Фрейда как Карл Густав Юнг 1875 1961, Альфред Адлер 1870 1937, Эрих Фром 1900-1980, Карен Хорни 1885-1953. 1.психоанализ Фрейда как основа. Ключевые понятия. Если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать Бергер. Психоанализ от греч. psyche-душа и analysis-решение – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.
Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, вытесняется из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного которое мыслится как область господства сексуальных стремлений и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству
Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных комплексов видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов истерий, и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе анализе можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их путем беседы или соответствующих действий, а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному либидо центральную роль, рассматривая человеческую
душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, кипящий пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами Оно ид примитивная инстанция, принцип удовольствия ,
Я эго принцип реальности, самосохранение, контроль над инстинктами Ид, сверх-Я супер-эго высшая инстанция, моральные и религиозные чувства, продукт влияния извне. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я эго спасается с помощью специальных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, регрессии,
сублимации, замещения, проэкции и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы ссылка на Юнга и назван либидо. В период первой мировой войны
Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти Тонатос как антипод Эросу, по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге Психопатология обыденной жизни 1901. Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. Используя понятия энергетического подхода
Фрейд выделил два фактора возникновения невроза сексуальная конституция и инфантильные переживания в них осталась фиксированной энергия либидо. Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации Оральная стадия, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадия . Таким образом, возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами катарсиса или самоочищения, психоанализ постепенно завоевал популярность в широких медицинских кругах,
у Фрейда появились т. наз. ученики. Однако в скорости некоторые из них отпочковывались от основного стержня учения, основывая новые психоаналитические течения, объединяемые в истории психологии общим термином неофрейдизм. О нем речь пойдет далее. 2. Неофрейдизм. Понятие. Краткая история возникновения и развития. Неофрейдизм направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии.
Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографи -ческой теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами. Универсальная энциклопедия KM.RU . Итак, как уже было сказано в конце 30-х годов возникает неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие
каждому индивиду, представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой
современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся
Карл Густав Юнг 1875 1961, Альфред Адлер 1870 1937, Карен Хорни 1885-1953, Эрих Фром 1900-1980, В. Райх 1897-1957, Г. Маркузе 1898-1979 и др. Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа психология бессознательного,
представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликт-ности и расщепленности внутреннего мира личности, репрессивности культуры и общества легли в-основу учения современных неофрейдистов. 3. Изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей Фрейда 3.1. Юнг Швейцарский психолог К.Юнг 1875-1961 окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую
лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как
Юнг опубликовал книгу Символы трансформации. Разрыв был болезненным для обеих сторон. Нововведения Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие комплекс , в том числе и комплекс Электры , под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное. Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том, что для изучения психики личности может быть использован метод ассоциаций в частности, тесты на ассоциацию слов. Юнг разработал технику свободных ассоциаций и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из четырех универсальных
элементов 1. Личное сознание 2. Коллективное сознание 3. Личное бессознательное 4. Коллективное бессознательное разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа. Некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное.
Транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности. По Юнгу, коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие архетипы . В общих чертах, архетипы образуют наиболее древние и универсальные формы мышления , проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов мать, отец ребенок и. т. д Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы
и программы поведения человека. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал 1. Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души. 2. Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть
в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми. 3. Тень. Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его
Персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. 4. Анима у мужчины или Анимус у женщины это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители мать у мальчика
и отец у девочки. Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проекций, новых образов в душе человека. 5. Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части это архетип порядка и целостности личности. Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души сознательную и бессознательную друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и само познании. Архетипы , по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей. Юнг отмечал, что психологически люди пребывают на стадии детства.
У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихического закрепления культуры. Полагая, что основой культуры является прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Следует отметить, что, стремясь типологизировать систему взаимоотношений между личностью и средой, Юнг предложил классификацию личностей на основании их отношения к социальной среде.
В качестве исходного признака он принял определенную направленность распространения психической энергии либидо. Юнг выделил два основных противоположных типа личностей 1. Экстравертированный – чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду. 2. Интравертированный – обращающий психическую энергию внутрь самого себя. Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии
Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии. 3.2. Адлер А.Адлер 1870-1937 окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.
В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии .В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской
психологии. Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов,
которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции Оно, Я, Сверх-Я и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом
поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида – как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений. Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются комплекс неполноценности и принцип компенсации и сверхкомпенсации. Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется комплекс неполноценности, который оказывает исключительно влияние
на их дальнейшую жизнь. По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую неполноценность путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им стили жизни 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного
развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность. 3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальными способами . Он вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности
и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления. Определенная переоценка Адлером места и роли комплекса неполноценности в структуре человека и его поведения ныне признается не только противниками, но и сторонниками его учения. Но вместе с тем современное человековедение констатирует и реальность существования комплекса неполноценности и распространенности его. По сути дела, ведущим мотивом, направляющим все действия индивида, Адлер считал некий внутренний план, ориентированный на достижение конечной цели – обеспечение развития личности и благополучия человечества, который дислоцируется в бессознательных слоях человеческой души. Эта новация Адлера – попытка социологизации бессознательного – сыграла в дальнейшем определенную роль в эволюции психологических подходов и версий западной социологии.
3.3. Фромм Э.Фромм 1900-1980 окончил Франкфуртский университет. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и
К.Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде американских университетов. Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской социологии стало учение ведущего теоретика неофрейдизма психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Создавая радикально-гуманистический психоанализ ,
Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума.Отвергая как миф тезис о неизменной человеческойприроде . Фромм утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает непосредственную инстинктивную основу и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой.
По мысли Фромма, особость человеческого существования состоит в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек обладает сознанием и самосознанием, которые превратили его в чужака нашего мира, и породил чувства одиночества и страха. Разрыв естественных связей человека с природой составляет, по Фромму, основное экзистенциальное противоречие, являющее собой главную проблему человеческого существования. На базе этого противоречия, как полагал Фромм, возникают другие экзистенциальные и исторические дихотомии. К экзистенциальным дихотомиям Фромм относил такие противоречия, которые коренятся в самом существовании человека и не могут быть аннулированы им. Это дихотомии между жизнью и смертью, огромными потенциями индивида и невозможностью их реализации в силу кратковременности его бренного существования. Фромм полагал, что на эти неизбывные дихотомии человек все же может и даже должен реагировать различными способами, соответствующими его характеру и культуре.
В отличие от экзистенциальных дихотомий исторические дихотомии , по Фромму, имеют иную природу и не являются необходимой частью человеческого существования. Они возникают и разрешаются людьми в ходе исторического процесса. К противоречиям этого ряда Фромм относил по преимуществу дихотомии между различными историческими формами существования общества и возможностями человека для подлинной реализации своей природы в определенных
временных границах. Как мыслитель и гуманист, Фромм не мог пройти мимо проблемы кризиса современного общества и путей его преодоления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ряда опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнообразным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс,
которые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен – большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господство над природой потерпели крах. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Осуществляя поиск новых альтернатив планетарной катастрофе, Фромм пришел к мысли о том, что обязательным условием физического выживания рода человеческого является создание нового человека радикального изменения человеческого сердца и нового общества, соответствующего потребностям неотчужденного и ориентированного на бытие индивида Фромм разработал довольно подробную программу изменения человека и общества. Согласно данному проекту, в общих чертах спасение человечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки
на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим. Неофрейдистская социология Фромма – один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она придала существенный импульс развитию не только психосоциологических доктрин, но и всей
современной западной социологии, одной из вершин которой она, безусловно, является. 3.4. Хорни К.Хорни 1885-1952 получила образование на медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она поступила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные немецкие ученые в связи с приходом
к власти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа. В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классич. психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму. Нововведение Введение образа Я. Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного образа Я Она считала, что этот образ состоит из двух частей знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность образа Я связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека
о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько образов Я Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой только в этом случае можно говорить о нормальном
развитии личности и ее устойчивости к неврозам. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности и наоборот поведение родителей, препятствующих
этому насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п ведет к развитию у ребенка базальной тревоги ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Это избыточные потребности 1 в любви и одобрении 2 в руководстве партнера 3 в четких ограничениях 4 во власти 5 в эксплуатировании других 6 в обществ, признании 7 в восхищении собой 8 в честолюбии 9 в самодостаточности и независимости 10 в безупречности и неопровержимости. Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги.
Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми 1 ориентация на людей 2 ориентация от людей 3 ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности 1. уступчивый, 2. обособленный и 3. агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам. Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление
о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа. ВЫВОДЫ Неофрейдизм стал новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации. Неофрейдистам удалось не только уловить те реальные противоречия, которые имеют место между личностью
и современным обществом, но и образно описать социальные болезни существующей системы удушающую атмосферу подавления личности в условиях цивилизации, искаженность истинных побудительных мотивов деятельности человека. Однако, несмотря на социологизацию классического психоанализа и попытки философского осмысления его теоретических основ, современный психоанализ не дает научного объяснения ни человеческой природы, ни закономерностей общественного развития. В силу абстрактно-антропологического подхода к решению проблем человеческой жизнедеятельности критическая направленность неофрейдистов часто превращается в простое морализирование или в лучшем случае в описание психологических типов личности на уровне ее поведения и вжива-ния в соответствующие социальные роли, что, конечно, не затрагивает глубинных социальных противоречий буржуазного общества В завершение можно привести суждение одного из героев романа Т. Манна Волшебная гора о психоанализе Психоанализ хорош, если он орудие просвещения и цивилизации,
хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты, словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает рабов зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяние, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму. Такой анализ может стать делом весьма не аппетитным, столь же не аппетитным, как смерть, с которой он, собственно говоря, и связан, он сродни могиле и ее подозрительной анатомии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии Учебное пособие К. Ника-Центр, 2001. 2. Фрейд З. Психоаналитические этюды Сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского Минск. Поппури, 1999. 3. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – М 1997. 3.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Учеб. пособие. М 1996. 416 с. Интернет-источники httppsychology.net.ru httpazps.ruhandbookp httppsylab.hotmail.ru www.erudition.ru