КОСТРОМСКОЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТХОМИ ТС
«ВОЛОГОДСКОЕКРУЖЕВО»
Выполнил:
Сайкина Е.П.
Студент группы
07-ТХМ-5Б
Проверил:
Егорова М.Г.
Содержание
1. Введение
2. Видыкружевоплетения
3. История развитиякружевоплетения в Вологодской губернии
4. Стилистическиеособенности вологодского кружева
5. Списокиспользованной литературы
6. Приложение. Иллюстрации
Введение
Искусствомоды заразно и быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени имоды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантоми умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом…
Что мы можем понимать подсловом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит отслова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм наподолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорноеажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства,и вероятно, оно имеет тот же корень.
Кружевоплетение – виддекоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, которыйоснован на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой.Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, котороедополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем ифабрик по производству кружева.
Впервые о русскихкружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именноот второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеногокружева, его изображения на портретах. Кружево выплеталось из золотой исеребряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнямииспользовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян,купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько самматериал. Кружево даже продавали на вес.
В конце XVIII – началеXIX вв. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становитсяпромыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. Сотменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываютсяцентры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц.
Доступность материала иуниверсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным.Пришедшее из Европы коклюшечное «немецкое» кружево, было расцвечено такойбогатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов,так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировойкультуры под названием «Русское кружево».
Воспринятое из ЗападнойЕвропы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивалолучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальнымхудожественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатствеколорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, визобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народномуискусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей,характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, РостовВеликий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.
Ручные кружева икружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру,узоров и народным промыслам. По назначению кружева и кружевныеизделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные исувениры. В первую группу входят: бытовые предметы — скатерти, салфетки,подстаканники, сухарницы и пр.; предметы одежды — блузки, женские платья,туники, пелерины; предметы туалета — галстуки, перчатки различных размерови форм, косынки, палантины, отделочные изделия для женской, детской одеждыи белья — воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых платков.Декоративные изделия — это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки;сувениры — уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др.
Видыкружевоплетения
В понятие «кружево»включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, ивязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых —шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь внекоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в Россиине исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития,превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.
Фриволите
Существует два типаопределения кружева: по технологическому и по эстетическому признакам.Определение первое, по технологическому признаку: фриволите — это плетеноеузелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы), а такжетехнология изготовления этого кружева. Определение второе, по эстетическомупризнаку: фриволите — это открытое, контурное, контрастное кружево с беднойсобственной фактурой. Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружевотакже было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый,которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Слово «фривольный» означает«непринужденный», «раскованный», примерно такого отношения заслуживает этозанятие. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народногопромысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий.Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователидо сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, чточелнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родинойчелночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло изФранции, этим объясняется его название — фриволите (от франз.— пустой,легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели егоиз более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделкиверхней одежды, занавесей, порьтер.
Макраме
Макраме в переводе сарабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой.В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво,изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекоепрошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы. ВДревней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XVвеке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды.Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого временипросматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки,кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.
В 14 веке морякиознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральномсоборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда жемакраме стало известно и популярно в Италии. Изделия макраме отражали в своихполотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Боттичелли. В картине«Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочкамакраме. В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу иСеверную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. Как бы надолгони забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не толькоприобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусствоплетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома.И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называтьмакраме. В переводе с турецкого «макрама» — это шарф или салфетка с бахромой, впереводе с арабского «миграмах» — это бахрома или шарф, украшенный плетенымкружевом. Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. В работах прибалтийскихмастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образомприсутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композицийхудожники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом вплетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашиваютматериал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме длявыполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в техникемакраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом.
Филе (филейноекружево)
Основа филе — сетка —известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты ирыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусствосовершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древниефилейные работы с золотой и серебряной вышивкой. Филе делится на две основныегруппы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. По форме ячеек различаютпрямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму ромбиков. В прямом филе —квадратные ячейки. Основа красивого филейного фона — правильное исполнениеузлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголкус окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку инавивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянныеи костяные челноки, а для более тонких работ — стальные. Простейший челнокможно изготовить из проволоки. Второе приспособление для филе — палочки сзаточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочкизависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальнуюспицу, а для получения крупных ячеек — реечку или стерженек. Палочки должныбыть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самыеразличные — от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит отназначения будущего изделия. Перед началом плетения нитки равномерно наматываютна челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок снамотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большемколичестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получитсянеоправданно большое количество узелков для надставки нити.
Коклюшечное кружево
Когда речь заходит о кружевахв специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках.Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочноеи безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразунесколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.Первые известные русские кружева были сплетены из золотыхи серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное»кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этойнитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетениюэто были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ былрастительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых вазс букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурныхрешеток. С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную битьи цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техникамиплетения кружев. Важным моментом для развития кружева стало появлениеметаллических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны,а появились они как раз в шестнадцатом веке. В Россию заморские кружевапришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русскиерукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивкинастолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры подназванием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобреталотам свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское,галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерныйстиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятиемдля досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Шитье из тесьмы
Самый простой способполучить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западнойлитературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включаютв раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты,вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковойтесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петелькипо краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять междусобой. Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделияили, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносятна кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметываютее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычнымнаметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткиминезаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами.Наносят украшающие швы. В качестве материала для украшения одежды в древностииспользовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветныеблестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Такжепопулярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга,металлизированных нитей и мелких монеток.
Историяразвития кружевоплетения в Вологодской губернии
Как центр производствакружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское» частоподразумевалось русское кружево вообще. Между тем рязанские, тверские,орловские плетеи создавали работы исключительной красоты и вполне моглиоспаривать у Вологды первенство в этом смысле. И по времени возникновениякружевоплетения ее оставляют позади галичские и калязинские мастерицы. Началоизготовления кружева здесь, как и во многих других местах России, связано скрепостными мастерскими. Почти у каждого мало-мальски зажиточного помещикаплели кружево, и подражали иноземному.
В Вологодской губернии вначале Х1Х века также как и в других регионах России был организован рядмастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками.В 1820 году такую фабрику открыла помещица Н.Засецкая в имении села Ковырино,расположенном в трех верстах от Вологды. Кружевницы выполняли заказы, в связи счем их творческий потенциал не мог в полной мере проявляться в художественном решениикружева. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине Х1Хвека. Плетением кружев занимались не только сельские, но и городские жители,для которых этот вид ремесла становился единственным источником ксуществованию.
В середине Х1Х века,особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40тысяч кружевниц, которые работали не только в мастерских, но и дома по заказамскупщиков, стремившихся взять в свои руки сбыт крупных изделий. Вологодскоекружево становилось известным во всем мире. Спрос на него рос с каждым годом,торговля достигла значительных размеров.
В большом потоке кружеване всегда удалось следить за качеством выполняемых изделий. Далеко не всекружевницы могли выполнять сложные и добротные по техническому качеству узоры.Многие мастера, стремились к большому заработку, упрощали рисунки и техническиеприемы их плетения.
В середине 80-х годов XIXвека, много сил развитию кружевного промысла России отдала С.А.Давыдова,способствовавшая открытию в 1883 г. В Петербурге Мариинской практической школы,одной из задач которой являлась подготовка профессиональных художниковкружевоплетения для работы в Вологодской губернии. В числе первых выпускницэтой школы была С.П.Брянцева, которая вместе со своей матерью А.П.Брянцевойввела новые приемы кружевоплетения, существенно отличающиеся от приемов другихцентров.
Именно в этот период вВологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера ихудожники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисуноквводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы,ставшие традиционными для вологодского кружева.
В числе выпускницМариинской школы следует назвать Р.А.Борисоглебскую, А.И.Чурину, Ю.П. Шипову имногих других.
С целью налаживанияпостоянного контроля за качеством вологодского кружева в 1886 году в Вологдеорганизуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, гдекружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь жепринимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропагандеВологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации овологодском промысле и ведущих мастерах.
В 1900 году склад былпередан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы.При нем была открыта профессиональная школа кружевниц, что позволило повыситьквалификацию кружевниц и существенно улучшить качество выпускаемых изделий.Четко налаженная система организации процесса изготовления кружевных изделий,предъявления более строгих требований к качеству кружева, привели к некоторомуснижению численности кружевниц. Так, по данным исследователя этого промыслаС.А.Давыдовой в 1910 г. В Вологодской губернии работало 35426 мастеровкружевоплетения. А в 1913 году по сведениям Министерства земледелия числокружевниц вновь возросло и достигло 39000.
В периодимпериалистической войны (1914 г.) кружевной промысел переживает упадок,который продолжается до 1918 года, когда за возрождение и развитие этого промыславзялись такие организации как Северосоюз, создавший отделы кружевниц прикредитных кооперативных товариществах и обществах.
В 1919 году был изданпервый декрет Советского правительства о кустарной промышленности. С этим годомсвязано зарождение кооперации кустарей, в том числе и вологодских кружевниц.
На возрождение и развитиевологодского кружевного промысла большое влияние оказало создание в 1920 годуспециальной секции кустарно-промышленной кооперации. Эта секция способствовалаорганизации артелей, подготовке кадров, решению организационных вопросов.
В 1919-1921 годахкружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологдебыла восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новыхусловиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождениятрадиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этогоцентра орнаментальных решений. В течение 34-х лет (1930-1964 гг.) директоромшколы была К.В.Исакова – проводившая практичекую работу по возрождению иразвитию вологодского кружева, подготовке квалифицированныхмастеров-исполнителей. Вместе с учащимися школы она выезжала в районы областидля сбора образцов старинного кружева, привлечения к работе опытных мастеровкружевоплетения.
В 1930 году в Вологде былсоздан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениямартелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, восновном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения заданияи сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективныемастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев,усилить контроль за качеством кружевных изделий.
В 1936 году приВолкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошлиопытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортименткружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий,скатертей, накидок, покрывал и др.
С 1938 по 1946 г.Организатором работы лаборатории была А.Г.Петрова, которая создалапрофессиональный экспериментальный творческий центр развития вологодскогокружевоплетения.
Великая Отечественнаявойна прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г.Началась работа по восстановлению кружевного промысла. В 1944 г. Кружева плелиартели: Вологодская, Усть-Кубинская, Кубено-Озерская, Грязовецкая, Сокольская,Харовская, Лежская, Кирилловская, Биряковская, а позднее и Чебсарская. Наиболеекрупной была Вологодская и Усть-Кубинская артели.
В 1960 г. В связи супразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственнуюсистему – местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевныхфабрик: Вологодская, Усть-Кубинская, Сокольская, Грязовецкая и Кубено-Озерская,а в 1964 г. Было создано Вологодское специализированное кружевное объединение, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.
С объединением связана активная деятельность многих выдающихся художников итехнологов. Среди них: М.Н.Груничева – зав. Лабораторией с 1952 по 1960 гг.,К.А.Блинова – главный инженер объединения, А.Н.Петрова – директор с 1947 по1979 г., В.Д.Веселова – главный художник с 1962 по 1975 г., В.Н.Ельфина –главный художник с 1975 по 1985 г., Г.Н.Мамровская – главный художник с 1985г., А.Ф.Смирнова – директор объединения с 1983 по 1990 г. И многие другие. Вразвитии вологодского кружевного промысла активное участие принимали художникиНИИ художественной промышленности, в частности, А.А.Кораблева, создавшая за 45лет совместной с промыслом работы более 200 новых видов кружевных изделий.Выполненный в Вологде по ее рисунку занавес получил наВсемирной выставке в Брюсселе высшую награду .
Вологодский кружевнойпромысел особенно активно развивался в 1970-е и 1980-е годы. За успешную работуВологодское объединение в 1986 году было награждено орденом Трудового КрасногоЗнамени. Всего Вологодское кружевное предприятие имеет более 200 орденов имоделей, дипломов, почетных грамот. Выполненные им изделия демонстрировалисьболее чем на 300 отечественных и зарубежных выставках. О промысле и работающихв нем мастерах опубликовано свыше 250 статей, научных трудов, альбомов, брошюр.
В настоящее времяВологодское кружевное предприятие по-прежнему является ведущим в числетрадиционных промыслов России. В связи с переходом к рыночной экономике в немпроизошли существенные изменения. С 1992 года объединение перешло вколлективную долевую собственность, преобразовалось в Товарищество с ограниченнойответственностью, а затем в Закрытое акционерное общество и стало называтьсяВологодская кружевная фирма . Сегодня на фирме работает 90высококвалифицированных кружевниц, в том числе – 22 надомника, проживающих врайонах бытования традиционного кружевоплетения, рабочих строчевышивальногоучастка – 25, трикотажного участка -18
В ассортименте фирмысвыше 300 наименований изделий: скатерти, салфетки, занавески, разнообразныенакидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева имногое другое. Фирма наладила выпуск женской одежды, предметов украшенияинтерьера с традиционным вологодским кружевом, укомплектовав в связи с этимлабораторию специалистами по моделированию, конструированию и пошиву одежды.
Стилистическиеособенности вологодского кружева
Стилистическиеособенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерногокружева, сформировались к началу ХVШ века, а в первой половине Х1Х века парноеи сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкуюпродажу.
/> Часть подзора (конец XVIII в.)
Самый старый предметвологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвойпарной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкойиз полотна. Узор прошвы — парные завитки и кружочки — маловыразителен, но отчетливовыделяется на решетки «пять дырочек». И сам узор, и решетка заимствованы. Почтитождественно им кружево, которое происходит из Германиии относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий,и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще.Узор получился четким и в целом гораздо сочнее своего прототипа. Крайсоставляют весьма схематичные растительные мотивы: цветок типа тюльпанаи лапчатый шестидольный. Они чередуются между собой и свисают вниз.Изгибающаяся полоса полотнянки обильно украшена дырочками-закидками, которыерасположены неравномерно, создавая фактурное разнообразие: более крупные — в рядпо одной, мелкие — в два ряда, дробя полотнянку, облегчая ее. На вершинекаждого тюльпана она переходит в решетку. Фона нет. Его заменяют сквозныепустоты на поворотах полосы. Заканчивает край узкая, прямая полоскас петельками снизу. Этот прием был в употреблении в XVIIIи первой половине XIX века. Все особенности построения узора и самогоплетения указывают на XVIII век.
/> Часть подзора (конец XVIII – начало XIX в.)
Почти столь же раннимявляется кружевной край, в котором зубцы имеют вид свисающего цветка и обведеныснизу вилюшкой. В некоторых промежутках намечается появление решетки.Прошва подзора также не имеет решетки. Ее заменяют плетешковые звездочки.Растительные фигуры узора извиваются мягко, образуя закругленные петли. Длявологодского сцепного кружева конца XVIII и начала XIX века типична такаягустота рисунка.
Подлинным отличиемвологодских сцепных зубцов является обводка снизу. Она может бытьне только плоской, а имеет разные формы, но обязательностьобводки отличает вологодское сцепное кружево во все времена, покаустойчиво сохраняются местные особенности.
/> Подзор. Деталь (1840-е гг.)
Когда в вологодскомкружеве стали употребляться фоновые решетки? Подзор из деревни БорокКадниковского уезда, сделанный не позднее 1840-го года. В его прошве уже естьрешетка и на фоне, и в заполнении фигур, выплетенная одними насновками, которыепомещены то рядами, то в клетку, то в виде звездочек.В крае фон плетешковый. Насновочная решетка тяжеловата, и поэтомуполотнянка узора не разбивается разделками, что могло привестик дробности силуэтов изображенных здесь павы и деревьев. Вертикаль стволовподчеркнута расположением звездочек одна над другой. Пава сохраняет все своиосновные признаки, сохранившиеся в двустороннем вышивании: у нее хохолок,поднятое крыло, развернутый хвост, массивные лапы, плоскостная трактовкасилуэта. Перья хвоста, как и в вышивке, украшены звездочками. Двустороннеешитье было широко распространено в сельских местностях Вологодской губернии, и оказаловлияние при создании мотива павы в сцепном кружеве.
Кружево с павой такого жетипа, но не в прошве, а в крае, вписанном в его зубцы, интересно расположениемлап. Они не стоят прямо, упираясь в кромку прошвы, а подобноформе зубца повернуты углом и более короткие.
Края двух подзоров схожиналичием обводок зубцов, хотя и разными приемами, плетешковой решеткойфона, растительным мотивом внутри зубцов. В первом варианте он свисает,пара округленных листьев словно обнимает цветок. Такой зубец часто встречаетсяв местном кружеве первой половины XIX века. Во втором — ствол направленкверху, вверх подняты листья-ветки, обозначена вершина: это не цветок,а дерево. Оба зубца просты по рисунку. В вологодских мотивахдеревьев различий больше, чем в мотивах птиц, но и в них наблюдаютсяодинаковые формы.
Скань, проложенная по самойполосе полотнянки, образующей узор, является особенностью сцепного кружева XIXвека. В Вологде позднее других, ближе к середине столетия, обратилиськ этому приему. Рельеф возник, но фоны не стали прозрачными, плетешоки насновки все еще тяжелы по фактуре, решетки густые. Скань «елочкой»,введенная в полотнянку второго подзора, помогает отнести его к серединеXIX столетия.
Невозможно установить,каким образом reticella под местным названием «вологодское окно», а позднее«вологодское стекло» возникла на вологодской земле.
Если основная частьрусского кружева указанного времени была цветной или имела цветную обводкусканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключенияисполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нетразнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа —домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Этимв значительной степени объясняются изменения, вносимые мастерицамив кружевные узоры-образцы, многие из которых, особенно иностранные,выполнялись из чрезвычайно тонкой нити. Благодаря своей пряже вологодскиеизделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложноекружево: или целые предметы, или широкое мерное (около40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшеки соответственно отличного мастерства.
К середине XIX векаотносится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежныхтонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсемясно, но безусловно связано с городской культурой. Скорее всего оноплелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры.Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветныхрешеток делает его для Вологодской губернии исключительным.
Парное кружево большеподвергалось износу, поскольку оно связано с носильными вещами. Можетбыть, и поэтому старинных узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.
Начиная с 1820-х годовплетение распространяется все шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий,Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшегоКадниковского уезда сильно напоминают характер тонкого кружева со сканью,образующий силуэт мотива.
Основой вологодскогопромысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрическийорнамент. Зато в нем проявилась бесконечная изобретательность мастериц.Выбрав один из известных мотивов (фигуру в виде угла, наклоннуюполоску с загнутыми концами, прямоугольник), плетеи создали бесчисленныевариации его расположения в сочетании с немногими другими элементами.
/> Пальто (1913 г.)
Территории уездовВологодской губернии весьма обширны, в них образовались своего рода микрорайоныс излюбленными узорами и привычными изделиями. В Вологодском уездена севере имелось парное и сцепное кружево, несложное, с использованиемне более 30 пар коклюшек. Главным образом здесь плели косынки. В Пустораменскойобласти предпочитали узкое парное кружево. В изделиях села ЯнгосориПропадинской области узоры более сложные: «двойные колеса» требовали уже около40 пар коклюшек. В устье реки Кубены предпочитали плести вставки.На Кубенском озере, в селе Кубенском и Новленскоми в окрестных деревнях преобладала сцепная техника. Изготовляли целыевещи: предметы одежды, покрывала, накидки, дорожки.
В работах из Кадниковскогоуезда сильно сказывалось влияние помещичьих мастерских. Здесь встречаетсяцветная скань, в которой виден отголосок сканых узоров первой половины XIXвека. И орнамент восходит к условно растительным мотивам того же времени.Сложные многопарные узоры широкого мерного кружева 15-20 см шириной здесь делали еще в начале ХХ века. Для их исполнения требовалось 70-90 пар коклюшек.Это много для деревенского кружева. Оно отличалось от того, которое шлона продажу, прежде всего рисунками, наиболее изобразительнымииз вологодских. Орнамент состоит из традиционных мотивов — птиц, деревьев,двуглавых орлов. Фигуры выплетены полотнянкой, обведены толстой сканью, внутриукрашены сквозными розетками. Ячейки простой решетки крупны, благодаря чему фонпрозрачен и узор виден отчетливо.
Такое прекрасное чисторусское кружево, сделанное «про себя», как говорят вологжанки, предназначалосьдля отделки женских нижних юбок. Кружевная прошва помещалась между двумяширокими разного типа ткаными проставками, с мелким рисунком в несколькоцветов. Кружево, оказываясь в таком окаймлении, еще больше играло своейбелизной и ажурностью. Подол заканчивался подобным же кружевным краем, режеоборкой. Юбками дорожили, ими гордились и не упускали случая похвалиться.
/> Прошва (начало XX в.)
/> Подол (конец XIX в.)
В геометрическомвологодском орнаменте XIX века преобладало плетение сеткой, облегчавшее плотныйрисунок. Непосредственное воздействие на большинство рисунков многопарногокружева скорее всего оказало крестьянское ткачество. В нем были разработаны и комбинацииразличных элементов узора, и композиции в целом задолго до того, как плетениекружев широко проникло в сельские местности. В деревне Чирково, напротивУсть-Кубенского занимались строчевыми работами. В них видно воздействиекружевных геометрических узоров. Редкое явление, но оно объяснимо:вышивальщица жила среди кружевниц.
/> Край (конец XIX в.)
/> Край (XIX в.)
В самом конце XIX векамногие рисунки русского кружева стали перемещаться из одной области в другую, взависимости от спроса. К такому занесенному рисунку относится красивое кружево,состоящее из колец с накладными венками из насновок и розетками внутри колец.Его плели в Орловской губернии. В это же время традиционное белое вологодскоекружево все чаще оживляется цветной сканью, а в отдельных случаях исполняетсяцеликом. Воздействие вологодских художественных традиций несомненно. Оно явносказалось в искусстве кирилловских, захожских и костромских мастериц русскогокружевоплетения.
Списокиспользованной литературы
1. Русское кружево. Лукашева Р.
2. Народный орнаментв композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево.Климова Н. Т. 1991
3. Плетение на коклюшках.Наумова Ю. В.
4. Кружевоплетение на коклюшках.Митрофанова А. 2000
5. Старинные секреты плетения кружев.Пономаренко Л. 2001
6. Кружева России. Вологодскоекружево. Сорокина М. А. 2001
7. Кружевоплетение на коклюшках.Урываева И. 2001
8. Вологодское кружево.Работнова И. П. 1962
9. Вологодские кружева.Рехачев М. В. 1955
10. Техника кружевоплетения.Третьякова Е. И.
11. Русская вышивка и кружево.Ефимова Л. В., Белогорская Р. Москва 1982
12. www.kruzhevo.ru