Анализ деятельности организации

Содержание Введение1Общая характеристика организации2Внешние факторы развития организации3Организационная структура управления4Стратегия развития организации        5Антикризисные меры, принятые для обеспечения финансовой устойчивости ивосстановления платежеспособности предприятия6Управление производством (услугами)        7Управление финансами8Управление маркетингом9Управление персоналом10Информационная система управления11Принятие управленческих решений12Эффективность управления организациейЗаключениеСписоклитературыПриложения
Введение
Развитие российской экономики на современном этапе характеризуетсянеоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложныхуправленческих проблем. Выработка управленческих решений, способствующихувеличению эффективности работы предприятия зависят от многих факторов, и,прежде всего от информационной базы. Информационное обеспечение являетсявнутренним и внешним и должно быть достоверным, точным и своевременным. В этойсвязи важную роль играет оценка управления предприятием, а также оценкаэкономического, финансового состояния предприятия как источник внутреннейинформации для выработки эффективных управленческих решений.
Целью настоящей работы является экономико-управленческий анализпредприятия. В качестве объекта изучения выбрано Общество  с ограниченнойответственностью «Вусович и К».
В работе поставлены следующие задачи:
·         Рассмотреть общуюхарактеристику предприятия;
·         Рассмотретьорганизационную структуру предприятия;
·         Рассмотретьвнешнюю, внутреннюю среду организации;
·         Рассмотретьсистему управления производством;
·         Рассмотретьсистему управления персоналом;
·         Рассмотретьэкономическое и финансовое состояние предприятия.
В качестве информационно-методической базы для написания работы былииспользованы учебные пособия по маркетингу, менеджменту, экономическомуанализу, периодическая литература, документы предприятия, а также источникиИнтернет.
1 Общая характеристика организации
Объект исследования — «Вусович и К», рекламное агентство, расположенное вг. Улан-Удэ по адресу: ул. Смолина, 52.
Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью.Общество создано и зарегистрировано 14 апреля 2002 года.
Главная задача рекламного агентства – делать нестандартную, творческую и,в тоже время, эффективную рекламу, резко повышающую конкурентоспособностьклиентов компании.
Сотрудники рекламного агентства уважают своих клиентов, но не стремятсяво всем угождать им. Главный принцип компании – честность с клиентами.Агентство «Вусович и К»  старается предлагать те маркетинговые решения, которыеоптимальны для них, даже если это в краткосрочном плане невыгодно для компании«Вусович и К». Руководство придерживается такой политики: компании нужны небыстрые заработки, а лояльные клиенты.
Руководство «Вусович и К» старается создать такую компанию, котораяобеспечивала бы стабильный заработок сотрудникам, работники которой могут бытьуверены в своем будущем, клиенты которой могут рассчитывать на долгосрочноесотрудничество. Одна из важнейших задач руководителей компании – подбор ивоспитание преемников, способных со временем сменить их на посту и достичь ещеболее выдающихся успехов в выполнении миссии.
Миссия рекламного агентства: рекламные работы должны приносить пользу нетолько тем, кто их заказал, но и всем, кто их видит или слышит. Они должныделать окружающую жизнь красивее, интереснее, веселее. Понимая роль рекламы какэлемента массовой культуры, рекламное агентство сознает свою ответственностьперед русским языком и российскими культурными ценностями. Делая рекламу,компания участвует в развитии инфраструктуры российского бизнеса и, в конечномитоге, способствует превращению России в экономически развитую демократическуюстрану.
Организационная структура рекламного агентства «Вусович и К» представлена на рис. 1.
Главный
Редактор (директор) Заместитель главного редактора Бухгалтерия
Главный
бухгалтер Бухгалтер Кассир Рекламный отдел (Р.О.) Отдел распространения (О.Р.) Компьютерный отдел (К.О.) Секретарь Рекламные агенты Начальник О.Р. Начальник К.О. Курьеры Наборщики текста
Изготовители
модулей Корректоры /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 1. Организационная структура рекламного агентства «Висович и К»
Имидж рекламного агентства на рынке, несмотря на то, что агентствооткрыто сравнительно недавно и не является крупным, достаточно положителен.
2  Внешние факторы развития организации
Основной нормативный документ, которым руководствуются рекламныеагентства в деятельности – это Федеральный закон «О рекламе», № 38-ФЗ, принятыйГосударственной Думой 22 февраля 2006 года.
Согласно требованиям законодательства реклама должна быть добросовестнойи достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недобросовестной признается реклама, которая: содержит некорректныесравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведеныдругими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь,достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляетсобой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данноевремя или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другоготовара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен достепени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношениирекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а такжепод видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;  является актомнедобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольнымзаконодательством.
Реклама не должна: побуждать к совершению противоправных действий;призывать к насилию и жестокости; иметь сходство с дорожными знаками или инымобразом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного,водного, воздушного транспорта;  формировать негативное отношение к лицам, непользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В связи с тем, что с 1 января 2005 года отменен налог на рекламу,агентство уплачивает налоги по обычной схеме налогообложения (используетупрощенную систему).
Рекламный рынок не является сезонным, основные услуги, которыепредоставляются рекламным агентством «Вусович и К» – наружная реклама,размещение рекламы, рекламные компании, сувенирная продукция, организациякорпоративных праздников.
Расчет за оказанные услуги производится как по предоплате, так и по фактупредоставления услуги.  Основными потребителями услуг являются крупныепредприятия г. Улан-Удэ. Среди клиентов агентства «Вусович и К» можно выделить:Управляющая компания «Наш-Дом», агентство недвижимости «Светлана», гостиница«Тихая Гавань», страховое агентство «Центр-Брокер».
Основной поставщик рекламного агентства «Вусович и К»: типография.Агентство не имеет постоянного поставщика и пользуется услугами различныхтипографий г. Улан-Удэ.
Основные факторы внешней среды, оказывающие влияние на работу организацииможно представить в виде матрицы PEST(приложение 1).
Основные факторы развития организации можно выразить схематично в виде SWOT-анализа (приложение 2).3 Организационная структура управления
Организационно-правовая форма как уже указывалось – Общество сограниченной ответственностью. Выбор такой организационно-правовой формыобусловлен тем, что это самая распространенная и наиболее популярная у малого ичасти среднего бизнеса организационно-правовая форма ведения предпринимательскойдеятельности, более простая в регистрации и управлении по сравнению с ЗАО(ОАО). Одно из основных отличий Общества с ограниченной ответственностью отакционерных обществ состоит в том, что уставный капитал общества формируется издолей, передаваемых обществу его учредителями
Организационная структура рекламного агентства – линейно-функциональная.К достоинствам такой структуры можно отнести: разделение труда иответственности между линейным и функциональным руководителями; повышениеоперативности и качества принимаемых решений; привлечениевысококвалифицированных специалистов  по отдельным функциям; болееквалифицированное принятие управленческих решений.
Недостатки: возрастание количества и сложности деловых связей в аппаратеуправления; переполнение каналов коммуникаций с целью координации  линейных иштабных элементов; возрастание расходов на содержание аппарата управления;удлинение процесса выработки команд управления; отрыв штабных работников отнепосредственной хозяйственной деятельности; возможность подрыва авторитеташтабных работников со стороны линейных руководителей, часто обладающих болееглубокими знаниями по техническим вопросам.
Функции главного редактора ООО «Вусович и К»:
ü  осуществление контроля за организацией работы рекламного агентства;
ü  разрешение проблемных споров, не входящих в компетенцию нижестоящегозвена (заместителя главного редактора и т.д.);
ü  осуществление контроля за финансово — экономическим состоянием рекламногоагентства;
Функции заместителя главного редактора:
ü  координацияработы рекламного агентства;
ü  осуществлениятекущего контроля за работой рекламного агентства;
ü  непосредственноевлияние на работу рекламного отдела;
ü  разработка ипроведение региональных рекламных кампаний;
ü  осуществлениетекущего финансово — экономического контроля агентства;
ü  проведениекадровой политики.
Функции рекламного отдела:
ü  сбор рекламнойинформации в издания «Ваше Здоровье», «Все для Дома»;
ü  разработкарекламных макетов;
ü  поиск новых иподдержание отношений с уже существующими клиентами-рекламодателями;
ü  доведение доклиентов информации о новых направлениях деятельности рекламного агентства.
Функции отдела распространения:
ü  распространениерекламной продукции агентства;
ü  сбор первичнойинформации о потенциальных рекламодателях;
ü  осуществлениерегионального распространения.
Функции компьютерного отдела:
ü  созданиерекламных макетов и набор рекламных текстов;
ü  верстка рекламнойпродукции агентства.
Функции бухгалтерии:
ü  проведениефинансово — экономической политики агентства:
·         начисление ивыплата заработной платы работникам;
·         учет материальныхи денежных средств;
·         составлениефинансовых отчетов;
·         работа сфискальными органами.
Как видно из рис. 1 и описания функций, выполняемых подразделениями – дублированияфункций не наблюдается. В целом структура является достаточно компактной.4 Стратегия развитияорганизации
Бизнес план рекламного агентства действовал с периода создания до периодавозврата средств (окончания срока окупаемости), т.е. до 30 марта 2003 года. Внастоящее время на предприятии составляются финансовые планы, директоромагентства ведется контроль за их исполнением, по результатам исполнения плановосуществляется премирование персонала.
Стратегический SNW-анализ внутренней средыагентства представлен в табл. 1.
Таблица 1
SNW-анализ ООО«Вусович и К»№ п/п Наименование стратегической позиции Качественная оценка сильная нейтральная слабая 1 Стратегия организации Ö 2 Организационная структура Ö 3 Общее финансовое положение Ö 4 Конкурентоспособность продукции Ö 5 Структура затрат Ö 6 Эффективность системы реализации продукта Ö 7 Использование информационных технологий Ö 8 Уровень образовательных технологий Ö 8.1 Качество материальной базы Ö 8.2 Профессионализм ключевых специалистов Ö 9 Уровень маркетинга Ö 10 Уровень менеджмента Ö 11 Известность товарного знака, политика брэндирования Ö 12 Корпоративная культура Ö
Как видно из табл. 1, основными слабыми сторонами внутреннейструктуры агентства являются недостаточно развитая корпоративная структура,недостаточно эффективная маркетинговая деятельность. На мой взгляд, это связанос тем, что в агентстве отсутствует маркетинговый отдел. Часть функциймаркетингового отдела выполняет отдел распространения.
Долгосрочной целью рекламного отдела является достижение доли рынка,равной 25 % (на настоящий момент доля рынка предприятия невысока и не превышает5 %). Наиболее сильными конкурентами предприятия являются крупные и опытныерекламные агентства г. Улан-Улэ: «Байкал», «Барис» — функционирующие  с 1996года. Именно они обслуживают такие крупные торговые компании г. Улан-Улэ как«Импекс-Центр» или «Славия-Тех».5 Антикризисные меры, принятые для обеспеченияфинансовой устойчивости и восстановления платежеспособности предприятия
В настоящее время предприятие «ООО «Вусовичи К» является платежеспособным, однако на случай утери платежеспособности напредприятии разработана антикризисная стратегия поведения, состоящая из 8этапов.
На первом этапе создается специализированная рабочая группа. Она можетсостоять как из собственных кадров организации, так и из специалистов,приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризиснойситуации. Специалисты должны владеть такими знаниями, как теория кризисов,прогнозирование, конфликтология, разработка управленческих решений,исследование систем управления, макроэкономика, микроэкономика и т. д.Специалисты также должны обладать искусством решения проблем в процессахантикризисного управления и практической методологией эффективного управления вусловиях риска и неопределенности, иметь специальную подготовку в областиуправления, понимать и учитывать специфику работы предприятия в региональной иотраслевой инфраструктуре, функциональную специфику управления финансами,персоналом, технологиями, информационными  потоками и пр.
На втором этапе предполагается проверка целесообразности исвоевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. Принецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации — поиску новыхцелей, планированию по ним специальных мероприятий.
На третьем  этапе проводится разработка управленческих решенийантикризисного характера, которая осуществляется в свою очередь в несколькоэтапов. Основными из них являются сбор исходной информации о ситуации.в организации,структурно-морфологический анализ ситуации, определение путей выводаорганизации из кризисной ситуации, определение необходимых ресурсов, проверкавозможности достижения поставленных целей.
На четвертом этапе создается система реализации управленческих решений повыводу организации из кризисной ситуации. При этом группой специалистов,подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители.
На пятом этапе антикризисного управления осуществляется организациявыполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практическиемероприятия, реализация которых в четко определенной последовательностипозволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.
На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческихрешений по показателям деятельности организации.
На седьмом этапе проверяется целесообразность проведения дальнейших работпо выводу организации из кризисной ситуации, которая состоит в определениитого, на какой стадии выполнения находится антикризисная программа. 
На заключительном этапе антикризисного управления разрабатываютсямероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций.
Прогнозирование является неотъемлемой частью технологии антикризисногоуправления. Оно позволяет если не избежать кризисной ситуации, то подготовитьсяк ней и минимизировать ее последствия. Важной является система контроля ираннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации.
Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия может бытьотрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков,потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые организацией, иих предложения.
Признаки грядущей кризисной ситуации включают также характер измененийфинансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качествопредставления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. 6 Управление производством (услугами)
Организация работы рекламного агентства ООО «Вусович и К» с клиентом может осуществляться двумя способами:через рекламного агента; непосредственно с рекламным отделом агентства черезсекретаря.
Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки.Взаимодействие клиента с агентством через рекламного агента осуществляется внесколько этапов.
1.        Поискпотенциального клиента (это может осуществляться путем телефонных звонков илиличного контакта). На этом этапе агент должен направить все свои усилия на то,чтобы убедить потенциального клиента в том, что размещение рекламной информациив изданиях его агентства наиболее выгодно для рекламодателя. В случае согласияклиента на размещение рекламы в журналах агентства, рекламный агент заключает сзаказчиком типовой договор на размещение рекламы в изданиях агентства.
2.        Разработкарекламного макета.  Это может осуществляться либо самим рекламным агентом, либосовместно с рекламодателем.
3.        Созданиеразработанного макета компьютерным отделом.
4.        Этап согласованияготового макета с заказчиком. Если рекламодатель заказывает цветную рекламу, тоневозможно показать ему макет в цветном варианте (только в черно-белом).Однако, агент может предоставить клиенту цветной макет на дискете (электроннаяверсия), но это во многом усложняет процесс визирования макета, что вдальнейшем может привести к отказу клиента сотрудничать с агентством.
5.        Выставлениерекламодателю счет — фактуры. Оплата  рекламных услуг может осуществлятьсядвумя способами:
—   наличнымиденьгами (выписывается приходно-кассовый ордер и счет-фактура);
—   по безналичномурасчету (выставляется только счет-фактура)
Перед выставлением платежных документов обязательно оговариваетсяколичество публикаций, так как от этого зависит процент скидок, которыйварьируется от 5% до 15%.
Реклама ставится в таблицу верстки по мере поступления денег в кассу илипо предъявлению счет — фактуры (независимо от того, поступили ли деньги нарасчетный счет агентства).
6.        Корректировкарекламного текста профессиональным корректором и печать рекламы.
7.        Доставка готовогожурнала заказчику. Причем рекламный агент должен убедиться, что вышедшеерекламное объявление полностью соответствует желанию рекламодателя. В противномслучае клиенту приносятся извинения и предоставляется повышенный процент скидкиили одна бесплатная публикация.
Этот метод взаимодействия рекламодателя с агентством удобен в том случае,когда офис заказчика находится далеко от редакции журнала или если у клиентапросто нет времени заниматься рекламой (фирмы, у которых нет отделамаркетинга), и он предоставляют все заботы по рекламе рекламному агенту.
В том случае, когда рекламодатель сам желает проследить, так сказать,«рождение своей рекламы» либо  просто не желает работать с агентом, он можетработать напрямую с рекламным отделом. Для этого он связывается с секретаремрекламного отдела (по телефону, факсу, личным посещением редакции), ивысказывает свои пожелания по поводу будущей рекламы.
 В этом случае разработкой рекламного макета заказчик занимается сам(совместно с компьютерным отделом) или передает все материалы секретарю. Длятого чтобы завизировать макет, рекламодателю приходится самому приезжать в офиси следить за созданием рекламного макета непосредственно в компьютерном отделе.В этом случае нередки конфликты между рекламодателями и сотрудниками компьютерногоотдела, что является прямым недостатком этого метода.
Выставление платежных документов осуществляется кассиром непосредственнов редакции.
В том случае, если вышедшая реклама по каким-либо причинам неудовлетворяет клиента-рекламодателя (некачественная печать типографии, винакомпьютерного отдела, вина рекламного отдела в лице секретаря), все претензиизаказчик высказывает непосредственно заместителю главного редактора, тем самым,отнимая у него рабочее время даже в том случае, когда проблема незначительна.
Основными методами стимулирования работников на предприятии являются:
1. Стимулы, не требующие инвестиций со стороны компании:
— Поздравления с днем рожденья (список именинников на информационномстенде, «теплые» слова, поздравления, подарок от всех сотрудников («вскладчину»)).
–  «Листок позора» с именами тех, кто допустил сбои в работе, грубо илизлостно нарушал стандарты, принятые в компании. «Листок позора» даетформализованную обратную связь и позволяет другим учиться на чужих ошибках.
— «Легенды компании» — сотрудники, давно работающие в компании и внесшиезначительный вклад в ее становление и развитие или являющиеся «лицом» компании.
— Прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерногороста (карьерная лестница, цепочка разрядов в рамках одной должности).
— Включение сотрудников в процесс принятия решений. Опросы,анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов илиинформирование об их сути, рассмотрение их предложений.
2. Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые безадресно
— Организация питания за счет компании.
— Обеспечение работников проездными билетами.
— Организация качественного медицинского обслуживания (медицинскаястраховка).
— Корпоративные праздники. День основания организации, Новый год,профессиональные и другие праздники, которые принято отмечать в компании.
3. Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно
— Безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелаяболезнь ближайших родственников или их смерть).
— Предоставление служебного автотранспорта (сотрудникам, которыепроживают в районах, отдаленных от места работы). 7 Управление финансами
Управление финансами на предприятии в виду отсутствия финансового отделаосуществляется непосредственно директором предприятия. Функции по ведениюотчетности организации возложены бухгалтерию.
Финансовые планы составляются непосредственно директором предприятия.
План доходов и расходов позволяет определить, как будет формироваться иизменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемовреализации услуг .
Таблица 2
План доходов и расходов на 2005 г, тыс. руб.№ Наименование статей Всего 1 кв. 2 кв. 3кв. 4кв. 1 Доходы 1.1. Доходы от реализации 1064 266 266 266 266 1.2. Внереализационные доходы 15,8 3,95 3,95 3,95 3,95 Итого 1079,8 269,95 269,95 269,95 269,95 2 Расходы 2.1. Затраты денежного довольствия 0,0131 0,0033 0,0033 0,0033 0,0033 2.2. Материальные затраты 71,95 17,98 17,98 17,98 17,98 2.3. Амортизация основных фондов 14,39 3,59 3,59 3,59 3,59 2.4. Прочие расходы 28,78 7,19 7,19 7,19 7,19 2.5. Обязательное и добровольное  страхование 0,0047 0,0011 0,0011 0,0011 0,0011 3 Прибыль 3.1. Прибыль (налоговая) 948,86 237,21 237,21 237,21 237,21 3.2. Отчисления в бюджет 227,71 56,92 56,92 56,92 56,92 3.3. Прибыль к распределению 736,89 184,22 184,22 184,22 184,22
Таблица 3
План доходов и расходов на 2006 г, тыс. руб.№ Наименование статей Всего 1 кв. 2 кв. 3кв. 4кв. 1 Доходы 1.1. Доходы от реализации 1117,2 279,3 279,3 279,3 279,3 1.2. Внереализационные доходы 15,8 3,95 3,95 3,95 3,95 Итого 1133 283,25 283,25 283,25 283,25 2 Расходы 2.1. Затраты денежного довольствия 0,0015 0,0039 0,0039 0,0039 0,0039 2.2. Материальные затраты 86,34 21,58 21,58 21,58 21,58 2.3. Амортизация основных фондов 17,27 4,31 4,31 4,31 4,31 2.4. Прочие расходы 34,54 8,63 8,63 8,63 8,63 2.5. Обязательное и добровольное  страхование 0,0054 0,0013 0,0013 0,0013 0,0013 3 Прибыль 3.1. Прибыль (налоговая) 994,84 248,7 248,7 248,7 248,7 3.2. Отчисления в бюджет 238,76 59,69 59,69 59,69 59,69 3.3. Прибыль к распределению 756,08 189,02 189,02 189,02 189,02
Таким образом, при достижении планируемого увеличения выпуска продукции в2005 г. в 1,4 раза, предприятие сможет получить чистую прибыль в размере 736,89млн. руб., а при достижении планируемого увеличения выпуска продукции в 2006 г.в 1,6 раза по сравнению с 2004 годов, предприятие сможет получить чистую прибыльв размере 756,08 млн. руб.8 Управление маркетингом
 
На предприятии, как уже было указано отсутствует отдел маркетинга, что,безусловно является недостатком организационной структуры и мешает предприятиюв эффективном продвижении продукции.
Рекламное агентство «ООО «Вусовичи К» предлагает как размещение разового рекламного объявления, так и проведениекомплексной рекламной кампании, в которую входит:
Ø  размещениерекламной информации в печатных средствах массовой информации Бурятии и другихрегионов, на территории которых осуществляется распространение еженедельно — информационного справочника «Оптовик»;
Ø  размещениерекламных роликов и заставок на телевидении радио (телеканалы «СЭТ», «День»;радио «Олимп», «Европа Плюс»);
Ø  распространениерекламных листовок через сеть курьеров агентства;
Ø  размещениерекламной информации и создание своего сайта в Интернете.
К рекламным услугам предъявляются очень высокие требования: кроме того,что рекламное объявление должно быть “выпущено” в нужное время и в нужномместе, так оно еще и должно удовлетворить желания клиента и достичь своейосновной цели – эффективности.
Для определения эффективности того или иного рекламного средствасоставляются анкеты, которые по заранее разработанной программе письменно, вличных беседах, по радио или телевидению доводятся до сведения потребителей.
Путем опроса можно установить, какое рекламное средство оказываетнаибольшее влияние на покупателя при приобретении им определенного товара(плакат, рекламный фильм, объявление, выкладка товаров и т. д.). К примеру,выявить, какое из средств рекламы привлекло внимание покупателя к новомутовару, можно с помощью следующей анкеты:
Как вы узнали о появлении нового товара:
·         от знакомых;
·         из объявления порадио, в газете;
·         увидели в витринемагазина;
·         в процессеосмотра товаров в магазине;
·         из передачи потелевидению.
Проведение опросов требует значительных затрат времени и привлечения кэтой работе большого числа людей. Вместе с тем полученные результаты не могутбыть достаточно полными. Ведь порой даже для самого покупателя неясно, купил лион товар под влиянием рекламы или по совету знакомого, либо руководствовалсякакими-то другими соображениями. Кроме того, иногда устный опрос покупателейможет вызвать у них настороженность. Поэтому целесообразнее предложить имзаполнить опросный лист, изложив в нем задачи опроса, с тем чтобы покупательзнал его цель и постарался точнее ответить на вопросы.
В некоторых случаях опросы сочетают с экспериментами. Так, изучениепсихологической эффективности радио- и телевизионной рекламы проводят следующимобразом. В студию приглашают группу людей, которым предлагается заполнитьнебольшую анкету, указав в ней данные о возрасте, профессии и т. п. После этогогруппа прослушивает или просматривает рекламные передачи, и каждый заносит своизамечания и впечатления в специальные листы. Все замечания соответствующимобразом мотивируются. Затем организуется обсуждение программы. Иногдадейственность рекламы оценивают на основании данных голосования. Такиепрослушивания и обсуждения рекламных программ позволяют более или менее точноустановить положительные и отрицательные стороны в их подготовке, а такжевыявить, какая форма подачи является наиболее доходчивой для того или иногоконтингента радиослушателей или телезрителей.
Эффективность рекламного мероприятия или отдельного средства рекламыможет выражаться числом потребителей, охваченных рекламой, а также величинойзатрат на одного зрителя, читателя и т. п. Так, целесообразность публикациигазетного объявления в том или ином печатном органе устанавливают путемопределения общего числа людей, которые смогут его прочитать (число это зависитв основном от тиража газеты), или размеров затрат на объявление в расчете наодного читателя. Чем больше читателей будет охвачено рекламой, тем меньшимиокажутся расходы на нее в расчете на одного человека. Данные об эффективностипсихологического воздействия рекламы позволяют прогнозировать ее действенность.
В связи с тем, что рекламные объявления размещаются  сразу в нескольких рекламных источниках (“Оптовик”,“Товары и Услуги”, “Презент”, и т.д.), то определить, какое  из СМИ сработалолучше не представляется возможным. И совсем немногие интересуются у звонившего,откуда он узнал  об их товаре. Это, безусловно,  примитивный способ определенияэффективности комплексной рекламы, но во многих случаях приносит свои плоды.
Организация работы с рекламным агентством начинается с поискапотенциальных клиентов. Анализируемое рекламное агентство как и любое другоепредприятие, продает свою продукцию или услуги. Клиентов рекламное агентствоприобретает примерно теми же путями, как и юрист, врач, парикмахер или портнойпо рекомендации, посредством рекламы, по запросам-предложениям, либо благодарярепутации. Но у нас одним из самых распространенных способов являетсямаршрутная система рекламных агентов и курьеров.
Большинство рекламных агентств высокого уровня приобретают клиентов порекомендации. Президент одной компании узнает у президента другой компании, ктоему столь профессионально изготавливает рекламу, и на следующей же неделе вэтом агентстве раздается звонок. Если агентство считает, что при принятиизаказа у нового клиента может возникнуть конфликт интересов, то оно рекомендуетему другое агентство.
В случае с местными рекламодателями представители средств информациичасто направляют рекламодателей в агентство, с которым они сотрудничают. Поэтим причинам для агентства крайне важно поддерживать добрые отношения ссуществующими клиентами, средствами информации, другими агентствами, и онишироко практикуют распространение информации о поиске агентством новых заказов.
Агентство может принять решение открыто запросить новые заказы  путем:рекламы, рассылки письменных запросов, «равнодушно» обзваниваяпотенциальных клиентов, следуя предложениям, поступившим из источников в своейсфере деятельности.
К рекламе своих услуг прибегают лишь немногие агентства. Чрезвычайноинтересными, учитывая ту сферу, в которой они действуют, оказались некоторыеответы, полученные при проведении опроса о причинах нежелания агентстврекламировать свои услуги:
—   «Рекламанедостаточно эффективна».
—   «Нам никогдане удается согласовать рекламную тематику».
—   «Мы никогдане выделяли средств на рекламу».
В нашем рекламном агентстве также никогда не была использована реклама спривлечением СМИ, так как роль рекламного носителя у нас выполняют агенты икурьеры, которые своим трудом способствуют узнаваемости и престижу какрекламно-информационного еженедельника «Оптовик»,так и всех рекламных услуг, предоставляемых рекламным агентством «Вусович и К».
В большинство крупных агентств, клиентура приходит по рекомендации — отсуществующих клиентов, от друзей или просто благодаря их репутации. Другие,менее известные агентства, однако, вынуждены практиковать более активныйподход, осуществляя поиск новых заказов посредством прямых запросов либо другихимеющихся в их распоряжении средств.
Столь важная задача поиска новой работы обычно ложится на плечи одного изруководителей агентства, поскольку остальной персонал занят обслуживаниемсуществующих клиентов. Однако в тех случаях, когда потенциальный клиентопределен, штатные специалисты могут быть привлечены к организации презентацииагентства.
Существует практика поиска  новых клиентов путем разбивки города на такназываемые районы и маршруты, удобные для работы рекламного агента и курьера,которые отвечают за данный участок. На этом участке агент проводит поиск новыхклиентов. Так как эта территория закреплена за определенным человеком, то онзаинтересован в поиске и разработке новых потенциальных клиентов. Именно такаяпрактика, помимо вышеприведенных,  и преобладает в рекламном агентстве «Вусовичи К».
Приобретя клиента-рекламодателя рекламное агентство заключает типовойдоговор на предоставление рекламных услуг заказчику.
К сожалению, на данномэтапе развития рекламного агентства картина складывается следующим образом:агент начинает работу практически с «завязанными» глазами, так как у него нетсвоей базы данных для разработки. Работа по поиску клиентов сводится кпросматриванию конкурирующих СМИ и потенциальных на его взгляд рекламодателей.
В связи с этим необходимо, чтобы у каждого агентабыла постоянно обновляющаяся база данных.9. Управлениеперсоналом
Служба управления персоналом на предприятии отсутствует. Частичнообязанности менеджера по персоналу выполняет заместитель директора. Основнымизадачами кадровой политики ООО «Вусович и К» являются: поднятие престижапредприятия; исследование атмосферы внутри предприятия; анализ перспективыразвития потенциала персонала; обобщение и предупреждение причин увольнения сработы.
Анализируя кадровую политику организации, можно сказать, что системныйподход рекламного агентства к организации кадровой политики будет способствоватьсохранению рабочих мест на предприятии, созданию новых и развитию персонала.
10. Информационная система управления
Коммуникационную систему ООО «Вусович и К» можно представить следующим образом
Начальник начальника  
Потребители     Внешняякоммуникационная сеть
/>

Коммуникационная система ООО «Вусович и К»
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных идиаго­нальных связей.
Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника кподчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровняминдивидами или частями организации: между заместителями; между начальникамиотделов; между подчиненными.
Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другимиподчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задачаформальной орга­низационной структуры заключается в том, чтобы придатькоммуникационным пото­кам правильное направление. Размеры подразделений ворганизации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Так,коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чемв группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационныесети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.
На рис. представлены коммуникационные сети, существующие внутри ООО «Вусовичи К».
/>/>/>/>/>Образцы коммуникационных сетей в группах Группа изтрех человек
/>          «Колесо»                        «Всеканальная»               «Вертушка»
/>/>/>/>/>/>Группа из четырёх человек
/>

    «Колесо»                               «Цепочка»                   «Всеканальная»   
 />/>/>/>/>  Группа из пяти человек
/>

/>/>/>/>/>/>/>/>    «Колесо»                                     «Y»                               «Кружок»  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

/>      
            «Всеканальная»                «Цепочка«Х»             «Альфа»
В сетях типа «кружок» члены группы могут взаимодействовать только с теми,кто расположен рядом с ними.
В сетях типа «колесо» подчиненные взаимодействуют друг с другом черезсвоего на­чальника. Объективная основа такой ситуации заключается в том, чтолицо, находя­щееся в центре колеса имеет больше коммуникационных связей, чемдругие члены группы.
Всеканальные сети представляют полностью децентрализованные группы.Обычно это требуется когда необходимо участие всех в решении сложных проблем.
На деятельность организации ООО «Вусович и К» наиболее важное влияниеоказывают следующие факторы внешней среды:
— информация о ценах на рынке;
— информация о нововведениях в технологии производства рекламы;
— изменения в российском законодательстве, в том числе налоговом законодательстве;11 Принятие управленческих решений
В основе процесса принятия решений по управлению ООО «Вусович и К» лежатчетыре основных принципа, игнорирование которых (полное или частичное) можетпривести к ошибочным решениям и неудовлетворительным результатам. Соблюдение жеэтих принципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровняхорганизации.
Первый принцип –это принцип организационного соответствия. Форма организации должна быть приспособленак бесперебойному осуществлению связей, что облегчает как процесс принятиярешений, так и контроль за их выполнением. Нельзя не учитывать и того факта,что полномочия и ответственность все больше переходят «из рук вруки». Только возлагая на менеджеров ответственность за результаты ихрешений можно подготовить лучшие руководящие кадры.
Второй принцип:политика, стратегия и цели должны быть настолько четко сформулированы, чтобыони позволяли принимать решения общего характера, касающихся новых видов деятельности,выходящей за пределы сегодняшних потребностей.
Третий принциптребует иметь достаточное количество надежных данных об изменяющейсяобстановке, необходимых для поддержания эффективных связей между менеджерамивысшего уровня и более низкими уровнями функционирующих подразделенийорганизации. Чрезвычайно важно производить отбор имеющихся данных такимобразом, чтобы менеджеры высшего уровня имели в своем распоряжении только тефакты, которые им действительно нужны, и не были перегружены не относящимся кделу фактическим материалом.
Четвертый принциппредусматривает гибкость, без которой могут остаться неиспользованнымибесчисленные возможности12 Эффективность управления организацией
Основным документом для анализа финансового состояния ООО «Вусович и К»служит форма № 2 бухгалтерской отчетности за период 2004 года
Отчет о прибылях и убытках ООО «Вусович и К» за 4 квартал 2004 г., тыс…руб.Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период прошедшего года /> /> 1 2 3 4 /> I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010  350,3 /> /> /> /> в том числе от продажи: 011 /> 012 /> 013 /> Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 149,3  /> /> в том числе от проданных: 021 /> 022 /> 023 /> Валовая прибыль 029 /> Коммерческие расходы 030 /> Управленческие расходы 040 /> Прибыль (убыток) от реализации (строки (010 — 020 — 030 — 040)) 050 201  /> /> II. Операционные доходы и расходы                      Проценты к получению 060 /> Проценты к уплате 070 /> Доходы от участия в других организациях 080 /> /> Прочие операционные доходы 090 /> Прочие операционные расходы 100 /> III. Внерелизационные доходы и расходы    Внерелизационные доходы 120 15,8  /> Внерелизационные расходы 130 92,8 /> Прибыль (убыток) до налогообложения  (строки 050 +060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 124 /> /> Налог на прибыль и иные аналогичные платежи 150 /> Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 /> IV. Чрезвычайные доходы и расходы        Чрезвычайные доходы 170 /> Чрезвычайные расходы 180 /> Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (строки160 — 170 — 180)) 190  78 />
Общая рентабельность отчетного периода рассчитывается как отношениебалансовой прибыли предприятия (стр. 140 отчета о прибылях и убытках(форма № 2 бухгалтерской отчетности)) к выручке от реализации(стр. 10 отчета о прибылях и убытках (форма № 2 бухгалтерскойотчетности)). Данный показатель характеризует эффективностьфинансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и показывает, сколькоприбыли до налогообложения получает предприятие на 1 руб. выручки отреализации.
Рентабельность производства равна: 124/350,3 * 100 %  = 35,4%
Объем чистой прибыли предприятия (стр. 190 отчета о прибыли иубытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности)) позволяет оценить результатыфинансово-хозяйственной деятельности в денежном выражении и показывает, какойобъем прибыли остается в распоряжении компании по итогам работы в отчетномпериоде. Объем чистой прибыли характеризует способность предприятияреализовывать конечную цель своей коммерческой деятельности – приноситьдоход. Эффективность деятельности предприятия во многом определяетсяспособностью увеличивать доходы и минимизировать затраты, что во многомобусловливает рост чистой прибыли.
Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибылиот реализации (стр. 50 отчета о прибыли и убытках (форма № 2бухгалтерской отчетности)) к сумме себестоимости проданных товаров, продукции,работ, услуг (стр. 20 отчета о прибыли и убытках (форма № 2бухгалтерской отчетности)), коммерческих расходов (стр. 30 отчета оприбыли и убытках (форма № 2 бухгалтерской отчетности)) и управленческихрасходов (стр. 40 отчета о прибыли и убытках (форма № 2 бухгалтерскойотчетности)). Данный показатель характеризует эффективность основнойдеятельности компании и работ по сбыту продукции и позволяет оценить, какойобъем прибыли от реализации компания получает на 1 руб. затрат, связанныхс производством и продажей профильной продукции.
Рентабельность основной деятельности равна: 201/149,3 * 100% = 134,6 %.
Производительность труда рассчитывается как отношение выручки отреализации в 2004 году (стр. 10 отчета о прибыли и убытках (форма № 2бухгалтерской отчетности)) к среднесписочной численности работников предприятия(стр. 760 формы № 5 бухгалтерской отчетности) и характеризуетэффективность использования персонала компании.
Основным исходным моментом для современной методики анализа финансовогосостояния является форма № 1 бухгалтерского баланса предприятия (табл. 33).
Таблица 33
Бухгалтерский баланс ООО «Вусович и К»  за 4 квартал 2004 г. (тыс. руб.)Показатели Код строки На начало периода На конец периода АКТИВ 1. Внеоборотные активы Нематериальные активы 110 Основные средства 120 114 156 Незавершенное производство 130 10,34  10,78  Долгосрочные фин.вложения 140 Отложенные налоговые активы Прочие внеоборотные активы 150 Итого по разделу 1 190 124,34 166,78 2. Оборотные активы Запасы 210 НДС 220 Краткосрочная дебиторская зад. 230 22,5 28,78 Долгосрочные дебиторская зад. 240 Краткосрочная фин.вложения 250 Денежные средства 260 391,1 350,3 Прочие оборотные активы 270 Итого по разделу 2 290 413,6 379,08 Баланс (сумма строк 190+290) 537,94 545,86 ПАССИВ 300 3. Капитал и резервы Уставный капитал 410 0,5  0,5  Добавочный капитал 420 322,26 327,51 Целевое поступление 430 Нераспределенная прибыль 78 Итого по разделу 3 490 322,76 406,01 4. Долгосрочные обязательства Займы и кредиты 510 Прочие долгосрочные обязат. 520 Итого по разделу 4. 590 5. Краткосрочные обязательства Займы и кредиты 610 Кредиторская задолженность 620 50,46 139,85 Задолженность участникам 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 164,72 Прочие краткосрочные обязат. 660 Итого по разделу 5 690 215,18 139,85 Баланс (сумма строк 490+590+690) 700 537,94 545,86
Для анализа ликвидности баланса составляется таблица. В графы этойтаблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительногобаланса по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяютабсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конецотчетного периода. Баланс считается, абсолютно ликвидным, если выполняютсяследующие соотношения:
А1 > =П1;  А2 > = П2 ;  А3 > = П3; А4
Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечетвыполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первыхтрех групп по активу и пассиву.
Для оценки платежеспособности предприятия используются следующие финансовыекоэффициенты.

Таблица
Финансовыекоэффициенты, используемые для оценки платежеспособности предприятияПоказатель Экономический смысл показателя Формула для расчета и нормативное значение Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) Показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов . А1/П1 > 0,2 Коэффициент уточненной ликвидности  (Кул) Показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет ожидаемых поступлений от разных дебиторов. Нормальным считается значение 0.7-0.8.
(А1+А2)/П1 ,
min=0,8 Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) (Ктл) Показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств.
(А1+А2+А3)/П1 >2,
min=1
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу,сгруппированных по степени их ликвидности в порядке её убывания, собязательствами по пассиву, сгруппированных по срокам их погашения в порядкевозрастания сроков.
Таблица
Аналитический (сгруппированный) баланс для оценки платежеспособности ООО«Вусович и К» за 4 квартал 2004 г., тыс. руб.Актив. На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода
/>/>1 2 3 4 5 6
/>/>А 1  (стр. 250 + стр.260) 391,1 350,3 П 1 (стр.620) 50,46 139,85 А 2 (стр. 240 + стр.270) – – П 2  ( стр. 610+стр. 660) – – А 3 (стр.140+ стр.210+стр.220+ стр.230-стр.216) 22,5 28,78 П 3  (раздел IV) – – А 4 ( стр. 190 – стр.140) 124,34 166,78 П 4 (стр.490+ стр.630+стр.640 +стр.650-стр.216) 487,48 406,01
Исходя из полученных расчетов, для рекламного агентства имеются следующиеусловия:
На начало анализируемого периода:
1 группа А1 > 1 группы П1, так как 391.1>50.46;
2 группа А2 = 2 группы П2,
3 группа А3 > 3 группа П3, так как 22.5 > 0;
4 группа А4
На конец анализируемого периода:
1 группа А1 > 1 группы П1, так как 350 >139.85;
2 группа А2 = 2 группы П2,
3 группа А3 > 3 группа П3; так как 28,78 > 0;
4 группа А4
Результаты расчетов по данным 4 квартала 2004г. показывают, что в этойорганизации сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:{А1 > П1; А2 = П2; А3 > П3; А4
Исходя из этих условий можно сказать, что как на начало, так и на конецанализируемого периода баланс является абсолютно ликвидным, посколькупредприятие может обеспечить выполнение своих краткосрочных и среднесрочныхобязательств.
Рассчитаем показатели, используемые для оценки платежеспособностипредприятия
1. Коэффициент абсолютной ликвидности(Кал) (ф.1)- показывает, какая частькраткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежнойналичности. Он является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия ипоказывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимостипогашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая взападной литературе, равна 0,2.
Кал =391,1/50,46 = 7,75 > 0.2 на начало 2004 г.
Кал = 350,3/139,85 = 2,5 на конец 2004 г.
2. Коэффициент уточненной ликвидности (К ул) (ф.2)  — это прогнозплатежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей…Показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется поболее узкому кругу текущих активов. Из расчета исключается наименее ликвиднаяих часть — производственные запасы. Логика такого исключения состоит не тольков значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и втом, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденнойреализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по ихприобретению. Ориентировочное нижнее значение показателя равно 1; однако этаоценка также носит условный характер. Анализируя динамику этого коэффициента,необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение.
Кул = (391,1+ 0) / 50,46 = 7,75 на начало периода
Кул =(350,3 + 0) /139,85 = 2,5 на конец периода
3. Коэффициент покрытия  текущей ликвидности (Ктл) (ф.3)- показываетстепень покрытия оборотными активами оборотных пассивов. Дает общую оценкуликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится наодин рубль текущих обязательств. Значение показателя можно варьировать поотраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычнорассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитическойпрактике приводится нижнее критическое значение показателя равно 2; однако этолишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на еготочное нормативное значение:
Ктл =391,1 + 0 + 22,5/50,46 = 8,19 на начало периода
Ктл = 350,3 +0+ 28,78  / 139,85 = 2,71 на конец периода
Таким образом, структуру баланса рекламного агентства можно признатьудовлетворительной, а предприятие – платежеспособным.
Для оценки финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта используютсякоэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости.
Коэффициент автономии характеризует независимость финансового состоянияхозяйствующего субъекта от заемных источников средств. Он показывает долюсобственных средств в общей сумме источников.
Ка  = М / ΣИ
где Ка — коэффициент автономии;
М — собственные средства, руб.;
ΣИ- общая сумма источников, руб.
Ка  начало периода = 322,76 / 537,94 = 0,59
Ка  конец периода = 406,01 / 545,86 = 0,74
Минимальное значение коэффициента автономии принимается на уровне 0,6.Таким образом, можно отметить, что значение коэффициента автономии на начало периоданаходилось на критическом уровне, однако к концу периода предприятию удалосьпоправить финансовое положение. Предприятие можно считать финансовонезависимым.
Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношениесобственных и заемных средств:
/>
где Ку — коэффициент финансовой устойчивости;
М — собственные средства, руб.;
К — заемные средства, руб.;
3 — кредиторская задолженность и другие пассивы, руб.
Превышение собственных средств над заемными означает, что хозяйствующийсубъект обладает достаточным запасом финансовой устойчивости и относительнонезависим от внешних финансовых источников.
Имеем:
На начало периода Ку= 322,76 / 50,46 = 6,39
На конец  периода Ку = 406,01 / 139,85 = 2,9
Таким образом, хозяйствующий субъект является финансово устойчивым,однако за отчетный год коэффициент финансовой устойчивости снизился в 2,2 раза.
Заключение
Рассмотренная организация – рекламное агентство г. Улан-Улэ- существуетна рынке с 2002 года.
Миссия рекламного агентства: рекламные работы должны приносить пользу нетолько тем, кто их заказал, но и всем, кто их видит или слышит. Они должныделать окружающую жизнь красивее, интереснее, веселее. Понимая роль рекламы какэлемента массовой культуры, рекламное агентство сознает свою ответственностьперед русским языком и российскими культурными ценностями. Делая рекламу,компания участвует в развитии инфраструктуры российского бизнеса и, в конечномитоге, способствует превращению России в экономически развитую демократическуюстрану.
Долгосрочной целью агентства является занятие большой доли рынка иустранение таких конкурентов как рекламное агентство «Байкал» и «Барис».
В настоящее время предприятие имеет удовлетворительную структуру балансаи является платежеспособным.
Внутренняя среда рекламного агентства характеризуется неразвитойкорпоративной культурой, наблюдаются недостатки в упралвении.
Анализ управления предприятием показал, что имеются значительныенедостатки: отсутствие отдела маркетинга, отдела по управлению персоналом. Принебольшой численности предприятия структура является компактной, однакодиректором осуществляются дополнительные функции, что может  негативноотразиться на управлении в виду большой загруженности директора.
Введение отдела маркетинга позволит также лучше стимулировать сбытрекламных услуг и принесет предприятию дополнительную прибыль.
Список литературы
1.                    Астахов В.П.«Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 2002г.
2.                    Баканов А.С.«Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерскийучет», 2000г.
3.           Бернстайн Л.А. «Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. — М.:  финансы и статистика, 2004г
4.           Бизнес-план.Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. –М., 2002. – 254 с.
5.           Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М.Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.
6.           Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебноепособие. – СПб., 2000. – 279 с.
7.                    Большойэкономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002
8.           Бука Л.Ф.,Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 2003 г.
9.                    Буров В.Н. и др.Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. — М.: Финансы и статистика, 2004. – 254 с
10.                  ГрибовВ.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М., 2002. – 159 с.
11.                  Дэвид Г. Бэнгд.Руководство по составлению бизнес — плана. Пер. с англ. — М.: Изд -во«Фишресс», 1998. – с.98.
12.                  Завьялов П.С.Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. – М.: ИННФРА-М, 2004. – 469 с.
13.                  Корчагина Л.М.«Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет–2003г.-№10
14.                  Костров А.В.Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы истатистика, 2003 – 336 с.
15.                  Котлер Ф. Основымаркетинга. – М.: Бизнес-книга, «ИМА-Кросс», 1995. – 702 с.
16.                  Основы теорииуправления: Учебное пособие / Под.ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.:Финансы и статистика, 2003. -560 с.
17.                  Паркинсон, С.Нортког, Рустомжи М. К. Искусство управления.  – М.: Гардарики,, 2002. – 258с.
18.                  Пуримов И.З.,Волков В.А. Технический анализ и контроль кожевенного производства. – М.: Легкаяиндустрия, 1976, — 528 с.
19.                  Родников А.Н.Логистика: Терминол. слов.-М., 1995
20.      Романов А.Н. идр. Маркетинг: Учебник./Под ред. Романова А.Н. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2001-358с.
21.                  Справочниккожевника (сырье и материалы)/ Под. ред. К.М. Зарубяна. – Легкая и пищеваяпромышленность, 1984, — 384 с.
22.                  Управлениеорганизацией: Энциклопедический словарь.-М., 2001