–PAGE_BREAK–§ 1.2. Особенности судебной власти Российской Федерации
Судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены.
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. Суд применяет законы, осуществляет государственную власть в форме правосудия. [3]
Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров, жалоб на действия чиновников и других дел. Словом, суд призван разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть.
Разрешая эти конфликты, суд действует не как учреждение со своим штатным составом, а в форме судебного заседания, судебного присутствия, когда официально объявлен и начат судебный процесс. Конкретное дело рассматривает и решает судебный состав. Профессиональные судьи и арбитражные заседатели рассматривают дела в арбитражных судах. Именно профессиональные судьи и «судьи из народа», рассматривающие конкретное дело, осуществляют судебную власть от имени государства.
Для осуществления судебной власти особое значение имеет соблюдение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмотрение, если нарушена форма процесса.
По значительным делам судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть гарантией объективности, обоснованности принятого решения. Единолично решают дела мировые судьи, но и тогда они действуют в судебном процессе. Вне процесса судья может осуществлять некоторые другие полномочия, издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и в связи с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании.
Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сложилось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении, ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное конкретное дело. Контроль за деятельностью судов имеет лишь форму пересмотра дела по апелляции или кассации вышестоящим судом, а в отношении судей контроль осуществляется органами судейского самоуправления.
Правосудие — главная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения, только они разрешают применение таких мер. Судьи удостоверяют факты, имеющие юридическое значение, устанавливают ограничения правосубъектности граждан, осуществляют судебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т.д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав.
По закону власть суда очень велика. Только суд может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию (Верховный Суд РФ), лишить недостойных родителей родительских прав и т.д. Однако на практике судебная власть в России недостаточно эффективна. Судебные реформы, проводимые в последние годы, призваны сыграть свою роль в укреплении судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду, как и соответствующее правосознание граждан, воспитывается многими десятилетиями.
§ 1.3. Судейское самоуправление
Обособление судебной власти предполагает создание особых органов судейского сообщества — судейского самоуправления. Это — созываемый в четыре года Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Федерации (созываются не реже одного раза в два года), избираемые ими советы судей РФ и ее субъектов, общие собрания судей судов, а также Высшая квалификационная коллегия судов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Съезд и конференции представлены делегатами от судов различного уровня. Советы формируются съездами и конференциями судей с учетом представительства различных видов судей. Также образуются и квалификационные коллегии судей, но в них примерно 1/3 составляют представители общественности.
Органы судейского сообщества призваны содействовать совершению судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требования судейской этики.
Квалификационные коллегии рассматривают заявления кандидатов на судебные должности и по результатам экзаменов дают (не дают) рекомендации на должность судьи, приостанавливают или прекращают полномочия судей, осуществляют аттестацию судей, налагают дисциплинарные взыскания, решают кадровые вопросы и др. Только они вправе снять с судьи неприкосновенность. [4]
–PAGE_BREAK–