–PAGE_BREAK–Пример 20.4
Фирма выпускает два вида изделий — «А» и «Б». Затраты на производство единицы товара А составляют 5 тыс. руб.; на производство товара Б — 2 тыс. руб. Определить прибыль и цену каждого вида товара, если их рентабельность одинакова и составляет 20% от себестоимости.
Решение.
Определим прибыль, получаемую от реализации единицы продукции:
Изделие «А»: тыс. руб.
Изделие «Б»: тыс. руб.
Определим цены двух видов продукции (товаров). Это можно сделать двумя способами.
1-й способ:
ЦА = 5 + 1= 6,0 тыс. руб./ед.
ЦБ = 2 + 0,4 = 2,4 тыс. руб./ед.
2-й способ:
тыс. руб.
тыс. руб.
Ответ: ПА = 1 тыс. руб./ед.; ЦБ = 6 тыс. руб./ед.;
ПА = 0,4 тыс. руб./ед.; ЦБ = 2,4 тыс. руб./ед.
Пример 20.5
Компания будет использовать свои производственные мощности на 80% и выпускать 1000 ед. продукции. Полные затраты составляют 100 тыс. руб., рентабельность продукции — 20%. Определить интервал от минимальной цены до рентабельности 20%.
Решение
1. Минимальная цена определяется издержками фирмы:
100000: 1000 = 100 руб./ед.
2. Цена с рентабельностью продукции 20% составит:
(100000 + 100000 × 20/100 )/ 1000 = 120: 1000 = 120 руб./ед.
Ответ: Интервал цены: 100 — 120 (руб./ед.).
Метод ценообразования на основе рентабельности активовдолжен обеспечить предприятию определенный уровень рентабельности активов. При расчете цены (ЦРА) используется следующая формула:
ЦРА= A + РА× A/Q (20.10)
или
ЦРA = A + РА× Ф, (20.11)
где РА — норматив рентабельности активов;
A– общая стоимость активов предприятия;
Ф — фондоемкость продукции.
Пример 20.6.
Фирма выпускает два вида товаров — «А» и «Б». Затраты на производство единицы изделия «А» составляют 5 тыс. руб., на производство изделия «Б» — 2 тыс. руб.
Фондоемкость единицы изделия «А» составила 100 тыс. руб., изделия «Б» — 10 тыс. руб.
Рентабельность производства обоих видов продукции проектируется на уровне 10% к фондоемкости продукции.
Определить цену каждого товара.
Решение
Определим цены товаров:
Товар «А»: ЦРА = 5 + 0,1 × 100 = 15 тыс. руб./ед.
Товар «Б»: ЦРА = 2 + 0,1 × 10 = 3 тыс. руб./ед.
20.3.
Метод анализа безубыточности и целевой прибыли
Расчеты основаны на представлении о том, что с достижением определенных масштабов производственно-торговой деятельности предприятие покрывает все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании объема начинает получать прибыль. В экономической литературе этот объем производственно-торговой деятельности называется точкой безубыточности, порогом рентабельности, пороговым объемом реализации, точкой перелома и т.д. В точке безубыточности выручка от продажи продукции покрывает затраты предприятия. Точка безубыточности может быть определена аналитически или графически.
Точку безубыточности (break-evenpointBEP) можно рассчитать по следующей формуле:
ТБ= (20.12)
Пример 20.7 Определить, как изменение цен на сырье повлияет на критический объем выпуска продукции. Цена единицы товара составляет 1000 руб., переменные затраты на единицу продукции составляют 750 руб./ед., общие постоянные затраты — 120000 руб.
Цены на сырье возрастут на 10%, общий рост переменных затрат, в которые включаются затраты на сырье, составит 5%.
Решение
1. Критический объем производства до повышения цены на сырье (базовый) составит:
.
2. Критический объем производства продукции после повышения цены на сырье составит:
.
Ответ: Критический объем производства продукции возрастет с 480 до 564 ед., или на 17,5%.
В основе метода целевой прибыли лежит модифицированная формула определения безубыточного объема производства в качестве базы для оценки прибыльности деятельности предприятия.
, (20.13)
Пример 20.8. Фирма проектирует получить 2000 тыс. руб. прибыли. Определить объем производства, при котором цель будет достигнута, если цена товара составляет 15 руб./ед., условно постоянные затраты — 6000 тыс. руб., а удельные переменные затраты — 5 руб./ед.
Решение
Определяем объем производства, обеспечивающий получение 2000 тыс. руб. прибыли:
.
Ответ: 800 тыс. ед. продукции.
20.4. Р
ыночные методы ценообразования
В отличие от затратных методов ценообразования, в основу которых положены издержки производства продукции, служащие базой для определения цены, основы рыночных методов ценообразования – спрос.
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции приобретаемого количества (спроса) на изменение цены. Эта зависимость называется эластичностью и определяется с помощью коэффициента эластичности. Прямой коэффициент эластичности спроса по цене является мерой его чувствительности на изменение цены данного товара и рассчитывается по формуле:
(20.14)
где D
q
(П)– процентное изменение спроса;
D
р — процентное изменение цены.
Или более развернуто:
(20.15)
где q(П)1– спрос при старой цене, ед.;
q(П)2 — спрос при новой цене, ед.;
Ц1 — старая цена товара, руб.;
Ц2 — новая цена товара, руб.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на 1%. Принято считать соотношения между величинами:
· эластичными, если Кэл >
1;
· неэластичными, если Кэл
1;
· с единичной эластичностью, если Кэл = 1.
При коэффициенте эластичности выше 1 изменение цены на один процент приводит к изменению объема продаж более, чем на 1%, следовательно, снижение цены ведет к прогрессивному увеличению товарооборота и наоборот, что надо учитывать работникам торговли при формировании ценовой политики.
Значение коэффициента эластичности меньше единицы (от 0 до 1) означает, что изменение цены на 1% приводит к изменению объема продаж менее, чем на 1%, поэтому по товарам, имеющим такую эластичность, нецелесообразно снижать цены, это приводит к потере товарооборота и прибыли.
Единичная эластичность предполагает соответствие изменения цены изменению объема продаж и чаще всего встречается в теории. Кроме того, выделяют еще два значения показателя:
· совершенно эластичный спрос, (Кэл = ¥), когда при снижении цены спрос покупателей повышается на неограниченную величину, а при ее повышении они совсем отказываются от покупок;
· совершенно неэластичный спрос (Кэл = 0), когда любое изменение цены совершенно не меняет объем спроса.
Положительное значение коэффициента эластичности отражает одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают или снижаются, отрицательное значение коэффициента характеризует их разную направленность, но при расчетах знаки (+;-) учитываются лишь как данные, позволяющие оценить изменение факторов.
Эластичность спроса по цене обычно является отрицательной величиной, это характерно для большинства товаров нормального спроса.
Пример 20.9
При цене товара 8000 руб./ед. фирма реализует 100 ед. товара, а при цене 10000 руб./ед. — 60 ед. Определить коэффициент эластичности спроса, выбрать вариант цены и обосновать выбор, если прямые затраты на производство товара составят 4000 руб./ед., а косвенные затраты — 250000 руб. на весь объем производства.
Решение
1. Коэффициент эластичности спроса определяется по формуле:
Коэффициент эластичности больше единицы по абсолютной величине, что означает эластичность спроса.
Предварительно можно сделать вывод о целесообразности продажи товара по более низкой цене — 8000 руб./ед.
2. Обоснуем выбор расчетом.
а) при цене 8000 руб./ед.:
— объем реализации: 8 тыс. руб./ед. × 100 ед. = 800 тыс. руб.;
— объем затрат: 4 тыс. руб./ед. × 100 ед. + 250 тыс. руб. = 400 тыс. руб. + 250 тыс. руб. = 650 тыс. руб.;
— объем прибыли: 800 — 650 = 150 (тыс. руб.);
б) при цене 10000 руб./ед.:
— объем реализации: 10 тыс. руб./ед. 60 ед. = 600 тыс. руб.;
— объем затрат: 4 тыс. руб./ед. × 60 ед. + 250 тыс. руб.= 240 тыс. руб. + + 250 тыс. руб. = 490 тыс. руб.;
— объем прибыли: 600 тыс.руб. — 490 тыс. руб.= 110 (тыс. руб.).
Расчеты подтвердили, что целесообразен более низкий уровень цены — 8000 руб./ед., так как в этом случае больше и объем выручки (800 тыс. руб. против 600 тыс. руб. во 2-м варианте), и объем прибыли (150 тыс. руб. против 110 тыс. руб.).
Ответ: 8000 руб./ед.
20.5 Комплексная задачана затратное и рыночное ценообразование
Пример 20.10
Разработан технический проект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью (М) 10000 тыс. шт./год. Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия () равен 0,8 года. Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.
В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы (C) завода составляют 2700 тыс. руб./ год, а переменные (v)0,27 руб./шт. Рыночная цена кирпича на момент проектирования завода определяется как (Pm) 0,95 руб./шт. Прогнозные исследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменится: от=1,14 до =1,20. Капиталовложения в создание завода определяются как К (тыс. руб.). Норма эффективности капитальных вложений (Ен), установленная фирмой, равна 0,20. Ожидаемый спрос на кирпич составляет 1,25 Nm. Величиной инфляционных ожиданий можно пренебречь. Все необходимые расчёты провести в двух вариантах:
а) при затратном ценообразовании;
б) при рыночном ценообразовании.
При расчётах примем, что планируемый выпуск кирпича составляет 85% производственной мощности предприятия, а налоги определяются как: величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия). Определить величину следующих показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса:
– годовую производственную программу;
– ожидаемую цену реализации кирпича за единицу продукции;
– годовую выручку от продажи кирпича;
– условно-постоянные текущие затраты на единицу продукции;
– себестоимость производства единицы продукции;
– себестоимость производства годовой товарной продукции;
– величину годовой балансовой прибыли предприятия;
– рентабельность производства кирпича;
– годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия;
– характеристику и степень надёжности будущего бизнеса;
– величину годового совокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению);
– годовую производственную программу самоокупаемости предприятия с учётом его налогообложения;
– долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов;
– долю балансовой прибыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов (совокупный налог в процентах от балансовой прибыли);
– коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учётом риска предпринимательства).
После всех приведённых расчётов необходимо сделать вывод о целесообразности бизнеса.
Решение.
а) Затратное ценообразование
1. Определим годовую производственную программу завода по формуле:
Q=Km×M (20.16)
где Q— годовая производственная программа завода, шт;
M— годовая производственная мощность предприятия;
Km
— коэффициент использования производственной мощности.
N=0,85×10000000= 8500000 шт.
2. Определим ожидаемую цену одного кирпича (Ц):
(20.17)
3. Определим годовую выручку (S) от продажи кирпича:
S=Q*Ц (20.18)
S= 8500000*1,1115=9447750 руб./год.
4. Определим годовые переменные затраты (V
С) предприятия:
VС= v*Q, (20.19)
где v– переменные затраты на единицу продукции.
VС =0,27*8500000=2295000 руб/год
5. Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции (су):
су=С:Q, (20.20)
где С — постоянные затраты.
су = 2700000:8500000 = 0,31765 руб./шт.
6. Определим себестоимость производства единицы продукции (сс):
сс = v+ су (20.21)
сс = 0,27+0,31765=0,58765 руб. /шт.
7. Определим себестоимость готовой товарной продукции (ССГП):
ССгп= сс ×Q (20.22)
ССГП= 0,58765×8500000 = 4995025 руб./год
8. Определим величину годовой балансовой прибыли предприятия (Пб):
Пб =Q× (Ц — сс) (20.23)
Пб = 8500000× (1,1115 — 0,58765) = 4452725 руб./год.
9. Определим рентабельность производства кирпича (РП):
РП = (Ц — сс)/сс (20.24)
РП =(1,1115-0,58765)/0,58765=0,8914 или 89,14%.
10. Определим годовую производственную программу самоокупаемости
деятельности предприятия (Qs):
Qs= C/( Ц- v) (20.25)
Qs=2700000:(1,1115-0,27)=3208556 шт/год
11. Определим характеристику и степень надёжности будущего бизнеса ( продолжение
–PAGE_BREAK–