Феномен необучаемости и психологические препятствия
Не
усваивать программу наравне с другими детьми ребенок может по причине задержки
умственного развития или из-за специфических проблем в общении, которые влияют
на его отметки в дневнике.
Для
школьников началась заключительная четверть в этом году. Основные выводы о том,
как тот или иной школяр осваивал науки, сделать уже можно. В любом классе
помимо преуспевающих отличников и хорошистов встречаются и менее успешные
сверстники. Каковы причины трудностей многих детей? Может быть, получать
пятерки ребенку мешают психологические препятствия или генетический набор?
Гипотез множество, но ясно одно — без помощи взрослых ему не избавиться от
низких отметок.
Психологическая
коррекция невротических и стрессовых состояний методом цветомедитации
Страхи
у детей и способы их психологической коррекции
Невроз
в зеркале детства. Профилактика и коррекция
Вхождение
в школьную систему становится основной точкой, на которой сравниваются
способности детей и выявляются недостатки. Чтобы узнать причины плохой
успеваемости в школе, мы обратились к детскому психологу городского центра
медико-социальной, психотерапевтической и психологической помощи Светлане
Копейкиной.
Часто
атмосфера в семье и в школе тоже является фактором возникновения трудностей в
учебе. Многие дети не могут влиться в школьную жизнь из-за всевозможных страхов
и переживаний. Дошколята и младшие школьники, так же как и взрослые, способны
переживать тяжелые депрессии, а вместо содействия получать лишь жестокое
обращение со стороны учителей и родителей.
Причины,
которые берут начало еще в раннем детстве
—
Не усваивать программу наравне с другими детьми ребенок может по причине
задержки умственного развития или из-за специфических проблем в общении,
которые влияют на его отметки в дневнике, — объясняет специалист.
Психологи
говорят, что многие стрессовые факторы переходят из поколения в поколение:
бедность, распад семьи, воспитание одним родителем. Другие появились только в
последнее время, например неадекватный уход за ребенком со стороны работающих
родителей, заболевания, связанные с употреблением наркотиков, алкоголизм. Даже
желанный прогресс в медицине может иметь и негативную сторону — повышение
вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с
трудностями в поведении, которым требуется помощь специалистов в самом раннем
возрасте.
Вадик
появился на свет слабеньким раньше положенного срока на 2 месяца. При рождении
весил 1,6 килограмма. В момент, когда ребенка нужно было ставить на ноги, семью
покинул нерадивый папа. Зачастую денег не хватало на все препараты, которые
выписывали врачи. Сегодня Вадику 4 года, за это время он так и не догнал своих
сверстников. Мальчик небольшого роста, с задержкой речевого развития,
ослабленным здоровьем.
“Неспособен
управлять эмоциями, волнением и тревогой, — говорят воспитатели детского сада.
— Агрессивен и неуправляем как во время занятий, так и во время игры”.
Сотрудники дошкольного учреждения жалуются матери, что с ним просто невозможно
совладать. По словам мамы, поведение мальчика дома ничем не отличается. Игры
заканчиваются тем, что всегда что-то ломается, рвется и рушится. Недавно он
выбросил все игрушки в окно, сломал телевизор, принтер. Он не желает слушать
сказки, до ужаса боится воды. Проблемы Вадика без помощи психологов не исчезнут
сами собой и дадут о себе знать в школьной жизни.
В
учебных заведениях к трудным детям относятся негативно и родители, и педагоги,
потому что они агрессивны, мешают обучению других детей.
Дети
с особенностями поведения и развития. Основные направления психологической
помощи
Биологические влияния
Причиной
страхов и тревоги у детей является повышенное содержание в организме гормонов
стресса. Дети наследуют эту тенденцию от своей мамы или приобретают в
младенчестве из-за характера взаимоотношений в семье. Это влияет на поведение
ребенка в новой ситуации, реакцию на критику, на провал.
Ученые
считают, что если роды проходили с осложнением, то мать еще несколько месяцев
переживает за здоровье малыша. Период адаптации друг к другу течет с
осложнениями. Ребенок улавливает нервозность матери и тоже проявляет проблемный
темперамент, беспокойство. Мать подсознательно пытается избегать длительного
общения с ребенком, потому что оно не доставляет ей радости. Выходит на работу
или занимается только гигиеной и питанием малыша.
Дефицит
полноценного общения с матерью приводит к задержке речи у детей, а впоследствии
к проблемам обучения. Вот такой замкнутый круг. Для эмоционального здоровья
ребенка нужна ранняя привязанность. Ее формирование начинается между 6-м и 12-м
месяцем жизни. У детишек образуется эмоциональная связь с родителями или
опекунами, которая обеспечивает им устойчивую надежную базу, опираясь на
которую он может исследовать окружающий мир.
Привязанность
выполняет важную функцию — снятие стресса. Мамины улыбки, поглаживания,
покачивание, прикосновение. У детей растет уверенность в собственных силах.
Именно с этого возраста появляется внутренняя рабочая модель отношений — образ
того, что он ожидает от окружающих и как он к ним будет относиться.
“У меня ничего не получается”
Часто
причиной хронической неуспеваемости являются дисциплинарные меры, которые
применяются к нему в школе или дома, — в частности, критика со стороны
родителей, учителей.
У
тревожных детей часто вырабатывается система взглядов, усугубляющая неудачи и
приводящая к выводу, что их непременно ждет поражение. Ожидания по поводу
собственной успеваемости омрачаются страхом перед неудачей и насмешками со
стороны других школьников. Заглянуть в душу ребенка, выслушать его высказывания
о себе, проследить за особенностью его мышления — уникальная возможность
разгадать пути решения детских проблем, которые можно упустить, наблюдая за
поведением.
Сбои
и отклонения от нормы у детей, как правило, являются следствием не одной
причины, а результатом сложного и длительного взаимодействия внутренних
процессов индивидуального развития и внешних условий.
Определяем и измеряем интеллект детей с пеленок
Помимо
психологических проблем, мешающих ребенку влиться в учебный процесс, существуют
еще более серьезная — умственная отсталость, или задержка умственного развития.
Беременность
и роды — время наибольшей подверженности травмам, инфекциям и другим осложнениям.
По исследованию Американской психологической ассоциации (АРА) в 2000 году,
такие проблемы объясняют 10% всех случаев умственной отсталости. Другие общие
физические состояния, приобретенные в младенчестве или детстве (инфекции,
отравления, травмы), объясняют еще 5% предполагаемых или известных причин
умственной отсталости. Также негативный эффект дает употребление в
перинатальный период алкоголя, антибиотиков и аспирина.
Уровень
приобретенных навыков тоже характеризует умственное развитие
Перед
тем как попасть в первый класс, дети проходят тестирование, где оценивается
знание окружающего мира, представление о сходстве и различии, математические
понятия, которые, как предполагается, составят общую конструкцию, называемую
интеллектом. В умственную отсталость входит не только низкий уровень
интеллекта, но и низкая адаптивность детей. Принимается во внимание, как
маленький человечек справляется с требованиями повседневной жизни, как
придерживается общественных стандартов.
Если
ребенок легко адаптируется к своему окружению, но имеет низкий интеллект, его
нельзя причислить к умственно отсталым людям. Дети с низким коэффициентом IQ
часто в нашей стране остаются в тени из-за экономических и образовательных
трудностей. Они по нескольку лет сидят в одном классе, или же их просто
стараются не замечать — ставят тройки и переводят из класса в класс. Часто на
таком положении дел настаивают именно родители, однако в подобных случаях
требуется координированная поддержка со стороны матерей и отцов, учителей и
других специалистов.
Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми и
подростками
Здоровая
среда — залог развития ума
Несмотря
на то что интеллект человека относительно стабилен и многие ученые считают его
врожденным и постоянным, психологи доказывают, что снизить уровень умственной
отсталости можно. Несмотря на то, что интеллект человека заложен генетической
программой, умственные способности всегда подвержены влиянию опыта. Помните:
младенчество и ранний возраст — самые благоприятные и своевременные периоды
воздействия на умственные способности, благодаря тому, что мозг ребенка
стремительно формируется, и благодаря реакции на стимуляцию окружающей среды.
Методики
Н. А. Зайцева
Однако
исход развития детского интеллекта находится в прямой зависимости от
возможности учиться и развиваться.
Интеллект
ребенка из неблагополучной, пьющей семьи проигрывает из-за воздействия
окружающей среды: жизнь в бедности, плохое питание, неадекватная гигиена
беременности, генетический набор, отношение родителей. Поэтому задержка его
развития вполне обусловлена этими факторами и самостоятельно не исчезнет.
Дети,
живущие в здоровой обстановке, где попечители предоставляют им необходимый
уровень стимуляции и помогают справляться со стрессом внешнего мира, имеют
превосходную возможность раскрыть свой потенциал и повысить умственные
способности. Замечено, что при правильном подходе люди с умственной отсталостью
в течение школьных лет зачастую смешиваются с основной частью населения, и их
диагноз уже не имеет большого значения для обучения любого рода.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su