–PAGE_BREAK–По порядку образования органы исполнительной власти подразделяются на образуемые непосредственно Президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, министерствами, государственными комитетами, хокимами.
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции:
· К первой группе относятся Кабинет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият;
· Ко второй – министерства, отделы и управления хокимиятов;
· К третьей – государственные комитеты.
По порядку решения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся: на коллегиальные и единоначальные.
К принципам деятельности органов исполнительной власти относятся:
· Демократический централизм. Он выражается: в подотчетности и подконтрольности должностных лиц государства и органов исполнительной власти представительным органам. Обязательности решений вышестоящих должностных лиц и органов исполнительной власти для нижестоящих. В сочетании единого, централизованного руководства с инициативой и творческой активностью должностных лиц и органов исполнительной власти на местах.
· Забота об интересах человека. Это принцип прямо вытекает из основополагающего положения Конституции Республики Узбекистан, предполагающего, что вся деятельность нашего государства строится в интересах благосостояния человека, а основной ее целью является всемерное обеспечение человеку достойной его жизни.
· Широкое участие граждан в деятельности органов исполнительной власти.
Этот принцип предполагает:
· во – первых, широкую информированность граждан о деятельности исполнительной власти и принимаемых ими решениях;
· во — вторых, широкое участие граждан в практической реализации решений органов исполнительной власти;
· в–третьих, постоянный учет органами исполнительной власти при организации своей деятельности общественного мнения.
Государственные служащие также являются субъектами административно – правовых отношении. Государственная служба представляет собой один из видов трудовой деятельности, не связанной с производством материальных благ, в процессе которой осуществляется практическая реализация функций государства.
Принципы деятельности государственной службы:
· верховенство Конституции и закона в их деятельности;
· приоритет прав и свобод человека;
· подчинение государственной службы интересам народа, неослабленная забота о решении социальных вопросов, вопросов труда, быта, культуры, об удовлетворении интересов и нужд людей;
· гласность в деятельности государственной службы;
· равенство прав граждан на государственную службу, предполагающее равенство на замещение государственных должностей и продвижение по службе, получение одинакового вознаграждения за труд, единый порядок поощрения и ответственности;
· подбор и расстановка кадров по деловым качествам, что обеспечивает наиболее качественное комплектование государственных должностей и рост в должности тех, кто в наибольшей мере способен решать поставленные задачи;
· личная ответственность за порученное дело и сменяемость кадров.
Государственные служащие – это граждане Республики Узбекистан, занимающие в установленном порядке должность в органах государственной власти и за вознаграждение выполняющие возложенные на них обязанности по осуществлению задач и функций государства.
Круг служебных обязанностей и прав, а также границы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально — квалификационной подготовке определяются занимаемой им должностью, которая также отражает характер выполняемой им работы.
Правовое положение государственных служащих гарантируется тем, что их права и обязанности определяются, главным образом, пределами компетенции органа государственной власти, где они проходят службу.
Деятельность государственных служащих направлена на реализацию функций и задач этих органов и носит официальных характер. Их права одновременно являются обязанностями, а обязанности – правами. Осуществление их прав и обязанностей гарантируется законом. Они имеют право на продвижение по службе и определенные законом льготы. Для них установлена повышенная ответственность за нарушение служебных обязанностей.
Содержание прав и обязанностей государственных служащих характеризуются их общегражданскими правами и обязанностями, а также правами и обязанностями по занимаемой должности. Общегражданские права и обязанности государственных служащих закреплены Конституцией и другими нормативными актами.
В зависимости от видов государственной должности различаются служащие органов представительной власти, органов исполнительной власти и органов правосудия. По характеру труда государственные служащие делятся на руководителей, специалистов и технических работников.
К руководителям относятся руководящие работники органов государства, а также предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений.
Специалистами признаются служащие, имеющие высшее или среднее специальное образование и выполняющие работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков.
Технические исполнители – это служащие, занятые подготовкой и оформление документов, хозяйственным обслуживанием, учетом и контролем, ведением делопроизводства.
В зависимости от характера служебных полномочий государственные служащие делятся на служащих, имеющих государственно-властные полномочия, и служащих не имеющие их. Первая группа в свою очередь подразделяется на должностных лиц и представителей власти.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие за собой правовые последствия для подчиненных. К ним также относятся служащие, которые не совершают таких действий, но руководят подчиненными им работниками и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования. К должностным лицам относятся и специалисты, которые хотя и лишены права издавать юридические акты, но совершают юридические действия.
Представители власти — это государственные служащие, которые имеют право предъявлять государственное – властные требования от имени государства и принимать меры воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении.
Государственные служащие, не имеющие властных полномочий (оперативный состав), создают условия для нормального функционирования государственного органа, где они работают.
Предприятия, учреждения, организации и их объединения – субъекты административно – правовых отношений. В общую систему органов исполнительной власти входят и органы управления предприятий, организаций, учреждений и их объединений. Но в отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а организацию производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей общества, государства и граждан.
Предприятия осуществляют эту деятельность, создавая материальные ценности или оказывая материальные услуги.
Учреждения выполняют соответствующие социально-культурные или административно-политические функции.
Организациями называются предприятия, учреждения научно- исследовательского, проектно-конструкторского, технологического характера.
Органы самоуправления граждан. Органы самоуправления граждан, как известно, не являются органами государственной власти — это форма непосредственного народовластия. Они могут вступать в различные правоотношения, в том числе и административно-правовые. В своей повседневной деятельности они постоянно взаимодействуют с органами государственной власти и, прежде всего, с органами и должностными лицами исполнительной власти, способствуют им обеспечивать исполнение Конституции и законов Республики, других нормативных актов государства, укреплять общественный порядок, своевременно собирать налоги и страховые платежи, взимать с граждан платежи за коммунальные услуги.
Более того, органы самоуправления граждан наделены отдельными полномочиями, которые носят государственно-властный характер. Например, органы самоуправления граждан, кишлаков, аулов могут совершать некоторые нотариальные действия, регистрировать акты гражданского состояния.
Органами самоуправления граждан предоставлено право формировать собственные средства и распоряжаться ими, привлекать к решению вопросов развития социальной инфраструктуры предприятия, учреждения, организации, расположенные на соответствующей территории.
Субъектами административно-правовых отношений могут выступать также, общественные объединения. Конкретные права и обязанности общественных объединений в области управления делами государства весьма разнообразны и определяются Конституцией Республики Узбекистан, законом об общественных объединениях и другими текущими законодательными актами государства.
Они могут возникать:
· в процессе практической деятельности общественных объединений по выполнению предусмотренных Конституцией и законами Республики Узбекистан функций и задач;
· при осуществлении ими конституционного права в выработке решений органами государственного управления, в частности по вопросам экономической и социальной защиты населения, определении критериев жизненного уровня, размеров компенсации от изменения цен;
· в процессе совместной с органами государственного управления разработки правовых актов по вопросам управленческой деятельности. Совместные правовые акты могут разрабатываться, например, Правительством и Федерацией профсоюзов Республики Узбекистан, министерствами, госкомитетами и отраслевыми профсоюзами;
· при осуществлении полномочий по представлению интересов своих членов в органах государственного управления и защите политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан;
· в процессе осуществления допускаемой законодательством Республики производственной и хозяйственной деятельности;
· при выполнении требований Конституции Узбекистана и закона об общественных объединениях, о целях создания, порядке их образования и регистрации, контроля за деятельностью общественных объединений и ответственности за нарушение ими законодательства Республики;
· при выполнении органами исполнительной власти конституционного требования о широком привлечении общественных объединений к выполнению государственных задач, необходимости учета их мнения в своей практической деятельности.
Физические лица как субъекты административного права. Среди субъектов административного права особое положение занимает гражданин Республики Узбекистан. Граждане в административно-правовых отношениях выступают в качестве частных лиц, реализуя свои личные права в сфере государственного управления.
Административно-правовые отношения с участием граждан могут возникать в связи:
· с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере государственного управления;
· с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере государственного управления;
· с нарушением гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления;
· с нарушением органами государственного управления или их должностными лицами и законных интересов граждан.
Для того чтобы участвовать в административно-правовых отношениях гражданин должен обладать административной правоспособностью и дееспособностью.
Административная правоспособность-это способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Все граждане Республики обладают равным объемом административной правоспособности. Однако для отдельных граждан в случаях, предусмотренных законом, правоспособность граждан может быть частично или временно ограничена. Например, кодексом об административной ответственности предусматривается возможность временного лишения гражданина предоставленного ему специального права (право управлять транспортными средствами, право охоты).
Административная дееспособность- это способность гражданина своими действиями приобретать определенные права и выполнять возложенные на него обязанности в области государственного управления. Административная дееспособность возникает, как правило, по достижении гражданином 18 летнего возраста. Но в некоторых случаях она может возникать и раньше. Например, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет.
Некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Законом установлено, например, что не являются субъектами административных правонарушений лица, совершившие их в состоянии невменяемости.
В качестве субъектов административно-правовых отношений могут, выступать также и иностранные граждане, лица без гражданства. Они пользуются правом на обжалование незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, правом на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, правом на образование. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан, традиции и обычаи народа.
Существуют и специфические основания для возникновения административных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Для въезда в Республику и выезда из нее иностранные граждане и лица без гражданства кроме документов, удостоверяющих их личность, должны иметь визу, выдаваемую консульскими учреждениями, а там, где их нет дипломатическими представительствами Республики Узбекистан. Иностранные граждане, прибывшие в Узбекистан, обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел Республики.
Формы и методы государственного управления.
Эффективность государственного управления в основном зависит от форм и методов, которые субъекты исполнительной власти используют в процессе реализации своих функций и задач по управлению государством.
Под формой управления понимается внешнее выражение деятельности субъекта исполнительной власти, осуществляемой в рамках его компетенции и вызывающей определенные последствия. Когда эти последствия носят юридический характер, формы управления именуются административно — правовыми.
Основными административно-правовыми формами управленческой деятельности субъектов исполнительной власти являются, правотворческая деятельность, т.е. издание правовых актов нормативного или индивидуального характера; заключение и выполнение административных договоров, рассмотрение жалоб и заявлений граждан, реагирование на них.
Под методом управления понимается способ практического осуществления субъектами исполнительной власти своих функций и задач по управлению государством.
К административно-правовым методам управления государством относятся, наблюдение, контроль, административное и экономическое регулирование, общее руководство, непосредственное управление, стимулирование, принуждение.
Наблюдение – это пассивный метод государственного управления. Контроль, деятельность по проверке выполнение законов, указов, решений и предписаний государственных органов, выполнение участниками административно-правовых отношений возложенных на них обязанностей.
Административное регулирование – это способ воздействия на деятельность объектов управления путем установления их обязанностей с использованием полномочий и системы подчиненности.
Экономическое регулирование – это также способ воздействия, но с помощью экономических рычагов.
Стимулирование – это побуждение к выполнению возложенных обязанностей с помощью специальных форм положительной оценки и одобрения достигнутых результатов в работе и поведении. Такими формами положительной оценки являются государственные награды, присвоение почетных званий, премирование, награждение ценными подарками и другие меры морального и материального поощрения.
продолжение
–PAGE_BREAK–