Нарушение эмоциональной сферы

Введение
Эмоции тесно связаны со всемижизненными функциями организма. Анохин (1968) указывал, что жизненныепотребности человека неотделимы от эмоционального тонуса. Эмоции придаютопределенное биологическое качество его поведению, являются источникомдеятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективноеотношение человека к окружающей среде и к своей личности. Эмоциональныепереживания способствуют формированию личности, ее социально-психологическойнаправленности.
Различают высшие (социальные) и низшие (простейшие)эмоции. Высшие эмоции проявляются в патриотизме, товариществе, дружбе, втрудовой доблести, в чувстве долга перед родиной, обществом. Низшие эмоциивозникают в результате удовлетворения или неудовлетворения органическихпотребностей человека (голод, жажда, половое влечение).
Эмоции могут быть положительными (приятными) иотрицательными (неприятными), сильными и слабыми. Относительно стабильноеэмоциональное состояние называется настроением.
При различных психических заболеваниях частонаблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в видедепрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др.

1. Эмоции
Эмоции – психические явления,отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутреннихситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражениясубъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. В. А.Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно иосуществляется на основе отражения.
Существует несколько классификаций эмоций. Классификацияэмоциональных явлений (Грановская):
—  Аффект– наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта:ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
—  Собственноэмоции– более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиесясобытия, но и на вероятные или вспоминаемые.
—  Чувства– ещеболее устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметныйхарактер. В советской психологии распространенным является утверждение, чточувства отражают социальную природу человека и складываются как значимыеотношения к окружающему миру.
—  Настроение– самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведениечеловека.
—  Стресс– эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Помнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, егонельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, прикотором достигается наибольшая эффективность деятельности».

2. Нарушениеэмоциональной сферы
Эмоции являются особымклассом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживанияобщее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям исамому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств,имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида.Сам термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere — двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функциюпобуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называютэмоционально-волевой. Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающиеразвитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением поудовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, чтоэмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействияорганизма и среды. Физиологическую основу эмоций составляет активность нервногоаппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицитинформации, необходимой для организации действий по удовлетворениюпотребностей. Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либопотребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условияхна основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоциональногосостояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимойдля ее удовлетворения. Отрицательные эмоции возникают у человека при дефицитенеобходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные- при наличии всей необходимой информации. Особое внимание информационнаятеория эмоций обращает на то, что возникновение эмоции связано не с наличиемпотребности, не с ощущением комфорта или дискомфорта, а с оценкой перспективыудовлетворения потребности.
В эмоциях имеется трисоставные части:
1) аффект (остроепереживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение,возбуждение);
2) когниция (осознаниесвоего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворенияпотребности);
3) экспрессия (внешнеевыражение в телесной моторике или поведении).
Относительно устойчивое ивсеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением. В связи стем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимобиологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основеотносительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили названиечувств.
Различают первичные(основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость,печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относятразличные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций(например, гордость — это радость, содержащая элементы внутренней каузальнойатрибуции причастности себя к возникновению позитивного события).
Расстройстваэмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иныхэмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в измененииэмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения вэмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, атакже нарушения динамики эмоций. Приложение 1
Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности повсем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается вугнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и егобезразличии к внутренним и внешним стимулам. Крайним проявлением гипотимииявляется депрессия — хронически сниженное настроение, характеризуемоеярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом.
Одним из менее выраженныхпроявлений гипотимии является дистимия — хронически сниженное,подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляетудовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется наличием мрачныхразмышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном,человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности вконцентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической исоциальной деятельности нет.
Гипертимияпредставляет собой устойчивоеэмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональноесостояние при гипертимии — эйфория: ощущение очень сильного душевногоподъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия иповышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявлениянеадекватно повышенного настроения используется термин «мания».Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличениемобъема и темпа психической и физической активности.
Паратимияпредставляет собой одновременное сосуществованиедвух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствиеэмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность).Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме «стекла и дерева»,который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью,чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качествоэмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.
Нарушения динамики эмоцийсвязаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности.Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения.Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции,застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя.Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективноерасстройство и циклотимия.
Биполярное аффективноерасстройство характеризуетсяповторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности(чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активностисменяется снижением настроения и активности. Циклотимия — менеевыраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленнымиэпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение можетбыть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаютсячеловеком как не связанные с текущими жизненными событиями.
Нарушения в эмоциональнойсфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент другихпсихических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации.
Те или иные эмоциональныесостояния признаются патологическими, когда их содержание,частотавозникновения, интенсивность иустойчивость признаются людьминеадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения.
В современной психологииглавную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивнымфакторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Следует различать эмоциональныесостояния и эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния возникают вопределенных ситуациях, поэтому они характеризуются интенсивностью ипродолжительностью (устойчивостью). Эмоциональные реакции связаны с кратковременнымповышением интенсивности психического возбуждения под воздействием какого-либосильного раздражителя. С прекращением деятельности раздражителя прекращается иэмоциональная реакция. Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональныхсостояний.
Часто встречающимсянарушением эмоций является страх. Страх — это острое переживаниеопасности. Страх может быть осмысленным, при этом человек осознает конкретныйисточник опасности, время и способ реализации этой опасности.
Тревожность является одним из наиболее частовстречающихся эмоциональных расстройств. Оно характеризуется переживаниемнеопределенной опасности, когда неизвестны форма, место и время действия. Тревожноеожидание опасности сопровождается постоянным чувством нервного напряжения,беспокойства, непоседливостью, соматовегетативными проявлениями преимущественносимпатотонического характера.
Концентрация эмоций с высокой интенсивностьюпереживания психического и физического напряжения называется аффектом.Аффективно представленными могут быть как положительные, так и отрицательныеэмоции. Однако слово “аффект” чаще всего употребляется в значении концентрацииэмоций гнева, ярости, неистовства. Физиологический аффект возникает встрессовой для человека ситуации и в определенной мере адекватен этой ситуациии состоянию личности к моменту аффективной разрядки. Чем выше уровеньличностной самоорганизации, самоконтроля, тем меньше наблюдается импульсивностив действиях человека в кризисный момент ситуации. Соматовегетативный комплексаффективных реакций представлен интенсивно, поэтому после аффекта обычнонаступает чувство психической и физической разрядки, расслабленности,успокоенности.
Выделяют два вариантарасстройств настроения: усиление и ослабление эмоциональности. К расстройствамс усилением эмоциональности относятся гипертимия, при которой человек находитсяв таких эмоциональных состояниях, как эйфория, благодушие или экстаз.
Эйфория — это веселое, «лучезарное» ирадостное состояние. Человек испытывает прилив бодрости, хорошо, даже прекрасночувствует себя физически, ему легко решать все вопросы, он стремится к бурнойдеятельности. При этом высока вероятность, что собственные возможностипереоцениваются. Благодушие — это беспечное и беззаботноеэмоциональное состояние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления кдеятельности. Экстазом называется наивысший уровень «приподнятости»эмоций, экзальтация. При экстазе переживания часто имеют религиозный илимистический оттенок.
Тоска — это переживание спреобладанием грусти, подавленности, безысходности. Внимание фиксировано толькона отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются вмрачных тонах. Тоска, которая сопровождается тягостными для человека ощущениямимучительного сжатия и стеснения за грудиной, носит название «предсердечной»,или «витальной».
Тревога характеризуетсяпереживанием внутреннего беспокойства и внутреннего волнения, ожиданиемнеприятности, предчувствием беды, катастрофы. Чувство тревоги обычносопровождается стеснением и напряжением «где-то в груди», а также ему частосопутствуют двигательное беспокойство, «не могу найти себе места», ивегетативные реакции. Тревога может перерасти в панику, при которой больныемечутся или застывают в ужасе, ожидая катастрофу.
Злобно-тоскливоенастроение с оттенком тревожности, с выраженной степенью недовольства собой иокружающими называется дисфорией. Она часто сопровождается интенсивнымиаффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния ссуицидальными тенденциями.
Эмоциональная слабость проявляется в лабильности, неустойчивости настроения,изменении его под влиянием незначительных событий. У больных легко могутвозникать состояния умиления, сентиментальности с появлением слезливости(слабодушие).
Болезненным психическимбесчувствием называется мучительное переживание «утраты всех человеческихчувств» — любви к близким, сострадания, горя, тоски.
К нарушениям настроениясо снижением эмоциональности также относятся такие состояния, как апатия,эмоциональная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость.
Все перечисленныесимптомы, свидетельствующие об усилении или снижении эмоциональности, независят от того, каковы эти эмоции — положительные или отрицательные

Заключение
С феноменологической точки зрения эмоция всегдаокрашивает некоторое отражаемое содержание, то есть имеет предметнуюотнесенность. С другой стороны, эмоция — это и психофизиологический механизм,при помощи которого через «психический» уровень отражениядействительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя средаорганизма (сосудистый тонус, эндокринные реакции, обмен веществ). Но основнаяфункция эмоций — это оценка, поэтому в ее структуре всегда присутствуютдва компонента — отраженное содержание объекта и субъективное отношение к нему.
В эмоциях различают эмоциональный фон (илиэмоциональное состояние) и эмоциональное реагирование, которые подчиняютсяразличным закономерностям, поскольку первый связан с личностнымихарактеристиками, а второе носит ситуативный характер. Среди параметров,подлежащих учету при оценке эмоций, рассматривают знак, интенсивность,длительность, реактивность, качественные характеристики и связь спотребностями, степень осознания и степень произвольности контроля.Измененияэмоционального состояния у человека приводят к изменениям выражения лица(мимики), появляются опосредованная жестикуляция (пантомимика), возникаютспецифические оттенки интонаций и тембра голоса. Подобные изменения можно найтии в доречевом периоде жизни ребенка, но с возрастом меняется и стильпредъявления эмоций. По мнению ряда авторов, до 90% эмоционального общенияпроисходит на неречевом уровне. Выражения чувств, выступающие в тех или иныхвнешних проявлениях, принято называть экспрессией. Овладение ею состоит из двухвзаимодополняющих процессов — умением опознавать оттенки экспрессии иумением пользоваться ими для информирования о собственных переживаниях.
Эмоций нарушения — особый класс нарушений психики,связанный с трудностями восприятия и выражения эмоций. Симптомы эмоциональныхнарушений многочисленны и разнообразны. Они имеют большое диагностическоезначение при определении патологии собственно эмоциональной сферы, а также приопределении степени выраженности психопатологических синдромов. Среди симптомовнарушений эмоций обычно выделяют нарушения эмоционального реагирования (острыеи неадекватные по интенсивности эмоциональные реакции на различные внешниесобытия и ситуации) и симптомы расстройств настроения.

Приложение 1
/>

Список использованной литературы
1. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. — М.:АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
2. Выготский,Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1982. — 504 с.
3. Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений:Практикум/ Оформл. обл. А. С. Андреева. —СПб.: МиМ, Респекс, 1999.— 224 с.
4. Додонов, Б. И. В миреэмоций: Киев, 1987. -152 с.
5. ГрегорО. Как противостоять стрессу. Стресс жизни: Сборник. СПб.: ТОО «Лейла», 1994.С. 7–114.
6.  Маклаков, А. Г.  Общая психология – СПб.: Питер, 2001.- 592с.
7. Немов,Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1.Общие основы психологии. -М.: Просвещение:Владос, 1994.-576 с.