Введение
Серьезной проблемойнашего времени является падение у школьников интересов к учебным занятиям,снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению,равнодушие к школьным занятиям могут выступать как причины накопленияотрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствиенеудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае у детейвозникает явление школьной дезадаптации в самых разных ее проявлениях. На фонеотрицательных переживаний, связанных с учебными ситуациями, очень сложнойоказывается работа по устранению у таких детей недостатков базовых учебныхнавыков, повышению общего уровня учебно-организационной культуры.
Школа на каждомвозрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. Если у ребенкасвоевременно не формируется способности, позволяющие находить верные решенияэтих задач, то они превращаются в непреодолимые затруднения, которые,накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и егородителей, педагогов.
В последние десятилетияпоявилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений,где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одной стороны детейнагружают самой разной информацией, появляются новые школьные предметы,содержание классических дисциплин сильно усложняется и увеличивается. С другойстороны, повышаются требования к поступающим в школу детям: они должны уметьсвязно пересказывать текст, читать, считать и писать.
Если посмотреть на всевышесказанное глазами психолога, то одной из самых главных проблем и трудностейначального образования является незнания педагогами индивидуальных особенностейдетей.
Задача обучения детейшестилетнего возраста в школе вполне реальна, она подготовлена сегодняшнимсостоянием психологической и педагогической наук. Вопросами обучения шестилетокзанимались многие известные психологи и педагоги-практики: А.С. Макаренко, Ш.А.Амонашвили, Р. Оуэн, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.А. Ясюкова и др.
Целью данной работыявляется изучение психолого-педагогических условий эффективности обученияучащихся шести лет.
Предметом данной курсовойработы являются психолого-педагогические условия эффективности обучения.
Объектом — дети шестилет, обучающиеся в школе.
При написании даннойработы была выдвинута гипотеза: эффективность школьного обучения и воспитаниядетей шести лет будет достаточно высокой при соблюдениипсихолого-педагогических условий.
Задачами данной курсовойработы являются:
1. проанализироватьосновные подходы зарубежных и отечественных психологов, педагогов практиков кизучениюпсихолого-педагогических условий эффективности обучения детей шести лет;
2. раскрытьхарактеристику и ценность младшего школьного возраста;
3. проанализироватьпреемственность дошкольного и школьного образования;
4. определитьпсихолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток;
5. исследоватьвлияние выбранных условий эффективности обучения на шестилеток.
При выполнении данной курсовойработы использовались следующие методы: метод теоретического анализа, наблюдение,и методы эмпирического анализа («Методики определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой, «Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга,«Диагностика усвоения образовательных программ» и «Оценка уровня мотивацииучения учащихся начальных классов»), количественный и качественный анализ обработки данных.
Глава I. Теоретические основы обученияшестилеток
1. Исследованиязарубежных и отечественных психологов, педагогов-практиков в подходе шестилетокк обучению
Работа с детьми шести лет- это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения,поиск нестандартных приемов общения с детьми. Работая с детьми данного возраставоспитатель или учитель должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе сдетьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважатьдостоинство ребенка. Важную роль в воспитательном процессе играет правильноорганизованное эстетическое воспитание и развитие детей, которому в учебномпособии уделяется значительное внимание.
Как развивать,воспитывать и обучать детей шестилетнего возраста?
Исследованием этойпроблемы занимались многие отечественные и зарубежные психологи,педагоги-практики.
Видное место средипедагогических идей прошлого занимают идеи Роберта Оуэна (1771-1858), видногообщественного деятеля. Желая улучшить жизнь рабочих, он при своейхлопчатобумажной фабрике в Нью-Лэнарке создает в 1816г. системувоспитательно-образовательных учреждений. Много времени отводилось детскимиграм, гимнастике, танцам, пению. Дети укрепляют здоровье, развиваютестественную грациозность тела и движений, приучают самым незаметным и приятнымобразом к повиновению и порядку, создают душевное спокойствие и счастливоенастроение и служат наилучшей подготовкой для успехов в умственном развитии.Р.Оуэн большое значение придавал наглядности в воспитании и обучении, онсчитал, что детям не следует надоедать книгами, но их следует знакомить сприродными свойствами обыкновенных вещей их окружающих, путем простых бесед иразговоров, которые должны возбудить их любопытство для того, чтобы онизадавали вопросы относительно этих предметов. С этой целью школьные комнаты длязанятий детей были снабжены изображениями животных, картами и частоестественными продуктами садов, полей и лесов, рассмотрение которых всегда возбуждалоих любопытство и создавало оживленные беседы между детьми и их учителями. Послешести лет дети поступали в школу- мальчики и девочки вместе. Р.Оуэнпредусматривал для них одинаковое образование. И только по окончании школы в 10лет дети могли начинать работу на фабриках и продолжать учиться в вечернейшколе. Свои мысли об организации воспитания и обучения Р.Оуэн изложил в книге«Опыты об образовании характера».
Огромное значение длятеории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения имелапедагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888-1939). Он был педагогомпрактиком, проработавшим в школе около 15 лет. Макаренко разработал системувоспитания детей в семье и написал книгу для родителей.
Антон Семеновичрассматривал многие вопросы воспитания и обучения детей о воспитательной роликоллектива, о самоуправлении, о дисциплине, о методах воспитания, ородительском авторитете, о воспитании в семье, о педагогической технике. Говоряо методах воспитания, замечательный педагог большое значение придавал игре, и вжизнь руководимых им воспитательных учреждений широко вводил игру. Он считалважным воспитательным средством эстетику детской жизни и приучал воспитанниковжить по законам красоты.
Шестилетние дети — особыйнарод. Поэтому учителям и воспитателям нужно, во-первых, знать, какие в связи сэтим могут возникнуть проблемы; во-вторых, работать нужно иначе, полностьюсознавая, что за партами сидят не семилетние дети; в-третьих, определить своюпедагогическую позицию и обусловленные формы и методы обучения, воспитания и,самое главное, общения с шестилетками.
По мнению Ш.А.Амонашвили,шестилетний ребенок готов к началу школьной жизни лучше, чем семилетний. Дело втом, что за последние десятилетия неизмеримо возрос культурный уровень семьи иобщества. Все родители сегодняшних детей, как правило, имеют среднеепрофессиональное, высшее образование. Это качественно изменило социальнуюсреду, в которой растет ребенок. На его развитие большое влияние оказываютсредства массовой информации — телевидение, радио, детские журналы, книги,кинофильмы. Преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые все большеспособствуют физическому и умственному развитию детей, помогают иммногосторонне знакомиться с окружающей действительностью, жизнью и трудом людей,современной техникой. Огромную роль в ускорении развития и воспитания детейиграют детские сады. В них они усваивают необходимые знания, овладеваютэлементарными нравственно-этическими нормами, под руководством воспитателей уних целенаправленно развиваются психические процессы трудовые навыки,эмоционально-волевая сфера. Как правило, к семи годам ребенок уже овладеваетчтением и письмом, простым счетом. И когда в семь лет он поступает в школу иему в качестве учебного материала предлагаются буквы, адаптированные тексты длячтения, простейшие арифметические примеры, то есть материал по своей сложностиниже его возможностей, то у него не возникает потребностей в чтении, так какего познавательный интерес не получает обильного и необходимого питания для дальнейшегоразвития. Содержание обучения, предлагаемое сегодня семилетним детям, ненаходится, говоря словами Л.С. Выгодского, в зоне их развития и потому не можетактивно его стимулировать. Однако то же самое содержание обучения — чтение,письмо, простой счет — теперь становится предметом познавательных притязанийшестилетних детей. Эти знания находятся в зоне их развития и потому вызывают уних познавательный интерес, тем более когда его удовлетворение связано сошколой, с их стремлением «стать взрослыми».
Организованное,систематическое обучение и воспитание — главнейшая форма и условиецеленаправленного развития ребенка. В этом возрасте можно успешносовершенствовать его речь, на основе природной любознательности пробудитьпознавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебнойдеятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяетшестилетним детям легко овладеть вторым языком.
Содержание первого годаобучения открывает перед ребенком радостную перспективу его дельнейшей школьнойжизни. Шестилетние дети, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях школы поособой программе и методике, значительно опережают в своем развитии своихсверстников, которые начинают учиться с семи лет без такой специальнойподготовки. Это проявляется в более высоком уровне наблюдательности,сообразительности, мышления, владения речью. Обще-интеллектуальные умения,разумеется целенаправленно совершенствовались в процессе усвоения чтения,письма, счета, изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Дальнейшееучение в начальных классах не вызывает у этих детей таких затруднений,преодоление которых с помощью учителя им было бы не под силу.
Введение классов дляшестилеток в целостную систему начальной школы даст возможность болеерационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузкумладших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике,труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия длятого, чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболееблагоприятный для этого период.
И взрослые, и детигораздо эффективнее и с большим интересом обучаются спонтанно, а не реактивно.Как же тогда быть с особенностями школьного обучения?
Для ответа на этот вопросприведем пример одного исследования, выполненного под руководством Д.Б. Эльконина.Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести кучу спичекс одного места на другое. Взрослый, объяснив детям инструкцию, намеренно уходилиз комнаты, но незаметно наблюдал за поведением детей. Большинство детейвначале соблюдали данное взрослому обещание — переносили спички по одной, затемначинали брать по две, три, целыми горстями и т.п. Или другой вариантповедения: после того как ребенок по инструкции переносил некоторое количествоспичек и видел, что куча от этого не уменьшилась, он начинал заниматься совсемдругими делами — рассматривать комнату, играть с предметами, которые в нейнаходились, и т.п.
Исключение составил лишьодин ребенок, который в течение длительного времени переносил спички по одной.Эта методика, по которой в психологии измеряют уровень пресыщения, в данномслучае вызвала пресыщение у взрослого. Он вошел в комнату и поинтересовался,что же делает ребенок. Ребенок объяснил, что он подъемный кран и ему надопереносить кирпичи для постройки дома.
Напрямую данную ситуациютрудно назвать обучением, но вот механизм, который позволил ребенку ненасытиться, а продолжать выполнять практически невыполнимое задание,непосредственно связан с разговором о спонтанном и реактивном обучении. Чтосделал этот ребенок? Он превратил чужую программу (инструкцию) в своюсобственную (спонтанную), переосмыслив ее.
Итак, ребенок-дошкольникне умеет переосмысливать чужую программу (инструкцию) и старается по меревозможности ее выполнять, а когда устает, то бросает это занятие. Ребенок,который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, ужеспособен (правда, лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение вспонтанное. Последняя оговорка не случайна. Эта способность — делать чужуюпрограмму своей собственной — формируется на протяжении всего младшегошкольного периода развития. Ее становление и развитие связаны с двумя факторами- во-первых, с позицией взрослого, помогающего учащимся выделить их собственныйсмысл в том содержании, которому их учат, во -вторых, опять-таки с ужеобсуждавшейся нами проблемой психологической готовности к школьному обучению.
Педагоги-дошкольники иродители хорошо знают тот факт, что дети этого возраста далеко не всегдапринимают от другого смысл собственной деятельности. К примеру, малышперекладывает спички, а другой взрослый (не тот, кто дал задание) говорит:давай себе представим, что ты подъемный кран, и т.п. Многие дети скажут:«Нет, мне велели перекладывать спички, и я Ваня, а не подъемныйкран».
Таким образом, в первомслучае дети по своему психологическому возрасту являются дошкольниками, ипоэтому, несмотря на биологический возраст, не готовы к школьному обучению. Авот если ребенок в состоянии сам переосмыслить реактивное обучение, можноговорить, что он психологически готов к школьному характеру обучения.
2. Общаяхарактеристика и ценность младшего школьного возраста
Младший школьный возрастнаиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порогшколы, ребенок шести лет по своим физическим и психическим качествам посуществу является дошкольником, а к 4 классу у него появляются черты подросткасо свойственными этому возрасту противоречиями и сложностями. Известно, чтомладшие школьники, несмотря на одинаковые программы, условия обучения ивоспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показателиуспеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебнымобязанностям, т.е. фактически получают неодинаковый уровень развития. Этозависит, прежде всего, от самого ребенка, от того, как он проявляет себя вучебе, во внеклассной работе. У каждого ребенка есть черты, соотношение которыхопределяет его индивидуальность. Ребенок действует не только по указаниям итребованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейсяличности. Мир в представлении шестилетнего ребенка особенно интересен. Именнопонимание этого мира позволило Ш.А.Амонашвили создать оригинальный опытобучения и воспитания шестилеток.
Шестилетний возраст — наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовкиребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью, реализовать ее. Иначебез необходимой, соответствующей этому возрасту умственной и нравственной пищии без мудрой заботы взрослого в малыше могут не раскрыться в полной мере егозадатки.
Приступая к обучению ивоспитанию шестилетних детей в школе, учитель добьется успеха, если ребенокбудет для него не только объектом воздействия, но и индивидуально развивающейсяличностью, тонко реагирующей на все ситуации школьной жизни. При поступлении вшколу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости.Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представление оярком мире. Этот понятный, интересный, доступный для ребенка мир в процессеформирования абстракций исчезает. Мысль ребенка замыкается на счетных палочках,звуках, буквах, слогах. Переход от чувственного этапа познания к абстрактномусложен и труден для младшего школьника, особенно первоклассника. Знаниеособенностей возрастного развития шестилетних детей помогает учителю разрешитьвозникающие противоречия.
Морфологическое ифункциональное развитие шестилетних детей является незавершенным, поэтомупервоклассник менее устойчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды,менее вынослив, быстро утомляется. Костная и мышечная системы позволяютшестилетним детям совершать сложные движения: бег, прыжки, метание, подвижныеигры. Однако костная система находится у них в стадии формирования; интенсивноразвиваются мышцы, кости, скелет, хрящевые зоны; продолжается срастание швов,формируется позвоночный столб, укрепляется подъем стопы. Хорошо развиты крупныемышцы туловища и конечностей, но недостаточно сформированы мелкие мышцы спины,стопы, кистей рук. Поэтому для шестилетнего ребенка нежелательны длительныестатические напряжения, поднятие тяжестей, монотонные движения. У шестилетнегоребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила,подвижность, уравновешенность процессов. Однако возбуждение преобладает надторможением. Ребенку трудно сдерживать себя. У детей шестилетнего возрастамалая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступаетчасто в силу истощаемости нервных клеток коры больших полушарий. При большихучебных нагрузках наступает «охранительное торможение». Онопроявляется в двигательном беспокойстве, отвлечении внимания. У детей в этомвозрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебнойдеятельности с шестилетними детьми важна форма, стиль, манера объяснения иповедения учителя: смена видов деятельности, способов учения, игровые моментыпри изучении учебного материала, для облегчения учебного труда шестилетнихдетей.
Шестилетний ребенок имеетопределенный стиль, способы, манеру общения с детьми, взрослыми и родителями.Однако общение в школе носит специфический характер.
В младшем школьномвозрасте ребенок формируется всесторонне. Младший школьный возраст — этопериод, когда нужно формировать полноценные качества личности, это периодинтенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов:они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными ипроизвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами,учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Таким образом, младшийшкольный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии.Полноценное проживание ребенком данного возрастного этапа возможно лишь приактивной и определяющей роли взрослых (учителей, родителей), основной задачейкоторых является создание оптимальных условий для раскрытия реализациипотенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальныхособенностей каждого ребенка.
Ведущей деятельностьюдетей шести лет является игра, освоение норм поведения и деятельности людей,гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместныеигры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношенийлидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования». Развитиеконструкторских игр, развитие практического мышления, развитие способностейрисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать),развитие творчества, развитие воспитания, внимания, памяти (от непроизвольныхформ к произвольным формам), развитие воли, любознательности.
3. Преемственностьдошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток
Понятие преемственности — одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров,«круглых столов» и симпозиумов по проблемам образования.
Чтобы разобраться впреемственности дошкольного и школьного образования с психологической точкизрения, попробуем разобраться, в чем состоят особенности школьного образованияи чем оно принципиально отличается от образования дошкольников.
Начнем анализ этойпроблемы с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий «спонтанное»и «реактивное» обучение. Спонтанное обучение возникает тогда, когдаребенок учится по своей программе. В этом случае слово «программа»означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которымруководствуется образовательные учреждения. Собственная программа — это то,чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Ребенок увидел, как егосверстник или кто-то другой, что-то делал — нарисовал красивый рисунок, слепилзамечательный пирог, построил красивый замок и т.п., — и он просит: «Научименя». Однако уже хорошо развитые шестилетние дети начинают пособственному почину учиться что-то делать — подражая действиям другого, задаваябесчисленные вопросы, пытаясь выделить особые приемы изготовленияпонравившегося продукта.
Все это примерыспонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста.Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способностьребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению.
Известный социологИ.В.Бестужев-Лада сказал, что суть преемственности дошкольного и школьногообразования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-застоликов в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Ноесли посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно ипонятно. Во-первых, дети очень хотят замечать изменения своего социальногостатуса — превращения из дошкольников в младших школьников. На это указывали иуказывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов:«Я теперь школьник и уже не буду днем спать», или «Мне надоделать уроки, а вы мне мешаете», или «Я уже хожу в школу и могу идтиспать, когда мне захочется», и т.д.
Во-вторых, серьезнуюпроблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечатьразницу. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь — вводят вобучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия в настоящиеуроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается,что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно,зачем им в школу? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но вернотоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носилиучащиеся начальной школы, — и ту отменили.
В школе шестилетние дети,кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь,они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная играактивизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение,облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуютфизминутки, которые используются многими учителями на уроках, но они тожедолжны носить игровой характер.
Таким образом,шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностьюбыла игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом — становитсяучение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости итрудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера,возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры какметодического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрываетсяиндивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи,развиваются творческие способности детей.
4.Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток
Обучение в школенаправлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческимопытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственноосновы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаютсяв учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя,воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. Назанятиях у них формируются не только знания и умения осуществлять ту или инуюдеятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Одним из условийэффективности обучения шестилеток является психологическая готовность детей кобучению в школе. Психологическая готовность (по данным Л.А. Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.) определяется той системой требований,которые школа предъявляет к ребёнку. Связаны они, как показывают исследованияотечественных психологов, с изменением социальной позиции ребёнка в обществе, атакже со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оноизменяется, обогащается.
Основными компонентамипсихологической готовности являются личностная, интеллектуальная, волевая исоциально – психологическая готовность.
Личностная готовностьвключает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции– положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовностьвыражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, ксамому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развитиямотивационной сферы. Готовым к школьному обучению в плане личностного развитияявляется ребёнок, которого школа привлекает не внешними сторонами, авозможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательныхинтересов. Как правило, личностная готовность включает формирование желанияпринять новую «социальную порцию» — положение школьника, имеющего круг важныхобязанностей и прав, занимающего иное положение в обществе по сравнению сдошкольниками.
Если ребёнок не готов ксоциальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запасаумений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе. Ведьне всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностнойготовностью ребёнка к школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школепредполагает приобретённый кругозор, запас конкретных знаний, а такжеформирование у ребёнка определённых умений. К ним, прежде всего, относитсяумение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цельдеятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребёнкаспособности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различияпредметов, их новых свойств [8].
Развитие интеллектуальнойготовности к обучению в школе предполагает:
— дифференцированноевосприятие;
— аналитическое мышление(способность постижения основных признаков и связей между явлениями,способность воспроизвести образец);
— рациональный подход кдействительности;
— логическое запоминание;
— интерес к знаниям,процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
— овладение на слухразговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
— развитие тонкихдвижений руки и зрительно – двигательных координаций.
Социально психологическаяготовность к школьному обучению – формирование у детей качеств, благодарякоторым они могли бы общаться с другими людьми, учителем. Ребёнок приходит вшколу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать самымигибкими способностями установления взаимоотношений с другими детьми, необходимыумения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умениеуступать и защищаться. Таким образом, данный компонент готовности предполагаетразвитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересами обычаям детской группы, развевающейся способности справляться с рольюшкольника в ситуации школьного обучения.
Умение ребёнка войти вдетское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться принеобходимости, чувство товарищества — качества, качества, которые обеспечиваютему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданиюблагоприятных условий для его дальнейшего обучения.
Первостепенное значение вформировании волевой готовности имеет воспитание мотивов достижения цели.Формирование у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, аразрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении спрепятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощипреодолеть трудности, которые, возникнут у него в первом классе [8].
Следует иметь в виду, чтоотличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единствомотивационной и операционных сторон, т.е. характерного для ребёнка отношения ктрудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому первостепенноезначение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формированиеу детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрушитьих, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможетребёнку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности,которые возникнут у него в первом классе.
Таким образом, психологическаяготовность ребёнка к обучению в школе – образование многокомпонентное.Выпадение хотя бы одной составляющей готовности, ведёт к снижению адаптационныхвозможностей ребёнка в первые месяцы обучения, и к дальнейшим трудностям вусвоении учебного материала.
Особенность обучениядошкольников проявляется в том, что дети этого возраста, тем более малыши имеянебольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весьобъем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогомзадачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах,использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и еговыполнения. Однако постепенно следует переходить к целостному процессусообщения детям задания и его выполнение.
Еще одна особенностьобучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов,процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате детиторопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начатьдействовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этогонужно очень тщательно продумывать и осуществлять его четко и кратко, сообщаялишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходузанятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания,какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-заэтого может остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут всилу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное отвторостепенного.
Мотив обучения будет дляребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагаетсячто-то сделать для игры. Обучение детей дошкольного и младшего школьноговозраста должно быть интересным, чтобы не отпугивать детей от учения. Достичьтого, чтобы каждое занятие было интересно детям, можно путем широкого включенияв занятия игровых приемов, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Немаловажноезначение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога,стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности. Педагог долженсоздавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребенку. Важнопоощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременнуюпомощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности.
Характеризуя спецификупознания ребенком мира, их окружающего, К.Д.Ушинский подчеркивал, что дитямыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет еще однуособенность процесса обучения — оно должно строится на основе непосредственноговосприятия детьми свойств, предметов и явлений. Дети дошкольного возрастаоперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольниковдолжно быть наглядным.
Таким образом,психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток должны бытьнаправлены:
-на формирования мотивов учения, развития устойчивыхпознавательных потребностей и интересов;
— на развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы,умения учиться;
-на раскрытие индивидуальных особенностей и способностейдетей;
— на развитие навыков самоконтроля, самоорганизации исаморегуляции;
— на становление адекватной самооценки, развитие критичностипо отношению к себе и окружающим;
-на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности,в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения.
Следовательно, на каждомзанятии должны решаться общедидактические задачи: формирование способностейобучаться под руководством учителя, развитие интеллектуальной и творческойактивности у детей, закрепление полученных ранее знаний навыков и умений.
Глава II. Изучение опыта организациипсихолого-педагогического обучения шестилеток
шестилеткашкола обучение адаптационный
1. Методыисследования организации психолого-педагогического обучения шестилеток
Исследуя организациюпсихолого-педагогического обучения шестилеток, в качестве основных эмпирическихметодов использовались четыре диагностические методики: «Методики определенияготовности к школе» Л.А. Ясюковой, «Методика определениямотивов учения» М.Р. Гинзбурга, «Диагностика усвоения образовательных программ»и «Оценка уровня мотивации учения учащихся начальных классов».
1. Диагностика готовностидетей к школьному обучению проводилась психологом школы с использованием«Методики определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблемобучения в начальной школе Л.А. Ясюковой. Методика прошла апробацию внескольких вариантах – для работы с дошкольниками и первоклассниками, дляработы в общеобразовательных и гимназических классах. Методика имеет два наборастимульного материала для общеобразовательных и гимназических классов, заданияотличаются по уровню сложности. В данном исследовании принимался вариант дляобщеобразовательных классов.
Диагностический комплекссостоит из двух методических блоков. Первый блок предназначен для групповоготестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторнаякоординация — ЗМК), тест Равена (линейное и структурное мышление – ЛМ и СМ),тест Тулуз-Пьерона (внимательность (В), скорость переработки информации (СПИ)).Групповое тестирование проводится в обстановке, характерной для обычного урока.Что позволяет выяснить готовность детей к восприятию объяснения педагога испособность самостоятельно работать по общей инструкции.
Второй блок предназначендля индивидуальной диагностики. Его цель – выяснить потенциальные возможностиребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В него входят методики,измеряющие объем кратковременной речевой и зрительной памяти (РП и ЗП),«Речевые классификации (РР)», «Интуитивный анализ-синтез (ИМ)», «Аналогии» (АМ,РМ, ЛогМ). «Абстрактное мышление (АМ)», Тест Тэммл, Дорки, Амен (дляопределения тревожности).
2. «Методика определениямотивов учения» М.Р. Гинзбурга [3, С.45-47].
Как известно, дляшестилетних детей наиболее характерными являются следующие учебные мотивы:собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности(учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественнойнеобходимости учения (социальный). «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы(внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу(игровой); негативное отношение к школе (негативизм).
Поэтому в основу даннойметодики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшойрассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качествеличностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально.После чтения каждого абзаца перед малышом выкладывается схематический,соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой длязапоминания.
После прочтения рассказаэкспериментатор задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав?Почему? С кем из них ты бы хотел учиться? Почему? Дети последовательноосуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку не достаточно ясно, емунапоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. Сделанные выборырассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особоевнимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.
3. «Оценка уровнямотивации учения и адаптации учащихся начальных классов».
При помощи данной анкетыможно выявить детей группы риска с негативным отношением к школе и школьнойдезадаптацией. Методика также может быть использована при исследованииэффективности учебно–воспитательного процесса, при определении готовности детейк школе, при оценке динамики школьной адаптации, уровня школьной мотивации
Данная анкета разработанаН.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено10 вопросов, отражающих отношение ребёнка к школе, учебному процессу. Наосновании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровнейшкольной мотивации:
1. Высокая школьная мотивация, учебнаяактивность.
2. Нормальная школьная мотивация.
3. Положительное отношение к школе, ношкола привлекает больше внеучебными сторонами.
4. Низкая школьная мотивация.
5. Негативное отношение к школе,дезадаптация.
Вопросы анкеты построеныпо закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. Приэтом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтенииучебных ситуаций, оценивается в три балла, нейтральный ответ – 1 балл; ответ,позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации,оценивается в 0 баллов.
Суммы баллов, набранныеребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе [3,С.133-134].
4. «Диагностика усвоения образовательныхпрограмм» [3, С. 200].
Диагностика усвоенияобразовательных программ проводится с использованием трехуровневой оценки.
Высокий уровень (3балла). Ребенок активен,самостоятельно находит поле деятельности, самостоятельно выделяет существенное,любит трудные задачи, ему не нужно помогать, свободное время он отводит своемуинтересу.
Средний уровень (2 балла). Самостоятельностьпроявляет только с помощью взрослых, выделяет только факты, проявляет интерес кзанятиям, при трудностях просит помощи у взрослых. Для самостоятельнойдеятельности ему нужны побуждения взрослых. Свободное время периодическиуделяет своему интересу.
Низкий уровень (1 балл). Инертный, вялый, обращаетвнимание на занимательные факты, не любит трудных задач, не просит помощи,отказывается от нее. В самостоятельной деятельности не проявляет себя,стесняется, отсутствует постоянно или периодически склонность к любимому делу.
Все данные, полученные врезультате исследований, заносятся в регистрационный бланк и соотносятся сразличными параметрами психолого-педагогическим статусом первоклассника.
2. Диагностикапротекания адаптационного процесса детей шести лет к обучению в школе
Объектом исследования являлись ученики в количестве 20человек МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района посещавшиеподготовительные к школе курсы и зачисленные этим же составом в 1А класс.
Результаты обследования представляются в виде количественныхоценок, которые получает ребенок за каждое задание, и общей суммарной оценки,дополнительно отмечаются наиболее существенные качественные показателидеятельности. Эти показатели отражают уровень готовности ребенка к школе (Приложение1). Количественное представление результатов делает их более наглядными,облегчает дальнейшую работу с результатами обследования.
/>
Рис. 1. Среднестатистические данные готовности детей к школе.
Проведя качественный анализ результатов, мы видим, что уучащихся данного класса разные уровни сформированности психических процессов иэмоционально волевой сферы. Общая картина данных класса выглядит немного иначе.Многие измеряемые параметры, расположены в зоне средних значений. Но есть и те,которые расположены ниже этих границ: абстрактное и интуитивное мышления,скорость переработки информации, зрительно-моторная координация (Рис.1).
Основываясь на результатах полученных в ходе тестированияготовности к обучению в школе, в последний месяц обучения детей наподготовительных курсах была проведена диагностика мотивационной сферы(«Методика определения мотивов учения» М.Р. Гинзбурга (таблица №1)) и«Диагностика усвоения образовательных программ» (таблица №2), с цельюпредупреждения школьной дезадаптации.
По результатам диагностик были выделены 5 групп детей сразличными уровнями школьной мотивации и три группы — с разными уровнямиусвоения образовательной программы.
Таблица №1.№
Уровни
мотивации Баллы Кол-во детей % 1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. 25-30 6 30 2. Уровень школьной мотивации выше среднего. 20-24 6 30 3. Средний уровень мотивации – положительное отношение к школе по внешней мотивации. 15-19 4 20 4. Уровень ниже среднего – положительное отношение к школе, но преобладание игровой мотивации. 10-14 2 10 5 Низкий уровень школьной мотивации – мотивацион-ная незрелость, преобладание детского негативизма; не осмысление своих задач как школьника. Ниже 10 2 10
Таблица №2.№ Уровни освоения образовательной программы Баллы Кол-во детей % 1. Высокий уровень. 3 6 30 2. Средний уровень. 2 8 40 3. Низкий уровень. 1 6 30
На основе данных,представленных в таблице № 1, можно сделать вывод, что у 60% детей преобладаетвысокий уровень школьной мотивации или уровень выше среднего, чтосвидетельствует о положительном отношении к новому коллективу, к школе, кучебной программе. 20% учащихся данного класса имеют низкий или ниже среднегоуровни школьной мотивации, характеризующиеся школьной незрелостью, неосознанием своих позиций как школьника, преобладанием игровой мотивации.
Анализ данных таблицы №2показывает, что 30% учащихся, испытывают трудности в усвоении программы и имеютнизкий темп работы, не стремятся к самостоятельной деятельности
Проведя качественныйанализ полученных результатов трех методик видно, что 30-40 процентов учащихсяданного класса определенно будут испытывать трудности в освоении школьнойпрограммы, а так же вероятны трудности в сфере личностного развития. В процессеобучения они будут нуждаться в пристальном внимании и помощи со стороны педагога,родителей, психолога и логопеда.
3. Организацияпсихолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторыеобразовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь наполученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа,разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения даннойгруппы детей.
Во-первых, богатствосодержания образования достигается за счет изменения соотношения значимостидвух групп предметов — русского языка и математики, с одной стороны,изобразительного искусства, музыки, физического воспитания, уроков труда — сдругой. В «занковских» классах в начальном обучении нет главных инеглавных предметов. С точки зрения общего развития большое значение имеет то,что ученик развивается физически, овладевает изобразительной деятельностью,приобщается к произведениям искусства, приобретает способность к самопознанию исамоконтролю. Поэтому время, отведенное на ИЗО, музыку, на уроки труда, неможет быть использовано для решения задач по математике, чтения или написаниядиктантов.
Во-вторых, обогащеносодержание обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка и чтения,математики, трудового обучения.
В-третьих, содержаниеобразования обогащается за счет увеличения удельного веса знаний, получаемыхдетьми вне стен школы — во время экскурсий и индивидуальных наблюдений заокружающей действительностью. Ученикам постоянно предоставляется возможностьделиться своими наблюдениями на занятиях. Это обогащает урок и благотворновлияет на самоощущение детей в школе.
Принципами обучения поданной программе является: обучение на высоком уровне трудности; ведущая рольтеоретических знаний; изучение программного материала быстрым темпом; осознаниешкольниками процесса учения; систематическая работа над общим развитие всехучащихся, в том числе и сильных, и слабых.
Особенностьюорганизационных форм обучения по системе Занкова является урок — как основнаяформа обучения в образовательной школе. Обучение проводится по учебному плану,предполагающему 24 часа занятий еженедельно, и, как обычно, сопровождаетсядомашними заданиями.
При всем этом формаорганизации обучения отличается от обычных. Важнейший источник обогащениясодержания обучения — экскурсии. Проведение их в соответствии с внутреннейлогикой учебных задач придают организационным формам гибкость, пластичность,динамичность. Это способствует убеждению детей в том, что источником познанияявляются не только книги, слово учителя, но и окружающая действительность — природа, материальная культура, общественная жизнь. Познание учащихся движется припостоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. На урокетребуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя обеспечитьсвободу самореализации ребенка, создать условия при которых с самых первыхуроков ребенок не боялся бы свои мысли, свои наблюдения, свои знания.
Домашние заданиярассматриваются как важная и обязательная организационная форма обучения. Онивключают в себя не только тренировку в письме, чтении и решении задач, но инаблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов взрослых,практические поделки, выполнение заданий по самообслуживанию, просмотртелепередач и т.д.
Параллельно с обучениемпо системе Л.В.Занкова проводилась развивающая работа с детьми, имеющимитрудности в обучении и поведении.
Она включает в себя 2блока занятий, которые взаимосвязаны между собой. Блоки включают в себя по 12 занятий45 – 50 минут каждое. Для достижения обстановки психологической безопасностизанятия проводились в круге, т.к. классная обстановка занятия за партами имеетотрицательную психологическую окраску для неуспевающих детей. Многие упражненияданной программы проводились в форме соревнования, но и в этом случае успехикаждого ребёнка сравнивались с его предыдущими достижениями, а не срезультатами других детей.
Блок 1. Развивающаяпрограмма для младших школьников, имеющих трудности в обучении. Автор программыкандидат психологических наук Васильева Н.Л. (Приложение 2).
Цель программы:преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитиетворческого потенциала каждого ребёнка.
Каждое занятие былопосвящено развитию различных психологических процессов и организовывалось потрадиционной, для всей программы, схеме: ритуал приветствия, рефлексия,основная часть, рефлексия, ритуал прощания. Предлагалось постепенное усложнениекаждого упражнения за счёт увеличения темпа его проведения и увеличения егосемантической нагрузки в словарных упражнениях.
Блок 2. Развивающая работас детьми с личностными и поведенческими проблемами. Авторы программы ВасильеваН.Л., кандидат психологических наук, Афанасьева Е.И. (Приложение 3). Данныеметоды развивающей работы имеют следующие особенности:
1. Комплексный подход крешению проблем.
2. Позитивный подход крешению проблем, реализация принципа развития. Работа направлена не наискоренение недостатков, а на выявление и развитие сильных сторон личностиребёнка. Делается акцент на реальные возможности ребёнка.
3. Программа представляетсобой возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и попродолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность –важное условие возможности включения развивающих методов в реальность школьнойжизни.
Точный распорядок занятийприводит к более явным результатам, интенсифицирует внутреннюю психологическуюработу.
Проведя развивающую программудля младших школьников, имеющих трудности в обучении мы увидели, что низкиерезультаты можно откорректировать. Хотя не все поддаются воздействию. Но через месяцинтенсивной работы уже стали наблюдаться значительные улучшения: дети сталипонимать и выполнять учебные задачи, научились анализировать свою деятельность.
В конце первого полугодияучебного года была проведена повторная диагностика школьной мотивации иадаптации к созданным, специально для данного класса, условиям («Оценка уровнямотивации учения и адаптации учащихся начальных классов») и усвоения учащимися образовательной программы по системе Занкова («Диагностикаусвоения образовательных программ»).
/>
Рис.1.Сравнительная диаграмма уровней мотивации учащихся
Анализируяполученные данные, можно с уверенностью говорить о значительных изменениях.Увеличилось количество учеников с социальной и учебной мотивациями, аколичество первоклассников с негативным отношением к школе и игровой мотивациейзначительно уменьшилось (Рис.1).
/>
Рис. 2. Критерии усвоенияобразовательной программы, где
Также качественноувеличился и уровень усвоения учащимися данной образовательной программы.Положительные результаты наблюдаются по всем предметам, основным и общеобразовательным(Рис.2).
Для подтверждениявыдвинутой нами гипотезы необходимо установить, есть ли достаточно существенныеизменения – можно ли утверждать, что проводимые мероприятия по преодолениюшкольной дезадаптации в сочетании со специально подобранной образовательнойпрограммой имело существенное значение. Поэтому результаты, полученные довоздействия и после него, были проверены с помощью математической обработки.
Параметрический метод t Стьюдента, при вычислении t при попарном сравнении уровней школьноймотивации и уровней усвоения образовательной программы до воздействия и после,показал, для 19 степеней свободы t не должно бытьменее 2,09. Поскольку полученные величины t=14,9 (для уровней мотивации) и t=30,16 (для уровней усвоения образовательных программ) большечем табличное значение, то следует признать, что на лицо статистически значимоевлияние созданных нами специальных условий на первоклассников.
В качестве непараметрического метода для попарного сравнения использовался одностороннийкритерий Уилкоксона. В таблице уровней значимости для одностороннего критерия Тнаходим, что для данного уровня значения Т должно быть не более 60. Поскольку входе подсчетов мы получили Т=55 (для уровней мотивации) и Т=56 (для уровнейусвоения образовательных программ) меньшие табличных данных, то и в этом случаевыдвинутая нами гипотеза имеет свое подтверждение.
Таким образом, прианализе данных полученных в конце второго полугодия видны не толькоколичественные изменения, но и качественные. Что говорит о правильности выбораиспользуемых мероприятий: обучение по программе Занкова, развивающих занятий спсихологом и логопедом школы со школьниками, имеющими трудности в обучении иповедении, тесное сотрудничество с родителями учеников. А при дальнейшей работес данной группой учащихся 1А класса возможны более глубокие изменения.
Следствием развивающейработы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении сталовзаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогатьтоварищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении иобучении сгладились.
Исследование показало,что реализация занковской системы во всей ее полноте приводит к повышениюкачественного усвоения детьми изучаемого учебного материала. В класседостигается более высокий результат в развитии и воспитании учащихся, в приобретенииими знаний, умений и навыков.
Заключение
Проведенный намитеоретический анализ и практическое исследование психолого-педагогическихусловий эффективности обучения детей шестилетнего возраста показали, что школана каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. И еслиу ребенка своевременно не формируется способности, позволяющие находить верные решенияэтих задач, то они превращаются в непреодолимые затруднения, которые,накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и егородителей, педагогов.
Задачи, поставленные в данной курсовой работе, позволилисделать нам следующие выводы.
1. Введение классов дляшестилеток в целостную систему начальной школы дает возможность болеерационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузкумладших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике,труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия для того,чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболее благоприятныйдля этого период.
2. Младший школьный возраст — этопериод, когда нужно формировать полноценные качества личности, это периодинтенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов:они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными ипроизвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами,учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
3. Шестилетнему ребенку, пришедшему вшколу из детского сада, где основной деятельностью была игра, очень трудносразу переключиться, так как главным трудом — становится учение. Оно требует отдетей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Болеебыстро и безболезненно преодоление психологического барьера, возникающего припоступлении ребенка в школу, использование игры как методического приема вучебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка,формируется чувство коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческиеспособности детей.
4. Психолого-педагогические условия эффективности обученияшестилеток должны быть направлены: на формирования мотивов учения, развитияустойчивых познавательных потребностей и интересов; на развитие продуктивных приёмов инавыков учебной работы, умения учиться; на раскрытие индивидуальных особенностей и способностейдетей; на развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; настановление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе иокружающим; на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности, в ходекоторых совершенствуются и закрепляются новые достижения.
5. На каждом занятиидолжны решаться общедидактические задачи: формирование способностей обучатьсяпод руководством учителя, развитие интеллектуальной и творческой активности удетей, закрепление полученных ранее знаний навыков и умений.
6. Реализация занковскойсистемы во всей ее полноте приводит к повышению качественного усвоения детьмиизучаемого учебного материала. В классе достигается более высокий результат вразвитии и воспитании учащихся, в приобретении ими знаний, умений и навыков.
7. Следствием развивающейработы с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении сталовзаимопонимание между детьми. Они научились взаимодействовать, помогатьтоварищам. Многие проблемы, ярко проявившиеся в их поведении, общении иобучении сгладились.
Список литературы
1. Баженова И.Н.Педагогический поиск. М.:«Педагогика», 1988-543с.
2. Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002-243с.
3. Битянова М.Р.,Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001-352с.
4. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие длястудентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр«Академия», 1997 -246 с.
5. ВоскобойниковВ.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996-145с.
6. Гуров В.Н.Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическоеобщество России, 2005-320с.
7. Дереклеева Н.И.Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО»,2004-252с.
8. Коломинский Я.Л.,Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга дляучителя. М.:«Просвещение», 1988-190с.
9. Крутецкий В.А.Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ.М.:«Просвещение», 1980-352с.
10. Мухина В.С.Шестилетний ребенок в школе: книга для учителя начальных классов. М.:«Просвещение», 1986 — 143 с.
11. Обучение,воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. Пособие для учителя.М.:«Просвещение», 1990-94с.
12. Подласый И.П.Педагогика. М.:«Просвещение», 1996-630с.
13. Психологическийсловарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: ООО «издательство Астрель»,ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2004-479с.
14. Программыобщеобразовательных учреждений. Начальные классы по системе Л.В.Занкова. М.:«Просвещение», 1998-151 с.
15. Ясюкова Л.А.Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблемобучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002– 208 с.
Приложение 1
«Готовность к школе». Сводная ведомость фиксациирезультатов
Психологические качества
Уровень развития
Слабый
Средний
Хороший
Высокий
К
%
К
%
К
%
К
% 1.Речевое развитие 4 20 9 45 7 35 – – 2.Визуальное мышление Линейное 1 5 6 30 7 35 6 30 Структурное 3 15 6 30 9 45 2 10 3.Понятийное мышление интуитивное 6 30 8 40 6 30 – – логическое 10 50 6 30 4 20 – – 4.Образное мышление 10 50 5 25 5 25 – – 5.Абстрактное мышление 4 20 11 55 4 20 1 5 6. Речевое мышление 6 30 10 50 4 20 – – 7. Скорость переработки информации 8 40 11 55 1 5 – – 8. Внимательность – – 5 25 8 40 7 35 9.Зрительно-моторная координация 10 50 9 45 1 5 – – 10. Память кратковременная речевая – – 6 30 14 70 – – зрительная 5 25 12 60 3 15 – – 11. Тревожность 2 10 4 20 13 65 1 5 12. Энергия 2 10 6 30 11 55 1 5 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Приложение 2
Развивающая работа со школьниками, испытывающими трудности вобучении
Занятие № 1. Знакомство.
Цель занятия: создание атмосферы психологическойбезопасности, сплочённости группы.
1. Знакомство. Каждый участник по кругу называет своё имя.Второй круг проводится с повторения трёх имён: соседа справа, своего, соседаслева.
2. Путаница. Выбирается водящий. Остальные участники,взявшись за руки образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участникивзявшись за руки начинают «запутываться», меняя своё положение в круге, но неотрывая рук друг от друга. Ведущему нужно распутать получившуюся фигуру, вернувкаждого в первоначальное положение, в круг.
3. Корректурная проба. В течении 5 минут дети зачёркиваютлюбую букву в тексте, например, «а». В течении следующих 5 минут дети меняютсятекстами и проверяют нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква.Проверка самими детьми, обеспечивает концентрацию внимания ещё на 5 минут, т.е.тоже является тренингом внимания.
4. Совместный рисунок. Каждый участник по очереди рисует надоске или листе какую–нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. Врезультате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось.Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если есть персонаж.
5. Колечко. Игра проводится на основе игры «Колечко, колечковыйди на крылечко».
6. Письмо. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга.Остальные участники держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он«посылает письмо», которое посылается с помощью рукопожатия. Дети «передают»письмо до тех пор, пока его не получит адресат. Задача участников посылать –письмо незаметно, задача водящего – заметить это рукопожатие.
Занятие № 2. Внимание.
Цель занятия: тренировка произвольного внимание, продолжениеработы над сплочённостью группы.
1. Блок игр «знакомство». См. занятие 1.
2. Слушать тишину. В течении 3 минут все слушают тишину. Заэтим следует обсуждение: «Кто услышал, и в каком порядке?».
3. Корректурная проба. См. занятие 1.
4. Синтез слов из звуков. Водящий произносит слово поотдельным звукам. Дети синтезируют эти звуки в слово.
5. Живая фотография. Ведущий в течении 30 секунд смотрит наживую картину образованную детьми. Затем он отворачивается, а дети вносят вкартину несколько изменений. Задача ведущего найти эти изменения.
6. Путаница. См. занятие 1.
7. Слово – невидимка. Ведущий пишет пальцев в воздухе слова,затем обсуждают, что за слово он написал.
Занятие № 3. Память.
Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой,зрительной и моторной памяти.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Жил был кот … Упражнение заключается в составлении рядаопределений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущийряд, и добавляет в конце своё предложение.
3. Передача воображаемого предмета. Ведущий задаёткакой-нибудь предмет, показывая его действиями, совершаемые с ним. Вслухпредмет не показывается, показывается только действия. Предмет передаётся покругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или что-то сделать с этимпредметом и передать другому.
4. Живая фотография. См. занятие 2.
5. Совместная история. Каждый участник по очереди говорит поодному слову так, чтобы в результате получилась общая история.
6. Слово – невидимка. См. занятие 2.
7. Птица – зверь – рыба. Ведущий в случайном порядке говоритучастнику вид (зверь, птица, рыба). Участник должен в ответ припомнитьпредставителя того или иного вида.
Занятие № 4. Дивергентное мышление.
Цель занятия: тренировка способности творчески исамостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Слова с заданной буквы. Дети по очереди говорят слова,начинающиеся с заданной буквы.
3. Составление предложения. Даются начальные буквы первогослова предложения. Дети должны составить предложения, которые начинаются сзаданной буквы.
4. Установление причинно – следственных связей. Детямпредлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами: «из-за того, что…», «потому что …».
5. Дорисовать рисунок. Предлагается 1 или 2 линии, к которымнужно добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линийдобавляет участник, тем больше основ он получает.
6. Совместная история. См. занятие 3 (из отдельныхпредложений).
7. Письмо. См. занятие 1.
Занятие № 5. Воображение.
Цель занятия: тренировка способности фантазировать,креативных способностей.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Внутренний мультфильм. Ведущий рассказывает началоистории, а затем прерывает её. Дети должны представить продолжение истории.
3. Нарисовать увиденное. Дети рисуют увиденное во «Внутреннеммультфильме».
4. Перечислить все возможные виды использования кирпича. Детиназывают все реальные и нереальные способы использования кирпича.
5. Закончить «Колобок» иначе. Детям предлагается заменитьсюжет, сохраняя героев произведения.
6. На что похоже? Сложить пополам лист бумаги с каплямичернил на нём. Дети рассказывают, на что похожи эти пятна.
Занятие № 6. Конвергентное мышление.
Цель занятия: тренировка способности мыслить логически,приучение к стандартным мысленным операциям
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Закончить ряд цифр. Задаётся ряд с определённойпоследовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построенияряда и продолжить его.
3. Исключение четвёртого лишнего. Предлагается группа слов по4, три из которых объединены существительным признаком, а четвёртое оказываетсялишним, не подходящим по смыслу.
4. Слова невидимки. См. занятие 2.
5. Установление отношений. Даётся карточка. Слева даносоотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать слова так, чтобы онообразовало аналогичное соотношение с верхним словом.
6. Зеркало.
Занятие № 7. Коммуникативные навыки.
Цель занятия: тренировка способности к совместнойдеятельности.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Ручеёк.
3. Заколдованные.
4. Слова с заданной буквы. См.занятие 4.
5. Совместный рисунок. См.занятие 1.
6. Тропинка (Штирлиц).
7. Письмо. См. занятие 1.
Занятие № 8. Дивергентное мышление.
Цель занятия: тренировка способности творчески исамостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Бег ассоциаций. Первый участник называет любое слово.Второй участник добавляет любое слово. Третий участник составляет предложение,которое должно иметь смысл.
3. Составить предложение. См. занятие 4.
4. Решение задач на спичках.
5. Отгадать предмет по его признакам. Дети загадываютпредмет, в отсутствии водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки.Водящий должен назвать предмет.
6. Даётся 4 небольших числа. Спрашивается, каким образом ихможно соотнести так друг к другу, чтобы в итого получилось 8 и т.д.
Занятие № 9. Внимание.
Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжениеработы над развитием способностей взаимодействия.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Что изменилось в классе? Ведущему необходимо найти несколькоизменений в классе за время его отсутствия.
3. Синтез слов из звуков. См. занятие 2.
4. Запретное движение. Ведущий показывает всем остальнымдвижения, но как только он показывает запретное движение, все замирают
5. Слова невидимки. См. занятие 2.
6. Счёт по командам. Группа делится на 2 команды. Однаназывает число другая действие («+», «─«, «∗») ведущий должен назвать результат.
7. Колечко. См. занятие 1.
Занятие № 10. Память.
Цель занятия: тренировка произвольного компонента различныхвидов памяти.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Птица – зверь — рыба. См. занятие 3.
3. Живая фотография. См. занятие 2.
4. Жил был кот … См. занятие 3.
5. Слова невидимки. См. занятие 2.
6. Восстановить пропущенное слово. Читается ряд из 5 – 7слов, не связанных по смыслу, второй раз ряд читается без какого-либо слова.Дети должны назвать это слово.
Занятие № 11. Воображение.
Цель занятия: тренировка способности фантазировать,творческих способностей.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Внутренний мультфильм. См. занятие 5.
3. На что похоже? См. занятие 5.
4. Совместная история. См. занятие 3.
5. Придумать название для этой истории. Один ребёнокрассказывает историю, а остальные придумывают ей название.
6. Нарисовать своё настроение в цветах.
Занятие № 12. Заключение.
Цель занятия: закрепление положительно окрашенногоэмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и к взаимодействию вгруппе сверстников.
1. Корректурная проба. См. занятие 1.
2. Слова невидимки. См. занятие 2.
3. Бег ассоциаций.
4. Комплименты. Дети бросают друг другу мяч со словами: «Мненравится в тебе то, что ты …».
5. Письмо. См. занятие 1.
6. Путаница. См. занятие 1.
Приложение 3
Комплекс развивающих занятий для детей с личностными иповеденческими проблемами
Встреча № 1.
Цель: знакомство, снятие психологического напряжения вгруппе.
Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.
1. Знакомство с передачей мяча друг другу:
— участник называет своё имя и передаёт мяч соседу, которыйтоже называет своё имя и передаёт мяч дальше, пока не представятся всеучастники.
— участник кидает мяч кому-либо, который называет своё имя икидает мяч любому члену группы по своему выбору.
— участник называет своё имя и того, кому бросает мяч.
2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать нис кем занятия.
3. Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят насвоих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняютсяместами те, у кого … (например, в одежде есть синий цвет)». Те участники, укого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящийстремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становитсяводящим. Игра прекращается, когда признаки повторяются.
4. Лишний стул.
5. Что я люблю с запоминанием других. Каждый участникговорит, что он любит. Затем другие участники должны выполнить кто, что любит.
6. Один начинает предложение, другой его заканчивает.Например, первый участник говорит: «Сегодня утром …», сосед должен повторитьначало фразы и закончить её, например: «Сегодня утром шёл снег». Затем онговорит своё сначала фразы её сосед её заканчивает.
Встреча № 2.
Цель: повышение психологической безопасности участниковгруппы.
1. Путаница. Выбирается водящий. Остальные участники,взявшись за руки образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участникивзявшись за руки начинают «запутываться», меняя своё положение в круге, но неотрывая рук друг от друга. Ведущему нужно распутать получившуюся фигуру, вернувкаждого в первоначальное положение, в круг.
2. Пианино. Каждый из участников кладёт правую руку на бедрососеда справа, а левую ладонь на бедро соседа слева, при этом руки участниковоказываются перекрещёнными. Задание для группы заключается в том, чтобы хлопатьладонью по руке строго по очереди расположения ладоней, ладони как клавиши пианино.
3. Поменяться местами. См. встречу 1.
4. Молекулы. Участники прижимают согнутые в локтях руки ксвоему телу, ладони разворачивают вовне. Задание выполняется с закрытымиглазами. По сигналу участники движутся то быстро, то медленно, по командеоткрывают глаза и находят себе пару или образуют группы из заданного количестваучастников.
5. Что я не люблю, с запоминанием других. Каждый изучастников говорит, что он не любит, затем все выполняют, что назвал каждый изучастников.
6. Совместный рисунок. Каждый из участников рисует на доскеили листе бумаги линию «закорючку», делается это в порядке очерёдности. Врезультате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у нихполучилось, придумывают название.
Встреча № 3.
Цель: активизация знаний и представления о себе, акцента напозитивных сторонах собственной личности.
1. Жмурки. Водящему завязывают глаза. Участники двигаютсяпоблизости от водящего. Он должен поймать участника и назвать его имя, тогдаучастник становится водящим.
2. Добрый – злой мяч. Участники становятся в широкий круг.Кидают друг другу мячик. «Добрый» мяч – легко поймать, «злой» — трудно.Научившись кидать «злой, добрый» участники начинают кидать друг другу разныемячи, тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».
3. Бросать мяч друг другу с любым вопросом о «тебе». Вопросымогут быть самые разные: об увлечениях, семье, о том, что делал сегодня.Получивший мяч даёт ответ на вопрос, затем кидает его со своим вопросом.
4. «Кто я такой?». Участники по кругу называют относящиеся кним понятия (ученик, сын пассажир и т.д.) стремясь дать их как можно больше.
5. Рассказывать про себя что-нибудь хорошее.
Каждый участник рассказывает о своих навыках, умениях,качествах, событиях жизни.
6. Совместный рисунок Моё настроение.
Встреча № 4.
Цель: дифференциация представлений о себе. Обучение навыкамвзаимодействия в группе сверстников.
1. Калека ХХ века. Участники становятся в круг иперебрасывают друг другу мяч. Если кто – то не смог поймать мяч он становится«калекой». Тот, кто посылал ему мяч, называет часть тела, которую теперь нельзябудет использовать. Участник убирает руку за спину, поджимает ногу, закрываетглаза и т.д. если в дальнейшем участник поймал мяч, способность использоватьчасть тела, возвращается к нему. Дети должны сами найти выход из ситуации,когда у многих участников не используются многие части тела.
2. Кошки – мышки. Участники образуют замкнутый круг, взявшисьза руки. Два участника остаются вне круга. Один – кошка, другой – мышка. Мышкаубегает от кошки – может пробегать через круг, кошка пытается поймать мышку онаможет быть только за границами круга. Участники помогают мышке тем, чтоопускают или поднимают руки, чтобы мышка могла спрятаться или выйти из круга.
3. Дарить друг – другу воображаемые подарки. Подаркиизображаются движениями без слов. Участники догадываются, что это такое.
4. Что у меня получается, и что у меня не получается.Участники по кругу выполняют это задание, все внимательно слушают, при необходимостизадают уточняющие вопросы, следят, соответствует ли действительности то, о чёмговорится.
5. Совместная история из отдельных предложений. Каждыйучастник по кругу говорит своё предложение. Следующий добавляет к предложениюсвоё, между ними должна быть смысловая связь.
6. Драматизация рассказанной истории. Участники распределяютроли, разыгрывают историю, затем проводится обсуждение.
Встреча № 5.
Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.
1. Кошки – мышки. См. встречу 4.
2. Пианино. См. встречу 2.
3. Крокодил. Каждый из участников называет какой-нибудьпредмет или что-то другое, например, животное, своему соседу, чтобы другие этоне слышали. Затем, по очереди, участники обсуждают этот предмет пантомимически,другие угадывают. Задача участников показать как можно понятнее заданное слово.
4. Обсуждение по командам, почему хорошо или плохо.
— иметь кошку;
— быть ребёнком.
Одна команда показывает положительные стороны, другаяотрицательные, затем команды меняются местами.
5. Совместный рисунок. См. встречу 2.
Встреча № 6.
Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизацияпозитивного восприятия жизни.
1. Калека ХХ века. См. встречу 4.
2. Недостающий стул. Или стул есть никак не сесть. Стулья вколичестве к числу участников минус один, становятся спинками в центр круга,образуется круг. Участники идут друг за другом вокруг стульев, водящий заменяетего. По его сигналу участники должны быстро занять места. Участник, которому неудалось занять стул, становится водящим.
3. Сказать, что нравится в любом участнике группы. Упражнениевыполняется с мячом. Участник кидает мяч и говорит, что ему нравится в томучастнике, которому он посылает мяч. Используется стандартное начало фразы:«Мне нравится в тебе то, что ты …».
4. Что хорошего со мной уже произошло в этом году, и что яхочу, чтоб произошло. Каждый участник отвечает на эти вопросы.
5. Человек и его тень.
Встреча № 7.
Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.Отреагирование негативных эмоций.
1. Жмурки. См. встречу 3.
2. Дарить друг – другу воображаемые подарки. См. встречу 4.
3. Поменяться местами. См. встречу 1.
4. Что в моей жизни у меня уже стало лучше. Участникирассказывают о том, какие изменения произошли в их жизни за последнее время.Необходимо участие каждого, при затруднениях оказывается помощь.
5. Школа зверей. Каждый из участников придумывает себе ролкакого-нибудь зверя и действует в соответствии с ней.
Встреча № 8.
Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.
1. Кошки – мышки. См. встречу 4.
2. Совместная история из отдельных предложений. См. встречу4.
3. Отказаться или согласиться что-то сделать для другого. Всеучастники становятся в тесный круг. Один из участников просит другого сделать,что-либо. Другой должен либо – отказаться, либо – согласиться выполнить просьбу.
4. Драматизация рассказанной истории. См. встречу 4.
Встреча № 9.
Цель: работа с социальными ролями, «премирование» различныхсоциальных ролей.
1. Недостающий стул. См. встречу 6.
2. Пианино. См. встречу 2.
3. Отказаться или согласиться что-то сделать для другого. См.встречу 8.
4. Роли хорошего и плохого ученика. Участники получают ролипослушного, озорного, упрямого и т.д. ученика, учителя. Роли в игре отличаютсяот тех, которые свойственны ребёнку в жизни. Разыгрывается сюжет из школьнойжизни.
Встреча № 10.
Цель: завершение работы. Позитивное программированиебудущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
1. Путаница. См. встречу 2.
2. Добрый – злой мяч. См. встречу 3.
3. Каким я буду через год? Обсуждение. По ходу обсужденияотмечаются и усиливаются позитивные реальные предложения.
4. Совместный рисунок, «Каким я буду через год?». Каждыйрисунок рисует свой рисунок на общем, большом листе.
Приложение 4
Математические расчетывлияния психолого-педагогических условий на изменение уровней мотивации№ До воздействия После воздействия Разность рядов до и после воздействия Ранги Х
Х2 1 5 5 – – – 2 4 4 – – – 3 1 3 2 4 7,5 4 2 4 2 4 7,5 5 3 4 1 1 5 6 5 5 – – – 7 5 5 – – – 8 5 5 – – – 9 4 5 1 1 5 10 3 4 1 1 5 11 4 4 – – – 12 4 4 – – – 13 3 5 2 4 7,5 14 5 5 – – – 15 4 5 1 1 5 16 1 4 3 9 10 17 4 4 – – – 18 2 4 2 4 7,5 19 3 4 1 1 5 20 5 5 – – –
Приложение 5
Математические расчетывлияния психолого-педагогических условий на усвоение учащимися образовательнойпрограммы№ До воздействия После воздействия Разность рядов до и после воздействия Ранги Х Х2 1 1 2 1 1 5 2 2 3 1 1 5 3 1 3 2 4 10,5 4 2 3 1 1 5 5 3 3 – – – 6 3 3 – – – 7 3 3 – – – 8 2 2 – – – 9 1 2 1 1 5 10 2 3 1 1 5 11 1 2 1 1 5 12 3 3 – – – 13 1 3 2 4 10,5 14 1 2 1 1 5 15 2 2 – – – 16 2 3 1 1 5 17 2 3 1 1 5 18 3 3 – – – 19 3 3 – – – 20 2 2 – – –