Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами

ВВЕДЕНИЕ
Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средствпредприятия. В процессефинансово- хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребностьиспользовать наличные денежные средства для расчетов о работниками по командировкам, выдачи им средств  на представительские цели, для покупки заналичный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплатывыполненных работ, оказания услуг, а также на иные хозяйственно- операционныецели.
Тема расчётов предприятий с сотрудниками,выезжающими в служебные командировки, как по России, так и в другие страны,достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальныхизданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затратпредприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющихорганов. На этом объекте учёта замыкается комплекс вопросов, связанных сотражением в бухгалтерском учёте и налогообложении.
Но в то же время следует заметить, чтобольшинство публикаций на эту тему сводится, как правило, к рассмотрениюдействующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичныхдокументов. Несомненно, такие публикации имеют определённую значимость дляпрактикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительнойстепени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и,соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов.
Однако опыт проведения аудиторскихпроверок предприятий показывает, что на практике возникает более широкий спектрпроблем учёта и налогообложения, чем описывается в нормативных документах. Впроцессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается спроблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов. Приэтом часто возникают вопросы, в частности, что считать служебной командировкой;каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих посовместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правовогохарактера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросыкомандировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время.
Большая роль при этом отводитсябухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом, непрерывно ивзаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственныеоперации, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точностьинформации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, содной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием напредприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятиюизбежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.
Основными задачами бухгалтерскогоучета расчетов с подотчетными лицами являются:
1.  своевременное, полное и достоверное отражениена счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;
2.  документальная обоснованность использованияподотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;
    3. контроль за экономным и рациональным использованием денежных средствна  хозяйственно- операционные цели.
  При выборе темыдипломной работы я остановилась на теме: «Учет и аудит расчетов с подотчетнымилицами» по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет с подотчетнымилицами имеет своиособенности. Во-вторых,статьи и публикации о закупкетоварно-материальных ценностей – явление довольно-таки редкое и поэтому однойиз целей этой дипломной работы является обобщить те данные, которые появляютсяв печати.
    Эта темабухгалтерского учета очень широка и охватывает массу информации и большой круг бухгалтерской документации, с которыми яполучила возможность ознакомиться и проанализировать их.
          Цельработы:
— изучить теоретический материал,действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета  и аудита расчетов с подотчетными лицами, бытьв курсе последних изменений законодательства;
— проанализировать деятельностьдействующего предприятия в  областибухгалтерского учета и аудита, пользуясь документами бухгалтерии, первичнымидокументами по оформлению движения средств и документами аудиторских фирм;
-осветить как можно шире проблемыбухгалтерского учёта командировочных расходов;
–   выдвинуть предложения по совершенствованиюбухгалтерского учета и аудита расчетов с подотчетными лицами  и разработать тесты аудиторских проверок .
На эти и другие типичные вопросы,связанные с командировочными расходами, будут даны ответы в рамках этой работына примере предприятия ООО «Пойковоавтотранс-1».
Общество сограниченной ответственностью «Пойковоавтотранс – 1»создано на основании решения учредителя: Открытого акционерного общества «Юганскнефтегаз» (протокол заседания совета директоров «Юганскнефтегаз» №7 от 15 июля 1998 года).
          ЗарегистрированоАдминистрацией Нефтеюганского района Распоряжение№769 от 24 июля 1998 года.
Юридический статус: Обществоявляется юридическим лицом со статусом коммерческой организации согласно правуРоссийской Федерации.
          Обществоимеет круглую печать, может иметь товарные знаки, знаки обслуживания,промышленные образцы, бланки, штампы, печать с указанием своего наименования врусской и латинской транскрипции с изображением товарного знака.
          Обществоможет выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в судах общей юрисдикции,арбитражных и третейских судах и иных юридических органах.
          Основнымивидами деятельности ООО «ПОАТ-1» являются оказание транспортных и сервисныхуслуг предприятиям, занимающимся добычей нефти, бурением, а также оказаниемтранспортных услуг населению.
          Высшиморганом управления Обществом является Общее собрание Участников.
          Общиесобрания Участников могут быть годовыми и внеочередными. Годовые собранияучастников проводятся в течение двух-четырех месяцев после окончанияфинансового года Общества. На годовых общих собраниях Участников в обязательномпорядке утверждаются годовые результаты деятельности Общества.
          Всесобрания, проводимые помимо годовых, являются внеочередными. Внеочередные Общиесобрания Участников созываются управляющим общества по своей инициативе, атакже по требованию ревизионной комиссии, аудитора Общества, а также Участников,обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосовУчастников Общества.
Единоличнымисполнительным органом Общества является управляющий. Он назначается общимсобранием Участников и действует на основании Устава.
Общество созданои действует с целью извлечения прибыли посредством предпринимательскойдеятельности.
Всоответствии с Уставом ООО «Пойковоавтотранс-1» основными видами деятельностиявляются:
1.    оказание автотранспортных и сервисных услуг
2.    оказание социальных услуг населению
3.    оказание услуг производственного характера
4.    осуществление посреднической деятельности
5.    прочие виды деятельности
Обществоимеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых иныхвидов деятельности, не запрещенных Федеральным Законом.
Обществовправе осуществлять любые виды лицензируемой деятельности после получениясоответствующих лицензий.
  I. Организация учета и аудитарасчетов  с подотчетными лицами.
      I.1.Законодательныеи нормативные документы, регулирующиеучет иаудит расчетов с подотчетными лицами.
1.    Федеральный закон « о бухгалтерском учете от 21.11.96№ 129-ФЗ ( в ред.23.07.98)
2.    Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н « Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (в ред.24.03.2000г.)
3.    Гражданский кодекс Российской  Федерации.
4.    Трудовой кодекс РФ от 21.12.2001г. Введен в действиес01.02.2002г.
5.    Налоговый кодекс РФ части Iи II  главы 21 «Налог на добавленную стоимость»,гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.25 « Налог на прибыль», утвержденныезаконом №117-ФЗ (в ред.29.11.2001)#P 30 1 1 903007301000000000000000100020000000110CB070A0B0000000000000700031000000300000033390001000000000006000100#G0
6.    Федеральный Закон об аудиторской деятельности № 119ФЗ.
7.    Стандарты по аудиторской деятельности.
8.    План счетов и инструкция по применению плана- счетов.
9.    Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации
Письмо Центрального банкаРоссийской Федерации от 22.09.93 N 40 (в ред.24.03.2000г).
10.                       Об установлении предельного размера расчетов наличнымиденьгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Указ Центрального банка Российской Федерации от14.11.2001г        N 1050
11.                       Постановление Совмина-Правительства РФ от30.07.93 №745 «Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществленииденежных расчетов с населением» (в ред. 02.12.2000)
#E#P 3 01 1 9027703010001000000070000000100020000000210010000004254890000000E0010100000000013000000C3D0C0C6C4C0CDD1CAC8C920CACEC4C5CAD10001000000000001000100#G0
 12. Приказ Минфина РФ от 15 марта 2000года №26н.( в ред.01.03.2001) « О нормах и нормативах на представительские расходы,расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основес учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов насебестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке ихприменения»
 13.  Приказ Минфина РФ от 06.07.2001г. № 49н « Об изменении норм возмещениякомандировочных расходов на территории РФ»
  14.#E#P3 0 1 1 9038912 01000000000000000100020000000110CD07020D0000000000000700031003000300000031340001000000000006000100#G0Постановление правительства РФ от 01.12.93г. №1261 « о размере и порядкевыплаты суточных при краткосрочных командировках на территорию иностранных государств»(в ред.21.03.98).
 15. Положение о порядке покупки и выдачииностранной валюты для оплаты командировочных расходов (Приказ ЦБ России № 62от 25.06.97).
16.Письма Минфина РФ от 24.09.93.№ 110 «О нормах возмещения командировочныхрасходов в инвалюте.
17.Положение по ведению бухгалтерского учета ПБУ 10/99 « Расходы организаций».Утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999г. № 33 н. (Вредакции Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н )
 18. Положения по бухгалтерскому учету «Учетактивов и обязательств, стоимость которых выражена в инвалюте» (ПБУ3/2000),утвержденного приказом Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н.
      19. ПисьмаМинфина РФ от 29.03.96 № 34 «О размерах выплаты суточных при краткосрочныхкомандировках на территории зарубежных стран».
 I.2. Выдача и учет подотчетных сумм.Основания. Оформление подотчетных средств.
   
Предприятияв процессе финансово-хозяйственной деятельности могут своим работникам выдаватьнекоторые суммы в подотчет.
Подотчетнымисуммами называются денежные авансы, выдаваемые предприятием из кассы на расходы административно- хозяйственные, нарасходы по закупке запасных частей, на расходы по командировкам, на проездоплачиваемого льготного отпуска ( для работающих в районах крайнего Севера иприравненных к ним), а также различных работ, услуг для осуществленияоперативной деятельности предприятия. В таких случаях обычно работнику выдаютсяналичные денежные средства под его ответственность (под отчёт) для выполненияопределённых действий по поручению организации. Такие работники называютсяподотчётными лицами.
Целесообразность,размеры и сроки, на которые выдаются средства под отчет согласно Порядкуведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Советадиректоров ЦБР 22.09.93 № 40, определяются руководителем предприятия.
Такжеруководитель утверждает список лиц, имеющих право получать средства в подотчет,например, на хозяйственные нужды.
Подотчетныесуммы обычно выдаются из кассы предприятия. При временном отсутствии упредприятия кассы разрешается выдавать по согласованию с банком  кассирам предприятий или лицам, ихзаменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Кассирвыдает подотчетному лицу денежные средства на основании надлежащим образомоформленного приказа руководителя (приложение 1) или заявления работника сразрешительной надписью руководителя. При этом в приказе и заявлении долженбыть указан срок, на который выдаются подотчетные средства по различным видамопераций. Указание срока необходимо для обоснования нахождения средств вподотчете определенное время, так как согласно действующему Порядку ведениякассовых операций в РФ лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны непозднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. или со днявозвращения их из командировки. Предъявить в бухгалтерию предприятия отчет обизрасходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Нарушениесроков, равно как и отсутствие у предприятия документации, подтверждающей теили иные сроки отчета (приказы, распоряжения и др.), приводят к ситуации,которая в настоящий момент законодательно не урегулирована.
Кроме того,следует помнить, что выдача наличных денег под отчет производится при условииполного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Приэтом передача выданных под отчет наличных денег одним работником другомузапрещается.
Наосновании приказа руководителя, например, о направлении в командировку, или онормах на отдельные виды представительских расходов бухгалтером составляетсясмета, итог которой после утверждения ее в виде аванса выдается подотчетномулицу, что оформляется расходным кассовым ордером (приложение 2) с проставлениемна этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
    В тех случаях, когда на прилагаемых к расходнымкассовым ордерам документах, заявлениях и т.п. имеется разрешительная надписьруководителя организации, его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Присоставлении сметы следует учитывать действующие нормы командировочных расходов,нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий иорганизаций для выполнения монтажных, наладочных. Строительных работ, на курсыповышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, запроизводство работ вахтовым методом, за постоянную работу  в пути, а также нормативы для исчисленияпредельных размеров представительских расходов.
Аналогичнооформляются выдачи средств работникам на хозяйственные нужды – например,закупку материалов, запасных частей, оплату услуг. При этом размер данных суммобычно ограничен (их выдача предусмотрена сметой предприятия).
Послепроведения хозяйственно – операционных, представительских расходов, возвращенияиз командировки подотчетное лицо предоставляет отчет о фактическиизрасходованных суммах с приложением оправдательных первичных документов,оформляет авансовый отчет (приложение 3), который в течении  5 дней обрабатывается бухгалтером.Представленные подотчётными лицами авансовые отчёты об израсходованных суммах иприложенные к ним оправдательные документы в бухгалтерии подвергаются счётнойпроверке, а также проверке по существу. При этом проверяются правильностьоформления документов, целесообразность расходов и соответствие их назначениюаванса. Проверенные бухгалтерией авансовые отчёты утверждаются руководителемпредприятия, после чего принимается к учету. Остаток неиспользованных суммсдается в кассу подотчетным лицом по приходному кассовому ордеру ( приложение4), перерасход выдается по расходному кассовому ордеру.
В случаи непредоставления отчета об израсходованных подотчетных средствах и невозвращенияв кассу предприятия остатка неиспользованных сумм авансов в установленные срокибухгалтер имеет право удержать из начисленной заработной платы данную задолженностьв предусмотренном действующем законодательном порядке.
СогласноИнструкции по применению Плана счётов бухгалтерского учётафинансово-хозяйственной деятельности предприятий для обобщения информации орасчётах с работниками предприятия по суммам, выданным им под отчёт, вбухгалтерском учёте используется активно-пассивный счёт 71 «Расчёты сподотчётными лицами», сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетныхлиц предприятию (дебетовое) или сумму не возмещенного работнику перерасхода(кредитовое).  Аналитический учёт посчёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами» должен быть организован по каждойавансовой выдаче конкретного подотчётного лица .
Подотчетныесуммы для контроля  за их расходованиемучитываются  в резерве каждого работникапредприятия в ведомости и журнале–ордере № 7.(приложение 5)
Журнал-ордер – комбинированный регистр бухгалтерского учета, который сочетаетсинтетический и аналитический учет с линейной формой записи, то есть каждойвыданной под отчет сумме отводится одна строка, а записи, связанные с даннойоперацией (по мере предоставления авансового отчета, сдачи неиспользованныхсредств в кассу, получения денег в погашение перерасхода) производится в этойстроке.
Основаниемдля заполнения данного бухгалтерского регистра являются расходные и приходныекассовые ордера– при выдаче средств в подотчет и возврате их в кассу, а такжеавансовый отчет  – при списании израсходованныхсумм. В учёте выдача наличных денежных средств под отчёт, а также возмещенияперерасхода по авансовому отчёту отражаются проводкой:
Дебет 71Кредит 50(51) – на выданнуюсумму
соответственнопри получении работником наличных денег из кассы предприятия или из кассыбанка.
Привозвращении в кассу предприятия остатка неиспользованных сумм авансовотражается проводкой:
Дебет50(51) Кредит 71)
Остановказдесь
Как ужеупоминалось, денежные средства выдаются под отчёт на административно-хозяйственныеи командировочные расходы.
Перейдём косвещению бухгалтерского учёта расчётов с подотчётными лицами по суммам,выданным на административно-хозяйственные расходы.
Сотрудникиорганизации, уполномоченные производить закупку материальных ценностей (работ,услуг) для производственных нужд за наличный расчёт, должны быть заранееознакомлены с нормативными ограничениями налично-денежного обращения, а также стребованиями, предъявляемыми к документальному оформлению таких операций.
Всоответствии с пунктом 2 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденнымписьмом Центрального банка РФ  (вредакции последующих изменений и дополнений)[3], расчёты между юридическимилицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке.
Приприобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд заналичный расчёт следует учитывать лимиты, установленные Указом Центральногобанка РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФмежду юридическими лицами по одной сделки». [4] Предельный размер расчётовналичными деньгами по одному платежу установлен с 21 ноября 2001 года вследующих размерах:
·       между юридическими лицами в сумме  шестьдесят тысяч рублей.
Этоограничение установлено  для однойсделки. Поэтому по конкретной сделке можно оплатить наличными шестьдесят тысячрублей и не более.
Указанныевыше нормативные ограничения обязательны для исполнения всеми юридическимилицами, а за их несоблюдение в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ «Обосуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджетналогов и иных обязательных платежей» предусмотрены штрафные санкции (в двукратном размере суммы произведённогобез учёта нормативных ограничений платежа).
При этом наруководителей предприятий-нарушителей налагается административный штраф впятидесятикратном размере установленной законодательством России минимальноймесячной оплаты труда (по состоянию на 2001 год она составляет 100 рублей).
Налагаетсоответствующие взыскания Государственная налоговая инспекция.
Мерыфинансовой ответственности за осуществление расчётов наличными деньгами сверхустановленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке кюридическому лицу, производящему платёж в адрес другого юридического лица.[4]
I.2Документальноеоформление покупок за наличный расчёт .
Припокупках за наличный расчёт в организациях розничной торговли продавец обязанвыдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у продавца два документа –кассовый чек и товарный чек (или накладную).[6]
Кассовыйчек является документом, подтверждающим факт оплаты товара. При этом кассовыйчек в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ [6]  должен содержать следующие реквизиты:
·       наименование организации-продавца;
·       идентификационный номер (ИНН)
·       заводской номер ККМ;
·       порядковый номер чека;
·       дата и время покупки;
·       стоимость (цену) покупки;
·       признак фискального режима.
Вместо кассовогочека возможна выдача номерного бланка строгой отчётности по формам, утверждённымМинистерством финансов РФ.
Товарныйчек (или накладная) в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» [1]должен содержать следующие реквизиты:
·       наименование документа;
·       дату составления документа;
·       наименование организации, от имени которой составлендокумент;
·       содержание хозяйственной операции
·       измерители приобретённого товара (работ, услуг) в натуральноми денежном выражении (названия типа «канцтовары», «хозтовары»и т.п. без расшифровок по видам, количеству, цене и стоимости каждого товара недопускаются);
·       должность и личную подпись ответственного лица,заверенную штампом (печатью) организации-продавца.
Согласно Нлогового кодекса РФ главы21 [7] суммы НДС по материальным ценностям (работам, услугам), приобретённымдля производственных нужд у организаций розничной торговли, к зачёту упокупателя не принимаются и расчётным путём не выделяются.
Вбухгалтерском учёте организации-покупателя приобретение материальных ценностей(работ, услуг) для производственных нужд в розничной торговле по кассовым итоварным чекам (или накладным) отражается проводками:
Дебет10      Кредит 71– на сумму оприходованных материалов;
Дебет 20 (23,25,26,29,.…) Кредит 71 – на сумму произведённых работником по распоряжению руководителяпредприятия общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов.
Всеподотчётные суммы списываются бухгалтерией предприятия на основании авансовогоотчёта работника  с приложением подтверждающихрасходы документов.
Дополнительнымидокументами могут быть ведомости списания материалов, требования на выдачуматериалов, акты передачи в эксплуатацию приобретённых ИХП, акты приёмкивыполненных сторонними организациями работ (услуг) производственного характераи т.п.
Документальноеоформление покупок за наличный расчет у юридических лиц согласно ИнструкцииГосударственной налоговой службы «О порядке исчисления и уплаты НДС» [8] приприобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд заналичный расчёт (только в пределах установленных лимитов) у организации-изготовителя(предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой идругой организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров,в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением розничнойторговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) при наличииприходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммыналога отдельной строкой, НДС отражается по дебету счёта 19 «НДС по
 приобретенным материальным ценностям» иисчисление его производится в общеустановленном порядке.
Процессприобретения за наличный расчёт материальных ценностей (работ, услуг) уорганизаций-изготовителей, организаций оптовой торговли и иных организаций –юридических лиц (кроме розничной торговли, общественного питания и аукционнойпродажи товаров), как правило, включает в себя несколько этапов, каждый изкоторых оформляется соответствующим документом:
1.Заключение договоров между юридическими лицами, регламентирующих их отношения,а именно договоров купли-продажи, подряда, договоров на оказание услуг и т.п.,оформляемых в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Реализациятоваров покупателю оформляется накладной (иногда накладная с подписями ипечатями обеих сторон выступает в качестве договора купли-продажи). Реализацияработ (услуг) оформляется актом сдачи-приёмки, составляемом в дополнение ксоответствующему договору.
2. Внесениеналичных денег по заключённому договору в кассу организации-продавцаоформляется приходным кассовым ордером по межведомственной форме КО-1.Покупателю выдаётся квитанция к приходному кассовому ордеру, которая всоответствии с Порядком ведения кассовых операций [3] заверяется печатью(штампом) организации-продавца.
Иногдаорганизация-поставщик самостоятельно получает наличные деньги по заключённымдоговорам в кассе организации-покупателя через своих подотчётных лиц –инкассаторов, действующих на основании надлежащеоформленных доверенностей на получение денежных средств. В таких случаяхорганизация-покупатель выписывает расходный кассовый ордер на имя гражданина,указанного в доверенности, и выплачивает по нему требуемую сумму припредъявлении этим гражданином документа, удостоверяющего его личность.
3. Непозднее десяти дней  с даты отгрузкитовара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса)организация-поставщик  обязанапредставить организации-покупателю счёт-фактуру, выписанный по форме, установленнойпостановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Порядок веденияжурналов учета  счетов-фактур прирасчетах по НДС». [9]
Такойпорядок действует, начиная с первого января 2000 года.
Всчёте-фактуре должны быть указаны:
·       порядковый номер счёта-фактуры и дата выписки;
·       наименование продавца в соответствии с учредительнымидокументами;
·       идентификационный номер продавца ( ИНН);
·       наименование грузополучателя в соответствии сучредительными документами и его почтовый адрес;
·       идентификационный номер покупателя ( ИНН);
·       наименование товара (работы, услуги);
·       стоимость (цена) товара (работ, услуг);
·       налоговая ставка;
·       сумма налога на добавленную стоимость;
·       страна происхождения товара;
·       сумма налога с продаж ( эта графа заполняется справочно, т.е. стоимость должна указываться в счет фактуребез налога с продаж)
Счёт-фактураподписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом,ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатьюорганизации..
ПостановлениемПравительства РФ от 19. января 2000 года № 46 «О внесении изменений в Порядокведения журналов учета  счетов-фактур прирасчетах по НДС». [9]  Эти измененияпозволяют подписывать выдаваемые счета-фактуры не только руководителюорганизации, но и другим уполномоченным на то руководством лицам. Исключеныследующие реквизиты: коды поставщика и покупателя по ОКОНХ и ОКПО, коды товаровпо ОКДП, а также подпись получателя.
Счёт-фактура,оформленный надлежащим образом, является основанием для зачёта (возмещения)покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральнымзаконом.
Приполучении накладной на отпуск материальных ценностей (или акта сдачи-приёмкивыполненных работ, услуг) и счёта-фактуры в бухгалтерском учётеорганизации-покупателя производятся записи:
Дебет 10 (20,25,26,.…) Кредит 71 – на сумму приобретённых товаров (работ, услуг) без НДС.
Соответствующиеим суммы НДС, выделенные в расчётных документах, фиксируются по счёту 19, субсчетам«НДС по приобретённым материальным ресурсам», «НДС по приобретённым ИХП», «НДСпри осуществлении капитальных вложений», «НДС по приобретённым нематериальнымактивам», «НДС по приобретённым услугам»:
Дебет 19 Кредит 71 –на сумму НДС, выделенного в счёте-фактуре и расчётном документе
Документальное оформление покупок за наличный расчёт у физических лиц.
В процессесвоей деятельности бухгалтеры часто сталкиваются с необходимостью оформлениядокументов при покупке товарно-материальных ценностей за наличные деньги. Приэтом возникают вопросы, в частности, по поводу отнесения НДС на расчеты сбюджетом, оформления документов, необходимых для осуществления закупоксельскохозяйственной продукции у населения и т.д.
Всоответствии со статьей 161 ГК РФ сделки между юридическими лицами и гражданамисовершаются в простой письменной форме. Сделка должна быть заверена нотариально,согласно статье 163 ГК РФ, в случаях. Предусмотренных законодательством РФ илив случаях, предусмотренных соглашением сторон.
Приобретениеорганизациями имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями,оформляется договорами купли-продажи. Данные договоры должны составляться всоответствии с положениями ГК РФ и содержать паспортные данные физического лица– продавца имущества.
Закупку унаселения сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих ягод, грибов и ореховосуществляют лица, назначенные и утвержденные приказом руководителяорганизации. Таковыми могут являться как сотрудники организации, так ифизические лица, производящие работы или оказывающие услуги по договорамгражданско-правового характера.
СогласноМетодическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения иотпуска товаров в организациях торговли, утвержденным письмом Роскомторга от 10июля 1996 г. № 1-794/32-5, при закупке у населения сельскохозяйственныхпродуктов, дикорастущих ягод, грибов. Орехов организацией должен быть составлензакупочный акт, который утверждается руководителем организации
Закупочныйакт должен содержать следующие обязательные реквизиты:
·       паспортные данные сдатчика продуктов;
·       место его проживания;
·       наименование сдаваемых продуктов, их количество истоимость.
К акту должны быть приложены следующие документы:
·       справки о принадлежности данной продукции сдатчику;
·       заключение ветнадзора о доброкачественности продукции.
СогласноИнструкции Государственной налоговой службы РФ «По применению главы 23 «Оналоге на доходы с физических лиц» [7] суммы, полученные физическими лицами втечение года от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, вчасти,  превышающей тысячекратный установленныйзаконом размер минимальной месячной оплаты труда, подлежат обложению подоходнымналогом у источника выплаты дохода (в нашем случае – бухгалтерией предприятия),а при продаже гражданами квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельныхучастков, паев, долей – пяти-тысячекратный размер минимальной месячной оплатытруда.
При расчетедохода, подлежащего налогообложению, сумма валового дохода уменьшается  на тысячекратный  размер минимальной месячной  оплаты труда в год, рассчитанной на основедейст