Введение
В современном мире бюджет – это не только и нестолько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства(поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейшийинструмент государственного регулирования экономики.
В странах с рыночной экономикой, где отсутствуеттотальное планирование образца СССР, государственный бюджет является посуществу единственным народнохозяйственным планом, определяющим и темпыэкономического роста, и межотраслевые пропорции, и динамику уровня жизни.
Бюджетные расходы это денежные средства,направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующимнаправлениям:
а) расходы федерального бюджета;
б) расходы бюджетов субъектов РоссийскойФедерации;
в) расходы местных бюджетов.
Политико-экономическая характеристика факторовфинансирования бюджета по расходной части зависит от выделения средствбюджетным учреждениям и по бюджетным программам, финансируемым из бюджета.
Основные методы анализа политико-экономическихфакторов финансирования бюджетных расходов являются программно-целевой инормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планированиязаключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствиис утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществленияэкономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсовспособствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональномураспределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, иих концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышаетуровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот методбюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуютразработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических,социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что вперспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществлениямероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования ифинансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемныепоказатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов ит.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планированиимероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываютсячисленность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод анализа факторов расходовбюджета используется в основном при планировании средств на финансированиебюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаютсязаконодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
· денежноевыражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей(например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечениеих медикаментами, мягким инвентарем и др.);
· нормыиндивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий,стипендий и т.д.);
· нормы,в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, атакже материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например,нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).
Актуальностьтемы курсовой работы: одним из наиболее важныхмеханизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальноерегулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества,главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системыгосударство образует централизованные и воздействует на формированиедецентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнениявозложенных на государственные органы функций. Экономические и политическиереформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли незатронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетнуюсистему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации ирасходования ресурсов государства, дает политической власти реальнуювозможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурнуюперестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики,обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Объектомизучения является особенности формированиярасходной части федерального бюджета РФ.
Предметом изучения является бюджет РФ.
Цель работы: на основе сравнительного анализа структуры федерального бюджетаизучить особенности формирования расходной его части.
Степеньразработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научнойлитературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– раскрытьпонятие состава и структуры доходных и расходных статей государственногобюджета РФ;
– определитьпроблемы и внести предложения по повышению эффективности процесса планированиярасходов федерального бюджета.
При написаниикурсовой работы была использована научная экономическая литература различныхавторов, сообщения средств массовой информации.
Работапозволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения.
1. Расходыбюджетов
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, – этоденежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функцийгосударства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всехуровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативахминимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказаниегосударственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетовделятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходыбюджетов, предназначенные для обеспеченияинновационной и инвестиционной деятельности, включают:
а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемыеструктуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов наинвестиционные цели юридическим лицам;
в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонтаи иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличиваетсяимущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов имуниципальных образований;
д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы всоответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
2.Классификация расходов государственного бюджета
Экономическаясущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый видрасходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этомкачественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установитьназначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетныхрасходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит отэкономической ситуации и общественных приоритетах.
Многообразиеконкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:
– природойи функциями государства;
– уровнемсоциально-экономического развития страны;
– разветвленностьюсвязей бюджета с народным хозяйством;
– административно-территориальнымустройством государства;
– формамипредоставления бюджетных средств и т.п.
Сочетаниеэтих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государствана определенном этапе социально-экономического развития.
Для выясненияроли и значения бюджетных расходов в экономической
жизниобщества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практикефинансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Дляуяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычноклассифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественномуназначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественномпроизводстве расходы бюджета делят на:
1. расходы насодержание и развитие материального производства (расходы на расширенноевоспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
2. расходы насодержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затратыгосударства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии ипособия и т.п.);
3. расходы насоздание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживаниестраховых и резервных фондов).
С помощью этихрасходов государство получает инструменты
Регулированияраспределением денежных средств между материальным производством инепроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальнымипотребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощиданного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественногопроизводства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорениенаучно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительногохарактера, способны играть важную роль в государственном регулированииэкономики и социальных процессов.
Всоответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходовпо экономическому назначению отражает выполняемые государством функции –экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджетаподразделяются на четыре большие группы:
1. расходы нанародное хозяйство и поддержку экономики;
2. расходы насоциально-культурные нужды;
3. военныерасходы;
4. расходы науправление.
Структурабюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей странеотносительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты враспределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетныхсредств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечиваловыполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средстврасходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевойгруппировки расходов федерального бюджета является общепринятое делениеэкономики на отрасли и виды деятельности:
– впроизводственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: наразвитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
– внепроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование,культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление ит.п.
Такое делениегосударственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогаетвыявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяяэти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуреобщественного производства.
Классификациярасходов по целевому назначению (экономическому содержанию) являетсянеобходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетныхсредств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований,отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходовна народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации,операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы– затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий икапитальный ремонт и т.д.
Одновременно сэкономической классификацией расходов бюджета используются и другиегруппировки, в том числе и организационная, в основе которой лежитраспределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировкарасходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств,ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Такжев экономической литературе можно встретить классификацию государственныхрасходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховыхфондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономикиможет быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленныегруппы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственныерасходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственномпроцессе, по целевому назначению и др.)
Классификациявидов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходовбюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевымстатьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнениеосновных функций государства, в том числе на финансирование реализациинормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ иорганами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержаниеПрезидента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, ПравительстваРФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований. Согласно функциональной классификациисистема бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенныхна органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетовРФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственноеи местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый изблоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второйуровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнованийна осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определеннойобласти. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образуеттретий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходовбюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средствбюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетовРФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональнойклассификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансированиярасходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
3. Государственные и муниципальные финансы
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформированбюджет развития.
Текущие расходы бюджетовпредназначены для обеспечения текущегофункционирования органов государственной власти, органов местногосамоуправления и бюджетных учреждений, атакже оказания государственной поддержки другимбюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальныерасходы.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФпредусматривается создание резервных фондов:
а) органов исполнительной власти;
б) органов местного самоуправления.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3%утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на финансированиенепредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительныхработ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайныхситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходованияустанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органовисполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматриваетсясоздание резервногофонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденныхрасходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются нафинансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов,предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного егораспоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов,освещение деятельности Президента РФ не допускается.
С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование можетосуществляться только с начала очередного финансового года при условии ихвключения в соответствующий бюджет.
При определении источников их финансирования исключается увеличениедефицитов бюджетов.
Формы расходов бюджетов. Предоставление бюджетных средств осуществляется вформах:
• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическимии юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
• трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализациюорганами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленныхзаконодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актамипредставительных органов местного самоуправления;
• ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий,передаваемых на другие уровни власти;
• ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти, приводящих кувеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
• бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты,отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемыхюридических лиц;
• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам другихуровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
• кредитов иностранным государствам;
• средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в томчисле государственных или муниципальных гарантий.
Бюджетный кредитпредставляет собой форму финансирования бюджетныхрасходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам навозвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда– это бюджетные средства, предоставляемые другомубюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не болеешести месяцев в пределах финансового года.
Трансферты населению– это бюджетные средства для финансированияобязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, другихсоциальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и еесубъектов.
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являютсягосударственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетнымиучреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всехуровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законамисоответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определенызаконом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовыйгод. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату всоответствующий бюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестицийпредусматриваютсясоответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевуюпрограмму, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органаисполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местногосамоуправления.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимсягосударственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечетвозникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанныхюридических лиц иоформляется участием Российской Федерации и ее субъектов. Оформление долиучастия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъектуили муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которыеопределяются в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджетатолько при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта,проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договорамежду Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органомместного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РоссийскойФедерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объектаинвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служитоснованием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетныеинвестиции расходов.
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственногои непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управлениесоответствующим органам управления государственным или муниципальнымимуществом.
Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено вформе предоставления:
а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
б) субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевыхрасходов;
в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов,возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средствможет осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом(решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ,руководитель соответствующего органа исполнительной» власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения указанныхусловий. Направление расходов различных бюджетных уровней жестко регламентировано.
Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональныевилы расходов общенационального уровня:
а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального СобранияРФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральныхорганов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы наобщегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждениифедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
б) функционирование федеральной судебной системы;
в) осуществление международной деятельности в общефедеральныхинтересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений исоглашений с международными финансовыми организациями, международногокультурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительнойвласти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в областимеждународного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального законао федеральном бюджете на очередной финансовый год);
г) национальная оборона и обеспечение безопасности государства,осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
д) фундаментальные исследования и содействие научно-техническомупрогрессу;
е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морскоготранспорта;
ж) государственная поддержка атомной энергетики;
з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствийфедерального масштаба;
и) исследование и использование космического пространства;содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органовгосударственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
к) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
л) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов навыплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированиюв соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
м) пополнение государственных запасов драгоценных металлов идрагоценных камней, государственного материального резерва;
н) финансовая поддержка субъектов РФ;
о) прочие расходы.
4. Исполнение федерального бюджета
Во-первых,чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно,поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждаетсяГосударственной думой РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеетдве основные составляющие:
1. доходнаячасть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговыхпоступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами инерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;
2. расходная часть – формируется, исходя изпланируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребностигосударства в содержании и развитии всех сфер экономики.
Непосредственно само исполнение бюджета начинаетсяпосле его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Этастадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходнойчастей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местногосамоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнениедоходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходампредусматривает:
– перечислениеи зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
– распределениев соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующихналогов;
– возвратизлишне уплаченных сумм доходов;
– учетдоходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета всоответствии с бюджетной классификацией РФ.
Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечениеполного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходовв целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределахутвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на которыйутвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежиттакже правильному и экономически обоснованному распределению всех видовплатежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетнойросписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативныйплан распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификациив форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетныхассигнований.
Основной принцип исполнения бюджета – принципединства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов исредств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всехпредусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовоеисполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счетасоответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняютсяна основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип единства кассы).
Органом,осуществляющим управление исполнением бюджета выступает созданное в составеМинистерства финансов РФ федеральное казначейство (указ Президента РФ от 8декабря 1992 года и постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 года).Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, сопровождавшихсяобразованием разрозненной массы коммерческих банков. Ликвидация ЦентральнымБанком России Управления по исполнению государственного бюджета привела к непополнению доходов бюджета, к ослаблению контроля за целевым и рациональнымиспользованием государственных средств. ЦБР, сосредоточив свои усилия навопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетностьвопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетныхсредств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля заиспользованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.
Такимобразом, действующий механизм использования федеральных финансовых ресурсов былслабо адаптирован к современным экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность»бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованиембюджетных средств и поэтому характеризовался низкой оперативностью ираздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершатьразумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях ихдефицитности и создавал возможности их нецелевого использования.
Главнойзадачей казначейства является организация, осуществление и контроль заисполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов.Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором,обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно сЦентральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживаниегосударственного внутреннего и внешнего долга России.
5. Порядокисполнения федерального бюджета по расходам
Основание длярасходов – закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная частьбюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и прииспользовании полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджетасформированы исходя из потребностей содержания и развития экономическихструктурных образований по нескольким принципам:
– территориальный– расходы для субъектов Российской Федерации;
– отраслевой– расходы министерств и ведомств;
– функциональный– расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевыепрограммы.
Совершенноочевидно, что все расходы бюджета, так или иначе, предназначены для достиженияцели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органеисполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средствфедерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органыфедерального казначейства.
Все расходыбюджета систематизированы и имеют коды бюджетной классификации: глава, раздел иподраздел, целевая статья, вид расходов, статья экономической классификации.Реестры формируются, как правило, по подведомственной сети министерств,поступают в УФК ежемесячно и содержат информацию о суммах лимитовфинансирования по всем распорядителям, расположенным на территории субъектаФедерации.
На практике,в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, дляоперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органамикроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнениябюджета – на месяц с распределением на пяти- и десятидневки; со срокамипоступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Крометого, достаточно широко практикуется лимитирование расходов, когдафинансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую всуммах реально поступающих доходов.
Средства бюджетов,поступившие на лицевые счета, не могут быть перечислены на расчетные или иныесчета, списаны в безакцептном порядке или использованы на иные цели. Целевоерасходование средств федерального бюджета по защищенным статьям находится подконтролем органов казначейства. Процесс перехода на работу по лицевым счетамсопровождается обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей влюбых учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован,также как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов казначействав банках.
Заключение
Поэкономической сущности, государственный бюджет – это денежные отношения,возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводуперераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетногофонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурныхмероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Благодаря бюджетугосударство имеет возможность сосредотачивать
финансовые ресурсына решающих участках экономического и социального развития, практически использоватьбюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики,стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федеральногобюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
Бюджетнаясистема Российской Федерации состоит из трех звеньев и
включает всебя:
– федеральныйбюджет;
– бюджетысубъектов РФ;
– местныебюджеты.
Каждый избюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующихгосударственных, региональных или местных органов.
Государственныйбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной ирасходной.
Расходы государственногобюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределениемфонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевомуи территориальному назначению.
Категориярасходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которыхможет быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественнаяхарактеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначениекаждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходыбюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребностигосударства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство иприрост запасов.
На величину иструктуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то:государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровеньэкономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике,межбюджетные отношения и многие другие факторы. Для разграничения расходовиспользуются функциональная, экономическая, ведомственная классификации,которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, пофункциональному назначению.
Огромную рольрасходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которыепринимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынкувновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессахспособствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учрежденийсоциальной сферы.
Известно, чтоза счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социальногообслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение.Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимымобеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числафункций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальныхпроцессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета(в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базойосуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокийуровень социального обслуживания населения.
Списокиспользованной литературы
1. Богачева О.Б. Проблемыукрепления бюджета Федерации. // Финансы 2004 №8
2. Бункина М.К.,Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Издательство «ДИС», 2003. – 307 с.
3. Бюджетнаясистема России /под ред. Поляка Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 256 с.
4.Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. №145‑ФЗ (с изм. и доп. от 24декабря 2002 г.).
5. Гольперин В.и др. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1998. – 347 с.
6.Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности. // Экономист. 2004. №4.
7.Деревянченко Т. Казначейство – государственный контролер исполненияфедерального бюджета. // Финансы. 2003. №4.
8. КомягинД. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов // Правои экономика. 2003. №3.
9. Лившиц А.Я. Рольфинансов в стабилизации российской экономики. // Экономическая газета2003, Ноябрь
10. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 2002. – 218 с.
11. Родионова В.,Вавилов Ю, Гончаренко Л. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2004.– 278 с.
12. Сабуров Е.,Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. //Вопросы экономики. 2000. №1.
13.Современный финансово-кредитный словарь /под общей ред. Лапусты М. НикольскогоП. – М.: ИНФРА‑М, 2003. – 669 с.
14. Соколов А.С. Моделиреформирования бюджетной системы. // Экономика и общество, 2003 №5
15.Солянникова С. Актуальные проблемы бюджетной и налоговой политики России. //Финансы и кредит. 2000. №2.
16.Финансы. Учебник / Под ред. Ковалева В.В. ‑ М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров,2003. – с. 196.
17.Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В.Ф., Финансы и статистика,2000 г. – 450 с.
18. ФроловаН. Проблемы теории и практики межбюджетных отношений в России // РегионРоссии. 2002. №4.
19. Хурсевич С.,Сибиряков С. Бюджетная политика: учет реальности // Финансы. 2001. №1.
20. Яндиев М. Уровнибюджетной системы в России // Финансы. 2002. №2.