Организационный проект лондонского клуба "Челси"

Российская Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации Поволжская Академия Государственной Службы им. П. А. Столыпина Кафедра социальных коммуникаций К У Р С О В А Я Р А Б О Т А По дисциплине: Теория организации На тему: Организационный проект "Лондонский футбольный клуб "
Челси" Выполнил: Студент 2-го курса 208-й группы очной формы обучения факультета менеджмента * * *. Саратов, 2002 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение. Почему именно футбольный клуб?……… 3 Глава I. Возникновение "Челси"… 4 Глава II. Цели клуба….… 5 Глава III. Разделение труда и обязанностей в клубе 7 Глава IV. Департаментизация в клубе…. 12 Глава V. Связи, информационные и финансовые потоки в клубе
и связи клуба с внешней средой……… 14 Глава VI. Болезни клуба… 16 Глава VII. Имидж клуба… 18 Заключение…. 19 Используемая литература и источники информации… 20 Введение. Почему именно футбольный клуб? Известная футбольная поговорка гласит: футбол – это жизнь, остальное – детали. Один английский тренер, окрылённый успехом своей команды, на послематчевой пресс-конференции сказал, что футбол – это не жизнь, это больше, чем жизнь.
Конечно, современный футбол сильно отличается от того, в который играли его основатели. Если сравнить, к примеру, хроники 20-х, 60-х и 90-х годов ХХ века, то легко заметить, что футбол из быстрой комбинационной игры становится всё более жёстким и травматичным видом спорта. В наши дни футбол постепенно превращается в игру коммерческую, но, к счастью, не в ущерб зрелищности. Грандиозные стадионы, сенсационные переходы игроков, множество континентальных
и международных турниров, как на уровне клубов, так и на уровне сборных – вот что такое футбол сегодня, в ХХI веке. Футбольный клуб – организация отнюдь не простая, но, на мой взгляд, рассматривать его куда интереснее, чем просто какую-либо контору. Выбрать же именно лондонский "Челси" ("Chelsea") я решил по двум причинам: первая – это чисто личные футбольные пристрастия, а вторая – "Челси" является клубом английской Премьер-лиги (высшего дивизиона английского футбола), одним из самых богатых и хорошо сформированных клубов в стране, что заметно облегчает шаги проектирования (в данном случае – аудита). Глава I. Возникновение "Челси". В начале XX века футбольные клубы в Англии появлялись как грибы после дождя. И предпосылки их возникновения были, по сути, донельзя банальными – люди хотели играть в футбол.
Однако история возникновения лондонского "Челси" не совсем банальна. В 1904 году известный в Лондоне строительный подрядчик Гас Мирс и его брат построили стадион "Stamford Bridge". Вскоре был приобретён прилегающий к стадиону участок земли, который использовался в качестве рынка. Компания "Great Western Railway" предложила приобрести этот участок для постройки запасных
путей, но это предложение было отклонено. О создании нового футбольного клуба тогда даже не было никакой речи. И лондонскому клубу "Фулхэм" ("Fulham") было предложено купить стадион за 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Руководство "Фулхэма" отказалось, так как цена, тем более по тем временам, была очень высока. Тогда-то Фредерик Паркер, известный финансист и хороший друг
Гаса Мирса, предложил создать футбольный клуб, чтобы он стал "одним из лучших в стране" – так, согласно клубной легенде, сказал Паркер. И в первых месяцах 1905 года был сформирован футбольный клуб "Челси". После убедительной речи Фредерика Паркера клуб вошёл во вторую лигу английского чемпионата. Вошёл, нужно сказать, неплохо, заняв третье место.
Конечно, я не буду в своей работе подробно рассматривать историю "Челси", но стоит заметить, что на легендарном стадионе "Stamford Bridge" команда играет и по сей день, а матчи "Челси" с "Фулхэмом" – одни из самых принципиальных лондонских дерби, поскольку клубы вот уже почти сотню лет являются заклятыми врагами из-за истории со стадионом. Таким образом, рассмотрев историю рождения футбольного клуба "Челси", можно найти ответ, по каким причинам и проблемам он был основан. Глава II. Цели клуба. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Значение целей для организации трудно переоценить.
Они являются исходной точкой планирования, лежат в основе построения организационных отношений; на целях планируется система мотивирования используемая в организации. Цели подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Это разделение имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо бóльшая, чем для долгосрочных, конкретизация и
детализация в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять. Если возникает необходимость, то между краткосрочными и долгосрочными целями устанавливаются ещё и промежуточные цели, которые называются среднесрочными. Рассказывая о целях футбольного клуба "Челси", я начну с описания долгосрочных целей, поскольку краткосрочные будут зависеть именно от них. "Челси", пожалуй, является сейчас самым амбициозным
клубом английской Премьер-лиги. Несмотря на почти вековую историю, клуб выигрывал чемпионский титул лишь однажды, и было это в далёком 1955 году. В первой половине 90-х годов XX века, когда "Челси" тренировал легендарный Род Гуллит, клуб не выиграл ни одного трофея. Однако в 1996 году Гуллит покинул свой пост, и его место занял футболист "
Челси", итальянец Джанлука Виалли, став играющим тренером. С ним клуб выиграл аж четыре трофея: два кубка Англии, кубок Английской Лиги и кубок Обладателей Кубков. Но подняться на первую строчку турнирной таблицы "Челси" так и не удавалось. В 2000 году Джанлуку Виалли сменил его соотечественник, Клаудио Раньери, который заметно обновил состав клуба и пообещал сделать команду чемпионом не более чем за три сезона. Итак, основная долгосрочная цель "Челси" – чемпионство Англии. Конечно, у клуба есть и другие цели. Причём самые разнообразные – от поиска талантливой молодёжи по всей планете до получения дохода от телетрансляций своих матчей. Однако это цели скорее не клуба, а его подразделений, поэтому говорить о них в этой главе не имеет
смысла. Исходя из названной основной долгосрочной цели, можно вполне определённо назвать краткосрочные цели "Челси". Это игра в каждом матче на победу, получение очков в каждом матче хотя бы до тех пор, пока не чемпионство не будет оформлено де-юре. И действительно, в этой цели, в отличие от долгосрочной, чётко ясно, кто, что и когда должен делать. Простейший пример этому – тактическая расстановка игроков.
Глава III.1 Разделение труда и обязанностей в клубе. Эффективного функционирования организации невозможно достичь, если один из её членов или одна из её частей делают всё, чем занимается организация, либо тогда, когда все её члены или её части делают одно и то же. Поэтому в любой организации существует разделение труда между её членами или частями. В этой главе мы рассмотрим обязанности практически всех людей, входящих в игровой и финансовый отделы
футбольного клуба. Chairman Chairman – президент футбольного клуба, главное должностное лицо, держатель контрольного пакета акций.2 Уже много лет этот пост в "Челси" занимает Кен Бейтс. На самом деле футбольные клубы в Англии можно разделить на две категории – PLC (Public Limited Company) и non-PLC. В non-PLC-клубах количество акционеров обычно велико, а chairman не является
держателем контрольного пакета. Обычно non-PLC клубы – это небогатые клубы низших лиг; пример – лондонский "Leyton Orient". В PLC-клубах количество акционеров мало [в основном акции принадлежат высшим должностным лицам клуба и иногда – самим футболистам (пример – Алессандро Неста из римского "Лацио")], а контрольный пакет принадлежит chairman’у. "Челси" является PLC-клубом. Но, несмотря на это, круг его (Сhairman’a) обязанностей очень узок. Возможно, человеку, мало знакомому с английским футболом, это покажется несколько странным, но Chairman занимается управлением как таковым, редко, только по необходимости, когда он сам считает нужным вмешаться. Несмотря на это, Сhairman контролирует всё, что происходит в футбольном клубе; он, если называть вещи своими именами, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ. Есть у него, однако, по крайней мере одна важная обязанность: если клуб по каким-то причинам остаётся без главного тренера, то переговоры со специалистами, рассматривающихся
в качестве кандидатов на роль нового главного тренера, ведёт именно Chairman. Также в футбольном клубе есть заместитель Chairman’a, однако называется он не Vice-Chairman, а Life Vice-President. Managing Director Managing Director – одно из основных руководящих лиц футбольного клуба, которое, по сути, является главным бухгалтером.
Его задача – управление всеми финансовыми потоками (кроме тех двух, за которые отвечает General Manager; о нём ниже) в клубе, начиная от доходов от продажи пива на стадионе "Stamford Bridge" и заканчивая расходами на благотворительность. Он не отвечает за футбол как таковой. General Manager Важнейшую роль в футбольном клубе играет General Manager.
Круг его обязанностей довольно широк, поскольку этот человек занимается и финансами, и футболом. Что касается финансов, то General Manager отвечает за финансовую часть селекции (то есть финансовые потоки, являющие собой доходы от продажи или расходы от покупки какого-либо игрока) и за выплату заработных плат игрокам. В футбольном же плане General Manager ответствен за так называемую игровую часть селекции – ведение переговоров с футболистами. Вследствие этого именно он отвечает за заключение, расторжение или продление контрактов. Director Of Football Даже по названию этой должности очевидно, что обязанности лица, её занимающее, не связано с финансами. Director Of Football обязан следить за состоянием контрактов игроков. В этом плане он является правой рукой General Manager’а, который не следит за действующими контрактами. Также именно Director Of Football, а не кто-то ещё, при необходимости занимается "подпольными
делами" – например, подкупом арбитров или ведением переговоров о договорном матче. За финансовую часть этих дел отвечает, естественно, Managing Director. Head Coach (Главный Тренер) Обязанности и круг ответственностей главного тренера команды трудно переоценить. От этого человека зависит практически всё. Потому что именно Главный Тренер ведёт футбольный клуб как к краткосрочной, так и к долгосрочной целям.
Если переходить к конкретике, Главный Тренер отвечает за тактический рисунок игры, стартовый состав команды, замены во время матча, проведение тренировок основного состава, и играет решающую роль в селекции. Если Chief Scout (о нём ниже) привозит на просмотр в клуб какого-либо игрока, то именно Главный Тренер оценивает его умение, и если он впоследствии захочет видеть его в команде, тот уже садится за стол переговоров с General Manager’ом. Главным Тренером "
Челси" в настоящее время является итальянский специалист Клаудио Раньери. Assistant Coaches В футбольном клубе "Челси" главному тренеру помогают два ассистента. Эти ассистенты имеют разные обязанности. First Assistant Coach проводит тренировки вместе с Главным Тренером, является его основным помощником.
Также First Assistant Coach является заместителем Главного Тренера. Если Главный Тренер по каким-то причинам не может выполнять свою работу, First Assistant Coach выполняет его обязанности. Также, если Главный Тренер уходит со своего поста вследствие увольнения или добровольной отставки, то обычно исполняющим обязанности Главного Тренера становится First Assistant Coach. В "Челси", если Клаудио Раньери покинет свой пост, исполнять обязанности главного тренера будет исполнять его соотечественник Сальвадор Антенуччи. Second Assistant Coach обычно просто отвечает за отдельные компоненты тренировок. То есть, например, пока Главный Тренер вместе со своим первым ассистентом проводят "двухсторонку" (тренировочный матч, когда игроки делятся на две команды и играют между собой),
Second Assistant Coach по поручению Главного Тренера отрабатывает стандартные положения (подача угловых, пробитие штрафных и т.п.) с теми игроками, которых тот указал. Reserve Team Coach Reserve Team Coach – это тренер второго состава клуба, то есть игроков ближайшего резерва. Goalkeeping Coach Goalkeeping Coach – специальный человек, который занимается подготовкой вратарей. Ни один из вышеперечисленных тренеров за это не отвечает.
Подобно тому, как Second Assistant Coach отрабатывает отдельные компоненты игры с конкретными игроками, Goalkeeping Coach готовит вратарей с помощью специальных упражнений. Нельзя не заметить, что эту должность в клубе обычно занимает человек не старше 50 лет, который сам был вратарём в прошлом. В "Челси" тренером вратарей является итальянец Джорджио Пелиццаро. Physion & Fitness Coach Оба этих человека в клубе – обязательно врачи по специальности.
Но функции они выполняют разные. Physion – это главный врач команды; его задача донельзя понятна – лечить или оказывать помощь какому-либо игроку, если тот заболел или получил повреждение. Как на футбольном поле, так и за его пределами. Fitness Coach – тоже врач, но лечением он не занимается. Его задача – следить за физической подготовкой игроков. Chief Scout Chief Scout – очень важная должность в футбольном клубе. Задача этого человека – поиск новых игроков для клуба по всему миру. Это не преувеличение. Chief Scout ездит буквально по всему миру, посещает футбольные матчи зарубежных чемпионатов и, если какой-либо игрок его заинтересует, он докладывает об этом Главному Тренеру. Главный Тренер приглашает этого игрока на просмотр, и, если он заинтересует и Главного Тренера и он захочет видеть этого игрока у себя в команде, то последний может садиться за стол
переговоров с General Manager’ом. Впрочем, это уже было замечено выше в разделе о Главном Тренере (Head Coach). Обычно Chief Scout имеет двух-трёх помощников – остальных скаутов клуба. Глава IV. Департаментизация в клубе. Рост специализации отдельных работ в организации ограничивается возможностями по их координации. Разрешить эту проблему можно, если начать группировать схожие работы и их исполнителей. Данный процесс организационного обособления называется департаментизацией.
С развитием специализации работы, связанной с получением и распределением ресурсов в организации, возникла функциональная департаментизация. При функциональном делении на части специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. По сей день значительная часть предприятий и организаций использует данный подход. Футбольные клубы – тоже. И если рассматривать футбольный клуб как организацию, то в нём существуют четыре широких функциональных блока. Схему департаментизации футбольного клуба "
Челси" можно увидеть на следующей схеме. Рис. 1. Функциональная департаментизация футбольного клуба "Челси". В этой же главе вкратце – о каждом блоке. Стадион Стадион "Stamford Bridge", по сути, можно считать отдельной организацией, являющейся собственностью футбольного клуба "Челси". Подробно рассматривать я её не стану потому, что цель моей работы – рассмотреть футбольный клуб в целом. Стадион как организация включает в себя многочисленный персонал: руководство во главе с директором стадиона, газонокосильщики, уборщики, продавцы пива и т.д Игровой отдел Этот блок включает в себя весь игроцкий и тренерский состав, врачей и скаутов клуба и т.д. и т.д. В настоящее время в игровом отделе "
Челси" заняты около 50 человек. Финансовый отдел Финансовый отдел, естественно, включает в себя всех людей, занимающихся финансами – от Managing Director’а до помощника бухгалтера. Юношеская школа Её тоже можно считать отдельной организацией, принадлежащей клубу. Функции этого блока очевидны из его названия. Включает в себя молодёжную команду и её тренеров и врачей.
Этот блок вообще не является необходимым, и не в каждом футбольном клубе есть юношеская школа. В "Челси" она имеется. Глава V. Связи, информационные и финансовые потоки в клубе и связи клуба с внешней средой В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определённым образом координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.
Без связей и фактического взаимодействия частей не может быть организованного целого. Связь является условием, определяющим возможность взаимодействия. Связи между частями организации осуществляются через каналы коммуникации. Связи классифицируются на вертикальные и горизонтальные. На вертикальных связях я не стану подробно останавливаться, так как единственные вертикальные связи
в футбольном клубе в той структуре, схема которой показана на рис. 1 – это связи между Chairman’ом и функциональными блоками клуба. Конечно, вертикальные (причём как функциональные, так и линейные) существуют внутри блоков (пример – реализация тренером своих властных прав, когда он выпускает игрока на замену во время матча), но блоки по отдельности в данном случае не рассматриваются. Горизонтальные связи – это связи между двумя и более равными по положению в иерархии или статусу частями организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации. На самом деле, в отличие от вертикальных, горизонтальные связи, кроме случая матричной департаментизации, обычно не формируются в ходе проектирования организации. Поэтому изучение таких связей в уже существующей организации представляет особый интерес.
Ниже, на рис.2, приведена схема связей между частями "Челси" в виде информационных (пунктирные стрелки) и финансовых (сплошные стрелки) потоков. Рис. 2. Информационные и финансовые потоки в клубе, иллюстрирующие связи Что же касается связей "Челси" с внешней средой, то их тоже можно представить в виде таких потоков. Пример внешних финансовых потоков – трансферный рынок; пример информационных – общение с прессой.
Глава VI. Болезни клуба. В этой главе я рассмотрю наиболее серьёзные и распространённые организационные болезни и покажу, присуща или нет футбольному клубу "Челси" та или иная болезнь и почему. Функционализм Эта болезнь очень часто встречается в организациях с функциональным типом департаментизации. Он вырастает из сверхспециализации, и суть его заключается в том, что между подразделениями клуба возникают
непроницаемые организационные перегородки, ослабляющие горизонтальные связи. В результате происходит размывание общей организационной цели и её растаскивание по функциональным "квартирам". "Челси", как и любой другой футбольный клуб, функционализмом не болеет, и это хорошо видно из обилия горизонтальных связей. В футбольном клубе не может возникнуть сверхспециализация, так как, например, команда (игровой отдел) не может существовать без денег (финансового отдела) и без стадиона. Дисфункция Дисфункция никогда не была и не будет присуща "Челси", как и, опять-таки, любому другому футбольному клубу. Теоретическая дисфункция клуба будет автоматически означать его скорую смерть: понижение ранга до любительской команды и последующее расформирование. Стагнация Данная болезнь может быть присуща футбольному клубу
в виде долгого отсутствия омоложения состава, долгого руководство тренера-консерватора и т.д "Челси", безусловно, болел стагнацией до прихода на тренерский пост Клаудио Раньери. До него состав у клуба был довольно возрастной. Раньери провёл довольно мощное омоложение состава, в основном путём приглашения в команду молодых перспективных легионеров из Италии, Голландии и других стран. Целенедостижение
Это основная болезнь "Челси", преследующая клуб уже почти полвека. Из II-й главы мы знаем, что цель "Челси" – это чемпионство Англии. Однако с 1955 года клубу это так и не удалось, хотя на нехватку финансов или игроков звёздного калибра клуб никогда не жаловался. В последние годы причина целенедостижения кроется в нестабильности игры, а вот на вопрос о причинах этой нестабильности не сможет ответить даже
Главный Тренер. Глава VII. Имидж клуба. Внешний имидж У футбольного клуба "Челси" существует имидж сильного, богатого клуба. У него даже есть прозвище – аристократы. Связано это с тем, что, во-первых, клуб является одним из самых богатых в Англии, а во-вторых, что клуб (и, естественно, стадион) с самого своего основания базируется в северной части Лондона, в самом элитном районе города, где действительно живут аристократы. Поддерживают этот имидж звёздный состав клуба и ежегодные дорогие покупки на трансферном рынке, блестящие матчи, порой выдаваемые командой (вспомним победу 3:0 в минувшем сезоне 2001/2002 против "Манчестер Юнайтед" на чужом поле) и т.п И, хотя в наше время взаимоотношения любой организации — не важно, боль­шая она или маленькая — со средствами массовой информации становятся все более и более существен­ным элементом любой программы по имиджу, нельзя сказать, что
СМИ как-то помогают клубу "Челси" в поддержании его аристократического имиджа. К тому же при общении с журналистами и руководящие лица клуба, и сами игроки часто говорят лишнее (типа "Мы обязательно будем в этом году чемпионами!") из-за своих амбиций. Внутренний имидж Внутренний имидж организации – довольно важная вещь, которая укрепляет моральный настрой сотрудников и их преданность компании. Для футбольного клуба это особенно важно, так как зачастую требуется
удержать у себя тренера или игрока, желающего покинуть клуб. Существует несколько способов поддержания внутреннего имиджа, как-то: кадровая политика, ориентация и тренинги сотрудников и, наконец, программа их поощрения. В "Челси" в основном используется кадровая политика (высокие зарплаты игроков) и поощрение (повышение этих зарплат). Эти программы дают отличный результат, поскольку затрагивают основную эмоциональную
потребность человека – стремление к ощущению своей значимости и потребность в одобрении со стороны окружающих. Заключение. Итак, из всего описанного и разобранного выше можно сделать вывод. Футбольный клуб "Челси" – прекрасно организованная система, располагающая буквально всем, чем надо: финансами, звёздным набором игроков, юношеской школой и так далее. Но своей цели ей так и не удаётся достигнуть уже который год. Почему? Это головная боль и футболистов, и руководства, и естественно, болельщиков и поклонников "Челси". Сейчас, пожалуй, ни один человек не скажет, что конкретно надо менять, чтобы реально претендовать на чемпионство и, например, не проигрывать дважды в одном сезоне середнячку английского чемпионата лондонскому "Чарльтону", как это было в минувшем сезоне. Что ж, от лица поклонников "Челси" могу сказать – будем ждать дальше…
Верим, надеемся, любим. Используемая литература и источники информации 1."Теория организаций и организационное проектирование", Саратов, 1997; 2.О. Вирханский, А. Наумов – "Менеджмент", М 2002; 3.И. Алешина "Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов", М 1997; 4.Виртуальные "футбольные менеджеры"
Championship Manager 3 и Championship Manager 2001/2002" – CD выпущены в соответственно в 2000 и 2001 годах компанией "Седьмой Волк Мультимедиа"; 5.Всемирная компьютерная сеть Интернет – сайты http://chelsea.ru.ru , http://www.soccernet.com http://www.chelseafc.co.uk и http://www.fa-premier.com .