Политические воззрения К.П. Победоносцева
Ермашов Д. В.
Родился
21 мая 1827 г. в Москве в семье профессора русской словесности Московского
университета. Окончил Императорское училище правоведения в 1846 году, служил в
петербургских, а с 1853 г. — в московских департаментах правительствующего
Сената. К середине 1850-х гг. относится начало его научно-литературной
деятельности, привлекшей к себе внимание ученых-юристов и имевшей в 1859 г.
своим результатом приглашение в Московский университет на кафедру гражданского
права, которую Победоносцев занимал до 1865 г.
С
1861 г. преподавал законоведение великим князьям цесаревичу Николаю, Александру
(будущему Императору Александру III) и Владимиру. С 1865 г. — член консультации
министерства юстиции, с 1868 г. –– сенатор, а с 1 января 1872 г. — член
Государственного совета. В 1875–1879 гг. состоял членом различных
государственных комиссий. С апреля 1880 г. –– в должности обер-прокурора Св.
Синода.
Из
числа многочисленных историко-юридических, церковных и публицистических трудов,
переводов и изданий К.П. Победоносцева наиболее значительными представляются
следующие его работы: “Исторические исследования и статьи” (1876),
“История Православной Церкви до разделения церквей” (1891),
“Праздники Господни” (1893), “Московский сборник” (1896),
“Откуда нигилизм” (1904) и др. Кроме этого он сотрудничал с журналами
“Юридический вестник”, “Русский архив”, “Гражданин”,
“Русское обозрение”, газетой “Московские ведомости” и
другими российскими печатными изданиями.
Главным
произведением мыслителя, в котором изложено его полное религиозно-философское и
политическое кредо, по праву считается “Московский сборник”, главной
целью которого было обоснование и утверждение Победоносцевым национально-русских
идеалов, вытекающих из исторических и церковных начал русской духовной жизни, и
их противопоставление всем основам западноевропейской культурной жизни,
полностью отрицаемым издателем сборника.
Из
всей совокупности политических воззрений Победоносцева особого внимания
заслуживает его учение о сущности власти, жертвенности и священности истинной
политики. Гарантией общественной стабильности Победоносцев видел в правильном
понимании своих истоков и коренных начал национальной жизни. Одним из таких
начал являет собой власть, которую мыслитель понимал как нравственную,
объединяющую людей силу. Ее основой, согласно Победоносцеву, всегда было и
будет поиск людьми правды, ведущей свое происхождение от божественного начала.
Другими словами, для Победоносцева характерно мистическое понимание,
религиозное видение сущности власти. По его убеждению, власть — “великое и
страшное дело.., потому что это дело — священное”. Последнее, т. е.
“святость”, трактуется им как самопожертвование, самоотречение во имя
службы для Бога и, таким образом, “власть — не для себя существует, но
ради Бога”, она “есть служение, на которое обречен человек”.
Дело власти, по Победоносцеву, — “дело самопожертвования”.
Человек
не может жить без правды, писал автор “Московского сборника”, поэтому
власть никогда не исчезнет, поскольку, являясь мерилом правды, всегда будет
необходима людям, чтобы обличать правду от лжи и добро от зла. В непрерывном
служении правде, в осознании своего долга, призвания и ответственности перед
людьми и заключается жертвенная природа власти. В данном аспекте политического
учения обер-прокурора Св. Синода важно то, что помимо психологического и
религиозно-нравственного объяснения происхождения власти он делает акцент на ее
неразрывности, единстве с народом, через которого осуществляет свое служение
Богу. Это делает политическую философию Победоносцева двухвалентной — с одной
стороны, народ, служа власти, черпает из нее нравственные силы, с другой, —
сама власть направляет свои силы, врученные свыше, на служение народу.
Кроме
своего таинственного, жертвенного смысла власть имеет также еще одно, не менее
важное значение — воспитательное. В этом плане государство осознается
Победоносцевым в характерном для русской консервативной традиции
патримониальном контексте, а именно — как большая семья, в которой только
смирение, жертвенность, отказ от собственного “я” способны создать
общественный порядок и гармонию. Власть самодержавного государства рисуется им
при этом как равнодействующая всех классовых, групповых и частных интересов
сила. Она является посредником между сословиями в обществе и, объединяя их в
себе, направляет на обустройство и укрепление общего для всех дома.
Олицетворением
разрушения в обществе для Победоносцева являлась демократия. Данная сторона
социально-политического наследия Победоносцева по своему исчерпывающему
содержанию составляет тот фундамент, на котором по сути строилась вся
отечественная консервативная критика демократии и в который мало что было
добавлено последующими русскими консерваторами. По мысли Победоносцева, корень
всех общественных бед таится в том преувеличенном внимании, которое люди
обращают на “учреждения или отвлеченные начала, большей частью ложные или
лживо приложенные к жизни и действительности”. Протестуя против чрезмерного
рационализма в политике, автор “Московского сборника” подчеркивал,
что увлечение теорией всегда вело и будет вести к трагическому разрыву политики
с реальной жизнью, к разрушению общественного порядка и ослаблению
“дисциплины мысли, чувства и нравственности”. Таким образом,
Победоносцов отстаивал один из основных в консервативной идеологии тезисов о
недопустимости механистического взгляда на органичную жизнь, применение к
которой любого положения науки и философии “имеет значение вероятного предположения,
гипотезы, которую необходимо всякий раз проверить здравым смыслом”. Разрыв
теории и практики, “общих начал” и действительных основ жизни
являются, по мнению Победоносцева, наиболее порочной и опасной тенденцией
общественного развития, главной “болезнью нашего времени”. Ярчайший
пример течения этой “болезни” — идея народовластия. Вытекающая из
этой идеи теория парламентаризма была, как считал автор “Московского
сборника”, тем центром, из которого расходились круги более частных инновационных
принципов и концепций, требующих решительных изменений различных элементов
веками складывавшейся политической системы. По этой причине критика этой
“лжи”, идей конституционализма и парламентаризма занимала ум
Победоносцева на протяжении всего периода его обер-прокурорства. Не случайно,
что 19 октября 1905 года — после появления Манифеста от 17 октября 1905 г. — он
подал в отставку и покинул пост обер-прокурора, оставив за собой звание члена
Государственного совета. Скончался К.П. Победоносцев 10 марта 1907 г.
Сочинения:
Исторические
исследования и статьи. СПб., 1876.
Курс
гражданского права: В 3 т. / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003.
Московский
сборник. М., 1896.
Ученье
и учитель: Педагогические заметки. М., 1900.
Великая
ложь нашего времени. М., 1993.
Сочинения.
СПб., 1996.
К.П.
Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996.
Тайный
правитель России: К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки.
1866–1895. Статьи. Очерки. Воспоминания / Сост. Т.Ф. Прокопов. М., 2001.
Список литературы
Пешков
А.И. К.П. Победоносцев: биографическо-мировоззренческий портрет. СПб., 1992.
Слонимский
О. О великой лжи нашего времени. К.П. Победоносцев и князь В.П. Мещерский.
Критический этюд. СПб., 1908.
Тальберг
Н.Д. Муж верности и разума: К 50-летию кончины К.П. Победоносцева. Holy Trinity
Monastery, Gordanville, New York, 1957.
Тимошина
Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма. К.П.
Победоносцев. СПб., 2000.
Зубов
А.Б. Политико-правовые воззрения К.П. Победоносцева и их интерпретации
зарубежными исследователями русской мысли // Русская политическая мысль второй
половины XIX в.: Сб. обзоров ИНИОН РАН. М., 1989.
Глинский
Б.Б. Константин Петрович Победоносцев // Исторический вестник. 1907. № 4
(CVIII). С. 247–274.
Гусев
В.А. К.П. Победоносцев — русский консерватор-государственник //
Социально-политический журнал. 1993. № 11–12.
Полунов
А.Ю. Константин Петрович Победоносцев –– человек и политик // Отечественная
история. 1998. № 1.
Полунов
А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III.
М., 1996.
Полунов
А.Ю. Политическая индивидуальность К.П. Победоносцева // Вестник МГУ. Сер. 8.
История. 1991. № 2. С. 42–48.
Рабкина
Н.А. Константин Петрович Победоносцев // Вопросы истории. 1995. № 2. С. 58–75.
Розанов
В.В. К.П. Победоносцев // Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 7. Легенда о
Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского; Лит. Очерки; О писательстве и писателях.
М., 1996.
Фирсов
Н.Н. Победоносцев // Фирсов Н.Н. Исторические характеристики и эскизы. Т. 3.
Казань, 1926.
Фирсов
С.Л. Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева
// К.П. Победоносцев: pro et contra. Спб., 1996.
Byrnes R.F. Pobedonostsev: His Life
and Thought. Bloomington-London, 1968.
Тексты
Великая ложь нашего времени (1)
Что
основано на лжи, не может быть право. Учреждение, основанное на ложном начале,
не может быть иное, как лживое. Вот истина, которая оправдывается горьким
опытом веков и поколений.
Одно
из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению,
утвердившаяся со времени французской революции, идея, что всякая власть исходит
от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория
парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой
интеллигенции — и проникла, к несчастию, в русские безумные головы. Она
продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с
каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром.
В
чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных
собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть изъявляет
непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное
представление. Прямое осуществление его невозможно: историческое развитие
общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные
племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним
государственным знаменем, наконец разрастается без конца государственная
территория: непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо.
Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число
выборных людей и облекать их правительственною автономией. Эти выборные люди, в
свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще меньшее
число доверенных лиц — министров, коим предоставляется изготовление и
применение законов, раскладка и собирание податей, назначение подчиненных
должностных лиц, распоряжение военной силой.
Механизм
— в идее своей стройный; но, для того чтобы он действовал, необходимы некоторые
существенные условия. Машинное производство имеет в основании своем расчет на
непрерывно-действующие и совершенно равные, следовательно безличные силы. И
этот механизм мог бы успешно действовать, когда бы доверенные от народа лица
устранились вовсе от своей личности; когда бы на парламентских скамьях сидели
механические исполнители данного им наказа; когда бы министры явились тоже
безличными, механическими исполнителями воли большинства; когда бы притом
представителями народа избираемы были всегда лица, способные уразуметь в
точности и исполнять добросовестно данную им и математически точно выраженную
программу действий. Вот при таких условиях действительно машина работала бы
исправно и достигла бы цели. Закон действительно выражал бы волю народа;
управление действительно исходило бы от парламента; опорная точка
государственного здания лежала бы действительно в собраниях избирателей, и
каждый гражданин явно и сознательно участвовал бы в правлении общественными
делами.
Такова
теория. Но посмотрим на практику. В самых классических странах парламентаризма
он не удовлетворяет ни одному из вышепоказанных условий. Выборы ни коим образом
не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколько
взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным
усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии. Министры в
действительности самовластны; и скорее они насилуют парламент, нежели парламент
их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной,
но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее могущественное личное
влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками
нации по-своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество
праздных людей за счет народа и притом не боятся никакого порицания, если
располагают большинством в парламенте, а большинство поддерживают раздачей
всякой благостыни с обильной трапезы, которую государство отдало им в
распоряжение. В действительности министры столь же безответственны, как и
народные представители. Ошибки, злоупотребления, произвольные действия —
ежедневное явление в министерском управлении, а часто ли слышим мы о серьезной
ответственности министра? Разве, может быть, раз в пятьдесят лет приходится
слышать, что над министром суд, и всего чаще результат суда выходит ничтожный
сравнительно с шумом торжественного производства.
Если
бы потребовалось истинное определение парламента, надлежало бы сказать, что
парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и
тщеславия и личных интересов представителей. Учреждение это служит не последним
доказательством самообольщения ума человеческого. Испытывая в течение веков
гнет самовластия в единоличном и олигархическом правлении и не замечая, что
пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живет под ним, люди
разума и науки возложили всю вину бедствия на своих властителей и на форму
правления, и представили себе, что с переменою этой формы на форму
народовластия или представительного правления общество избавится от своих
бедствий и от терпимого насилия. Что же вышло в результате? Вышло то, что
mutato nominee(2) все осталось в сущности по-прежнему, и люди, оставаясь при
слабостях и пороках своей натуры, перенесли на новую форму все прежние свои
привычки и склонности. Как прежде, правит ими личная воля и интерес
привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице
монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение
принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении
большинству.
На
фронтоне этого здания красуется надпись: “Все для общественного
блага”. Но это не что иное, как самая лживая формула; парламентаризм есть
торжество эгоизма, высшее его выражение. Все здесь рассчитано на служение
своему я. По смыслу парламентской фикции, представитель отказывается в своем
звании от личности и должен служить выражением воли и мысли своих избирателей;
а в действительности избиратели — в самом акте избрания отказываются от всех
своих прав в пользу избранного представителя. Перед выборами кандидат в своей
программе и в речах своих ссылается постоянно на вышеупомянутую фикцию: он
твердит все о благе общественном, он не что иное, как слуга и печальник народа,
он о себе не думает и забудет себя и свои интересы ради интереса общественного.
И все это — слова, слова, одни слова, временные ступеньки лестницы, которые он
строит, чтобы взойти куда нужно и потом сбросить ненужные ступени. Тут уже не
он станет работать на общество, а общество станет орудием для его целей.
Избиратели являются для него стадом для сбора голосов, и владельцы этих стад
подлинно уподобляются богатым кочевникам, для коих стадо составляет капитал,
основание могущества и знатности в обществе. Так развивается, совершенствуясь,
целое искусство играть инстинктами и страстями массы для того, чтобы достигнуть
личных целей честолюбия и власти. Затем уже эта масса теряет всякое значение
для выбранного ею представителя до тех пор, пока понадобится снова на нее действовать:
тогда пускаются в ход снова льстивые и лживые фразы — в угоду одним, в угрозу
другим: длинная, нескончаемая цепь однородных маневров, образующая механику
парламентаризма. И такая-то комедия выборов продолжает до сих пор обманывать
человечество и считаться учреждением, венчающим государственное здание…
Жалкое человечество! Поистине можно сказать: mundus vilt decipi —
decipiatur(3).
Вот
как практикуется выборное начало. Честолюбивый искатель сам выступает перед
согражданами и старается всячески уверить их, что он, более чем всякий иной,
достоин их доверия. Из каких побуждений выступает он на это искательство?
Трудно поверить, что из бескорыстного усердия к общественному благу. Вообще, в
наше время редки люди, проникнутые чувством солидарности с народом, готовые на
труд и самопожертвование для общего блага; это натуры идеальные; а такие натуры
не склонны к соприкосновению с пошлостью житейского бытия Кто по натуре своей
способен к бескорыстному служению общественной пользе в сознании долга, тот не пойдет
заискивать голоса, не станет воспевать хвалу себе на выборных собраниях,
нанизывая громкие и пошлые фразы. Такой человек раскрывает себя и силы в
рабочем углу своем или в тесном кругу единомышленных людей, но не пойдет искать
популярности на шумном рынке. Такие люди, если идут в толпу людскую, то не
затем, чтобы льстить ей и подлаживаться под пошлые ее влечения и инстинкты, а
разве затем, чтобы обличать пороки людского быта и ложь людских обычаев. Лучшим
людям, людям долга и чести противна выборная процедура: от нее не отвращаются
лишь своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных своих
целей. Такому человеку не стоит труда надеть на себя маску стремления к
общественному благу, лишь бы приобресть популярность. Он не может и не должен
быть скромен, ибо при скромности его не заметят, не станут говорить о нем.
Своим положением и тою ролью, которую берет на себя, он вынуждается лицемерить
и лгать: с людьми, которые противны ему, он поневоле должен сходиться,
брататься, любезничать, чтобы приобресть их расположение, должен раздавать
обещания, зная, что потом не выполнит их, должен подлаживаться под самые пошлые
наклонности и предрассудки массы, для того чтобы иметь большинство за себя.
Какая честная натура решится принять на себя такую роль? Изобразите ее в
романе: читателю противно станет; но тот же читатель отдаст свой голос на
выборах живому артисту в той же самой роли.
Выборы
— дело искусства, имеющего, подобно военному искусству, свою стратегию и
тактику. Кандидат не состоит в прямом отношении к своим избирателям. Между ним
и избирателями посредствует комитет, самочинное учреждение, коего главною силою
служит нахальство. Искатель представительства, если не имеет еще там по себе
известного имени, начинает с того, что подбирает себе кружок приятелей и
споспешников: затем все вместе производят около себя ловлю, т. е. приискивают в
местной аристократии богатых и не крепких разумом обывателей, и успевают
уверить их, что это их дело, их право и преимущество стать во главе
руководителями общественного мнения. Всегда находится достаточно глупых или
наивных людей, поддающихся на эту удочку, — и вот, за подписью их, появляется в
газетах и наклеивается на столбах объявление, привлекающее массу, всегда падкую
на следование за именами, титулами и капиталами. Вот каким путем образуется
комитет, руководящий и овладевающий выборами — эта своего рода компания на
акциях, вызванная к жизни учредителями. Состав комитета подбирается с
обдуманным искусством: в нем одни служат действующей силой — люди энергические,
преследующие во что бы то ни стало материальную или тенденциозную цель; другие
— наивные и легкомысленные статисты — составляют балласт. Организуются
собрания, произносятся речи: здесь тот, кто обладает крепким голосом и умеет
быстро и ловко нанизывать фразы, производит всегда впечатление на массу,
получает известность, нарождается кандидатом для будущих выборов или при
благоприятных условиях сам выступает кандидатом, сталкивая того, за кого пришел
вначале работать языком своим. Фраза — и не что иное, как фраза — господствует
в этих собраниях. Толпа слушает лишь того, кто кричит и искуснее подделывается
пошлостью и лестью под ходячие в массе понятия и наклонности.
В
день окончательного выбора лишь немногие подают голоса свои сознательно: это
отдельные влиятельные избиратели, коих стоило уговаривать поодиночке.
Большинство, т. е. масса избирателей, дает свой голос стадным обычаем за одного
из кандидатов, выставленных комитетом. На билетах пишется то имя, которое всего
громче натвержено и звенело в ушах у всех в последнее время. Никто почти не
знает человека, не дает себе отчета ни о характере его, ни о способностях, ни о
направлении: выбирают потому, что много наслышаны об его имени. Напрасно было
бы вступать в борьбу с этим стадным порывом. Положим, какой-нибудь
добросовестный избиратель пожелал бы действовать сознательно в таком важном
деле, не захотел бы подчиниться насильственному давлению комитета. Ему остается
или уклониться вовсе в день выбора, или подать голос за своего кандидата
по-своему разумению. Как бы ни поступил он, все-таки выбран будет тот, кого
провозгласила масса легкомысленных, равнодушных или уговоренных избирателей.
По
теории, избранный должен быть излюбленным человеком большинства, а на самом
деле избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это
меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство, как песок,
ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией. Выбор должен бы
падать на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто
нахальнее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуются
образование, опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти
качества могут быть и не быть; они не требуются в избирательной борьбе, тут
важнее всего смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с
некоторою пошлостью, нередко действующею на массу. Скромность, соединенная с
тонкостью чувства и мысли, для этого никуда не годится.
Так
нарождается народный представитель, так приобретается его полномочие. как он
употребляет его, как им пользуется? Если натура у него энергическая, он захочет
действовать и принимается образовывать партию; если он заурядной натуры, то сам
примыкает к той или другой партии. Для предводителя партии требуется прежде всего
сильная воля. Это свойство органическое, подобно физической силе, и потому не
предполагает непременно нравственные качества. При крайней ограниченности ума,
при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности
побуждений, человек с сильной волей может стать предводителем партии и
становится тогда руководящим, господственным главой кружка или собрания, хотя
бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и
нравственными качествами. Вот какова по свойству своему бывает руководящая сила
в парламенте. К ней присоединяется еще другая решительная сила — красноречие.
Это тоже натуральная способность, не предполагающая ни нравственного характера,
ни высокого духовного развития. Можно быть глубоким мыслителем, поэтом, искусным
полководцем, тонким юристом, опытным законодателем и в то же время быть
лишенным действенного слова; и наоборот, можно при самых заурядных умственных
способностях и знаниях обладать особливым даром красноречия. Соединение этого
дара с полнотою духовных сил есть редкое и исключительное явление в
парламентской жизни. Самые блестящие импровизации, прославившие ораторов и
соединенные с важными решениями, кажутся бледными и жалкими в чтении, подобно
описанию сцен, разыгранных в прежнее время знаменитыми актерами и певцами. Опыт
свидетельствует непререкаемо, что в больших собраниях решительное действие
принадлежит не разумному, но бойкому и блестящему слову, что всего
действительнее на массу не ясные, стройные аргументы, глубоко коренящиеся в
существе дела, но громкие слова и фразы, искусно подобранные, усильно
натверженные и рассчитанные на инстинкты гладкой пошлости, всегда таящиеся в
массе. Масса легко увлекается пустым вдохновением декламации и под влиянием
порыва, часто бессознательного, способна приходить к внезапным решениям, о коих
приходится сожалеть при хладнокровном обсуждении дела.
Итак,
когда предводитель партии с сильной волей соединяет еще и дар красноречия, — он
выступает в своей первой роли на открытую сцену перед целым светом. Если же у
него нет этого дара, он стоит, подобно режиссеру, за кулисами и направляет
оттуда весь ход парламентского представления, распределяя роли, выпуская
ораторов, которые говорят за него, употребляя в дело по усмотрению более
тонкие, но нерешительные умы своей партии: они за него думают.
Что
такое парламентская партия? По теории, это союз людей, одинаково мыслящих и
соединяющих свои силы для совокупного осуществления своих воззрений в
законодательстве и в направлении государственной жизни. Но таковы бывают разве
только мелкие кружки: большая, значительная в парламенте партия образуется лишь
под влиянием личного честолюбия, группируясь около одного господствующего лица.
Люди, по природе, делятся на две категории: одни не терпят над собой никакой
власти, и потому необходимо стремятся господствовать сами; другие, по характеру
своему страшась нести на себе ответственность, соединенную со всяким
решительным действием, уклоняются от всякого решительного акта воли; эти
последние как бы рождены для подчинения и составляют из себя стадо, следующее
за людьми воли и решения, составляющими меньшинство. Таким образом, люди самые
талантливые подчиняются охотно, с радостью складывая в чужие руки направление
своих действий и нравственную ответственность. Они как бы инстинктивно “ищут
вождя” и становятся послушными его орудиями, сохраняя уверенность, что он
ведет их к победе и нередко к добыче. Итак, все существенные действия
парламентаризма отправляются вождями партий: они ставят решения, они ведут
борьбу и празднуют победу. Публичные заседания суть не что иное, как
представление для публики. Произносятся речи для того, чтобы поддержать фикцию
парламентаризма: редкая речь вызывает сама по себе парламентское решение в
важном деле. Речи служат к прославлению ораторов, к возвышению популярности, к
составлению карьеры, но в редких случаях решают подбор голосов. Каково должно
быть большинство, это решается обыкновенно вне заседания.
Таков
сложный механизм парламентского лицедейства, таков образ великой политической
лжи, господствующей в наше время. По теории парламентаризма, должно
господствовать разумное большинство; на практике господствует пять-шесть
предводителей партии; они, сменяясь, овладевают властью. По теории, убеждение
утверждается ясными доводами во время парламентских дебатов; на практике оно не
зависит нисколько от дебатов, но направляется волею предводителей и
соображениями личного интереса. По теории, народные представители имеют в виду
единственно народное благо; на практике они под предлогом народного блага и на
счет его имеют в виду преимущественно личное благо свое и друзей своих. По
теории — они должны быть из лучших, излюбленных граждан, на практике — это
наиболее честолюбивые и нахальные граждане. По теории — избиратель подает голос
за своего кандидата потому, что знает его и доверяет ему; на практике —
избиратель дает голос за человека, которого по большей части совсем не знает,
но о котором натверждено ему речами и криками заинтересованной партии. По
теории — делами в парламенте управляют и двигают опытный разум и бескорыстное
чувство; на практике — главные движущие силы здесь — решительная воля, эгоизм и
красноречие.
Вот
каково в сущности это учреждение, выставляемое целью и венцом государственного
устройства. Больно и горько думать, что в земле Русской были и есть люди,
мечтающие о водворении этой лжи у нас; что профессора наши еще проповедуют
своим юным слушателям о представительном правлении, как об идеале
государственного учреждения; что наши газеты и журналы твердят об нем в
передовых статьях и фельетонах, под знаменем правового порядка; твердят, не
давая себе труда вглядеться ближе, без предубеждения, в действие парламентской
машины. Но уже и там, где она издавна действует, ослабевает вера в нее; еще
славит ее либеральная интеллигенция, но народ стонет под гнетом этой машины и
распознает скрытую в ней ложь. Едва ли дождемся мы, но дети наши и внуки
несомненно дождутся свержения этого идола, которому современный разум
продолжает еще в самообольщении покланяться… […]
Болезни нашего времени (4)
[…]
Упорство догматического верования всегда было и, кажется, будет уделом бедного,
ограниченного человечества, и люди широкой, глубокой мысли, широкого кругозора,
всегда будут в нем исключением. Одни верования уступают место другим — меняются
догматы, меняются предметы фанатизма. В наше время умами владеет в так
называемой интеллигенции вера в общие начала, в логическое построение жизни и
общества по общим началам. Вот новейшие фетиши, заменившие для нас старых
идолов, но, в сущности, и мы, так же как прапрадеды наши, творим себе кумира и
ему поклоняемся. Разве не кумиры для нас такие понятия и слова, как, например,
свобода, равенство, братство, со всеми своими применениями и разветвлениями?
Разве не кумиры для нас общие положения, добытые учеными и возведенные в догмат,
например, происхождение видов, борьба за существование и т. п. …
Вера
в общие начала есть великое заблуждение нашего века. Заблуждение состоит именно
в том, что мы веруем в них догматически, безусловно, забывая о жизни со всеми
ее условиями и требованиями, не различая ни времени, ни места, ни
индивидуальных особенностей, ни особенностей истории.
Жизнь
— не наука и не философия; она живет сама по себе, живым организмом. Ни наука,
ни философия не господствуют над жизнью, как нечто внешнее: они черпают свое
содержание из жизни, собирая, разлагая и обобщая явления жизни; но странно было
бы думать, что они могут обнять и исчерпать жизнь со всем ее бесконечным
разнообразием, дать ей содержание, создать для нее новую конструкцию. В
применении к жизни всякое положение науки и философии имеет значение вероятного
предположения, гипотезы, которую необходимо всякий раз поверить здравым смыслом
и искусным разумом, по тем явлениям и фактам, к которым требуется приложить ее:
иное применение общего начала было бы насилием и ложью в жизни. Одно то уже
должно смутить нас, что в науке и философии очень мало бесспорных положений:
почти все составляют предмет пререканий между школами и партиями, почти все
колеблются новыми опытами, новыми учениями. Нет ни одной прикладной к жизни
науки, которая представляла бы цельную одежду: всякая сшита из лоскутков, более
или менее искусно, с изменением покроя по моде, — а иногда куски эти висят в
клочках, разодранных школьною полемикою различных учений. Между тем
представители каждой школы в науке веруют в положения свои догматически и
требуют безусловного применения их к жизни. Стоит привести в пример хоть
политическую экономию: экономисты составили себе репутацию величайших педантов
и догматиков потому, что хотят непременно вторгнуться в жизнь, в
законодательство, в промышленность непререкаемою властью, со своими общими
законами производства и распределения сил и капиталов; но при этом все более
или менее забывают о живых силах и явлениях, которые в каждом данном случае
составляют элемент, противодействующий закону, возмущающий его операцию. Они
вывели формулу из великого множества фактов и явлений, но не могли исчерпать
всего бесконечного их разнообразия, всего ряда комбинаций, которые в каждом
данном случае представляются. И эти формулы были великим благодеянием для
науки, которая благодаря им уяснилась и двинулась вперед, но ни одна из них не
составляет неподвижного, безусловного закона для жизни: каждая служит только
указанием для исследования, каждая выражает только известное движение, направление
силы, которая в данном случае непременно возмущается или уравновешивается
другими силами, действующими в противоположных направлениях. Исчислить
математически действие этих сил невозможно, их можно распознать только верным
чутьем практического смысла, и потому общие заключения и выводы политической
экономии, хотя и сделанные из бесспорных фактов, имеют только
предположительное, гипотетическое значение, а не значение решительного,
безусловного закона. Так и будет разуметь их всегда истинный ученый,
незараженный педантизмом книжной науки. Но таковы далеко не все ученые. Что же
сказать о массе, о тех поверхностных читателях, законодателях, юристах,
администраторах, которые большею частию слышали звон, да не знают, где он,
которые почерпают изредка все свое знание из нескольких страниц руководства, из
современной журнальной статьи, и любят, без дальних исследований находить в
минуту для каждой задачи готовое решение в статье указателя за номером и
печатью? Для них каждое общее положение служит непререкаемым “авторитетом
науки”, дешевым средством для решения важнейших вопросов жизни и удобным
оружием, которым отражаются все аргументы здравого смысла, опровергаются зараз
все факты истории и практики. Благодаря этим-то общим положениям и началам,
ныне так легко стало самому пустому и поверхностному уму, самому бездельному и
равнодушному пролазу с помощью фразы послать за глубокого философа, политика,
администратора, и одержать дешевую победу над здравым смыслом и опытом. Такой
ученый может вспрыгнуть разом на “высоту науки и современной мысли”.
На этой высоте кто в силах ему противиться?
Масса
не может принять общего положения в истинном, условном его значении: разумению
массы доступно всякое правило, всякое явление, только в живом, конкретном
образе и представлении. Великая ошибка нашего века состоит в том, что мы,
воспринимая сами с чужого голоса фальшивую веру в общие отвлеченные положения,
обращаемся с ними к народу. Это — новая игра в общие понятия, пущенная в ход
идеалистами народного просвещения в наше время, игра, слишком опасная потом,
что она ведет к развращению народного сознания. В эту игру играет, к сожалению,
слишком часто с народом наша школа; но прежде всего в нее начали играть
народные правительства, и многие уже дорого за нее поплатились — поплатились
правдою нравственного отношения к народу. Одна ложь производит другую; когда в
народе образуется ложное представление, ложное чаяние, ложное верование,
правительству, которое само заражено этою ложью, трудно вырвать ее из народного
понятия; ему приходится считаться с нею, играть с нею вновь и поддерживать свою
силу в народе искусственно — новым сплетением лжи в учреждениях, в речах, в
действиях, сплетением, неизбежно порожденным первою ложью.
Это
можно видеть всего явственнее на примере Франции. В прошлом столетии фантазия
идеалистов-философов издала новое Евангелие для человечества, Евангелие,
которое все составилось из идеализаций и отвлеченных обобщений. Школа Руссо(5)
показала человечеству в розовом свете натурального человека и провозгласила
всеобщее довольство и счастье на земле — по природе; она раскрыла перед всеми
вновь разгаданные будто бы тайны общественной и государственной жизни и вывела
из нее мнимый закон контракта между народом и правительством. Появилась
знаменитая схема народного счастья, издан рецепт мира, согласия и довольства
для народов и правительств. Этот рецепт построен был на чудовищном обобщении,
совершенно отрешенном от жизни, и на самой дикой, самой надутой фантазии; тем
не менее, эта ложь, которая казалось, должна была рассыпаться при малейшем
прикосновении с действительностью, заразила умы страстным желанием применить ее
к действительности и создать на основании рецепта новое общество, новое
правительство. Еще шаг, и из теории Руссо вырождается знаменитая формула: свобода,
равенство, братство. Эти понятия заключают в себе вечную истину нравственного,
идеального закона, в нераздельной связи с вечною идеей долга и жертвы, на
которой держится, как живое тело на костях, весь организм нравственного
миросозерцания. Но когда эту формулу захотели обратить в обязательный закон для
общественного быта, когда из нее захотели сделать формальное право, связующее
народ между собою и с правительством во внешних отношениях, когда ее возвели в
какую-то новую религию для народов и правителей, — она оказалась роковой ложью,
и идеальный закон любви, мира и терпимости, сведенный на почву внешней
законности, явился законом насилия, раздора и фанатизма. Общие положения эти
брошены были в массу народную не как евангельская проповедь любви, не как
воззвание к долгу, во имя нравственного идеала, но как слово завета между
правительством и народом, как объявление новой эры естественного блаженства,
как торжественное обетование счастья. Иначе не мог народ ни принять, ни понять
это слово. Масса не в состоянии философствовать; и свободу, и равенство, и
братство она приняла как право свое, как состояние, ей присвоенное. Как ей,
после того, помириться со всем, что составляет бедствие жалкого бытия
человеческого, — с идеей бедности, низкого состояния, лишения, нужды,
самоограничения, повиновения? Терпеть невозможно, масса ропщет, негодует,
протестует, волнуется, ниспровергает учреждения и правительства, не сдержавшие
слов, не осуществившие ожиданий, возбужденных фантастическим представлением,
созидает новые учреждения и вновь разрушает их, бросается к новым властителям,
от которых заслышала то же льстивое слово, и низвергает их, когда и они не в
состоянии удовлетворить ее. И править этой массой стало уже невозможно прямым
отношением власти, без льстивых слов, без льстивых учреждений; правительству
приходится вести игру и передергивать карты. Жалкий и ужасный вид хаоса в
общественном учреждении: с шумом мечутся во все стороны волны страстей,
успокаиваясь на минуту под волшебные звуки слов свобода, равенство, публичность,
верховенство народное… и кто умеет искусно и вовремя играть этими словами,
тот становится народным властителем… […]
Девятнадцатый
век справедливо гордится тем, что он век преобразований. Но преобразовательное
движение, во многих отношениях благодетельное, составляет в других отношениях и
язву нашего времени. Ускоренное обращение анализующей и преобразующей мысли в
наших жилах дожило, кажется, до лихорадочного состояния, от которого едва ли не
пора уже нам лечиться успокоением и диетой; а покуда продолжаются еще
пароксизмы возбужденной мысли, трудно поверить, чтобы длительность ее была
здоровая и плодотворная. Жизнь пошла так быстро, что многие с ужасом
спрашивают: куда мы несемся и где мы успокоимся. Если мы летим вверх, то уже
скоро захватит у нас дыхание; если вниз, то не падаем ли мы в бездну?
С
идеей преобразования происходит то же, что со всякою, новою, в существе
глубокою и истинною, идеей, когда она пошла в ход. В начале она является
достоянием немногих, глубоких умов, горящих огнем мысли, проживших и
прочувствовавших глубоко то, что проповедуют и к осуществлению чего стремятся.
Потом, когда, распространяясь дальше и дальше, идея становится достоянием массы
и переходит в то состояние, в котором слово принимается на веру, лишь только произнесено,
идея переходит на рынок и на этом рынке опошливается, мельчает. В минуту
сильного возбуждения, великие поборники движения поднимают знамя, и когда они
несут его, знамя это служит подлинно символом великого дела, скликающим на
служение делу; но когда знамя это переходит на людской рынок, и мальчишки
начинают с ним прогуливаться в пору и не в пору, составляя игру с
бессмысленными криками, тогда знамя теряет свой смысл, и люди серьезные, люди
дела начинают сторониться оттуда, где это знамя показывается.
Есть
эпохи, когда преобразование является назревшим плодом общественного развития,
выражением потребности, всеми ощущаемой, развязкою узлов, веками сплетенных в
общественных отношениях; преобразователь является пророком, изрекающим слово
общественной совести, и осуществляет мысль, которую все в себе носят.
Слова
его и дела его властвуют над всеми, потому что свидетельствуют об истине, и
все, кто от истины, отзываются на это слово. Но когда дело его совершилось,
является иногда вслед его полчище лживых пророков. Все хотят быть пророками, от
мала до велика, у всех на устах новое слово, невыношенное в душе, непрогоревшее
в жизни, дешевое и потому гнилое, схваченное на людском рынке и потому
опошленное. Всякий, кто не делал никакого дела и кому лень делать дело, к
которому приставлен, сочиняет проект нового закона, или строит себе маленькую
кафедру, с которой проповедует преобразование, требуя, чтобы дело, которого он
не делал и потому не знает, было поставлено в новой форме и на новом основании.
Таковы малые: что же сказать о великих, страдающих наравне с малыми
преобразовательной горячкой? […]
Слово
преобразование так часто повторяется в наше время, что его уже привыкли
смешивать со словом улучшение. Итак, в ходячем мнении поборник преобразования
есть поборник улучшения, или, как говорят, прогресса, и, наоборот, кто
возражает против необходимости и пользы преобразования какого бы то ни было на
новых началах, тот враг прогресса, враг улучшения, чуть ли не враг добра,
правды и цивилизации. В этом мнении, пущенном в оборот на рынке нашей
публичности, заключается великое заблуждение и обольщение. В силу этого мнения
здравому смыслу, здравому взгляду на предмет, становится трудно проложить себе
дорогу и пробиться сквозь предрассудок, — и конкретное, реальное здравое
воззрение уступает место воззрению отвлеченному от жизни и фантастическому;
люди дела и подлинного знания принуждены сторониться от дела и теряют кредит
перед людьми отвлеченной идеи, окутанной фразою. Напротив того, кредитом
пользуется с первого слова тот, кто выставляет себя представителем новых начал,
поборником преобразований, и ходит с чертежами в руках для возведения новых
зданий. Поприще государственной деятельности наполняется все архитекторами, и
всякий, кто хочет быть работником, или хозяином, или жильцом, должен выставить
себя архитектором. Очевидно, что при таком направлении мысли и вкуса
открывается безграничное поле всякому шарлатанству, всякой ловкости лицемерия и
бойкости невежества. С другой стороны, действительность положительная,
практическая, затрудняясь чрезмерно, когда она совершается посреди общего
настроения к анализу и критике, к поверке всякого дела общими началами, общими
фразами, преобладающими в общественной среде. Тому, кому следовало бы
сосредоточить все внимание и все силы на своем деле и на том, как лучше и
совершеннее исполнять его, приходится беспрерывно считаться с мнением о деле,
думать о том, как оно покажется, какое произведет впечатление и в обществе, и в
начальстве, если это начальство пробует все на том же камне новой идеи, нового
направления. Так развлекается попусту на критику и на борьбу с критикою, но
большей части пустою, масса великих сил, которые могли бы совершить великое
дело; так много времени уходит у деятелей на это механическое трение, на эту бесплодную
борьбу с возбужденной мыслью, что немного уже остается его для действительной,
сосредоточенной деятельности. Человек окружен со всех сторон призраками и
образами дела, которые тревожат его, но истинное, реальное дело исчезает у него
под руками — и не делается. Такого положения не могут вытерпеть лучшие,
правдивые деятели. Они чувствуют в себе силу, когда имеют дело с реальностями
жизни, с фактами и живыми силами; тогда они веруют в дело, и эта вера дает им
возможность творить чудеса в мире реальностей. Но они теряют дух, когда
приходится им орудовать с образами, призраками, формами и фразами; теряют дух,
потому что не чувствуют веры, а без веры мертва всякая деятельность. Мудрено
ли, что лучшие деятели отходят, или, что еще хуже и что слишком часто случается,
не покидая места, становятся равнодушны к делу и стерегут только вид его и
форму, ради своего прибытка и благосостояния… […]
Есть
термины, износившиеся до пошлости, оттого что их беспрерывно употребляют без
определительной мысли, оттого что и слышишь во всяком углу от всякого, и,
произнося их, глупый готов почитать себя умным, невежда воображает себя стоящим
на высоте знания. До того может износиться ходячее на рынке слово, что
серьезному человеку становится уже совестно употреблять его: он чувствует, что
это слово, прозвучав в воздухе, принимает отражение всех пустых и пошлых
представлений, с которыми ежеминутно произносится оно на рынке ходячей фразы.
Тогда наступает пора сдать такой термин в кладовую мысли: надо ему вылежаться в
покое, надо ему очиститься в глубоком горниле самоиспытующей мысли, пока может
оно снова явиться на свет ясным и определительным ее выражением.
Такая
судьба угрожает, кажется, одному из любимых наших терминов: развивать,
развитие. В книгах, в брошюрах, в руководящих статьях и фельетонах, в
застольных речах, в проповедях, в салонных разговорах, в официальных бумагах,
на лекциях, в уроках гимназии и народной школы, — всюду, всюду прожужжало слух
это ходячее слово, и уже тоска нападает на душу, когда оно произносится. Пора
бы, кажется, приняться за серьезную проверку понятия, которое в этом слове
заключается; пора бы вспомнить, что этот термин развитие не имеет определенного
смысла без связи с другим термином сосредоточение. Пора бы обратиться за
разъяснением понятий к общей матери и учительнице — природе. От нее нетрудно
научиться, что всякое развитие происходит из центра, и без центра немыслимо,
что ни один цветок не распустится из почки, и ни в одном цветке не завяжется
плод, если иссохнет центр зиждительной силы образования и обращения соков. Но о
природе мы, как будто на беду, забыли и, не справляясь с нею, составляем свои
детские рецепты развития: в цветочной почке мы хотим механически раскрыть и
расправить лепестки грубою рукою прежде, нежели настала им пора раскрываться
внутренним действием природной силы, — и радуемся, и называем это развитие: мы
только уродуем почку, и раскрытые нами лепестки засыхают, без здорового
цветения, без надежды на плод здоровый! Не безумное ли это дело? и не похоже ли
оно на фантазию того ребенка в басне, который думал чашкою вычерпать море?
А
сколько является отовсюду таких безумных ребят, таких непризванных развивателей
и учителей! Страсть их к развиванию доходит до фанатизма, и нет такого глупца и
невежды, который не считал бы себя способным развивать кого-нибудь. Но пусть бы
ни одни носились со своею неразумною страстью: всего поразительнее то, что
вместе с ними, иногда вслед за ними, и люди, по-видимому, разумные, люди
серьезной мысли, точно околдованные волшебным словом, ходячею монетою рынка,
принимаются повторять его, поддакивать ему, и на этом слове, и на смутном
понятии, с ним соединяемом, строят целые системы образовательной и
педагогической деятельности.
И
все эти фантазии разыгрываются, все эти планы сочиняются для того, чтобы
оперировать, точно in anima vili(6), на массе так называемых темных людей, на
массе народной. На нее готовится поход: но ни полководцы, ни воины, никто не
дает себе труда слиться с нею, пожить в ней, исследовать ее психическую
природу, ее душу, потому что у народа есть душа, к которой надобно приобщиться
для того, чтобы уразуметь ее! Нет, преобразователи ее и просветители видят в
ней только известную величину, известную данную умственной силы, над которою
требуется производить опыты. И притом, какая удивительная смелость и
самоуверенность! Требуется во имя какой-то высшей и безусловной цели
производить эти опыты обязательно и принудительно!! Как производить их — в этом
сами учителя несогласны: сколько голов, столько систем и приемов. В одном
только сходятся — в твердом намерении действовать на мысль и развивать,
развивать ее! Напрасно возражают им слабые голоса, что у простого человека не
один ум, что у него душа есть, такая же, как у всякого другого, что в сердце у
него та крепость, на которой надо ему строить всю жизнь свою, и на которой до
сих пор стоит у него церковное строение… Нет, они обращаются все к мысли и
хотят вызвать ее к праздной, в сущности, деятельности, на вопросах, давно уже,
легко и дешево решенных самими просветителями. Какое заблуждение! Если бы
потрудились они, без самоуверенности и без высокомерной мысли о своем разуме,
войти в темную массу и приобщиться к ней, они увидели бы, что темный человек
сам ищет и просит света и жаждет просвещения, но открывает вход ему только с
той стороны, с которой оно может взаправду просветить его, не смутив души его,
не разорив его жизни. Он чувствует, что всего дороже ему духовная его природа,
и через сердце хочет пролить свет в нее. Когда с этой стороны прильет ему свет
разума, он не ослепит его, не разорит его жизни, не перевысит центра тяжести,
на котором утверждено его основание. Но когда операция развивания направлена
исключительно на мысль его, когда его хотят начинить так называемыми знаниями и
фактами учебников и общими выводами теорий, с ним произойдет то же, что
происходит с конусом, когда хотят утвердить конус на острой вершине.
XIII
Жизнь
— движение. Кажется, никогда еще не было столь усиленного как ныне движения
жизни, но это движение порывистое, лихорадочное, болезненное; не естественная
смена ощущения, но какая-то погоня за ощущениями, не последовательное
стремление к одной цели, но цепь многообразных стремлений, колеблемых ветрами
отовсюду.
Жизнь
ли это? спрашиваешь себя, когда видишь толпу людей, поглощающих жизнь и
поглощаемых жизнью, думающих и тоскующих о жизни.
“Самое
высшее, — говорит Гете(7), что приняли мы от Бога и от природы, — это жизнь,
круговращательное около себя движения монады, движение, не знающее остановки и
покоя: всякому дано прирожденное побуждение поддерживать и воспитывать эту
жизнь, хотя существо ее остается тайною для каждого и всех живущих”. Жить,
казалось бы, какое простое дело! Quel est mon mestier?(8) спрашивал себя
Монтень(9), — и отвечал: mon mestier c’est vivre. (Дело мое — жить).
Но
какое не простое, какое сложное дело сотворили себе из жизни люди, особливо
люди нового мира, когда стали крепче и глубже вдумываться в жизнь свою и в цель
своей жизни, и на этой думе останавливаться беспокойною мыслью. Жить без мысли
значило бы жить, подобно животному; но эта мысль должна быть живая, мысль для
жизни. А в наше время кажется иногда, что люди живут для мысли, и вся жизнь,
простой и драгоценный дар Божий, поглощается у них в мысли. Жизнь — это
свободное движение всех сил и стремлений, вложенных в природу человеческую;
цель ее — в ней самой, в этом движении заключается, и потому ставит целью своей
жизни движение одного ума, одного сердца, одного страстного влечения значит
суживать жизнь и уродовать ее. Она изуродована —— изуродована искусственно —
мыслью о жизни. Тот же Гете в свое время уже восклицал с болезненным чувством:
“Бедный, бедный человек нашего времени — у него все ушло в одну голову!
(Armer Mensch, an dem der Kopf alles ist). Живем ли мы? — продолжает он — мы
выворотили себя из жизни анализом жизни (heraus-studirt aus dem Leben) и должны
делать усилия, чтобы снова войти в жизнь. Гете говорит это, глядя на
профессоров, на ученых и молодых студентов своего времени. Но с тех пор какие
успехи сделал анализ жизни и как стала жизнь им разъедена! В ту пору, во 2-й
половине XVIII столетия, мыслителя-мудреца поражал усилившийся в умах разлад
между мыслью и жизнью, удивляла обратившаяся в моду для молодого поколения
тоска по жизни (Weltschmerz). Ныне такая тоска в этой ее форме вышла уже из
моды, но место ее заняла и господственно овладевает умами в систему
приведенная, отчаянная, неутолимая новая теория жизни — теория пессимизма. Это
уже не простая тоска от противоречия между действительностью здешнего мира и
высшими идеалами духа — это решительное отрицание всего этого мира, в котором
жизнь движется; не простая тоска по жизни, возбужденная борьбою со злом в
человечестве, но разрушительное, злобное, безотрадное отрицание самой жизни в
существе ее, отрицание, доходящее до того, что единственным исходом из той
бездны отчаяния предлагается “искоренение в душе самого желания
жить”.
Итак,
вот до какого извращения жизни мы дожили. Мы думали, что мысль служит к
направлению жизни, к упорядочению ее движений, что она пособляет жить, но вот
дошло до того, что жизнь вовсе упраздняется мыслию — и не остается ни жизни, ни
мысли. Такова нынче модная теория жизни, жадно воспринимаемая читателями и
почитателями талантливого ее проповедника, теория, успевшая еще более
оболживить жизнь, довольно и без того оболживленную; ибо самые проповедники и
последователи этой теории продолжают жить на воле всех своих животных
побуждений, осуществляя в себе до бесстыдной лжи доходящее противоречие между
жизнью и искусственно созданной теорией жизни, теорией, в коей нет места ни
вере, ни правде, ни энергии воли, стремящейся воплотить себя в деятельности.
Что же остается? Остается наглое, не из жизни, но из книг вычитанное отрицание
веры, остается мертвая схема правды, взятая тоже из книг, мертвый образ природы
в виде химической формулы и дряблая воля, склонная к отрицанию материально
неудавшейся жизни… […]
Примечания
1.
Работа “Великая ложь нашего времени” — одна из программных статей
К.П. Победоносцева, входящих в состав “Московского сборника” —
издания, подготовленного и осуществленного обер-прокурором в 1896 году, и
являющегося итогом его размышлений над проблемами политического, религиозного и
нравственно-воспитательного характера. “Московский сборник” с
изменениями и дополнениями неоднократно переиздавался (в 1896 г. — трижды, в
1897 и 1901 гг.), был переведен на английский, французский и немецкий языки.
Это не полностью оригинальное произведение. В окончательный вариант 5-го,
прижизненного, издания сборника, помимо собственных статей К.П. Победоносцева,
вошли компиляции и переводы работ К.-Г. Каруса, Т. Карлейля, Г.С. Мэна, Р.У.
Эмерсона, В.-Э. Гладстона, стихотворение Ф. фон Саллета, а также статья личного
друга обер-прокурора, деятеля народного образования С.А. Рачинского. При всем
этом “Московский сборник” представляет из себя цельное сочинение. По
замечанию В.В. Розанова, эта книга проникнута “совершенным единством
духа”, в ней прочитанное и продуманное автором как бы сливается “в
один ком, где он не умеет и не хочет различать свое и чужое. Самолюбие
авторства отходит на второй план перед величием тем” (Розанов В.В. К.П.
Победоносцев // Розанов В.В. Собрание сочинений. Т. 7. Легенда о Великом
инквизиторе Ф.М. Достоевского; Лит. Очерки; О писательстве и писателях. М.,
1996. С. 527).
В
“Московском сборнике” явственно прослеживается органическая связь
взглядов автора с традициями теоретиков “официальной народности”,
ратовавших за самобытное развитие России, основанной на православных ценностях
и верности самодержавному порядку. С позиции крайнего консерватизма
Победоносцев анализировал противоречия западноевропейской демократии и выступал
против распространения в российском обществе идей и институтов, заимствованных
в Европе и глубоко чуждых, по его убеждению, национальным традициям российского
народа.
Статья
“Великая ложь нашего времени” печатается в сокращении (здесь
публикуется первая (всего их четыре) часть работы) по изданию: Победоносцев
К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. С. 284–291.
2.
mutato nomine (лат.) — изменено только имя. Выражение восходит к фрагменту из
“Сатир” Горация: Mutato nomine de te tabula narratur — Басня
сказывается о тебе, изменено только имя.
3.
mundus vilt decipi — decipiatur (лат.) — Мир желает быть обманутым, пусть же
его обманывают.
4.
Впервые опубликовано в первом издании “Московского сборника” в 1896
г. Печатается с сокр. по: Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. С.
326–329, 334–335, 337–338, 343–346.
5.
Руссо Жан Жак (1712–1778) — французский писатель и философ, ключевая фигура в
европейском Просвещении, чье творчество принято считать квинтэссенцией либерально-просветительской
идеологии XVIII века и основанной на ней классической теории демократии.
6.
in anima vili (лат.) — на низших существах.
7.
Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832) — выдающийся немецкий поэт и мыслитель.
8.
Quel est mon mestier (франц.) — В чем моё дело?
9.
Монтень Мишель де (1533–1592) — французский философ-моралист и писатель.