–PAGE_BREAK– 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВалютныХрынкОВ 1.1 Становление государственного регулирования валютного рынка
Развитие международных экономических отношений, и в первую очередь торговли, обусловило становление мировой валютно-финансовой системы. Вместе с ней развивалась и система валютного регулирования и валютного контроля.
До формирования Парижской валютной системы (в 1867 г.) применялись в основном экономические, реже — административные меры валютного контроля. Они были направлены прежде всего не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.
В преддверии и в годы Первой мировой войны некоторыми странами впервые были введены запреты на отдельные международные платежи. Валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Замороженные официальные курсы валют практически не менялись, хотя покупательная способность денег постоянно снижалась в результате инфляции. Вновь возросла роль золота как мирового резервного и платежного средства, военные или стратегические товары можно было приобрести только за золото. Соответственно, валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях.
Валютные ограничения в годы войны стали одним из средств мобилизации валютных ресурсов для ведения войн. Для регулируемости этого процесса и решения других экономических задач создан орган Межгосударственного валютного регулирования— МВФ. В перспективе предусматривались введение взаимной обратимости валют и постепенная отмена валютных ограничений, для введения которых требовалось разрешение МВФ.
Ведущее положение в мировой экономике после окончания войны нашло свое отражение в утверждении долларового стандарта. Доллар — единственная валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Фактически доллар стал играть роль, которую играло золото в валютной системе, основанной на золотомонетном стандарте.
Официальные валютные курсы носили в это время искусственный характер. Неустойчивость экономики, кризисы платежных балансов и усиление инфляции привели к снижению курсов валют к доллару в результате многочисленных девальваций. В то же время низкие курсы национальных валют Западной Европы и Японии были необходимы для поощрения экспорта и восстановления разрушенной войной экономики. В связи с этим Бреттонвудсская валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Одновременно накапливались противоречия, ставшие причиной ее кризиса и разрушения. Доллар постепенно утрачивал монопольное положение в валютных отношениях, а марка ФРГ, швейцарский франк и японская иена стали широко использоваться в качестве международного платежного и резервного средства. Исчезла экономическая и валютная зависимость Западной Европы от США, характерная для послевоенных лет. Сформировались три мировых валютных центра — США, ЕС и Япония.
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение на валюты, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.
Однако государство издавна вмешивалось в валютные отношения — вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.
Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического многоугольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики:
1. Преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.
2. Валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.
Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран: партнерство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.
Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями — двухсторонними и многосторонними — между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865— 1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы — золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой — евро — на рубеже XX и XXI в.
Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование— регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели:
1. Регламентацию структурных принципов мировой валютной системы.
2. Координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса.
3. Согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.
Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
1. Частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях.
2. Национальное государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля).
3. На межгосударственном уровне.
Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами.
1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.
2. Изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.
3. Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства.
4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.
Регулированию подлежат все элементы мировой и национальных валютных систем.
Абсолютно-автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.
Органом межгосударственного валютного регулирования являются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис (необходимо было принять согласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран). С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых проблем стало оказание помощи начавшимся в России с 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике. Но в 1992 — 1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые была повестка дня для «восьми». На совещании в Бирмингеме (май 1998 г.), где принято решение об оказании срочной финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии в связи с глубоким финансовым и валютным кризисом в этом регионе, «семерка» («G-7») была официально провозглашена как «восьмерка» («G-8»).
Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коренятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на экономическом совещании) и на международных встречах (координационные совещания представителей правительств, проводимые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компромиссов).
Международные совещания «в верхах» — составной элемент сложившейся системы взаимодействия развитых стран во всех сферах экономики и политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции — партнерство и разногласия.
Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика— совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика— совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.
Проблема либерализации государственного валютного регулирования и смягчения валютной политики государства – одна из наиболее актуальных тем, широко обсуждаемых на страницах печати в последнее время. Процессы глобализации мировой экономики, повышения мобильности капитала и непрерывного совершенствования систем информационного обмена приводят к тому, что снятие ограничений на валютные операции зачастую рассматривается как необходимое условие интеграции в международную финансовую систему. Вместе с тем, непродуманные действия по отмене существующих норм административного регулирования валютного рынка нередко оборачиваются кризисными последствиями для национальной экономики.
При выборе режима валютного регулирования и контроля государства монетарные власти исходят из общих задач, стоящих перед экономикой страны. В общем случае валютное регулирование имеет главной целью предоставление правительству механизма эффективного управления курсом национальной валюты. В соответствии с этой целью задачи валютного регулирования можно условно разделить на тактические и стратегические.
К тактическим задачам относится, прежде всего, сглаживание колебаний валютного курса, происходящих под влиянием конъюнктурных факторов. В частности, это могут быть сезонные изменения (например, начало и завершение отчетного периода), последствия резкого повышения волатильности (тенденция изменения цены) смежных секторов финансового рынка, проведение крупных выплат по внешнему долгу и т.д.
В стратегическом плане валютное регулирование призвано обеспечивать такой курс национальной валюты, который необходим для выхода экономики на траекторию устойчивого роста, повышения благосостояния населения и снижения инфляционного давления. Со стратегической точки зрения валютный курс рассматривается как один из основных макроэкономических показателей. Соответственно, валютное регулирование не может проводиться в отрыве от реализации долгосрочной экономической политики. Исходя из этого, меры валютного регулирования обычно используются для:
1. Выбора режима регулирования валютного курса на долгосрочной основе.
2. Предотвращения оттока капитала за границу, когда страна сама нуждается в инвестиционных ресурсах для модернизации экономики.
3. Ограничения поступлений в страну краткосрочного спекулятивного иностранного капитала как источника потенциальной нестабильности.
4. Управления объемом золотовалютных резервов.
5. Борьбы с долларизацией экономики (в тех странах, где существует эта проблема).
Одна из важнейших задач государственного валютного регулирования в последние десятилетия – предотвращение либо минимизация последствий валютно-финансовых кризисов. В данном случае речь идет как о задаче стратегического характера – предупреждение кризисов и снижение их воздействия на экономику, – так и о тактических мерах по сглаживанию колебаний курса и предотвращению перетекания кризиса на смежные сектора рынка капиталов.
Следует учитывать, что в современных условиях степень воздействия валютно-финансовых кризисов на экономику непрерывно возрастает, причем в их орбиту зачастую втягиваются не только отдельные страны, но и целые регионы. Более того, последние валютно-финансовые кризисы 1997-1999 и 2008-2009 годов в той или иной мере затронули все ведущие мировые экономики, вызвав во многих странах заметное снижение базовых экономических показателей.
В данном параграфе авторвыяснил, что до принятия Парижской валютной системы существовали в основном экономические меры валютного контроля. Также, здесь рассмотрено валютное регулирование как рыночное и государственное, осуществляемые на региональном, национальном и межгосударственном уровнях. Государственное регулирование берет свое начало в период, когда государство непосредственно вмешалось в валютные отношения, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. Дальнейшее становление государственного регулирования валютного рынка видоизменялось в зависимости от принятых межгосударственных соглашений, таких как, например, Латинский монетный союз (1865— 1926гг.), Парижское соглашение (1857 г.), Генуэзская конференция (1922 г.) оформила создание золото-девизного стандарта, Бреттонвудское соглашение 1944 г. и т.д.
1.2 Особенности государственного регулирования различных форм валютных рынков
Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных ресурсов, по степени организованности.
1. По сфере распространения, т.е. по широте охвата, можно выделить международный (международные финансовые центры) и внутренний валютные рынки. Так международные (мировые) валютные рынки сосредоточены в основных финансовых центрах Западной Европы, США, Ближнего Востока, Восточной Азии. Наиболее крупные центры расположены в Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Париже, Цюрихе, Токио, Сингапуре и др. По некоторым оценкам на Лондонский рынок приходится от одной трети до половины годового оборота. Его постепенно догоняет Нью-Йоркский рынок.
В свою очередь, как международный, так и внутренний рынки состоят из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами в отдельных регионах мира или данной страны.
Международный валютный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Под международным валютным рынком также следует понимать цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют.
Важная роль в валютном регулировании международного и внутреннего валютного рынка принадлежит валютному законодательству.
Последнее представляет собой совокупность правовых норм, которыеустанавливают порядок осуществления соглашений с валютными ценностями.
Такие соглашения заключаются внутри страны, между организациями и лицами одной страны с аналогичными субъектами другой. В них предусмотрен порядок ввоза,вывоза, переводов и пересылки за границу и получения из-за границы национальной и иностранной валюты и других валютных ценностей (платежных документов в иностранной валюте, ценных бумаг и др.).
Валютноезаконодательство охватывает валютные операции, связанные с движением капиталов, внешней торговлей, кредитованием, международным туризмом, выплатой репараций и др.
Валютное законодательство развитых стран мира обязывает своих экспортеровсдавать валютную выручку или депонировать ее в специальных банках, осуществляет регламентацию деятельности валютных рынков. Банки этих стран должны брать разрешение на предоставление иностранным заемщикам долгосрочных или краткосрочных валютных средств в национальной валюте. Валютное
законодательство предусматривает установление режима валютных счетов, лимитов вывоза валюты и т. д.
2. По отношению к валютным ограничениям можно выделить свободный и несвободный валютные рынки (это относится к региональным и национальным валютным рынкам) в зависимости от отсутствия или наличия на нем валютных ограничений.
Регулирование валютных операций в странах осуществляется, как правило, на двух уровнях. Это государственное регулирование, проводимое в рамках валютной политики государства, и ограничения, вводимые непосредственно банками для страхования своей деятельности от возможных убытков. Валютная политика любого государства представляет собой, прежде всего, элемент экономической стратегии правительства, находящегося у власти.
В наиболее общем плане валютная политика развитых государств представляет собой целенаправленное использование властями определенных механизмов для достижения целей экономической политики — стимулирования темпов экономического роста, занятости населения и борьбы с инфляционными тенденциями. В целом валютная политика призвана регулировать внешнюю конкурентоспособность государства, обеспечивать защиту экономики от негативного воздействия валютной неустойчивости и любых внешних факторов.
Валютные ограничения — это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с предметом оперирования (иностранной валютой, ценными бумагами, выраженными в ней, валютными ценностями) в отдельных странах, вмененных национальным законодательством.
Валютные ограничения включают в себя меры по целевому регулированию платежей и переводов национальной и иностранной валюты за границу, а также установления порядка расчетов в валюте на внутреннем рынке.
Валютный рынок с валютными ограничениями называется несвободным рынком, а при отсутствии их — свободным валютным рынком.
3. По видам применяемых валютных курсов валютный рынок может быть с одним режимом и с двойным режимом.
Рынок с одним режимом — это валютный рынок со свободными валютными курсами, т.е. с плавающими курсами валют, котировка которых устанавливается на биржевых торгах.
Валютный рынок с двойным режимом — это рынок с одновременным применением фиксированного и плавающего курса валюты. Введение двойного валютного рынка используется государством как мера регулирования движения капиталов между национальным и международным рынком ссудных капиталов. Эта мера призвана ограничить и контролировать влияние международного рынка ссудных капиталов на экономику данного государства.
4. По степени организованности валютный рынок бывает биржевой и внебиржевой.
Биржевой валютный рынок — это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа — предприятие, организующее торги валютой и ценными бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим предприятием. Ее основная функция заключается не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу валюты и ценных бумаг в валюте и в установлении курса валюты, т.е. ее рыночной стоимости.
Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является самым дешевым источником валюты и валютных средств; заявки, выставляемые на биржевые торги, обладают абсолютной ликвидностью (ликвидность валюты и ценных бумаг в валюте означает способность их быстро и без потерь в цене превращаться в рубли).
Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Это так называемый валютный дилинг (ForEx DEALING).
Конечно, будучи противоположными сторонами одной медали, биржевой и внебиржевой рынки (хотя в определенной степени и противоречат друг другу) в то же время взаимно дополняют друг друга. Это связано с тем, что, выполняя общую функцию по торговле валютой и обращению ценных бумаг в валюте, они применяют различные методы и формы реализации валюты и ценных бумаг в валюте.
Достоинства внебиржевого валютного рынка заключаются в – достаточно низкой себестоимости затрат на операции по обмену валют.
Дилеры банков часто используют очные валютные аукционы на бирже для снижения собственных затрат на валютную конверсию путем заключения договоров купли-продажи валюты по биржевому курсу до начала торгов на бирже. На бирже с участников торгов снимаются комиссионные, сумма которых находится в прямой зависимости от суммы проданных валютных и рублевых ресурсов. Кроме того, законом установлен налог на биржевые сделки. Во внебиржевом рынке для уполномоченного банка после того, как был найден контрагент по сделке, операция валютной конверсии осуществляется практически бесплатно; более высокой скорости расчетов, чем при торговле на валютной бирже. Это связано, прежде всего, с тем, что внебиржевой валютный рынок позволяет проводить сделки в течение всего операционного дня, а не в строго определенное время биржевой сессии.
Далее, при классификации валютных рынков следует выделить рынки евровалют, еврооблигаций, евродепозитов, еврокредитов, а также «черный» и «серый» рынки.
1. Рынок евровалют — это международный рынок валют стран Западной Европы, где осуществляются операции в валютах этих стран. Функционирование рынка евровалют связано с использованием валют в безналичных депозитно-ссудных операциях за пределами стран-эмитентов данных валют.
Сегодня на еврорынке задействованы наибольшие международные банки, финансовые центры и все конвертированные валюты. На еврорынке операции осуществляются в валютах, которые отличаются от валюты страны местонахождения банка, который проводит операции. Появление такого рынка обусловлено лишь потребностями инвесторов и пользователей инвестиций, поэтому операции на нем не подпадают под государственное валютное и налоговое регулирование страны — эмитента валюты.
Еврорынок — это часть мирового рынка валют и заемных капиталов, на которой операции осуществляются в евровалютах.
Стоит обратить внимание, что черный валютный рынок и рынок евровалют находятся под двойным контролем, а именно, под контролем страны, где в данный момент находится конкретная валюта и страной-эмитентом валюты. Но страна-эмитент не имеет права на регулирование движения евровалюты, которая вышла за её пределы.
2. Рынок еврооблигаций выражает финансовые отношения по долговым обязательствам при долгосрочных займах в евровалютах, оформляемых в виде облигаций заемщиков. Облигация содержит данные о сумме долга, условиях и сроках его погашения, порядка получения процентов в соответствии с купонами (купон — часть облигационного сертификата, которая при отделении от него дает владельцу право на получение процента).
3. Рынок евродепозитов выражает устойчивые финансовые отношения по формированию вкладов в валюте в коммерческих банках иностранных государств за счет средств, обращающихся на рынке евровалют.
4. Рынок еврокредитов выражает устойчивые кредитные связи и финансовые отношения по предоставлению международных займов в евровалюте коммерческими банками иностранных государств.
5. Черный валютный рынок – такая же комплексная система, как и любой другой рынок. Но эта система осуществляет свою работу не по законодательным актам, а по так называемым негласным законным принципам и схемам. Участники такой системы являются преступниками, поскольку в законодательстве любой страны четко прописаны все нормативы по заключению валютных сделок, а все сделки, которые осуществляются в обход этим законам, являются незаконными.
На данный момент весь мир направил свои силы на борьбу с черным валютным рынком. Каждая страна приняла ряд действующих мер и усилила контроль за валютными ценностями.
Срочная торговля в последние годы является важнейшим сегментом развития финансовых рынков. Быстрому развитию срочных рынков способствует существующее непостоянство и быстрая изменчивость цен товаров и финансовых инструментов.
При характеристике срочных рынков можно выделить:
— рынок форвардных контрактов;
— рынок фьючерсов;
— рынок опционов.
Форвардные сделки, или срочные сделки за наличный расчет, в соответствии с которыми покупатель и продавец соглашаются на поставку товара или валюты на определенную дату в будущем, являются альтернативой практикуемым на бирже фьючерсам и опционам, а также одной из первых форм срочного контракта, которые возникли как реакция на значительное изменение цен.
Рынок фьючерсов – одним из наиболее успешных и в то же самое время наиболее противоречивых нововведений на мировых финансовых рынках в последние десятилетия стало начало торговли финансовыми фьючерсами, т.е. такими фьючерсными контрактами, в основе которых лежат финансовые инструменты с фиксированной процентной ставкой и валютные курсы.
Фьючерсный контракт — это юридически обоснованное соглашение между двумя сторонами о поставке или получении того или иного товара определенного объема и качества по заранее согласованной цене в определенный момент или определенный ряд моментов в будущем.
Финансовый фьючерс — это соглашение о покупке или продаже того или иного финансового инструмента по заранее согласованной цене в течение определенного месяца в будущем (в определенный день месяца)’.
Рынок фьючерсных контрактов служит для двух основных целей:
1. Он позволяет инвесторам страховать себя от неблагоприятного изменения цен на рынке спот в будущем (операции хеджеров).
2. Он позволяет спекулянтам открывать позиции на большие суммы под незначительное обеспечение.
Основной подход к регулированию фьючерсной торговли можно определить как контролируемое самоуправление. CFTC имеет высшую власть в области фьючерсной торговли, но на практике она перекладывает на участников фьючерсной торговли обязанность разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком. Сама же CFTC постоянно ведет наблюдение за этим процессом самоуправления.
Рынок опционов – одним из видов срочных сделок являются опционы. Опцион — это двусторонний договор о передаче прав (для покупателя) и обязательство (для продавца) купить или продать определенный финансовый актив по фиксированному курсу в заранее согласованную дату или в течение согласованного периода времени. Рынок валютных опционов получил широкое развитие в середине 70-х гг. XX в., после введения в большинстве стран вместо фиксированных валютных курсов плавающих (с марта 1973 г.).
Валютный опцион — это контракт, дающий право (но не обязательство) одному из участников сделки купить или продать определенное количество иностранной валюты по фиксированной цене (цена исполнения опциона) в течение некоторого периода времени, в то время как другой участник за денежную премию обязуется при необходимости обеспечить реализацию этого права, будучи готовым продать или купить иностранную валюту по определенной договорной цене.
Сегодня фьючерсный и опционный рынки являются одними из наиболее регулируемых индустрий. Каждый человек или фирма, производящая фьючерсные сделки от имени клиентов или специализирующаяся в консультировании по рынкам обязана быть зарегистрирована (лицензирована) и должна следовать строгим законам и правилам, созданным для защиты Вас как инвестора. В отношениях с зарегистрированными брокерскими фирмами, знание Ваших прав и того, как они защищены, послужит ответом на многие вопросы и опасения о возможности мошенничества, нечестного отношения и финансовых манипуляций.
Во втором параграфе автор рассмотрел особенности государственного регулированию различных форм валютного рынка. Можно сделать вывод, что классифицировать валютные рынки можно по ряду существенных признаков, таких, как сфера распространения, отношение к валютным ограничениям, виды валютных ресурсов, степень организованности. А также следует выделить рынки евровалют, еврооблигаций, евродепозитов, еврокредитов, а также «черный» и «серый» рынки и рынок срочных сделок, который в свою очередь подразделяется на 3 вида. На всех видах валютных рынков существуют свои законодательство и нормы регулирования операций.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.3 Процесс регулирования валютного рынкаи его последствия
Государственное регулирование — это одна из форм управления обществом, которая осуществляется с помощью совокупности имеющихся в арсенале данного государства мер с целью создания и определенного правопорядка.
Процесс валютного регулирования представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:
1. Создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля.
2. Установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке.
3. Установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций.
4. Обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности.
5. Регламентацию международных расчетов.
6. Поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса.
7. Обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
«Валютное регулирование — деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций».[2]
Объектом регулирования являются порядок и условия проведения:
— операций в валютах;
— операций и сделок с другими валютными ценностями;
— торговых и других экономических отношений с нерезидентами.
Субъектами, подвергающимися регулированию, являются:
— резиденты (юридические и/или физические лица);
— нерезиденты (юридические и/ или физические лица);
— эмиссионные (центральные) банки;
— правительства (исполнительные органы) — по вопросам возможности и объемам кредитования иностранными государствами или Центральным банком;
— девизные (уполномоченные) банки;
— экспортеры и импортеры;
— инвесторы (резиденты и/ или нерезиденты).
Методом валютного регулирования является установление и/или изменение соотношения спроса и предложения на рынках.
В качестве предмета регулирования могут выступать:
— покупка — продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны;
— расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной валюте;
— расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте;
— трансфертные перемещения реальных и финансовых ресурсов;
— сроки расчетов по текущим операциям;
— обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или Центральному банку;
— количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц — резидентов;
— размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют;
— количество и виды перемещаемых через границу товаров;
— размер импортных и (или) экспортных пошлин;
— размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами и на экономической территории страны — нерезидента;
— возможность, виды и размеры сделок с драгоценными металлами и камнями;
— размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты Центрального банка);
— бюджетный дефицит;
-значение обменного курса валют.
Инструменты (способы), используемые государством для обеспечения пропорций спроса и предложения валют, можно разделить на:
принудительно-властные, обязывающие субъектов исполнять определенные действия или отказаться от их совершения (императивные);
экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, возможность участия или неучастия в сделке или проведении операции (диспозитивные).
Инструменты валютных ограничений представляют собой законодательный или административный запрет (лимитирование) и, кроме того, необоснованно и чрезмерно детализированное, а потому трудновыполнимое регламентирование операций с национальной и иностранными валютами. Эти ограничения являются частью процесса валютного регулирования, которая обеспечивается мероприятиями по контролю государства за обеспечением соответствия проводимых валютных операций требованиям действующего валютного законодательства, по регистрации, статистическому учету и выдаче разрешений на такие операции.
Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций — требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля.
Валютные ограничения характеризуются как дискриминационные и способствующие перераспределению валютных ценностей в пользу государства за счет остальных субъектов экономики, затрудняя им доступ к иностранной валюте.
В сфере текущих операций применяются следующие виды ограничений:
Блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров на территории страны либо ограничение возможности распоряжаться полученными средствами.
2. Обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров-резидентов Центральному или уполномоченным банкам, имеющим соответствующую лицензию, либо на обычных или торговых сессиях одной или нескольких специализированных государственных или коммерческих валютных бирж.
3. Установление ограничения на продажу иностранной валюты импортерам-резидентам (только при наличии соответствующего разрешения валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести определенный депозит в национальной валюте на счет в уполномоченном банке для получения импортной лицензии.
4. Ограничение права импортеров-резидентов на совершение форвардных, фьючерсных и (или) опционных операций по приобретению иностранной валюты.
5. Запрещение продажи отечественных товаров за рубежом за национальную валюту.
6. Запрещение оплаты отдельных категорий импортных товаров в иностранной валюте (с принудительным проведением расчетов через клиринговые счета).
7. Регулирование сроков платежей по экспортным и импортным операциям в связи с широким распространением в условиях дестабилизации курсов операций типа «leads and lags» («опережения и отставания»), заключающихся в ускорении или затягивании производства расчетов по внешнеторговым операциям в зависимости от ожидаемых изменений валютных курсов.
8. Установление прямых либо косвенных ограничений на продажу иностранной валюты резидентам на внутреннем рынке.
9. Множественность валютных курсов, представляющая собой дифференциацию курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам, регионам.
Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и повсеместного введения валютных ограничений.
Смысл множественности курсов национальной валюты заключается в завышение курса национальной валюты по отдельным ввозимым товарам или определенным операциям имеет целью удешевить импорт товаров первой необходимости, уменьшить реальные выплаты по внешнему долгу в какой-либо конкретной валюте, уменьшить экспорт определенных товаров. Соответственно занижение курса преследует противоположные цели. Курсовая разница при этом выступает как премия или дисконт по отношению к официальному курсу.
«На практике за множественностью валютных курсов нередко маскируется фактическая девальвация».[3]
Несмотря на рекомендации об отмене множественности валютных курсов, включаемые в стабилизационные программы Международного Валютного Фонда, некоторые развивающиеся страны продолжают использовать их для защиты национальной экономики.
Процесс регулирования валютного рынка можно назвать самой важной частью экономической политики любой страны, где валюта внутренне конвертируемая. Главные цели, которые ставит перед собой валютное регулирование, заключаются в установлении таких условий в стране, при которых можно постепенно убрать ограничения на операции с валютой. К основным аспектам контроля за операциями с валютой относятся:
Централизованное принятие решений регулирующим органом, а также необходимость централизации процесса принятия решений.
Некоторое подобие комбинации стимулирующих и регулирующих мер.
Согласованность экономической стратегии.
Цели по реформированию валютного рынка:
Сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров.
Поэтапное обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены.
Создание необходимых условия для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала.
Предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включаю возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал.
Противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.
Благодаря предпринятым мерам по регулированию валютного рынка и усилению контроля выполнена важная задача, т.е. возврат в страну выручки от экспорта и рост предложения на внутреннем рынке страны валюты. Основные меры, которые помогают добиться успеха в выполнении задач:
Разработка документов, по которым усилился контроль над репатриацией (возвращением в страну) выручки от экспорта товаров, и увеличилась ответственность уполномоченных лиц за её начисление в соответствующие банки в определеннее сроки, которые указываются в документах таможенно — банковского контроля.
Разделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок.
Жесткий контроль над банками и их клиентами в покупке иностранной валюты на внутреннем рынке и использованием этой валюты.
Постоянный контроль над движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и над продажей экспортной выручки на межбанковских валютных биржах.
Система валютного регулирования и контроля предназначена, обобщенно говоря, для того, чтобы оградить слабую национальную валюту от потенциально опасного для нее внешнего финансового мира. В странах с сильной валютой (доллар, евро) валютный контроль вообще отсутствует. В странах со слабой валютой он, наоборот, максимально жесткий.
Итак, процесс валютного регулирования представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер, законодательных, административных, экономических и организационных, направленных на задачи, которые уже были приведены в данном параграфе. Процесс регулирования валютного рынка можно назвать самой важной частью экономической политики любой страны с внутренне конвертируемой валютой. Главные цели, которые ставит перед собой процесс валютного регулирования, заключаются в установлении таких условий в стране, при которых можно постепенно убрать ограничения на операции с валютой.
2. Государственное регулирование валютного рынка в России
1.1
Сравнительный анализ государственного регулирования валютного рынка в период с 2005 по 2009 гг.
Внешнеторговая деятельность российских организация тесно связана с движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18.06.2004 действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». За 12 лет закон устарел, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет «права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля».[4]
Принятие нового Закона вызвано необходимостью привести национальное валютное законодательство России в соответствие с требованиями современного международного законодательства о свободном перемещении капитала. Кроме того, за эти годы было выпущено достаточно много указаний, разъяснений и писем по вопросам валютного законодательства, устанавливающих ограничения, и разобраться в них было сложно.
В целом Закон представляет собой шаг на пути дальнейшей либерализации государственной валютной политики, хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется. Изменения направлены на повышение «прозрачности» национального валютного законодательства, расширение возможностей резидентов по развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению экспорта, что будет способствовать укреплению российской экономики. Кроме того, создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в российскую экономику, развитие международных связей и деловой активности иностранных граждан в РФ.
Закон вступает в силу с 18 июня 2004 г., но отдельные его положения будут применяться с 18 июня 2005 г., с 1 января 2007 г. или до 1 января 2007 г. Например, ряд положений, в частности, касающихся порядка открытия и использования счетов юридических лиц — резидентов в банках за пределами РФ, вводятся с 18 июня 2005 года. До тех пор будут действовать положения Закона N 3615-1. В полную силу новый Закона N 173-ФЗ должен заработать, а старый, соответственно, отмереть с 1 января 2007 года.
Новый Закон более прогрессивен по сравнению с Законом N 3615-1: отпала необходимость получать специальное разрешение по капитальным валютным операциям, но бесконтрольными валютные операции не останутся. Разрешения заменены другими способами контроля — резервированием денежных средств, специальными счетами и предварительной регистрацией. Но применяться эти меры могут только в случаях, прямо предусмотренных Законом. Не снижен норматив обязательной продажи валютной выручки, но его собираются отменить с 2007 года, и т.д.
Федеральный закон от 18.07.2005 N 90-ФЗ внес дополнительные изменения. В частности, дополнен перечень разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами, внесены изменения в порядок ввоза в РФ физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
В 2005 г. внутренний валютный рынок развивался в условиях дальнейшего роста российской экономики и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, что способствовало сохранению его стабильности и дальнейшей активизации конверсионных операций.
В данном году из-за улучшения ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей и подобных сырьевых товаров происходит увеличение поступлений экспортной выручки, также не уменьшался поток иностранного капитала в корпоративный сектор. Благодаря тому, что спрос уступает предложению иностранной валюты, появилась тенденция к укреплению рубля.
Баланс спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обеспечивался регулирующими мерами Банка России. В условиях систематического превышения предложения иностранной валюты над спросом операции Банка России на внутреннем валютном рынке были направлены на ограничение темпов роста реального курса рубля. В течение всего 2005 г., Банк России выступал нетто-покупателем иностранной валюты.
Банк России изменил в 2005 году механизм реализации курсовой политики, вследствие чего, оказал огромное влияние на конъюнктуру валютного рынка РФ. С 1 февраля 2005 г. в качестве операционного ориентира курсовой политики Банк России стал использовать рублевую стоимость валютной корзины, включающей в определенной пропорции две ведущие мировые валюты – доллар США и евро. Первоначально бивалютная корзина состояла из 0,9 доллара США и 0,1 евро, в дальнейшем по мере адаптации участников валютного рынка к новым условиям доля единой европейской валюты в корзине постепенно увеличивалась. На конец 2005 г. рублевая стоимость бивалютной корзины рассчитывалась как сумма 0,6 доллара США к рублю и 0,4 евро к рублю.[5]
Введение нового операционного ориентира курсовой политики Банка России и увеличение доли единой европейской валюты в составе бивалютной корзины способствовали сближению показателей волатильности курса рубля к доллару США и к евро, а также усилению зависимости текущей динамики курса доллар/рубль на внутреннем рынке от динамики курса доллар/евро на мировом рынке.
В 2005 г. преобладала повышательная динамика номинального курса доллара США к рублю. Основным фактором, обусловившим смену курсовой тенденции, стало укрепление доллара США к ведущим валютам на мировом рынке, характерное для анализируемого периода. В то же время продолжение масштабного притока иностранной валюты в российскую экономику ограничивало потенциал укрепления номинального курса доллара к рублю.
В 2005 г. продолжился динамичный рост оборотов как внебиржевых, так и биржевых межбанковских конверсионных операций. Основными факторами, обусловившими рост оборотов внутреннего валютного рынка, были дальнейшая активизация внешнеторговых операций клиентов банков и увеличение притока иностранных инвестиций в банковский и нефинансовый секторы российской экономики.
Валютный контроль за деятельностью участников внешнеэкономических отношений относится к вопросам экономической безопасности государства, поэтому со стороны руководства Министерства экономического развития и торговли России к усилению таможенного контроля за валютными операциями, связанными с экспортно-импортными поставками товаров, — самое пристальное внимание. Если сравнивать показатели, то 2003 год был самым продуктивным – одних только целевых проверок подразделениями валютного контроля всех таможен России проведено 31 тысяча (сумма выявленных правонарушений составила 281 миллион долларов), в 2004 – 25 тысяч (сумма нарушений — 165 миллионов долларов), за девять месяцев текущего года – 15 тысяч (сумма уже — 552 миллиона долларов). Количество административных дел, возбужденных этими подразделениями таможенных органов — по большей части за нарушение сроков возврата валютной выручки, незаконные валютные операции и другие правонарушения — в 2005 году составило 3200 дел (в 2003 году, до изменения валютного законодательства РФ – 10 тысяч).
Внебиржевой валютный рынок оставался главным сегментом межбанковского валютного рынка, где банки осуществляли около 90% своих конверсионных операций.
Наряду с ростом оборотов обычных конверсионных сделок по покупке-продаже валюты на ММВБ активизировались операции “валютный своп” рубль/доллар. Объем таких операций в 2005 г. возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза.
Активность участников срочного сегмента валютного рынка в 2005 г. возросла по сравнению с 2004 г. почти вдвое, однако в структуре внутреннего валютного рынка срочный сегмент по-прежнему характеризовался весьма низкой ликвидностью (его обороты составляли около 2% от объемов операций на кассовом сегменте). При этом возросла доля операций на наиболее длительные сроки (от 3 месяцев до 1 года).
В 2005 г. продолжилось осуществление мер, направленных на либерализацию правил проведения конверсионных операций, развитие инфраструктуры и расширение инструментария внутреннего валютного рынка.
Основные нововведения затронули сегмент биржевых торгов по евро. В июне Биржевой совет ММВБ утвердил новые правила проведения операций рубль/евро, призванные совершенствовать систему управления рисками и сделать условия осуществления биржевых сделок рубль/евро более привлекательными. Согласно этим правилам, в частности, на ЕТС введены новые инструменты (рубль/евро со сроком расчетов “завтра” и “валютный своп” рубль/евро на условиях “овернайт”), увеличена продолжительность биржевых торгов по евро, резко уменьшен размер обязательного предварительного депонирования денежных средств при проведении операций рубль/евро, на операции рубль/евро распространен существующий по сделкам рубль/доллар механизм гарантирования расчетов с участием Банка России, изменены размер и порядок взимания комиссионного вознаграждения по сделкам с евро.
В 2003 — 2006 гг. и на межбанковском, и на биржевом рынке опережающими темпами рос объем операций с европейской валютой. За первое полугодие 2007 г. удельный вес сделок «евро-рубль» на межбанковском валютном рынке увеличился до 2,2%. Однако в III кв. доля этих операций вновь снизилась до 1,8%, уступив в динамике другим валютным парам. На биржевом рынке, где евро конкурирует только с долларом, рост удельного веса операций с европейской валютой продолжился, впервые составив в среднем за квартал 3%.
В предыдущие годы на межбанковском рынке значительно более существенный рост наблюдался в сегменте «евро-доллар», привычном для растущих трансграничных операций. Однако, достигнув среднестатистического мирового показателя 27-28%, доля операций «евро–доллар» на российском рынке также стабилизировалась.
В феврале 2007 года премьер Михаил Фрадков подписал постановление правительства, утверждающее правила представления информации в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (в ведении Министерства финансов). Росфиннадзор наделялся правом запрашивать любые сведения о валютных операциях в случае выявления «признаков нарушения валютного законодательства» у органов и агентов валютного контроля, а также участников рынка ценных бумаг. В первую очередь речь шла о ЦБ, коммерческих банках, а также таможенной и налоговой службах. Ужесточением валютного контроля правительство решило компенсировать либерализацию валютного законодательства последних лет. В частности, введение конвертируемости рубля и отмену обязательного резервирования валюты на счетах и обязательной продажи части валютной выручки экспортеров (соответствующие поправки в законодательство были приняты в 2006 году). Министр финансов Алексей Кудрин, впрочем, в прошлом году признавал, что государство рискует: возможно увеличение лжеэкспорта, нерегулируемого оттока капиталов и т.д. Минимизировать эти риски и должен Росфиннадзор.
На предложение сотрудничества в сфере валютного контроля таможенники откликнулись оперативно. Согласно опубликованному приказу региональные таможенные управления обязаны представлять в управление валютного контроля ФТС информацию и документы, связанные с проведением валютных операций (в трехдневный срок с момента поступления запроса из ФТС); информацию о нарушении актов валютного законодательства, а также об открытии счетов за границей (в течение трех дней с момента выявления соответствующих фактов). Собственно же валютное управление ФТС обязуется в 20-дневный срок отвечать на поступающие из Росфиннадзора «валютные» запросы.
Самым любопытным в приказе является положение, обязывающее таможенников передавать информацию об открытии участниками ВЭД заграничных банковских счетов. Известно, что контроль за счетами осуществляет ЦБ, а не таможни. Как заявили корреспонденту «Газеты» в ФТС, на полномочия других ведомств никто и не претендует. «Специально выявлением счетов за рубежом ФТС не занимается», — признал источник в ФТС. По его словам, информация о счетах будет передаваться только в том случае, если таможенным органам в ходе осуществления ими «таможенного или валютного контроля в пределах их компетенции станут известны такие факты».Проанализировав ресурсы частного сектора за 2007 год, прежде всего, бросается в глаза огромные масштабы прироста внешних обязательств, превышающий внутренние сбережения. Более того, частный сектор получил крупные капитальные трансферты от правительства (кратно превысившие капитальные трансферты в предшествующие годы, которые мы не рассматриваем). И, наконец, в 2007 году частный сектор (главным образом – домохозяйства) сокращал свой запас иностранной валюты и переводил ликвидные активы в рублевую форму. Сокращение запаса иностранной валюты у частного сектора и соответствующий спрос на деньги высокой эффективности – один из примеров «перетасовки активов».
В конце 2007 г. группа ММВБ осуществила один из самых крупных проектов последнего времени — передала клиринговые[6] функции на биржевом валютном рынке специально созданной в рамках Группы ММВБ банковской организации ЗАО АКБ «Национальный клиринговый центр» (НКЦ). В новой схеме НКЦ выступает в качестве центрального контрагента по сделкам, заключаемым на ЕТС. Преимущество работы через НКЦ — отсутствие необходимости устанавливать лимиты на каждого из более 500 участников валютных торгов. Исполнение сделок гарантируется фондами, кредитными линиями коммерческих банков и использованием механизмов рефинансирования у Банка России. Реализация проекта НКЦ по установлению единого торгового лимита позволит проводить операции со всеми инструментами биржевого валютного рынка на основании предварительного депонирования любой из трех валют (российские рубли, доллары США, евро). В дальнейшем планировалось реализовать схему приема ценных бумаг в качестве обеспечения операций на валютном рынке.
Валютное законодательство в России последнее десятилетие в своем развитии претерпевало изменения в сторону либерализации. На момент зарождения системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ существующие регулирование и контроль можно было охарактеризовать принципом «все, что не разрешено, то запрещено». В настоящее время, наоборот, применим принцип «все, что не запрещено, то разрешено». Столь кардинальные изменения произошли не единовременно, а постепенно, путем внесения корректив в правовое регулирование валютных отношений.
Из-за того, что инвесторы активно вводили средства из российских активов, из-за чего резко увеличился спрос на иностранную валюту, в 2008 г. Банк России предпринял мер, направленные на недопущение ослабления рубля и удержание стоимости бивалютной корзин внутри целевого цилиндра. В августе-сентябре произошла продажа иностранной валюты на внутреннем рынке.
На современном этапе, при разработке валютной политики на период 2009 — 2011 гг. Банк России по-прежнему принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта (прежде всего на энергоносители). Если произойдет снижение этих цен при том, что импорт продолжает расти огромными темпами из-за поддержки внутренним спросом, то может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для повышения конвертируемости рубля, его укрепления исследователями предлагается введение золотого эквивалента. Ввиду ограничений на поддержание стоимости национальной валюты в золотом эквиваленте, установленных соглашениями МВФ, потребуется изменить формат участия в МВФ либо установить эквивалент корзине товаров (золото, серебро, металлы, нефть, газ).
Рис.3 Прогнозированный и реальный курс валют на 2009 год[7]
Представляется, что для России помимо введения золотого эквивалента необходимо наличие валютных ограничений. Цели валютных ограничений можно подразделить на две группы: экономические и политические. К первым можно отнести накопление валютных резервов, обеспечение стабильности курса национальной валюты, выравнивание платежного баланса, протекционизм (в частности, использование валютных ограничений для стимулирования экспорта, поддержки национальных производителей) и другие цели экономической политики. Ко вторым следует отнести: обеспечение государственной безопасности (многие страны прибегали к валютным ограничениям для прекращения торговли с враждующей страной, лишения ее валютных ресурсов, ухудшения экономического положения). Кроме того, отдельные валютные ограничения могут устанавливаться в целях реализации международных обязательств (например, при принятии резолюций Генеральной Ассамблеи ООН).
продолжение
–PAGE_BREAK–Итак, проанализировав период с 2005 по 2009 гг., видим, что результаты регулирования валютного рынка и система контроля в эти годы разнообразные, то положительные, то отрицательные. За 5 лет было принято огромное количество решений, указов, чтобы улучшить операции на валютном рынке и уменьшить связанные с ними риски. Очевидно, что валютный контроль должен отвечать тенденциям развития экономики.
1.2
Проблемы государственного регулирования валютного рынка РФ в условиях финансового кризиса и пути их решения
Мировой экономический кризис 2007-2008 гг. оказал огромное (существенное) влияние на валютную политику России, из-за чего произошли изменения в её реализации и приняты новые задачи для формулирования перспектив.
24 октября 2008 года (пятница) сообщалось, что Центробанк РФ за минувшую неделю мог потратить около 13 млрд долларов из золотовалютных резервов на валютные интервенции с целью не допустить падения рубля к бивалютной корзине.
Газета «Ведомости» от 30 октября утверждала, что средства, которые правительство и ЦБ направляют в адрес банков, последние тратят в значительной мере на покупку валюты, «провоцируя ослабление рубля и заставляя население панически скупать доллары, ещё больше понижая стоимость национальной валюты».
В конце октября 2008 сообщалось, что за неделю по 24 октября резервы Центробанка уменьшились на $31 млрд до $484,7 млрд; за четыре недели они упали на $78,1 млрд, что было вызвано курсовой переоценкой резервов (за счёт падения курса евро к доллару) и валютными интервенциями ЦБ.[
Утром 11 ноября 2008 года на ММВБ произошло значительное снижение курса рубля по отношению к бивалютной корзине.
Редакционная статья в газете «Ведомости» от 13 ноября 2008 года писала, что население и рыночные игроки восприняли слова председателя ЦБ, сказанные им 10 ноября (о «повышении гибкости валютного курса с некоторой тенденцией к ослаблению рубля»), «как сигнал к действию: теперь даже самые стойкие сторонники рубля запасаются долларами».
19 ноября 2008 года председатель ЦБ С. Игнатьев сообщил Госдуме: «На 1 ноября 2008 года объём золотовалютных резервов в Российской Федерации составил 484,6 миллиарда долларов США. За сентябрь и октябрь золотовалютные резервы снизились на 97,6 миллиарда долларов.» Из названной суммы 57,5 миллиарда долларов были потрачены на валютном рынке с целью поддержания курса рубля.
После очередного снижения курса рубля 5 декабря 2008 года относительно бивалютной корзины на 1 %, что связывалось с удешевлением основой статьи российского экспорта — нефти (цены на марку Urals 5 декабря снизились до четырехлетнего минимума — $36 за баррель), участники рынка ожидали от ЦБ более резкой девальвации уже в начале 2009 года[104].
«Официально говорилось, что акцент при реализации этой политики будет направлен на стабильность финансовой системы страны».[8] А практически, мы можем сказать, что вся работа регулирования валютного рынка была направлена на недопущение масштабного снижения валютного курса.
После ускоренного роста экономики в 2007 году благодаря дешевым денежным ресурсам (легкому доступу к мировым рынкам долга в начале года и дополнительным расходам федерального бюджета в конце года, что помогло поддержать высокие темпы роста) в текущем году рост в России замедляется. В середине 2008 г. снижение темпов роста частично было вызвано эффектом высокой базы сравнения (в середине 2007 г. отмечался очень динамичный рост), а в августе — ухудшением конъюнктуры денежных рынков. Экономисты понижают предварительный прогноз роста экономики на будущий год (в 2008 г. во многом благодаря инерции рост, как мы полагаем, составит около 7,3%)[9] до 5,5% или даже ниже, если кредитный кризис продлится еще дольше. При определенных условиях возможны и более высокие темпы роста. Учитывая решимость правительства увеличить бюджетные расходы в 2009 г. с целью поддержки финансовых рынков, шансов на замедление инфляции все меньше. Расходы на оборону также поднимутся как следствие изменения политических настроений после конфликта с Грузией. Хотя на данном этапе было неясно, какой дополнительный объем денежных средств правительство направит на расходы, шансы того, что в будущем году инфляция будет меньше 10%, казались менее реалистичными (но все же они есть). Возникает вопрос: что могут сделать власти для ограничения оттока капитала и стимулирования экономического роста. Другими словами, может ли российское правительство найти способы снова стимулировать экономический рост. России необходимо фундаментально изменить макроэкономическую политику и вновь сконцентрировать внимание на необходимости как можно быстрее снизить инфляцию. Это позволит автоматически решить многие проблемы на денежных рынках. Таким образом, бюджетная политика должна быть менее стимулирующей. Помимо этого, в будущем может быть необходимо осуществить девальвацию рубля — в идеале Банк России должен позволить свободное колебание валютного курса. В сложившихся условиях возможно снижение курса рубля приблизительно на 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности. В последние годы, когда цены на нефть расли и в Россию приходил капитал, курс рубля повышался. Теперь же на фоне падения цен на нефть и оттока капитала эффективный обменный курс рубля, похоже, не находится на устойчивом уровне. Чрезвычайно важно как можно скорее умерить бюджетные расходы (предпочтительно даже сократить некоторые расточительные статьи, способствовавшие ускорению инфляции в последнее время) и стимулировать банки и компании к возврату внешних займов. После этого Банк России может протестировать валютный рынок, чтобы посмотреть, в каком направлении пойдет курс рубля.
Анализируя результаты проводимой российским Правительством долговой политики, можно отметить, что в последние годы в этой сфере достигнуты значительные результаты. В первую очередь этому поспособствовало сохранение высоких цен на нефть и приток капитала. Это позволило в период с 2005 по 2007 г. израсходовать на погашение внешней задолженности Российской Федерации около 1,3 трлн рублей из средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, что помогло сократить обязательства по государственному внешнему долгу, ослабив процентную нагрузку на бюджеты будущих периодов, и уменьшить зависимость российского бюджета от обязательств перед иностранными кредиторами. Автор отмечает, что в целом долговая стратегия Правительства Российской Федерации в последние годы показала себя как взвешенная система мер по преодолению долгового «наследия» 90-х гг. прошлого столетия, с одной стороны, и нацеленная на создание «запаса прочности» на перспективу, с другой. В то же время, по мнению автора, в настоящее время назрела необходимость разработки долгосрочной государственной долговой стратегии, что позволило бы раскрыть инвестиционный потенциал государственного долга и «оживить» рынок государственных ценных бумаг приходом новых инвесторов.
Курс национальной валюты в РФ регулируется государством.
Методы регулирования валютного курса:
1. Котировка — это стоимость единицы одной валюты (называемой базовой), выраженная в единицах другой валюты (называемой контрвалютой или котируемой). В обозначении торгуемой пары валют (например, USD/CHF) базовая валюта записывается первой, котируемая — второй. Котировка состоит из двух цифр. Первая цифра — бид (цена, по которой клиент может продать базовую валюту), вторая — аск (Askили Offer) — цена, по которой клиент может купить базовую валюту за котируемую. Разница между этими курсами называется спрэдом (spread). Размер спрэда зависит от рассматриваемой пары валют, от суммы сделки и состояния рынка.
Минимальное измерение котировки называется пунктом (Point, Pips). Разные инструменты (пары валют) котируются с разной точностью, т.е. с разным количеством десятичных знаков в котировке. Большинство валют котируются с точностью до 0,0001, некоторые, например иена и ее кроссы, — с точностью до 0,01.
1.1 Прямая котировка — количество национальной валюты за одну единицу иностранной.
1.2 Обратная котировка — количество иностранной валюты за единицу национальной.
Использование прямой и обратной котировок имеет историческое обоснование. Основной мировой резервной валютой является американский доллар, поэтому для большинства валют используются котировки USD/JPY, USD/CHF, т.е. доллар, является базовой валютой.
По мнению некоторых аналитиков, если бы не этот фактор, рубль был бы дешевле процентов на 10-20. Но вряд ли государство откажется от поддержки рубля в ближайшее время. Другое дело, что сопротивляться мировому давлению дорого и трудно, поэтому, например, в конце 2008 года Центробанк потихоньку «опускал» рубль, но не по отношению к доллару, а по отношению к евро. Вроде бы и народ в большинстве своем на курс евро/рубль не смотрит, и рубль дешевеет по отношению к бивалютной корзине, а значит, меньше надо тратить золотовалютных резервов на его поддержание. Поскольку мировой кризис только набирает силу, резервы эти нам еще понадобятся. Такое плавное обесценивание рубля нельзя назвать девальвацией в том понимании, которое было в 1998 году. Большинство людей называют девальвацией резкое (мгновенное и сильное, на 30-50%) обесценивание денег. А такой сценарий правительство не допустит, уверяют премьер-министр, министр финансов и бизнесмены тоже. Пока нет оснований не верить: многие ждали резких скачков курса, но за последние несколько лет их и не припомнишь. Вместо этого правительство и ЦБ постепенно стараются плавно приблизиться к справедливому, рыночному курсу рубля.
Но, конечно, многое зависит от нефти. При ее цене $30-40 за баррель в скором времени поддерживать валюту, как и экономику, станет просто нечем. При должной поддержке и «режиме экономии» рубль может застыть на определенный период в узком коридоре по отношению к доллару и евро, а раз так, можно пользоваться рублевыми инвестиционными продуктами: вкладами, облигациями и др. Ведь если по среднесрочным рублевым депозитам вы получите до 15-16% годовых, то вклады в евро и долларах вряд ли принесут больше 12-13%.[10]
Пытаясь поддержать национальную валюту, Центробанк использует не только прямые, но и косвенные способы. Например, в короткое время повысил ставку рефинансирования с 10,5% до 13%. Это сделано во многом для того, чтобы заставить банки повышать процентную ставку по рублевым депозитам и тем самым стимулировать население нести в них деньги. (Напомню, что налог на доход по депозитам равен нулю, если ставка по ним не выше ставки рефинансирования, и составляет 35% от суммы прибыли по процентам, ее превышающим. Так что, если ваш рублевый депозит приносит не более 13% годовых, делиться с государством не придется.) Даже Сбербанк повысил ставки по депозитам на 1-2,5%, столкнувшись с оттоком вкладов. Подняли ставки и крупнейшие частные банки. А население все равно никому не верит. Несмотря на государственные гарантии по вкладам до 700 000 руб. россияне выводят деньги из рублевых депозитов и покупают на них наличную американскую валюту или открывают долларовые депозиты. Уровень оттока рублевых вкладов и количество купленных долларов бьют многолетние рекорды. «Помогают» здесь и банки, которые на имеющиеся и заемные рубли покупают доллары, тем самым взвинчивая их цену. Центробанк уже пригрозил, что откажет особо рьяным валютным банкам-спекулянтам в дальнейшей поддержке, и пообещал им надзор прокуратуры.
В итоге, российский рубль имел в начале лета 2008 года большое преимущество — огромные государственные золотовалютные резервы, которые могли обеспечить его стабильность на короткий период времени. Но стремительное падение цен на нефть, металлы и прочее сырье (основные статьи российского экспорта и поступления денег в госбюджет) выявило слабость российской экономики: несбалансированную структуру, низкий уровень диверсификации бюджетных доходов, зависимость от внешнего заемного капитала. Это оказалось слабой стороной рубля и вынудило Правительство РФ с лета постепенно снижать курс рубля к бивалютной корзине ценой интервенций на валютном рынке. Действия властей позволили избежать резкой девальвации рубля ценой существенного снижения объема золотовалютных резервов. Поэтому пока цены на нефть снижаются, а сейчас они снова на уровне $40 за баррель, российский рубль будет находиться под серьезным давлением и постепенно снижаться к основным мировым валютам.
Деньги, которые люди планируют хранить больше трех месяцев, целесообразно диверсифицировать (рубли, евро, доллары) и разместить на депозитные счета в надежных банках — до 700 000 руб. (или в эквиваленте) на каждый банк. Любителям рискованных операций, планирующим инвестировать с горизонтом более одного года, стоит рассмотреть возможность инвестирования в акции российских «голубых фишек».
Голубые фишки(англ. Bluechips) — акции или ценные бумаги наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов. Сам термин «голубая фишка» пришел на фондовый рынок из казино — фишки этого цвета обладают наибольшей стоимостью в игре.[11]
По состоянию на 01.07.2010 в результате проведенных мероприятий валютного контроля выявлено 19 случаев нарушения валютного законодательства, составлено 25 протоколов об административном правонарушении., в том числе по статье 15.25 КоАП РФ – 18; по статье 19.7 КоАП РФ – 7, которые направлены в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и судебные органы для вынесения Постановлений.
Основными нарушениями, выявленными налоговыми органами области являются:
1. Нарушение п.3 ст. 23 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», связанного с представлением резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам (инструкция ЦБР от 01.06.2004 №258-П).
2. Нарушение ст.20 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», связанного с нарушением единых правил оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (инструкция ЦБР от 15.06.2004 №117-И).
3. Нарушение п.7 ст.12 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.4 Правил представления резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 28.12.22005 №819), связанного с нарушением сроков представления резидентами нарушением срока отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
По итогам деятельности управления при осуществлении функций по валютному контролю в 1 полугодии 2010 года общее количество проведенных мероприятий в части осуществления валютного контроля составило 69 проверки.
Кроме того, сотрудниками управления было проведено 27 проверок сообщений, имеющих признаки нарушений норм валютного законодательства, но впоследствии не подтвердившихся.
По результатам проведенных ТУ проверочных мероприятий и поступивших от агентов валютного контроля протоколов, в 1 полугодии 2010 года было возбуждено 64 дела об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ:
· 2 дела — возбуждено по результатам плановых проверочных мероприятий;
· 54 дела — по результатам проверочных мероприятий по поступившим материалам Банка, представляемых в рамках соглашения об информационном взаимодействии;
· 8 дел — по поступившим протоколам от органов ФНС и ФТС.
Основной массив выявленных сотрудниками управления и агентами валютного контроля нарушений приходится на ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях, в 1 полугодии 2010 года было вынесено:
· 59 постановлений о назначении административного наказания за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в результате чего привлечено к административной ответственности более 20 юридических и 7 должностных лиц.
· 3 постановления о прекращении производства.
По результатам осуществления проверочных мероприятий по валютному контролю, территориальным управлением в 1 полугодии 2010 года в рамках ст.15.25 КоАП РФ было наложено штрафных санкций на общую сумму 1570,54 тыс.руб., фактически взыскано 1250,93 тыс.руб.
Число административных дел по привлечению недобросовестных лиц к ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение законных требований должностных лиц управления при осуществлении ими функций по валютному контролю в 1 полугодии 2010 года составило 14 протоколов, в том числе:
— 8 протоколов (по ст.20.25 КоАП РФ) за несвоевременную оплату наложенного штрафа;
— 6 протоколов за непредставление затребованной в рамках административного производства информации и документов (по ст.19.5, 19.7 КоАП РФ).
Делая вывод к данному параграфу, можно сказать, что в условиях мирового экономического кризиса, затронувшего и Россию, совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций приобрело особую актуальность. В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы в 2009 году решали задачи по выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Особое внимание было уделено повышению эффективности методов контроля. Надо сказать, что положительные результаты в значительной степени достигались благодаря взаимодействию с Банком России, а также агентами валютного контроля: ФНС России, ФТС России и коммерческими банками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор курсовой работы рассмотрел и проанализировал все поставленные перед ним задачи и пришел к следующим выводам:
1. Развитие международных экономических отношений, и в первую очередь торговли, обусловило становление мировой валютно-финансовой системы. Вместе с ней развивалась и система валютного регулирования и валютного контроля.
До формирования Парижской валютной системы (в 1867 г.) применялись в основном экономические, реже — административные меры валютного контроля. Они были направлены прежде всего не на ограничения движения валюты между странами, а на экономическое стимулирование ввоза и невывоза капитала.
При выборе режима валютного регулирования и контроля государства монетарные власти исходят из общих задач, стоящих перед экономикой страны. В общем случае валютное регулирование имеет главной целью предоставление правительству механизма эффективного управления курсом национальной валюты.
2. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных ресурсов, по степени организованности.
Срочная торговля в последние годы является важнейшим сегментом развития финансовых рынков. Быстрому развитию срочных рынков способствует существующее непостоянство и быстрая изменчивость цен товаров и финансовых инструментов.
Валютноезаконодательство охватывает валютные операции, связанные с движением капиталов, внешней торговлей, кредитованием, международным туризмом, выплатой репараций и др.
Валютное законодательство развитых стран мира обязывает своих экспортеровсдавать валютную выручку или депонировать ее в специальных банках, осуществляет регламентацию деятельности валютных рынков. Банки этих стран должны брать разрешение на предоставление иностранным заемщикам долгосрочных или краткосрочных валютных средств в национальной валюте. Валютное законодательство предусматривает установление режима валютных счетов, лимитов вывоза валюты и т. д.
продолжение
–PAGE_BREAK–