–PAGE_BREAK–Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.
Спрос выступает в качестве определяющего фактора при принятии решений о производстве или импорте того или иного вида продукции, поэтому он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке.
Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:
· комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;
· анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимосвязи показателей;
· выбор методов прогнозирования;
· осуществление прогноза спроса;
· оценка надежности прогноза;
· определение перспектив развития спроса населения;
· разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.
Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:
· сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозном периоде, количестве городских и сельских жителей;
· динамика спроса и предложения;
· данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;
· балансы денежных доходов и расходов населения;
· распределение населения по размеру доходов;
· бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;
· данные специальных единовременных выборочных обследований запасов предметов длительного пользования у населения, доходов и расходов;
· сведения об индексах потребительских цен, соотношение внутренних и мировых цен;
· данные опроса покупателей с целью выявления их желаний в приобретении определенных товаров;
· рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;
· изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозном периодах;
· доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.
На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции изменения спроса.
Для анализа тенденций изменения спроса целесообразно использовать графики и различного рода диаграммы и картограммы.
В случае устойчивой тенденции изменения спроса прогнозные расчеты можно производить путем выравнивания динамических рядов и подбора функции (y = at + b — линейная, y = at^2 + bt + c – параболическая и др.).
При изменяющихся условиях целесообразно применять метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом. Развитие спроса подвержено сезонным колебаниям, которые необходимо учитывать при краткосрочных прогнозах на квартал, месяц. Учет влияния сезонных колебаний продаж (спроса) целесообразно проводить с помощью расчетных индексов сезонности.
На практике для изучения спроса широко используются наблюдения, опросы покупателей о покупательских намерениях (анкетные опросы, интервьюирование), ярмарки, выставки, книги предложений, тестирование, реклама.
На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) на душу населения. При этом в зависимости от прогнозного периода необходимо применять следующие подходы. При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые нормы потребления. Потребности выступают в качестве ориентира для развития производства и разработки мер с целью достижения рациональных норм потребления. Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки норм потребления. Для этого фактическое потребление на душу населения анализируется по периодам и сопоставляется с рекомендуемыми нормами. Затем с учетом влияния факторов (изменение доходов населения и потребительских цен и др.) определяется реальное потребление на душу населения в прогнозном периоде.
В рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, поэтому для осуществления прогнозных расчетов рекомендуется использовать многофакторные модели – линейные или нелинейные:
Yt = A1*X1t + A2*X2t + … + An*Xnt + B;
Yt = (BX1t)^A1 * (X2t)^A2 * … * (Xnt)^An,
Где Y – показатель спроса на товар; X1, X2, …, Xn – факторы, влияющие на спрос.
С помощью корреляционно-регрессионного анализа устанавливается связь между спросом и факторами, определяется ее форма и теснота связи.
Прогнозирование спроса модно осуществлять на основе однофакторных моделей. Их целесообразно применять при необходимости учета влияния важнейшего фактора на спрос.
Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле:
Kэ = ( Y/Y)/( X/X),
где Y – уровень спроса за период; Y – прирост спроса за период; X – значение фактора; X – изменение фактора за период.
Этот коэффициент характеризует степень изменения спроса на 1% изменения фактора.
В переходный период при усилении дифференциации доходов населения для прогнозирования спроса целесообразно использовать регрессионную модель, построенную на основе данных о дифференциации доходов населения и расходов по товарным группам. Прогноз спроса на каждую товарную группу будет формироваться под влиянием изменения доходов на душу населения.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений, базирующихся на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. Модель имеет вид:
n
Yj max;
j=1
n
PjYj
j=1
Qj
где Yj – спрос на j-й товар; Pj – цена на j-й товар; D – доходы потребителей; Qj, Qj – нижний и верхний пределы спроса j-го товара с учетом предложения.
Потребителей предварительно подразделяют на однородные группы по социально-демографическим признакам.
Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объеме товарооборота.
Прогноз спроса предприятий-производителей на выпускаемую продукцию предполагает:
· анализ тенденций изменения доли фирмы в общем рынке;
· оценку рыночной стратегии конкурентов и перспектив освоения новых видов изделий;
· анализ рыночной стратегии фирмы и качества продукции;
· прогноз спроса на продукцию фирмы.
Для фирмы главное – завоевание доверия потребителей к ее продукции. Для того чтобы прогнозировать будущие потребности людей, необходимо проанализировать, как потребитель реагирует на появление на рынке принципиально новых изделий.
Обоснование объема розничного товарооборота на прогнозный (плановый) период предполагает определение, с одной стороны, покупательных фондов, с другой – товарных ресурсов. Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.
Определение покупательного фонда в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения и исключению из нее оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты, расходов на покупку жилых помещений. Рассчитанный таким образом покупательный фонд определяет необходимый объем продажи товаров населению в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров организациям и учреждениям в порядке мелкооптовой торговли и в результате определяется необходимый объем товарооборота.
Нетоварные расходы рассчитываются на основе прогнозных данных развития отраслей сферы обслуживания населения, прогнозов финансовых органов. Например, величина оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из жилой площади, объема коммунальных услуг, средних ставок квартплаты и прогнозируемых тарифов по коммунальным услугам.
На совокупный спрос существенное влияние оказывает ожидание потребителей, поэтому при прогнозировании покупательных фондов на краткосрочный период целесообразно учитывать данный фактор.
Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с товарными ресурсами наряду с прогнозирование покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.
Все предметы народного потребления относят к товарным ресурсам. Источниками товарных ресурсов является продукция легкой, пищевой и других отраслей промышленности, сельского хозяйства, поступление товаров по импорту.
Величина товарных ресурсов определяется исходя из потребностей в товаре и возможности их удовлетворения. Потребность в товарах служит базой для составления заказа на их производство.
Общая потребность товаров рассчитывается на основе следующих элементов:
· необходимый объем продаж товаров (необходимый объем розничного товарооборота, определенного на основе покупательного фонда);
· предполагаемая реализация товаров организациям и учреждениям;
· необходимый прирост или снижение товарных запасов до нормативов;
· возмещение потерь товаров в пределах естественной убыли;
· ожидаемые потери от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, потерявших первоначальное качество.
При расчете потребности в товарных ресурсах учитываются состояние товарных запасов к началу прогнозного периода, необходимость их пополнения до норматива.
Ранее товарно-денежный оборот регулировался с помощью разработки материальных балансов – балансов предметов потребления. Они разрабатываются по отдельным товарам и группам товаров. На их основе определяются товарные фонды по большинству товаров. Главной статьей использования товаров является рыночный фонд, т.е. та часть товарных ресурсов, которая направляется на продажу населению, пополнения запасов товаров в розничной торговой сети, на возмещение потерь от уценки и естественной убыли. Рыночный фонд определяется в соответствии с объемом производства товаров и импорта.
При прогнозировании рыночных фондов необходимо учитывать:
· платежеспособный спрос населения;
· динамику потребительских цен;
· состояние товарных запасов и др.
Движение товарных ресурсов на рынке товаров народного потребления проявляется в форме постоянной их реализации и восполнения, что требует прогнозирования как общего объема, так и их структуры.
Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригрупповом ассортименте. В связи с этим необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и в конечном итоге сформировать структуру товарооборота, характеризующую соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота.
Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам.
На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При формировании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потребителей, уровень потребительских цен. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров. На основе данных о структуре спроса на товары и услуги семей с разным уровнями доходов и данных об изменении уровня денежных доходов на душу населения в прогнозном периоде можно определить основные направления изменения платежеспособного спроса населения, а вместе с тем и необходимые изменения в структуре товарооборота.
На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в стране, за ее пределами и товарных запасов. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления.
На третьем этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения. Они разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.
Объем продаж товаров, спрос на которые удовлетворяется не полностью, определяется их предложением, а по недефицитным товарам – спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров.
ЗАДАНИЕ
продолжение
–PAGE_BREAK–