Введение
Управлениефинансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.
Финансовыймеханизм предприятий – это система управления финансами, совокупность форм иметодов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежнымисредствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечиваетрентабельную работу, и получение максимальной прибыли.
Финансовыймеханизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся ворганизации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Организацияфинансового механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетаниетруда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Изтрех фундаментальных блоков главным является организация. Если организацияплохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и дажево вред экономическим отношениям в обществе.
В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса вРоссийской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование,ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организациябюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программномупринципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.
Сейчас планирование расходов является важнейшим инструментомповышения эффективности управления бюджетными финансами. С того насколькокачественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованностьподготовки и принятия решений, затрагивающих все областифинансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Планирование становится одним из главных рычагов, применяемых вцелях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки его влиянияна экономику.
Основнымнормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования бюджетнойсистемы Российской Федерации, является Бюджетный Кодекс РФ. Он регламентируетотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, главнымираспорядителями и распорядителями финансов, а также прочими субъектамибюджетных правоотношений, возникающих в процессе планирования, составления иутверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществлениярасходов соответствующих бюджетов.
Цельюкурсовой работы является изучение понятия и значения финансового механизмабюджетных учреждений. Для достижения этой цели проводится анализ работыМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации за2007-2010 г.г.
На путидостижения главной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить само понятие бюджетного учреждения и отразить экономическоесодержание финансов бюджетных учреждений;
2. разобрать основные формы и методы планирования бюджетных учрежденийв Российской Федерации и изучить порядок исполнения смет бюджетных учреждений;
3. описать пути совершенствования финансового механизма в процессереформирования бюджетного сектора.
Глава 1 Теоретические аспекты организации финансов бюджетныхорганизаций 1.1 Финансовый механизм ифинансовые ресурсы предприятий. Формирование финансов бюджетных организаций
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
К бюджетныморганизациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения,организации государственного управления, военно-промышленного комплекса иармии.
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.
Дляосуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют различные видысредств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить впервую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любогоюридического или физического лица.
В п. 2Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сформулированыосновные понятия, применяемые при организации бюджетного процесса и отраженииего в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
Всоответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется следующимипризнаками:
—учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могутявляться органы государственной власти РФ, органы государственной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления;
— бюджетноеучреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных,научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
—деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджетаили бюджета государственного внебюджетного фонда;
— основойдля выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов ирасходов, утверждаемая в установленном порядке.
Наличиесметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевоеиспользование выделенных средств.
Изперечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению непредоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличиисредствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не являетсясобственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника(государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Если всоответствии с учредительными документами учреждению предоставлено правоосуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такойдеятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество согласно ст. 298ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются наотдельном балансе. Исходя из этого положения ГК РФ, в Инструкции установленобособленный учет имущества, поступившего в распоряжение учреждения изразличных источников.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Средства засчет внебюджетных поступлений. Как ужеотмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не только в видебюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последниеразделяются на подгруппы:
– целевые средства и безвозмездные поступления;
– средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
– средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;
– а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;
Наибольшийудельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных ассигнований) занимаютцелевые средства и безвозмездные поступления.
Целевыесредства являются специфическим источником приобретения активов ифинансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства,целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченногопромежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельныемероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще,нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этихсредств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных,является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностямисоставления и представления отчетности (которая представляется не толькофинансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям).
Каждый видвнебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых ворганах федерального казначейства или в кредитных организациях (для бюджетныхучреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федеральногоказначейства).
Так какполучение внебюджетных средств, в той или иной степени обусловленоиспользованием имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, тоуказанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего соответствующийбюджет.
Инструкцияпо бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет все целевые средствана следующие подгруппы:
– целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
– средства родителей на содержание детского учреждения;
– средства от реализации материальных ценностей, приобретенных засчет бюджетных средств;
– целевых средств и безвозмездных поступлений;
– прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных засчет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений, кредиторскаязадолженность с истекшим сроком давности);
– заемные средства;
– целевые средства, полученные учреждением от государственныхвнебюджетных фондов
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Целевыесредства на содержание учреждения. К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятияотносятся:
– средства, получаемые учреждениями от других органовгосударственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органовместного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетовс молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебныхзаведений;
– средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам иучащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению,приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, приобретение вцентрализованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету иотчетности и бланков учебно-аттестационной документации;
– средства, полученные стационарными учреждениями социальной защитынаселения на укрепление их материально-технической базы;
– — средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, засдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;
– средства, заработанные учащимися в организациях;
– средства, выделенные шефствующими предприятиями и другимиорганизациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах идругих учебных заведениях;
– средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;
– безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержаниеи развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы,гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);
– средства, поступающие учреждениям в соответствии сзаконодательными и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные свыполнением их основной деятельности;
– другие поступления на выполнение целевых мероприятий, непредусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.
В составедоходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся врезультате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступившиеот других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этихсредств; членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вкладыучастников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Средства родителей на содержание детских учреждений. В отличие от ранее действовавшего порядка, при которомпоступающих от родителей на содержание детей в детских учреждений относились навосстановление проведенных расходов по бюджету, в Инструкции эти средстваотнесены к числу целевых средств.
Учетдоходов и фактических расходов покрываемых за счет средств родительской платы,ведется в соответствии с кодами экономической классификации расходов бюджетовРФ.
Средства от реализации материальных ценностей, приобретенных засчет бюджетных средств. Следует сразуподчеркнуть, что Бюджетное учреждение не имеет права на принятие решения ореализации излишествующего и неиспользуемого имущества, так как бюджетнаяорганизация не является собственником активов.
Дляреализации необходимо разрешение того органа, который наделяет имуществомбюджетное учреждение. Как правило, этим органом является соответствующийраспорядитель бюджетных ассигнований. По учреждениям, финансируемым изфедерального бюджета, — это главный распорядитель бюджетных ассигнований, поучреждениям, финансируемым за счет бюджетов субъектов РФ, — распорядительассигнований второй степени и т. д. Кроме того, принимаемое решение должно бытьсогласовано с Мингосимуществом России.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Средства,поступающие во временное распоряжение учреждений. Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетныхучреждений (определяемые ранее как суммы по депозитам), подлежат учету вкредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям набалансовых счетах 40302.
Средства,поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, при наступленииопределенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.
К ним,например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительногоследствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении арестана имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращеновзыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполненияприговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимыеобвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.
Порядокзачисления и выдачи указанных средств установлен Инструкцией Минфина России иБанка России соответственно от 30.12.97 №95н и от 02.10.97 №67./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Заемные средства бюджетных учреждений. Статьей 118 Бюджетного кодексаустановлено, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты укредитных организаций и других физических и юридических лиц.
Однако всоответствии с Федеральным законом «О введении в действие Бюджетного кодексаРФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в области образования,науки, научно-технической политики, культуры, содержащие нормы, регулирующиебюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу.Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно всоответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 51 Закона РФ «Основызаконодательства РФ о культуре.
Порядокполучения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним регулируетсядействующим законодательством.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от государственныхвнебюджетных фондов. Средства, поступающие вбюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фондРФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.), применяются на выплатупенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлениимедицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социальногострахования РФ.
Перечислениесредств предприятиям и организациям, обеспечивающим выплату пенсий и пособий(выплатные центры, учреждения Сбербанка России, предприятия связи)
Вмедицинских учреждениях, получающих средства от федерального или территориальногофонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний,фактические расходы отражаются согласно инструкции по бухгалтерскому учету вбюджетных организациях.1.2Основные формы и методы планирования бюджетных организаций в РоссийскойФедерации
1.Содержание и значение финансового планирования. Объектом финансовогопланирования является финансовая деятельность субъектов хозяйственногоуправления, которое отражается в соответствующих финансовых планах. Финансовыепланы составляются во всех звеньях финансовой системы, причем формы финансовогоплана отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.
Конкретнойзадача финансового планирования определяется финансовой политикой. В целом погосударству главным финансовым прогнозом является сводный баланс финансовыхресурсов государства.
Задачифинансового планирования:
– определение объема денежных средств и их источников;
– выявление результатов роста доходов;
– определение основных направлений экономии расходов;
– распределение денежных средств между фондами.
Методыфинансового планирования:
– экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей наоснове выявления их динамики;
– нормативный, основывается на использовании финансовых норм инормативов;
– математического моделирования, предполагает построение финансовыхмоделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
– балансовый, используется для согласования направленийиспользования финансовых ресурсов и источников их формирования;
2.Содержание и значение контроля. Финансовый контроль представляет собойсовокупность действий и операций по проверке финансовых вопросов деятельностисубъектов хозяйствования и управления. Объектом финансового контроля являетсяденежно-распределительные процессы при формировании и использовании финансовыхресурсов, а также ФДС на всех уровнях и звеньях экономики.
Нафинансовый контроль возложены следующие основные задачи:
– содействие сбалансированности между потребительской стоимостьюфинансовых ресурсов и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовыхобязательств перед государственным бюджетом;
– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовыхресурсов;
– содействие рациональному расходованию материальных ценностей иденежных средств на предприятиях и организациях;
– содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
– обеспечение и соблюдение действующего законодательства инормативных актов;
– содействие высокой отдаче в области внешнеэкономическойдеятельности.
3.Организация финансового контроля. В зависимости от субъектов контроляразличают: государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый.
По формампроведения контроля различают: предварительный, текущий и последующий.
По методами способам проведения финансового контроля различают: проверку, обследование,анализ и ревизию.
4.Аудиторский контроль. Аудиторский контроль – независимый контроль,осуществляемый аудиторскими фирмами и службами с целью выявления ошибок вотчетности. Различают два вида аудиторского контроля: внешний ивнутрифирменный.
Цель аудита– выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц исоответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Отметим,что теоретическая база перечисленных выше подходов, применяемых российскимипредприятиями к разработке финансовых планов, является достаточно обширной ихорошо изученной. Тем не менее, совокупность данных подходов на современномэтапе не позволяет руководителю в полной мере решать задачи, возникающие вдинамичной рыночной среде. Методом планирования, отвечающим современнымусловиям хозяйствования, в публикациях все чаще называют бюджетирование, когдаплан производственно-хозяйственной деятельности организации формируется насистемной основе и охватывает все стороны внутрифирменного планирования.
В структуребюджетов, лежащих в основе системы бюджетирования, основную задачу попланированию, учету и контролю за движением денежных средств несет на себекассовый бюджет (бюджет движения денежных средств). Кассовый бюджет являетсяплановым документом и представляет собой подробную смету планируемыхпоступлений и выплат денежных средств за определенный период.
Данныебюджета движения денежных средств переходят из других бюджетных формопосредованно и зависят в большей степени от движения обязательств (получения ивыставления платежно-расчетных документов), методов управление дебиторской икредиторской задолженностью, порядка взаиморасчетов, характера договорныхобязательств. Отражение данных в других бюджетных формах, в частности в бюджетедоходов и расходов, не предполагает оценку и прогноз погашения дебиторскойзадолженности и сроков оплаты кредиторской задолженности. Сложность процессапланирования заключается в эффекте запаздывания поступлений денежных средств отреализации, возникновения безнадежных долгов, временным разрывом междуотгрузкой, выручкой, с одной стороны, и выплатам по обязательствам – с другой.
В отличиеот других методов планирования потоков денежных ресурсов предприятия,бюджетирование позволяет на основании бюджетов разного уровня и назначения(бюджета продаж, бюджета закупок и т.п.) формировать кассовый бюджет с нужнойстепенью детализации; вести раздельный учет внутреннего перемещения денежныхсредств, финансовых потоков внутри холдинга, инвестиций; оперативно реагироватьна возникающие отклонения. Формы кассового бюджета определяются потребностямипредприятия в планировании тех или иных показателей и спецификой хозяйственнойдеятельности. Несмотря на отсутствие целостной системы бюджетного планирования,большинством промышленных предприятий используются такие формы, как платежныйкалендарь, план наличности, график платежей.
Основнымипроблемами при формировании кассового бюджета являются:
– учет в планировании различного рода различных видов денежныхсредств;
– прогнозирование сроков и суммы погашения дебиторской икредиторской задолженности;
– выявление момента возникновения риска неплатежеспособности и необходимостипривлечения заемных средств;
– сложность и дороговизна процесса автоматизации бюджетирования;
– проблема разграничения полномочий и ответственности служб иподразделений предприятия за качественное формирование и исполнение бюджета. 1.3 Порядок исполнения сметбюджетных организаций
Сметабюджетного учреждения – в РФ вид финансового плана, основа для определениявеличины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используюторганизации и учреждения в основном сферы нематериального производства,состоящие на бюджетном финансировании. До перехода РФ к рыночным отношениямсмета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды всоответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисленияна нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов рядастатей ее значительно изменились. Эти изменения связаны в значительной мере спотребностями всемерного развития социальной сферы (образования.здравоохранения и др.) в условиях появления новых источников для покрытия ихрасходов — средств благотворительных фондов, внебюджетных фондов, спонсорскихвзносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.
Сметавключает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним. В разделах конкретно покаждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном разрезе.
Раздел 1.Доходы и поступления. В нем представлены доходы и поступления, подлежащиераспределению по экономическим нормативам (поступления из бюджета понормативам, другие поступления от платы за выполнение работы и услуги длядругих, за проживание в общежитиях (студентов), проценты банка за пользованиевременно свободными средствами учреждений). В разделе предусмотрена возможностьполучения бюджетной организацией прибыли по своей производственнойдеятельности. Вторая часть первого раздела отведена целевым доходам ипоступлениям в виде дополнительных ассигнований на централизованные инеплановые мероприятия, поступлений из финансового резерва вышестоящего звенауправления, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественныеорганизаций, населения. В совокупности все средства, поступившие по этимисточникам, составляют доходы.
Раздел 2.Расходы и направления. Оплата труда государственных служащих; стипендии;трансферы населению; материальные затраты (приобретение расходных материалов;оплата услуг связи; коммунального хозяйства; прочих услуг); расходы за счетфонда производственного и социального развития (ФПСР) – капитальный ремонт,приобретение инвентаря и др.
Третьим(неофициальным) разделом сметы можно назвать приложение к ней в виде расчетовстатей сметы, состоящих из ряда таблиц: распределение расходов;производственные показатели; расчет расходов на оплату труда, на коммунальныеуслуги, тарифный список работников и др.
Порядоксоставления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единогодокумента.
Составлениемсметы в целях настоящих Общих требований является установление объема ираспределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенныхдо учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств порасходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств пообеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года(далее — лимиты бюджетных обязательств).
Показателисметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетнойклассификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей)классификации операций сектора государственного управления.
Главный распорядитель,распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализироватьпоказатели сметы по кодам аналитических показателей.
Главныйраспорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод сметучреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в еговедении.
Сметасоставляется учреждением по форме, разработанной и утвержденной главнымраспорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:
– гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку)соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения(свода смет учреждений) и дату утверждения;
– наименование формы документа;
– финансовый год, на который представлены содержащиеся в документесведения;
– наименование учреждения, составившего документ, и его код поОбщероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО)/наименованиеглавного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ(свод смет учреждений);
– код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей иполучателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средствфедерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
– наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету и ихкод по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
– содержательная и оформляющая части.
Содержательнаячасть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк,наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих имкодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РоссийскойФедерации, а также суммы по каждому направлению.
Оформляющаячасть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц,ответственных за содержащиеся в смете данные — руководителя учреждения,руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченногоруководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки)сметы (свода смет учреждений).
Главныйраспорядитель (распорядитель) средств бюджета, учреждение вправе установитьдополнительные реквизиты к форме сметы.
Сметасоставляется учреждением на основании разработанных и установленных(согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета насоответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующихдеятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Глава 2Анализ финансового механизма бюджетного учреждения на примере Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации
2.1 Информацияо деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферездравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляеткоординацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральнойслужбы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;Федеральной службы по труду и занятости; Федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию; Федерального медико-биологическогоагентства; Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи.
Министерствотакже осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда РоссийскойФедерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральногофонда обязательного медицинского страхования.
Цели изадачи деятельности Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации: повышение уровня и качества жизни населения, включая: повышениематериального уровня жизни населения; улучшение здоровья и повышениерождаемости населения; обеспечение эффективного функционирования системысоциальных гарантий (социальной защиты); обеспечение динамичного и устойчивогоэкономического развития, в части обеспечения эффективной занятости населения иудовлетворения потребностей экономики в трудовых ресурсах.
Кроме того,Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерацииучаствует в достижении следующих стратегических целей страны: повышениеэффективности государственного управления (повышение результативностидеятельности органов исполнительной власти и повышение использованияэффективности бюджетных средств); удовлетворение потребностей граждан в образовании(в части медицинского образования); развитие научного, технического итехнологического потенциала и развитие национальной инновационной системы (вчасти медицинской науки); развитие потенциала международных связей.
МиссияМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации всвете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерациина базе положений посланий Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развитияРоссийской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключаетсяв содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизничерез повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойноготруда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых группнаселения.
2.2 Анализрасходных обязательств и формирования доходов за 2007- 2010 гг
Всоответствии с Федеральными законами от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «Офедеральном бюджете на 2007 год» и от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ «О внесенииизменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» общий объемрасходных обязательств в 2007 году составил 309492,5 млн. рублей; в том числе:
МинздравсоцразвитияРоссии – 9154,3 млн. рублей;
Роспотребнадзор– 15458,6 млн. рублей;
Росздравнадзор– 6176,8 млн. рублей;
Роструд –47008,2 млн. рублей;
Росздрав –182994,6 млн. рублей;
Росмедтехнологии– 22048,2 млн. рублей;
ФМБА –11091,5 млн. рублей;
РАМН –15560,3 млн. рублей.
/>
Рис. 1.Общий объем расходных обязательств в 2007 году
С учетомФедеральных законов от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и от 23 ноября 2007 года №269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также предельных объемовфинансирования и расходов инвестиционного характера на 2008-2010 годы (письмаМинфина России от 2 апреля 2007 г. № 02-02-14/778 и от 21 апреля 2007г. №01-02-01/02-660) общий объем расходных обязательств составит: за 2010 год — 268462,7 млн.р., за 2009 год — 268099,9 млн.р. (см. Таблицу 1.)
Таблица 1
Объемрасходных обязательств за 2008-2010 г.г./> 2008 г. 2009 г. 2010 г. Минздравсоцразвития России 4689,8 2823,6 2345,0 Роспотребнадзор 16667,0 18418,5 21338,3 Росздравнадзор 5743,9 3564,8 3598,8 Роструд 43228,5 45764,8 44720,1 Росздрав 101687,6 124409,3 120240,1 Росмедтехнологии 41504,4 46530,7 46958,5 ФМБА 13525,9 13544,0 14154,5 РАМН 12476,0 13044,2 15107,4 Итого: 239523,1 268099,9 268462,7 в том числе, национальный проек в сфере здравоохранения 67070,0 76164,4 –
Объемпланируемых доходов (платежей в федеральный бюджет) Министерства, включаяподведомственные органы исполнительной власти, государственные учреждения ифедеральные государственные унитарные предприятия составит оценочно в 2007 году42189,7 млн. рублей, в 2008 году – 41665,4 млн. рублей, в 2009 году – 44035,5млн. рублей, в 2010 году – 46861,3 млн. рублей.
2.Распределение расходов по целям, задачам и программам. Распределение бюджетаМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации поцелям, задачам и программам осуществлялось на основании определенныхПрезидентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерацииприоритетных направлений развития государства.
В 2007 годуиз общего объема расходных обязательств 309492,5 млн. рублей планируетсяраспределить по целям и задачам 303346,2 млн. рублей (98,0%), в том числе попрограммам – по национальному проекту в сфере здравоохранения – 81187,8 млн.рублей (26,2%), по другим программам – 5879,5 млн. рублей (1,9%). Не распределеныпо целям и задачам 1667,4 млн. рублей (0,5%) – расходы на руководство иуправление в сфере установленных функций по центральному аппарату Министерства,подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2008 годуиз общего объема расходных обязательств 239523,1 млн. рублей планируетсяраспределить по целям и задачам 236576,6 млн. рублей (98,8%), в том числе попрограммам — по национальному проекту в сфере здравоохранения – 67070,0 млн.рублей (28,0%), по другим программам – 6744,5 млн. рублей (2,8%). Нераспределены по целям и задачам 1691,1 млн. рублей (0,7%) – расходы наруководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппаратуМинистерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2009 годуиз общего объема расходных обязательств 268099,9 млн. рублей планируетсяраспределить по целям и задачам 265018,6 млн. рублей (98,8%), в том числе попрограммам — по национальному проекту в сфере здравоохранения – 76164,4 млн.рублей (28,4%), по другим программам – 6219,4 млн. рублей (2,3%). Нераспределены по целям и задачам 1782,8 млн. рублей (0,7%) – расходы наруководство и управление в сфере установленных функций по центральному аппаратуМинистерства, подведомственных федеральных агентств и федеральных служб, РАМН.
В 2010 годуиз общего объема расходных обязательств 268462,7 млн. рублей распределено поцелям и задачам 265400,5 млн. рублей (98,9%), в том числе по программам –11025,7 млн. рублей (4,1%). Не распределены по целям и задачам 1925,5 млн. рублей(0,7%) – расходы на руководство и управление в сфере установленных функций поцентральному аппарату Министерства, подведомственных федеральных агентств ифедеральных служб, РАМН.
3.Результативность бюджетных расходов. Министерством решается задача улучшенияпоказателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации,включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качествожизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозироватьпоказатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы,размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплатытруда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.
Ставитсязадача провести работу по расширению перечня и уточнению статистическихпоказателей, характеризующих состояние социальной сферы и по проведениюмониторинговых обследований уровня и качества жизни населения РоссийскойФедерации с тем, чтобы более точно оценить результаты проводимых социальныхмероприятий.
Кроме того,планируется принять меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетногозаконодательства и формированию системы внутреннего финансового контроля:
– анализ действующей системы внутреннего контроля с целью выявления сильныхи слабых сторон;
– разработка порядка и процедур ведомственного внутреннего контроля(подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, организация работы,методы, отчетность, порядок работы, взаимодействие с другими органамигосударственного контроля);
– разработка и реализация плана мероприятий по проведению внутреннихпроверок.
Глава 3.Основныенаправления реформирования финансового механизма учреждений здравоохранения 3.1. Бюджетнаяреформа учреждений здравоохраненияВнастоящее время под учреждением понимают — некоммерческую организацию,созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурныхили иных функций некоммерческого характера. Учрежденияздравоохранения решают социальную функцию оказания медицинской помощи целевойгруппе в рамках сметного финансирования, а с разрешения органа управленияздравоохранения занимаются медицинским бизнесом (оказанием платных медицинскихуслуг) в рамках товарообмена медицинских услуг на денежные средства сзачислением их на лицевые счета органов Федерального казначейства. Расходованиевнебюджетных средств сопряжено с необходимостью следования бюрократическимпроцедурам разрешений и согласований. Ответственностьпо обязательствам учреждения несут своими денежными средствами, а при ихнедостаточности субсидиарную ответственность несет собственник за счет средствсоответствующей казны (рис.2).Бюджетнаяреформа приведет к тому, что появятся два вида учреждений: бюджетные и казенные(рис.3). Бюджетныеучреждения будут сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения,культуры и других сферах, способных функционировать на основе рыночныхпринципов, без их коренного преобразования. />Рис. 2.Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Казеннымиучреждениями планируется реализовать отдельные полномочия государства, ивведение рыночных принципов оказания государственных услуг в этих учрежденияхнецелесообразно. Примерами могут быть такие сферы деятельности, какнациональная оборона, обеспечение безопасности государства, психиатрическаяпомощь населению и других. />Рис. 3.Бюджетная реформа учреждений здравоохранения
Бюджетныеучреждения получат от собственника имущество с правом его распоряжения заисключением особо ценного, отнесение к которому находится в усмотрениисобственника, а также получат возможность участвовать на общих основаниях врамках конкурса на получение государственного задания для реализации социальнойфункции государства по предоставлению медицинской помощи.
Можнопредположить, что госзадание не будет перекрывать все потребности вфинансировании бюджетного учреждения, поэтому оставшуюся часть придетсязарабатывать в рамках гражданского оборота и конкурентного рынка.
Полученныйдоход не проходит через органы Федерального казначейства и поступает в полноераспоряжение бюджетного учреждения. За такую предоставленную вольностьгосударство берет компенсацию – ответственность по обязательствам будет лежатьисключительно на бюджетном учреждении без субсидиарной ответственностисобственника (рис. 4).
/>Рис. 4.Бюджетная реформа учреждений здравоохраненияКазенноеучреждение здравоохранения. Второй тип учреждений – это казенные учрежденияздравоохранения. Для них сохранится сметное финансирование, а доходы,полученные от предпринимательской деятельности, будут зачисляться всоответствующий бюджет. Лицевые счета открываются в органах Федеральногоказначейства. Учетопераций со средствами на лицевых счетах планируется осуществлять на основаниибюджетного плана счетов (рис.5). Примером может быть психиатрический стационар.
/>Рис. 5. Бюджетнаяреформа учреждений здравоохранения
Заключение
Финансовыймеханизм в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности,обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе,инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих набюджете, утвержденной нормативными документами по учету и отчетности вбюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужноотнести: организация управления оборотным капиталом, особенности формированияфинансовых результатов (контроль исполнения сметы расходов), особенности учетав учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки).
В даннойработе были рассмотрены аспекты организации финансов бюджетных организаций, каксовокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием,распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производстваи реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетнойорганизации лежат отношения по поводу движения денежных средств междуразличными участниками общественного производства.
Формированиефинансов в бюджетной организации происходит несколькими путями. Это средства засчет внебюджетных поступлений, целевые средства на содержание учреждения,средства родителей на содержание детских учреждений, средства от реализацииматериальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, средства,поступающие во временное распоряжение учреждений, заемные средства бюджетныхучреждений, средства, полученные бюджетными учреждениями от государственныхвнебюджетных фондов.
Основнымиформами и методами финансового планирования являются:
– экстраполяция, состоит в определении финансовых показателей наоснове выявления их динамики;
– нормативный, основывается на использовании финансовых норм инормативов;
– математического моделирования, предполагает построение финансовыхмоделей, которые имитируют течение реальных экономических процессов;
– балансовый, используется для согласования направленийиспользования финансовых ресурсов и источников их формирования;
Одними изнедостатков механизма финансирования бюджетных учреждений является то, чтоучреждения часто находятся в режиме административного ограничения бюджета иинвестиционных средств. Существует жесткая система ограничения внутреннегобюджета и бюджета инвестиций, и невозможно превысить те показатели, которыеустановлены и распределены потом между хозяйствами того или иного предприятия.Отсюда колоссальное недофинансирование определенных направлений. Все ещесохраняется разрыв между объемом законодательно установленных государственныхобязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов.Неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов,в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений.Отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источниковмежду уровнями бюджетной системы, высокий уровень номинальной налоговойнагрузки.
Механизмсметного финансирования бюджетных учреждений не способствует повышению качествабюджетных услуг и созданию конкурентной среды в сфере их предоставления.
Списокиспользованной литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с совершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений».
3. Федеральный закон о Бюджетной классификации Российской Федерации №115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
4. Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ «Офедеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
5. Федеральный закон №249-ФЗ от 29 декабря 2006 г. — «О внесенииизменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательногострахования на 2006 год» Социальное развитие. Социальная политика в отношениисемьи женщин и детей, Демографическая политика.
6. Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. — «Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
7. Федеральный закон №255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. — «Об обеспечениипособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,подлежащих обязательному социальному страхованию».
8. Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета вРоссийской Федерации: – М.: Финансы и статистика, 2002.
9. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РоссийскойФедерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2002.
10. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. Финансы. — М.: Финансы и статистика,2004.
11. Дробозина Л. А. Финансы. М.: ЮНИТИ, 2003.
12. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов.– СПб.: Питер, 2001.
13. Ковалев В. В. Финансы. М.: Проспект, 2003.
14. Лушина С. И., Слепова В. И. Финансы. М: РЭА, 2000.
15. Леухин А. Финансовый менеджмент на бюджетных организациях. М.,Проспект, 2006.
16. Панкова Д.А., Е.А. Головковой.- Анализ хозяйственной деятельностибюджетных организаций.- М.: Новое знание, 2004.
17. Поляка Г.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити, 2010 год.
18. Поляк Г.Б. Финансы бюджетной организации. М: Вузовский учебник,2005.
19. Свиридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебноепособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
20. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в РоссийскойФедерации. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. –2001, № 1.
21. Журнал „Финансовый справочник бюджетной организации“ №9, 2010 года.
22. Справочная правовая система «ГАРАНТ».
23. Сайт www.minzdravsoc.ru/.