Российский университет дружбы народов
Курсовая работа по
теме:
«Мифы о
сотворении мира»
написала студентка факультета Ия и ОД
группы ФЯ-121
Веревкина Я.С.
Преподаватель Степанян Г.Л.
2006 год
Для раскрытия данной темы стоит уточнить понятие мифа имифологии в целом.
Мифология- это наука о верованиях различных народов.
Мифы — это произведения, созданные фантазией народа, в которыхрассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богови героев, обладающих сверхчеловеческой силой.
Само слово «миф» — греческое и означает «предание,« сказание». Мифы — это огромный пласт культурного развития всегочеловечества. Мифы в основномпредавались через устное повествование и искусство, так они проникали сквозьпласты истории и распространялись по свету. После создания письменности ихстали записывать.
Многие ученые пробовали обобщить мифы различных культур, вычленивв них общечеловеческое, универсальное. В результате были обнаружены одинаковыетипы мифов: антропогонические, змееборческие, мифы о загробной жизни и, конечноже, мифы о сотворении мира. О них и пойдет речь в приведенной работе.
Основу любой мифологиисоставляют мифы о сотворении мира и людей. Здесь сложно выделить какую- либоопределенную тенденцию. Творцамимира выступают то боги, то животные, то растения. Каким образом они возникли изпервобытного хаоса и как творили мир — на это в каждом мифе своя история,
Вданной работе я хотела бы привести примеры мифов о сотворении мира в несколькихмифологиях народов мира и дать их сравнительную характеристику.
Шумерскаямифология
Шумерыобъясняли происхождение вселенной следующим образом.
В шумерской мифологии небо и земля изначальномыслились как гора, основой которой была земля, персонифицировавшаяся в богинеКи, а вершиной — небо, бог Ан. От их союза родился бог воздуха и ветра Энлиль,сам именовавшийся «Великой горой», а храм его в городе Ниппуре звался «домомГоры»: он отделил небо от земли и устроил космос- Вселенную. Благодаря Энлилюпоявляются и светила. Энлиль влюбляется в богиню Нинлиль и силой овладевает ею,когда она плыла по реке в своей барке. За это старшие боги изгоняют его вподземный мир, но Нинлиль, уже зачавшая сына- бога луны Нанну, следует за ним,и Нанна рождается в преисподней. В преисподней Энлиль трижды принимает обликстражей загробного мира, рождает с Нинлиль трех подземных богов. Онивозвращаются в небесный мир. Отныне Нанна в барке в сопровождении звезд ипланет путешествует ночью по небу, а днем- по подземному царству. Он рождаетсына- солнечного бога Уту, странствующего по небу днем, ночью же онпутешествует по подземному миру, принося умершим свет, питье и еду. ЗатемЭнлиль обустраивает землю: он взрастил из земли «семя полей», произвел на свет«все полезное», изобрел мотыгу.
Существуети другой вариант мифа о сотворении мира.
Начало этой истории достаточно красивое. Давным-давно, когда ещене было ни неба, ни земли, жила Тиамат- богиня сладких вод, Апсу — бог соленыхвод, и их сын- туман, поднимающийся над водой.
Затем у Тиамат и Апсу родились две пары близнецов: Лахма и Лахама(демоны), а потом- Аншар и Кишар, которые были умнее и сильнее старших. УАншара и Кишар был ребенок по имени Анну. Анну стал богом неба. У Анну родилсяЭа. Это бог подземных вод, магии.
Младшие боги — Лахма, Лахама, Аншар, Кишар, Анну и Эа- каждыйвечер собирались на шумный пир. Они мешали Апсу и Тиамат высыпаться. ЛишьМумму, старший сын Апсу и Тиамат, не принимал участия в этих увеселениях. Апсуи Мумму обратились к младшим богам с просьбой прекратить празднества, но их непослушали. Старшие решили убить всех мешающих спать.
Эа решил убить Апсу, который затеял заговор против младших.
Тиамат решила отомстить за гибель мужа. Ее новый муж, бог Кингу,всячески поддерживал эту мысль.
Итак, Тиамат и Кингу разработали план мести. Узнав о плане Тиамат,Эа обратился за советом к дедушке Аншару. Аншар предложил поразить Тиамат спомощью волшебства, ведь с ее мужем расправились именно таким образом. Номагическиесилы Эа не действуют на Тиамат.
Ану, отец Эа, пытался образумить разгневанную богиню, но ничего невышло. Поскольку магия и переговоры ни к чему привели,осталось обратиться к физической силе.
Кого же послать на битву? Все решили, что это под силу лишь Мардуку.Аншар, Ану и Эа посвятили юного Мардука тайны божественной магии. Мардук готовсразиться с Тиамат, в качестве награды за победу требует безраздельной властиверховного бога.
Юный Мардук собрал всех аннунаков (как называли себя боги),дабы они одобрили войну с верховной богиней и признали его своим царем. Аншарпослал своего секретаря Каку позвать Лахму, Лахаму, Кишару и Дамкину. Узнав опредстоящей войне, боги пришли в ужас, но хороший обед с большим количествомвина успокоил их.
Вдобавок Мардук продемонстрировал свою магическую силу, и богипризнали его царем.
Долго длилась беспощадная битва. Тиамат сражалась отчаянно. НоМардук победил богиню.
Мардук снял с Кингу «таблицы судеб» (они определяли движение мираи ход всех событий) и надел себе на шею. Тело убитой Тиамат он рассек на двечасти: из одной сделал небо, из другой — землю. Люди же были созданы из кровиубитого Кингу.
Что следует выделить из данных мифов… В шумерской мифологиимы находим ту же, что в египетской и в других мифологиях, концепциюизначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. Актотделения приписывается Энлилю как богу воздуха и ветра. В первом мифе земляи небо персонифицированы, в отличие от второго, где земля и небо берут началоиз разделенного тела Тиамат. Данный вариант является наиболее распространеннымв других мифологиях. В отличие от более архаических шумерских мифов,эпос творения о Тиамат и младших богах не этиологичен, а космогоничен. Так жекак египетские космогонические мифы, он пронизан пафосом упорядоченияпервичного водяного хаоса. Это упорядочение, однако, происходит иначе, чем вегипетской мифологии, имеет не гармонический, а остроконфликтный характер,сопровождается борьбой и насилием, требует напряжения сил и инициативы отпредставителей нового мира
ДревнийЕгипет
Одна из самых древних цивилизаций на земле, египетская, уходиткорнями в далекое прошлое. Еще пять тысяч лет назад начали править великиеегипетские династии, зарождались особые обычаи, создавалась культура. У египтяннет единой истории о сотворении мира. В разных частях страны люди рассказывалиразные истории о том, как был сотворен мир, бог и люди.
Вот один из вариантов мифа о происхождении мира.
В египетском городе Гелиополе — «горде Солнца», как называли его греки,- творцом и первосуществом считался Атум. Онвозник из Нуна — первичного океана, которого Атум именовал своим отцом, когда не было еще ничего- нинеба, ни земли, ни почвы.
Атум поднялся как холм средивод мирового океана.
Прообразамитаких холмов были реальные холмы, выделявшиеся на водной поверхностиразлившегося Нила. Соответствующим образом укрепленные, они стали платформойдля первых храмов, возведение которых как бы увековечивало акт создания мира. Спредставлением о первичном холме, по-видимому, связана и форма пирамиды.
– Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздевруки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительныйгрохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен. Атумопустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше.
Но творить одинокому творцубыло не из чего, и он совокупился с собственной рукой и поглотил собственное семя,а затем изрыгнул изо рта бога воздуха Шу и богинювлаги Тефнут, первую божественную пару. Океан Нун благословил творение, велев ему возрастать. Едвародившись, дети куда-то подевались. Атум никак не могнайти их и послал на поиски свою дочь, Божественное Око Атума.Богиня возвратила беглецов, и обрадованный отец прослезился. Слезы егопревратились в первых людей.
От первой пары, рожденной Атумом,произошли бог Геб и Нут, богиня и воплощение Неба. Бог воздуха Шу и его супруга разделили землю и небо: Нут поднялась ввиде небосвода над Гебом, опираясь о него руками иногами, Шу стал своими руками поддерживать небосвод втаком положении.
Нужно было разделить небо и землю, ведь пока они пребывают слитно,в объятиях, на земле нет места для прочих существ.
Но Геб и Нут успели родить близнецов Осириса и Исиду, а также Сетаи Нефтиду. Осирису суждено было стать первым убитым ивоскресшим для вечной загробной жизни.
Земля и небо окружены со всех сторон водами. Каждую ночь Нутпроглатывает солнце, а наутро опять его рождает.
В отличие от мифа шумерского здесь уже точно можно сказать, чтопервоначальной стихией был первичныйокеан. Однако они очень похожи между собой. Здесь также небо и землюпредставляют божественные создания. Существенная разница наблюдается в том, чтошумерские боги не обладают, подобно египетским, творческим всемогуществом.Борьба за упорядоченный космос ведется в шумерском мифе младшими поколениямибогов против старших, чего не и в помине в Египте. В египетскоймифологии нет противопоставления боги-люди, как нет и героев-людей.
ДревняяИндия
В различных мифологиях представления о создании мира различны. Вдвух первых рассмотренных мифологиях мир образовался путем отделения земли отнеба и обустраивался Творцом.
Древнеиндийский миф не существенно отличается от них. Отличиепроявляется в том, что мир образуется из мирового яйца.Вначале всего первозданные космические воды породили огонь. Силой космическогожара- тапаса — в водах было рождено яйцо. Оно плавалов водах, когда время еще не отмерялось, но через промежуток, равный году, иззолотого зародыша возник создатель Вселенной Брахма, либо Праджапати,часто толкуемый в поздних мифологических текстах как эпитет или ипостасьБрахмы. Брахма силой мысли разделяет яйцо на две половины: из одной создаетсянебо, из другой- земля; между ними возникает воздушное пространство. Брахмаутвердил землю среди вод, создал стороны света- недаром у него четыре лика ичетыре руки- и начал отсчет времени.
Но когда творец огляделся вокруг и увидел, что Вселенная пуста,страх одиночества охватил его. С тех пор всякий человек боится одиночества.Брахма же продолжал размышлять и утвердился в мысли, что бояться можночего-либо вне себя. Одинокому некого бояться, но существование его безрадостно.
Тогда Брахма силой мысли родил семерых сыновей- владык всехсозданий. Старший- Маричи, воплощение звездногосвета, он родился из души Брахмы. Из уст родился Ангирас,посредник между людьми и богами.
Младшим- седьмым сыном Брахмы стал Дакша,рожденный из большого пальца на правой ноге; из пальца на левой ноге родиласьединственная дочь — Вирини. Они произвели с Дакшей многочисленное потомство, их дети стали созвездиямина небе.
Создавая людей, Брахма силой мысли разделил свое тело на двеполовины, подобно тому, как расщепляется скорлупа устрицы. Одна половина быламужской, другая — женской. Они взглянули друг на Друга с любовью. И с тех порсчастливые супруги — словно две половины единого существа, и в обеих живетБрахма. Итак, Брахма понял, что этим первым людям нужен огонь, чтобы житьбезбедно. И Брахма достал огонь из своего рта. Мужчина и женщина взглянули другна друга и, узнав, что они — две половины единого существа, они соединились иполюбили друг друга. Так было положено начало роду человеческому. Но женщинаподумала: «Как мы можем любить друг друга, если мы — части одногосущества?» И она попыталась убежать от мужчины, превратившись в корову. Номужчина превратился в быка, и они положили начало всему домашнему скоту. Затемженщина превратилась в кобылу; мужчина же стал жеребцом, и они зачалижеребенка. Так продолжалось до тех пор, пока не было создано мельчайшее изживых существ.
В индийской мифологии все произошло из первозданных космическихвод. Затем из яйца появляется Творец и делает все возможное. В индуистскоймифологии, построенной вокруг троицы Брахма-Вишну-Шива, возникновение мирасвязывается и с Брахмой, и с Вишну; первоначальное состояние вселенной часторисуется как неразличимая тьма и глубокий сон, который затем преодолеваетсятворческой силой творца. Надо иметь в виду, что в принципе индуистскоепредставление о космосе рисует вселенную как цепь возникающих и исчезающихмиров, как смену «ночи Брахмы» («вдоха Брахмы») и «дняБрахмы» («выдоха Брахмы»). Брахма сам при этом рождается иззолотого яйца, а потом делает из яйца небо и землю, разделенные атмосферой.Позже появились такие стихии, как эфир, воздух, огонь, вода, земля, возниклизвери, птицы, растения и т. д. Брахмой созданы также боги, планеты, реки, моря,горы и долины, три веды и вечная жертва для богов, люди и их основные эмоции;заслуги отделены отпроступков, горе противопоставлено радости, жара — холоду и т. п.
Причем пред нами предстает одинБог, а не плеяда Богов, как, например, в вышеприведенных мифах.
ДревнийКитай
Большойинтерес представляют примеры из китайской мифологии. Хотя в свое времявысказывались гипотезы об индийских и даже вавилонских (!) истоках китайскихмифов, совершенно очевидна оригинальность основного корпуса китайских мифов,часть которых до сих пор бытует в устной форме у народностей Южного иЮго-Западного Китая. Китайский миф о сотворении мира является еще одним примероммифа о мировом яйце.
По другую сторону Тихого океана, в Китае, который именовалсяСрединным царством и Поднебесной, ибо его владыки считали, что их престолрасполагается в центре мира, где небо соприкасается с землей, существоваломножество космогонических мифов и божеств-демиургов. Они не были сведены встрогую систему, но повествовали о строительстве миропорядка. Книжник Сюй Чжэн( III в.н.э.), создавший «Исторические записи отрех правителях и пяти императорах », рассказывает о сотворении мира.
Во времена первозданного хаоса Вселенная по форме напоминалаогромное куриное яйцо. В нем и зародился первопредок Паньгу. 18 тысяч лет он спал в этом яйце, а проснувшись,решил выбраться наружу. Топором Паньгу ударил во мракперед собой, яйцо раскололось. Светлое и легкое начало, образованное духом Ян,поднялось вверх и стало небом, а тяжелое и темное, образованное духом инь,- вниз и стало землей. Отделив небо от земли, Паньгу уперся ногами в землю и головой подпер небо, чтобыне позволить им вновь обратиться в хаос. От его вдохов поднимались ветры, отвыдохов гремел гром; когда великан открывал глаза, наступал день, закрывал — ночь спускалась на землю.
Каждый день Паньгу вырастал на один чжан( около 3 м), и небо становилось выше на 1 чжан, а земля толще на 1 чжан.Через 18 тысяч лет рост атланта Паньгу достиг 90тысяч ли(ок. 45 тыс.км.): также высоко поднялось небои такой же толстой стала земля. Наконец Паньгу упал иумер- воплотился в природу. Его вздох стал ветром и облаками, голос — громом,левый глаз- солнцем, правый- луной,туловище с руками и ногами – четырьмя сторонами света, кровь –реками, плоть-почвой, а от паразитов, ползавших по его телу и оплодотворенных ветром,возникли люди.
Паньгу не только демиург, но и первопредок.Иногда люди называются его детьми. Существует легенда о том, что Паньгу родился из уха жены мифического правителя Гао Синь-вана (Ди-ку) в виде червячка, впоследствии превратившегося в пса,а затем и в человека с песьей головой. Убив врага своего хозяина, Паньгу женился на его дочери и стал родоначальником племенимяо. Мяо и некоторые другиеюжнокитайские народности считают Пань-гусвоим первопредком.
Опять находим схожие черты с предыдущими мифами: сначаласуществовал только первозданный хаос (шумерская мифология). Паньгууперся, чтобы поддерживать небо(параллель с мифологией египтян). Мотивмироздания из тела какого-либо существа встречается в шумерской, скандинавскоймифологиях.
Для сравнения хочется представить миф о сотворении мира еще однойвосточной страны- Японии.
Вначале был хаос, похожий на океан масла или на яйцо, содержащеезародыш. Оттуда возникают первые боги.Последняя божественная пара – Идзанаки и Идзанами — первый мужчина и первая женщина. Ониантропоморфны и могут рождать других богов. Высшие небесные существа повелеваютим оформить землю, которая еще в жидком состоянии. Идзанакии Идзанами, встав на Плавающий Небесный Мост, втыкаютнебесное копье, украшенное драгоценностями, в море хаоса и размешивают его дотех пор, пока жидкость не загустевает в земнуютвердь. Затем они выдергивают копье, а капли соли, упавшие обратно в море,образуют остров Самозагустевший. Взойдя на него, Идзанаки и Идзанами превращаютего в срединный столб земли- мировуюось, а затем совершают брачный обряд- они должны обойти вокруг мирового столбаи произнести брачный диалог. Однако при первом совершении они ошибаются: первыебрачные слова произносит женщина- Идзанами. Поэтомупервые порождения Идзанаки и Идзанамибыли неудачны. Боги отказываются от свих первенцев, а затем повторяют брачныйобряд правильно. Теперь от брака появляются острова, составляющие странуЯпонию.
Первоначально существовала водная стихия, в которой находилосьяйцо, но оно не является основой мира, а лишь производит на свет первых богов илюдей.
Главной темой мифа является образование Японских островов, какгеографического объекта. Очень сложно сравнить его с китайским мифом, так какнесмотря на географическую близость стран, культуры их очень различны и это немогло не отразиться на содержании мифов.
Скандинавия
Вскандинавских мифах много интересных историй, рассказать их все невозможно.Поэтому приведу только их трактовку сотворения мира.
Каксчитают скандинавы, вначале была пустота Гинунгагап.К северу от нее был замерзший мир мрака Нифльхейм, ана юге лежала огненная раскаленная страна Муспелльхейм.От такого соседства постепенно мировая пустота Гинунгагапзаполнилась ядовитым инеем, который стал таять и превратился в злого инеистого великана Имира. Имир был предком всех великанов-морозов.
ЗатемИмир заснул. Пока он спал, пот, капающий у него из-под мышек, превратился в мужчину иженщину, а пот, капающий с ног, еще в одного мужчину. Когда же растаяло многольда, из образовавшейся воды возникла корова Аудумла.Имир стал пить ее молоко, а ей понравилось лизатьсоленый лед. Слизав лед, она обнаружила под ним мужчину, его звали Бури.
УБури был сын Борё Бор женился на инеистой великанше Бестле и у них родились три сына: Один, Вили и Ве. Сыновья Бури ненавидели Имираи убили его. Из тела убитого Имира натекло так многокрови, что она потопила всех великанов, кроме Бергельмира,внука Имира, и его жены. Им удалось спастись отнаводнения в лодке, сделанной из ствола дерева.
Одини его братья принесли тело Имира в центр Гинунгагапы и создали из него мир. Из плоти Имира сделали землю, из крови- океан Из черепа получилосьнебо. А мозг разбросали в небо, получились облака.
Богиоставили без внимания только ту часть, в которой обитали великаны. Онаназывалась Етунхейм. Лучшую часть этого мира ониотгородили ресницами Имира и поселили там людей,назвав ее Мидгардом.
Напоследокбоги создали людей. Из двух древесных сучков получились мужчина и женщина, Аск и Эмбля. Все остальные людипроизошли от них.
Последнейпостроили неприступную крепость Асгард, котораяподнялась высоко над Мидгардом. Эти две частисоединялись радужным мостом Биврестом. Среди богов,покровителей людей, было 12 богов и 14 богинь (их называли асы), а также целаякомпания других божеств, помельче (ванов). Весь этот сонм богов пересек радужный мост ипоселился в Асгарде.
Надэтим многослойным миром вырос ясень Иггдрасиль. Егокорни проросли в Асгард, Етунхейми Нифльхейм. На ветвях Иггдрасилясидели орел и ястреб, по стволу вверх и вниз носилась белка, у корней обиталиолени, а ниже всех сидел змей Нидхегг, который хотелвсе съесть. Иггдрасиль — это то, что всегда было, естьи будет.
Вскандинавской мифологии первоначальная стихия- хаос. Опять встречаемся стеорией сотворения мира из тела великана в данном случае. Мировая ось, котораяв этом мифе представлена ясенем, встречается и в японской мифологии.
Интереснойдеталью скандинавского мифа является деление мира на несколько частей. Вчастности, на мир людей и богов, таким образом наблюдается иерархия, которая ктому времени, возможно, возникла своеобразная иерархия.
Вывод:
Яостановилась подробно на космогонических мифах народов мира,
таккак они имеют большой мифологический вес в мифологической
системеи являются неотъемлемой частью любой мифологии.
Наих материале отчетливо прослеживаются схождения, а также
различия(в меньшей степени) мифологических систем в различных
ареалах.
Безусловнонаблюдается взаимопроникновение различных культур,
соответственноименно этим объясняется большое количество схожих
мотивови элементов в мифах различных народов.
Литература:
1. Мифы о сотворении мира/ В.Я. Петрухин.-М: Астрель: АСТ: ЛЮКС,2005.- 464 с.
2. Мифология для «чайников»: Пер. с англ.- М.:Издательский дом «Вильямс», 2004.- 384 с.
3. Мифы Древней Индии/ Э.Н. Темкин.- М:Наука,2002.- 145 с.
4. Ранние формы религии/ Токарев С. А.- М:Наука, 1987.- 236 с.
5.Религия Древнего Египта/ Коростовцев М. А.- М: Наука, 1976.- 243 с.