Особенности культуры Древнего Востока

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Мифологические,религиозные и научные представления о культуре Древнего Востока. КультураДревнего Египта
ГЛАВА 2. Концепция«осевого» времени К. Ясперса
ГЛАВА 3. Словарь понятийи персоналий по теме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
ДревнийВосток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытногомифа. Однако покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способаотношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магическийкосмос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако этоуже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперьобожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощьдеспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают воблике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится какпродолжение божественного порядка.
Вотличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шагисвободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своейтемницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рветсянаружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутреннесвязан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востокеоказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия.На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицаниевнешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потокежизни или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
Этичерты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективноговыживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географическихусловиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства,получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнегочеловека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не толькооправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственноймощи и пытались дать человеку внутреннее убежище от внешнего деспотизма.
ГЛАВА1. Мифологические, религиозные и научные представления о культуре ДревнегоВостока. Культура Древнего Египта
Первые цивилизациивозникли в долинах рек сухой тропической зоны Азии и Африки. Одной из старейшихпризнана древнеегипетская цивилизация.
Поселения земледельцевпоявились в дельте Нила около 4200г. до н. э. Жители здесь разводили свиней,крупный рогатый скот, овец и коз, выращивали пшеницу и ячмень. Около 3100г. дон. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) иВерхний Египет (долина Нила от дельты до Элефантина).
В отличие от Месопотамии,где приходилось считаться с коварной и непредсказуемой стихией, египтяне вполнемогли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Природный ритм оказалглубокое влияние на развитие египетской цивилизации. С июня начинал повышатьсяуровень воды в верхнем течении. Когда вода отступала, люди возвращались на поля,перемеряли наделы, сеяли зерно, а сбор начинался в мае. Нильская водазадерживалась в огромных водохранилищах, откуда ее подавали на поля с помощьюсети каналов.
Для предсказаниянаводнений был создан довольно надежный календарь. Календарь египтян состоял из365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало овысоком уровне развития астрономии в Египте.
Зависимость от Нилатребовала четкой организации жизни общества. Водохранилища и каналы строилипланомерно и содержали в хорошем состоянии, Распределение земли и правособственности на воду предполагали стройную систему управления. Многочисленныечиновники фараона обеспечивали выполнение необходимых работ, гарантировавшихполучение высоких урожаев. Кроме того, Нил являлся идеальным путем сообщения испособствовал объединению и централизации государства. Река облегчала такжеперевозку различных товаров и каменных блоков, необходимых для строительства.
Древний Египет — первоегосударство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя,претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в которомнарод был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которыхстроилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.
Важнейшаячерта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтянесчитали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило всемировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировалодревнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в однойдругой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого,конкретного и законченного выражения, как в Египте.
Стремлениек бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, которыйсыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не толькорелигиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно наоснове несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласнокоторому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла бытьпродлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной избессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершегопривела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлитьжизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальнойусыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнеевсего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной изащищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.
Пирамидыстроились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя повероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладалвечной жизненной силой, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностьюсоблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это былослишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались во рвы наокраинах кладбищ.
Пирамидысооружали не рабы, а крестьяне в периоды наводнений и засухи, свободные отполевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязанностью. В111-11 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились изкамня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства,истощало казну, требовало колоссального напряжения сил, и многочисленных жертвсо стороны народа. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения,но можно предположить, что если бы египтяне с таким упорством исамоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы болеединамично.
Самаяранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу. Однако самаязнаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, чтостроили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри можетсвободно поместиться любой европейский собор: высота 147м (сейчас 137м),площадь — около 55000м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковыхкамней, а каждая каменная глыба весит 2 — 3 т. Ученые подсчитали, что на строительствоэтой пирамиды пошло 2300000 таких камней. Удивительно строительное искусстводревних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу,что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса былаоблицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.
Древнейшиеегипетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Позднее, во II тыс. дон.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менееразорительно, сами пирамиды становятся меньше.
Кначалу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальницфараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараоновграбились во все периоды древнеегипетской истории, хотя древние египтянебоялись и боготворили своих царей.
Религия.Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта;египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца и после смерти плаваетпо небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Богов в ДревнемЕгипте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был богСолнца — Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис — богсмерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, чтопосле своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства.Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородияи материнства.
БогЛуны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считаласьМаат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения,предметы.
Египетскоемногобожие не способствовало действительной централизации государства, усилениюверховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон АменхотепIV(правил в 1419 — ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор,пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечествапопытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявивистинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как«тело Ра». Столицей государства он сделал город Ахетанон (современное городищеЭль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону». Онпытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочихбогов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформыЭхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов иоказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены былипойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позицииместного жречества вновь усилились.
Научныепредставления о культуре. Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас — этомолитвы богам и хозяйственные записи.
Самыеранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени,относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они несохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — этопоучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах ичародеях, повести. Одно из самых отвлеченных абстрактных сочиненийдревнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Человек,разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытаетсяотговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь,советует сполна насладиться земным бытием.
Изобразительноеи монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытыеиероглифами — рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частьюкультуры Древнего Египта. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмопревратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифическойписьменностью).
Передзаупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с теломльва и головой человека — фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность исилу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половинеIII тыс. до н.э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен изцельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина 57м.
Другиезамечательные и всемирно известные памятники древнеегипетского искусства — скульптурные портреты, статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена,портретная голова фараона Сенусерта III.
Шедевромдревнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э.искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараонаТутанхамона с его юной женой в саду.
Подтверждениемвысокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурныйпортрет жены Аменхотепа IV Нефертити одно из самых прелестных женскихизображений в истории человечества.
ВДревнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, какпирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, какскульптура, рельеф, монумент, живопись.
Хотяна протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпеваетнекоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубоплоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища иног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгаялинейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, какусловна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, теложенщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.
Такаяже условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства.Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик — раскраска и положениеопределялись жесткими нормами, обязательными для ваятеля.
Изпоколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот жестиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характердревнеегипетского общества определил в общем, единообразный типдревнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами былиутверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия.Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.
Определенныхуспехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия.Египетские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся нанебе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя поспециализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные»,глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.
Развиваласьматематика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхностьшара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькиенашейные солнечные часики.
ВначалеIII тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, которыйзатем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.
Сконца II — начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивноначинает проникать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государствДвуречья, с которыми широко торговал Египет. Эллинистический в VI в. до н.э.Египет был завоеван персами, Египет владычество которых продолжалось до 405г.до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: ужев 332г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали городАлександрию — в честь Александра Македонского (356-323 до н.э.). Египетскиежрецы приветствовали нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. ВластьАлександра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.
ВЕгипте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в котором слились чертыважнейших божеств греков и египтян. Сарапис — почитался и египетским, и греческимнаселением.
Агород Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, вЕгипте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходилисотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства.Город, построенный греческим архитектором Дейнократом, имел длинные прямыеулицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили иработали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. Наострове Фарос был построен знаменитый Александрийской маяк (высота 120м)- одноиз семи чудес света.
ГЛАВА2. Концепция «осевого» времени К. Ясперса
Своеобразнуюконцепцию исторического процесса развития общества предложил немецкий философК.Ясперс (1883 — 1969). В отличие от А.Тойнби, Ясперс делает акцент на том, чточеловечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако, научнодоказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно, как невозможно доказатьи противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Такимобразом, Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объясненииисторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет своеначало и свой конец. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперсвозвращается к линейной схеме истории.
НоЯсперс не является теологом или богословом. Он философ, поэтому позволяет себеотступить от традиционного в христианстве описания исторического процесса. Какуж отмечалось ранее, в традиционной христианской концепции историикульминационным пунктом мирового исторического процесса, «осью» мировой историиобъявлялось явление Сына Божьего — Христа. Ясперс же справедливо полагает, чтов явление Христа верят, только христиане, только для них оно является осевымсобытием истории. Весь остальной мир, индусско-буддийский, мусульманский,синтоистский и т. д. остается как бы в стороне от мирового исторического процесса.
Новсе же, по Ясперсу, вера является основой и смыслом истории. А значит,возникает вопрос: возможна ли общая для всего человечества» вера, такая вера,которая не разъединяла бы, а наоборот, объединяла народы, различные культуры ицивилизации. Такую веру, по мнению немецкого философа не может предложить ниодна религия: ни иудаизм, ни христианство, ни буддизм, ни ислам и т. д. Каждаярелигия объявляет свою веру как откровение какого-либо Бога: Яхве, Христа,Будды, Аллаха и т. д. Содержания вероучений часто служили источниками раздора ивзаимонепонимания между народами. Ясперс убежден, что общей для человечестваможет быть только философская вера.
Вера,по учению Ясперса, отличается от знания. Она есть акт воли. Но ее не следуетпротивопоставлять знанию. Признаком философской веры мыслящего человека служитвсегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, чтодоступно знанию, и понять самое себя. Безграничное познание, наука — основнойэлемент философствования. Философская вера не может стать исповеданием, она неможет становиться догматом. Она есть осознание бытия и его истоков посредствомобращения к исторической ситуации.
Понятиеисторической ситуации является ключевым в философии истории Ясперса. Содержание исторической ситуацииЯсперс связывает с такими понятиями как «время» и «эпоха». Каждая историческаяэпоха отличается от другой своей специфической ситуацией. Однако, по Ясперсу,возможно формирование близких по своему духу исторических ситуаций, которыеявляются предпосылки возникновения и развития родственных по своему духупроцессов. Такое совпадение ситуаций, считает Ясперс, произошло между 800 и 900гг. до новой эры. В этот промежуток времени возникли параллельно в Китае,Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тоттип человека, который существует и поныне. Это время и есть время рождения философскойверы.
Ясперсуказывает, что «осевая эпоха» — время рождения мировых религий, пришедших насмену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию.Почти одновременно, на Земле, независимо друг от друга, образовалось нескольковнутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их, и что,следовательно, являлось главной характеристикой «осевой эпохи» — это прорывмифологического миросозерцания, составляющего духовную основу «доосевыхкультур». Человек, как бы впервые, пробудился к ясному отчетливому мышлению,возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а такжерационализация отношения к миру и к себе подобным. А это, по мнению Ясперса,является одной из главных предпосылок философского мышления.
К. Ясперс,как помечалось ранее, является одним из крупных представителейэкзистенциализма. Поэтому и свою философию истории он обосновывает, опираясь наисходные понятия и принципы экзистенциализма: первичности существования ведущейроли «пограничных ситуаций» и, в частности, ситуации между жизнью и смертью ит. д. «Осевая эпоха», согласно Ясперсу, кладет конец непосредственномуотношению человека к миру и к самому себе. Обостряется самосознание личности.Человек осознает хрупкость своего бытия, перед ним встают «последние»смысложизненные вопросы: о смысле человеческого существования, о смысле бытия.И это, по Ясперсу, служит проявлением интенсивной духовной жизни. Пробуждениедуха, считает Ясперс, является началом бытия общей истории человечества,которое до сих пор было разделено на локальные, не связанные между собойкультуры. С тех пор человечество неуклонно идет по этому общему, пути.
Ясперсубежден, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. Впротивном случае, история человечества может закончиться катастрофой. Поэтомуустановление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий икультур является жизненно необходимым для человечества. Отсюда вытекает особаяроль философии, которая, по его мнению, с помощью философской веры, открывающейсмысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общихдуховных основаниях.
3. Словарь понятий иперсоналий по теме
1. Ясперс Карл(1883-1969)- немецкий философ, представитель экзистенци-ализма; психиатр.Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различныхвыражений трансценции. Соотнесенность экзистенции с трансценденциейпрозревается человеком в т.н. пограничных ситуациях.
2. Тойнби Арнольд Джозеф(1889-1975)- английский историк, философ, дипломат и общественный деятель,создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальныхцивилизаций. Основное сочинение: «Постижение истории» в 12 т.
3. Культура – некотороесложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которыепроизведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могутпередаваться другим людям или последующим поколениям.
4. Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическаясистематизация знаний о действительности; включает как деятельность пополучению нового знания, так и ее результат – сумму знаний; лежащих в основенаучной картины мира, обозначение отдельных отраслей научного знания.
5. Общество — это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальнойпсихологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, всоответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество.
6. Пирамида — (многогранник, одна из граней которого)- многоугольник, а остальныеграни-треугольники, имеющие общую вершину; их стороны называются ребрамипирамиды
7. Религия — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфическиедействия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов,сверхъестественного.
8. Эпоха — продолжительныйпериод времени в развитии природы, общества, науки и т.д.
философияясперс восточный жизнь культура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие древневосточногоискусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессовВостока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя чертыэкономико-политического устройства, религиозных и философских представлений,бытовых традиций, правовых и этических норм.
Роль деятеля искусства вдревнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к санужрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец,скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшиеобщественные установки и отказываться от любых форм художественногоэкспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано сглубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народовВостока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись напротяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство какнеотъемлемая часть культурной системы, должно было неукоснительно следовать какобщекультурным, так и художественным традициям. Потребность зафиксироватьустоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, вчастности египтян к созданию развитой системы канонов, предписывающих художникуправила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных.Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческуюдеятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителясвященных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредствомискусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусстваполучало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетовреальной действительности в предельно обобщенную идеальную форму, лишеннуюсиюминутности, созданную для бессмертия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев Л.С. История Востока. В2-х тт. М., 1995
2. Гуревич П.С.Культурология. – М.: РОСТ, 2001
3. Культурология. / Подред.проф. А.Н Марковой.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
4. Культурология. / Подред. Радугина А.А.- М.: Изд.» Центр», 2002
5. Культурология. / Подред. Ю.Н. Кагана.- М.: Юрайт-Издат, 2005
6. Немировский А.И. Мифы и легендыДревнего Востока.- М.: Просвещение, 1999
7. Полищук В.И. Культурология. — М.:Гардарики, 2002