Политические интересы и ценности субъектов политической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Политические ценности
2. Политические интересы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Основаниемполитической деятельности и отношений являются осознанные потребности индивидови общественных групп. У людей всегда есть определенные интересы, реализациикоторых они пытаются достичь. Для этого они объединяются, создают различные ассоциации,что в свою очередь требует согласия, выработки системы правил политическихотношений и деятельности. Политические и экономические интересы возникают, формируютсяи отмирают в определенных социально-политических условиях посредствомполитической деятельности. Политические интересы выражают отношение субъектовполитики к явлениям социально-политической среды, овладение которыми имеетсущественное значение для удовлетворения их потребностей. Действия субъектовполитической деятельности основаны на приоритете интересов, при этом личностьисходит из приоритета цели, идеала, ценности. Ценности как обобщенные значения(отношение-оценка) объектов, как выражение фундаментальных норм, помогаютосуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях.
Вданной работе мы поподробнее остановимся на понятиях политических ценностей иинтересов субъектов политической деятельности в России.

1. Политические ценности
Хочется сказать, чтоодним из первых, кто начал разрабатывать теорию ценностей в марксистскойфилософии и социологии был В.П. Тугаринов. Опираясь на исследованияпредшественников по этому вопросу и свои собственные, он сформулировал общеепонятие ценностей: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которыенужны членам определенного общества или класса или отдельной личности вкачестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи ипобуждения в качестве нормы, цели или идеала»[1].
В свое время вфилософской и социологической литературе высказывались суждения, согласнокоторым: во-первых, поскольку существует бесчисленное количество реальныхценностей людей, то и общее определение ценностей не нужно, а то и вообщеневозможно; во-вторых, марксистская теория в целом фактически выступает вкачестве теории ценности. Не соглашаясь ни с тем, ни с другим, он считал, чтоценности и ценностное отношение следует отличать от теории ценностей.Разрабатывая же последнюю, исследователи тем самым применяют к анализуценностей научно-технический подход. Данный подход идентифицировался с социологическим.Конечно, в той его трактовке, которая была принята в те годы.
В классификацию ценностей, основывающуюся на структуреобщественных явлений, В.П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными,включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность,свободу, равенство, справедливость, человечность.[2]Выделяя бесконечное количество форм этих базовых ценностей, автор различаетнаучно-социологический или «естественнонаучный» и ценностный подход в исследованиисоциально-политических явлений. При первом подходе, с его точки зрения,невозможно делать выбор между этими явлениями, ибо они, играя положительную илиотрицательную роль в общественном развитии, или ту и другую вместе, не могутбыть объективно оценены. Изучается лишь их роль и значение в определенный историческийпериод. Что касается ценностного подхода, то он позволяет производить выбор измножества социально-политических явлений исторического периода, отбирать те изних, которые нужны, полезны на данном этапе развития и элиминировать те,которые мешают, тормозят в достижении тех или иных общественных целей. При этомценностное отношение никоим образом не отождествляется с моральным, ибозначение и функции первого выходят за границы второго.
Кроме материальных, духовных, социально-политическихценностей, В.П. Тугаринов выделяет ценности: наличные-экзистенциальные,целевые и нормативные. Первые – реально существуют, вторые задуманы какцели деятельности и в большинстве случаев предполагают наличие правил, норм,идеалов и реализуются согласно этим нормам.
Эти классификацииценностей являются «открытыми», то есть могут быть дополнены новымиклассификациями. Да, с одной стороны, ценности – это цели, идеи, мотивы, ас другой, ценности – это определенные средства, с помощью которых достигаютсяожидаемые результаты. То сеть они могут выступать как ценности сами в себе икак инструментальные ценности.
Воспроизводство данныхрассуждений позволяет нам констатировать, что проблема ценностей имеет довольносложный и конечно же дискуссионный характер. Ее разрешение возможно на стыкемногих гуманитарных наук: философии, социологии, права, психологии, истории,политологии. Когда разговор касается политических ценностей, это отнюдь неозначает, что приоритет в исследовании принадлежит политической социологии илиполитологии. Данные науки обязаны инициировать изыскания в сфере политическихценностей, обобщать исследования, резюмировать результаты для последующегоанализа.
Конечно, нас, преждевсего, интересует вопрос – возможно ли дать общее определение политическихценностей? Если следовать В.П. Тугаринову, то ответ может бытьутвердительным. Это во-первых. Во-вторых, каждая категория, вводимая в научныйоборот, может иметь свое обоснование и определение. В-третьих, в определениидолжен заключаться ответ на вопрос – зачем? Последнее замечание важно и сточки зрения раскрытия сущности самого явления.
Иногда в литературевстречается мнение, что следует говорить не о политических ценностях, а о местеи роли ценностей в практической политике. Данное суждение выводится изсоотношения морали и политики. То есть ценности в политической деятельностиидентифицируются с моральными, которые лежат в основании поступков людей,занимающихся политикой.[3] Конечно, моральные илиэтические ценности влияют на действия отдельных политиков, на принимаемые имирешения. Политика с учетом данного фактора становится более гуманной ипредсказуемой. Однако нас интересует проблема возникновения ценностей вполитической практике, проблема причинной обусловленности, когда политическоезначение ценностей изменяется и в процессе политической деятельности, и вдействиях субъектов политики. Конкретный предмет становится ценностью не сам посебе, а оценивается с точки зрения определенного идеала или идеи конкретныхсвойств и особенностей данного типа предметов. В этой связи важной составляющейвыступает система предпочтений-референций, в которой в реальности отражаетсясоциальная и политическая практика отдельного человека, общности, группы,класса, общества в целом, их интересы и потребности. Постоянно воспроизводящиесяпредпочтения на протяжении какого-то временного отрезка составляют основуценностного положения любого социального или политического субъекта. Вонтологическом аспекте они – предпочтения – основание системыценностей. На пограничном пространстве дихотомии «онтология ценности –онтология политики» возможно выявление и описание политических ценностей какобъективированных идей определенных социальных и политических явлений.Политические ценности возникают и функционируют в сознании человека, социальнойгруппы как продукты духовной жизнедеятельности в виде соответствующих идей,целей, норм. Наличие так называемой «преференциальной детерминации»способствует тому, что каждая политическая ценность как бы вступает вмногочисленные контакты и в силу этого обстоятельства подвергается«расщеплению» на два элемента – абстрактный и конкретный, которые наследующем этапе начинают производить соответствующие ценностные потребностисубъектов. Система предпочтений как совокупность элементов группового сознанияи как основа формирования политических ценностей является, таким образом,существенным фактором, определяющим условия инициирования, детерминации всегополитического процесса.
Каждый политическийпроцесс имеет свои предпочтения и тем самым находит свою ценностную нишу, котораястановится важной составляющей во взаимодействии с подобными себе. Политическиеценности и могут быть выявлены с помощью этого субъектного критерия,включающего предпочтения, которыми могут обладать социальные общности какорганизованные целостности. Например, правовое государство, о котором мыпостоянно говорим, но которого в действительности нет, это прежде всего идея,реализуемая в различных обществах по-разному, в зависимости от большого количестваразнообразных условий и причин, отношений, действий, существующих социальных иполитических институтов. Мы оцениваем то, что есть в реальности плюс конкретныеособенности этих реальностей, их взаимосвязи. И в результате зачастую видим,как то, что мы сформулировали и охарактеризовали как политическую ценность, напрактике выглядит совсем иначе и является деформированной ценностью. Один изпольских авторов приводит следующий пример: «красота» – это ценность впервичном этого слова значении, а «красивые предметы» – вторичноезначение – существует реально; но «красота» как таковая может существовать«реально» лишь как абстрактная идея.[4]
В этом смыслеполитические ценности можно назвать идеями политических потребностейопределенных субъектов, будь то человек или социальная группа, или политическаяпартия, или общество в целом. Политические идеи составляют основу действийполитических субъектов, служат обоснованием этих действий. Например, программакакой-то партии – это лишь идеал, идея, к реализации которой она стремитсяпутем завоевания власти.
Политические ценностипостоянно возникают, распространяются, функционируют определенный промежутоквремени, растворяются, исчезают, снова возникают и т.д. То есть онифункционируют в общественной структуре как идеи-ценности социальных групп,общностей, классов, их политических представительств. Система политическихценностей всегда выступает в виде совокупности ценностей какой-то социальнойгруппы как организованной общественной силы. В этой связи возникает проблемагармонизации политических ценностей социальных групп и общества в целом. Такимобразом, политические ценности – это идеи политических потребностей,выражающие отношение индивидов, социальных групп, классов, общества междусобой.
Данный подход,разумеется, не является единственным при анализе политических ценностей. Онлишь показывает, что эта проблема весьма сложна. В литературе встречаютсядовольно упрощенные варианты ее исследования, сводящиеся иногда к перечислениюкатегорий и понятий, входящих в политическую социологию или политологию. Редковстречается их содержательная характеристика. Можно предположить, что такаяситуация складывается и по причине разнообразных подходов к исследованию такихбазовых социальных явлений как: политика, политическая свобода, политическоесогласие, политическое доверие, политический порядок, политический конфликт,политическая стабильность и др. Сказывается отсутствие методологическихоснований в анализе политических институтов, процессов, политических ценностей.Вообще ценностный подход, видимо, должен занять соответствующее ему положение.В.П. Тугаринов, давая определение ценностей, делает акцент на такихкатегориях, как «идея», «идеал», «цель», «норма». Думается, что их обозначениесвидетельствует о том, что он видел в этом перспективу использованиядополнительных исследовательских приемов, в том числе и в социологическойнауке. 2. Политические интересы
Понятие“интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различныхотраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит ктолкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес” как значение, важностьдела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезномуили кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимаетсякак причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая ихсоциальное поведение.[5]
Природаинтереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так,психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают преждевсего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколькоподходов (концепций) объяснения генезиса интереса.
Приверженцы“психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологиичеловека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в видечувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.
Сторонникидругого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не ссознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей (“концепцияобъективного интереса”).
Представляется,что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единствеобъективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержаниеинтереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То,что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальныхгрупп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этомсмысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено наобеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.
Своейструктурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса илисовокупность его практических связей с обществом; б) степень осознаниясубъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы илимотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г)само действие субъекта в социальной среде обитания.
Такимобразом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта кобъекту, который является средством удовлетворения той или иной потребностииндивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение (1)потребностей, (2) объектов, служащих средством их удовлетворения, (3)социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и (4) способовудовлетворения тех или иных потребностей.
Взависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются наэкономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные,военные. Особое место среди них занимают интересы политические.
Политическийинтерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектовполитики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальнаяпричина их политической активности, основанная на вполне определенныхмировоззренческих принципах, убеждениях и установках.[6]Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения,который побуждает субъекты политики к постановке определенных политическихцелей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Исходяиз специфики природы политических потребностей и политического интересапоследний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективносуществующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политикисвоих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властныеотношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти;политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественныхорганизаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представителина общегосударственном, региональном и местном уровнях.
Предметомполитического интереса выступает вся совокупность политических процессов,явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точкизрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.
Содержаниемполитических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задачполитической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия(отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).
Политическиеинтересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системноеобразование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:
а)по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);
б)по степени осознанности (стихийные или осознанные);
в)по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);
г)по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные,классовые и т.д.);
д)по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению кобъективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
Вотличие от других социальных интересов политические интересы имеют рядхарактерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.
Во-первых,политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этомиграет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что вэкономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключенонесколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться.Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в которомрешающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил,социальных групп и слоев.
Во-вторых,политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образомсвязан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.
В-третьих,политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности иперипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупнымобщественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможностьсамостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося вэтом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.
В-четвертых,противоречивая природа политического интереса порождает разнообразныесостояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений.Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общийисточник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересамиобщества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющихатрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой можетслужить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть,собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы,который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не являетсятаковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формированиеспецифического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль поотношению к политической активности масс.
В-пятых,содержание политического интереса формируется главным образом в результатевзаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости,политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политическихинтересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь вопределенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части –социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальнойгруппы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когдапо времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов,когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересовцелого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающуюдезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению всеновых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политическихинтересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивномуразвитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем смагистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладаютпрогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).
В-шестых,политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут несовпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупныйполитический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы.Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществлениесоветским государством политических мероприятий после революции 1917 года.
В-седьмых,в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску,поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элементотношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальнаярознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальныхпротиворечий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражениемполитических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутриРоссийской Федерации.
Каковароль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?
Во-первых,в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальныеполитические потребности представителей тех или иных социальных общностей,вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменениеполитического положения той или иной группы в обществе, служат реальнымипричинами их политического поведения.
Во-вторых,политические интересы определяют направленность политической деятельности,отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интересакласса, социальной группы, личности).
В-третьих,политические интересы выражают уровень развития политической деятельности,степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например,экономика – важнейшее основание политической деятельности и политическойактивности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболееважным итогом, показателем успешности политической деятельности.
В-четвертых,в политических интересах отражается отношение членов общества к политическойвласти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности междуполитическими интересами различных социальных групп, слоев и интересамипредставителей властных институтов, может привести не только к формированию иобострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которойпротиворечия могут перерасти в политический конфликт.
В-пятых,политические интересы являются базой для формирования политических взглядов,политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которыхосуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребностисоциальных групп и слоев общества.
Такимобразом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе иобеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересупринадлежит важное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политическаяжизнь современной России настолько сложна и хаотична, что порою трудноподдается рациональному анализу. Разброс политических предпочтений, ориентацийв обществе очень велик. Расколотость общественной жизни достигает крайнихвеличин. Даже искушенному в политике человеку требуются основательные усилиядля того, чтобы определить: «Что есть что?» или «Кто есть кто?». Традиционныероссийские ценности-идеи подвергаются со стороны правых радикалов постоянномуостракизму. Человеку иногда невозможно идентифицировать себя с определеннымиполитическими символами прошлого и настоящего. Одновременно многие нуждаются всоциальной и политической опоре, чтобы не остаться один на один с трудноразрешимыми проблемами общественной жизни и собственного бытия.
Извечноепротиворечие «быть самим собой» и «быть свободным и не в одиночестве»становится в современных российских условиях еще более актуальным. Его разрешениевидится в единстве теоретических изысканий и практических действий всех, ктоимеет отношение к властным структурам. Идея демократии, как политическаяценность, так и остается нереализованной. Более того, она получила благодарятак называемым «демократическим реформам» негативный оттенок. Нам предстоитдлинный и трудный путь, чтобы одна из основных ценностей политической жизниполучила полное право на существование и функционирование.
Взаключении хотелось бы заметить, что в контексте изучения реальных отношенийсубъектов политической деятельности особое значение имеют аналитическиематериалы, связанные с изучением динамики ценностных ориентаций личности иобщества в настоящее время. В наши дни в наиболее жизненно важных для человекасферах выделяют следующие социально-политические ценности и идеалы:
Идеалыи ценности в сфере государственности:
·    демократическийобщественный строй своего государства, его союзников;
·    суверенитет итерриториальная целостность своей страны, ее союзников;
·    верность конституциии закону;
·    экономические,социальные, политические, духовные интересы своего народа, его жизнь свобода инезависимость;
·    жизненно важныевнешнеполитические, внешнеэкономические интересы России.
Ценностив сфере демократии:
·    неоспоримое достоинстволичности;
·    равенство всехлюдей перед законом;
·    неотъемлемоереальное право на справедливость и счастье;
·    осуществлениесоциальной и правовой защиты граждан России, проживающих в стране и за ее пределами.
Детальныйанализ ценностей россиян по итогам исследования ученых Российского независимогоинститута социальных и национальных проблем, дает интересные и актуальные длянастоящего исследования выводы:
– ценностныеориентации человека выступают в России одним из основных стратифицирующих факторови оказывают определяющее воздействие на его реальные жизненные шансы в новойситуации. В ряде случаев они более значимы, чем экономические интересы, и этоодна из характерных особенностей менталитета россиян с их неэкономическим типомсознания;
– ценностныесистемы россиян являются в основном оптимальными для успешного развития вРоссии демократического политического процесса. Высокая ценность свободы,неуравнительный характер ценностных ориентаций, высокая толерантность ксоциальной дифференциации – все это создает оптимальную среду для развитиядемократического общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Виноградов В.Д.Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугариновские чтения.Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. – СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.11-14.
2.        Мир словарей[Электронный ресурс]:mirslovarei.com/search.php?slovar=psy&all=0&titleonly=0&query
3.        Политическиепроблемы и политические интересы [Электронный ресурс]:mgup-vm.narod.ru/politology/03.html
4.        Политическиеценности [Электронный ресурс]:anthropology.ru/ru/texts/vinogr_vd/mysl01_02.html
5.        Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1988,С.261.
6.        Шалак А.В.Политология: учеб.-метод. комплекс. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 209 с.