Экономическая эффективность инвестиционного проекта

Экономическая эффективность инвестиционного проекта ПЛАН Введение Цели и сферы инвестиционной деятельности Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта Предварительная оценка экономического состояния предприятия. Оценка финансового состояния предприятия как объекта инвестирования

Оценка перспектив развития предприятия Анализ методов обследования предприятия на месте. Введение Закономерным явлением в развитии рыночных механизмов ведения хозяйства в России является становление и развитие рынка ценных бумаг (ЦБ) . В последние годы наблюдается значительный рост числа инвестиционных институтов, сфера деятельности которых непосредственно связана с организованным рынком ценных бумаг, причем, как отмечают специалисты,

если экономика России в целом переживает острый кризис, отрасль инвестиционного бизнеса на рынке ЦБ является одной из немногих, где наблюдается определенный подъем деловой активности. Если 1990 год характеризовался высокими темпами возникновения коммерческих банков, 1991 год – бирж, то в 1992-93 годы активно создаются такие инвестиционные институты, как трастовые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.

При рассмотрении методов анализа объектов инвестирования на рынке ЦБ, обычно выделяется два основных профессиональных подхода к выбору ЦБ, которые принято называть техническим и фундаментальным. При техническом подходе выбор ЦБ основывается на результатах биржевой статистики. Объектом анализа в этом случае являются сведения об изменениях в спросе и предложении на те или иные

акции, общие тенденции в движении курсов акций, прогнозные оценки воздействия различных факторов на состояние рынка ЦБ. Фундаментальный анализ предусматривает изучение деятельности отдельных отраслей и компаний, анализ финансового состояния компании, менеджмента и конкурентоспособности. Подобный анализ включает проведение как количественных, так и качественных сопоставлений и сравнений. Количественный анализ базируется на расчете различного рода относительных показателей, их сравнение
с соответствующими показателями аналогичных компаний и общеотраслевыми данными. Качественный анализ предполагает проведение оценки эффективности управления компанией в целом. Особое место при выборе инвестиционно привлекательных объектов занимает анализ внутренней информации о предприятиях и сферах инвестирования. Данная информация, как правило, является неформальной, ее часто не оглашают публично, однако на практике именно она часто оказывается решающей для принятия инвестиционных

решений. В частности, анализ биржевой статистики может выступать как первичный, являющийся базой для оценки состояния и тенденций развития отдельных отраслей и выбора привлекательных для инвестора сфер вложения капитала. В дальнейшем, в рамках отраслевого анализа должен быть определен круг инвестиционно-привлекательных объектов, среди которых выбирается предприятие, акции которого предстоит приобрести и которое подвергается более пристальному изучению.

Цели и сферы инвестиционной деятельности. Полный фундаментальный анализ предприятий как объектов инвестирования включает три уровня исследования: системный, отраслевой и конкретный. На системном уровне изучаются макроэкономические, социальные, правовые и политические факторы, определяющие внешние условия развития РЦБ. К ним относятся темпы и уровень экономического роста, фаза экономического цикла, кредитно-денежная и фискальная политика государства, инфляция, занятость, политика доходов, динамика

сбережений населения, уровень социальной напряженности в обществе, нормативная база, состояние политической системы и т.д. На отраслевом уровне исследуются отрасли, подотрасли и сферы хозяйства с точки зрения их инвестиционной привлекательности в соответствии с целями инвестирования. Конкретный уровень изучения РЦБ предусматривает оценку инвестиционных качеств отдельных АО и определенных видов ЦБ. Определение целей и стратегии инвестиционной деятельности в
России является задачей системного уровня исследований, т.к. влияние макрофакторов на стратегическую политику инвестора наиболее значимо, а недоучет их не может быть компенсирован тактическими действиями на РЦБ. Поэтому рассмотрим в наиболее общем виде специфику основных инвестиционных целей для формирующегося фондового рынка в России. Основными целями инвестиционной деятельности являются: безопасность или надежность вложений; доходность вложений; увеличение рыночной стоимости вложений; ликвидность вложений.

На надежность инвестиций оказывают влияние системный и портфельный риски. Системный риск в условиях политической нестабильности и спада производства оценивается как достаточно высокий, однако средств защиты от него практически нет. Портфельный риск может быть уменьшен диверсификацией и страхованием. В качестве специфического метода управления инвестиционным риском можно предложить сформировать в рамках

общего фондового портфеля специальный портфель страхования из высоконадежных ценных бумаг. На доходность инвестиций на российском РЦБ оказывают влияние следующие основные факторы; инфляция обесценивает будущие доходы; спад производства уменьшает источник доходов – прибыль; наличие значительного пакета акций у трудового коллектива и администрации стимулирует “проедание” дохода и уменьшение прибыли, распределяемой на дивиденды; жесткая фискальная политика государства уменьшает чистую прибыль и дивиденды;

конкуренция на рынке капиталов в условиях ограниченного количества высокодоходных ЦБ и избыточного предложения низкодоходных. Уровень реального дохода в условиях инфляции будет отрицательным и определяется конкуренцией с процентом по банковским депозитам, вкладам в сбербанки и другим видам инвестирования. Для обеспечения конкурентного уровня доходности можно рекомендовать формирование специального портфеля фонда для арбитражных сделок с ЦБ и активные, регулярные операции с этим портфелем на
РЦБ. Увеличение рыночной стоимости вложений фонда определяется соотношением спроса и предложения на РЦБ в целом и на ЦБ конкретных предприятий. Общая конъюнктура РЦБ по предварительным оценкам без применения специальных методов анализа и прогнозирования оценивается как крайне неблагоприятная. На первичном РЦБ массовая ваучеризация и льготы трудовым коллективам формируют избыточный спрос и повышают цены спроса на акции приватизируемых предприятий.

На вторичном рынке ситуация наоборот – избыточное и нарастающее предложение при ограниченном спросе снижают средние цены продажи ЦБ. Поэтому в целом баланс емкости первичного и втолричного рынков, а также соотношение цен невыгодны для инвестиционных фондов. Отрицательное влияние на рост стоимости активов фонда будет оказывать также постоянное повышение ставки банковского процента по кредитам. Обеспечение достаточной ликвидности вложений на современном российском

РЦБ представляется самой трудноразрешимой задачей в условиях неразвитости вторичного рынка и ограниченности инвестиционного потенциала. Однако без ее решения эффективное управление фондовым портфелем в принципе невозможно. К сожалению, основные факторы повышения ликвидности находятся на макроэкономическом уровне, а также зависят от инфраструктуры РЦБ. Вместе с тем обеспечение необходимых параметров ликвидности является, наряду с надежностью вложений, приоритетной целью деятельности.

Для ее реализации можно сформировать специальный ликвидационный портфель, сосредоточив в нем высоколиквидные ЦБ, в частности, государственные краткосрочные облигации. В целом, как показывает краткий анализ макрофакторов развития РЦБ в России, большая их часть воздействует на рынок в отрицательном направлении. Вместе с тем мощно стабилизирует становление российского
РЦБ политика акционирования и приватизации государственных и муниципальных предприятий. Ваучерный вариант приватизации формирует рыночную нишу для чековых фондов. Однако макроэкономическая нестабильность и конкуренция оставят в ней лишь наиболее эффективные из них. Задача любого инвестора состоит в достижении сбалансированности портфеля ЦБ, в котором обеспечивается оптимальное сочетание доходности от инвестиций, безопасности вложенных

средств, повышения их стоимости и ликвидности. Однако, учитывая “золотое правило инвестирования, согласно которому доходы от вложения в ЦБ прямо пропорциональны риску, на который готов идти инвестор ради получения желаемого дохода, стратегии достижения основной цели могут быть различными. Часто выделяются следующие стратегии инвестирования: консервативная стратегия, акцентирующая основное внимание на обеспечении безопасности вложений; умеренно агрессивная, при которой баланс “доходность

– риск” смещен в сторону обеспечения определенной, заданной безопасности вложений; агрессивные стратегии, преследующие цели обеспечения некоторой заданной минимальной допустимой доходности вложений. Разновидностью этого вида стратегий является изощренная стратегия, ставящая целью максимизировать получение дохода в ущерб возможному риску. Избранная стратегия инвестирования во многом определяет и совокупность конкретных способов и методов, которыми инвестор руководствуется на

РЦБ. Одним из эффективных средств повышения сбалансированности портфеля ЦБ является его диверсификация, т.е. вложение капитала в различные виды ЦБ и предприятия, работающие в различных отраслях. Можно выделить следующие направления диверсификации: диверсификация вложений по видам ЦБ и по срокам их погашения (реализации) дает возможность обеспечения оптимального соотношения ”
доход-риск” при условии знания и понимания закономерностей РЦБ и связано с привлечением соответствующих специалистов и накоплением определенного опыта работы на фондовом рынке; отраслевая диверсификация обеспечивается за счет вложения средств в акции и другие ценные бумаги эмитентов, действующих в различных областях бизнеса. Обеспечение эффективной отраслевой диверсификации требует привлечения консультантов из иных сфер деятельности

– специалистов различных отраслей знаний, понимающих специфику развития отдельных отраслей и предприятий; региональная диверсификация обеспечивается за счет вложения средств в предприятия, расположенные в различных регионах страны и мира. Следует отметить, что в условиях действия эффективных информационных систем, этот вид диверсификации не имеет того значения, как для российского рынка. Выработка стратегии начинается с анализа внешней среды, что можно определить как анализ благоприятных

возможностей и угроз, которые будет иметь инвестор в той или иной сфере деятельности, при инвестировании в те или иные отрасли производства и сервиса. Объектом анализа здесь выступают политические, макроэкономические, и иные факторы, определяющие рыночную конъюнктуру, тенденции развития отдельных рынков и т.п. Специалисты, в частности, подчеркивают необходимость учета стадий развития отрасли (рынка) при выборе стратегии инвестирования. Стадия роста характеризуется опережающими по сравнению с другими рынками темпами

роста объема продаж, высоким уровнем дохода на инвестируемый капитал. Предприятия, действующие на таком рынке, нуждаются во внешних инвестициях. Однако акции этих предприятий характеризуются низкой доходностью, поскольку чистая прибыль реинвестируется в производство. Поэтому вложения в эти предприятия имеют целью получение доходов от роста курсовой стоимости акций. Наиболее доходными с точки зрения получения больших дивидендов имеют акции предприятий, действующих
на стадии зрелости. На этой стадии объемы продаж и прибыль относительно стабильны, хотя эта стабильность и не является гарантией защиты от снижения цен на акции. На развитых рынках ЦБ выделяют следующие категории акций предприятий, работающих на стабильных рынках: блю чипс (синие корешки) называют акции с наилучшими инвестиционными свойствами. Компании, выпускающие такие акции, демонстрируют способность получать прибыль и выплачивать дивиденды

даже в период неблагоприятной экономической конъюнктуры, занимают монопольное положение на рынке, обладают финансовой мощью и эффективным менеджментом; доходными называют акции, по которым выплачивают хорошие дивиденды, однако для этого вида акций характерным является колеблющийся курс и низкий потенциал роста; оборонительными называют акции компаний, проявляющих относительную устойчивость к плохой конъюнктуре, относительно стабильную прибыль. Эти акции занимают промежуточное положение между блю чипс и доходными

акциями. Стадия спада характеризуется снижающимися темпами объемов продаж. Отрасли и предприятия, действующие на этих рынках выпускают морально устаревшую продукцию на базе устаревшей технологии. Присутствие в портфеле ЦБ этих акций сопряжено с угрозой убыточности вложений. Процесс реального развития отрасли (рынка) часто не соответствует описанным выше классическим стадиям. Поэтому необходимо учитывать и эти возможные несоответствия.

В частности, выделять такие характеристики отрасли, как цикличность в ее развитии, т.е. высокую чувствительность отрасли к циклам деловой активности. В практике инвестирования особый интерес представляют также спекулятивные отрасли, которые в силу отсутствия достоверной информации связаны с определенным риском для инвесторов. Другим аспектом стратегического анализа является анализ внутренней среды инвестора. Причем, основная цель такого анализа связана с поиском конкурентных преимуществ инвестора, его сил
и слабостей по каждой из анализируемых сфер деловой активности. Объектом анализа здесь выступают внутренние ресурсы инвестора: инвестиционный потенциал и возможность его расширения; кадровый и научно-технический потенциал, возможность его развития; информационный потенциал и доступ к источникам информации и т.п. Сопоставление выявленных в процессе анализа благоприятных возможностей и угроз, с одной стороны, и собственных сил и слабостей, с другой, дает возможность более объективно

определить ключевые факторы успеха и сформулировать основные стратегические цели развития и направления инвестирования. Методы изучения сфер инвестиционной деятельности для выбора объекта инвестиций Второй уровень полного фундаментального анализа объектов инвестирования состоит в изучении отраслей, подотраслей и сфер вложения капитала с точки зрения их инвестиционной привлекательности применительно целям инвестора. Его теоретической основой является концепция эффективности

ЦБ. Под эффективностью фондового рынка понимается его способность адекватно отражать состояние в различных секторах бизнеса и на конкретных предприятиях, степень его информативности для инвестора. Существуют три основных подхода к оценке эффективности РЦБ. Сторонники иррациональности или неэффективности рынка, начиная с Д. М. Кейнса, утверждают, что ценообразование на РЦБ является результатом действий наивных мелких инвесторов,

с одной стороны, и спекуляций в отношении цены ЦБ, не имеющих разумной основы, с другой. Поэтому информативность фондового рынка является ложной и исследование его – бесполезным. Теория эффективных рынков состоит в том, что ЦБ являются чувствительным информационным процессором, быстро отвечающим на каждую новую информацию и устанавливающим правильную цену акций. Сторонники этой теории признают, что цены акций колеблются, но эти колебания являются реакцией на меняющуюся
информацию. При этом воздействия наивных инвесторов, реагирующих на общедоступную информацию взаимно погашаются, а действия рациональных активных инвесторов, профессионально изучающих и работающих на РЦБ отражают истинную информацию об объектах инвестирования и определяют действительную конъюнктуру рынка. Поэтому, по их мнению, рынок является эффективным и требует профессионального исследования. Сторонники третьего подхода к эффективности фондового рынка считают, что существует определенная мера

эффективности РЦБ, уровень которой определяется характером и состоянием рынка. С этой точки зрения качество рынка классифицируется на следующие типы: сильный; умеренно сильный; слабый; падающий. Сильный рынок характеризуется общим и уверенным повышением котировок доходности ЦБ. На умеренно сильном рынке эти тенденции менее ярко выражены, имеются сегменты рынка с неустойчивой конъюнктурой. Слабый рынок не демонстрирует явных трендов.

Его глубина, ширина и конъюнктура неустойчивы. На падающем рынке преобладают общие тенденции свертывания деловой активности, ухудшения ликвидности и доходности ЦБ, снижения их курсовой стоимости. Каждый тип рынка обладает своим уровнем эффективности в зависимости от доминирующих факторов конъюнктуры. Наиболее эффективным и соответственно информативным для анализа является слабый и умеренно сильный рынки. При таком состоянии рынка его конъюнктура и динамика деловой

активности более чувствительны к факторам отраслевого характера и экономическому положению конкретных предприятий. Поэтому здесь шире возможности для исследований рынка и выше достоверность результатов таких исследований. Соответственно возникает больше вариантов управления и возрастает его результативность, поскольку повышается реакция рынка на поведение активных инвесторов. Наименее эффективными являются сильный и падающий рынки, т.к. на них решающее воздействие оказывают
макроэкономические, системные факторы. Информативность и реактивность такого рынка снижается, и соответственно сужается поле для исследований. Формирующийся российский РЦБ является слабым рынком, поэтому достаточно эффективным и пригодным для изучения. В то же время уровень его эффективности недостаточно высок в силу неразвитости параметров рынка, его инфраструктуры, институтов, механизмов и инструментов.

Однако стремительные темпы развития РЦБ в России позволяют надеяться на быстрое и существенное повышение его эффективности. Приведенная классификация типов РЦБ имеет важное значение для определения методов анализа сфер и объектов инвестиций. Как уже отмечалось, методы исследования РЦБ подразделяются на технические, фундаментальные и анализ внутренней информации. Среди методов технического анализа на отраслевом уровне исследований наибольшее

значение имеют следующие: анализ динамики средних цен ЦБ; анализ отраслевых биржевых индексов; метод экспертных оценок; эконометрическое моделирование. Объектами анализа являются следующие параметры РЦБ в отраслевом разрезе: деловая активность: характеризуется числом сделок с ЦБ в данном секторе рынка, средним объемом одной сделки, соотношением номинальной и рыночной стоимости бумаг, тенденциями их динамики, неудовлетворенные спрос и предложение; рыночная конъюнктура:

измеряется соотношением спроса и предложения, уровнем и тенденциями котировок ЦБ, амплитудой их колебаний. Источниками информации являются регистрация сделок, котировки курсов акций, брокерская отчетность, данные специальных исследований. Анализ динамики средних цен проводится на основе представительной выборки предприятий исследуемой отрасли. Его целями являются выявление цикличности колебаний отраслевого рынка, оценка устойчивости и общих
тенденций развития. Для выявления цикличности рыночной конъюнктуры могут быть использованы следующие методы: графический; механическое сглаживание по принципу скользящей средней; статистические модели. Анализ отраслевых биржевых индексов широко применяется в зарубежной практике для оценки и прогнозирования конъюнктуры РЦБ. В России данный метод не нашел пока применения, но в перспективе возможно использовать как популярные на мировом фондовом рынке индексы типа

Доу-Джонса, отраслевые индексы системы НАСДАК, отраслевые индексы “Файненшл Таймс”, так и самостоятельно рассчитанные специальные индексы российского РЦБ. Методика расчета биржевых индексов может быть основана на исчислении простых средних величин движения курсов акций предприятий-представителей данной отрасли, а также на расчете средневзвешенных величин, где в качестве весов выступают чаще всего показатели базисной рыночной стоимости акций.

Для оценки состояния и прогнозов развития отраслевых РЦБ может применяться метод экспертных оценок на основе формализованных процедур типа Дельфи – метода или выведения рейтинговых показателей. В странах с развитым РЦБ нередко применяется метод эконометрического моделирования рыночной ситуации на основе многофакторных регрессионных моделей. Однако в условиях нестабильного и неразвитого

РЦБ в России его использование пока вряд ли целесообразно. Фундаментальные методы изучения привлекательности сфер инвестиционной деятельности могут основываться как на результатах отраслевого технического анализа в форме их теоретической интерпретации, так иметь и самостоятельное значение. Фундаментальный анализ включает изучение содержательной стороны деятельности отраслей и перспектив их развития, научно-технического уровня, конкурентоспособности, финансового состояния
и т.д. Учитывая специфику формирования РЦБ в России, неопределенность макроэкономических и отраслевых факторов его развития, следует отдать предпочтение качественному анализу хозяйственной ситуации в различных отраслях. Классификация рынков ЦБ и методов их анализа позволяет определить области применимости различных методов, схема которых представлена в таблице 1. Таблица 1. Распределение методов анализа РЦБ по его типам Тип

РЦБ Метод анализа 1. Сильный Фундаментальный анализ внутренней информации 2. Умеренно сильный Технический фундаментальный анализ внутренней информации 3. Слабый Технический фундаментальный анализ внутренней информации 4. Падающий Фундаментальный анализ внутренней информации Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта

После того как определены отрасли, представляющие интерес для помещения средств из множества предприятий, действующих в этих отраслях необходимо выбрать те, чьи ЦБ наиболее полно позволяют реализовать поставленные инвестиционные цели. Этот этап фундаментального анализа считается наиболее сложным и трудоемким. Результаты анализа носят конфиденциальный характер.

Глубина и степень детализации изучения предприятия зависит, в общем случае, от ряда факторов: величины инвестируемых средств и ожидаемых результатов от их отдачи; полноты и степени достоверности информации об объектах инвестирования; времени, допустимого для анализа объекта инвестирования и принятия решения. Различными могут быть и методы анализа предприятий, конкретное содержание которых определяется, прежде всего, спецификой производственно-коммерческой деятельности изучаемого предприятия.

Тем не менее, можно сформировать принципиальный подход к изучению предприятий вне зависимости от сфер их деловой активности. Суть его состоит в последовательной детализации проводимого анализа путем предварительного анализа множества предприятий в отраслях, представляющих интерес для ЧИФ, последовательного сужения этого множества на основе более детального изучения финансового положения и перспектив развития предприятия, проводимого в кабинетных условиях, и, на заключительном этапе, изучении
отдельных аспектов деятельности предприятия на месте. Изучение предприятия предусматривает наличие достоверной информации о его состоянии и планах развития, причем, чем более полно представлена информация, тем более обоснованными являются результаты анализа. В качестве основных источников подобной информации могут быть использованы: сведения о предприятиях, публикуемые в специальных изданиях и справочниках; сведения, публикуемые самими предприятиями: годовые

отчеты о деятельности предприятий, балансовые отчеты, проспекты фирм, выставочные и ярмарочные каталоги и т.п. ; результаты аналитических обзоров и исследований, выполненных специализированными организациями и консультантами ЧИФ; прочие источники информации. К последним следует отнести сведения, представленные в КУГИ приватизируемыми предприятиями, что в настоящее время представляет особый интерес для анализа,

а также сведения о предприятиях, имеющиеся на организованных РЦБ (листинги фондовых бирж, проспекты эмиссии ЦБ) . С целью систематизации сведений об изучаемых предприятиях целесообразно их накапливать и хранить в базе данных ЭВМ или специальной картотеке. Структурно эта информация может быть представлена в иерархической форме, причем каждый уровень иерархии соответствовал бы заданной глубине анализа изучаемого предприятия.

Предварительная оценка и отбор предприятий Основная цель данного этапа анализа состоит в отборе предприятий, действующих в интересующей инвестора отрасли, для дальнейшего более углубленного их изучения. Целесообразность такого отбора зависит, во-первых, от числа предприятий изучаемой отрасли и, во-вторых, от возможности получения достоверной информации для последующего анализа финансового состояния этих предприятий и перспектив их развития. В качестве критериев отбора на данном этапе могут выступать такие
показатели, как: состояние ЦБ эмитента на фондовом рынке: доход на акции предприятия, рыночный курс акции предприятия и т.п. ; положение предприятия в отрасли (на действующем рынке) : объемы продаж (доходов) и прибыли, рыночная доля и т.п. Для проведения предварительного анализа могут использоваться общие сведения об эмитенте, примерный состав которых приведен в таблице 2. В процессе предварительного отбора предприятий целесообразно проанализировать также их уставные документы.

Если подобный анализ привел к положительным результатам, то следует рассмотреть вопрос о жизнеспособности самой компании и оценке того риска, которому подвергаются вложения инвестора в акции компании. Для этого необходимо тщательное изучение балансов и отчетов компании. Таблица 2. Состав показателей об эмитенте Группа показателей Состав показателей Основные сведения Полное и сокращенное название эмитента

Юридический и почтовый адрес, телефакс, телефон Организационно-правовая форма Органы управления эмитента, сведения об основных администраторах и управленцах предприятия Учредители, основные акционеры (пайщики) Общая характеристика Размер капитала предприятия, в том числе акционерного Годовой оборот (объемы продаж, доходы) Численность занятых на предприятии

Объединения, в которые входит предприятие и положение в них Предмет деятельности (сфера деловой активности) Направления деятельности в структуре доходов предприятия Номенклатура продукции (услуг) по основным товарам или их группам Положение предприятия на внутреннем рынке (объемы продаж, доля на рынке и/или его сегменте) Положение предприятия на мировом рынке по важнейшим выпускаемым товарам, с указанием продукции, обладающей
сертификатом Внешнеэкономическая деятельность Доля иностранного капитала в уставном фонде предприятия Объем экспорта-импорта в деятельности предприятия Региональная направленность внешнеэкономических связей Производственно- сбытовая база Местоположение производственных объектов, характеристика производственных мощностей, производственные площади предприятия. Местоположение и характеристика сбытовых объектов, складов, станций технического обслуживания и т.п. Основные конкуренты

Названия предприятий-конкурентов по основным видам продукции и рынкам Характеристика конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции Характеристика предприятия как эмитента Общие данные о ЦБ эмитента: виды ЦБ, общий объем выпуска ЦБ по номинальной стоимости, количество акций других ЦБ, номинал ЦБ Сроки эмиссии и условия распространения

Рыночная цена ЦБ Данные о получении доходов по ЦБ Оценка финансового состояния предприятия как объекта инвестирования Целью проведения финансового анализа является оценка финансовой стабильности предприятия, надежности и прибыльности инвестиций в этот объект. Соответствующим источником информации может быть бухгалтерский отчет, состоящий из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах деятельности предприятия) приложений

и объяснительной записки к отчету. По данным бухгалтерского отчета могут быть проанализированы: состояние основных и оборотных средств, причины изменения их величины; обеспеченность кредитами и эффективность их использования; формирование фондов и резервов; платежеспособность предприятия, состав и динамика дебиторской и кредиторской задолженности; величина и характер прибыли и убытка, устойчивость финансового положения. Бухгалтерский отчет используется для анализа финансового состояния, прежде всего, в силу
его доступности: данные бухгалтерского отчета не являются коммерческой тайной. Кроме того, в настоящих условиях основной целью отчетности должно стать предоставление заинтересованным агентам информации о финансовых возможностях фирмы, прибыльности (убыточности) деятельности, перспектив развития. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с использованием бухгалтерской отчетности, из которых существенными, на наш взгляд, являются две:

Достоверность информации. В “Положении о бухгалтерском учете и отчетности” оговариваются виды и степень ответственности предприятий (соответствующих служб и должностных лиц) за искажение бухгалтерской отчетности. Вопросы юридического характера в данной работе не рассматриваются, однако с целью снижения риска, связанного с использованием для финансового анализа искаженной информации можно рекомендовать предварительное проведение независимой экспертизы деятельности фирмы (аудит) .

Бухгалтерский отчет отражает фактическое состояние предприятия на дату составления отчетности, в то время как инвестора в большей степени должны интересовать перспективы его развития. Учитывая сделанные замечания, можно предложить следующие приемы анализа финансового состояния фирмы: “чтение” бухгалтерской отчетности и анализ абсолютных величин; сравнение абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд лет; анализ финансового состояния предприятия с использованием системы

взаимосвязанных показателей. При этом требуется наличие методической базы, возможность проводить сопоставления, разумная достаточность информации. Следует иметь ввиду, что отчетный баланс (баланс – брутто) не отражает действительного наличия хозяйственных средств и не удобен для анализа, поскольку: В его сумму включаются отвлеченные средства (использование прибыли) ; Основные средства и малочисленные и быстроизнашивающиеся предметы отражаются в балансе по первоначальной
стоимости (разделы 1 и 2 актива соответственно) , в то время как полезность их для предприятия определяется с учетом сумм износа (раздел 1 пассива) ; Товары для оптовой и розничной торговли отражаются в активе баланса по продажной цене, и их стоимость регулируется сразу двумя статьями: издержками обращения на остаток товаров (актив) и торговой наценкой по нереализованным товарам (пассив) . Поэтому для целей анализа целесообразно использовать баланс-нетто.

Первый из перечисленных приемов анализа – чтение бухгалтерского отчета – предполагает выяснение характера изменения итога баланса, отдельных разделов и статей, размещения средств и степени текущей платежеспособности предприятия. Чтение баланса обычно начинают с установления величины валюты баланса за анализируемый период времени. В общем случае, увеличение итога баланса оценивается положительно, уменьшение – отрицательно. Далее проверяется соответствие динамики изменения баланса динамике изменения объема производства и

реализации продукции, прибыли предприятия. Более быстрые темпы роста объема производства, реализации и прибыли по сравнению с темпами роста суммы баланса свидетельствуют об улучшении использования средств. Определяется также характер изменения отдельных статей и разделов баланса. В общем случае, положительно оценивается: увеличение в активе баланса остатков денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, производственных

запасов; увеличение в пассиве баланса итогов первого раздела, особенно сумм прибыли, специальных фондов и целевого финансирования. Отрицательной оценки, как правило, заслуживает рост дебиторской и кредиторской задолженности, наличие и тем более увеличение остатков по таким статьям, как “Убытки”, “Расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования”, “Ссуды, не погашенные в срок”. Наличие сумм по статье ”
Расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования” свидетельствуют о нарушении финансово-сметной дисциплины. Остатки по статье “Ссуды, не погашенные в срок” характеризуют текущую платежеспособность предприятия. Для оценки динамики изменения финансового состояния предприятия рекомендуется проводить сопоставительный анализ, основанный на сравнении абсолютных и относительных показателей баланса предприятия за ряд лет.

Подобный анализ дает возможность оценить ряд важных тенденций в развитии предприятия и, тем самым, прогнозировать будущее финансовое его состояние. Представляет интерес прием анализа, основанный на использовании системы взаимосвязанных показателей, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку и характеризует отдельные аспекты деятельности фирмы. Для рассматриваемых целей анализа финансового состояния предприятия как объекта инвестирования необходимо проведение оценок по двум основным аспектам деятельности предприятия:

оценка платежеспособности предприятия; оценка прибыльности и рентабельности предприятия. Оценка платежеспособности, т.е. способности предприятия в покрытии своих обязательств, предусматривает анализ ликвидности (способность фирмы в покрытии краткосрочных обязательств) и анализ структуры капитала для оценки степени защищенности кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в фирму. Для анализа ликвидности обычно используют ряд оценочных показателей, характеризующих различную степень

привлечения финансовых и материальных ресурсов предприятия для покрытия своих текущих обязательств. Коэффициент общей ликвидности Ko показывает, достаточно ли у фирмы средств для погашения краткосрочных обязательств в предстоящем году, т.е. характеризует способность фирмы рассчитаться со своими кредиторами. Расчет показателя Ко ведется по формуле: Ko = CА / CL, где: CA – текущие активы предприятия; CL – текущие обязательства.
Считается, что значение показателя Ko должно лежать в пределах от 1 до 2-3. Нижняя граница показывает, что текущих активов должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе фирма может оказаться неплатежеспособной. Верхняя граница показателя зависит от многих факторов: отрасли, форм расчетов, структуры оборотных (текущих) активов. Для более детального анализа ликвидности рекомендуется текущие активы разделить на две части: материально-

производственные запасы (INV) , как наименее ликвидная часть актива; и денежные средства и прочие активы (LA) как наиболее ликвидная часть актива. С учетом такого деления получаем: Ко = (LA + INV) / CL = (LA / CL) + (INV / CL) = Ka + Kc, где: Ka = LA / CL – коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий способность фирмы в погашении текущих обязательств за счет наиболее ликвидной части актива;

Kc = INV / CL – коэффициент ликвидности, показывающий степень покрытия текущих обязательств за счет наименее ликвидной части актива. Отсюда следует, что повышение Ko сверх оптимального значения не всегда означает улучшение ликвидности. Так, если рост коэффициента ликвидности вызван ростом запасов или дебиторской задолженности, это может быть и негативным явлением. В любом случае требуются дополнительные сведения о причинах изменения значения

показателей. Например, пусть текущие активы предприятия оцениваются в 100 млн. руб, из них 25 млн. руб – это стоимость материально-технических запасов, а 75 млн. руб находится на денежных счетах и в быстрореализуемых ценных бумагах. Текущие обязательства составляют 50 млн. руб. В этом случае: Ko = Kc + Ka = 25 / 50 + 75 / 50 = 0.5 + 1.5 = 2.0 Из примера расчета следует, что высокое значение коэффициента общей ликвидности достигается за счет
коэффициента Ka, значение которого превышает 1. Это свидетельствует о том, что предприятие способно погасить текущие обязательства достаточно быстро, не прибегая к мобилизации для этих целей материально-технических запасов предприятия. Следует, однако, отметить и то, что значение Ka, превышающее 1, может свидетельствовать и о возможном неэффективном использовании временно свободных денежных средств. Косвенным показателем, оценивающим ликвидность фирмы является рабочий капитал (WC)

. Он может быть определен следующим методом: пусть баланс фирмы представлен как: АКТИВ ПАССИВ 1. Основные средства – FA 1. Собственный капитал Е 2. Текущие активы – CA 2. Долгосрочные обязательства LL 3. Краткосрочные обязательства CL Тогда FA + CA = Е + LL + CL ; или FA + (CA – CL) = Е + LL. Введем следующие обозначения:

WC = CA – CL – рабочий капитал; NA = FA + WC – чистые активы. Отсюда получаем Ko = 1 + (WC / CL) . Следовательно, чем больше величина WC, тем устойчивее финансовое положение фирмы и его платежеспособность. Для оценки платежеспособности предприятия в длительном периоде рекомендуется проводить анализ структуры капитала фирмы. Для этого можно использовать следующие оценочные показатели:

Kc = Е / NA – коэффициент собственности (финансовой независимости) , оценивающий долю собственных средств предприятия в структуре его чистых активов; Kз = LL / NA – коэффициент заемных средств, оценивающий долю заемных средств в структуре чистых активов предприятия. При этом: Kз = 1 – Kc ; Kзс = LL / Е = Kз / Kc – коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств приходится на 1 рубль cобственных.

Считается, что нормальным для предприятия является значение показателя Кзс =
К1 = FA / NA – коэффициент, характеризующий долю основных средств в структуре активов предприятия и косвенно оценивающий матеpиально-техническую базу предприятия; К2 = FA / Е – коэффициент, характеризующий соотношение стоимости основных средств предприятия к собственному капиталу и оценивающий степень покрытия собственным капиталом стоимости наименее ликвидной части активов предприятия. Вторым направлением анализа финансового состояния предприятия является оценка его рентабельности,

активности и прибыльности. Для этих целей используется широкая гамма оценочных показателей, позволяющих проанализировать различные аспекты пpоизводственно-коммеpческой деятельности предприятия. Будем использовать метод, базирующийся на логически упорядоченной совокупности показателей, образующих так называемую в западной литературе “Модель устойчивого роста”. Оценка предприятия ведется по следующим направлениям:

1. Оценка рентабельности оборота: P = PBIT / S = (S – C) / S = 1 – C / S = 1 – C / (PR * Q) где: PBIT – прибыль предприятия до выплаты налогов и процентов; S – объем продаж (выручка от реализации) ; C – производственно-сбытовые издержки предприятия; Q – объем продаж, шт. ; PR – цена продукции. Рентабельность оборота может определяться как по предприятию в целом, так и по отдельным направлениям производственно-коммерческой деятельности.

Динамика показателя P по годам и/или по направлениям деятельности позволяют получить важную информацию для анализа продуктовой и ценовой политики предприятия, эффективности управления затратами. В частности, показатель рентабельности Pgp = GP / S, где: GP – валовая прибыль предприятия (доход за вычетом производственно- сбытовых издержек) , дает возможность проанализировать политику предприятия в области снижения издержек.
Показатель рентабельности: Pnp = NP / S, где: NP – чистая прибыль, характеризует эффективность использования заемных средств и управления налоговыми издержками. Сопоставление введенных выше показателей в динамике за ряд лет дает возможность выявить причины улучшения или ухудшения рентабельности оборота предприятия. 2. Оборачиваемость средств предприятия оценивается коэффициентом деловой активности, рассчитываемым по

формуле: A = S / NA, где: NA – чистые активы предприятия. Этот показатель характеризует оборачиваемость, т.е. скорость превращения средств в денежную форму, и оценивает эффективность использования предприятием имеющихся ресурсов вне зависимости от источников их привлечения. 3. Степень доходности предприятия оценивается комплексным показателем рентабельности чистых активов: RONA = P * A = PBIT / NA. Этот показатель позволяет судить о периоде времени, через

который получаемая предприятием прибыль полностью покроет стоимость имущества предприятия. 4. Рентабельность собственного капитала оценивается показателем: ROЕ = NP / Е. Для его расчета в модели введен ряд дополнительных коэффициентов. В частности: LЕV = 1 – B / Е – коэффициент финансовой напряженности, характеризующий соотношение заемных средств (B) и собственного капитала (Е) . IT = (1 –

T / 100) * (1 – I / PBIT) – коэффициент налоговых и процентных издержек, где: I – абсолютная величина выплат по процентам за кредит; T – процент прибыли, выплачиваемый в виде налогов. С учетом этих коэффициентов рентабельность собственного капитала рассчитывается по следующей формуле: ROЕ = P * A * LЕV * IT = NP / Е. Показатель устойчивого роста определяет долю заработанного предприятием

собственного капитала, который может быть реинвестирован в развитие предприятия. Размер реинвестируемой прибыли зависит как от показателя эффективности хозяйственной деятельности, так и от проводимой дивидендной политики. Политика предприятия в области дивидендов может характеризоваться показателем: D = RЕ / NP = 1 – DIV / NP, где: DIV – размер выплат по дивидендам; RЕ – нераспределенная прибыль предприятия. Тогда показатель устойчивого роста определяется:
SG = P * A * LЕV * IT * DD = RЕ / Е и показывает размер чистой прибыли, реинвестируемой в развитие предприятия в структуре собственного капитала предприятия, т.е. характеризует темп роста собственного капитала предприятия. Рассмотренные выше методы оценки финансового состояния предприятия являются необходимыми, но недостаточными для принятия решений об инвестировании. Представляет определенный интерес сравнительная оценка полученных результатов финансового анализа с

данными о состоянии ЦБ данного предприятия на рынке. Подобный анализ позволит сформировать более эффективную политику инвестора по отношению к портфелю ЦБ. Оценка перспектив развития предприятия При оценке перспектив развития предприятия как объекта инвестирования детальному изучению подлежат основные направления использования средств, мобилизуемых предприятием путем выпуска акций и других ЦБ. Источниками информации для проведения подобного анализа являются: проспекты

эмиссии ЦБ, в которых эмитентом приводятся сведения о предполагаемых к реализации проектов; бизнес-планы и другие официальные документы, представляемые инвестору по специальным запросам; прочие источники, в частности, технико-экономические обоснования, выполненные независимыми консультантами и специализированными организациями. Конечная цель подобного анализа состоит в подтверждении обоснованности и гарантий успешной реализации предполагаемых проектов, а также экономической эффективности проектов и политических, экономических,

технологических и социальных рисков, сопряженных с их реализацией. Рекомендуемая схема анализа перспектив развития предприятия включает следующие этапы: обоснованность оценки эмитентом положения дел в отрасли; обоснованность производственной, маркетинговой и организационной программы реализации проекта; обоснованность финансового плана проекта и оценка финансового риска его реализации; оценка экономической эффективности инвестирования проекта.
При анализе положения дел в отрасли инвестор должен оценить обоснованность прогноза развития отрасли, разработанный эмитентом. В частности, объектом анализа здесь выступают: динамика продаж по отрасли и оценки темпов их прироста; потенциальные конкуренты и уровень конкуренции в отрасли; конкурентные силы и слабости эмитента; потенциальные потребители продукции (услуг) эмитента. Производственная программа инвестиционного проекта должна быть проанализирована по следующим направлениям:

уровень новизны и сложности производственного процесса для эмитента; структура производственных потоков, наличие субподрядчиков и финансовые взаимоотношения с ними; поставщики сырья и цены на сырье; потребность в производственном оборудовании и дополнительных производственных помещениях; структура себестоимости продукции (услуг) . План маркетинга, являющийся важнейшим разделом бизнес-плана, анализируется на предмет своей обоснованности по всем составляющим “маркетинговой смеси” – продуктовой и ценовой политике

на рынке, комплексу планируемых мероприятий по сбыту и продвижению товара. Анализ организационной составляющей инвестиционного проекта направлен на оценку потенциала руководящего состава предприятия или проекта, его способность успешно его реализовать. В результате анализа инвестиционного проекта по перечисленным выше направлениям могут быть получены оценки обоснованности финансового плана, включающие следующие составляющие: прогноз доходов и расходов

по реализации инвестиционного проекта; прогноз в движении денежной наличности; прогноз активов и пассивов предприятия. Эти показатели являются исходными для определения экономической эффективности инвестиционного проекта в целом, причем в качестве базовых для инвестиционных расчетов выступают прогнозные величины поступлений и платежей денежных средств в течение всего инвестиционного периода. Для удобства анализа эти величины могут быть представлены в табличной форме или в форме графика, отражающего
время и объемы финансовых поступлений и платежей в течение всего инвестиционного периода. В таблице 3. приведен пример представления ожидаемых денежных потоков по инвестиционному проекту освоения новой продукции. В данном случае инвестиционный период составляет шесть лет, по окончании которых предусматривается сворачивание данного производства. Таблица 3. Ожидаемые денежные потоки Виды денежных потоков Годы инвестиционного периода 0 1 2 3 4 5 6 1.

Поступления 7.5 20 20 20 10.8 1.1 Доходы от продаж 7.5 20 20 20 2.8 1.2 Ликвидационная стоимость капитала 8.0 2. Платежи 2 10 2.5 5 5 5 5 2.1. Основной капитал 2 5 2.2. Оборотный капитал – 5 2.3. Производственно-сбытовые издержки 2.0 4.0 4.0 4.0 3.0 2.4. Налоги и проценты 0.5 1.0 1.0 1.0 2.0 3. Чистый денежный поток -2 -10 +5 +15 +15 +15 +5.8

Количественная оценка компонентов инвестиций, в частности денежных поступлений и платежей, представляет сложную задачу, поскольку на каждый из них оказывает влияние множество разнообразных факторов, а сами оценки охватывают достаточно длительный промежуток времени. В частности, для рассматриваемого примера важно учитывать следующие характеристики инвестиционного проекта: возможные колебания рыночного спроса на продукцию; ожидаемые колебания цен на потребляемые

ресурсы и производимую продукцию; возможное появление на рынке товаров-конкурентов, в том числе товаров-субститоров; планируемое снижение производственно-сбытовых издержек по мере освоения новой продукции и наращивания объемов производства; влияние инфляции на покупательную способность потребителей и, соответственно, на объемы продаж. Поэтому такие оценки базируются на прогнозах внутренней и внешней среды предприятия. Использование прогнозных оценок всегда связано с риском, пропорциональным масштабам проекта и длительности
инвестиционного периода. Оценка компонентов инвестиций связана также с анализом источников финансирования, причем для целей проводимого анализа особое внимание уделяется внешним источникам, в частности, акционерному капиталу и планируемым затратам по обслуживанию привлеченного капитала: размеры дивидендов, периодичность их выплат и т.п. Ожидаемые денежные оценки и платежи выступают исходными данными при проведении инвестиционных расчетов, основная цель которых состоит в оценке экономического эффекта.

Для целей обоснования инвестиционных проектов могут использоваться различные обобщающие показатели и методы их расчета. Основные из них представлены в табл. 4. Таблица 4. Методы инвестиционных расчетов и обобщающие показатели Методы Обобщающие показатели Динамические Статические Абсолютные – метод приведенной стоимости – метод аннуитета

Интегральный экономический эффект Годовой экономический эффект – Годовой экономический эффект Относительные – метод рентабельности Внутренний коэффициент эффективности Расчетная рентабельность Временные – метод ликвидности Период возврата капиталовложений Период возврата капиталовложений По виду обобщающего показателя методы инвестиционных расчетов делятся

на абсолютные, в которых в качестве обобщающих показателей используются абсолютные значения разности капиталовложений и текущих затрат по реализации проекта и денежной оценки его результатов; относительные, в которых обобщающие показатели определяются как отношение стоимостной оценки результатов и совокупных затрат; временные, в которых оценивается период возврата (срок окупаемости) инвестиций. По признаку учета в инвестиционных расчетах фактора времени методы делятся на динамические, в которых
все денежные поступления и платежи дисконтируются на момент времени принятия решения об инвестировании капитала, а также статические, которые являются частным случаем динамических и могут использоваться при условии постоянства во времени денежных потоков. Метод приведенной стоимости основан на расчете интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. Этот показатель выступает в качестве критерия целесообразности (или нецелесообразности) реализации

проекта. В западной литературе этот показатель носит название чистой текущей стоимости (NPV – Nеt Prеsеnt Valuе) . Интегральный экономический эффект рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и платежей, связанных с реализацией инвестиционного проекта, за весь инвестиционный период: NPV = – где: CIF t – поступления (входной денежный поток) в момент времени t ; COF t – платежи (выходной денежный поток) в момент времени t ;

Е – норматив дисконтирования (пороговое значение рентабельности, выбранный для инвестиционного проекта; T – продолжительность инвестиционного периода. Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия инвестиционного проекта, а при сравнении альтернативных проектов более экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта. В данном методе значение экономического эффекта во многом определяется выбранным для расчета нормативом

дисконтирования – показателя, используемого для приведения по фактору времени ожидаемых денежных поступлений и платежей. Выбор численного значения этого показателя зависит от таких факторов, как: цели инвестирования и условия реализации проекта; уровень инфляции в национальной экономике; величина инвестиционного риска; альтернативные возможности вложения капитала; финансовые соображения и представления инвестора. Считается, что для различного класса инвестиций могут выбираться различные значения норматива дисконтирования.
В частности, вложения, связанные с поддержанием рыночных позиций предприятия, оцениваются по нормативу 6 %, инвестиции в обновление основных фондов – 12 %, вложения с целью экономии текущих затрат – 15 %, вложения с целью увеличения доходов предприятия – 20 %, рисковые капиталовложения – 25 % [9]. В [12] отмечается зависимость ставки процента от степени риска проекта. Для обычных проектов приемлемой нормой является ставка 16 %, для новых проектов на стабильном

рынке – 20 %, для проектов, базирующихся на новых технологиях – 24 %. Хотя в конечном счете выбор значения дисконта, который играет роль порогового (минимального) значения норматива рентабельности капиталовложений, является прерогативой инвестора, в практике проведения инвестиционных расчетов часто в качестве ориентира используют ставку процента государственных ценных бумаг. Считается, что при этой ставке государство гарантирует хозяйственным субъектам возврат инвестируемого

капитала без какого-либо риска. В условиях сильной инфляции норматив дисконтирования должен учитывать и процент инфляции: Е = Ен + Еи + Ен * Еи, где: Ен – норматив дисконтирования при условии отсутствия инфляции; Еи – годовой процент инфляции. Ниже приведен расчет интегрального экономического эффекта для инвестиционного проекта, сведения о котором представлены в табл. 3.2, а норматив дисконтирования для данного проекта принят равным 0.5.

Используя метод приведенной стоимости, получаем: NPV = – 2 = 3,45 (млн. руб) Следовательно, интегральный экономический эффект инвестиционного проекта оценивается в 3,45 млн. руб, что свидетельствует о целесообразности его реализации. Метод аннуитета (от англ. annuity – ежегодная рента) используется для оценки годового экономического эффекта, т.е. усредненной величины ежегодных доходов (или убытков) , получаемых в результате реализации
проекта. NPV A A A=? Время Для пояснения сущности метода аннуитета, положим известным интегральный экономический эффект инвестиционного проекта – NPV. Тогда, как это видно из рис. 6 годовой экономический эффект будет той ежегодной величиной денежных средств A, которая, будучи дисконтированной на момент времени 0, будет равна величине интегрального экономического эффекта: NPV = = A * Так как выражение представляет собой сумму членов геометрической прогрессии, то:

= = * (1- ) где: – коэффициент суммарных дисконтированных аннуитетов. Значения этих коэффициентов табулированы для различных значений Е и T и содержатся в экономических справочниках. В этом случае, годовой экономический эффект инвестиционного проекта может быть рассчитан по формуле: A = Для рассматриваемого примера: A = 3,45 * = 1.89 (млн. руб) . Особый случай представляет метод расчета экономического эффекта по инвестиционным

проектам, которые характеризуются стабильностью экономических показателей по годам инвестиционного периода (постоянством ежегодных поступлений и платежей) , а также единовременностью капиталовложений в проект. В этом случае: NPV = (CIF 0 – COF 0 ) * – I = Пo * – I, где: I – единовременные капитальные вложения в момент времени 0 ; Пo = (CIFo – COFo) – ежегодные чистые поступления (платежи) , постоянные по годам инвестиционного периода.

Годовой экономический эффект в данном случае может быть рассчитан по формуле: A = Пo – а для инвестиционных проектов с длительным периодом выражение имеет следующий упрощенный вид: A = Пo – Е * I. Рассмотренные методы инвестиционных расчетов предусматривают предварительный выбор значения норматива дисконтирования Е, причем величина получаемого экономического эффекта во многом зависит от этого выбора. В этой связи представляет интерес метод рентабельности, при котором анализ инвестиционных
проектов проводится по критерию внутреннего коэффициента эффективности Ер (Intеrnal Datе of Rеturn – внутренняя ставка возврата капиталовложений) . В этом методе искомым оценочным показателем является такое значение норматива рентабельности капиталовложений, при котором обеспечивается равенство нулю интегрального экономического эффекта за весь инвестиционный период: – = 0 где: Ер – искомый внутренний коэффициент эффективности инвестиционного проекта.

Тогда, ели внутренний коэффициент эффективности проекта превышает пороговое значение рентабельности капиталовложений, установленное для данного инвестиционного проекта, то проект считается экономически выгодным. В противном случае он отвергается по экономическим соображениям. Нахождение искомого показателя внутреннего коэффициента эффективности Ер может проводиться методом подбора, графическим способом или с применением более точных математических

методов. В частности, на рис. 7. приведен пример определения Ер графическим методом. Для этого произведен расчет показателя NPV для различных значений Е: NPV = На основе найденных значений строится график и находится точка его пересечения с осью абсцисс, что и соответствует приближенно искомому коэффициенту Ер. Как видно из графика, внутренний коэффициент эффективности инвестиций для рассматриваемого примера

составляет примерно 0.7. Метод ликвидности основан на определении периода возврата капиталовложений (Pay-Back Pеriod) , который представляет собой календарный промежуток времени с момента начала вложения средств в инвестиционный проект до момента, когда чистая текущая стоимость проекта NPV, рассчитываемая нарастающим итогом по годам инвестиционного периода, становится положительной. Графическая иллюстрация периода возврата капиталовложений показана на рис.
8 на котором представлен финансовый профиль рассматриваемого инвестиционного проекта при нормативе дисконтирования Е = 0.5. Таким образом, результаты инвестиционных расчетов позволяют инвестору оценить обоснованность планов развития эмитента, ожидаемый уровень доходности и уровень финансовой устойчивости предприятия-эмитента. Для оценки доходности ЦБ эмитента могут быть рекомендован метод оценки потенциала акций, основанный на системе показателей, отражающих качество

ЦБ: Сумма дивидендов Общая сумма дивидендов в расчете на акцию = Количество акций, выпущенных эмитентом Соотношение между Рыночный курс акции ценой акции и ее = доходностью Чистая прибыль в расчете на акцию Соотношение между но- Номинальная (бухг.) стоимость акции номинальной и рыночной = стоимостью акции

Рыночный курс акции Соотношение между Общая сумма дивидендов размером дивидендов = и доходностью акции Сумма дивидендов в расчете на акцию Анализ методов обследования предприятия на месте. Следует отметить особенность использования приведенных соотношений в контексте целей проводимого анализа. Это прогнозный характер используемых показателей рыночной котировки, размеров дивидендов и т.п что накладывает определенные ограничения на возможность и целесообразность их практического использования.

Хотя в различной литературе приводятся различные подходы и методы по прогнозированию рыночного курса и совокупной доходности ЦБ эти методики заимствованы, как правило, из теории и практики деятельности западных фондовых рынков, для которых степень “информационной прозрачности” экономики намного выше, чем для создаваемого российского РЦБ. Это обстоятельство подчеркивает, что в сегодняшних условиях важное место для оценки инвестиционной привлекательности
ЦБ должно быть отведено изучению предприятия-эмитента на месте. Обследование предприятия на месте заключается в изучении отдельных аспектов его деятельности, проводимом непосредственно на предприятии путем наблюдения и анализа его формальной и неформальной организационной структуры, состояния отдельных его подразделений и производств, хозяйственного и других аспектов его деятельности. Этот этап обследования является наименее формализуемым, поскольку, во-первых, конкретные

цели, задачи, а следовательно и методы анализа определяются результатами, полученными на предыдущих этапах изучения предприятия-эмитента, а также степенью информированности инвестора об интересующем его предприятии. Во-вторых, методы обследования предприятия на месте во многом зависят от отраслевой специфики предприятия, масштабов его деятельности. Например, если объектом анализа является промышленное предприятие, то к основным направлениям обследования следует отнести следующие:

1) Анализ состава, структуры и состояния производственно-технологической базы предприятия: – производственных площадей (зданий, сооружений) , их состав и уровень износа; – производственно-технологического оборудования, его состав по видам машин и оборудования, фактическому и моральному износу, интенсивности его использования; 2) Анализ состава и структуры оборотных средств предприятия: – структуры оборотных средств в виде размеров запасов, условий их поставки и хранения, размеров незавершенного производства и готовой продукции на

складе предприятия; – величины и причин возникновения сверхнормативных запасов на предприятии; 3) Анализ эффективности использования производственных фондов предприятия; 4) Анализ состава и структуры производственного персонала, производительности труда; 5) Анализ качества продукции; 6) Анализ качества менеджмента на предприятии, способность управленческого персонала осуществлять эффективное руководство предприятием.
В процессе обследования конкретного предприятия могут возникнуть и другие направления анализа. Специфичными для этого этапа анализа являются и источники информации, поскольку интересующие инвестора сведения могут быть получены как по официальным каналам, когда необходимая для анализа информация предоставляется предприятием-эмитентом по запросам инвестора, так и по неофициальным каналам (сведения, полученные из бесед с руководством и другими категориями персонала обследуемого предприятия, из других предприятий

данной отрасли или смежных отраслей, из других источников) . Список используемой литературы Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг М.: Финансы и статистика, 1992. Алехин Б. И. Как работает рынок ценных бумаг ЭКО, N 12,1992. Барнгольц С. Б. Предварительная оценка платежеспособности и финансовой устойчивости ссудозаемщика Деньги и кредит, N 2,1992. Кирисюк Г.

М Ляховский В. С. Оценка банком кредитоспособности заемщика Деньги и кредит, N 4,1993. Методика анализа финансового состояния предприятия в условиях перехода к рынку Деньги и кредит, N 5,1992. Шевцов А. В. Инвестиционные фонды Деньги и кредит, N 11,1992.