Правовой статус личности в демократическом и антидемократическом государстве

–PAGE_BREAK–  уведомлены

власти, которые могут их запретить только  по  соображениям  безопасности  и

здравоохранения”.

    Право петиций.

    Содержание этого права  заключается  в  праве  обращения  к  властям  с

письменными требованиями, предложениями, жалобами, на что власти  обязаны  в

установленном порядке реагировать.  Так,  итальянская  Конституция  в  ст.50

устанавливает:  «Все   граждане   могут   направлять   палатам   петиции   с

требованиями законодательных мероприятий или изложением общественных нужд».

    Право и обязанность защиты страны.

    Защита страны чаще  всего  рассматривается  как  одна  из  обязанностей

гражданина, однако некоторые конституции считают  ее  также  и  его  правом.

Обязанность защиты страны может  предполагать  обязательную  военную  службу

или заменяющую ее (альтернативную) гражданскую службу,  а  также  выполнение

определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.

    Ст. 52 итальянской конституции считает защиту Родины — священным долгом

гражданина.  «Военная  служба  обязательна   в   пределах   и   в   порядке,

установленном законом.  Ее  несение  не  должно  причинять  ущерб  трудовому

положению гражданина и осуществлению им политических прав».

    Свобода информации.

    Эта целая группа свобод и прав: свобода слова, свобода  печати  и  иных

средств  массовой  информации,  права  на  получения   информации,   имебщей

общественное значение, свобода распространения информации.

    Это право в рассматриваемых конституциях лишь односторонее  отражено  в

контексте свободы мысли и совести.

    Право на сопротивление угнетению впервые было определено  в  Декларации

независимости США 1776 г.,  где  говорится,  что  если  форма  правительства

станет гибельной,  то  народ  имеет  право  изменить  или  уничтожить  ее  и

учредить новое правительство.  «Конечно,  осторожность  советует  не  менять

правительств, существующих с давних  мадлважных  и  временных  причин…  Но

когда длинный ряд злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследует  одну  и

ту же цель, обнаруживает намерение предать этот народ… то  он  не    только

имеет   право,   но  и  обязан  свергнуть  такое правительство и на  будущее

время вверить свою безопасность другой охране.»

    Французская Декларация  прав  человека  и  гражданина  в  ст.  2  среди

естественных  и   неотъемленных   прав   человека   называет   сопротивление

угнетению.

    V.  Экономические, социальные и культурные права и свободы.

    К этой группе  прав  относятся  право  частной  собственности,  свобода

хозяйственной инциативы, право  на  труд,  право  на  участие  в  управление

предприятием. на здоровую окружающую среду, на  социальное  обеспечение,  на

охрану здоровья, право на жилище, на образование,  отдых,  право  свободного

доступа к культурным ценностям, свобода творчества.

    Право частной собственности.

    Ст. 17 французской Декларации прав  человека  и  гражданина  определяет

собственность как право неприкосновенное и священное.

    В конституциях, принятых уже после первой мировой войны,  собственность

более не является священной. Собственность может быть  экспроприирована,  но

основой для этого стала ее «социальная польза» и т.п.

    Например,  ст.  43   Конституции   Италии   установливает   возможность

экспроприации, но только при условии выплаты соответсвующей  компенсации,  и

только в отношении предметов важных

    интересов.

    Поправка  V  к  Конституции  США  устанавливает, что   никакая   частная

собственность не должна отбираться без справедливого вознаграждения, и,  что

«никто   не   должен   лишаться…   имущества   без   законного   судебного

разбирательства». Интересно, что этой  поправкой  ограничиваются  социально-

экономические права и свободы американской конституции.

    Право на труд.

    В Конституции Италии право  на  труд  записано  не  в  части  «Права  и

обязанности  граждан»,  а  во  вводной  части   «Основные   принципы».   Ст.

4:«Республика  признает  за  всеми гражданами право на труд  и  способствует

созданию  условий,   которые  делают   это   право эффективным».

    Право на труд обычно включает стандартный набор прав:  свободный  выбор

труда, право   на  справедливое  вознаграждение,   на  создание  профсоюзов,

право  на   забастовку,   право   на   отдых   и  оплачиваемый  периодически

отпуск.

    Право на участие в управлении предприятиями.

    В преамбуле Французской Конституции 1946 г. сказано:  «Каждый  работник

участвует через своих делегатов в коллективном определении условий труда,  а

также в управлении предприятиями.»

    Ст.  46  Конституции   Италии   устанавливает:   «С   целью   повышения

экономической и социальной  роли  труда  и  в  соответствии  с  требованиями

производства Республика признает право трудящихся сотрудничать  в  формах  и

пределах, установленными законами, в управлении предприятиями.»

    Право на социальное обеспечение.

    В  Преамбуле  Конституции  1946  г.  Франции  закреплено,   что   Нация

гарантирует личности и семье.

    Право на охрану здоровья.

    В ст. 32 итальянской Конституции сказано: «Республика охраняет здоровье

как основное право индивида и интерес коллектива  и  гарантирует  бесплатное

лечение для неимущих.»

    Право на образование — одно из наиболее  существенных  социальных  прав

человека, без которого не возможно развитие личности, общества в целом.

    Конституции уделяют этому праву все большее внимание.

    О  праве  на  образование  ничего  не  сказано  в  Конституции  США.  В

большенство же конституций регулируют это право все более  подробнее.  Право

на образование часто включает  в  себя  такие  принципы,  как  бесплатность,

ощедоступность  профессионального  образования,  обязательность   начального

образования.
                   Глава 3. Правовой статус личности в РФ.
      Анализ закрепляемых российской Конституцией  прав  и  свобод  личности

представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в  основу

правового регулирования статуса  личности.  Это,  в  свою  очередь,  требует

обратиться для начала к общей характеритстики действующей Конституции РФ.

      Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение  этапа  демонтажа

тоталитарного советского государства и  переход  к  длительному  и  трудному

этапу построения  в  России  основ  подлинно  демократического  и  правового

государства. Конституция Рф 1993 г. является  первой  в  ряду  отечественных

конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном  в

современном миропонимании. Она вобрала в  себя  многовековой  опыт  развития

зарубежных демократий, теории  и  практики  зарубежного  конституционализма,

недолгий, но драматический опыт молодой российской  демократии.  В  месте  с

тем новая Конституция России не могла не воспринять и  отдельных  фрагментов

конституционного опыта  советского  периода  (это  касается,  прежде  всего,

некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).

      Учитывая весьма жесткую систему  организации  государственной  власти,

установленную Конституцией  1993  г.,  можно  сказать,  что  демократический

характер этой Конституции отразился  именно  в  положениях,  устанавливающих

правовой статус личности.  Нормы,  посвященные  правовому  статусу  личности

сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2  “ПРАВА  И

СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм  можно

найти  уже  в  Главе  1”ОСНОВЫ  КОНСТИТУЦИОННОГО  СТРОЯ”.  Отдельные  нормы,

затрагивающие права  человека,  обнаруживаются  также  практически  во  всех

других  главах  основного  закона.   Именно   в   совокупности,   со   всеми

процессуальными и институциональными гарантиями эти  нормы  образуют  единый

институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

      Какие же принципы заложены Конституцией 1993  г.  в  основу  правового

статуса личности?   Ответ  на  этот  вопрос  мы  находим  в  Главе  1”ОСНОВЫ

КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”.  В  этой  главе  закреплены  такие  фундаментальные

принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав  и  свобод  человека

(статья  2),  а  также  принцип  непосредственного  действия  общепризнанных

принципов и норм международного права на территории Российской  Федерации  (

часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены  принципы  неотчуждаемости  прав  и

свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого  и  непосредственного  действия

прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед  законом  и

судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и  значение  закреплениия  в

новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад.  Как  известно,

большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской  наукой

государственного   права,   как   сонованные   на    “буржуазных”    теориях

естественного права.  Советская  государственно-правовая  доктрина  исходила

из того, что правами и свободами личность  наделяет  государство.  Из  этого

логически вытекало, что государтство могло и  лишить  человека  “дарованных”

ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

      Нужно сказать, что качественно новый взгдяд на природу прав  и  свобод

человека начал утверждаться в российской  конституционной  практике  еще  до

принятия Конституции 1993 г. Решеющем этапом на  этом  пути  стало  принятие

Верховным Советом  РСФСР  в  ноябре  1991  года  Декларации  прав  и  свобод

человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок  в  текст

действоваавшей тогда Конституции 1978 года в  качестве  поправок  21  апреля

1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода  от

одной государственно-правовой идеологии к другой, привела  все  изменения  в

логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

      Особенно  стоит  сказать  о  принципе  равноправия  (равенства   перед

законом и  судом).  Необходимо  четко  отличать  принцип  равноправия  людей

вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между  собой,

поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных  категорий  не  одинаков.

Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще  (часть  1

статьи 19), потом (счасть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав  и  свобод

человека  и  гражданина  независимо  от  природных  и  общественных  свойств

личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к  религии

и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений  рав  граждан

по признакам социальной, расовой, языковой или  религиозной  принадлежности.

Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где  говорится

о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины  имеют

равные возможности для реализации своих прав (?).

      Конституционная  доктрина  современных  государствв  все  же  признает

возможность  существования  некотрых  различий  в  правах   и   обязанностях

граждан,  имеющие  естественный  характер:  напр.,   обязанность   проходить

военную службу в  большинстве  гос-в  мира  возлагается  только  на  граждан

мужского пола, особые конституционные права в  последние  десятилетия  стали

закреплятся за инвалидами, детьми,  представителями  малочисленных  коренных

народов и т.п.

      Конституция РФ 1993 года  закрепляет  один  из  самых  полных  в  мире

каталогов  прав  и  свобод  человека   из   всех,   известных   современному

конституционализму. Конкретный список,  содержание,  порядок  закрепления  и

обеспечения  этих  прав  и  свобод   и   определяет   собственно,   качество

конституционного  регулирования  правового  статуса  личности  в  Российской

Федерации.

      Охватывая  общим  взглядом  этот  каталог,  нельзя  не  заметить   его

разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских  колнституций.

Эти отличия касаются буквально всего:  перечня  прав,  их  формулирования  и

даже порядка их расположения в тексте конституции.  Как  известно,  одно  из

основных отличий социалистического  подхода  к  конституционному  оформлению

прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит  в  том,

что в социалистических  конституциях  во  главу  угла  ставились  социально-

экономические права и свободы,  а  в  конституциях  западно-демократического

толка — права личные. Как знак воспринятия  западных  традиций  и  ценностей    продолжение
–PAGE_BREAK–