Религиозные ценности и свобода совести

Вомногих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении кБогу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесьвыступает как абсолют, а мораль — как одно из средств обретения человеком этогоабсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности итребования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшиеценности — это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие- такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высшихценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределысвоего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие,индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание впотаканиях плоти.
Кважнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианствебогоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарилчеловеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу.Заставить человека верить — значит заставить поклоняться лже-богам.«Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружиеЕго — кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами — значит наполнять ихне верой, а ужасом» (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианскогопрошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.
Вусловиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек можетсам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множестваценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятсяпо вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог,или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им всвоей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что «есть такназываемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господмного», но «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога,кроме Единого». В «Послании к Колоссянам» он дает расширительноепонимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность,страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является всето, к чему «липнет» наше сердце (М. Лютер). Это может быть не толькоТворец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в негостремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость,злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация,государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.
Человекуневозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора,писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностейхорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, чтоот выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры ицивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убежденийявляются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.
Понимание(и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных историческихситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственнойи церковной власти, подчинения церкви государству или государства церквивозникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательствацеркви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозногонаправления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принциповверотерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести.Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признаниясвободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развитияправовых государств формулировалось равенство политических и гражданских правнезависимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовалопоявлению представлений о свободе совести, осознанию права не только наисповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения,утверждению светского государственного образования и воспитания.
Историческийопыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идеягосударственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условияхнесвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многиерусские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в.,связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положениислужанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленнаяот необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась взакостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей.А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла ксобственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел ксущественной деморализации общества, когда классовые ценности ставились вышеродственных и общечеловеческих.
Секулярноегосударство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единствуобщества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/