Атом. Ион. Ионная химическая связь

Тема урока: Атом. Ион. Ионная химическая связь. Тип урока: комбинированныйЦель урока: расширение знаний о строении атома и ознакомление с понятиями «ион», «ионная химическая связь»Задачи урока:Обучающие: формировать целостное восприятие темы; изучить учебные вопросы темы; отработать применение полученных знаний на практике.Развивающие: развивать творческие способности и познавательные интересы обучающихся, а так же навыки самоконтроля собственной деятельности.Воспитательные: воспитывать аккуратность и последовательность в учебной деятельности, формировать коммуникативные умения.Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, мяч, оценочные листы на каждого ученика, карточки с буквами (МОДЕЛЬ АТОМА.) + 3 карточки с текстом «Задай вопрос другу», таблички с химическими формулами элементов по количеству групп и карточки с характеристиками этих элементов по количеству обучающихся в группе.^ Подготовительный этап: За несколько дней до урока некоторым обучающимся по желанию дается задание: подготовить небольшой рассказ об одном из этапов развития представлений о строении атома.^ Ход урока.1.Организационный момент.Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на активную работу на урокеМетод обучения: словесныйФорма обучения: коллективная^ Деятельность учителей: приветствуют обучающихся, сообщают эпиграф урока, проверяют готовность к уроку, выдают каждому оценочные листы.Деятельность обучающихся: приветствуют учителей.^ 2.Актуализация знаний .Задача: подготовить обучающихся к восприятию нового материала, развивать навыки самоконтроля.Метод обучения: словесный, частично-поисковый.Форма обучения: игра «На любой вопрос готов ответ» с использованием презентации.^ Деятельность учителей: объясняют правила игры и правила заполнения оценочных листов, организуют проведение игры. За каждый правильный ответ обучающихся вывешивают на доску карточку с одной из букв или получают возможность задать вопрос другу.Деятельность обучающихся: выбирают вопрос, отвечают на них. За каждый правильный ответ выставляют себе в оценочный лист 1 балл.^ 3.Изучение нового материала.Задача этапа: изучить учебный материал.Метод обучения: словесный.Форма обучения: беседа, сообщения обучающихся с презентацией.^ Деятельность учителя физики. (Обращается к ребятам). – Что такое модель? (ответы обучающихся). – Как вы думаете, что такое модель атома? (ответы обучающихся).^ Учитель физики: представьте, что все научное наследие утрачено. Если бы так случилось, и Вам было необходимо оставить для потомков одну единственнуюфразу, что бы Вы написали? (ответы обучающихся).^ Учитель физики: знаменитый ученый Фейман так сформулировал свое предложение: Все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. Как Вы думаете, почему? (ответы обучающихся).^ Учитель физики. Действительно, строение атома очень сложно. А как выдумаете, сразу ли люди догадались о сложном строение атома? (ответы обучающихся).Учитель физики: развитие взглядов на строение атома формировалось в течение многих сотен лет.^ Группа обучающихся кратко рассказывает о развитии учения о строении атома (рассказ сопровождается слайдами)Учитель физики: Итак, 1911 г мы можем считать годом рождения атомной физики, а XX век – атомным веком. Резерфорд задумал свой эксперимент для того, чтобы проверить Дж. Томсона на опыте, проникнув внутрь атома с помощью α – частиц, которые имели положительный заряд, массу почти в 7300 раз большую, чем масса электрона и очень большую скорость (около 10000км/c). Резерфорд предполагал, что α – частицы легко “пробьют” атом, похожий на пудинг и тем самым доказать справедливость модели атома Томсона. Установка для эксперимента и сам эксперимент рассматривается учителем на интерактивной модели.^ Учитель физики. Результат был совершенно неожиданным даже для Резерфорда. Он находился в резком противоречии с моделью атома Томсона, согласно которой положительный заряд распределен по всему объему атома. При таком распределении положительный заряд не может создать сильное электрическое поле, способное отбросить a-частицы назад. Расчет показал, что такое возможно только при условии концентрации заряда и массы атома в очень маленьком объеме, примерно в 100000 раз меньше самого атома. Эти соображения привели Резерфорда к выводу, что атом почти пустой, и весь его положительный заряд сосредоточен в малом объеме. Эту часть атома Резерфорд назвал атомным ядром. Так возникла ядерная модель атома. ^ Учитель химии . Таким образом, опыты Резерфорда и его сотрудников привели к выводу, что в центре атома находится плотное положительно заряженное ядро, диаметр которого не превышает 10–14–10–15 м. Это ядро занимает только 10–12 часть полного объема атома, но содержит весь положительный заряд и не менее 99,95 % его массы. Веществу, составляющему ядро атома, следовало приписать колоссальную плотность порядка 1015 г/см3. Заряд ядра должен быть равен суммарному заряду всех электронов, входящих в состав атома. Впоследствии удалось установить, что если заряд электрона принять за единицу, то заряд ядра в точности равен номеру данного элемента в таблице Менделеева.^ Учитель физики. Сомневаясь в правильности сделанных выводов, Резерфорд решился опубликовал результаты лишь спустя два года после начала исследований в 1911 году.^ Учитель физики. Опираясь на классические представления о движении микрочастиц, Резерфорд предложил планетарную модель атома. Согласно этой модели, в центре атома располагается положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома. Атом в целом нейтрален. Вокруг ядра, подобно планетам, вращаются под действием кулоновских сил со стороны ядра электроны. Находиться в состоянии покоя электроны не могут, так как они упали бы на ядро (объяснение с помощью интерактивной модели.^ 4. Физкультминутка (игра с мячом «Химико-физический гандбол»). Учитель бросает мяч и задает вопрос: – Сколько электронов имеет атом кислорода? Ученик ловит мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч однокласснику и задает аналогичный вопрос. 5. ^ Изучение нового материала.Задача этапа: изучить учебный материал.Метод обучения: частично-поисковый, словесный.Форма обучения: самостоятельная работа с текстом, беседа.^ Деятельность учителей: консультируют обучающихся.- Ионы образуются, когда отдельные атомы принимают или отдают электроны. В этом случае число протонов в атомном ядре перестает быть равным числу электронов в электронной оболочке, и химическая частица приобретает электрический заряд.Но в состав иона может входить и не одно ядро, как в молекуле. Такой ион представляет собой единую систему, состоящую из нескольких атомных ядер и электронной оболочки. В отличие от молекулы общее число протонов в ядрах не равно общему числу электронов в электронной оболочке, отсюда – электрический заряд иона. Ионы – заряженные аналоги атомов и молекулКакие бывают ионы? То есть, чем они могут различаться? По числу атомных ядер ионы делятся на простые (или одноатомные), то есть содержащие одно ядро (например: K, O2), и сложные (или многоатомные), то есть содержащие несколько ядер (например: CO32, Простые ионы – заряженные аналоги атомов, а сложные – заряженные аналоги молекул.По знаку заряда ионы делятся на катионы и анионы. ^ Катионы – положительно заряженные ионыАнионы – отрицательно заряженные ионыПримеры катионов: K(ион калия), Fe2 (ион железа), NH4 (ион аммония). Примеры анионов: Cl (хлорид-ион), N3 (нитрид-ион), PO43 (фосфат-ион), По значению заряда ионы делятся на однозарядные (K, Cl, NH4, NO3 и т. п.), двухзарядные (Са2, O2, SО42 и т. д.) трехзарядные (Аl3, РО43 и т. п.) и так далее.Итак, ион РО43 мы назовем трехзарядным сложным анионом, а ион Са2 – двухзарядным простым катионом. Кроме этого, ионы различаются еще и своими размерами. Размер простого иона определяется радиусом этого иона или ионным радиусом. Размер сложных ионов охарактеризовать труднее. Радиус иона, как и радиус атома, непосредственно измерить невозможно (как вы понимаете, четких границ у иона нет). ^ Учитель химии.- Ребята, вы выяснили что такое ионы. А как вы думаете какую связь называют ионной? Как она может образоваться?Ионная связь – химическая связь, образованная электростатическим притяжением друг к другу разноименно заряженных ионов.Так как ионная связь имеет электростатический характер, то любой простой ион (точечный заряд!) притягивает противоположно заряженные ионы по всем направлениям с одинаковой силой. Эта особенность ионной связи называется ненаправленностью. Из свойств электрических зарядов следует и вторая особенность ионной связи – ненасыщаемость. Смысл ненасыщаемости ионной связи в том, что каждый ион с одинаковой силой притягивает один, два, три, четыре и так далее ионов противоположного знака (если, конечно, они находятся на одинаковом от него расстоянии). Число таких ионов зависит только от их размера. Рассмотрим пример образования ионной химической связи на примере хлорида натрия (http://video.yandex.ru/search.xml).Какое значение имеют ионы? (YouTube – Nikken water Никкен Вода.mht; Первый канал_ Видео.mht)^ 6. Закрепление изученного материала на урокеЗадача этапа: закрепить знания, полученные на уроке.Метод обучения: частично-поисковый.^ Форма обучения: групповая работа с глоссарием, беседа.Деятельность учителей: контроль за работой групп Разбивка на группы: осуществляется следующим образом: на ученические столы выставляются карточки с обозначением химического элемента. Обучающиеся получают карточки с характеристикой атома элемента или его названием (например, металл серебристого цвета, легкий; заряд ядра атома +15) и находят соответствующую карточку с обозначением химического элемента. За правильный выбор обучающиеся добавляют в оценочный лист 1 балл. Каждой группе предлагается глоссарий (приложение 1). Необходимо составить связный рассказ, используя предложенные термины. За правильное выполнение задания обучающиеся добавляют в оценочный лист 5 баллов.^ 7. Дифференцированное домашнее задание.8. Рефлексия (слайд) Обучающиеся выбирают рисунок, соответствующий их эмоциональному состоянию в конце урока.(катион, анион, нейтральный атом) + материал урока усвоил, получил новые сведения – материал урока не усвоил 0 материал урока понял частичноПриложение 1. Глоссарий.Атом (от греч. atomos – неделимый), наименьшая возможная частица любого из простейших химических веществ, называемых элементами. Понятие атома, как и само слово, – древнегреческого происхождения.Атом БСЭ Атом (от греч. atomos – неделимый), частица вещества микроскопических размеров и очень малой массы (микрочастица), наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.^ Химическая связь БСЭ Химическая связь, взаимное притяжение атомов, приводящее к образованию молекул и кристаллов. Принято говорить, что в молекуле или в кристалле между соседними атомами существуют Х. с. Валентность атома (о чём подробнее сказано ниже) показывает число.^ Молекула БСЭ Молекула (новолат. molecula, уменьшительное от лат. moles – масса), наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. М. состоит из атомов, точнее – из атомных ядер.^ Периодическая система химических элементов КругосветПериодическая система химических элементов представляет собой классификацию химических элементов в соответствии с периодическим законом, устанавливающим периодическое изменение свойств химических элементов по мере увеличения их атомной массы.Ионы БСЭ Ионы (от греч. ión – идущий), электрически заряженные частицы, образующиеся при потере или присоединении электронов (или других заряженных частиц) атомами или группами атомов.^ Ионная связь БСЭ Связь между ионамиПриложение 2. Оценочный лист. Фамилия имя__________________________ Повторение изученного материала Разбивка по группам Химико-физический гандбол Работа с глоссарием ИТОГО Ваша оценка 6-7 – «3» 8-9 – «4» Более 9 – «5»