Особенности рынка земли и проблемы его регулирования

–PAGE_BREAK–1.2.Особенности формирования земельной ренты и цены на землю.

Фактор земля, как и фактор капитал, не является неотделимым от своего владельца [2]. В аграрной сфере часто происходит расщепление пучка собственности. Соответственно, необходимо провести различие между двумя экономическими категориями – землевладение и землепользование.

Землевладение означает признание права данного лица (физического или юридического) на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Землевладение осуществляется собственниками земли.

Землепользование означает использование земли в установленном обычаем или законом порядке. В реальной хозяйственной жизни пользователь и владелец – нередко разные лица. Собственник земли за определенную плату передает права на коммерческую эксплуатацию земли арендатору, который расплачивается с землевладельцем арендной платой. Возникает также понятие земельной ренты как своеобразной платы за ресурс (для арендатора) и одновременно особого вида дохода (для землевладельца и арендатора).

Подробнее рассмотрим понятие ренты.
Нужно отметить, что все земельные угодия отличаются по качеству и по расположению. Хозяйства, работающие на лучших и средних землях, находятся в выигрышном положении по сравнению с хозяйствами, расположенными на худших участках, поскольку их издержки ниже. Это дает им получать дополнительный доход, называющийся дифференциальной рентой I.

Пусть на некоторый вид аграрной продукции существует спрос, характеризующийся кривой D, и общеотраслевое предложение, выражаемое кривой S. Рыночное равновесие установилось в точке пересечения кривых О (см.рис. 3а). Для сельскохозяйственных производителей, представляющих собой небольшие фирмы, это задаст уровень цен, по которым будет покупаться их продукция. Пересечение кривых предельных издержек с кривыми предельных доходов (MC=MR=D) задаст для каждой из фирм оптимальные размеры производства Qi(далее см. рис. 3б, в).

Рисунок 3а) – Дифференциальная рента I(отрасль)

Рисунок 3б) – Дифференциальная рента I(участок 1)

Рисунок 3в) – Дифференциальная рента I(участок 2)
Если на лучшем участке №1 будут получаться экономические прибыли, то на худшем участке №2 – обеспечиваться лишь безубыточное производство.

Худший участок №2 принято называть предельным, так как он является последним типом участков, на котором при данном соотношении спроса и предложения еще возможно ведение производства (все земли, которые хуже по качеству, в долгосрочном плане обязательно будут выведены из производства, поскольку на них цена продажи продукции не покроет издержек).

Экономические прибыли на первом участке будут носить долгосрочный характер. В других отраслях при совершенной конкуренции такого не бывает. Наличие экономической прибыли привлекает в отрасль  новых производителей. Предложение растет, кривая Sсмещается влево, уровень цен падает, и прибыли исчезают..

Всего этого не происходит в сельском хозяйстве, ведь экономические прибыли на лучших участках обусловлены природной причиной – более высоким качеством земли. Перенести же все производство на лучшие участки нельзя: в отличие от промышленных предприятий они не «размножаются», их ровно столько, сколько создала природа. Дифференциальная рента — экономическая прибыль, полученная на всех участках, по качеству земли превосходящих предельные. Дифференциальная рента I образуется не только в сельском хозяйстве, а везде, где в процессе производства используются естественные свойства земли и других ресурсов, отличающихся по своим качественным характеристикам. Например, это происходит в добывающей промышленности и строительстве, энергетике и рыболовле. Так, в отличие от фирм обрабатывающей промышленности отдельные рудники, шахты и т.п. имеют устойчиво пониженные издержки по сравнению с другими предприятиями в этой отрасли. Это преимущество (и обусловленные им экономические прибыли) связано с природными причинами: условиями залегания полезных ископаемых и богатством месторождений.

Немаловажное значение имеет и местоположение шахт, скважин и рудников. Особенно же большое влияние на ренту местоположение оказывает в строительстве. Например, квартиры в центре города дороже, и соответственно на землях, отводимых здесь под застройку, образуется дифференциальная рента.
Кроме естественного плодородия земли, существует понятие экономического плодородия. Оно связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Хозяйства, эффективно использующие капиталовложения и ведущие интенсивное производство, получают дополнительный доход – дифференциальную ренту II.

Принципиальный механизм образования дифференциальной ренты IIне отличается от механизма возникновения дифференциальной ренты I. Отличаются только причины пониженного уровня издержек: если для дифференциальной ренты Iони связаны исключительно с природными факторами, то для дифференциальной ренты II
– с сочетанием природных факторов и вложением капитала. Предприниматель вкладывает средства в улучшение качеств земли, а она с большей или меньшей отзывчивостью реагирует на эти усилия. Как  и дифференциальная рента I, дифференциальная рента IIможет существовать не только в сельском хозяйстве: так, закачка особых растворов может повышать отдачу нефтеносных пластов и снижать издержки даже на трудных месторождениях.
В рыночной экономике не существует ничьей земли. При этом ни один – даже самый худший — участок земли не будет отдан его хозяином в аренду бесплатно. Одновременно даже на худших землях арендаторские хозяйства должны иметь возможность покрывать свои издержки и получать доход, достаточный для расчетов по арендной плате, внесения налоговых платежей в бюджет, расширения производства и получения нормальной (нулевой экономической) прибыли. Эта проблема решается с помощью чистой ренты, получаемой со всех земель. Чистая (абсолютная) рента является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности.

С одной стороны, частная собственность на землю исключает свободную миграцию капитала в аграрный сектор экономики (нельзя использовать землю без разрешения собственника). С другой стороны, величина пригодных для сельскохозяйственного использования земельных угодий строго ограничена, т.е. неоткуда взять дополнительные участки в обход интересов землевладельца.

В этих условиях у землевладельцев появляется возможность запрашивать арендную плату за любые земельные участки, а у арендаторов – возможность устанавливать завышенные цены (по сравнению с формированием издержек в других отраслях экономики) на сельскохозяйственную продукцию, чтобы иметь возможность ее заплатить (для предельных (худших) земель чистая рента является единственным видом ренты, для остальных — дополнением к ренте дифференциальной).

Чистая рента – своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество, пользуясь тем, что земля как фактор производства чрезвычайно немобильна. Вернувшись к рис.3, можно понять, что без чистой ренты кривые издержки арендаторов (ATCi) и общеотраслевая кривая предложения Sпроходили бы ниже, а значит, тот же объем предложения с/х продукции существовал бы при более низком уровне цен на нее.

Но было бы неверным рассматривать чистую ренту как однозначно негативное явление. Поскольку для арендатора она является издержками, он склонен минимизировать этот вид расходов, т.е. максимально использовать каждый участок земли. Отсутствие ренты стимулирует бесхозяйственность. Таким образом, чистая рента представляет собой экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к ограниченному ресурсу – земле.
Распределение земельной ренты между субъектами аграрного производства зависит от типа ренты.

Дифференциальная рента Iпрактически в полном объеме попадает к землевладельцу, поскольку он устанавливает арендную плату на уровне, учитывающем качество участков.

Дифференциальная рента IIявляется результатом производственных усилий арендатора и полностью присваивается им за вычетом подоходного налога (до завершения срока арендного договора). После окончания срока арендного договора дифференциальная рента IIполностью или частично присваивается землевладельцем, поскольку достигнутые с помощью усилий арендатора улучшения земли становятся неотделимыми от нее.

Описанная механика присвоения дифференциальной ренты IIсказывается на эффективности ведения сельского хозяйства, появляется зависимость между сроками аренды и отношением арендаторов к земле. Арендаторы не заинтересованы в улучшении земли при коротких сроках аренды, т.к. после окончания арендного договора они от собственных усилий понесут потери (чем лучше станет земля, тем резче поднимется арендная плата). При длинных сроках смысл улучшать землю есть: все время действия аренды дифференциальную ренту IIбудет получать арендатор. Таким образом, только длительные сроки аренды способствуют рачительному отношению к земле.

Чистая рента присваивается землевладельцем в форме арендной платы.

Следует уточнить понятия ренты и арендной платы. Арендная плата – вознаграждение за пользование землей, выплачиваемое арендатором землевладельцу. Экономической основой арендной платы является рента, но количественно рента и арендная плата различаются. Не все виды ренты входят в арендную плату (дифференциальная рента II). Арендная плата часто включает платежи нерентного происхождения: так участок обычно сдается вместе с находящимися на нем постройками, оборудованием и инвентарем. Плата за эти компоненты с точки зрения теории должна рассматриваться как процент (в пользование передается капитал).

Арендная плата выступает как рыночная цена передачи права пользования землей и оказывает решающее воздействие на объемы спроса и предложения на землю.

Представим графически предложение участков землевладельцами и спрос на них арендаторами.

Пересечение обеих кривых устанавливает уровень равновесной арендной платы, но не устанавливает уровень объема используемой земли, т.к. этот объем равен величине предложения земли. Это обстоятельство служит основание для определения ренты (в данном случае упрощенно отождествляемой с арендной платой): рентой называется плата за использование фактора производства, которая не обеспечивает увеличение объемов его привлечения в производственный процесс.

Рисунок 4 – Равновесие на рынке земли
Если величина арендной платы выше уровня равновесия, то количество арендаторов, способных заплатить ее, уменьшается. Спрос на землю падает, что вызывает уменьшение арендной платы до равновесного уровня. Если арендная плата отклоняется от точки равновесия вниз, то число желающих арендовать землю превышает ее предложение, обостряется конкуренция между арендаторами за участки, это вызывает увеличение арендной платы до ее равновесного состояния.
Теперь рассмотрим операцию купли-продажи земли. Продажная цена земельного участка непосредственно связана с приносимой им арендной платой, поскольку, отчуждая землю, ее владелец желает получить суммарную дисконтированную величину всех будущих арендных платежей. Но арендные платежи в предельном случае уходят в неопределенно далекое будущее, поэтому при дисконтировании применяется формула текущей дисконтированной стоимости для бесконечного периода:
Pземли=PDVбеск=TRconst/I,

где TRconst– величина годовой арендной платы,

I – ставка процента.
Таким образом, цена земли определяется двумя факторами:

1)        она прямо пропорциональна приносимой ею арендной плате,

2)        обратно пропорциональна норме ссудного процента.

Покупатель и продавец земли всегда сопоставляют арендную плату со ссудным процентом, который можно было бы получить, поместив деньги в банк. Поясним на примере: какова будет цена земельного участка, если он приносит в год 10000руб. арендной платы, а банковский процент равен 4? Тогда

Pземли=10000/0,04=250тыс.руб.

Таким образом, рыночная цена земли есть капитализированная арендная плата, т.е. сегодняшняя дисконтированная стоимость всех ожидаемых в будущем арендных платежей.
На рыночную цену земли определенное влияние оказывает соотношение предложения и спроса на данный товар. При этом важно отметить, что количество предлагаемой земли не может вообще измениться под воздействием повышения или снижения цены: общее количество освоенной земли невозможно увеличить. Только при очень высоких ценах на землю становится выгодным вовлекать в оборот заболоченные, пустынные и им подобные территории, но и их количество имеет непреодолимые пределы.

Для современных условий характерна тенденция уменьшения предложения земли вследствие ряда обстоятельств. Так, непрерывно усиливается процесс урбанизации (роста городов) и использования земли для других несельскохозяйственных целей (добычи полезных ископаемых, строительства аэродромов и т. п.). В связи с этим государство в ряде стран идет на национализацию части земель (выкупая ее у собственников), создает национальные парки и заповедники, в которых в экологических целях сохраняется в неприкосновенности природная среда. Оно улучшает использование земель для городского строительства и рационального развития отдельных регионов страны. Все это, естественно, ограничивает предложение на рынке земли.

Одновременно возрастает спрос на землю. Его предъявляют крупные сельскохозяйственные предприятия, стремящиеся расширить свою деятельность. Активными покупателями выступают те, кто строит дома за пределами городов и использует землю для иных несельскохозяйственных нужд. В итоге для соотношения предложения и спроса на землю сейчас типична ситуация, изображенная на рис.5.

Рисунок 5 —  Изменение цены земли при разных соотношениях предложения и спроса на нее
На рис.5 показано, что происходит с ценой при сокращении земельных угодий, являющихся объектом купли-продажи на рынке земли, и при увеличении спроса на нее. Во многих случаях кривая предложения является строго фиксированной и принимает вертикальное положение, поскольку не изменяется под воздействием спроса. Первоначально эта кривая (П1 — П2) пересекается с кривой спроса (С1-С2) в равновесной точке Р1;, что приводит к образованию цены земли Ц1;. Однако при уменьшении количества земли с З1 до З2 кривая предложения (П3-П4)пересекается с кривой спроса в равновесной точке Р2, вследствие чего цена земли повышается с уровня Ц1 до уровня Ц2.

Не случайно во второй половине XX в. в странах Запада сложилась устойчивая тенденция к росту цены земли. Показательно, например, что в ряде регионов США цена земли выросла по сравнению с 1940 г. более чем в 3–5 раз. Сопутствующим этому следствием является еще более быстрое повышение цены на жилые дома. Так, в тех же США в начале 50-х годов цена традиционного односемейного дома равнялась 8 тыс. долл., а в середине 80-х годов она возросла более чем в 10 раз. Для приобретения дома американская семья может получить ссуду в размере 70% его товарной цены с рассрочкой на 25–40 лет. Между тем выплачиваемая по процентам сумма оказывается больше первоначального займа в 2 или более раза.

Вкладывать деньги и недвижимость — землю, дома и другие капитальные объекты, цены на которые обычно повышаются быстрее, чем на иные товары, стало особенно выгодным делом в условиях инфляции. Это подогрело спекулятивную «горячку», направленную на покупку всякой недвижимости (и в первую очередь — земли) с расчетом получить в будущем очень высокую цену за эти блага. Но, таким образом, с одной стороны, создаются экономические предпосылки для получения в будущем совершенно неоправданных доходов одними, а, с другой стороны, ухудшаются жизненные условия многих людей, стремящихся приобрести жилые и земельные участки для производства сельскохозяйственных продуктов. В связи с этим в Великобритании, Швеции, Италии и других государствах ограничено получение доходов от продажи земель тем, кто спекулирует недвижимостью, и собственникам земель, отводимых под новое городское строительство.

Эффективно использовать собственность на землю (получить доход) можно при разных формах землепользования: и когда действует арендатор чужой земли, и при сдаче земли ее владельцем в ипотеку, и если собственник земли полностью сам распоряжается ею. Это означает, что сельское хозяйство может успешно развиваться при плюрализме форм собственности на землю. Решающее значение для получения нормального дохода имеют технические и организационно-экономические условия производства. Такие условия имеются у процветающих крупных хозяйств. Что касается мелких фермерских хозяйств, то они нуждаются в поддержке государства: им требуется финансовая помощь, серьезные экономические стимулы и современная инфраструктура сельскохозяйственного производства, которую обеспечивает агропромышленный комплекс. В нем продуктивно соединяется изготовление необходимых средств производства для сельского хозяйства, само это хозяйство и отрасли промышленной переработки полученной продукции. Новейшие научно-технические достижения позволяют поднять эффективность труда во всех отраслях комплекса.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗЕМЛИ: ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. 2.1.Особенности формирования земельного рынка РФ и его структура.

В 2008 году рынок земли в Российской Федерации празднует своё шеститилетие. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [6]. До этого времени, безусловно, рынок существовал, но в зачаточных формах, не имея под собой никакой правовой основы. Истоки этого в земельной реформе 1995-1998 гг. Она реализовывалась на базе указов Президента, которые «насадили» институт частной собственности на землю и распределили земельные доли между акционерными обществами, товариществами собственников, кооперативами и отдельным гражданами. Именно эта реформа заложила основы стихийного рынка земли и той неразберихи на рынке, которую мы имеем сегодня.

Закон «Об обороте земель сельхозназначения» сделал ситуацию на рынке земли РФ более предсказуемой. На 1 января 2004 года в частную собственность граждан и юридических лиц было передано 129,2 млн. га земли, при этом около 97% из них относились к категории земель сельхозназначения: можно констатировать, что закон сработал. Уже с 2005 года в России ежегодно регистрируются примерно 5 млн. сделок с земельными участками. По формальным критериям рынок можно считать состоявшимся.

6 лет земельной реформы принесли свои плоды — ситуация с оценкой земель стала более определённой.

Земельные отношения РФ регулируются земельным законодательством. Согласно статье 2 пункту 1 Земельного кодекса РФ №136-ФЗот25.10.2001 земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации [5].

Земли РФ по составу разделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.
Из рисунка 1 (см. приложение) хорошо видно, что в ходе кадастровой оценки были существенно уточнены границы поселений, объём земель сельхозназначения, объёмы земель лесного фонда, объёмы земель водного фонда – то есть все основные категории земель на сегодняшний день. Попутно отметим, что данная классификация, как в варианте 1996 года, так и в варианте 2004 г. абсолютно непрозрачна по отношению к землям, используемым гражданами для личных, приусадебных нужд, всё ещё являющихся источником основного объёма сделок с земельными ресурсами на публичном рынке.

Согласно данным доклада Роснедвижимости «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2006 году», в ходе 2006 года прогресс кадастровой оценки шёл в направлении уточнения границ поселений и земель сельскохозяйственного назначения. Приращение земельного фонда по категориям, по большей части прошло за счёт земель запаса. Наглядно структура земельного фонда Российской Федерации представлена на следующей диаграмме (см. диаграмму 2 в приложениях: здесь графические данные приведены по материалам доклада Роснедвижимости «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 году»).

В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 года составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря. Указанная на рисунке 2 структура выполнена Роскадастром по текущему юридическому состоянию земель [3]. Реальная структура распределения земельного фонда Российской Федерации может отличаться от приведённой в ту или иную сторону, как в силу неполноты кадастрового учёта, так и в силу законодательных новелл, допускающих, к примеру, существования лесов и вне земель, отнесённых к категории лесного фонда (Лесной кодекс).

Тенденции перемещения земель из одной категории в другую, по сравнению с динамикой предыдущих лет, носили довольно оживлённый характер. Фонд перераспределения земель сельхозназначения, за счёт ликвидации сельхозпредприятий в отдельных регионах Российской Федерации вырос на 3 647 тыс.га. (примерно на 1% от общей площади земель сельхозназначения РФ по состоянию на начало 2007 года). При этом преобладала тенденция добровольного отказа сельхозпредприятий от земельных ресурсов в связи с тяжёлым экономическим положением. Также за счёт земель сельскохозяйственного назначения в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жильё» для расширения и строительства населённых пунктов в 2006 году было предоставлено около 13,7 тыс. га земель, причём большая их часть (10,7 тыс. га) была выведена из категории пахотных земель сельхозназначения. Подробнее остановимся на землях сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей [3].

Рассмотрим рисунок 3 (см. приложение).

На 1 января 2008 года площадь земель сельскохозяйственного

назначения составила 403,2 млн. га.Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составила 207,6 млн. га. Это – земли под зданиями, сооружениями, внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, поверхностными водными объектами, а также земельными участками, предназначенными для обслуживания сельскохозяйственного производства.

Изменение объёмов земель поселений на начало 2007 года происходило, в основном, за счёт межевания участков в существующих границах населённых пунктов, а также приведения в соответствие с законодательством структуры земель населённых пунктов. Последнее, в основном, вело к изъятию земель различных категорий, переданных в ведение городских и сельских администраций, в соответствии с прежним, ведомственным, подходом к распределению земельных ресурсов.

Общая площадь городских поселений на 1 января 2008 года составила 7,8 млн. га, при совокупной площади сельских поселений – 11,3 млн. га. По-прежнему в составе земель поселений преобладают земли сельскохозяйственных угодий в пределах городов, посёлков и сельских поселений; их площадь 9,1 млн. га или 47,4% от всего объёма земель, входящих в рассматриваемую категорию. Земли под застройкой составляют всего 3,4 млн. га или 17,7% (см. приложение, таблица 10).

Уже на основании данных о динамике земель выделенных категорий мы можем сделать вывод о значительном потенциале земельных отношений в Российской Федерации.
Ещё одним фактором высокого потенциала может быть сохраняющаяся преобладающая государственная и муниципальная собственность на земельные ресурсы [7]. Состав структуры собственности, так же как и структура по категориям динамичен, но основная причина здесь другая – возвращение земель в государственную, муниципальную или частную собственность по решению судов. В дальнейшем, с развитием судебной практики и совершенствованием законодательства, динамика изменения структуры земель по формам собственности будет только увеличиваться (см. рисунок 4 в приложении).
В структуре собственности на землю в Российской Федерации за 2007 год произошли изменения, наблюдалось сокращение площади земель, находившихся в государственной и муниципальной собственности, и увеличение собственности граждан и юридических лиц (на 2,4 млн. га). Изменения в значительной степени касались общей (долевой или совместной) собственности граждан на землю.

Увеличение земель частной собственности связано с приобретением земель государственной и муниципальной собственности физическими лицами и переоформлением ими права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки.

В настоящее время в Российской Федерации только для сельскохозяйственных целей гражданами используется 20,5 млн. га земель государственной и муниципальной собственности, включая 12,5 млн. га для северного оленеводства и промысла. В соответствии с действующим законодательством на 8,0 млн. га из них может быть бесплатно оформлено право частной собственности на землю.

Общая площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, в сравнении с показателем предшествующего года, увеличилась на 1158,6 тыс. га (см.приложение, таблица 7).
На сегодняшний день продолжает существовать ряд проблем, усложняющих консолидацию и гражданский оборот сельскохозяйственных земель. На начальном этапе земельной реформы в условиях массовой приватизации земель отсутствие подготовленных кадров в органах власти всех уровней (как и неподготовленность самих граждан) приводило к тому, что допускались ошибки при подготовке актов органов власти, а также при оформлении документов, подтверждающих право на землю.

В учредительных документах вновь образованных сельскохозяйственных предприятий отсутствовали нормы, регламентирующие права юридического лица на земельные участки. Регистрация организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта происходила по отношению участников к имуществу, исключая землю. И в настоящее время часто процесс ликвидации, реорганизации предприятий не завершается принятием решения о прекращении или изменении права хозяйствующего субъекта

на землю и оформлением в установленном порядке соответствующих документов, подтверждающих вновь возникшие права на землю. Дальнейшая судьба земельного участка (или земель) часто не определена, в том числе путем принятия соответствующего государственного акта о переводе его в установленном порядке в другую категорию земель или о зачислении земельного участка (или земель) в фонд перераспределения земель. Сама процедура прекращения права у одного субъекта прав и возникновение права у другого субъекта прав на земельный участок (в том числе при отказе от права на землю), включая кадастровый учет текущих изменений, сложна и длительна во времени.
Учитывая эти предпосылки, обратимся к проблемам земельного рынка РФ, то есть, с государственной точки зрения, к землям – находящимся в деловом обороте. По факту их довольно много, но общий процент земель в обороте от общего земельного фонда РФ остаётся минимальным.

Не будем подробнее останавливаться на продаже государственных и муниципальных земель частным и юридическим лицам ввиду их незначительности (см.приложение, таблица 1). Если рассматривать количество сделок с земельными участками, то с 2004 года 5 миллионный рубеж количества сделок в год сохраняется, хотя наблюдается тенденция к росту. Если в 2004 году было зарегистрировано 4 385 тыс. сделок, то по итогам 2007 – 4 519 тыс. В общем объёме преобладает аренда – около 3 628 тыс. сделок. Продажа государственных и муниципальных земель – 233,7 тыс., из них на торгах – 16,3 тыс. (и это при условии, что по закону сделки по продаже государственной и муниципальной земли предписано производить путём аукциона).

Площадь продаваемых участков ещё более незначительна. За весь 2007 год было продано всего 369,4 тыс. га государственных и муниципальных земель, при этом рост был почти стопроцентным – на 106,7 тыс.га. по сравнению с 2006-м годом. Активнее всего государственная и муниципальная земля продавалась в Приволжском и Центральном федеральном округах – 51,8% и 28,9% от общей площади сделок соответственно.
    продолжение
–PAGE_BREAK–