Демон и Мцыри МЮ Лермонтова сравнительная характеристика

А.Б.Мазняк

«ДЕМОН» И «МЦЫРИ»М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
(cравнительнаяхарактеристика)

Внастоящейстатье ставитсязадача сравнительногорассмотрениянекоторых теми образов, получившихотражение впоэмах М.Ю.Лермонтова«Мцыри» и «Демон».
Известно, что основнойконфликтлермонтовскоготворчества, как правило, строится наантитезе образов «неба» и земли”.Любовь к «земле»и отречениеот нее во имя«небесного»идеала, жаждаверы и невозможностьуверовать, постояннаядушевнаяраздвоенность- все это являетсятипичным длягероев Лермонтова”[1].
Контрастныеотношения кмиру проступаюти в поэмах «Демон»и «Мцыри». Особенноони бросаютсяв глаза присопоставительноманализе пейзажаи его идейно-художественныхфункций. Можновыявить несколькомоментов, сближающихэти поэмы идающих возможностьрассматриватьДемона и Мцырив качествевариантоводного типагероя, сохраняющегосвязь с демоническим мироощущением.Сравнительныйанализ позволяетуглубить нашепредставлениео лермонтовскойтрактовкесвободы, романтическогоидеала.
Начнемс сравнительногоанализа пейзажа.В обеих поэмахведущее местоотведено картинамкавказскойприроды. Преждевсего бросаетсяв глаза ихлексико-семантическаяи стилистическая близость. Приведемнесколькопримеров.
«Демон»:”… Казбек, какгрань алмаза, снегами вечнымисиял”;
«Мцыри»:«В снегах, горящихкак алмаз, СедойнезыблемыйКавказ…»;
Демон”:”… глубоко внизучернея, Кактрещина, жилищезмея, ВилсяизлучистыйДарьял, И Терек, прыгая, какльвица…Ревел”;
«Мцыри»:«Внизу глубокоподо мной Поток, усиленныйгрозой, Шумел…Выл, крутясь, сердитый вал»;
«Демон»:«И золотыеоблака Из южныхстран, издалекаЕго на северпровожали»;
«Мцыри»:«И облачко заоблачком, Покинувтайный свой ночлег, К востокунаправлялобег — как будтобелый караванЗалетных птициз дальнихстран!»;
«Демон»:«И скалы тесноютолпой, Таинственнойдремоты полны, Над ним склонялисьголовой»;
«Мцыри»:«Я видел грудытемных скал, Когда потоких разделял…»
Числотаких примеровможно увеличить, однако и указанныеярко демонстрируютсхожесть картин, предстающихперед героями.
Исследователямиуже отмеченахарактернаячерта поэтикиЛермонтова- «самоповторение».Установлено, что оно частовстречаетсяв его юношескойпоэзии. Темболее значимприем «самоповторения» в зрелом творчествепоэта. Естьоснованиедумать, чтосходство идей, образов «Мцыри»и «Демона»неслучайнои, видимо, оправдано художественнойцелью автора.
Картиныприроды в названныхпроизведенияххотя и соотнесены, однако смыслих для читателянеодинаковотносительновнутреннего мира героев, по-разномуотносящихсяк природе. Демоностается равнодушнымк «дикому» и«чудному»«Божьему миру»: он окинул«презрительным»оком «твореньеБога своего, И на челе еговысоком Неотразилось ничего». Красотаземного мирачужда «гордомудуху».
По-иномуее воспринимаетМцыри. Он, в отличиеот Демона, всейдушой откликаетсяна великолепиеприроды. Этообъясняетсятем, что Мцыри, как отмечалС.Ломинадзе,«видит в „образахприроды“ отражениесобственнойсудьбы: прямое, или, чаще, контрастное.Деревья „шумятсвежею толпой“, как „братья“, о которых томится его одинокая душа, „скалы жаждут встречикаждый миг“,»но им не сойтисяникогда” — тоже самое, чтопроисходитс Мцыри и отчего он такстрадает. Героймечтает обрестидом, родных, которых «виделу других, а усебя не находил», его тревожитто, что никомуне мог сказать«священныхслов отец имать». Этимраздумьям ореальных родителях,«друге ильбрате», «молодыхсестрах» вторитсимволическиймотив дружбы, братских, сестринскихобъятий: воти «две сакли, казалось, прирослик скале» «дружноючетой» [3].
Вэтих зарисовках- проекциябеспокойноговнутреннегомира героя.Рассказ о жизни природы является важной частьюего исповеди, вместе с темв ”метафорах-миниатюрах, возникших изпейзажных впечатлений, проступаеттот же стройдуши, что и вобширном фрагменте, где душа этавпрямую занятасамораскрытием”[З]. Картиныприроды созданыс позицииромантическогопсихологизма: они отражаютвнутренниймир героя, имеютсугубо субъективнуюокраску.
В«Демоне» такжебольшое местозанимает пейзаж.Однако он данв объективномплане, от лицаповествователя.Здесь междугероем и природойустанавливаетсянепреодолимоерасстояние.«Божий мир»не дает окончательнуюразгадку души героя, а, напротив, усиливает учитателя ощущениеее непостижимости.Возникаетнеобходимостьпонять причинувраждебности, отчужденностигероя к «чудному»творенью. В«Демоне» связьгероя с природойпоказана попринципу контраста.
Мцыри, напротив, устремленк многозначномуговорящемумиру. Он хочет«раствориться»в природе иполучает наслаждениеот близостис ней: «И былосердцу моемуЛегко, не знаюпочему…» Именно картины природывызывают уМцыри воспоминанияо родине: «Ивспомнил яотцовский дом, Ущелье нашеи кругом В тенирассыпанныйаул…»
Природапробуждаетв герое не доконца осознаваемыеим переживанияи вместе с темсимволическивыраженнуюв поэме жажду идеала, гармоническисочетающего«земное» и«небесное».У Демона же привзгляде наприроду возникаетощущениебесприютности, бездомности.В нем, кроме«зависти холодной»,«природы блеск»ничего не возбуждает.Мы видим антитетическоепостроениеобразов: Мцыридоступна«небесно-земнаяродина», домпод небеснымсводом, Демонже обречен навселенскуюбездомность, космическоеодиночество.
Обратимвнимание нахудожественныйприем Лермонтовав передачепейзажныхзарисовок. Впоэме «Демон»процесс реальногоприближенияк земле данпараллельноизображениювсе углубляющегосявнутреннегоотчуждениягероя от Божьегомира. В «Мцыри»природа описывается«изнутри», чемподчеркивается, что герой — частьее и состоиткак бы в родствес ней. Это становитсяочевидным наследующемпримере. Мцыривспоминает:«Кругом меняцвел божий сад, Растений радужныйнаряд Хранилследы небесныхслез, И кудривиноградныхлоз Вились, красуясь междерев Прозрачнойзеленью листов, И грозды полныена них…»
Этоописание можноназвать однойстрочкой из«Демона»: “Счастливый, пышный крайземли!” Находими другиеобразно-стилистическиепараллели.«Мцыри»: «Божийсад», «Демон»:” столпообразныераины”, «чинарразвесистыесени»; «Мцыри»:«запели птички»,«дохнули сонные цветы»; «Демон»:«и кущи роз, где соловьипоют…»; «Мцыри»:«Порой в ущелиишакал Кричали плакал, какдитя…»; «Демон»:«Пещеры, гдепалящим днемтомятся робкиеолени»; «Мцыри»:«И снова вслушиватьсястал К волшебным, странным голосам, Они шепталисьпо кустам, Какбудто речь своювели о тайнахнеба и земли, И все природыголоса сливалиеьтут…»; «Демон»:«И блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучныйговор голосов, Дыханье тысячирастений…»
Соотнесякартины природыв «Мцыри» и«Демоне», Лермонтовтем самымподсказываетчитателю, чтоперед ним общаядля обоих героевкартина мира.Однако Демонаприрода оставляетравнодушными холодными:«Но кроме завистихолодной Природыблеск не возбудилВ груди изгнанникабесплоднойНи новых чувств, ни новых сил, И все, что предсобой он видел, Он презиралиль ненавидел».Тогда как Мцырибесстрашноидет ей навстречу:«Но страх несжал души моей: Я сам, как зверь,…И полз и прятался, как змей».
УМцыри природарождает первобытнуюзвериную силу- черта, котораябыла отмеченаеще современникамиЛермонтова.Критик журнала«Маяк» Бурачокписал, что поэтвоспеваетдикую, необузданнуюволю, естественнуюв звере, преступнуюв человеке[4]. Сходную мысльвыразил иАп.Григорьев, который указывална «необузданнуюстрастность»Мцыри, рвущегосяна широкийпростор, охваченного«безумнойсилой», вопиющей«против всякихобщественныхпонятий и исполненной к ним ненавистии презрения».Сила эта, «отчастизверская», помнению критика.,«в лице Мцырирадуется братствус барсами иволками» [5].
МаксимальнойприближенностиМцыри к «дикойприроде»противопоставленапредельнаявраждебностьДемона к «земному».Мцыри понимаетголоса природы:«Хотя без словмне внятен былтот разговор…»Демона же «стозвучныйговор голосов»оставляет безучастия.
Мцыриценой невиданноговнутреннегоусилия попадаетв ритм природнойжизни. «Озолотилсявосток» — ипробуждаетсявсе живое: «запелиптички», «ветерокшевельнуллисты», «дохнулисонные цветы», и вместе с нимигерой стремится«навстречудню»: «и, какони, я поднялголову мою».Герой говорит, что именно вэти мгновеньяон жил по-настоя-щему:«Все, что я чувствовалтогда, Те думы- им уж нет следа; но я 6 желал ихрассказать, Чтоб жить, хотьмысленно, опять».
Извсего этоговыявляетсясимволическийсюжет поэмы.На лоне природыМцыри становитсядоступным мирнеземной, унего появляетсявозможностьобретения«неземнойродины»: «В тоутро был небесныйсвод так чист», что можно былоувидеть «прилежнымвзором» полетангела; в небеон глазами идушой тонул.Подобные ощущенияневольно напоминаютстихотворениеЛермонтова«Ангел», в которомлирическийгерой такжевидит, «как понебу полуночи»пролетаетангел. Образздесь созданна грани детскогомировосприятия, чистого взглядана Божий мир.
Еслисравнить этусторону душиМцыри с мироощущениемДемона, то выявляетсяхарактерныйдля творчестваЛермонтоваконфликт междувзглядом намир, осложненнымрефлексиейи непосредственнымвосприятиемокружающего.
Примечательно, что Тамарапосле встречис Демоном,«зараженнаядумою преступной», тоже перестаетвидеть красотуприроды. Испытаввоздействиедемоническогоначала, Тамарапостепенноутрачиваетнепосредственностьмироощущения, становитсяравнодушнойк «живой жизни».«Тамары сердценедоступноВосторгамчистым. Передней Весь миродет угрюмойтенью; И все ейв нем предлогмученью». УМцыри образ«грузинкимолодой» в егосоединениисо стихиейвольной природырождает безнадежнуютоску по родине.У Демона послевстречи с Тамаройвозникаетнадежда напримирениес небом. Вместес тем, для Демонакрасота девушкиявляется случайнойв порочном, поего мнению, мире.
Можносказать, здесьвозможностьпротивопоставлениядвух лермонтовскихгероев исчерпывается.Обнаруживаетсяобщий для Демонаи Мцыри парадокс: Демон по достоинствуценит красотуТамары, однакопротивопоставляетее «Божьемумиру». РодствоМцыри с вольной, стихийнойприродой заметноотчуждает егоот мира людей.Дает о себе знать отмеченныйисследователямив связи с героямиЛермонтова«внутреннийбарьер», придающийих поискамидеала особыйхарактер[6]. Ломинадзеписал, что нафоне” «объятий»природы глубжепостигаетсямера одиночестваМцыри. «Возможно, оно стольбезысходно, что душа готовалюбым способомпрорвать егокольцо» [3,155]. Геройрад обняться,«как брат, „хотьс грозой, готовслиться с природойдаже черезсоединениес враждебнымначалом. Вовремя боя Мцырис барсом “сплетаются», «обнимаются»«крепче двухдрузей». Здесьглавным становитсясамо объятье, сам контактс миром, а какойценой — не важно.Борются какбы неразноприродныесущества: Мцыри«визжал, какбарс», а раненыйбарс «застонал, как человек.»И среди образовприроды, созерцаемыхгероем, наблюдаетсяотождествление«дружбы — вражды»[3, 156].Герой видитв небе такуюкартину: «Уж луна вверхусияла, и однаЛишь тучкакралася за ней, Как за добычеюсвоей». Такимобразом, дляМцыри, насильственноотторгнутогоот родной почвы, контакт с природой- это возможностьобрести род, родину, вернуться к первоначальнымистокам.Образ Демонатакже созданна идее разрывас родом и устремленностик идиллии.
Рассмотримв сравнениивстречи Демонаи Мцыри с грузинкой. Демон видитвладения Гудала, здесь по ступенямв скале, ведущим к реке, «покрытабелою чадрой, Княжна Тамарамолодая К Арагвеходит за водой»; Мцыри видит, как «держакувшин надголовой», грузинкасходила к берегу”.Эпизод этот, вопреки ожиданию, не противопоставляет, а, напротив, сближает героев.Характерно, что у них образ«грузинкимолодой» рождаетвоспоминанияо небесном рае, неудовлетворенность«земным» рождаетощущение “предсуществования”.Тамара напоминаетДемону ”те днидавние”, когдаон еще не былпадшим ангелом”.Появляетсявозможностьпостигнуть«святыню любви, добра и красоты»через сочувствиеземной женщины.Мцыри видитгрузинку во«сне», следовательно, переносит ееобраз в инуюреальность, которая емудороже «земногорая».
Сонв поэтике Лермонтова- не простохарактернаяметафора, онв смысловомотношениинасыщен. Ученыенеоднократнообращали вниманиена особое значениемотива сна втворчествепоэта. Д.Мережковскийотмечал, чтосон у Лермонтова- форма переходак «вечной» жизни.С.Ломинадзе, развивая этумысль, даетглубокую трактовкупоэтики снав художественнойсистеме Лермонтова.«Сон — это возможностьнезаметно длясебя синхронноохватить предметс несовместимыхпространственныхили хронологических»пунктов”, онпредставляетпарадоксальноевзаимопроникновениедвижения инеподвижности”[3].
Потомутрудно отказатьсяот мысли, чтоколлизия образаМцыри соотнесенаЛермонтовымс темой вечности, а не только спротиворечиямисоциальнойдействительности.Попытка прорватьграницы данности, выйти за пределы«неба» и «земли», достичь свою«родину», преодолеваялогику Божьегомироздания, сближает Мцырис Демоном.
Справедливоотмечаетсяв поэме «Мцыри»развитие иуглублениеидеи «естественногочеловека» (В.И. Коровин). Вместес тем указывается, что тема этаосложненатрагическиммироощущениеми мыслью онедостижимости гармонии сприродой.Здесь уместнонапомнитьзамечаниеЯ.И.Марковичао том что романтическийидеал Лермонтова, несмотря наего «вариации», всегда предполагает” невозможное”,«совмещениебури и покоя»[7].
ВМцыри мы исталкиваемсяс таким парадоксальнымсоединением разнородных, несовместимыхв обычном пониманииначал жизни.Сон, включенностьхотя бы в фантазии, в необыденное измерение дает возможностьвырваться изграниц «земли»и «неба», освободитьсяот телеснойоболочки. Вином мире, кудастремитсяМцыри, устраняются все преграды, границы прошлогои настоящего, реальностии ирреальностистановятсязыбкими, устраняетсятрагическаядисгармониямежду «землей»и «небом», уничтожаетсяпространственно-временнаязаданностьбытия. Вспомнимстихотворение«Сон» («В полдневныйжар в долинеДагестана»).Природа влермонтовской поэтическойконцепции невыступаетпоследнейинстанциейидеала, она является «преддверием к идеалу» [8].
Идеясвободы связываетсяв поэме с темой поисков пути.Герой признается, что его «трудный путь» ночью не озаряла ниодна звезда, что он «пустилсядорогою прямой», но «с пути сбиватьсястал», что дажеконь может егопревзойти, найдет «прямойи краткий путь»на родину, ичто Бог (об этомсказано в первойредакции) непоказал ему,«блуждающему»во «тьме ночной»,«желанногопути». Здесьи вступает всвои праваметафора «сна», задающая темуперехода всверхреальность, в которой снимаютсявсе противоречия.
Монастырьв поэме «Мцыри»обычно объясняется как синоним общества, похожегона тюрьму, сковывающегосвободу человека.Нельзя отрицатьтого факта, чтомонастырь впоэме выступаетв своем прямомзначении — этоместо уединенногообщения с Богом, дающего шансыпреодолетьпротиворечиемежду теломи душой; место, откуда проложенпуть к высшимначалам.
ГеройЛермонтоваотрицает такуювозможностьдостижениягармонии именнопотому, что онатребует смирения, отказа от полнотыи свободыромантическойличности. Вместес тем «монастырь»подтверждаети оправдываетнеобходимостьподчиненияличности внешнимсилам. С этимМцыри миритьсяне может. Здесьи появляетсявнутренняяустановка ксверхреальности.
Первобытное, инстинктивноевлечение ксвободе заставляетнаполнить «миг»иным содержанием, придать емустатус «вечности».Так оказываютсясовмещенными«буря» и «покой».С одной стороны,«неустанноестремлениепродлить, растянуть, остановитьнасыщенный»миг”, а с другой- со столь женеизбежным желанием изжить, избыть постылуювечность, сжатьее в ценностный«миг», в ту самую«точку, о которойгрезит сердце»(С.Ломинадзе).
Итак, очевиднымиэтапами в движенииМцыри к идеалусвободы являютсяего заметноеотчуждениеот собственно человеческой природы и попыткаперехода к «надмирному»состоянию.Отход от привычнойчеловечностина этом незаканчивается.
Мцыристремится найтипокой в «покое»и «буре». Однакорезультатоказываетсянеожиданным:«Я сам, как зверь, был чужд людей»,- вот его чувствапосле дружбы с «бурей» в ночьпобега. Предельноепроявлениеидеи «грозы»заставляетего забыть«слова людей»и родитьсясловно заново- из мира смутныхвоспоминаний.Исчерпываютсявозможностиконтакта сокружающим.Музыка мира, голос свободыдо Мцыри доносятсяиз сверхреальности, и они значатдля него больше, чем только«земля» и «небо»,«земная родина».Герою нужен небесный рай, его «предсуществование».Свобода, такимобразом, оказываетсядостижимой, однако ценойпреодолениясвоей «естественной»человеческойприроды, преодоленияотношений«земли» и «неба»в их обычномвосприятии.Вспомним ещераз словаАп.Григорьева.Мцыри возвращаетсяк обыденнойреальности, где свободапоставленав зависимостьот условийБожьего мироздания.Смерть подводититог его блужданиям, она становитсяжеланным выходомиз «внутренних»и «внешних»противоречий.
В.И.Коровинполагает, чтотрагедия Мцыриобусловленапротиворечиеммежду мужественностьюего духа и слабостьютела [9].В символическомсюжете поэмыдействительнозаметны поискиспособов преодолениягероем своей«телесности».
Смертьгероя можнорасцениватькак неприятиеим реальнойлогики мироздания.В рамках мираБожьего достижениесвободы сталоневозможно.Невозможнопостояннонаходитьсяв состоянии ” вражды-дружбы”с природой, одновременносовмещатьвременное ивечное.
Обнаруживаетсяхарактернаядля героевЛермонтовапопытка любымспособом преодолетьстрогую предопределенность«Божьего мира», победить рок, судьбу, «конструировать»«модель» бытия, которая снимаетпротиворечиетела и души, мысли и чувства, неба и земли.Создаетсясвоего родасверхреальность.Это-то и сближаетМцыри с Демоном.Герои соприкасаютсяв точке, котораянеизменна почтидля всех произведенийЛермонтова.
ОбразМцыри оказываетсясвязанным нес преодолениемдемонизма, а, напротив, являетсяодним из глубокосложных толкованийдемоническойтемы. Демонас Мцыри сближаетмечта о свободе,«небесном»рае, где он незнал дисгармонии.В рамках «Божьегомира» его свобода, как и Мцыри,«ущемлена», здесь вступаетв свои праванеобходимость.Демон в поискахнеограниченнойсвободы создаетиную реальность,«моделирует»мир, в которомБог не властен.Именно туда, в «надзвездныекрая», он хочетувезти Тамару.Только там онявляется царем «познанья и свободы».
Отвержениеот мира Божьегопредполагаетразрыв со всемиего ценностями, но этого-то ине происходит.В исповедиДемона сказано, что он откроетТамаре «пучинугордого познанья»и «даст ей всеземное». Тень«земного» повсюдупреследуетДемона, что иделает егосвободу иллюзорной, неполной. Демонвнушает Тамаремысль, что длясвободы необходимопобороть собственнуючеловеческуюприроду, однакоон сам несвободенот нее.
Мцырипостиг свободу, но для этогопотребовалосьуйти из миралюдей, преобразитьсвою человеческуюнатуру, сделатьшаг, так сказать, в сторону«озверения», с одной стороны, и преодолениясвоей «телесности»- с другой. Поэтому-тоего свободасомнительна.Она просто ненужна, ибо втаком виде еене с кем делить, нечему противопоставить.В ней нет именночеловеческо-земнойценности. Впоэме «Мцыри»тема свободыразвита и какжеланный идеал, и как нечтонадмирное, сверхчеловеческое.Она осмысленакак состояние, переживаемоесловно во «сне».
В«надзвездном»мире Демонасвобода такжене нужна. Хотябы потому, чтоона там остаетсясвободой холодного, бесприютногоодиночества.Свобода неимеет смысла, если она вынесеназа рамки миралюдей, «Божьегомироздания».В своей «небесной»родине геройутрачиваетдемоничность, так же, как иМцыри в своем«раю» — естественнуючеловечность.Не может бытьдемонизма там, где нет Бога.Не может быть«рая» там, гдетребуется«озверение»человека, гдесам рай являетсяметафорическимвоплощениемсна, результатомпогруженияв воспоминание.Судьбы Демонаи Мцыри наводятна мрачное, безотрадноераздумье. Героиэти являютсяроковыми потому, что они выступаютжертвами некойнепоправимойошибки, совершенной, по мысли Лермонтова, в самом основании«Божьего мира».
Вырисовываетсягрустная картинамира, в которомчеловеку отведенароль того«неполноценного»существа, которогоизобразилЕ.Баратынский в стихотворении«Недоносок».Человек обреченна вечное скитаниемежду небоми землей, непринадлежаполностью нинебу, ни земле.Тревожноеощущениебесприютности, бездомности в космическоммасштабе, и какследствиестремлениек идеалу дажеценой отказаот своей человеческойприроды это, думается, то, что связываетсимволическийсюжет «Мцыри»с концепцией«Демона».
ЛИТЕРАТУРА.
Лермонтовская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С.635.
Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С.28,31,38.
С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1984, №10, с.153,154.
Цит. по: Творчество М.Ю.Лермонтова. — М.: Наука, 1964.
Ап.Григорьев. Сочинения: В 2-х т. — Т.2. — М.: Худож. лит., 1990. — С.88.
С.Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. — М.: Современник, 1985. — С.222-225.
В.М.Маркович. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» // Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник. — Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1985. — С.122-131.
Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — С.190.
В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973. — С.79.