–PAGE_BREAK–Одной из сторон мотивационной сферы учебной деятельности является интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Чтобы возбудить интерес к учебе, полагал А.Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть учащимся возможность нахождения цели. «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший сферой целей учащегося в связи с тем или иным побуждающим мотивом». [А.Н. Леонтьев, с. 247]
Иногда, в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Безусловно, эта особенно важно, но все же, для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельному решению учебных целей.
Само понятие интерес трактуется в литературе по-разному. Одни рассматривают его и отождествляют и направленностью личности в целом, с ее сосредоточенностью, но определенном объекте. Другие понимают интерес как отдельное побуждение личности, как эмоциональное выражение потребности.
По Н.Г. Морозовой, критериями познавательного интереса будут следующие особенности поведения к учебной деятельности учащихся, проявляющиеся на уроке: включение в учебную деятельность, сильная сосредоточенность, отсутствие отвлечений, преобладание направленного внимания, возникание вопросов в процесс учебной деятельности. [Морозова, с. 9]
В.В. Репкин, сопоставляя интерес к знаниям и учебно-познавательный интерес к способам добавления знаний, выделил различные формы их проявления: интерес направлен на внешние стороны явления или на сам процесс нового действия; он имеет ярко выраженный ситуативный характер; не обладает побудительной силой, т.е. по собственной инициативе ребенок не обращается к предмету; плохо осознал, т.е. ученик не может объяснить, чем ему нравиться предмет; интерес проявляется в кратких бурных реакциях и т.д. [Репкин, с. 91]
В воспитании интереса к ученикам велика роль занимательности, особенно в младших классах. Она создает атмосферу заинтересованности, рождает чувство ожидания. От степени заинтересованности зависти и характер внимания на уроке, его активность, а также творческий подъем учащихся.
Интересы детей младшего школьного возраста еще тесно связанны с игровой учебной деятельностью. Они любят такую учебную деятельность, в которой есть элементы игры, в которой они могут преуспеть, которая им по силам. Но игровая деятельность, способствующая, безусловно, развитию интереса на уроке, не должна превращаться в самоцель.
Таковы лингвистические, психологические и педагогические основы методики обучения русскому языку в начальных классах через игровую деятельность.
Глава II. Дидактические игры как средство познания языковой картины мира и как средство коммуникативной деятельности на уроках русского языка
§ 1. Игра в жизни младшего школьника
В педагогике глубоко разработана теория игры, которая широко используется в развитии детей дошкольного возраста, но так же используется и в системе обучения школьного образования.
В.В. Давыдов, ДБ. Эльконин, Л.В. Занков, Н.Н. Подъяков, В.П. Зинченко утверждали, что через игру, точнее: её занимательную форму, можно преодолеть барьер непрерывного образования между возрастными различиями детей.
Это научное положение является весомым в обеспечении преемственности работы дошкольного учреждения и начальной школы.
Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают её чрезвычайно важное значение в развитии ребёнка. В результате игры у детей возрастает интерес к учебным действиям, учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии — вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок доступным, интересным, познавательным, помогает повысить активность детей и прочно усвоить учебный материал.
Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. Эти ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как учебную, со всеми её особенностями, правилами и результатами.
Слова Ш.А. Амонашвили: «… без педагогической игры на уроке не возможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» — стали основным правилом в нашей работе. На уроках создаются такие учебные ситуации, которые позволяют каждому ребёнку проявить себя. Эти ситуации помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал.
Вспоминая слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», — планируя игры на уроке, важно не забывать, что учёба — это труд, кропотливая работа, и игра способна на первом году школьного обучения сделать этот труд интересным и посильным. Важно с первого дня учёбы увлечь ребёнка в мир знаний, поэтому лучше урок начинать с игры, используя красочный наглядный материал.
На уроки в гости к детям приходят разные сказочные герои, но чаще всего приходила русская Матрёшка. Эта игрушка с секретом. Открываем по одной матрёшке, и в каждой задание. В одной — счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй — работа по составу числа, в третьей — составление задачи и т.д.
Дети любят, когда они учат сами кого-то. На стене висит паучок Кузя и каждый урок дети говорят слова «Птичка учит пению, а паучок терпению». Радуются, когда у паучка голубые глазки — значит он доволен их работой и всё понял, что они говорили. Если красные глазки (учитель меняет) — кто-то огорчился, надо помочь этому ученику.
В солнечный день отправляемся на экскурсию в сказочный лес (рисунок поляны), где нужно собрать грибы, но забрать их можно только тогда, когда решили пример, который записан с обратной стороны.
Игры помогают ребёнку оказаться в лесу, на море, на речке и т.д.
С большим успехом проходят игры «Путешествия по океану гласных», «В гостях у Карандаша» и многие другие.
Игры помогают учителю научить детей говорить, высказывать свои мысли, уважать товарища и соблюдать правила игры. Начиная свою речь, дети говорят: «Я думаю», «Я считаю» и они знают, что имеют право на ошибки при высказывании своей мысли.
У наших детей «болезнь» — неумение говорить. Эта «болезнь» приходит к нам из детского сада, потому что именно там мало внимания уделяют разговорной речи детей, умению слушать и пересказывать сказки, строить предложения. Воспитатели же берут в основном на себя функцию учителя: учат читать, писать, чего делать ни в коем случае нельзя, потому что приходится переучивать детей, а это труднее, чем научить. А вот говорить — не учат. А это главная задача воспитателя, а в школе уже и учителя.
Поэтому с первых дней обучения в школе ставиться задача: «Научить детей говорить умно, грамотно и связно». И тут на помощь приходит игра. Заводятся творческие тетради, работая в которых, привлекаем и мам, и пап, т.е. всю семью, что тоже немало важно на данном этапе обучения. В них мы придумываем сказки собственного сочинения, стихи, разгадываем ребусы и кроссворды, даём интервью друг другу.
Со второго полугодия вводим рубрики «Возможно ли это?».
— В морозном воздухе носились мухи. «Почему? Зачем?»
— У мальчика заболел живот. Врач посмотрел на его руки и сказал: «Всё ясно».
Эти вопросы задаёт ученик-корреспондент, дети отвечают на них, высказывая свою точку зрения. Другие дополняют, не повторяя того, что уже сказано. Значит нужно слушать внимательно товарищей.
Мы, учителя начальной школы, считаем, что урок имеет большую ценность, если в учебный процесс включены игры. И вот почему.
Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Дети работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой — всё это положительно влияет на результативность обучения.
Во-вторых, планируя такой урок, можно тесно связать его с жизнью, а это, в свою очередь, помогает активизировать познавательную деятельность детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.
И, в-третьих, на таких уроках нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель. Если мы «рвём» грибы, надо помнить, как их надо срывать, не повредив грибницу, надо помнить об ядовитых грибах, о их вреде и опасности для жизни людей, но о пользе для животных.
Если «идём» на рыбалку, помним о том, что нельзя засорять водоёмы.
В гостях у Чебурашки закрепляем правила поведения.
Игра поглощает детей, им некогда отвлекаться.
Но не надо забывать, что игра на уроке должна быть творческого характера и должна ставить определённую цель в учебном процессе, а не развлекать детей.
Таким образом, игра на первом этапе обучения в начальной школе является той незримой ступенью, которая помогает совершить плавный переход от простого к сложному этапу познания. Игра помогает снижению психических и физических перегрузок школьников.
§ 2. Дидактические требования к игровой деятельности на уроках русского языка
Еще древние греки говорили, корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными словами тому, чему можно научиться с улыбкой. Если интересно построить урок, если попытаться вызвать в глазах детей удивительное любопытство, азарт, восторг, радость, то корень учения может заменить свой вкус и стать сладким. В этом учителю поможет занимательная наука – занимательное языкознание.
Бесспорна ценность учебников, научных трудов, всевозможных умных и ценных книг. Но иногда в них материал изучается так сухо, скучно… Есть, кончено, и немало учебников, где материал изложен диво, интересно, наглядно, увлекательно, занимательно.
Занимательное – это не одно и то же, что и словесное, занятное, забавное. Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом.
В середине 30-х гг. XX в. в Ленинграде возник и просуществовал несколько лет (до начала Великой Отечественной войны) Дом занимательной науки. Инициатором его были В.А. Камский, Д.И. Перельман, В.И. Прянишников, Л.В. Успенский и др.
Л.В. Успенский – основоположник занимательного языковедения. Всем хорошо известны его книги «Слово о словах», «Имя дома твоего», «Ты и твое имя», «По закону буквы» и др.
Не столь легко науку о языке сделать занимательной, хотя в жизни любого человека, любого народа язык занимает главное место – это важнейшее средство человеческого общения. Но как к нему относятся? Для одних язык – нечто само собой разумеющееся, они пользуются им, владеют им, но не задумываются над его сущностью, свойствами.
Другие, наоборот, интересуются его устройством, происхождением отдельных слов, спецификой их образования, употребления. Порой они ищут ответы на вопросы в школьных учебниках. Но там ответа нет. В специальных справочниках ответы есть, но, зачастую, для не лингвиста, они столь мудрены, что понять невозможно. И тогда на помощь приходит занимательная грамматика.
Для учащихся младших классов – занимательные и игровые задания играют первостепенную роль.
Как сделать урок интересным, задания занимательными – над этим вопросом работает не одно поколение учителей. Чтобы добиться этого, учитель должен быть:
— терпелив в общении с детьми;
— терпим к их незнанию, непониманию;
— знать особенности психофизического развития младших школьников: внимание и запоминание еще слабое; дети очень эмоциональны и впечатлительны; воля и сознательность развиты еще слабо; отсутствует усидчивость, дети подвижны; повышенная утомляемость и пр.
Всегда нужно понимать золотое правило, выработанное психодидактами: знания, усвоенные без интереса, не окрашены собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. [Волина, с. 7]
А.С. Макаренко придавал большое значение игре детей и сравнивал ее с работой взрослых. «Хороша игра, — говорил он, — похожа на хорошую работу, и плохая игра похожа на плохую работу. В каждой игре есть, прежде всего рабочее усилие мыслей». [Макаренко, с. 374]
В языковых играх, несомненно должно быть «усилие мыслей». Игры должны способствовать расширению и укреплению навыков устной речи, они должны быть не только занимательными, но и обучающими.
В дидактических познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточная в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.
Каждая дидактическая игра имеет свою структуру:
цель игры – обучающая;
правило игры – пути решения задачи;
игровые действия – реализация поставленной задачи;
окончание игры;
итог игры и оценка учителем деятельности участников игры – оценки корректные, даже либеральные, мягкие.
Успех игры зависит от четкого объяснения правил.
Занимательность может проявляться в различных формах:
— в неожиданной постановке вопроса;
— в создании проблемной ситуации;
— в необычной форме проведения урока (виде интервью, путешествия, инсценировки и пр.).
к занимательности, используемой на уроках русского языка, предъявляются следующие требования:
1. задания должны соответствовать психофизическим возрастным особенностям школьника;
2. задания должны быть доступны в исполнении;
3. задания должны соответствовать изучаемой грамматической теме;
4. игра не должна быть самоцелью;
5. учитель не должен вмешиваться в игру, но только корректировать ее;
6. нельзя во время игры делать негативные замечания, наоборот, надо всячески поощрять участников игрового процесса;
7. игра или выполнение занимательного задания обычно должны проводиться на этапах закрепления, повторения, обобщения учебного материала;
8. игра не должна занимать много времени
§ 3. Классификация дидактических игр
Обращение к игре на уроках русского языка объясняется тем, что в игровой деятельности легче воспроизвести основные факторы, определяющие коммуникацию, лексические особенности и грамматический строй русского языка. Игра создает в классе атмосферу свободного общения, привлекает внимание всего класса. В игре учащиеся попадают в ситуации, позволяющие им самим критически оценить свои знания. Игры в веселой форме способствуют развитию речи, прививают навыки практического применения знаний по языку. Игра — это и школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение в коллективе, правила речевого этикета в разных речевых ситуациях. Игра полезна и тем, что речь учащихся оценивается не по косвенным критериям (скорость говорения, чтения, число ошибок языковых и речевых), а по коммуникативному эффекту: учащиеся справились с заданием, достигли поставленной цели, следовательно, владеют изучаемым материалом и получают хорошие оценки.
Все языковые игры можно разделить на несколько групп:
1. игры графические — основная цель которых усвоение значений, написаний и употреблений всех букв русского алфавита (примечание: графические игры можно проводить тогда, когда дети изучили все буквы алфавита, умеют свободно читать и писать);
2. игры словарные — основная цель обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование лексического строя их речи;
3. орфографические игры — закрепление навыков правописания слов, морфем; такие игры направлены на совершенствование знаний тех орфограмм, которые уже изучались, например, правописание безударных гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, звонких и глухих согласных, правила переноса слов и пр.;
4. игры грамматические, прививающие навыки практического применения правил фонетики, орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса
5. игры, развивающие связную речь учащихся, умение пользоваться разнообразными речевыми средствами в той или иной ситуации, имение использовать правила речевого этикета и т.п.;
6. логические игры — основная цель которых, способствовать развитию
логического мышления учащихся, умение выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры — это проверка интеллектуальных способностей человека Обучать логике мышления следует на всех уроках, но на уроках язык в первую очередь, так как язык -это средство выражения логически понятий, суждений, умозаключений.
продолжение
–PAGE_BREAK–Формы игровых и занимательных заданий разнообразны. На уроках должны происходить удивительные события: в гости к детям приходят известные сказочные герои — Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини Пух, Чебурашка, диковинные звери. Они просят у ребят помощи, совета, рассказывают о своих проблемах. Так, например, Буратино не знает, как составить схему слова или предложения, а Карлсон ко всем словам дописал Ь, и что получилось? Чебурашка не знает, какие слова в песенке о дне рождения обозначают предметы и т.п. Игра — это начало трудного пути к познанию. Она помогает учащимся усвоить грамматический материал, развивает любознательность, инициативу, эмоциональную память. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.
Но нужно помнить, что игра не предшествует обучению и не чередуется с ним. Игра — это форма организации учебной деятельности, форма контроля знаний и умений учащихся.
Игры могут быть:
инструментальные (манипуляции различными предметами с комментированием своих действий);
имитационные – учащиеся выполняют мнимые действия, но без предметов;
игры соревнования. Такие игры проводятся по командам. Их задача достичь экстралингвистического и экстраметодического результатов;
лингвистические или словесные игры — игры в слова и со словами;
ролевые игры – микроэтюды, макроэтюды (инсценировки);
деловые игры как разновидность ролевых игр. Основная цель расширить проблемную задачу, наладить взаимодействие, взаимоотношение с партнерами;
интеллектуальные игры, типа «Эрудит», «Кто хочет стать миллионером?» и т.п.
Игры можно организовывать и по сюжетным картинкам. Картинка как бы является отправным моментом в игре. Учащиеся дают имена персонажу, составляют для них диалоги.
Можно организовать и игру «Картонное лото», составление сказок по динамическим картинкам и т.д. Но такие игры должны быть целенаправленны на закрепление какой-либо темы по русскому языку. Например «Картонное лото» на тему «Несклоняемые имена существительные».
Особенно детей привлекают ролевые игры, где они могут свободно двигаться, проявлять инициативу, осуществлять общение. Дети очень любят рисовать. Эта любовь к изобразительному искусству может быть использована и на уроках русского языка. Например, при изучении безударных гласных предлагается нарисовать предметы, в названии которых есть эта орфограмма.
Даже начиная такой, казалось бы, скучный урок, как чистописание, можно внести элемент занимательности. «Дети, сегодня я открою вам одну тайну, — говорит шепотом учительница, — мы с вами поплывем на корабле в страну Лингвинию. Но попасть туда может лишь тот, кто красиво напишет две строки буквы Л и назовет 5 слов — имени существительных, начинающихся (оканчивающихся) букой Л».
Итак, занимательные дидактические игры – это творческая лаборатория учителя. И владеть ею можно только при условии любви к детям, любви к своему учительскому труду, любви и восхищения красотой и мощью нашего одного языка.
§ 4. Использование занимательных и игровых заданий при изучении имен существительных в четвертом классе
Игра: ” Ушел олень с олененком”.
Задача: Уметь употреблять в речи правильно Т. п.
Учитель рассказывает, что на праздник в лесу собрались звери с детёнышами. Первым ушел олень с оленёнком. Кто ушел за ним? Дети придумывают свои предложения, определяют падеж.
2. На день рождения к Тане пришли её друзья: Ира пришла с Колей, Петя с Тарасом и т.д.
В начальной школе дети воспринимают и запоминают поначалу все самое яркое, эмоционально-впечатляющее. Урок должен быть построен с использованием всех элементов занимательности, игры. В, А. Сухомлинский отмечает: «Я считаю, что в начальной школе игнорируется сказка! Надо возвратиться к сказке! Сказка — это детское творчество, присущее ребёнку. Без сказки нельзя представить детства». ( Сухомлинский В.А. «Без сказки нельзя представить детство» и «Комсомольская правда». 1976, 20 октября).
Ведь урок тоже может превратиться в сказку. Например, необязательно изучать тему «Имя существительное». Можно просто отправиться с детьми в удивительную страну предметов, где они познакомятся с шестью падежами, с интересными заданиями деда Всеведа. И из урока в урок эта сказка будет продолжаться.
Например, фрагмент урока, хотя бы введение в тему.
Л. Успенский в книге «Слово о словах» пишет, что занимательной науку о языке сделать вовсе не просто, хотя в жизни сам язык играет огромную роль: люди к языку относятся по-разному. Одни пользуются или более или менее. Другие интересуются им, задаются вопросами. А ведь в школе так не бывает, чтобы ребёнок сам стал чем-то интересоваться. Прежде в нём нужно воспитать интерес, заинтересовать какими-либо вопросами, занимательными заданиями.
Игра: «Волшебные яблоки». На доске записываются словосочетания: встретить товарищ…
рассказать о поездк…
подарить книг… дру …
писать ручк…
На плакате нарисована яблоня с яблоками.
Это необычная яблоня. На ней растут яблоки с буквами. Сорвать их может только тот, кто правильно подберет для него слово на доске.
Использование на уроках русского языка кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, развить у них интерес к предмету, разнообразить урок. Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, учителю надо объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.
1. Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
2. На верхушке стебелька
Солнышко и облака.
3. Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи.
4. Не пустили в огород-
Оттого она и жжет.
5. С этих шариков пушистых
полетят парашютисты.
1. Мастер шубу себе сшил,
Швы вынуть позабыл.
2. Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
3. Рыжий маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок.
Задание: Выписать в пустые клетки отгадки, определить склонение и род.
Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в каждом классе начальной школы. Они определены учебной программой и включены в «Словарь», который помещен в конце учебника. Новые написания трудных слов зависят от словарных возможностей ученика. «Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности»,- писал Н.С. Рождественский. [Рождественский Н.С. с. 45].
Чтобы работа была интересной и давала нужный результат, нужно использовать дополнительный наглядный, игровой материал. Например, в 3-ем классе в теме «Имя существительное» дети знакомятся со следующими словарными словами:
календарь, телефон, вагон, пассажир, билет.
Ребятам можно предложить следующую работу: Учитель изготовляет пособие. На большом листе рисуется картинка с изображением этого предмета. Ниже пишется название. Непроверяемая гласная выделяется красным цветом. Справа от рисунка даётся загадка на это слово, ниже историческая справка.
Прижались пичужки тесненько
друг к дружке.
Что сутки — из стаи одна
улетает.
Под Новый год пришёл он в дом.
Он был веселым толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
*Родина нашего календаря — далекие берега Нила, в древнем Египте Египтянам нужно было знать заранее, когда начнется разлив Нила, чтобы к этому дню очистить каналы, починить плотины. До Октябрьской революции мы пользовались Юлианским календарем, который придумал Юлий Цезарь. Сейчас мы пользуемся григорианским календарём, разница — 13 дней.
*ТЕЛЕФОН
1. Через поле и лесок подаётся голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там.
2. Что за чудо-аппарат?
И в Москву в Ленинград
Донесёт ваш голос он.
Это просто…
Образовано из двух греческих слов «теле» — далеко, «фон» — звук. Устроен так, что волны звука преобразуются в электрические колебания, которые передаются по проводам.
При изучении имен собственных можно предложить следующие занимательные задания.
Задание 1. Кто это? Что вы о нем знаете?
Учитель предлагает записать фамилии известных людей и ответить на вопросы: Кто это? Как его зовут? Что он сделал? Какова его профессия? Что он создал? В какой стране он жил?
Пушкин, Андерсен, Перро, Серов, Васнецов, Толстой, Чайковский, Ломоносов.
Задание 2. Знаешь ли ты города?
Учитель предлагает вспомнить название городов и записать их в алфавитном порядке. Задание можно выполнить индивидуально или коллективно (по командам). Один член команды пишет на доске, другие ему подсказывают. Рядом пишут порядковые номера возле каждого названия. Задание времени ограничено.
Задание 3. Цепочка городов.
Учитель называет название какого-либо города, учащиеся по очереди называют следующий город, начинающийся с последней буквы предыдущего слова. Если ученик в течении 5 секунд затрудняется ответить слово, то он выбывает из игры.
Задание 4. имена, имена – что они означают?
Предварительно учитель рассказывает, что многие имена пришли к нам в глубокой древности из разных языков – греческого, латинского, еврейского, славянского и других языков. Каждое имя имеет значение.
Имена славянского происхождения: Людмила, Любовь, Вера, Надежа, Владимир, Владислав, Всеволод, Борис, Ростислав.
Имена греческого происхождения:
Александр- защитник людей; Андрей – мужественный;
Василий – царский; Геннадий – родовитый;
Галина – тишина, спокойствие; Евгений – благородный
Зоя – жизнь; Леонид – сын льва;
Петр – камень; Степан — венок;
Никита – победитель; Татьяна – устроительница
Софья – мудрость; Федор – Божий дар.
Имена латинского происхождения:
Валентин — здоровый сильный Константин – постоянный
Валерий – сильный; Максим – великий;
Виктор – победитель; Сергей – высокочтимый;
Марина – морская; Юлия – блестящая.
Имена древнееврейского происхождения:
Иоанн (Иван) – дар Бога; Михаил — богоподобный
Ева – подательница жизни; Анна – благодарность;
Мария – превосходная; Семен – услышанный богом.
Имена скандинавского происхождения
Игорь – военная сила Олег, Ольга – священный (-ая)
Задание 4.
Фамилии людей обычно связанны с историей наших предков и указывают на:
— род занятий (Кузнецов, Ковалев, Гончаров, Рыбаков, Баркарь);
— внешность предка (Носов, Губарев, Глазков, Большеротов, Кривоногов, Безухов);
— общественное положение (Бояренцева, Холопов, Князев, Воеводин);
— место жительства (Москвин, Смоленский, Кишиневский, Рязанов);
— национальность предков (Греков, Поляков, Литвинов, Русин, Украинцев, Молдаван, Грузинов);
— физические недостатки (Хромов, Косоротов, Левша, Щукарь, Кривошеин, Кособоков, Гуля,)
— имена предков (Иванов, Петров, Сидоров, Степанов, Трофимов, Васильев, Леонов).
— сходство с животными по внешности, по характеру или событие, связанное с тем или иным представлением фауны (Медведев, Лисицын, Голубев).
* Напишите фамилии, которые произошли:
1. от названий имен людей;
2. от названий профессий;
3. от названий местности;
4. от названий физических особенностей людей.
* сделайте небольшое сообщение в классе о происхождении некоторых фамилий ваших одноклассников и вашей собственной.
Задание 5. Ваш город (село).
Вы живете в своем городе, селе. Что вам известно об его истории, природе, знаменитых людях.
Название города (села)
Когда основан
Какие события в нем происходили
Кто из великих людей жил в вашей местности
Какова природа края (реки, озера, горы и пр.)
Такую работу лучше выполнять группой.
Задание 5. Парные имена.
Знаете ли вы парные имена? Например, Олег – Ольга, Василий — Василиса. Продолжите список.
Задание 6. Ласковые имена.
У человека есть полное имя и есть краткое, ласковое, которым его обычно называют дома, друзья. Составьте список имен полных и ласковых. Например, Александр – Саша, Саня, Сандру, Шура, Алик, Алексаша.
Задание 7. Какое полное имя?
Слав — … Надя — … Света — …
Сева — … Люба — … Вика — …
Ваня — … Люда — … Коля — …
Вова — … Люся — … Нина — …
Соня — … Лора — … Женя — …
Учащимся 3-4 классов небезынтересно задуматься над этимологией слова.
Задание 8. Чьи это имена? Почему их так называли?
Мальвина Василиса Карабас-Барабас
Аленушка Золушка Синьор Помидор
Машенька Айболит Красная Шапочка
Иванушка Чиполлино Синяя Борода
Задание 9. Почему так называется?
Каждое слово имеет свою историю. Называя какой-либо предмет, люди отмечали самый яркий признак (в науке о языке это называется внутренней формой слова). Подумайте, почему так назвали РЯБИНУ, ГОЛУБИКУ, ЧЕРНИКУ, КЛУБНИКУ, ЗЕМЛЯНИКУ, СМОРОДИНУ, АСТРУ, РОЗУ?
Для справок: рябина — листья рябые, голубика, черника — по цвету, клубника — по форме, земляника — к земле клонится, смородина — ягода, с запахом (в древнерусском языке смрад — любой запах), астра — похожа на звезду (по латыни астра – «звезда», ср., слова астрономия, астрономический), роза — по цвету.
Цветок львиный зев — по форме похож на раскрытую пасть льва.
Незабудка имеет тоже свою историю. Легенда говорит, что когда-то в древности юноша и девушка страстно полюбили друг друга, но потом узнали, что они — брат и сестра. Значит, они не могли пожениться, чтобы всю жизнь быть вместе. И они решили умереть вместе. На месте их гибели вырос цветок, часть лепесточков которого была фиолетово-синего, а часть кремового цвета. Отсюда символ – «не забудь меня!»
Нарцисс — есть легенда о юноше, который постоянно любовался собой. Он любил только себя, восторгался своей внешностью и превратился в цветок, который всегда смотрит вниз.
При изучении категории рода можно использовать шуточные стихи А.Хайта.
Задание. Прочитайте и найдите ошибки в употреблении рода имени существительных.
Тот, кто любую овощ,
Любой продукт сжует,
он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив как собака,
Тот, кто живет в шкафу.
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилетку кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.
Так кто ж ту жуть проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: «Не верим,
Чтоб все пустить в труху!…»
…Но есть обжора – время –
Вот кто живет в шкафу! (А. Хайт)
Прочитайте стихотворение. Определите, во всех ли падежах употреблено слово кот.
Кот
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизиться к коту.
Крыса старая — и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
Составьте предложение со словосочетанием серый кот.
А есть ли у вас кот? Какой он?
Определите падеж и склонение выделенных слов.
Богатейший занимательный материал который можно использовать при изучении той или иной части, представлен в работах В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение», «Русский язык», «Учимся играя», «Веселая грамматика» и др. при изучении категории падежа можно использовать стихи Т.Тика, Г. Граубина и др. [В.В. Волина. Веселая грамматика. Имя существительное.]
Для развития логики мышления и закрепления орфографических навыков правописания безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Можно предложить следующие задания:
Задание 10. В магазине.
Линиями соедини продавцов со словами, называющими различные продукты имеют к ним отношение. Вставьте пропущенные буквы.
тв…рог п…рожное
м…локо ок…рочок свиной
хле… б…тон
сли…ки с…дельки
г…вядина йогурт
продолжение
–PAGE_BREAK–