Психофизиологический механизм стресса

План:
Введение
1. Группы стресса
1.1 Клиническая группа
1.2 Событийная группа
1.2.1 Фрустрациякак состояние и виды реакций на нее.
2. Механизмыстресса
3. Психологическаяхарактеристика аффекта. Диагностика аффективных следов
4. Стресс и здоровье
Заключение
Литература

 
Введение
 
Каждыйчеловек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя трудвыяснить, что же такое стресс, стресс-угроза, беда, напасть. Служащий страдаетот несправедливых нападок своего шефа, и его язва желудка, скорее, всегоследствие стресса. Стресс – это комплекс боли и страха у человека, когдабормашина высверливает полость в больном зубе. Стресс — это автомобильнаяавария. Стресс — это война. Стресс — это сдача экзамена для студента.
Слово «стресс» так жекак «успех», «неудача» и «счастье» имеет различные значения для разных людей.Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденнуюречь. Что это утомление, боль, страх, травма, неожиданная радость, грандиозныйуспех, перевернувшие всю жизнь? Любое условие может вызвать стресс, но ни одноиз них нельзя выделить и сказать – это «стресс».
Цель: исследоватьпсихофизиологические основы стресса на основе анализа научной литературы.
Объект: стресс.
Предмет: психофизиологическиймеханизм стресса.
Гипотеза: знаниепсихофизиологических механизмов стресса позволит будущему специалисту по охранетруда предвидеть поведение человека в чрезвычайных ситуациях и предупреждатьнегативные изменения в структуре и функциях органов и систем организма.

1.Группы стресса
 
1.1Клиническая группа стресса
Первая группа подходовк проблеме стресса — клиническая. В рамках этих подходов стресс определяетсякак внутреннее состояние организма, проявляющееся в форме специфического синдрома(«адаптационный синдром»), который представляет собой совокупностьвсех неспецифически вызванных изменений в рамках данной биологической системы. Инымисловами, каким бы ни было воздействие на организм, существенным является фактнеобходимости перестройки и восстановления нарушенного равновесия биологическойсистемы. Этот процесс имеет три стадии: стадия тревоги, стадия резистентности(адаптации) и стадия истощения.
Стадия 1. Тревога. Вовремя этой реакции сопротивляемость организма сначала понижается («фазашока»), после чего задействуются защитные механизмы («фазапротивошока»). Набухают кора надпочечников и лимфатические узлы,увеличивается содержание гормонов в крови, выделяется адреналин, чтосопровождается сильным физиологическим возбуждением и негативным эмоциональнымсостоянием, повышается чувствительность к стрессовым воздействиям. На этойстадии повышается уязвимость к заболеванию и, если эта стадия затягивается, топроцесс переходит во вторую стадию, в которой задействуются более мощныекомпоненты адаптационного синдрома.
Ярким примером стадии 1является тревожность.
В психологическойлитературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинствоисследований сходятся в признании необходимости рассматривать егодифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику сучетом переходного состояния и его динамику. Так А.М. Прихожан указывает, чтотревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданиемнеблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность какэмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности илитемперамента. Понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека,которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству,имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Выделяют два основных видатревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е.порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызываетбеспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддвериивозможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не толькоявляется вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступаетсвоеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно иответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным являетсяскорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельствдемонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всегосвидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированностисамосознания. Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она можетрассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности кпереживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких,которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состояниембезотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринятьлюбое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такомусостоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у негозатруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающийи враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированиюзаниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Стадия 2.Сопротивление. Устойчивое приспособление организма к новым условиям достигаетсяза счёт напряжения функционирующих систем. Уменьшаются размеры корынадпочечников, нормализуются размеры лимфатических узлов, стабилизируетсявыработка гормонов, человек переживает состояние сильного физиологическоговозбуждения. Если усиленное стрессовое воздействие продолжается, наступаетутомление и процесс переходит в третью стадию. Стадия 3. Истощение. На этойстадии нарастает нарушение согласованности жизненных функций организма из-заисчерпания ресурсов защитных механизмов. Лимфатические узлы набухают,увеличивается количество гормонов в крови, запасы которых истощаются, снижаетсяспособность сопротивляться воздействию стрессоров. На этой стадии, в отличие отпредыдущих, аффективное состояние — как правило, подавленность. Развиваются нетолько функциональные (обратимые) изменения во внутренних органах, но иморфологические необратимые изменения, т.е. серьёзные заболевания. Такимобразом, психофизиологический и физиологический подходы в изучении стрессатесно переплетены между собой. Правомерно считать, что любой стресс является ифизиологическим, и психическим (эмоциональным) одновременно. Каждому человекуприсущ индивидуальный профиль стресса — картина специфических стрессовыхреакций, отражающих степень выраженности изменений вегетативных, поведенческихи когнитивных функций.
Клинические явления,обусловленные психическим стрессом, можно разделить на острые стрессовыереакции, которые возникают после сильного травматического переживанияисключительно угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда ичасов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собойзатяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного родапереживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в томчисле и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менеевыраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностныедекомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного илихронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимыхэмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастанияфрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностныхдекомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которыеопределяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значениеэмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связанс одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненномконтексте.
 
1.2Событийная группа стресса
Вторая группа подходовк проблеме стресса — событийная. Стресс понимается с точки зрения обстановки,т.е. как событие в процессе деятельности. В русле этих исследованийпредпринимается попытка классифицировать различные виды воздействий начеловека, ранжируя их по степени стрессогенности. Физиологические стрессоры(жара, холод, кислородное голодание, боль), в отличие от эмоциональных,действуют непосредственно, но к такого рода воздействиям всегда прибавляется ихпсихическая переработка, что в свою очередь может оказывать влияние на степеньстрессогенности стимула. В результате, стресс может возникать даже в отсутствиепрямого физического воздействия, — лишь на основе прошлого опыта человека. Кнаиболее типичным трудным жизненным ситуациям относятся (в порядке уменьшениястрессогенности): смерть близкого человека, измена, межличностный конфликт,внутриличностный конфликт, развод. Но в действительности, такие жизненныеситуации индивидуальны для каждого человека. Любой раздражитель приопределённых условиях может вызывать стресс, вместе с тем, ни одна ситуация невызывает стресс у всех без исключения индивидов. Существенную роль, такимобразом, играет индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретациявоздействия. Многолетние исследования показывают общность физиологическихизменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе.
1.2.1Фрустрация как состояние и виды реакций на неё
Фрустрация –расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-тотравмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние,которое возникает при невозможности достичь поставленную цель (реализоватьмотив). Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы:выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности. Трудности:1 — вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия(настойчивость). Фрустрация к такого типа трудностям не относится; 2 — непреодолимые (борьба с раком). Явления фрустрации наиболее изучено в отношениик барьерам деятельности. Имеются попытки возвести фрустрации в ранг совершеннозаконных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма иличности. Майер считает, что поведение животного и человека зависит от двухпотенциалов: 1 — репертуар поведения, определенный наследственностью, условиямиразвития и жизненным опытом; 2 — избирательные или отборочные механизмы,которые делятся на действующие при мотивированной деятельности и возникающиепри фрустрации. При фрустрации нецеленаправленное поведение отличается чертамидеструктивности, ригидности, незрелости. Фрустрацию нельзя считать не мотивированной.Психические состояния вызываемые фрустратором несомненно зависят от его типа. Розенцвейгвыделил три типа ситуаций — фрустраторов: 1 — лишения, т.е. отсутствиенеобходимых средств достижения цели или удовлетворения потребности (внешнеелишение: человек голоден, а пищи достать не может, внутреннее лишение – человекчувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам настольконепривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность); 2 — потери (сгорелдом); 3 конфликт (человек, который любит женщину, остающуюся верной своемумужу). Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые частовстречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз виндивидуальной форме: 1. Толерантность (терпеливость, выносливость, когдафрустратор не вызывает фрустрацию).
Разные формытолерантности: а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившеесякак жизненный урок, но без особых сетований на себя; б) напряжение, усилие,сдерживание нежелательных импульсивных реакций; в) бравирование с подчеркнутымравнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.Толерантность можно воспитать. 2. Агрессия – это нападение (или желаниенапасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко можетбыть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь формускрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии –острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочнаяактивность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданныеагрессивные действия. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активныхявлений фрустрации. 3. Фиксации – два смысла: а) стереотипность, повторностьдействия. Фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессииэто состояние консервативно, оно является продолжением прежней деятельности поинерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна. б)прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребностьдлительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесьпроявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая формафиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую,позволяющую забыться деятельность. Депрессию можно рассматривать, как нечтопротивоположное агрессии. Для депрессии типично чувство печали, сознаниенеуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особойразновидностью депрессии является состояние скованности и апатии, как бывременное оцепенение. 4. Регрессия – возвращение к более примитивным, а нередкоинфантильным формам поведения. А так же понижение под влиянием фрустраторауровня деятельности. Подобно агрессии – регрессия не обязательно являетсярезультатом фрустрации. 5. Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведениевозникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не даютэффекта. Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннегоконфликта. Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, прикоторых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности.Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения. Фрустрация различнане только по своему психологическому содержанию или направленности, но и подлительности, могут быть продолжительными настроениями, в некоторых случаяхоставляющие заметный след в личности человека. Фрустрации могут быть типичнымидля характера человека; нетипичными, но выражающими возникновение новых чертхарактера; эпизодическими, преходящими. Степень фрустрации (ее вид) зависит оттого, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смыслевооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятияновизны этого барьера).
Существует два основныхнаправления реакций: агрессия и отступление.
Выделяют нескольковидов отступления:
— физическое (сильныйпротивник) или психологическое (я был не прав).
— Осознанноеотступление – сдерживание себя.
— Неосознаваемоеотступление – подавление.
— Сублимация.
— Рационализация –когнитивное оправдание.
— Фантазия – иллюзиявыхода из ситуации (мечтания).
— Фиксация –парализуется вся деятельность.
— Регрессия – шаблоннаяреакция.
 Каждая личностьхарактеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться сзатруднениями. Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.

2.Механизмстресса
Стрессорывызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активациигипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременнымвключением симпатического отдела вегетативной нервной системы. Относительнотого, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения.Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структурывоздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусуи параллельно — в ретикулярную формацию, которая является «связующимзвеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природестрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивныепроцессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо отприроды стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация острессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу поспециальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникаетсомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структурыпринимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознаниистрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весьмозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить опонимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашейпсихикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новыепредставления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовыхсостояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иныхмедиаторных систем. Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим рольЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмовдистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС ввозникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.
Послеработ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, чтоуправляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторыенейроны ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В.,Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важнуюроль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных сними психосоматических заболеваний.
Основныеструктуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбическиеструктуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центрыпродолговатого мозга. В работах Симонова подчеркивается роль передних отделовкоры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении эмоций. Такоесходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций недолжно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны.Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесносвязанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей черезвзаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функциигипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы.Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой,гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистойсистемы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями сна ибодрствования, стрессовых и эмоциональных систем. Но остановимся на механизмах,которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамусактивирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активацияможет осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. Отпередней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза,который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамусавырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь,действует на гипофиз таким образом, что там начинается выработка тиреотропногогормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производитьтироксин, выбрасываемый в кровь. Задняя доля гипоталамуса через симпатическийотдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников,которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина,поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболическихгормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм. Передняядоля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного путивоздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие — производиткортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя егопроизводить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на корунадпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним изпредставителей которых является кортизол — «гормон стресса» и альдостерон.Основная функция кортизола — повышение уровня сахара в крови — резко усиливаетклеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостеронподнимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода ипитательных веществ к активным структурам организма. Исследования последних летпозволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, ккоторым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами,вырабатывающими норадреналин. Вторая структура — паравентрикулярное ядрогипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса,вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которыесодержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые инорадреналиновые системы нейронов являются «узловыми станциями»системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей,включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбическийдофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых системмотивации и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющихкортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти иэмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвалиизменения стрессового уровня.

 
3.Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов
Стрессвсегда сопровождается эмоциями, крайнее проявление которых — аффект.
Аффект – это ярковыраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитныереакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации);аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению. Проявления аффекта имеютопределенную динамику (аффект – нарушение функционирования организма) – этобыстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть выраженполностью (как негативный, так и позитивный).
Фазы течения аффекта:подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная). 1. Подготовительная:сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций иконцентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этойфазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящиепсихические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный кругпредставлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя –стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестаетсуществовать. 2. Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессомотреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает надтормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания,снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер. 3.Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченныевоспоминания о событиях нарушаются. Особенности аффекта – отсутствиепредварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия.Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическоеистощение у психически здоровых людей.
4.Стресс и здоровье
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕБОЛЕЗНИ. Заболевания внутренних органов и систем организма, возникающиевследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Как говорят внароде, это те заболевания, которые появляются «на нервной почве».Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и12перстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь,мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница,нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства, а также нарушенияменструального цикла у женщин, климактерический синдром и т.д. Несмотря на то,что все эти болезни разные, их объединяет целый ряд общих признаков. 1. Началозаболевания провоцируется психическими факторами (психическая травма,эмоциональный стресс), действие которых может быть кратковременным (смертьблизкого человека), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезньблизкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-заличностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства). 2. Не тольконачало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение илирецидив болезни. 3. Течение заболевания в определенной степени зависит от полаи стадии полового созревания. Например, бронхиальная астма до периода половогосозревания в 2 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, в то время какв более зрелом возрасте — чаще у женщин, чем у мужчин. Хроническая крапивница итиреотоксикоз более характерны для женщин, а коронарная болезнь и артериальнаягипертония — для мужчин. 4. Психосоматические расстройства обычно протекаютфазно и их обострения в той или иной степени носят сезонный характер. Так,сезонные осенне-весенние обострения свойственны язвенной болезни желудка и12-перстной кишки, а в течении псориаза выделяют летнюю и зимнюю форму. 5.Психосоматические болезни возникают у лиц с генетической и конституциональнойпредрасположенностью. Практическим врачам этот факт хорошо известен. Внаследственности у страдающего гипертонией есть обязательно «гипертоники»,язвенной болезнью — «язвенники». Один и тот же эмоциональный стрессвызывает у разных людей различные реакции и заболевания. Это различиеопределяется не только генетической предрасположенностью к определеннымзаболеваниям, но и характерологическими особенностями. Если у личностивспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессивным реакциям и вынужденной ихсдерживать обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого,впечатлительного, с комплексом неполноценности — неспецифический язвенный колит.Психосоматические болезни — это болезни нарушенной адаптации (приспособления,защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т.к. он неизолирован от влияния окружающей среды. Г. Селье утверждал, что даже«спящий человек испытывает стресс… Полная свобода от стресса означаетсмерть». Однако, воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным,что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненноесостояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как отсилы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического ифизического состояния человека. Конечно, адаптационные (приспособительные)возможности у молодого, крепкого, физически здорового, оптимистичнонастроенного человека гораздо выше, чем у старого, слабого физически, уже нераз подвергавшегося воздействию стрессовых влияний. Именно от исходногосостояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуацииили пассивно обречет себя на «разрушение» ею. Связь между психикой ителом осуществляется через вегетативную нервную систему и проявляется в видеразличных вегетативно-сосудистых реакций. Психогенная ситуация какпровоцирующий фактор запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации.Наиболее часто встречаются три типа таких реакций: 1) реакция со сторонывыделительных органов — слюнотечение, потливость, рвота, учащенноемочеиспускание, понос («медвежья болезнь»). Могут возникать приволнении перед экзаменом, ответственным докладом и т. д.; 2) температурнаяреакция. Повышение температуры часто наблюдается у детей в любой стрессовойситуации (прорезывание зубов, сильный плач, переутомление). Температурнаяреакция характерна и для некоторых женщин, причем в длительнойпсихотравмирующей ситуации может держаться субфебрилитет (37,0-37,5°С); 3)реакция со стороны сердечно-сосудистой системы в виде сердечных спазмов,повышения артериального давления, учащенного сердцебиения. Любаянеспецифическая реакция может сопровождаться тревогой или страхом. Приповторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительнойпсихотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичностьв виде поражения отдельных органов и систем организма. Другими словами,поражается орган-«мишень», имеющий к этому наследственнуюпредрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональныи в ряде случаев маскируют или зашторивают психические заболевания (неврозы,депрессии). В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимыйхарактер, что затрудняет ее лечение. Особенности развития психосоматическихболезней диктуют и своеобразие терапевтического вмешательства. Прежде всегонеобходимо купировать непосредственную сомато-вегетативную реакцию организма(подъем АД, боль в сердце, прободение язвы). Затем необходимо присоединитьпсихотропные средства (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные, ноотропы),опосредовано стабилизирующие физические функции. Кроме того, весь процесслечения поврежденных органов и систем должен сопровождаться психотерапией,направленной на коррекцию личностных черт больного, его реакции на окружающее,разрешение психотравмирующей ситуации, урегулирование взаимоотношений в семье ит. д. Только весь лечебный комплекс может способствовать выздоровлению. Дляпретворения этого комплекса в жизнь требуется консультация и помощь психиатра,психотерапевта или психоневролога. Соматогенные психозы (психическиерасстройства при соматических заболеваниях). Психические нарушения, возникающиев связи с патологией внутренних органов и систем, составляют специальный разделпсихиатрии — соматопсихиатрию. Несмотря на разнообразие психопатологическойсимптоматики и клинических форм соматической патологии, их объединяет общностьпатогенетических механизмов и закономерностей развития. Диагноз«соматогенного психоза» ставится при определенных условиях:необходимо наличие соматического заболевания; временной связи междусоматическими и психическими нарушениями, взаимозависимости и взаимовлияния вих течении. Симптомы и течение зависят от характера и этапа развития основногозаболевания, степени его тяжести, эффективности проводимого лечения, а также отиндивидуальных особенностей больного, таких как наследственность, конституция,характер, пол, возраст, состояние защитных сил организма и наличиядополнительных психосоциальных вредностей.

Заключение
 
Итак, в ходе даннойработы было выяснено, что стресс – это неспецифический ответ организма на оченьсильные воздействия любой природы.
Стресс-реакция включает3 стадии:
1)        вначалетрудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит– стадия тревоги);
2)        затемадаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действиистрессора);
3)        теряетсилы и «смерть» (длительное влияние стрессора – стадия истощения).
Синдром этот являетсягенерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией.Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезньсвязана с некоторым проявлением стресса. Для болезней, возникающих в основномвследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Сельепредложил называние «болезни адаптации», т.к. они в меньшей степени зависят отприроды патогенного фактора.
Считается, что главнойсоставляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение.Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние,рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Стресс – особоепсихическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности. Стресс,возникающий в сложных условиях,- феномен психической деятельности. Состояниепсихической напряженности (стресса) возникает при выполнении человекомпродуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ееэффективность. Таким образом, стресс, прежде всего, оказывает мобилизующеевлияние на организм, в результате которого происходит адаптация к действиючрезвычайных воздействий.
Литература:
1. Березин Ф.Б. Психическая ипсихофизиологическая адаптация человека. // Л.: «Наука», 1988.
2. Березин Ф.Б., Барлас T.B.Социально-психологи-ческая адаптация при невротических и психосоматическихрасстройствах. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1994,т. 94, N 6, с. 38–43.
3. Ильин Е.П. Психофизиология состоянийчеловека. // СПб.: «Питер», 2005.
4. Прохоров А.О. Саморегуляцияпсихических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. // М.: «ПЕРСЭ», 2005.
5. Селье Г. Очерки об адаптационномсиндроме. // Медгиз, М., 1960.
6. Губачёв Ю.М.,Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормыи патологии человека. Л., 1976г.
7. Кокс Т.«Стресс». М., 1981г.
8. Мольц М. Я –это Я. Под редакцией Зинченко В.П., М. 1991г.
9. Селье Г.Стресс без дистресса. М., 1991г.
10. Судаков К.В. Системные механизмыэмоционального стресса. М., 1981г.